- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимодействие нефтегазовых компаний и государства в антикризисной программе РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004144 |
Тема: | Взаимодействие нефтегазовых компаний и государства в антикризисной программе РФ |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИУ) ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА Управление вечернего и заочного образования Кафедра производственного менеджмента Направление 38.03.02 «Менеджмент» Оценка «К защите» ________________ Заведующий кафедрой _____________(Андреев А.Ф.) «____»____________2017 г. «____»_____________2017 г. __________________ (подпись секретаря ГЭК) ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Взаимодействие нефтегазовых компаний и государства в антикризисной программе РФ» Руководитель работы ст.преподаватель, Пороскун Т.В. (должность, степень, фамилия, инициалы) ______________________________ (подпись) Консультант по разделу ____________________________ __________________________ (должность, степень, фамилия, инициалы, подпись) Студент гр.ВМ-12-03 Эйвазова Салтанат Тахир кызы (фамилия, имя, отчество) ____________________________________ ( подпись ) ____________________________________ ( дата ) Министерство образования и науки Российской Федерации РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Управление вечернего и заочного образования Кафедра производственного менеджмента Направление 38.03.02 «Менеджмент», группа ВМ-12-03 ЗАДАНИЕ на дипломную работу Студент Эйвазова Салтанат Тахир кызы (фамилия, имя, отчество) Тема дипломной работы: Взаимодействие нефтегазовых компаний и государства в антикризисной программе РФ Время выполнения работы с 09 февраля по 31 мая 2017 г. Руководитель дипломной работы Пороскун Т.В. (фамилия, инициалы, должность, степень, место работы) старший преподаватель, кафедры экономики нефтяной и газовой промышленности РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Тема выпускной работы и руководитель утверждены приказом № _________ от «___» ____________________ 2017 г. Консультант по разделу ___________________________________________ (фамилия, инициалы, должность, степень, место работы) Консультант по разделу ___________________________________________ (фамилия, инициалы, должность, степень, место работы) Место выполнения работы РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина Заведующий кафедрой Андреев А.Ф. (______________) «___» ____________ 2017 г. Задание принял к исполнению «9» февраля 2017 г. _______________________ (подпись студента) 1. Содержание задания 1. Понятие и сущность антикризисного управления 1.1. Сущность и задачи антикризисного управления 1.2. Этапы антикризисного управления, разработка и реализация антикризисной стратеги 1.3. Эффективность антикризисного управления 2. Государственное регулирование в сфере антикризисного управления 2.1. Сущность и виды государственного антикризисного регулирования 2.2. Антикризисная экономическая политика 3. Принятые меры антикризисного управления и их итоги 3.1. Как российские компании обходят введенные санкции 3.2. Меры государственного регулирования нефтяной отрасли 3.3. Основные меры в газовой отрасли 3.4. Итоги принятых мер 2. Исходные данные к работе Учебники, учебные и методические пособия, нормативно-правовые акты по теме дипломной работы. 3. Перечень графического материала Рисунок 1. Преобразование организационной структуры в ходе выполнения антикризисной стратегии. Рисунок 2. Структура нефтегазовых доходов в 2015 г., трлн руб. (Источник: Минфин России). Рисунок 3. Влияние налогового маневра на доходы федерального бюджета в 2015., млрд руб. (Источник: Минфин России). Рисунок 4. EBITDA 5 - ти ("Роснефть, Лукойл, Газпром нефть, Башнефть и Татнефть") российских ВИНК за период 2014 - 2015 гг., млрд руб. Рисунок 5. Структура текущих извлекаемых запасов нефти категории ABC1 +C2 в России Рисунок 6. Соотношение проектной и фактической добычи нефти в России, млн т. Рисунок 7. Динамика добычи жидких углеводородов. Рисунок 8. Изменение добычи нефти по компаниям, млн т. Рисунок 9. Изменение количества новых скважин, введенные в эксплуатацию, нефти новых скважин в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Рисунок 10. Структура добычи конденсата по компаниям 2015 г. Рисунок 11. Добыча нефти с разбивкой по льготируемым категориям по НДПИ и доля добычи нефти льготируемых категорий в общем объеме добычи. 4. Задание и исходные данные по разделу __________________________________________________________________ Подпись консультанта _____________________________ 5. Задание и исходные данные по разделу __________________________________________________________________ Подпись консультанта _____________________________ 6. Рекомендуемая исходная литература 1. Баринов В. А. Антикризисное управление: учеб. пособие. – М.: ФБКПресс, 2008. - 488 С. 2. Балдин К. В.