VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Юрисдикция государства, понятие, сущность, пределы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009182
Тема: Юрисдикция государства, понятие, сущность, пределы
Содержание
Аккредитованное образовательное частное
учреждение высшего образования
«Московский финансово-юридический университет МФЮА»
Калининградский филиал

Факультет юридический

Кафедра государственно-правовых дисциплин и уголовно-правовых дисциплин 

Курсовая работа

По дисциплине: Теория государства и права
Студента: Артемьевой Светланы Владимировны; 1 курс, 26Юрк5640, №29216957
На тему: Юрисдикция государства: понятие, сущность, пределы 
Автор работы:
Артемьева Светлана Владимировна
Научный руководитель: 
Ушкина Елена Александровна



                                                          Дата сдачи:
«__»_______________201_г.
                                                            Дата защиты:
«__»_______________201_г.
Оценка:_________________
Калининград 2017
АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧСЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Кафедра _Государственно-правовых дисциплин и уголовно-правовых дисциплин____
Дисциплина _Теория государства и права___________________________
Факультет__Юридический__________________группа 26Юрк5640__

ЗАДАНИЕ 
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 

Студенту:_Артемьевой Светлане Владимировне______________________
(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:_Ушкина Елена Александровна_____
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Тема: Юрисдикция государства: понятие, сущность, пределы 

Основные вопросы, подлежащие разработке: Определение понятия юрисдикции государства, ее сущность и пределы
Основная литература: 
1.Из предварительного доклада об иммунитетах должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции / Документ ООН A/CN.4/61 от 28 мая 2008 г. 
2.Бабурин С. Н. «Территория государства: правовые и геополитические проблемы» / Изд-во Моск. университета  1997г
Гарсиа Гарридо М. Х. «Римское частное право: казусы, иски, институты» / Пер. с исп.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2005. С. 159.
3. Иногамова-Хегай Л. В. «Международное уголовное право» / СПб., 2003. С. 83.
4. Колосов Ю.М., Кривчикова Э. С. «Действующее международное право: В 3 т.» / М., 1999. Т. 3.
5. Моисеев А. А. «Суверенитет государства в международном праве: Учеб. Пособие» / М., 2009. С. 32.
6. Степаненко В. И. «Основные направления воздействия международных договоров на советское уголовное право / Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения» Свердловск, 1984. С. 88. 
7. Черниченко О. С. «Международно-правовые аспекты юрисдикции государств: Автореф»/ М., 2003. С. 8. 
8. Черниченко С. В. «Теория международного права» /М., 1999. С. 114.
9. Шергин А. П. «Административная юрисдикция» / М., 1979. С. 12. 








Оглавление
Введение	3
Глава I	6
1. Юрисдикция государства. Понятие	6
2.Территориальная юрисдикция	6
3. Личная (национальная) юрисдикция	9
4. Виды юрисдикции	9
5. Сущность юрисдикции государства	10
6. Споры об определении понятия юрисдикции	12
7. Пределы юрисдикции государства	15
Выводы	16
    Глава 2	17
    1. Определение понятия юрисдикции с точки зрения разных учёных и профессоров	17
    2. Классификация юрисдикции	21
    Выводы	29
    Заключение	30
    Список использованных источников……………………………………………………………….………...31


