- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимосвязь темперамента и организаторских способностей у менеджеров разного уровня
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007627 |
Тема: | Взаимосвязь темперамента и организаторских способностей у менеджеров разного уровня |
Содержание
Взаимосвязь темперамента и организаторских способностей у менеджеров разного уровня Оглавление Введение 3 РАЗДЕЛ 1. Обзорно-аналитическое исследование проблемы взаимосвязи организаторских способностей менеджеров с разным типом темперамента 6 1.1. Психологическая характеристика феномена темперамента 6 1.2. Изучение проблемы организаторских способностей менеджеров в отечественной и зарубежной науке 13 1.3. Основные особенности профессиональной деятельности менеджера 28 1.4. Особенности проявления организационных способностей и темперамента у менеджеров разного уровня 42 Выводы к разделу 1………………………………………………………. . РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи организаторских способностей менеджеров и типов темперамента…………………………… 2.1. Описание выборки и процедуры исследования…………………… 2.2. Обоснование методик исследования……………………………… РАЗДЕЛ 3. Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи стиля организаторских способностей менеджеров и типов темперамента ……… 3.1. Описание и анализ результатов исследования……………….…… 3.2. Описание и анализ результатов математической обработки данных……………………………………………………………………..…….. Выводы к разделу 3 ……………………………………………………… ВЫВОДЫ………………………………………………………………….. Список используемой литературы……………………………………… Приложения……………………………………………………………….. Введение Актуальность темы. Деятельность менеджеров можно отнести к управленческой. По сравнению с остальными видами деятельности в компаниях, она имеет ряд отличий, которые проявляются в характере, предмете, результатах труда и используемых средствах. Специфику деятельности менеджеров определяет сущность управления как деятельности, направленной на постановку цели и объединение усилий сотрудников для их эффективного и своевременного достижения. Стоит отметить, что успешность деятельности менеджеров зависит от его личностных качеств и свойств, среди которых немаловажную роль играют темперамент и организаторские способности. Темперамент – одно из наиболее важных свойств личности. Интерес к его изучению был вызван тем фактом, что между людьми существуют индивидуальные различия, обусловленные особенностями физиологического и биологического строения и развития организма, социального развития, неповторимостью социальных контактов и связей личности. Несмотря на постоянные и неоднократные попытки изучить вопрос темперамента, до сих пор он относится к разряду до конца не решенных и спорных проблем современной психологии. Существует множество разнообразных подходов к исследованию темперамента, большинством исследователей (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, И.П. Павлов, В.М. Русалова, Б.М. Теплов) признается, что темперамент является биологическим фундаментом, на базе которого формируется личность как социальное существо, а те свойства, которые обусловлены темпераментом, являются самыми долговременными и устойчивыми. Стоит отметить, что с точки зрения некоторых ученых (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, A.M. Лисина) от свойств темперамента зависит успешность выполнения всех видов деятельности. Также в выполнении профессиональной деятельности особую роль играют организационные способности, формирующиеся в течение всей жизни и изменяющиеся под влиянием объективных внешних условий, т.е., являются преобразуемыми и формируемыми. Исследованием вопросов организаторских способностей занимались как отечественные, так и зарубежные психологи: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплова, Л.М. Фридман, С. Цвейг и др. Однако, научная разработка проблемы способностей еще крайне недостаточна. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы. Проблема исследования: несмотря на разнообразие подходов к пониманию темперамента и организаторских способностей, разработку вопроса их влияния на деятельность человека в организации, до сих пор проблема их влияния на успешность деятельности управленцев относится к разряду до конца не решенных и спорных проблем современной психологии управления. Отсюда вытекает противоречие: между наличием множества исследований проблемы темперамента и организаторских способностей и недостаточным теоретическим и эмпирическим обоснованием их влияния на управленческую деятельность в организации. Объект исследования: личностные особенности менеджеров разных уровней. Предмет исследования: особенности проявления темперамента и организаторских способностей у менеджеров разного уровня. Цель исследования: теоретическое исследование особенностей проявления