‚ Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие. — М.: издательско - Торговая Корпорация «Дашков И К»‚ 2009. — 316 С. 3. Выгон Г.А. Нефтяная отрасль России 2015 г. и перспективы на 2016 - 2017 гг. М.: Vygon Consulting, 2016. - 74 С. 4. Лебедев Ю.А. Антикризисное управление: учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский Госуниверситет, 2012. – 134 С. 5. Оболенский В.П. Перспективы формирования Европейско-Азиатского экономического пространства в условиях осложнения отношений России с ЕС // Мировая Экономика. - Москва, 2015. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПО РАЗДЕЛАМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ № п/п Перечень разделов работы Срок выполнения Отметки о выполнении 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 Сбор и систематизация теоретического и методического материала по теме работы Написание первого параграфа первой главы «1. Понятие и сущность антикризисного управления 1.1. Сущность и задачи антикризисного управления». Написание второго параграфа первой главы «Этапы антикризисного управления, разработка и реализация антикризисной стратегии» Написание третьего параграфа первой главы «Эффективность антикризисного управления» Сбор и обработка материала для второй главы «Государственное регулирование в сфере антикризисного управления» Написание первого параграфа второй главы «Сущность и виды государственного антикризисного регулирования» Написание второго параграфа второй главы «Антикризисная экономическая политика» Сбор и обработка материала для третьей главы и написание первого параграфа третьей главы «Принятые меры антикризисного управления и их итоги 3.1. Как российские компании обходят введенные санкции» Написание параграфов «Меры государственного регулирования нефтяной отрасли» и «Основные меры в газовой отрасли» Написание четвертого параграфа третьей главы «Итоги принятых мер» Написание введения и заключения, оформление работы 11.02.2017 13.02.2017 23.02.2017 04.03.2017 15.03.2017 29.03.2017 12.04.2017 21.04.2017 04.05.2017 20.05.2017 26.05.2017 Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Выполнено Составлен «___» _____________________ 2017 г. ____________________ ____________________ (Подпись руководителя) (Подпись студента) АННОТАЦИЯ Эйвазова Салтанат Тахир кызы. Взаимодействие нефтегазовых компаний и государства в антикризисной программе РФ. Дипломная работа, 2017 г., 65 с., 11 рис. Руководитель дипломной работы - Пороскун Т.В., кафедра Производственного менеджмента. Основными источниками, раскрывающими сущность антикризисного управления и роль государственного антикризисного управления, явились работы Кована С.Е., Мокровой Л.П., Ряховской А.Н. Зуба А.Т. Короткова Э.М., Беляева А.А., Валовой Д.В. Балдин К. В.‚ Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. В данных источниках подробно рассмотрено понятие, задачи, этапы и основные аспекты антикризисного управления, а так же способы, виды и методы государственного антикризисного управления. С помощью электронных источников были раскрыты самостоятельные способы и методы, предпринятые нефтегазовыми компаниями в антикризисном управлении. На основе работы Выгона Г.А. были рассмотрены основные государственные антикризисные меры в нефтяных компаниях, а также проанализировано итоги принятых мер и их влияние на данную отрасль. Также, с помощью данного источника было рассмотрено современное состояние нефтяной отрасли. На основе доклада Министра энергетики Российской Федерации Новака А.В. было проанализировано основные меры антикризисного управления в газовой отрасли. Помимо доклада был использован отчет о деятельности компании «Газпромом», который помог понять роль принятых мер и оценить современное состояние газовой отрасли. Содержание Введение Начиная с марта 2014 США, страны ЕС, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели против России экономические секторальные санкции, которые, по замыслу политического руководства перечисленных стран, должны «наказать» РФ за вхождение по результатам референдума в ее состав Крыма, а также поддержку самопровозглашенных ЛНР и ДНР в их вооруженном конфликте с официальными властями Украины, в котором Россия не рассматривает себя в качестве непосредственного участника. Введенные странами Запада секторальные санкции против России могут быть представлены в виде трех основных групп: Кредитные санкции Санкции против Банка «Россия», Собинбанка, СМП-Банка, Инвесткапиталбанка, ВЭБа, Газпромбанка, ПАО ВТБ, Россельхозбанка, Азия Банка, Объединенной судостроительной корпорации. Инвесторам из ЕС запрещено прямо или косвенно приобретать, продавать, предоставлять брокерские услуги или помощь в выпуске или иными способами