Введение
          Возникновение государств привело к возникновению межгосударственных отношений международного права. Его зачатки складывались в виде региональных международно-правовых систем, охватывающих сравнительно небольшие географические района – те, где раньше всего появились государства.
     Изучение термина "юрисдикция" следует начинать с рассмотрения его этимологии. Традиционно принято считать, что термин "юрисдикция" происходит от латинских слов «jus» -  право и «dico» - говорю. Разным определениям понятия "юрисдикция" способствовал перевод этого термина с латыни («jurisdictio» - судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово «justitio», а также толкование слов «jus», «disere» как разрешение конфликта или применение властью установленных правил.
     Юрисдикция определяется по виду и характеру разрешаемых дел (преступления и проступки, имущественные споры между хозяйственными организациями и отдельными лицами и т.д.), по их территориальной принадлежности, в зависимости от участвующих в деле лиц (подсудность военнослужащих военным трибуналам). Различают юрисдикцию арбитражных и общих судов, корпоративную, гражданскую, уголовную, налоговую и др. Выделяется также юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства на рассмотрение и разрешение дел в соответствии с их компетенцией. В научной литературе упоминаются ее разновидности. Например, юрисдикция государства над воздушными судами, космическими объектами, морскими судами, основной задачей которой является решение правовых вопросов, связанных с государственной деятельностью и его полномочиями. Иначе трактуется налоговая юрисдикция. Здесь подразумевается территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.
     Актуальность. Моя курсовая работа является актуальной, так как ежедневно происходят события, опирающиеся на юрисдикцию государства. Установление границ юрисдикции регулирует вмешательство сторон, что гарантирует безопасность государства и ее границ. Государство может осуществлять свою юрисдикцию на своей собственной территории. Это включает в себя компетенцию на издание законов, на их толкование и применение и принятие мер, обеспечивающих соблюдение законов. Международное право признает, что в некоторых обстоятельствах государство может принимать законы и выносить решении, касающиеся событий, происходящих за пределами национальной территории. При этом осуществление исполнительной компетенции, как правило, ограничивается территорией государства. Несоблюдение юрисдикции вызвало бы множество конфликтов между государствами.
     Цель моей работы – изучить процесс юрисдикции государства и ее применение. Для достижения цели исследования анализируются конституции и конституционные законы, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации.
     Задачи:
* Дать понятие юрисдикции государства;
* Проанализировать и сравнить определение понятия юрисдикции учеными;
* Определить сущность юрисдикции государства;
* Рассмотреть пределы юрисдикции государства;
* Изучить международно-правовые акты и другую документацию по этой теме.
Объект исследования является понятие юрисдикции государства.
Предмет исследования является теория государства и права.
     Применение разнообразных методов исследования (сравнительно-правового, структурно-функционального, конкретно-социологического, аксиологического и других) способствовало обращению одновременно к теории государства и права, конституционному, административному и муниципальному праву.