темперамента и организаторских способностей в профессиональной деятельности менеджеров разного уровня. Задачи исследования: Дать психологическую характеристику феномена темперамента. Проанализировать основные особенности профессиональной деятельности менеджера в современных условиях. Изучить проблему организаторских способностей менеджеров в отечественной и зарубежной науке. Выявить особенности проявления темперамента и организационных способностей у менеджеров разного уровня. Провести эмпирическое исследование и проанализировать особенности взаимосвязи темперамента и организационных способностей у менеджеров разного уровня. Гипотеза исследования: Теоретическая база исследования: научные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам менеджмента и управленческих методов (Б. Ф. Аникин, Л. А. Бурганов, О. С. Виханский, Р. С. Галькова, А.В. Тебекин и др.). Методы исследования. При написании курсовой работы использовались теоретический анализ литературы; психодиагностическое тестирование, анкетирование, опрос, эксперимент, математико-статистический анализ (вычисление первичных статистик, критерий ранговой корреляции Спирмена). Методики исследования: Личностный опросник Айзенка (EPI). Методика КОС. Тест "Диагностика лидерских способностей" (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной методики В.П.Захарова) Выборка исследования: 20 человек - сотрудники ООО "Леруа-Мерлен"- ВОСТОК". Возраст испытуемых – 23-47 лет Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретическая и две практических), заключения, списка использованной литературы и приложений. РАЗДЕЛ 1. Обзорно-аналитическое исследование проблемы взаимосвязи организаторских способностей менеджеров с разным типом темперамента Психологическая характеристика феномена темперамента Исследователи индивидуально-психологических особенностей личности под темпераментом, в первую очередь понимают динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпе психической деятельности [37, с.179]. Немалый вклад в изучение темперамента внесли работы В.Д.Небылицина, И.П.Павлова, Б.М.Теплова, (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), Л.Б. Ермолаевой-Томиной, И.М. Палей, В.М.Русалова и многих других [25, с.163]. Из-за отсутствия необходимых знаний длительное время исследователи не имели возможность дать истинно научную основу учению о темпераменте, и лишь в результате исследований И.П.Павловым высшей нервной деятельности человека и животных, стало известно, что физиологическая основа темперамента – это сочетания главных свойств нервных процессов [34, с.198]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна для темперамента характерна сила психических процессов. Причем существенна их абсолютная сила в определенный момент и степень динамической устойчивости. В случае значительной устойчивости на силу реакций влияет изменяющиеся условия, в которых оказался человек, и она должна быть адекватна этим условиям: при более сильном внешнем раздражении возникает более сильная реакция, и наоборот. Если же индивид обладает большой неустойчивостью, то в зависимости от изменчивого состояния личности сильное раздражение может вызвать у него или очень сильную, или очень слабую реакцию, и наоборот. Даже значительное событие, может оставить безразличным человека, а какая-то мелочь - дать бурную вспышку, т.е. реакция будет неадекватна раздражителю [37, с.181]. Темперамент, прежде всего, проявляется в впечатлительности человека, которая характеризуется устойчивостью и силой воздействия, оказавшего на человека впечатление. В зависимости от особенностей темперамента у одного человека воздействие распространяется с большой скоростью, у других - с малой в более глубокие слои психики [41, с.486]. А.Г. Рубинштейн считал, что темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости — силе эмоционального возбуждения, скорости, с которой оно охватывает личность, и устойчивости, с которой оно сохраняется. Темперамент личности определяет, насколько он сильно и быстро загорается, а затем угасает. Эмоциональная возбудимость может проявляться в настроении (повышенное до экзальтации или пониженное до депрессии) и его смене, что связано с впечатлительностью. Другое центральное выражение темперамента – импульсивность, характеризующаяся силой возбуждений, скоростью и устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает эмоциональную возбудимость и впечатлительность [36, с.84]. Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое практически в каждом учебнике психологии, разделялось многими исследователями. По мнению Гиппократа-Галена на уровень жизнедеятельности организма влияет соотношение между жидкостями, которые циркулируют в организме человека, - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Это соотношение индивидуально для каждого организма. Постепенно на основе теории Гиппократа сформировалось учение о типах темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), меланхолический (от греч. melaina - черная желчь) и флегматический (от греч. phlegma - слизь) [44, с.95]. Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространившаяся, прежде всего, среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Г.Г. Карус, Л.Л. Ростан), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей [33; с.128]. Независимо от гипотез о физических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками процессов [42; с.68]. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов В. Вундта, который понимал под темпераментом предрасположенность к аффекту. Он выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (В.Вундт, 1874). С древности исследователи, наблюдая огромное разнообразие поведения, которое совпадало с различиями в физиологических функциях и телосложении, старались их упорядочить и сгруппировать. Так возникали различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют теории, в которых связывались свойства темперамента, понимаемые как врожденные или наследственные, с различиями в телосложении. Данные типологии называются конституционными типологиями. Самая распространенная – это типология Э.Кречмера, который выдвинул идею о том, что у людей с определенным типом сложения есть определенные психические особенности. Проведя множество измерений различных частей тела, он выделил следующие конституциональные типы: атлетик, лептосоматик, пикник, диспластик, с которыми он соотносит три типа темперамента: шизотимик, циклотимик и иксотимик [26; с.27]. Но из-за ошибочного определения Э. Кречмером роли конституциональных особенностей в психическом развитии личности, его теория приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер. В США же популярна концепция У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. Он исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены три типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, которым соответствуют определенные типы темпераментов: висцеротония, соматония и церебротония. Эндоморфный тип, по его мнению, характеризуется мягкостью и округлостью внешнего облика, слабым развитием мускульной и костной систем; данному типу соответствует висцеротонический темперамент, характеризующийся любовью к комфорту, медленными реакциями и расслабленностью, наличием чувственных устремлений. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, атлетичностью и силой, преобладанием костно-мускульной системы; с ним связан соматотонический темперамент, характеризующийся склонностью к риску, агрессивностью, активностью, смелостью, любовью к приключениям, жаждой мускульных действий. Эктоморфный тип конституции проявляется в отсутствии выраженной мускулатуры, изяществе и хрупкости телесного облика; этому типу соответствует церебротонический темперамент, который характеризуется склонностью к одиночеству и обособлению, малой общительностью, повышенной реактивностью [48; с.96]. Физиологической основой темперамента является нейродинамика мозга, находящаяся во внутреннем взаимодействии с системой эндокринных и гуморальных факторов, т.е. нейродинамическое соотношение подкорки и коры (Ю.В. Белов, Э. Кречмер, Н. Пенде) [7; с.53]. И.П. Павлов считал, что важное значение для темперамента имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности статики, вегетатики и моторики. Тонус и динамика подкорковых центров влияют на тонус и готовность коры к действию. Т.е. подкорковые центры влияют и на темперамент. С точки зрения И.П.Павлова, тип нервной системы является врожденным, слабо подверженным изменениям под влиянием воспитания и окружения, а ее свойства формируют физиологическую основу темперамента [37; с.75]. Изначально было выделено четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический, каждый из которых можно определить соотношением импульсивности и впечатлительности, являющихся основными психологическими свойствами темперамента. Сангвиник общителен, достаточно быстро приспосабливается к новым условиям и сходится с людьми. У него легко возникают и сменяют друг друга чувства, их эмоциональные переживания, чаще всего, неглубоки, он обладает богатой, подвижной, выразительной мимикой, нуждается в новых впечатлениях, непоседлив, недостаточно регулирует свои импульсы и придерживается выработанной системы в работе и распорядка жизни. Холерику присущи повышенная возбудимость, прерывистость действий, стремительность и резкость движений, принципиальность, импульсивность, инициативность, энергичность, сила, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Из-за своей неуравновешенности, холерик, увлекшись делом, истощается больше, чем нужно. Флегматику присущи медлительность