иметь дело с акциями компаний России. Технологические санкции Санкции, связанные с запретом на экспорт услуг по бурению, геофизическим исследованиям, геологическим услугам, логистическим услугам, услугам по управлению, услугам и оборудованию для моделирования, услугам по построению карт. Финансовые санкции Компаниям и физическим лицам, подпавшими под санкции, гражданам и юридическим лицам стран, введших санкции, запрещается вступать в деловые контакты, проводить финансовые операции, предоставлять финансирование, товары или услуги. После введения данных санкций в нефтегазовой отрасли появился ряд ограничений, которые препятствуют реализации поставленных задач и проектов в России. Нефтегазовые компании Российской Федерации остались отрезанными от ряда технологий, необходимых для освоения новых месторождений и подержания добычи и запасов на нынешнем уровне. На сегодняшний день в нашей стране не существует аналогов бурового оборудования для горизонтального бурения и для работ на шельфе. Для решения существующей проблемы были опробованы различные пути выхода из сложившейся ситуации: закупки по «черным схемам», приобретение подержанного оборудования, а так же покупка аналогов китайского производства. В то же время, привлечение западного (дешевого) финансирования оказалось закрыто. Привлечение финансирования и импорт западных технологий остается важным для отечественных нефтегазовых компаний, учитывая высокую концентрацию существующих планов по освоению новых месторождений. Компании идут в те регионы, для освоения которых у них нет технологий и должного объема денежных средств. Для этого требуется привлечение зарубежных партнеров или разработка технологий на отечественной базе. Компании вынуждены искать отечественные источники финансирования. В данной кризисной ситуации, если для преодоления которой не будут применены профилактические меры, может привести к разбалансированию экономике, неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса. Для радикальных перемен потребуется особый механизм управления, с помощью которого на базе рыночных отношений можно повысить эффективность производства и деятельность компаний. В связи с этим актуальным становится антикризисное управление – сложная и многогранная система управления экономикой и в целом, и каждым предприятием в отдельности, с учетом его специфики. Основной функцией антикризисного управления является адаптация компании к новым условиям хозяйствования, рациональное и эффективное применение к ним профилактических и оздоровительных мер, будь то реструктуризация, формирование новых организационных структур, внедрение прогрессивных коммуникаций. Таким образом, антикризисное управление представляет собой процесс, направленный на экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Так, например, газовая компания «Газпром» из-за санкций вынуждена прибегнуть к данному виду управления, и приступила к оптимизации ценовой политики и географической диверсификации рынков сбыта. Антикризисное управление постоянно совершенствуется. Оно включает в себя различные аспекты анализа: диагностику причин возникновения кризисных ситуаций; исследование внешней среды и факторов, оказывающих влияние на деятельность организаций, предприятий; реализацию процедур банкротства; разработку мероприятий, направленных на устранение неплатежеспособности; мониторинг финансово -экономического состояния предприятия; осуществление процедур планирования; изучение интересов сторон и возникающих конфликтов; реорганизацию и реструктуризацию предприятий; оценку последствий кризиса предприятий. Все эти аспекты эффективно способствуют выходу компаний из трудных положений, что и необходимо на данный момент. Большую роль играет изучение внешней среды предприятия: экономических, рыночных, технико-технологических, организационных, конкурентных, социальных, политических и международных факторов и выявление угроз со стороны этих факторов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ внешней среды позволяет выявить не только угрозы, но и возможности, реализуя которые предприятие сможет выйти на лидирующие позиции. Однако следует отметить, что взаимодействие государства и нефтегазового комплекса – есть неотъемлемый элемент российской государственной системы и данное взаимодействие антикризисной стабилизации наиболее эффективно, чем бороться в одиночку без поддержки. Эффективность такого взаимодействия зависит от развитости соответствующих управленческих механизмов и их реализации на практике, принятые в антикризисной программе. Поэтому, в сложившейся ситуации выбранная мною тема: «Взаимодействие нефтегазовых компаний и государства в антикризисной программе РФ» является актуальной и важной для изучения. Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями нефтегазовых компаний в России и присутствием необходимости рассмотрения принятых антикризисных программ для дальнейшей оценки перспективы развития нефтегазового комплекса. Объектом исследования являются инструменты антикризисного управления, механизмы по финансовой стабилизации компаний, способы взаимодействия государства и нефтегазовых компаний, принятые программы и стратегии развития предприятий в условиях сложившейся ситуации. Цель исследования: изучить взаимодействие отечественных компаний с государством, оценить перспективы и состояние нефтегазового комплекса в долгосрочной перспективе. Задачи исследования: Изучить теоретические основу: понятие, сущность, признаки, функции и способы антикризисного управления. Рассмотреть механизм государственного антикризисного регулирования, формы и методы государственного регулирования. Изучить существующие антикризисные программы и рассмотреть как именно происходит взаимодействие государства с нефтегазовыми компаниями. Глава 1. Понятие и сущность антикризисного управления 1.1. Сущность и задачи антикризисного управления Помимо кризиса можно определить еще два распространенных негативных процесса [8, с. 118]: 1) спад деятельности – характерная и по большому счету неизбежная в сфере предпринимательских отношений ситуация, определяемая не зависящими от деятельности предприятия процессами и характеризующаяся, в первую очередь, четким пониманием того, что через какое-то, непродолжительное время ситуация вернется на прежние позиции или же даже получит развитие без каких либо дополнительных усилий, вложений. Перспективы такой ситуации во многом зависят от прогнозов продолжительности и объема спада и от того, в какой мере эти прогнозы будут соответствовать действительности. 2) кризисная ситуация – ситуация нестабильности текущего момента, которая может привести к возникновении/усугублению негативных процессов, их перерастанию в полноценный кризис. Опасна не столько сама по себе, а именно развитием и возможными последствиями. В свою очередь, затрагивает какое-то отдельное направление, момент деятельности, не носит системного характера, а значит, и преодолена может быть в кратчайшие сроки и с минимальными потерями. И то и другое явление может стать предвестником, началом кризиса, со всеми присущими ему последствиями. Если вдаваться в историю вопроса, то раньше все было проще. Организация деятельности и ее осуществление не требовали, как правило, значительных вложений (даже если эти вложения и были значительными, перевод. [11, с. 74] В любом случае, каждый сам определяет свое отношение к самому кризису, а также к перспективам его развития и возможности решения деятельности со сбрасыванием старых проблем никаких особенных негативных последствий не приносил. Норма прибыли была достаточна для того, чтобы достаточно быстро компенсировать потери и начать деятельность сначала, например, в рамках нового юридического лица, с новыми сотрудниками, с новыми товарами и услугами. Да и сами кризисы были проще, если и не по объему потерь, то по методам их решения однозначно. К сожалению, эта традиция восприятия остается и сейчас, что во многих случаях существенно мешает своевременному выявлению кризиса, а, следовательно, и реагированию на него. Тем более что современная ситуация намного сложнее. И определяется она достаточно развитой конкуренций, снижением нормы прибыли, значением имиджевых вопросов, совершенствованием законодательства, объемом необходимых первоначальных вложений, уровнем интеграции и взаимосвязей и т.д. В любом случае, каждый сам определяет свое отношение к самому кризису, а также к перспективам его развития и возможности решения. Рассмотрим причины и источники кризиса. Причины и источники кризисов многочисленны и необъятны. В предкризисной ситуации, так или иначе, находятся или находились все предприятия. Вопрос в том, перерастет ли и когда именно перерастет эта ситуация в собственно кризис. Источником большинства кризисов является не столько объективная ситуация, сколько исключительно человеческий фактор. Рассмотрим пример, казалось бы, достаточно объективный: продукция или услуги устарели, стали не востребованными, затраты, издержки и конкуренция съели всю норму прибыли, после чего предприятие, долго борясь за существование, либо перешло к процедуре банкротства, либо прекратило свою деятельность. Даже в этой ситуации адекватное прогнозирование и анализ деятельности помогло бы своевременно перенаправить деятельность предприятия, освоить новые виды деятельности или же, как крайний вариант, своевременно продать его по достаточной, приемлемой цене. Упустив же момент, будет не только сложно получить достойную оплату, но и придется понести значительные убытки за период деятельности в условиях кризиса. И подобных примеров можно приводить достаточно. И определяя именно субъективные источники большинства кризисов необходимо говорить об ориентировании работы предприятия и отдельных работников на своевременное выявление негативных ситуаций и предотвращение их перерастания в кризисы. Субъективные факторы, с точки зрения кризиса, можно выделить в две группы [7, с. 180-181]: 1) непредумышленные действия (просчеты, ошибки, недостаточная квалификация, халатность, недостаточная интенсивность действий, ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, неспособность организовать деятельность свою и подчиненных и т.