Глава I
1. Юрисдикция государства. Понятие
     Юрисдикция государства - права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство обладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. 
2.Территориальная юрисдикция
     Территориальная юрисдикция (jurisdictio (лат.) — судопроизводство) представляет собой установленную законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям, судебный, законодательный и административный аспекты общей правовой компетенции государства. Юрисдикция всегда имеет территориальный характер, выражающийся в прямой зависимости предмета юрисдикции от его пространственного местонахождения, режима территории и разумности интересов той юрисдикции, которую стремятся осуществить. Наиболее ярко это проявляется в уголовной юрисдикции, где непреложно признается принцип принадлежности юрисдикции судам того места, где совершено преступление.
     Юрисдикция в точно установленных законом пределах и случаях осуществляется органами государственной власти (судом, органами исполнительной власти, разного рода инспекциями, администрацией предприятий и учреждений) и органами общественности (например, судами чести или товарищескими судами). Решения любого органа вне пределов его юрисдикции являются незаконными и подлежат отмене.
     Понятие юрисдикции значительно уже понятия территориального верховенства. Но, с другой стороны, юрисдикция государства может осуществляться в районах, где государство не осуществляет территориального верховенства. Так, согласно морскому праву прибрежное государство может в определенных случаях осуществлять контроль в зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю.
     Территориальные пределы действия права — это уже сфера политики. Через законотворчество политика государства находит свое воплощение в принципах права. Не случайно все правовые системы предполагают (явно или по умолчанию), что “в случае отсутствия законодательных установлений необходимо соблюдать политику государства” (ст. 6 Общих положений гражданского права КНР). Есть и другой аспект этой проблемы. Правовой вакуум может быть и случайным, и преднамеренным. Именно политика определяет, где действует право, а где ему нет места.
     В отрыве от территориального аспекта невозможно уяснить понятие правовой нормы. Сами по себе правовые нормы выступают в качестве социальных моделей и принципов (даже в части конструирования тех или иных юридических механизмов), обязательный характер которых начинается лишь с определения границ пространства принудительного действия этих норм.
     Сказанное относится к нормам отраслей любого национального права. Территориальную обусловленность, например, закрепляет параграф 1 ст.2 Федерального закона Австрийской Республики “О правовом положении национальных меньшинств” (1976 г.), а ст. 8 Общих положений гражданского права КНР (1986 г.) содержит принцип: “При осуществлении гражданской деятельности в пределах территории Китайской Народной Республики применяются законы и положения Китайской Народной Республики, если законодательством не предусмотрено иное. Относящиеся к гражданам положения настоящего Закона применяются к находящимся в пределах территории Китайской Народной Республики иностранцам и лицам без гражданства, если законодательством не предусмотрено иное”. Алжирский ордонанс № 65 — 278 от 16 ноября 1965 г. “О судебной организации” начинался с учреждения пятнадцати судов “на всей национальной территории” (ст.1), при этом “в границах территориальной юрисдикции” каждого суда учреждались трибуналы; их количество, место пребывания и юрисдикция устанавливались декретом (ст.2).
     Не случайно, когда силами карательных органов США 18 ноября 1978 г. в джунглях Гайаны было совершено массовое убийство 918 американских граждан — членов организации обездоленных жителей США “Храм народов”, склонявшихся к эмиграции в СССР, это было выдано за массовое самоубийство мужчин, женщин и детей. Малейший намек на официальное признание причастности к свершившемуся злодеянию американских спецслужб породил бы обвинения США в проведении политики государственного терроризма и попрании суверенитета Гайаны.
     В межгосударственных отношениях для признания и применения конкретных норм права потребовалось закрепить в соответствующих актах не только взаимные обязательства защищать территориальную неприкосновенность и политическую независимость, но и объединить усилия в достижении общих целей (гл. I Устава ООН). Любой международный договор, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, обязателен для каждого участника в отношении всей его территории (ст.29 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.).
     С изменением территории, например в результате размена ее спорными участками между государствами, автоматически, т.е. без какого-либо дополнительного решения, изменяется (начинается или прекращается) действие правовых норм соответствующего государства на всем пространстве, претерпевшем изменения.
     При неизменности территории государства процесс развития правовой системы идет по своим внутренним законам и зависит лишь от социально-экономической и политической ситуации в обществе. В этом случае правовые нормы претерпевают изменения по существу при сохранении неизменным общего правового пространства государства.
3. Личная (национальная) юрисдикция
     Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море, в Антарктике, в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, юрисдикция государства распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное не предусмотрено международным соглашением. В случаях возникновения коллизии вопрос о применении юрисдикции того или иного государства решается на основании международных договоров или международно-правовых обычаев.
     Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, другие государства обязаны уважать эти права и не вмешиваться в их осуществление. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала государства отказаться от законов, экстратерриториальное действие которых противоречит суверенитету других государств.
4. Виды юрисдикции
Основными видами юрисдикции государства являются:
     1) Уголовная юрисдикция. Включает в себя возможность привлечения лица, находящегося на борту иностранного судна, к уголовной ответственности, применения к нему мер пресечения и иных мер, необходимых для производства расследования (включая право остановить судно, осуществляющее мирный проход).
     2) Гражданская юрисдикция (в широком смысле) - это юрисдикция по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров и иных дел. Применительно к проблеме распространения юрисдикции на территориальное море наиболее важным является вопрос о том, относится ли к компетенции российских судебных органов рассмотрение исков о возмещении ущерба, причинённого судном во время пребывания в прибрежных водах.
     3) Судебная юрисдикция - предопределяет возможность применения к иностранному судну мер по обеспечению производства по гражданским делам (обеспечительные меры и меры по принудительному исполнению решения суда в гражданском и арбитражном процессах).
5. Сущность юрисдикции государства
     Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.
     Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.
     Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основным является территориальный принцип. В проекте Декларации прав и обязанностей государств он сформулирован так: "Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов".
     В пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что власть государства распространяется и за пределы его территории, например на граждан, находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положения морские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международном пространстве, считаются частью территории государства их флага. В определенной мере власть государства распространяется и на морские воды, не входящие в состав его территории.