и спокойствие в действиях, речи и мимике, ровность, постоянство, глубина чувств и настроений, сравнительно низкий уровень активности поведения, новые формы которого медленно вырабатываются, но являются очень стойкими. Это ровный в отношениях, в меру общительный, упорный и настойчивый "труженик жизни", который не склонен к аффектам, редко выходит из себя, рассчитывая свои силы, всегда доводит дела до конца, не любящий болтать попусту [27; с.217-220]. Меланхолику присущи приглушенность и сдержанность речи и моторики, робость, застенчивость, нерешительность. Его реакции часто не соответствуют силе раздражителя, чувства, при слабом выражении, обладают глубиной и устойчивостью. Ему сложно долго сосредотачиваться на чем-то, а сильные воздействия зачастую вызывают у них длительную тормозную реакцию. В нормальных условиях меланхолики – глубокие, содержательные люди, которые могут быть хорошими работниками. В случае возникновения неблагоприятных условий может превратиться в боязливого, тревожного, замкнутого, ранимого человека. Подводя итог можно сказать, что темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, которые определяют динамику психической деятельности человека, одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее целей, мотивов, содержания и остаются постоянными даже в зрелом возрасте. С середины XVIII в. развивались теории темперамента, которые связаны с рядом свойств нервной системы. Далее возникали теории, которые особенности темперамента связывали с определенными физиологическими и анатомическими характеристиками нервной системы. Они частично получили экспериментальное подтверждение в типологии И.П. Павлова, который недвусмысленно показал, что ряд свойств нервной системы формируют физиологическую основу темперамента. Изучение проблемы организаторских способностей менеджеров в отечественной и зарубежной науке Проблема организаторских способностей в современной психологической теории является одной из наиболее актуальных. Сегодня, в век информационных технологий, как никогда остро, стоит проблема формирования и развития организаторских способностей. Последовательно рассмотрим основные теоретические разработки по этой проблематике. Проблема организаторских способностей и тех факторов, которые влияют на их формирование и развитие, требует комплексного и глубокого изучения. Несмотря на достаточно высокую степень разработанности в данной сфере, на сегодняшний день исследований, которые имеют непосредственное прикладное значение, по-прежнему недостаточно. Разнообразные аспекты проблемы организаторских способностей изучали в своих работах отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е. Гизелли, В.А. Гольнев, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, Л.П. Калининский, A.Г. Ковалев, С.В. Кондратьева, B.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.И. Матусик, В.Н. Мясищев, В.Н. Николаев, Н.Н. Обозов, Р.М. Стогдилл и другие). Многие вопросы, которые касаются организаторской деятельности, рассматривал А.С. Макаренко, который считал, что вся система воспитания в коллективе является определяющим фактором развития организаторских способностей, при этом он выделял развитие общественной активности, организацию самоуправления, институт командиров, разновозрастные и сводные отряды, систему коллективной взаимозависимости. А.С. Макаренко описал качества личностей, которые способны и не способны к успешной организаторской деятельности. Среди необходимых составляющих таланта организатора ученый отметил предприимчивость, ум, рассудительность, живость, бодрость, требовательность, смелость, твердость характера, сдержанность, энергичность, прекрасную память, работоспособность, привычку к волевому напряжению. Рассматривая вопрос организаторских способностей, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев отмечали, что организаторская деятельность является по своей сути очень сложной, так как она требует от организатора высокого уровня интеллектуального развития, больших знаний, наличия определенных характерологических качеств. К основным компонентам организаторских способностей они отнесли: - "опорные" компоненты – интеллектуальные качества, которые проявляются в способности хорошо и точно ориентироваться в действительности (в наличной ситуации, в качествах и возможностей людей, состоянии материалов и дела). С точки зрения авторов, лишь на основе опорных компонентов возможно развитие организаторских способностей [11]; - "ведущие" компоненты – гибкость ума, которая сочетается с творческим воображением, проявляющемся в изобретательности и находчивости; высокий уровень развития воли (особенно смелости, решительности и твердости). С точки зрения Н.