д.). 2) умышленные злонамеренные действия (сокрытие, искажение, интерпретация информации, пресечение альтернативных каналов получения информации, сговор, подлог, подделки документов, злоупотребления, хищения, растрата, распространение коммерческой информации и т.д.). Но и в том и другом случае, возникновение и развитие кризиса, становится возможным из-за еще одного субъективного фактора – отсутствие в инструментарии деятельности менеджмента и владельцев эффектных методик сбора, систематизации и анализа информации или даже нежелание их разрабатывать, внедрять и использовать. В качестве примера можно привести две ситуации [3, с. 11]:: 1) Кризис в стадии успеха Предпосылки кризиса практически всегда присутствуют в ситуации уверенного роста и достаточной успешности деятельности и исходят из самой сути благополучия, например: – успокоенность, удовлетворенность доходами, привычка, снижение интенсивности деятельности, – стереотипы, потеря остроты восприятия и реакции на изменяющуюся ситуацию, – снижение эффективности производственных затрат, направление значительных средств на потребление, – поверхностность, недостаточная проработка принимаемых решений, – большинство операций требует меньшего времени, затрат, ресурсов, – убежденность в однозначно позитивном дальнейшем развитии, будущем, – отказ от недостаточно прибыльных (по оценкам благополучного текущего момента) проектов, заказчиков. 2) Изначальный кризис Кризис деятельности может быть предопределен в самом начале деятельности и даже на стадии ее планирования. Даже самые привлекательные для потребителя товары и услуги могут не обеспечить необходимого объема продаж сами по себе. Ошибки, просчеты, не достаточное внимание к составляющим деятельности – организация деятельности, достаточное обеспечение необходимыми ресурсами, маркетинг, политика и способы продвижения и продаж, позиционирование, надлежащая квалификация сотрудников и их мотивация – могут сделать деятельность. Без озвучивания этого любимого всеми вопроса и получения ответа на него не обойтись и здесь (это должно в меньшей степени относиться к сведению счетов), так как понимание причин и источников без определения ответственных за сложившуюся ситуацию, просто невозможно. Персонифицировать ответственность, определить причинно-следственную связь можно почти всегда. Основная проблема в объективности выводов, что бы необходимая составная часть антикризисного управления не превратилась в банальное и бессмысленное «навешивание собак». Вопрос о мере и степени ответственности еще более сложен, так как реальное значение действия/бездействия конкретного человека, значение предпосылок и последствий определить зачастую бывает крайне сложно, тем более при переводе на рубли взысканий и другие санкции. Что-то рекомендовать здесь крайне сложно – у каждого свои взгляды и подходы. Пожалуй, объективно только то, что большего порицания, большей степени и меры ответственности заслуживают те, кто осмысленно бездействовал или создавал ситуацию, развивал ее, скрывал, утаивал и искажал негативную информацию, использовал ситуацию для решения своих личных вопросов и т.д. Можно выделить несколько ситуаций, степень развития и уровень влияния на остальные процессы которых могут определять ситуацию как кризисную [10, с. 77-78]: 1) внешние факторы: – запретительные, ограничительные действия органов государственной власти, инспекций и т.д., значительные изменения в действующем законодательстве, – создание затруднений, ограничений деятельности, в том числе и искусственных, захваты, вытеснение с рынка и т.д., с использованием как законных, рыночных, общепринятых мер, так и заведомо противоправных (использование административного и иного ресурса влияния, злоупотребление, сговор, подлог и т.д., откровенно криминальные формы), – потеря поддержки, влияния, обеспечивающих необходимую эффективность или конкурентные преимущества деятельности, при отсутствии возможности действовать в реальной конкурентной среде. 