     Вторым принципом является персональный, в соответствии с которым государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан и в том случае, если они находятся за пределами его территории. Речь идет об экстратерриториальной юрисдикции. Зачастую ее действие распространяется также на лиц без гражданства (апатридов) и даже на иностранцев, постоянно проживающих в данном государстве.
     Поскольку в пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, а в отношении своих граждан за рубежом - ограниченную, то преимущественная сила принадлежит праву страны пребывания. Иностранное государство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.
     Так, сфера действия законодательства определяется Воздушным кодексом РФ 1997 г. следующим образом: воздушное законодательство РФ регулирует соответствующие отношения "на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации..."
     Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Его органы за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в определенной мере их деятельность. Дипломатические представительства и консулы следят за соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также за тем, чтобы эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания договоров с представляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют акты бесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).
     Помимо министерства иностранных дел все большее число иных ведомств осуществляет властные функции за рубежом. Немало новых моментов вносит практика стран СНГ. Так, многосторонняя Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает, что стороны имеют право "допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения
     Особым случаем являются соглашения о пребывании на территории государства иностранных вооруженных сил, которые распространяют почти полную юрисдикцию иностранного государства на часть территории страны.
6. Споры об определении понятия юрисдикции
     Первичным и одним из самых спорных вопросов в контексте изучения различных аспектов юрисдикции в доктрине международного и внутригосударственного права является определение понятия данной правовой категории. Сам термин «юрисдикция» сегодня один из самых распространенных в юридической практике, возникновение которого справедливо связывают с эпохой становления государства и права. Казалось бы, за все время его употребления в юриспруденции можно было прийти к единому пониманию его сущности. Однако, несмотря на частое использование данного термина в различных ситуациях, единого подхода в науке и практике в этом отношении до сих пор нет, что единодушно отмечают зарубежные и отечественные ученые.
     Как ни парадоксально, в современном международном праве не существует определения понятия юрисдикции: положения универсальных конвенций и локальных договоров зияют пробелом в той части, которая касается употребления терминов. В большинстве международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих юрисдикционные аспекты, термин «юрисдикция» лишен конкретного содержания и рассматривается как некие меры или мероприятия, которые государствам-участникам надлежит предпринять и осуществить в отношении того или иного объекта для достижения конечной цели договора. Довольно часто в международно-правовых актах юрисдикция рассматривается с точки зрения распространения суверенной власти государств-участников на какие-либо объекты или определенные участки территории, т. е. как проявление территориального верховенства. Ярким примером такого рода соглашений является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: ст. 56 договора гласит, что прибрежное государство «в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды».
     В других соглашениях юрисдикция предполагает принятие мер по противодействию транснациональным преступлениям, включая криминализацию деяния и проведение уголовно-процессуальных действий компетентными органами государств. Такие конвенции, как правило, определяют возможность осуществления уголовной юрисдикции исходя из существующих принципов действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц (Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г. и многие другие). Третий вариант касается международно-правовых актов, где юрисдикция предполагает комплекс процессуальных мероприятий, входящих в компетенцию судебных органов. Это Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. или Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. Так, в процессе работы над Конвенцией о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности в Комиссии международного права ООН (КМП) специальный докладчик предложил следующее определение юрисдикции: «Термин «юрисдикция» означает компетенцию или правомочия государства-территории возбуждать судебное разбирательство, разрешать споры или выносить решения в отношении гражданских судебных споров, а также правомочия отправлять правосудие во всех его аспектах».
     Однако необходимо иметь в виду, что сфера действия права и сфера осуществления права - элементы взаимосвязанные, т. е. юрисдикция в ее полном значении есть не только возможность создания норм права и допустимость ожидать их соблюдения, но и реальная возможность обеспечения такого соблюдения, это средство, с помощью которого право делается функциональным и имеющим юридическую силу. Подобной точки зрения придерживаются сегодня многие российские ученые - А. И. Бойцов, И. И. Лукашук, Л. Н. Галенская, Ю. С. Ромашев и др. Например, И. И. Лукашук отмечал, что полная юрисдикция «означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами». Л. Н. Галенская также пишет, что ее понятие «включает в себя действие норм права в пространстве и по кругу лиц, охватывая все способы реализации права: применение, соблюдение и использование».
     Такой подход к содержанию юрисдикции является наиболее правильным и объективным, поэтому юрисдикцию государства можно определить как возможность государственных органов от имени государства осуществлять правовое регулирование общественных отношений и обеспечивать его соблюдение посредством применения механизма государственного принуждения. Объем и пределы действия юрисдикции, по мнению Г. Шварценбергера, лучше всего могут быть охарактеризованы при помощи классификации ее основных форм. Первым основанием классификации служит объект юрисдикции, в зависимости от которого профессор выделяет персональную и территориальную юрисдикцию. Во вторую очередь критерием для разделения он ставит характер осуществления юрисдикции (ординарная и экстраординарная юрисдикция). В зависимости от пределов действия государственного суверенитета различают ограниченную и неограниченную юрисдикцию, и, наконец, на основании существования конкретных или абстрактных обстоятельств Г. Шварценбергер выделяет потенциальную и фактическую юрисдикцию. 
7. Пределы юрисдикции государства
     Обычно считается, что юрисдикция государства распространяется на всех лиц, собственность, действия и события на его территории, и с этой целью в его территорию включаются территориальные воды. 
     Однако обычно государства вводят ограничения при применении юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту иностранных судов иностранными гражданами, при условии, что не нарушается общий порядок и что преступление не относится к категории тяжких, особенно если консульский представитель данного иностранного государства явно контролирует ситуацию. 
     Юрисдикция также распространяется на воздушные суда, зарегистрированные в данном государстве, морские суда, плавающие под его флагом, и на его граждан за рубежом, кроме этого, всеобщей юрисдикции подлежат пираты и военные преступники.
     
