- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Всестороннее исследование социальной защиты женщин в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005829 |
Тема: | Всестороннее исследование социальной защиты женщин в Российской Федерации |
Содержание
3 О Г Л А В Л Е Н И Е ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретические основы социальной защиты женщин в современной России…………………………..……….........................................................…..5 §1.Социальное положение женщин в России………...…….............……5 §2.Законодательство РФ в сфере социальной защиты женщин………15 §3. Проблема дискриминации женщин по половому признаку..……..21 Глава 2. Положение женщин в современном обществе..….30 §1. Насилие и жестокое обращение с женщинами……………….…..30 §2. Социальные проблемы управления рождаемостью в РФ…..….…..42 §3.Положение женщин в трудовых отношениях……………….…….53 §4. Социальная защита женщин………………………………….…….68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………….………………………………………..77 СПИСОК И ЛИТЕРАТУРЫ….................................................................….…79 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы: На сегодняшний день проблема защиты интересов женщины становится весьма актуальной. Женщины испытывают на себе такие негативные явления со стороны окружающих, как жестокость, малая оплата труда, сложность совмещения работы и ухода за детьми. Отдельно следует отметить заботы матерей, которые воспитывают детей-инвалидов. На сложное положение женщин также влияет современная экономическая обстановка в стране. Сегодня женщины испытывают огромные трудности во время вхождения в социум и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся объектом социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб. Женщины — социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По итогам переписи 2014 года численность женщин в России составляет 54 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию - деторождение. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы, и матери. Проблема исследования: несмотря на большое количество исследований посвященных данной проблеме, по-прежнему остается малоизученной тема социального статуса женщин в современном российском обществе. Отсутствуют работы, в которых исследуются динамика и основные направления повышения социального статуса женщин в контексте социально-экономического развития регионов России. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что на основании результата исследования можно разработать программу социальной защиты женщин с последующей ее реализацией. Научная новизна исследования. Изучение социального статуса женщины имеет свои причины. Это прежде всего новые социально-экономические отношения, возникающие в ходе реформирования общества, когда кризис, охвативший Россию, в первую очередь сказался на женщине и семье. Степень научной разработанности выбранной темы. Изучению социально-экономического положения, социальной мобильности женщин на рынке труда посвящены работы JI. В. Бабаевой, Е. С. Балабановой, С. Ю. Барсуковой, JI. С. Дегтярня, С. М. Мор, М. В. Москвиной, С. Ю. Рощина, JI. С. Ржанициной, 3. А. Хоткиной и др. Особую значимость для исследования имеют работы, затрагивающие проблемы совмещения семейных и профессиональных ролей женщин (А. И. Антонов, С. Г. Айвазова, С. И. Голод, Т. С. Лыткина, Е. А. Мосакова, Г. М. Караханова, Г. В. Турецкая и др.), а также вопросы социальной защиты женщин (Е. А. Баллаев К. Б. Бароцкая, Г. И. Климантова, Объект исследования: женщины в России. Предмет исследования: социальное положение женщин в России. Целью данной работы является всестороннее исследование социальной защиты женщин в Российской Федерации. В связи с поставленной целью, был определен ряд следующих задач: 1. Изучить социальное положение женщин в России; 2. Рассмотреть нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты женщин; 3. Раскрыть проблемы дискриминации женщин по половому признаку; 4. Исследовать проблему насилия над женщинами; 5. Рассмотреть роль государства в управлении рождаемостью в РФ; 6. Изучить положение женщины в трудовых отношениях; 7. Исследовать уровень социальной защиты женщин в РФ. Методология исследуемой проблемы. В процессе проведения исследования упор делался на диалектический метод, общенаучные способы социального познания, а также концептуальные положения, отражающие динамику изменения социальной структуры современного общества и социального статуса женщин, представленные в работах отечественных и зарубежных ученых, в значительной степени определяющих содержание и логику научного исследования. В работе применен интегративный подход к изучению социального статуса женщин, опирающийся на стратификационный, институциональный и тендерный подходы. Основу общенаучных методов составили системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, синтез, логический метод и обобщение. Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством применения таких методов, как статистический анализ, анализ документов, вторичный анализ данных социологических исследований, анкетирование, экспертный опрос (интервьюирование) и анализ документов. Положения выносимые на защиту Женщинам свойственны такие проблемы как: проблема женского труда и занятости женщин; проблема доступа женщины к власти; проблемы связанные с женским здоровьем, беременностью, и родами; проблема насилия над женщинами в том числе и сексуального характера. Правовая поддержка женщин в России не отвечает требованиям современного общества и требует коренных изменений. Несмотря на формальное равноправие женщин и мужчин, во многих случаях необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое внимание к социальной и экономической роли женщин в периоды фундаментальных преобразований является непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе. Результаты исследования показали, что осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Для создания оптимальной системы социальной защиты нужно учитывать положительный опыт организации подобной деятельности в зарубежных странах, а также особенности развития России. Работа состоит из введения, двух основных глав (включающих 7 параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы. Глава 1. Теоретические основы социально защиты женщин в современной России §1. Социальное положение женщин в России Женщины — социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 54 % населения (таблица 1) и выполняют главную общественную и семейную функцию — деторождение. Таблица 1. Соотношение числа мужчин и женщин в России Годы Все население, млн. чел. В том числе В общей численности населения, % мужчины женщины мужчины женщины 1926 92,7 44,0 48,7 47 53 2001 146,3 68,3 78,0 47 53 2010 142,9 66,1 76,8 46 54 2011 142,9 66,1 76,8 46 54 2012 143,0 66,1 76,9 46 54 2013 143,3 66,3 77,0 46 54 2014 143,7 66,6 77,1 46 54 Согласно приведены данным в таблице 1, в процентном соотношении количество женщин практически не изменилось (разница за последние 90 лет составила всего 1%, при том, что количество населения в стране увеличилось на 51 млн. чел.). Феминология — наука, изучающая положение и роль женщины в обществе.«Женский вопрос» это и социальное положение женщины, ее место и роль в экономической, политической и культурной жизни, и проблема дискриминации (неравноправие полов, разная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности), и определение правового статуса, тендерная (поло ролевая) роль женщины в обществе и семье, и отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности. Таким образом, женский вопрос — это комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщины от различных форм угнетения. Равноправие мужчин и женщин должно закрепляться в законе, предполагая равенство их прав и обязанностей. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.) четко сформулировала принцип равноправия мужчин и женщин. Это: - гарантии условий для всестороннего развития женщин; - получение образования; - равная оплата за равный труд, взаимная ответственность мужчин и женщин за семью, воспитание детей; - понимание материнства как социальной функции. Эти положения отражены в Конституции Российской Федерации. Конституция предусматривает участие женщин в политике государства и в неправительственных организациях; одинаковые условия при выборе профессии: равные права при выходе на пенсию, по безработице, болезни, инвалидности, медицинском обслуживании, предоставление платных услуг. Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Более того, ее гражданские права вплоть до XX века были ущемлены. Только в 1907 г. закон разрешил женщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны. Борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоёвывайте женщинами прав на: - труд рядом с мужчиной; - образование (доступ к высшему образованию женщины получили лишь в конце XIX в.); - участие в выборах. В 70—80-х гг. XX в. движение за равенство мужчин и женщин активизировалось. 1976—1985 годы ООН объявила периодом «равенства, развития, мира». Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Общество считается недемократичным, если женщины не участвуют в принятии решений. Проходившая в Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положению женщины обсуждала вопросы дискриминации женщин, такие, как разные формы насилия. Принятая программа действий направлена на улучшение положения женщин — это: - искоренение нищеты; - ликвидация неравенства в области образования; - доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию: - трудоустройство: - охрана и сохранение окружающей среды; - укрепление образа женщины в средствах массовой информации; - содействие правам женщины; - искоренение насилия в отношении женщин. Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191страна, приняла Платформу Действий, направленную на закрепление принципа равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе. В крепостной России права и свободы личности были ущемлены. В гражданском праве и имущественном наследии приоритет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторитаризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представительницы всех сословий не получали образования. Право женщин на труд было ограничено (без охраны материнства и детства), оплачивался он на 30 % ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок. С отменой крепостного права, а затем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие. Формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формирования нового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправии полов, поло ролевой функции женщины в государстве, семье. До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которых провозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав. Революция 1917 г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной. Женское движение в России началось в 1918 г. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г.), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Библиотечка для женщин». Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили. В настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие фелинологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьба с явной и скрытой формой дискриминагаш.4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно 30 % представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе. Российские женщины сталкиваются сегодня со множеством самых разнообразных проблем: падение рождаемости, нестабильность семьи, высокий процент разводов, растущее число неполных и бездетных семей, малодетность, приобретающая массовый характер. Другая группа проблем касается социально-психической и духовной сферы, возможностей самореализации женщин: чувство неудовлетворенности своим социальным положением, “феминизация” бедности, “женская” безработица, проблемы, связанные с деформацией женского самосознания. Повышение цен, коммерциализация отдельных видов услуг, предоставляемых населению учреждениями социальной сферы, системой детских дошкольных учреждений, дефицит продуктов детского питания привели к резкому возрастанию нагрузок на женщин в быту. Первое место в структуре причин смертности женщин трудоспособного возраста по-прежнему занимают болезни системы кровообращения, внешние причины и новообразования. Они вызвали гибель почти трети умерших женщин (рис. 1). Рисунок 1. - Смертность женщин трудоспособного возраста по основным классам причин смерти, по данным за январь-июнь 2014 и 2015 годов в пересчете на год, умерших в трудоспособном возрасте на 100 тысяч человек трудоспособного возраста Возрастающие физические и психологические нагрузки, снижение жизненного уровня, недостатки в лечебно-профилактической работе, неудовлетворительное состояние охраны труда женщин приводят к ухудшению состояния их здоровья, затрудняет реализацию репродуктивной функции, часто оказывает негативное влияние на здоровье их детей брачно-семейные отношения характеризуются ростом рождаемости детей вне зарегистрированного брака. Заработная плата женщин по-прежнему почти на треть ниже, чем у мужчин. Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития. Женщины составляют большинство населения и больше половины трудовых ресурсов России. В возрастной структуре преобладание женского населения начинается уже с 30 лет. С 35 лет доля женщин трудоспособного возраста становится преобладающей (таблица 2). Таблица 2. Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы, тыс. чел. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Все население 1162 1160 1159 В том числе в возрасте, лет: 0-4 950 949 948 5-9 954 953 954 10-14 952 951 951 15-19 959 956 954 20-24 967 966 962 25-29 989 984 981 30-34 1014 1009 1004 35-39 1048 1048 1047 40-44 1060 1059 1060 45-49 1115 1110 1105 50-54 1180 1176 1170 55-59 1302 1295 1287 60-64 1419 1424 1428 65-69 1622 1589 1588 70 и более 2422 2423 2424 Городское население 1188 1187 1186 Согласно данным Госкомстата, в структуре населения России всегда на протяжении 20 века наблюдалось итоговое (стабильно на 5-10 млн.) преобладание женщин над мужчинами, хотя в молодых возрастах (примерно до 35 лет) мужчин было всегда больше. Это происходит из-за более высокой смертности мужчин в возрасте за 40-50 лет, что объясняется более тяжелой, интенсивной и долгой трудовой деятельностью, историческими событиями (основными участниками которых всегда являются мужчины), а также особенностями прежде всего советского менталитета в отношении походов к врачу. В промышленности в неблагоприятных условиях труда работает 3,5 млн. женщин. Каждая 5-я занята на особо тяжелых и вредных работах. Лишь 1/3 женщин, занятых в сельском хозяйстве, выполняет механизированные работы, остальные заняты тяжелым физическим трудом. С 1992 г. запрещено использовать труд женщин до 35 лет в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве, если в этих отраслях используются ядохимикаты, пестициды и т.д. Однако этот закон зачастую не соблюдается. Удельный вес женщин в ряде сфер деятельности очень высок: - 82 % — в сфере торговли и общественного питания; - 85 % — в здравоохранении и социальном обслуживании; - 79 % — в народном образовании; - 73 % — в сфере культурного обслуживания. В легкой промышленности работают в основном женщины. В среднем по народному хозяйству зарплата женщин более чем на 1/3 ниже, чем у мужчин. Женщины составляют более половины лиц, официально безработных. Остается острой проблема трудоустройства до 30 лет. Примерно половина (52 %) женщин имеют несовершеннолетних детей, из них 12 % — матери-одиночки, 11 % — многодетные матери. Женщины и дети составляют большинство бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Усилилась двойная занятость женщин. В современной семье женщина выполняет следующие функции: хозяйственно-бытовую (домашний труд для удовлетворения материально-бытовых потребностей семьи — приготовление пищи, ремонт одежды, услуги внутри дома); воспитательную; социализации и первичного социального контроля. Главная функция женщины — репродуктивная. Образовательный уровень у работающих женщин выше, чем у мужчин. Из лиц с высшим образованием женщины составляют 52,8%, средним специальным — 57,5%. В последнее время в обществе усилилось жестокое обращение и насилие в отношении женщин. Государственная политика в отношении женщин складывается из трех компонентов: компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей); борьба с дискриминацией женщин по причине предубеждений; объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда. Основные причины низкой конкурентоспособности женщин: на протяжении десятилетий женщины объективно больше зависели от системы социальных гарантий; женщины исторически были привязаны к отраслям и секторам, сильнее всего зависевшим от государственного патернализма, непропорционально большая доля женщин традиционно была занята на рабочих местах с преобладанием неспециализированного или рутинного труда. В то же время именно те секторы экономики, которые наиболее органично и естественно способны поглощать женскую рабочую силу (информационный, сектор услуг и т.