2) финансовое состояние: – существенное, системное ухудшение основных параметров, определяющих эффективность и финансовое состояние предприятия, – существенная нехватка оборотных средств, проблемы с ценой, сроками и самой возможностью привлечения заемных средств, кризис ликвидности, не позволяющий без дополнительных существенных потерь обслуживать обязательства, в том числе заимствования, и финансировать текущую деятельность, – критический уровень непроизводственных издержек, – ошибки, просчеты, упущения в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете, в планировании финансовой деятельности (неверных оценках скорости оборота средств, объемом потребления, емкости рынка, цены продажи, заниженной себестоимости и т.д.), прогнозировании ее перспектив, – рост себестоимости, обуславливающий сокращение нормы прибыли и как следствие – появление или рост убытков, необходимость, – значительные затраты на обслуживание долговых обязательств, действия кредиторов, связанные с обеспечением их интересов (аресты, ограничения деятельности, запреты на совершение определенных действий), – проблемы взыскания дебиторской задолженности (высокая стоимость получения, низка цена возможной продажи и т.д.), – последствия рискованного/неэффективного налогового планирования, – значительные убытки как от текущей деятельности, так и единовременные (от отдельных крупных сделок, например, инвестиционных проектов), возникших в прошлые периоды, – несоответствие себестоимости и плановой рентабельности сложившимся рыночным ценам. 3) сбытовая деятельность: – потеря образующих (якорных) клиентов, сделок, пересмотр (отмена результатов) конкурсов, отказ клиентов, неполучение экономически целесообразного объема заказов, – изменения характеристик спроса, снижение объемов потребления, устаревание технологий, товаров, услуг, – несоответствие выпускаемой/реализуемой продукции, оказываемых услуг действующему законодательству, нормативам и т.д., – отсутствие методологии, эффективной организации и обеспечения сбытовой деятельности, – репутационные, имиджевые потери, – узкая специализация деятельности, – выход на рынок новых конкурентов, которых характеризуют: конкурентные преимущества/привлекательность продукции/услуг, агрессивное продвижение, более эффективная организация деятельности, возможность значительных вложений с большим сроком окупаемости. 4) организация деятельности: – кризисы отношений, конфликты интересов между владельцами, менеджментом, персоналом, – значительное влияние на деятельность какой-либо одной составляющей (ключевой партнер, крупный заказ, уникальный поставщик сырья и т.д.), потери необходимых (существенных для деятельности) ресурсов, – кадровые проблемы: неспособность менеджмента организовать деятельность по достижению определенных задач, отсутствие необходимых сотрудников с необходимыми навыками и знаниями, уход ключевых сотрудников, неэффективная система оплаты труда, – снижение степени участия руководства и владельцев в управлении бизнесом, снижение интереса, потеря мотивации. Итак, кто-то определил сложившееся положение как кризисное, озвучил это, рассмотрим совокупность методов антикризисного управления: – выявить причины и источники, – проанализировать развитие ситуации и возможные последствия, – определить цели заинтересованных лиц и соответствии с ними принципы и политику деятельности в сложившейся обстановке, план конкретных мероприятий, порядок и систему оценки эффективности предпринимаемых действий, – определить круг лиц, которые будут реализовывать собственно антикризисное управление (и тех, которые берут на себя или на которых возлагается ответственность за результаты/последствия этого управления), – реализовать намеченное, корректируя по ходу деятельности в соответствии с изменяющейся ситуацией. [14, с. 51] Вот собственно и все. Хотя самым традиционным отношением к выявленному кризису является решение подождать, в надежде что ситуация сама собой не разрешится. Антикризисное управление – комплекс взаимосвязанных мероприятий, и продолжаться оно до достижения определенных изначально (и скорректированных по ходу реализации) целей. Ни в коем случае не стоит останавливаться при появлении (или при возникновении мнения о появлении) первых положительных (обнадеживающих) результатов, так как любой кризис по определению носит системный характер. Антикризисное управление вынуждает к введению и реализации следующих задач, которые порождают более сложные и объемные системы: – контроля деятельности и эффективности самих мер, – методов и инструментов получения, обработки и анализа необходимой информации, – определения степени полноты и достоверности информации. Зачастую антикризисное управление заключается в жестком сокращении расходов, экономии и т.