     
     

Выводы
     Таким образом, в международно-правовых актах отсутствует однозначное определение юрисдикции, как нет его и на доктринальном уровне. Те определения, которые дают зарубежные и отечественные ученые, сильно варьируются между собой, например: «юрисдикция как государственно-властная деятельность состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых актов»; или «термин «юрисдикция» обычно применяется для обозначения компетенции судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных и других дел»; или «юрисдикция государств - одна из наиболее спорных областей международного права, затрагивающая возможность применения внутреннего права государства к событиям и индивидам, находящимся за пределами его территории, при обстоятельствах, затрагивающих интересы других государств».



Глава 2
1. Определение понятия юрисдикции с точки зрения разных учёных и профессоров
     В двухтомном труде профессора С. В. Черниченко по теории международного права под юрисдикцией понимается облеченная в правовую оболочку возможность государственного принуждения. Ею можно считать определяемую государством возможность и допустимость ожидать и требовать осуществления своих правовых велений (предписаний и запретов) и обеспечивать их осуществление.
     Анализ существующих международно-правовых исследований, посвященных различным аспектам юрисдикции, позволяет сделать вывод о том, что содержание юрисдикции рассматривается учеными с трех основных позиций. Сторонники первой из них применяют расширительное толкование для определения юридической природы юрисдикции. Например, Г. Оксман считает, что «под юрисдикцией государства в самом широком ее смысле понимается законное право этого государства действовать, а значит, и его право решать, действовать ли, а если действовать, то как». Малколм Шоу пишет, что «юрисдикция означает правомочие государства влиять на имущество людей и человеческие обстоятельства и отражает базовые принципы государственного суверенитета, равенства государств и невмешательства во внутренние дела».
     Среди российских ученых подобного расширительного толкования юрисдикции придерживается А. А. Моисеев, который утверждает, что «юрисдикция государства - это совокупность государственных прав и полномочий, позволяющих осуществлять правомерные действия государству, его государственной власти». Данное определение он обосновывает положениями ст. ст. 71 и 72 Конституции нашей страны, которые закрепляют исключительную и совместную с субъектами РФ сферу ведения Российской Федерации. 
     Таким образом, решение вопроса о соотношении юрисдикции и компетенции (государства) лежит в плоскости реализации последней в основных направлениях деятельности государства. Большинство российских и зарубежных ученых подразумевают под такими направлениями функции государства, подразделяя их на внутренние и внешние. И если реализация внутренних функций государства в рамках его компетенции, как правило, связана с установлением и осуществлением юрисдикции (кроме идеологической и отчасти политической и экономической функции), то применительно к внешним функциям государства в сфере международных отношений термин «юрисдикция» далеко не всегда будет приемлемым. Поэтому содержание компетенции шире, чем юрисдикция. Компетенция - это сфера ведения субъекта, комплекс его прав и полномочий, тогда как юрисдикция представляет собой реализацию только правовой компетенции государства. Следующее высказывание как нельзя лучше подходит для перехода от расширительного толкования понятия юрисдикции к его ограничительному пониманию как правоприменительной деятельности государства, которого придерживаются сторонники другой точки зрения на содержание этого явления: «Юрисдикция - термин, имеющий отношение к понятию власти и употребляемый в ряде таких выражений, как «компетенция», а также в другом ряде смежных выражений, например «подсудность».
     А. П. Шергин писал, что юрисдикция - это самостоятельный вид правоприменительной деятельности государства и ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения. По мнению Л. В. Иногамовой-Хегай, юрисдикция - это правоприменительная деятельность государственных органов, область действия государственной власти. В. И. Степаненко при характеристике влияния международных договоров на пределы действия юрисдикции замечал, что термин «юрисдикция» применяется для обозначения компетенции судебных, а также иных правоприменительных органов, и возражал против расширительного толкования этого понятия. В одной из последних отечественных работ, посвященной исследованию международно-правовых аспектов юрисдикции государств, юрисдикция определяется как «возможность, которой обладает государство, с учетом его международно-правовых обязательств обеспечивать реализацию своего права путем угрозы применения или применения правового принуждения». Таким образом, некоторые ученые рассматривают юрисдикцию лишь как средство обеспечения принятых правовых норм (исполнительная или правоприменительная юрисдикция). 