п.) традиционно были “неприоритетными”; на рынке труда женщины менее склонны к профессиональной мобильности, стремятся больше к социальному комфорту на рабочем месте, чем к профессиональной самореализации и достижениям; у женщин значительно сильнее, чем у мужчин, формальное образование (по диплому) не соответствует реальной квалификации и профессии, а реальные специальности не соответствуют фактическим потребностям на рынке труда; женщины испытывают “двойную занятость” – на производстве и в семье; в обществе существуют серьезные предубеждения относительно «должного» и «возможного» места женщины. На устранение или смягчение этих факторов и должны быть направлены меры государственной политики. В современных условиях предпочтительны такие меры, которые будут не только помогать женщинам, но одновременно содействовать общему прогрессу экономики. Это, прежде всего, развитие секторов информационного обслуживания, деловых услуг, сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и предпринимательства. В числе особо актуальных мер – расширение профессионального переобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка. Практикуется создание клубов для женщин по профессиональным интересам. Неоценимую роль могли бы сыграть женские организации и ассоциации, которые реально помогают женщинам приспособиться к новым условиям. Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не только общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и конкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношению к работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькими детьми. §2. Законодательство РФ в сфере социальной защиты женщин В Конституции Российской Федерации 1993 г. правам и свободам человека и гражданина посвящена специальная глава - 2-я. При этом Конституция особо провозглашает, что права и свободы человека и гражданина являются в нашей стране непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 19-й Конституции Российской Федерации государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также других обстоятельств. Однако применительно к проблемам гендерного равноправия это общее положение нашло в третьей части той же ст. 19-й Конституции России свою конкретизацию. В ней указывается, что мужчины и женщины имеют не только равные права и свободы, но и равные возможности их реализации. И хотя эта конституционная норма далеко не отражает истинное положение лиц разного пола в нашей стране, тем не менее, она может и должна служить руководством к действиям и для государственных органов и для неправительственных общественных объединений, в том числе женских. Принципиальное значение для понимания проблемы прав женщин в Российской Федерации имеет статья 15-я Конституции Российской Федерации. В четвертой части этой статьи провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Этим положением не раз уже руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации, признавая неконституционными отдельные расходящиеся с международными стандартами законы по вопросам прав человека, правда, не имеющие отношения к проблеме гендерного равноправия. Отсюда следует практический вывод. Общественные объединения, в том числе женские, выступая в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в защиту законных интересов своих членов, могут и должны собираться, помимо прочего, и на относящиеся к предмету их деятельности, ратифицированные страной международные договоры о правах человека. Помимо Конституции Российской Федерации права и интересы женщин затрагиваются во всех сферах жизни общества. Семейный кодекс. В большей мере в Семейном кодексе представлены статьи регламентирующие порядок заключения брака, его расторжение или причины недействительности брака. Но помимо этого в нём указаны так же права супругов. В семейном кодексе в статье 1 части 3 чётко указанно о равноправии мужчины и женщины в браке как в правах, так и в обязанностях. Статья 31 «Равенство супругов в семье» провозглашает, что вне зависимости от гендерной принадлежности каждый супруг имеет право выбирать себе род деятельности и профессию. Так же в Семейном кодексе присутствуют статьи о защите прав материнства и детства, в которых указанно, что «муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка». Трудовой кодекс. Хорошо известно, хотя и неохотно признается сильной частью населения страны, что женщина в сфере труда имеет гораздо более низкий статус, чем мужчина. Достаточно заметить, что средняя зарплата женщин составляет всего 70% от средней зарплаты по России и это при том, что женщины ничуть не уступают, а даже несколько превосходят мужчин по образованию и квалификации. Казалось бы, исправить эту несправедливость был призван новый Трудовой Кодекс, вступивший в силу с 1 февраля. В нём правам женщин выделена специальная глава 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Ст. 253 ограничивает применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Так же женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, предусмотренные ст. 255 Трудового Кодекса. В статье 261 сказано, что работодатель не имеет права расторгнуть трудовой договор с беременной женщиной и при предоставлении справки, подтверждающей её беременность, обязан продлить трудовой договор до окончания беременности. Исключением в данной случае является ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. В последние годы проблеме финансирования молодых семей и матерей одиночек стало уделяться огромное значение. Государство всеми силами пытается привлечь население к повышению рождаемости, тем самым издавая законы, благоприятно влияющие на демографическую ситуацию. Одним из них является данный Федеральный закон. В рамках осуществления субъектами Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения, значительное внимание уделяется вопросу содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Минтруд