д., но это, отнюдь, не панацея. Более того, ограничения ресурсного обеспечения деятельности могут существенно сказаться на деятельности и в период кризис, и тогда, когда появится понимание того, что кризис уже преодолен. С учетом всего изложенного, в очередной раз можно говорить об исключительной необходимости предварительных мероприятий, а не реагирования только по ситуации. Изначальная оценка рисков и управление ими в дальнейшем могла бы существенно помочь если не избежать кризис, то решить его с большей эффективностью, в более короткие сроки, а значит с меньшими затратами и потерями. Антикризисные мероприятия – экспертиза степени лояльности персонала, партнеров, отдельных владельцев к предприятию и самое главное к перспективам его развития. [3, с. 11] Главной задачей после выхода из кризиса становится разработка и внедрение систем контроля и анализа, которые могут оказать существенную помощь в профилактике подобных ситуаций в дальнейшем. Таким образом, любой кризис в той или иной мере проявляет, казалось бы, давно знакомых и так хорошо изученных людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны. И со значительной долей вероятности можно сказать, что именно эти проявившиеся черты и являются истинными. 1.2. Этапы антикризисного управления, разработка и реализация антикризисной стратегии В условиях кризисной ситуации антикризисное управление осуществляется поэтапно. I этап. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени ни оценивался по результатам диагностики масштаб кризисного состояния предприятия, самой неотложной задачей в системе мер его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы наладить поставку материально-технических ресурсов для нормализации процесса производства или для реализации намеченных проектов. Устранение неплатежеспособности организации обеспечивается двумя путями: уменьшением размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, принятием на себя меньших по объему новых обязательств; увеличением суммы денежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочных обязательств. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность организации, т.е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. [5, с. 28] II этап. Восстановление финансовой устойчивости. Неплатежеспособность организации может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда финансовых операций, но если сами причины будут оставаться неизменными, то вскоре организация снова может оказаться неплатежеспособной. Поэтому важно одновременно устранить негативные причины или резко ограничить их влияние на финансовую устойчивость организации. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость, т.е. когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалансированы. [5, с. 32] III этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда организация обеспечила длительное финансовое равновесие в процессе своего функционирования, создала условия для своего самофинансирования, развития производства и устранения старых и возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации. [5, с. 37] В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Стратегия антикризисного управления позволяет установить: каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды; с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей. Этапы разработки и реализации антикризисной стратегии: анализ причин возникновения кризиса; разработка основных целей антикризисной стратегии; определение общих ограничений для реализации стратегии; выработка альтернативных вариантов антикризисной стратегии; оценка вариантов, выбор варианта антикризисной стратегии; разработка антикризисных программ (т.е. планов конкретных действий и мероприятий); ресурсное обеспечение антикризисных программ; организация выполнения антикризисной стратегии; контроль и оценка результатов выполнения антикризисной стратегии и антикризисных программ; корректировка антикризисных программ и стратегии. Таким образом, перед тем как разрабатывать и тем более реализовывать антикризисные программы и стратегию, необходимо определить цели, на которые будет направлена стратегия. Разработка антикризисных программ. Представляет комплекс мер необходимых для выхода из кризисной ситуации. Внутри одной антикризисной стратегии может быть несколько антикризисных программ, включающих себя комплекс мероприятий – антикризисных мер, направленных на достижение целей выбранной стратегии. Основные требования к антикризисным программам являются: ориентированность на достижение целей антикризисной стратегии; скоординированность между собой в рамках стратегии; обеспеченность необходимыми ресурсами. Ресурсное обеспечение антикризисн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Диагностика финансового состояния предприятия, оценки вероятности банкротства компаний и разработка рекомендаций антикризисной программы на предприятии
- Диагностика финансового состояния предприятия, оценки вероятности банкротства компаний и разработка рекомендаций антикризисной программы на предприятии
- Взаимодействие торговых сетевых компаний с местными товаропроизводителями на примере города Новосибирска