     Ограничение содержания юрисдикции лишь правоприменительным процессом обусловлено двумя основными факторами. В первую очередь, такой подход связан с вопросом ее практической реализации. Например, в контексте Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (как уже было сказано выше), из-за привязки юрисдикции к иммунитетам содержание юрисдикции рассмотрено только через призму процессуальных действий компетентных органов государства. Как следует из комментариев к проекту статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятому КМП на сорок третьей сессии в 1991 г., концепция юрисдикции «охватывает весь судебный процесс: от начала процесса или возбуждения разбирательства, вручения повесток в суд, расследования, допроса, суда, постановлений, которые могут представлять собой временные или промежуточные меры, до принятия решений о вынесении различных видов приговоров и их исполнения или приостановления и последующего освобождения от исполнения». 
     Этот же подход используется Р. А. Колодкиным, российским экспертом в КМП, специальным докладчиком по теме «Иммунитеты должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции». Из его предварительного доклада по теме следует, что по смыслу как Конвенции, так и его конкретной темы иммунитет от юрисдикции не освобождает того, кто им пользуется, от законодательной юрисдикции и не выводит за рамки материального права государства-территории. Поскольку в проекте статей речь идет об иммунитете только от исполнительной и судебной юрисдикции, от юридического процесса, постольку и в содержание юрисдикции вкладывается лишь процессуальный аспект. 
     Вторая причина отождествления юрисдикции с правоприменением отчасти связана с переводом этого термина с латинского языка. Практически во всех современных источниках происхождение слова юрисдикция (от латинского - jurisdictio) объясняется сочетанием «jus» - право и «dico» - говорю и отождествляется с судопроизводством или правосудием. Такое понимание стало сегодня традиционным в доктрине и, как правило, не оспаривается. Известный современный испанский юрист, один из крупнейших специалистов по дигестам Юстиниана и римской казуистике Гарсиа Гарридо пишет, что содержание юрисдикции заключается в «трех священных словах» – «tria verba solemnia: do, dico, addico», где – «do» (dare) означает назначение судьи или арбитра, выбранного спорящими сторонами или магистратом, полномочие предоставить тот или иной иск или отклонить его; - «dico» (jus dicere) подразумевает все заявления магистрата, относящиеся к праву, которое следует применить в данном процессе; - «addico» (addicere) подразумевает акты, которые трактуют право в пользу одной из сторон процесса. В целом же юрисдикция рассматривается ученым как полномочия претора на организацию и участие в судебном процессе.
     Еще более неоднозначное толкование термина «юрисдикция» содержится в словаре Федора Дыдынского конца позапрошлого века, где ее содержание рассмотрено в трех основных значениях: 1) суд, расправа, судопроизводство, судебная власть, защита прав, решение дела; 2) право претора издавать постановления по спорным делам; 3) юридические эдиктальные правила, положения.
     Сегодня сложно утверждать, что тот или иной перевод является однозначно и единственно верным, но даже если предположить, что возникновение исследуемого термина связано прежде всего с осуществлением правосудия, необходимо обратить внимание на то, что в истоках изначального происхождения слова лежит латинский язык, поэтому для выработки его современной интерпретации кажется логичным применять этимологический подход и учитывать, что так или иначе исторический фактор затронул первичную форму и мог изменить значение, существующее на данный момент. Ограничение содержания юрисдикции в доктрине международного права связано не только с пониманием этого явления как правоприменительной деятельности государства: некоторые ученые отождествляют юрисдикцию со сферой действия материального права в пространстве, во времени и по кругу лиц. При этом в содержание юрисдикции вкладывается только ее позитивный аспект, и она рассматривается как возможность государства предписывать правила поведения в пределах своей компетенции (предписывающая юрисдикция). 
2. Классификация юрисдикции 
     И. И. Лукашук проводит следующую классификацию юрисдикции государств: - по действию в пространстве - территориальная и экстратерриториальная; - по характеру власти - законодательная, исполнительная (административная) и судебная; - по объему - полная и неполная (автор отмечает, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную в пределах специальной экономической зоны моря и континентального шельфа, а также в отношении своих граждан за рубежом); - по объему действия права - предписывающая, судебная и юрисдикция принужд.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44