Д. Левитова, основная составляющая организаторских способностей – это речь. То есть, с позиции автора организаторскими способностями можно считать умение организовывать деятельность людей при помощи их убеждения в том, что данный вид деятельности необходимо выполнить. Содержательная и сущностная сторона организаторских способностей была раскрыта Л.И. Уманским, который в своих работах впервые ввел определения ряда качеств личности, в частности и организаторских, под которыми он понимал комплекс нервно-психических свойств личности, возможность объединять людей для совместного выполнения деятельности, благодаря чему можно обеспечить достаточно высокую продуктивность данной деятельности. Он рассматривал и изучал вопросы, которые затрагивали биологические предпосылки организаторских способностей, специфические свойства и их структуру, индивидуальные различия способного организатора, особенности проявления организаторских способностей в разных видах деятельности, динамическую структуру личности с точки зрения ее организаторских возможностей [25]. Л.И. Усманов выделил ряд основных организаторских способностей (это общеорганизаторские способности): - психологическая избирательность, которая проявляется в основных поведенческих и личностных индикаторах: быстрое понимание психологического состояния и особенностей людей; сопереживание и эмпатия; способность мысленно ставить себя на место других людей и действовать вместо них; - практический психологический ум, который проявляется в адекватном распределении обязанностей с учетом индивидуальных особенностей людей; способности находить и использовать стимулирующие мотивы деятельности; учете психологических различий, взаимоотношений людей при их объединении для выполнения совместной деятельности; высокой степени обучаемости при формировании организаторских навыков, умений, знаний; - психологический такт, проявляющийся в справедливости, чувстве меры и умении придерживаться границ во взаимодействии с людьми, индивидуализации общения с окружающими в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей, объективном подходе к подчиненным, способности доказать и показать эту объективность; - общественная энергичность имеет следующие показатели: способность пойти на риск, быстро и правильно выбрать момент для решающего воздействия; влиять на остальных своим отношением к делам, людям, событиям и умение это отношение передать; большая вера в дело и уверенность в своих силах; практически-деятельная форма воздействия; - требовательность выражается в смелости, систематичности, гибкости и категоричности предъявления требований в зависимости от обстановки, в их индивидуализации в зависимости от психологических особенностей людей; - критичность проявляется в логичности, глубине и аргументированности, прямоте, доброжелательности критики; - склонность к организаторской деятельности выражается в потребности в ее осуществлении, в самостоятельном спонтанном включении в нее, в принятии на себя роли организатора и ответственности за работу остальных людей, эмоционально-позитивном самочувствии при ее выполнении [10]. Существуют и локальные способности, благодаря которым обусловливается эффективное выполнение управленческих функций. Согласно классификации А.В. Карпова, к ним относятся следующие способности: - коммуникативные; - мотивирующие; - способности контроля; - к целеполаганию; - к прогнозированию; - к планированию; - к принятию управленческих решений [6]. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 2007. Проблему организаторских способностей рассматривали в своих работах В.Д. Сапоровская, А.Л. Журавлев, Р.Х. Шакуров, Р.Л. Кричевский, А.Г. Шмелев, В.М. Шепель, А.Д. Карнышев, А.Л. Карпова и другие. Р.Х. Шакуров говорил о административно-организаторских качествах (требовательность, критичность, уверенность в себе, решительность, твердость, настойчивость в реализации требований и распоряжений, умение четко и ясно инструктировать, дисциплинированность, аккуратность, владение современными способами планирования, контроля, принятия решений и инструктирования, навыками публичных выступлений) [11]. Он отмечал, что на успех организаторской деятельности влияет взаимодействие разнообразных психических образований и функций организатора [28]. Проблема организаторских способностей рассматривалась в работах Ф. Генова, О.В. Горлова, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского, А.И. Китова и др. А.И. Китов выделяет четыре подструктуры личностных свойств руководителя: управленческие и организаторские способности, политические и профессиональные качества. Р.Л. Кричевский считал, что у организатора должен быть высоко развит практический интеллект. А на основе работ Р.М. Стогдилла, к основным организаторским качествам он отнес уверенность в себе, стрессоустойчивость, доминантность, эмоциональную уравновешенность, креативность, ответственность, предприимчивость, независимость, стремление к достижениям, надежность в выполнении заданий, общительность [8]. Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения. //Психологический журнал. - 2005. - № 5. - Т. 26. - С. 5-15. В.М. Шепель выделяет 4 группы свойств личности организатора: - собственно организаторские качества; - профессиональные качества; - морально-политические; - психофизиологические свойства [12]. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. В профессиограмму, которую разработал В.М. Шепель [29], включены следующие блоки качеств руководителя: - общие качества: достаточный опыт, фундаментальные знания, незаурядный интеллект; - конкретные качества: организационные, научно-профессиональные, психофизические и идейно-нравственные; - специфические личностно-деловые качества: стрессоустойчивость, красноречивость, коммуникабельность, эмпатия, создающих руководителю неповторимый имидж. Зарубежные психологи в основном связывали проблему организаторских способностей с управлением и рассматривали их как аспект феномена лидерства. В изучении "лидерских способностей" существуют следующие основные направления. Биологизаторское направление характеризовало лидерские способности весом, ростом, физической силой, нервно-соматическими и конституционально-морфологическими особенностями. Представители данного направления определяли лидерское положение генетическими и наследственными свойствами принадлежности к элитным социальным слоям. На данное направление повлияли теория конституциональных особенностей Э. Кречмера и морфопсихологическая концепция У. Шелдона. Если исходить из концепции У. Шелдона, то лидер – это представитель церебрально-эктоморфического типа, которому присущи сдержанность, стремление к положению и власти, потребность во внимании к себе. Также биологизаторское направление представлена теорией элит, с точки зрения авторов которой, в любом обществе существует два слоя или группы: - привилегированная, которая призвана руководить; - пассивная, идущая за руководящими. Среди данных теорий выделяют следующие теории: "правящего класса" Г. Моски, "баланса элит" Р. Арона и Дж. Голбрейса, "властвующей элиты" Р. Миллса и др. [13]. В научном смысле биологизаторские теории оказались несостоятельными, что стало причиной появления психологического направления, представители которого к психологическим качествам лидера относят интеллект и высокий уровень развития таких волевых качеств, как доминантность, напористость, решительность, уверенность и самоуверенность, социальная активность и другое. Б. Басс сделал вывод, что когнитивные и лидерские качества взаимообусловлены. Без достаточного методологического основания, психологическое направление все-таки не смогло решить проблему лидерства, что затруднило ее дальнейшее развитие. Функционально-ситуационное направление, которое возникло в рамках бихевиористского подхода, предполагало зависимость лидерства от ситуации и функции группы (В.Дженнингс, Т. Ньюкомб, Ж. Фразер, М. Шериф). Лидер - это личность, роль которого определяет группа и ситуация (Ж. Фрезер). С точки зрения одних авторов, именно лидером определяются цели группы, обеспечивается внешние и внутренние связи группы; лидер - это своего рода арбитр, посредник, контролер, источник идеологии, убеждений и веры и т.д. (Д. Креч и Б. Кречфилд). Другие в качестве условия эффективного лидерства рассматривают оптимальную величину группы (А. Каррар), третьи - устойчивость и возраст группы (Б. Уолмен), четвертые - особенности определения лидера группе и ее качественный состав (У. Гэйторн, Л. Картер). Дж. Хемфилл определил следующие параметры поведения и функции лидера: принадлежность к группе, инициативность, интеграция, организация, коммуникация, влияние, доминирование, признание. С точки зрения некоторых представителей этого направления, в одних условиях для эффективной деятельности организатору необходимо обладать одними личностными качествами, а в иных – другими, зачастую противоположными, это и объясняет появление неформального лидерства (К. Браун, Э. Гизелли). Функционально-ситуационное направление рассматривало проблему лидерства односторонне, сводя данную проблему к групповым взаимоотношениям и ситуациям, при этом недооценивая проблему способностей организатора и личности лидера. На смену функционально-ситуационному направлению пришел системный подход, в разработку идей которого внесли значительный вклад Ч. Барнард, У. Кингид, Д. Клиланд, С. Оптнер, П. Раккофф, Г. Саймон и др. Ч. Барнард считал, что в функции управляющего должны входить: - постановка целей на основе предвидения будущего; - искусство принятия решений; - четкое представление системы коммуникаций; - создание организационной морали. Ч. Барнард считал, что проблема лидерства – это необходимая социальная сущность, придающая значимость общей цели [22]. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000. Д. Мак Грегор лидерством называл определенное социальное отношение, имеющее ряд переменных: - характеристика лидера; - потребности и позиции его последователей; - характеристики организации; - политическая, социальная, экономическая среда[22]. В рамках системного подхода активно разрабатывались вопросы стратегии деятельности организации и определялись ее стратегические цели. Данный подход к организаторской деятельности должен был объединить три переменных - лидера, группу и ситуацию. Накопленный опыт и собранный зарубежными учеными эмпирический материал по изучению лидерства, представляют собой фундаментальные исследования, которые оказали огромное влияние на изучение организаторских способностей отечественной наукой. Особый интерес представляет типология стилей руководства, предложенная Н.А. Витке, основу которой составляет характеристика стиля руководства с точки зрения принятия решения (индивидуальное-групповое) и стратегия руководства. Практически значимым являлся вопрос и о психологических характеристиках личности руководителей разных уровней, который был поднят А.К. Гастевым, так как работа с кадровым резервом всегда предполагает знание данных характеристик и путей их формирования [26]. П.М. Керженцев выделяет два типа организаторов: - стратеги, которые составляют планы и предвидят дальнейшие события; - организаторы, которые умеют быстро ориентироваться в обстановке и принимать твердые и правильные решения [26]. А.В. Филиппов определил опорные качества, на основе которых могут развиваться остальные профессиональные качества руководителей: убежденность, душевность, способность к обучению, организаторские способности. Представители социальнопсихологического подхода разработали и эмпирически доказали модели личности руководителя производственной организации (Р.Б. Гительмахер, Д.П. Кайдалов, Б.Б. Коссов, И.С. Мангутов, Д.Б. Парыгин, В.Ф. Рубахин). А.Л. Журавлев в структуре личности руководителя выделил общий и специальный компонент (профессиональная компетентность руководителя, идейно-политические качества, педагогические и организаторские способности, морально-этические качества). Сочетание этих подструктур определяет личностное своеобразие и типологию руководителей (руководитель - специалист, руководитель - политический лидер, руководитель - наставник, руководитель-организатор). А.Д. Карнышевем было выделено 4 группы качеств, обеспечивающих реализацию главных функций управленческой деятельности: - целеполагание; - организация и координирование; - контроль и оценка; - обеспечение сотрудничества (оптимальных контактов) в процессе управления. По мнению автора, к основным характеристикам и качествам руководителя-организатора относят: авторитет и индивидуальную направленность руководителя, выражающуюся в стиле его работы; качества, умения, навыки руководителя, которые способствуют овладению функциями и операциями управления [8]. Таким образом, зарубежными учеными организаторские способности рассматривались с позиции лидерства, оказавшего значительное влияние на изучение организаторских способностей в отечественной науке. При анализе отечественных исследований проблема организаторских способностей рассматривается в рамках системнодеятельностного подхода в изучении психологических особенностей деятельности успешного (способного) организатора и структуры его личности. Подытоживая краткий обзор разработанных на сегодня концепций и подходов к рассмотрению сущности и структуры организаторских способностей, нужно отметить их многообразие и широту. Это, на наш взгляд, объясняется значимостью и актуальностью данной проблемы и необходимостью ее дальнейшей разработки. Основные особенности профессиональной деятельности менеджера В развитых странах существует точка зрения, что основой любой фирмы являются высококачественные менеджеры, т.е. люди, занимающие постоянную управленческую должность, и наделенные полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, которая функционирует в рыночных условиях. Основным содержанием и особенностью деятельности менеджера является руководство, управление людьми в процессе совместной деятельности. Термин менеджер используется по отношению к: - администратору любого уровня управления; - руководителю компании или ее подразделения; - руководителю по отношению к подчиненному; - орга....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Взаимосвязь темперамента и организаторских способностей у менеджеров разного уровня
- Обзорно-аналитическое исследование проблемы взаимосвязи организаторских способностей менеджеров с разным типом темперамента
- Обзорно-аналитическое исследование проблемы взаимосвязи организаторских способностей менеджеров с разным типом темперамента