России организует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на создание условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. С 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В сентябре 2012 года в Минтруде России проведено селекторное совещание с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос о ходе разработки в субъектах Российской Федерации комплексов мер, предусматривающих: осуществление социальной и материальной поддержки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет; развитие дошкольных образовательных учреждений, в том числе внедрение вариативных форм временного содержания и ухода за детьми в возрасте от 1,5 до 6 лет; содействие трудоустройству женщин, имеющих малолетних детей, с применением гибких форм занятости, оказание поддержки в предпринимательской деятельности указанной категории женщин; разработку региональных трехсторонних соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, а также коллективных договоров организаций, предусматривающих нормы и положения по созданию условий, обеспечивающих совмещение обязанностей женщин по воспитанию детей с их трудовой деятельностью; организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. По состоянию на 31 декабря 2012 г. данные комплексы мер утверждены в 77 субъектах Российской Федерации, в 6 субъектах Российской Федерации находятся на утверждении (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Волгоградская, Свердловская, Московская области). В 2012 г. обучение (переобучение) женщин, осуществлялось на базе 68 учреждений высшего профессионального образования. Реализовывалось более 500 программ переобучения и 340 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. В 2012 г. на профессиональное обучение направлено 9,8 тыс. женщин, из них профессиональное обучение завершили 9,5 тыс. женщин. Среди основных направлений деятельности, по которым была организована профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации указанной категории женщин в субъектах Российской Федерации, преобладают рабочие профессии (специальности) или профессии (специальности) сферы оказания услуг (сферы обслуживания, здравоохранения, образования, сельскохозяйственной отрасли), предполагающие гибкий график работы. Установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Проанализировав нормативно-правовые документы на международном и государственном уровне можно прийти к выводу, что большинство стран в мире стремится к достижению полного равноправия между мужчинами и женщинами. Большое влияние оказывают общепринятые международные декларации и конвенции. Тем не менее, ряд государств, со своеобразным укладом жизни и особенностью религии, ищет всевозможные пути для невыполнения ряда обязательств в отношении женщин и их прав. Что же касается нашего государства, мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантий равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза эта оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенство международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете отсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефиците урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не говоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждения закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью индустриализации сферы быта, а также такими обще распространенными явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка. §3. Проблема дискриминации женщин по половому признаку Равноправие полов является важной основой любого демократического общества и государства, которые стремятся к социальной справедливости и уважению прав человека. Однако исторически женщины борются за равноправие и его реализацию. Гарантии по обеспечению женщинам равных возможностей в общественной жизни и в иных областях на правовом уровне закреплены, в частности, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации об искоренении насилия в отношении женщин и т.д. Однако до сих пор в мире широко распространена явная и скрытая дискриминация женской половины населения. Данная проблема носит международный характер. Несмотря на наличие достаточно широкой законодательной базы, многие исследователи отмечают, что большое негативное воздействие на продвижение женщин по карьерной лестнице, оплату труда и т.п. оказывает наличие устарелых гендерных стереотипов и патриархальных установок в обществе. Существует такой термин, как гендерная асимметрия, под которым понимается «непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов в различных сферах жизни». Дискриминация чаще всего проявляется в профессиональной сегрегации, т.е. в неравномерном распределении женщин и мужчин в экономике, завышенных требованиях, дискриминации при приеме на работу, при служебном продвижении, разнице в оплате труда, непостоянной или неполной занятости женщин, домогательстве на рабочем месте, двойной занятости (работа — дом), предубеждении, давлении и неуважении руководства, коллег и т.д. Социальная незащищенность и экономическая зависимость делают женщин еще более уязвимыми в обществе. Женщины не только составляют порядка половины населения планеты, но и занимают существенную часть в сфере труда. По данным ООН, в 2011 гг. 40 из каждых 100 оплачиваемых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе в мире занимали женщины. Эксперты говорят о дискриминации по половому признаку при приеме на работу, в частности, это проявилось в том, что за последние 10 лет существенно сократилось количество женщин, имеющих полную занятость. Например, в Германии с дискриминацией в профессии сталкивает....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации
- Правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации