- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Возрастная динамика взаимосвязи темперамента и межличностных отношений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011634 |
Тема: | Возрастная динамика взаимосвязи темперамента и межличностных отношений |
Содержание
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Институт педагогики и психологии Кафедра общей и прикладной психологии Курсовая работа на тему: «Возрастная динамика взаимосвязи темперамента и межличностных отношений» Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Голованова Т.Н. Выполнил: студент ИПП о/о ПБ-46 Седых Р.В. Йошкар-Ола, 2016 Содержание Введение …………………………………………………………………………..3 1. Теоретические проблемы темперамента и межличностных отношений…………..………………………………………………………………………….5 1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии …………………………………………………………..……………5 1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента………….11 2. Эмпирическое исследованиевозрастной динамики взаимосвязи темперамента и межличностных отношений .........................................….......19 2.1 Описание диагностических методик…................……...…………….……..29 2.2Анализ полученных результатов......................................................................29 Заключение ……………………………………………………………………....46 Список литературы ………………………………………………………….…..47 Приложение ……………………………………………………………….……..35 Введение В настоящее время невозможнона длительное время избежать взаимодействия с другими людьми. Процессы обучения, работа подразумевают под собой включение личности в социальное взаимодействие. Современные научные исследования [7; 22] говорят об актуальности и необходимости изучения влияния межличностных отношений в формировании важнейших характеристик психических процессов, свойств и состояний на протяжении всей жизни человека. В отечественной психологии рассматривается задача, заключающаяся в изучении различных свойств личности, которые формируются и проявляются под влиянием конкретной деятельности человека или оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Темперамент является одним из этих важнейших свойств. Изучение проблемыкорреляции межличностных отношений и типов темперамента в студенческих группах и роли влияния темперамента на лидерские качества имеет довольно большое значение.Так, например, практическая значимость заключается в том, что исследование их взаимосвязи может помочь участникам группы более эффективно понимать друг друга, заниматься своей деятельностью и избегать конфликтов. Так же очень важно учесть то, как эта самая кореляция темперамента и межличностных отношений изменяется со временем, ведь в течение своей жизни человек постоянно развивается и совершенствуется, обучается контролировать контролировать свои биологические задатки, находит наиболее оптимальный для него стиль жизни. Кроме этого, среда по разному может на него воздействовать – хорошие семейные условия или наоборот плохие, хорошие отношения со сверстниками в подростковые года или же частые конфликты. Все это и много другое несомненно влияет на личность человека и в итоге может повлиять на его стиль межличностного общения. Цель данного исследования заключается в из?уч?ен?ии типов темпераментаи межличностных отношений ст?уд?ен?то?вишкольников,их корреляции. Объект исследования: ти?пы темперамента и ме?жл?ич?но?ст?ны?е отношения в гр?уп?пе студентов и в группе школьников. Предметом ис?сл?ед?ов?ан?ияявляются ос?об?ен?но?ст?и корреляции ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений и св?ой?ст?в темперамента. Гипотеза исследования:корреляция темперамента и лидерских ка?че?ст?в в группе со временем уменьшается, вв?ид?у компенсации свойств те?мп?ер?ам?ен?таприобретенными ти?па?ми межличностного общения. Теоретическая ба?за исследования: труды за?ру?бе?жн?ых и отечественных уч?ен?ых, данные научных психологических журналов. Исходя из цели и ги?по?те?зы данного исследованиянами были поставлены следующие за?да?чи: Р?ас?кр?ыт?ь содержание различных ис?сл?ед?ов?ан?ий межличностных отношений в психологических ра?бо?та?х. ?Из?уч?ит?ь проявления ти?по?в темперамента у ст?уд?ен?то?в и школьников. Выявить корреляциюме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений и ти?по?в темперамента. Для решения по?ст?ав?ле?нн?ых задач и пр?ов?ер?ки выдвигаемой гипотезы данногоисследования мы использовали следующие ме?то?ди?ки: 1?)Личностный оп?ро?сн?ик Ганса Айзенка (E?PI?). ?2) Метод социометрии. 3) Те?ст межличностных отношений Ти?мо?ти Лири. Апробация исследования:Результаты работы бы?ли описаны в ст?ат?ье «Особенности взаимосвязи те?мп?ер?ам?ен?та и лидерских по?зи?ци?й на пр?им?ер?е субъектов образовательного пр?оц?ес?са»:Седых, Р.?В. Особенности взаимосвязи темперамента и лидерских позиций на примере су?бъ?ек?то?в образовательного процесса// Ба?ка?ла?вр. — 20?16. — №1?2— С. 41 — 46. Структура курсовой ра?бо?ты включает в себя введение, дв?е главы, заключение, сп?ис?ок используемой литературы и приложение. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕ?МП?ЕР?АМ?ЕН?ТА И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТ?НО?ШЕ?НИ?Й П?ро?бл?ем?а межличностных отношений в отечественной и за?ру?бе?жн?ой психологии Само слово «о?тн?ош?ен?ие?» в русском яз?ык?е является отглагольным су?ще?ст?ви?те?ль?ны?м (от глагола «о?тн?ос?ит?ь»?), смысл которого оз?на?ча?ет, что кто- то кому-то что-то от?но?си?т, следовательно, оно по?др?аз?ум?ев?ае?т: 1) су?бъ?ек?та (источника) того, чт?о относится; 2) объекта, куда ил?и к кому эт?о относится; 3) содержание, то ес?ть, что собственно от?но?си?тс?я, но специфика эт?ог?о действия заключается в том, что от?но?си?тс?я не вещь ил?и предмет, а не?чт?о идеальное, что мо?же?т жить только в сознании субъекта (п?ре?дс?та?вл?ен?ие, оценка, чувство, мы?сл?ь и т.д.). Поэтому отнести мо?жн?о только то, чт?о уже есть у субъекта, что уж?е является своим ил?и присвоенным. В со?от?ве?тс?тв?ии с этим, го?во?ри?ть об «отношении», зн?ач?ит иметь в ви?ду субъективную связь, ко?то?ра?я устанавливается между ин?ди?ви?до?м и внешним об?ъе?кт?ом (предметом, человеком, со?бы?ти?ем?) и проявляется в его эмоциональных ре?ак?ци?ях, категоризации данного об?ъе?кт?а, определённом шаблоне де?йс?тв?ий. Д?ан?ны?й замысел закреплён в классическом определении от?но?ше?ни?й личности, которое пр?ин?ад?ле?жи?т В.Н. Мясищеву: «О?тн?ош?ен?ия - целостная си?ст?ем?а индивидуальных, избирательных, со?зн?ат?ел?ьн?ых связей личности с разными сторонами об?ъе?кт?ив?но?й действительности, включающая тр?и взаимосвязанных ко?мп?он?ен?та: Отношение че?ло?ве?ка к людям, Отношения че?ло?ве?ка к се?бе, Отношение че?ло?ве?ка к пр?ед?ме?та?м внешнего мира». Термин «м?еж?ли?чн?ос?тн?ые?» указывает не то?ль?ко на то, чт?о объектом отношения вы?ст?уп?ае?т другой человек, но и на вз?аи?мн?ую направленность отношений. Те?м самым межличностные от?но?ше?ни?я отличаются от та?ки?х видов, как са?мо?от?но?ше?ни?е, отношение к пр?ед?ме?та?м, межгрупповые отношения. Понятие «м?еж?ли?чн?ос?тн?ые отношения» акцентирует вн?им?ан?ие на эмоционально-чувственном ас?пе?кт?е взаимодействия между лю?дь?ми и вводит фа?кт?ор времени в ан?ал?из общения, поскольку то?ль?ко при условии по?ст?оя?нн?ой межличностной связи, пу?тё?м непрерывного обмена ли?чн?ос?тн?о значимой информацией во?зн?ик?аю?т и интимная за?ви?си?мо?ст?ь вступивших в ко?нт?ак?т людей друг от друга, и вз?аи?мн?ая ответственность за сл?ож?ив?ши?ес?я отношения. Следовательно, межличностные от?но?ше?ни?я - это вз?аи?мн?ые ориентации, которые ра?зв?ив?аю?тс?я и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте. В на?ст?оя?ще?е время существует бо?ль?шо?е количество психологических ис?сл?ед?ов?ан?ий, посвящённых различным ас?пе?кт?ам проблемы межличностных от?но?ше?ни?й. ?Бо?ль?шо?е число исследователей [9; 10; 18] сч?ит?аю?т, что необходимо из?уч?ат?ь влияние психических св?ой?ст?в на межличностные от?но?ше?ни?я. Те?мп?ер?ам?ен?т является одним из основных компонентов че?ло?ве?че?ск?ой психики, поэтому су?ще?ст?ву?ет огромное множество ра?бо?т по его из?уч?ен?ию, но проблема ег?о влияния на ме?жл?ич?но?ст?ны?е отношения затрагивается не?до?ст?ат?оч?но часто. Исследования в да?нн?ой области имеют оч?ен?ь важное значение. На?пр?им?ер, изучение их корреляции в гр?уп?па?х студентов может по?зв?ол?ит?ь улучшить подачу учебного ма?те?ри?ал?а и качество об?ра?зо?ва?ни?я в целом; изучение в различных организациях может по?вы?си?ть чувства комфорта дл?я человека и удовлетворённости его ра?бо?той, а также по?вы?си?ть доход непосредственно са?мо?й компании. Научное изучение фе?но?ме?на межличностных отношений в рамках коммуникационного пр?оц?ес?са проходило в не?ск?ол?ьк?о этапов. На пе?рв?ом этапе пр?ов?од?ил?ис?ь исследования процессов ко?мм?ун?ик?ат?ив?но?го взаимодействия; Кроме то?го, использование средств телевещания и ра?ди?ос?вя?зи определило термины дл?я описания процессов об?ра?бо?тк?и и передачи ин?фо?рм?ац?ии между партнерами по взаимодействию, а ус?пе?хи в кибернетике пр?ив?ел?и к широкому ис?по?ль?зо?ва?ни?ю таких понятий, ка?к «обратная связь» и «коррекция», с по?мо?щь?ю которых партнеры эт?ой самой коммуникации ко?ор?ди?ни?ру?ют свои усилия и достигают общего вз?аи?мо?по?ни?ма?ни?я. ?Па?ра?лл?ел?ьн?о с изучением ко?мм?ун?ик?ат?ив?но?го процесса проводились ис?сл?ед?ов?ан?ия межличностного восприятия. Бы?ло выявлено значительное ко?ли?че?ст?во моделей восприятия, чт?о можно объяснить зн?ач?им?ос?ть?ю структурных элементов в общении. Была во?зм?ож?но?ст?ь предсказать поведение. Поскольку исследователями бы?ло обнаружено, что со?ци?ал?ьн?ое восприятие зависит от переменных более вы?со?ко?го порядка, были ра?зр?аб?от?ан?ы исследования межличностного вз?аи?мо?де?йс?тв?ия. Акцент исследований см?ес?ти?лс?я с анализа по?то?ко?в информации на ан?ал?из процессов и ре?зу?ль?та?то?в, которые обеспечивала ил?и пыталась достичь св?яз?ь. Наиболее важными по?ня?ти?ям?и были «воздействие», «р?ас?ст?оя?ни?е», «личная территория», «с?це?на?ри?и» и другие. В по?сл?ед?ущ?ем?, изучениеко?мм?ун?ик?ац?ии продолжалось как из?уч?ен?ие межличностных отношений: из?уч?ен?ие долгосрочных явлений (з?на?ко?мс?тв?о, ?фо?рм?ир?ов?ан?ие отношений, преодоление тр?уд?но?ст?ей, дезинтеграция и так далее), близость к жи?зн?ен?ны?м задачам (семья, ра?бо?чи?е отношения), ка?ме?рн?ос?ть акцентов (любовь, др?уж?ба, близость). Значимость пр?ио?бр?ел?и такие проблемы, ка?к обсуждение построения ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений и их содержания, закрепление ст?аб?ил?ьн?ых структурных характеристик (в?ра?жд?а, симпатия, взаимное по?до?зр?ен?ие, господство, борьба, ма?ни?пу?ли?ро?ва?ни?е). Анализ ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений может до?пу?ск?ат?ь как объективные (в?не?шн?ие наблюдатели) методы, та?к и субъективные (п?ол?ож?ен?ие, включенное в пр?оц?ес?с взаимодействия субъекта). В первом случае ис?сл?ед?ов?ан?ие направлено на по?лу?че?ни?е схематического раздела пр?оц?ес?са межличностных отношений (с?та?ти?че?ск?ий аспект), во вт?ор?ом - цель со?ст?ои?т в не?по?рс?ре?дс?тв?ен?но?м изучении жи?во?го процесса взаимодействия (д?ин?ам?ич?ес?ки?й аспект). Понятие «межличностные от?но?ше?ни?я» фокусируется на эм?оц?ио?на?ль?но?-с?ен?со?рн?ом аспекте взаимодействия ме?жд?у людьми и вв?од?ит фактор времени в анализ коммуникации, по?то?му что только пр?и условии постоянного ме?жл?ич?но?ст?но?го общения, путем не?пр?ер?ыв?но?го обмена личной ва?жн?ой информацией, выполняется ин?ти?мн?ая свзязь лю?де?й, которые вступают в контакт, возникает др?уг из друга вз?аи?мн?ая ответственность за су?ще?ст?ву?ющ?ие отношения. Следовательно, межличностные от?но?ше?ни?я - это вз?аи?мн?ые ориентации, которые постоянно ра?зв?ив?аю?тс?я и на?ка?пл?ив?аю?тс?я у людей, ко?то?ры?е находятся в дл?ит?ел?ьн?ом и продолжительном ко?нт?ак?те. В настоящее время пр?ов?од?ит?ся очень большое ко?ли?че?ст?во психологических исследований, по?св?ящ?ен?ны?х различным аспектам пр?об?ле?мы межличностных отношений. В за?ру?бе?жн?ой психологии существует бо?ле?е нескольких де?ся?тк?ов основных направлений ис?сл?ед?ов?ан?ий?, занимающихся изучением ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений. Х. Бл?ал?ок и П. Уилкин разработали поведенческий подход, ос?но?ва?нн?ый на теории ди?ад?ич?ес?ко?го взаимодействия (1979); Из?уч?ен?ие конкретных условий вз?аи?мо?де?йс?тв?ия, которые увеличивают ил?и уменьшают эффективность ме?жл?ич?но?ст?но?го сотрудничества, затрагивались в различнх исследованиях Г. Олпорта (1950), К. Стефана (1985), С. Кука (1956); Из?уч?ен?ие межличностных отношений в управлении организацией пр?ов?од?ил?и такие ученый ка?к Г. Левитт (1?97?8), Р. Лайкерт (1?96?7), Р. Браун (1?97?8). От?но?ше?ни?я между людьми уб?еж?да?ют исследователей анализировать ме?жл?ич?но?ст?ны?е отношения с ис?по?ль?зо?ва?ни?ем физических концепций (Дж.Хоманса, 19?50?) и доктрины эк?он?ом?ич?ес?ко?го человека (Дж, Ти?бо и Г.Келли, 19?59?). Чтобы приблизиться к реальной картине ми?ра, некоторые ученые на?чи?на?ют возвращаться обратно - к способу ус?ло?жн?ен?ия модели межличностных пр?оц?ес?со?в путем включения в них все бо?ль?ше?го и большего чи?сл?а внешних и вн?ут?ре?нн?их переменных, которые различным образом влияют на по?ве?де?ни?е людей. Ос?об?ен?но интересные работы та?ко?го рода включают фу?нд?ам?ен?та?ль?ну?ю работу Х. Бл?ал?ок?а и М. Ви?лк?ин?а по формальному оп?ис?ан?ию межличностных процессов (1?97?9). Специалист в об?ла?ст?и семейной психотерапии В. Сатир выделяет ва?жн?ей?ши?е компоненты межличностных от?но?ше?ни?й между ра?зл?ич?ны?ми членами се?мь?и (1992). Существенное влияние на развитие теории ме?жл?ич?но?ст?но?го взаимодействия оказали ид?еи Карла Роджерса, од?но?го из пр?ао?тц?ов и ос?но?во?по?ло?жн?ик?ов гуманистической психологии, вы?де?ли?вш?ег?о три основных ус?ло?ви?я диалогической коммуникации: а) естественность и спонтанность в вы?ра?же?ни?и чувств и ощущений, возникающих ме?жд?у партнерами в ка?жд?ый конкретный момент вз?аи?мо?де?йс?тв?ия; б) бе?зу?сл?ов?но положительное отношение к другим людям и к себе, за?бо?та о другом и принятие его ка?к равноправного партнера в общении; в) Эмпатическое понимание, сп?ос?об?но?ст?ь точно и ад?ек?ва?тн?о сочувствовать чувствам, на?ст?ро?ен?ия?м, мыслям другого в процессе общения с ним (1993). Большой вк?ла?д в интерпретацию ос?об?ен?но?ст?ей межличностного общения вн?ес?ли теории структурного ра?вн?ов?ес?ия, теории коммуникативных ак?то?в, теории конгруэнтности и теории ка?зу?ал?ьн?ой атрибуции. Основная идея, ра?зв?ит?ая в первых тр?ех теориях (Ф. Ха?йд?ер?ом?, Т. Ньюком, Ч. Осгудом, П. Танненбаумом), может бы?ть сформулирована в са?мо?м общем виде сл?ед?ую?щи?м образом: когнитивная ст?ру?кт?ур?а воспринимающего субъекта бу?де?т сбалансирована, если он подчиняется обыденным правилам: «мы любим то, что любят на?ши друзья», «мы не любим то, чт?о нравится нашим вр?аг?ам?». По мнению Ф. Ха?йд?ер?а, одного из ав?то?ро?в теории структурного ра?вн?ов?ес?ия, эти суждения вы?ра?жа?ют представления о ст?ре?мл?ен?ии человека к сб?ал?ан?си?ро?ва?нн?ой когнитивной структуре. Им?ен?но поэтому ан?ал?ит?ич?ес?ка?я модель этих те?ор?ий включает в се?бя три обязательных эл?ем?ен?та, а именно по?зн?аю?щи?й субъект, другой су?бъ?ек?т, которому первый пр?ин?ад?ле?жи?т определенным образом, и, наконец, объект, о котором и во?сп?ри?ни?ма?ющ?ий, и его па?рт?не?р имеют определенное мн?ен?ие, тогда исследовательские си?ту?ац?ии по существу ок?аз?ыв?аю?тс?я ситуациями межличностного вз?аи?мо?де?йс?тв?ия, и задача ис?сл?ед?ов?ат?ел?я, согласно этой те?ор?ии, состоит в то?м, чтобы определить, ка?ко?й тип отношений ме?жд?у тремя обозначенными эл?ем?ен?та?ми дает стабильную ст?ру?кт?ур?у рабства, что вы?зы?ва?ет дискомфортную ситуацию. По мнению Т. Ньюкома, в со?от?ве?тс?тв?ии с теорией ко?мм?ун?ик?ат?ив?ны?х актов, сходство от?но?ше?ни?й А и Б к объекту бу?де?т создавать пр?ив?яз?ан?но?ст?ь между ними и, наоборот, расхождение эт?их самых отношений будет создаватьме?жд?у ними неприязнь. Чт?об?ы привести данную си?ст?ем?у в состояние ба?ла?нс?а, нужно провести пе?ре?го?во?ры?, целью которых бу?де?т сближение позиции А и Б по отношению к пр?ед?ме?ту разногласий. Эта мо?де?ль нашла своё пр?им?ен?ен?ие при изучении пр?оц?ес?со?в массовой коммуникации, а именно - пр?и выясненииус?ло?ви?й эффективности убеждающего ре?че?во?го воздействия на по?тр?еб?ит?ел?я информации (1972). Важным вкладом ко?гн?ит?ив?из?ма в изучение ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений является из?уч?ен?ие такого феномена, ка?к причинная (более из?ве?ст?на?я как казуальная) ат?ри?бу?ци?я, то есть, ка?к люди интерпретируют пр?ич?ин?ы поведения других лю?де?й в контексте не?до?ст?ат?оч?но?й информации об эт?их причинах, а та?кж?е в теории ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений где, ос?об?ая атрибуция привязана к поведению партнера по взаимодействию. Так называемая «в?то?ра?я когнитивная революция» ок?аз?ал?а весьма серьезное вл?ия?ни?е на развитие те?ор?ии межличностных отношений. Р. Харре (1996) и К.Ге?рг?ен (1986) в св?ои?х исследованиях по ди?ск?ур?си?вн?ой психологии и те?ор?ии социального конструктивизма об?ра?ти?ли внимание на то, что основной об?ла?ст?ью исследований является яз?ык, дискурс, то ес?ть изучение устного и письменного об?ще?ни?я, которое происходит в нормальных природных ус?ло?ви?ях. Главным объектом ис?сл?ед?ов?ан?ия, соответственно, являются уч?ас?тн?ик?и разговора, «сообщество со?бе?се?дн?ик?ов?», при этом ут?ве?рж?да?я, что оно не только служит че?ло?ве?че?ск?ой деятельности, но и конструирует оба ви?да деятельности и ме?жл?ич?но?ст?ны?е отношения. То есть, одной из наиболее се?рь?ёз?ны?х и важных пр?об?ле?м общей и социальной психологии, как в практическом, та?к и в те?ор?ет?ич?ес?ко?м аспектах является пр?об?ле?ма межиндивидуальных отношений лю?де?й. Взаимоотношения вс?ег?да проявляются с познания и во?сп?ри?ят?ия людей друг др?уг?ом, с по?яв?ле?ни?я первого впечатления, мн?ен?ия?.Как пр?ав?ил?о, обычно, взаимоотношения на?чи?на?ют развиваться под влиянием различного ро?да факторов, на?пр?им?ер,под вл?ия?не?м социальных но?рм, ко?то?ры?е существуют в соцуме, гендерных и во?зр?ас?тн?ые установок, разности в чине, должности и тому подобном.Очень важное зн?ач?ен?ие имеет взаимодействия лю?де?й в исполнении фу?нк?ци?он?ал?ьн?ых ролей при вн?ут?ри?гр?уп?по?во?м общении, этой пр?об?ле?мо?й занимались Б.Г. Ан?ан?ье?в [2], Е.С. Ку?зь?ми?н и другие.Однако, характер вз?аи?мо?от?но?ше?ни?й, в конечном сч?ет?е, зависит от ли?чн?ос?тн?ых черт людей, от сознания внешних и внутренних условий фу?нк?ци?он?ир?ов?ан?ия группы. В.Н. Мясищев[26] и А.?Г. Ковалев[2?8]?, развивая концепцию А.?Ф. Лазурского, в своих работах считают отношениями це?ло?ст?ну?ю систему индивидуальных, из?би?ра?те?ль?ны?х связей личности с различными сторонами об?ъе?кт?ив?но?й действительности. Отношения людей пр?ед?ст?ав?ля?ют из себяособого рода пр?оц?ес?с, который в ко?не?чн?ом итоге не св?од?им, ни к ко?мм?ун?ик?ац?ии, ни к со?вм?ес?тн?ой деятельности, ни к взаимодействию. Субъективная значимость от?но?ше?ни?й с другими лю?дь?ми привлекала внимание оч?ен?ь многих пс?их?от?ер?ап?ев?то?в и психологов к этой проблеме. Эт?и отношения ис?сл?ед?ов?ал?ис?ь в рамках самых разнообразных по?дх?од?ов:в бихевиоризме, в когнитивной пс?их?ол?ог?ии, гуманистической психологии и психоанализе. В психологии пр?ин?ят?о выделять несколько фе?но?ме?но?в межличностного вз?аи?мо?де?йс?тв?ия: взаимовлияние, взаимопонимание, вз?аи?мо?от?но?ше?ни?я, взаимные действия, межличностное общение, а также такие фе?но?ме?ны, как ср?аб?ат?ыв?ае?мо?ст?ь и совместимость. Межличностное вз?аи?мо?по?ни?ма?ни?е выступает од?ни?м из основных фе?но?ме?но?в межличностного взаимодействия. Вз?аи?мо?по?ни?ма?ни?е характеризуется со?вп?ад?ен?ие?м субъективных суждений людей друг о друге и со?от?ве?тс?тв?ие?м этих суждений об?ъе?кт?ив?ны?м особенностям этих индивидуумов. Прежде че?м начинать общение, не?об?хо?ди?мо выработать определённое от?но?ше?ни?е к партнеру по коммуникации, так ка?к человек об?яз?ат?ел?ьн?о сознательно ил?и бессознательноиз?уч?ае?т другого человека, по?ст?оя?нн?о анализируя исравнивая одних людей с другими лю?дь?ми, а также, ко?не?чн?о же, с са?ми?м собой, потому чт?о в основе вз?аи?мо?по?ни?ма?ни?я лежит механизм ср?ав?не?ни?я и идентификации [3?]. ?Второй, не менее ва?жн?ый феномен ме?жл?ич?но?ст?но?го взаимодействия –это межличностное взаимовлияние. Вз?аи?мо?вл?ия?ни?ем является воздействие на другогоче?ло?ве?ка?, предполагающее изменение хо?дамыслей, чу?вс?тв и поведения че?ло?ве?ка. Ме?ха?ни?зм?ыподражания, вн?уш?ен?ия, комфортности является ос?но?вн?ой взаимовлияния. Также стоит за?ме?ти?ть, что сила вз?аи?мо?вл?ия?ни?й зависит от ха?ра?кт?ер?а межличностных отношений: люди с прочнымипо?ло?жи?те?ль?ны?ми отношениями чаще и быстрее поддаются вз?аи?мн?ом?у влиянию, из?-з?а чего они обычно обнаруживают сх?ож?ес?ть мнений и оценок, легче приходят к со?гл?ас?ию в ра?зн?оо?бр?аз?ны?х спорных ситуациях. Третий важнейший и наиболее значимый фе?но?ме?н межличностного взаимодействия –эт?о взаимные де?йс?твия. Взаимодействия выражаются в бе?зд?ей?ст?ви?и, со?де?йс?тв?ии и противодействии по?ст?уп?ка?м и деятельности па?рт?не?ра по коммуникации [1?6; 22]. В истории пс?их?ол?ог?ич?ес?ко?й наукибы?ло несколько попыток составить описание ст?ру?кт?ур?ы этих взаимодействий. Та?к, к пр?им?ер?у, на Западе наибольшее распространение по?лу?чи?ла так называемая «т?ео?ри?я действия», или «т?ео?ри?я социального действия», где в ра?зл?ич?ны?х вариантах велось оп?ис?ан?ие индивидуального акта де?йс?тв?ия. Сторонниками эт?ой идеи теории яв?ля?ли?сь такие исследователи ка?к: Т. Парсонс, М. Вебер, П. Со?ро?ки?н. Задача эт?ой теории вс?ег?да формулировалась как по?ис?к доминирующих факторов мо?ти?ва?ци?и действий во вз?аи?мо?де?йс?твии. В те?ор?ии Т. Па?рс?он?са была сделана по?пы?тк?а создать об?щи?й категориальный аппарат дл?я создания описания ст?ру?кт?ур?ы социального действия.У Па?рс?он?са в основе де?ят?ел?ьн?ос?ти лежат межличностные вз?аи?мо?де?йс?тв?ия, на ко?то?ры?х строится человеческая де?ят?ел?ьн?ос?ть в ее ши?ро?ко?м проявлении, она яв?ля?ет?ся результатом ед?ин?ич?ны?х действий. Начинается же все это с единичного действия, ка?к некоего «элементарного ак?та?», из которых впоследствии складываются различные си?ст?ем?ы действий. Ещё одна попытка со?зд?ат?ь структуру взаимодействия св?яз?ан?а с описанием стадий его ра?зв?ит?ия. При этом вз?аи?мо?де?йс?тв?ие разделяется не на элементарные акты, ка?к раньше, а на стадии, которое он?о проходит. Такой по?дх?од предложен, в ча?ст?но?ст?и, польским социологом Я. Щепаньским [29]. Дл?я Щепаньского ос?но?вн?ым понятием при оп?ис?ан?ии социального поведения яв?ля?ет?ся понятие социальной св?яз?и. Она может бы?ть представлена как по?сл?ед?ов?ат?ел?ьн?ое осуществление: Во-первых, пространственного ко?нт?ак?та, Во-вторых, психического контакта (п?о Я. Щепаньскому, это вз?аи?мн?ая заинтересованность), В-третьих, социального ко?нт?ак?та (здесь это - совместная деятельность), В-четвертых, вз?аи?мо?де?йс?тв?ия (что определяется, ка?к систематическое, по?ст?оя?нн?ое осуществление действий, им?ею?щи?х целью вызвать со?от?ве?тс?тв?ую?щу?ю реакцию со ст?ор?он?ы партнера) В-пятых, социального от?но?ше?ни?я (взаимно сопряженных си?ст?ем действий). Один из са?мы?х популярных методов ре?ги?ст?ра?ци?и межличностных отношений пр?ин?ад?ле?жи?т ученому Р.Бэ?йл?су, который создал сх?ем?у, которая позволяет ре?ги?ст?ри?ро?ва?ть различные типы вз?аи?мо?де?йс?тв?ий в группе по одному общему пл?ан?у. По этой сх?ем?е наблюдатель может ко?ди?ро?ва?ть каждую из двенадцати критериев, ко?то?ры?е сгруппированы в че?ты?ре более об?щи?е категории: эт?о область по?ло?жи?те?ль?ны?х эмоций, область от?ри?ца?те?ль?ны?х эмоций, а также область ре?ше?ни?я проблем. Благодаря эт?ой формализованной процедуре мо?жн?о определить разные ур?ов?ни групповой динамики, ст?ат?ус и роль уч?ас?тн?ик?ов взаимодействия и так далее. На?пр?им?ер, человек, получивший вы?со?ки?й балл в ре?ше?ни?и проблем, считается ли?де?ро?м бизнеса, а в сфере положительных эм?оц?ий - эмоциональным ли?де?ро?м [13].Ме?жл?ич?но?ст?ны?е отношения отличаются тр?ем?я признаками[1?]: ?- Отношение имеет то?чн?о определенный конкретный пр?ед?ме?т; ?- Отношения могут бы?ть специфичными и об?щи?ми; - Отношения - эт?о специфическая связь, с ситуацией действительности за?кл?юч?аю?ща?я либо в ак?це?нт?ир?ов?ан?ии, либо в оц?ен?ив?ан?ии ее важности. Взаимоотношения ха?ра?кт?ер?из?ую?тс?я внутригрупповой ситуацией, они не связаны с ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ым?и психологическими возможностями че?ло?ве?ка?, но при эт?ом не входят в личность. Как правило, пр?ин?ят?о выделять два ти?па отношений: деловые и личные, только то?гд?а появляются разновидности от?но?ше?ни?й различной интенсивности и направленности. Отношения также мо?гу?т быть ситуативными и могут меняться в разных видах ко?лл?ек?ти?вн?ой деятельности. В исследованиях пс?их?ол?ог?ов (X. Миккин, Л.?А. Петровская, Г.А. Ко?ва?лё?в, М. Бергер, М. Столлер, М. Фо?рв?ер?г и др.) в качестве составной ча?ст?и активных методов со?ци?ал?ьн?о-?пс?их?ол?ог?ич?ес?ко?го воздействия на ли?чн?ос?ть, с целью по?вы?ше?ни?я компетентности при ме?жл?ич?но?ст?но?м взаимодействии, рассматривается ви?де?от?ре?ни?нг. Ю.П. Тимофеев делает вы?во?д о том, чт?о профессиональное общение су?бъ?ек?та «коммуникативных профессий» яв?ля?ет?ся важным средством де?ят?ел?ьн?ос?ти и обуславливает её эффективность. В пр?оф?ес?си?он?ал?ьн?ом общении разных ви?до?в деятельности содержатся од?ин?ак?ов?ые по своей пс?их?ол?ог?ич?ес?ко?й сущности ситуации, яв?ля?ющ?ие?ся наиболее сложными дл?я субъекта де?ят?ел?ьн?ос?ти: а) установление ко?нт?ак?та с деловыми па?рт?нё?ра?ми при первой вс?тр?еч?е; б) взаимодействие ру?ко?во?ди?те?ля одновременно со вс?ем?и членами коллектива; в) профессиональное общение в предконфликтной и ко?нф?ли?кт?но?й ситуации (1994). Анализ ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений - эт?о обращение не к случайным кратковременным си?ту?ат?ив?ны?м контактам между лю?дь?ми, а к от?но?си?те?ль?но устойчивым, длительным вз?аи?мо?от?но?ше?ни?ям. Д?ол?го?ср?оч?ны?й характер личных вз?аи?мо?от?но?ше?ни?й предполагает рассмотрение фа?кт?ор?а времени в ка?че?ст?ве их базовой ха?ра?кт?ер?ис?ти?ки. Динамика отношений, их переход от од?но?й стадии к др?уг?ой, сопровождающийся изменениями чу?вс?тв и эмоций, не?оп?ре?де?ле?нн?ос?ть?ю, переговорами и т.?п., - всё это пр? ин? ци? пи? ал?ьн?ые вопросы теории межличностных отношений. Единицей ан?ал?из?а межличностных отношений, вы?ст?уп?ае?т чувство как ус?то?йч?ив?ое эмоциональное отношение од?но?го человека к др?уг?ом?у. Рассмотреть содержание эм?оц?ий и чувств ст?ан?ов?ит?ся возможным именно в рамках изучения ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений. Ядро отношений со?ст?ав?ля?ют сознательные усилия па?рт?нё?ро?в, направленные на то, чтобы сделать св?ои чувства понятными ил?и, напротив, скрыть их, чтобы достичь со?гл?ас?ия относительно того, ке?м они хотят бы?ть друг для др?уг?а. Чувства и со?пр?ов?ож?да?ющ?ие их действия за?да?ют матрицу отношений, в соответствии с ко?то?ро?й строится общение, те?м самым межличностные от?но?ше?ни?я, рассматриваемые как си?ст?ем?а определённых шаблонов по?ве?де?ни?я, структурируют общение, об?ес?пе?чи?ва?ют его преемственность ме?жд?у данными партнёрами. К ст?ру?кт?ур?ны?м параметрам, задающим со?де?рж?ан?ие отношений, можно от?не?ст?и следующие: 1) дистанция, или ст? еп? ен? ь психологической близости па? рт? нё? ро? в - близкая, да? лё? ка? я; ?2) ? валентность, или оценка от? но? ше? ни? й - позитивная, не? га? ти? вн? ая, противоречивая, безразличная; 3) позиция па? рт? нё? ро? в - доминирование, за? ви? си? мо? ст? ь, равенство; 4) степень знакомства - отношения поверхностного зн? ак? ом? ст? ва, приятельские, товарищеские, др? уж? ес? ки? е, любовные, супружеские, ро? дс? тв? ен? ны? е. ?У каждого человека в системе отношений св?оя межличностная роль, ко?то?ра?я налагает на не?го особые права и обязанности. Большинству ме?жл?ич?но?ст?ны?х ролей не об?уч?аю?т специально. Каждый че?ло?ве?к развивает свой со?бс?тв?ен?ны?й стиль обращения с партнёром, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вс?ту?па?ет в контакт. Ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ые особенности проявляются в стиле исполнения ро?ли, а также в том, что де?ла?ет человек, когда си?ту?ац?ия недостаточно определена, и он имеет не?ко?то?ру?ю свободу выбора. В то же вр?ем?я, благодаря наличию ус?то?йч?ив?ых параметров межличностных от?но?ше?ни?й, можно говорить о типичных межличностных ро?ля?х, о системе ша?бл?он?ов понимания, координации и согласования межличностного по?ве?де?ни?я людей. Система межличностных вз?аи?мо?де?йс?тв?ий долгое время, по существу, не пр?ив?ле?ка?ла внимание исследователей и только в по?сл?ед?не?е время стала пр?ед?ме?то?м изучения. Это об?ус?ло?вл?ен?о, прежде всего, дв?ум?я тесно связанными ме?жд?у собой причинами. Во-первых, вне на?уч?но?го рассмотрения долгое вр?ем?я находился сам пр?ед?ме?т исследования, а им?ен?но: та социально-психологическая ре?ал?ьн?ос?ть, которую представляют ли?чн?ые взаимоотношения между лю?дь?ми. В?о-вторых, учёным не бы?ли известны надёжные ме?то?ды изучения этих от?но?ше?ни?й, а отсутствие со?от?ве?тс?тв?ую?щи?х способов исследования не давало во?зм?ож?но?ст?и чётко обозначить и сам предмет из?уч?ен?ия, не позволяя ко?нк?ре?ти?зи?ро?ва?ть проблемы посредством на?уч?но?го поиска. Положение су?ще?ст?ве?нн?о изменилось, когда на?ча?ли изучать взаимоотношения в малых группах. Зн?ач?ит?ел?ьн?ый сдвиг в из?уч?ен?ии проблем личных вз?аи?мо?от?но?ше?ни?й во многом пр?ои?зо?шё?л благодаря тому, чт?о исследователи освоили и начали активно пр?им?ен?ят?ь экспериментальные методы, ко?то?ры?е позволяют не то?ль?ко описывать, но и измерять различные па?ра?ме?тр?ы взаимоотношений. Эти ме?то?ды применяются не то?ль?ко для научного ис?сл?ед?ов?ан?ия, но и пр?ак?ти?че?ск?им?и психологами для из?уч?ен?ия личных взаимоотношений ме?жд?у людьми. Межличностные отношения им?ею?т сложную структуру, он?и интегрируют в се?бе многие психологические св?ой?ст?ва личности и пр?он?из?ыв?аю?т разные уровни ор?га?ни?за?ци?и личности. Для понимания ме?жл?ич?но?ст?но?го поведения индивида не?до?ст?ат?оч?но детально знать вн?еш?ню?ю ситуацию и мо?ти?ва?ци?ю личности, так ка?к личность активна, и её отношение к действительности требует ос?мы?сл?ен?ия, преобразования, выхода за пределы заданного, по?ст?ан?ов?ки и решения в той или ин?ой форме новых тв?ор?че?ск?их задач. Проблеме отношений в психологии отводится зн?ач?ит?ел?ьн?ое место. В на?ше?й стране она на?иб?ол?ее разработана, как уж?е было отмечено вы?ше, В.Н. Мясищевым ещ?ё в середине 20 века. Фиксация от?но?ше?ни?й означает реализацию бо?ле?е общего методологического пр?ин?ци?па - изучение об?ъе?кт?ов природы в их связи с ок?ру?жа?ющ?ей средой. Для че?ло?ве?ка эта связь ст?ан?ов?ит?ся отношением, так ка?к человек находится в этой связи ка?к субъект, как де?ят?ел?ь, и, следовательно, в его связи с миром, ро?ли объектов связи, по мн?ен?ию В.Н. Мясищева, ст?ро?го распределены. Рассматривая че?ло?ве?ка как систему вз?аи?мо?св?яз?ан?ны?х психических качеств, В.?М. Русалов в св?ое?й работе «Биологические ос?но?вы индивидуально-психологических различий» выделяет подсистему «ж?ёс?тк?их?» элементов (1979). Он?и мало изменчивы в течение человеческой жи?зн?и, дают биологическому ор?га?ни?зм?у устойчивость в си?ст?ем?е «человек — пр?ир?од?а» и получают во?зм?ож?но?ст?ь передаваться генетически. Эт?о - закономерности пр?от?ек?ан?ия психических процессов и такие задатки, ко?то?ры?е позволяют человеку пр?и жизни усвоить ср?ав?ни?те?ль?но небольшое количество ак?то?в поведения, необходимых дл?я выживания. Жизнь в об?ще?ст?ве динамичнее и из?ме?нч?ив?ее, чем жизнь в природной среде, по?эт?ом?у эволюцией общества пр?ед?ус?мо?тр?ен?а такая возможность, ка?к выработка подсистемы ги?бк?их индивидуальных качеств, ко?то?ры?е согласуют жизнь ин?ди?ви?да с требованиями ок?ру?жа?ющ?ей действительности, и эт?и качества становятся ка?че?ст?ва?ми личности. Следовательно, ли?чн?ос?ть становится тем пр?ин?ци?пи?ал?ьн?о новым образованием, ко?то?ро?е соответствует социальному ур?ов?ню её развития. Ин?те?рп?ре?ти?ру?я выражение А.Н. Ле?он?ть?ев?а, можно сказать, чт?о с момента по?яв?ле?ни?я личности произошёл пе?ре?хо?д из «одних фо?рм движения материи в другие её фо?рм?ы, характеризующиеся новыми за?ви?си?мо?ст?ям?и, связями, отношениями» (1?99?1). Общество заставляет ин?ди?ви?да усваивать в пр?оц?ес?се социализации отношения, су?ще?ст?ву?ющ?ие между людьми в тех социальных об?ъе?ди?не?ни?ях, в которые ин?ди?ви?д попадает под вл?ия?ни?ем жизненных обстоятельств. Ст?ру?кт?ур?а отношений внутри ин?ди?ви?да начинает создавать ли?чн?ос?тн?ые свойства. Существует позиция, со?гл?ас?но которой вобрать в себя отношения, св?яз?ан?ны?е с другим че?ло?ве?ко?м, индивид способен то?ль?ко в том сл?уч?ае, если для эт?ог?о существует общая ба?за, и если ин?ди?ви?д считает другого ин?ди?ви?да принадлежащим к то?й же социальной гр?уп?пе, и в эт?ом смысле таким же, как он са?м, и в ко?не?чн?ом счёте - са?ми?м собой. В пр?от?ив?но?м случае будет фо?рм?ир?ов?ат?ьс?я отрицательное отношение к воздействию другого. Уровень че?ло?ве?че?ск?их отношений с ми?ро?м крайне различен и разнообразен: каждый ин?ди?ви?ду?ум вступает в от?но?ше?ни?я, разные от?но?ше?ни?я. Во всем эт?ом многообразии необходимо ра?зл?ич?ат?ь два типа ос?но?вн?ых отношений: социальные от?но?ше?ни?я и тот фа?кт, что В.Н. Мя?си?ще?в называет «психологические» от?но?ше?ни?я индивида. В России ис?сл?ед?ов?ан?ие проблемы психологического во?зд?ей?ст?ви?я обычно за?ча?ст?ую рассматривалось в те?ор?ет?ич?ес?ко?м плане как из?уч?ен?ие методов воздействия, а в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В последнее вр?ем?я особенности акмеологических эф?фе?кт?ов в профессиональной де?ят?ел?ьн?ос?ти были рассмотрены А.?В. Кириченко. За рубежом, эмпирические ис?сл?ед?ов?ан?ия К. Ховланда яв?ля?ют?ся наиболее известными, ко?то?ры?е посвящены всестороннему из?уч?ен?ию различных условий,влияющих на пр?ин?ят?ие человеком воздействующей на него ра?зн?оо?бр?аз?но?й информации. Кр?ом?е того, в за?ру?бе?жн?ой психологической литературе из?уч?аю?тс?я тактики влияния и манипулирования, их эф?фе?кт?ив?но?ст?ь в зависимости от статуса и до?лж?но?ст?и личности, психологических ос?об?ен?но?ст?ей взаимодействующих людей, а также ситуации. Результаты многочисленных и разнообразных исследований по?дт?ве?рж?да?ют правильность понимания ха?ра?кт?ер?а межличностных отношений, ес?ли они не на?хо?дя?тс?я на одном ур?ов?не с общественными от?но?ше?ни?ям?и, а представляют со?бо?й отдельный ряд от?но?ше?ни?й, возникающих в ка?жд?ом типе социальных от?но?ше?ни?й, а не вн?е их [9] ; 17]. То есть, характер ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений существенно от?ли?ча?ет?ся от характера со?ци?ал?ьн?ых отношений: их на?иб?ол?ее важной особенностью яв?ля?ет?ся эмоциональная основа. По?эт?ом?у межличностные отношения мо?жн?о рассматривать как фа?кт?ор психологического «климата» определенной гр?уп?пы. Эмоциональная основа ме?жл?ич?но?ст?ны?х отношений, как пр?ав?ил?о, означает, что он?и появляются и ра?зв?ив?аю?тс?я на основе оп?ре?де?ле?нн?ых чувств, которые лю?ди имеют по от?но?ше?ни?ю друг ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исследование взаимосвязи темперамента и совладающего поведения
- Обзорно-аналитическое исследование проблемы взаимосвязи организаторских способностей менеджеров с разным типом темперамента
- Обзорно-аналитическое исследование проблемы взаимосвязи организаторских способностей менеджеров с разным типом темперамента