VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Возникновение терского казачества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000139
Тема: Возникновение терского казачества
Содержание
     Оглавление
     
     Введение …………………………………………………………….…… 3
     1. Возникновение терского казачества ……………………………….... 8
     2. Военная повседневность казачьего население Терека в XIX в. ……14
     2.1. Служба линейных казаков Терского левобережья
     2.2. Одежда и военное снаряжение……………………………………..24
     3. Бытовая повседневность казачьего населения Терека в XIX в…….29
     3.1. Семья и семейный быт
     3.2. Религиозная жизнь казачьих станиц Терского левобережья…….31
     Заключение……………………………………………………………….43
     Список источников и литературы………………………………………45
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение
     Актуальность исследования.Восточное Предкавказье географически является особым регионом. Здесь расположена полупустынная Терско-Кумская низменность. Крупнейшей рекой является Терек. 
     Издавна наиболее густонаселенной частью региона являлась узкая полоса Терского левобережья, с его лучшими в Восточном Предкавказье почвами, лесами, водами. 
     С XVI - ХVII вв. здесь становятся известны терские и гребенские вольные казаки.
     Выход Российского государства к Тереку в ХVI веке, строительство городков и острожков ознаменовало новый этап в развитии казачества. Оно стало сначала спорадически, а затем и регулярно привлекаться к государственной службе. 
     В ХVIII веке создается северокавказская пограничная линия, которая усиленно заселяется казаками. И в дальнейшем, чем регион интересен и отличается от более западных областей (районов казачьей колонизации в Ставропольском крае, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии), здесь доминировали группы "старого" (гребенцы, донцы), а не "приписного" (включавшего крестьян, солдат и представителей других слоев гражданского населения) казачества. 
     В советский период политическая и этническая карта региона претерпела значительные изменения. Терское казачество оказалось в составе многих административных образований.
     Либерализация конца 80-90-х гг. ХХ века вызвала процессы казачьего возрождения. Именно они дали мощный толчок историческим и этнографическим исследованиям. Особенно много литературы вышло по казачеству Дона и Кубани. Раздробленность терского казачества по "национальным квартирам", как и разобщенность научных сил, до сих пор сказывается на его изучении. Современные исследователи утверждают, что назрела необходимость создания сводной работы по терскому казачеству. 
     Поэтому важно изучать историю и быт терского казачества. Это поможет возрождению казачества в современной России.
     Объект исследования - история казачьей повседневности, проявлявшейся в условиях жизни, труда и отдыха.
     Предмет исследования -формирование специфических черт повседневной жизни казачьего населения Терского левобережья.
	Историография проблемы. Множество научных работ, посвященных истории и культуре северокавказского казачества можно разделить по хронологическому принципу на дореволюционную, советскую и постсоветскую историографию.
     Первые работы посвященные изучению терского казачества появились еще в XVIII в. Количество работ резко увеличилось с началом присоединения территорий Притеречья и началом Кавказской войны. К концу XIX в. стали появляться обобщающие работы по истории терского казачьего войска. Основные работы были созданы следующими авторами:Ригельман А., Потто В. А., Попко И. Д.1, Броневский С. М.
	С началом советской эпохи и гонений на казачество интерес к истории терского казачества на время иссяк. Но уже в 30-е гг. XX в. появились новые исследования по данной проблеме. Вторая волна интереса к терскому казачеству началась в 70-е гг. XX в., когда началось ослабление государственной цензуры и увеличение числа разрешенных для исследования тем. В это время свои работы пишут:Виноградов В. Б.2, Магомадова Т. С., Волкова Н. Г.3, Кириллов И. К.4 и т.д.
	В настоящее время, когда начинается процесс возрождения казачества, появляются новые работы по тем вопросам, которые были неизучены в предыдущие периоды.Например, работы Н.Н. Великой5.Расширить историографию еще на 3 листа
     Цель работы– изучить особенности повседневной жизни казачьего населения Терского левобережья в XIX в.
     Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
     - рассмотреть вопрос происхождения терского казачества;
     - изучить военную повседневность казаков на Тереке в XIX в.;
     - охарактеризовать особенности бытовой повседневности казачества, на основе анализа их семейных традиции и религиозной жизни в XIX в. эту третью задачу разбить на 2 задачи
     Территориальные рамки исследования охватывают казачьи станицы, располагавшиеся на левом берегу Терека и составившие во второй половине XIX в. основу Терского казачьего войска.
	Хронологические рамки исследования: нижняя граница – начало XIX в., верхняя граница – конец XIX-начало XXвв. Точнее обосновать начальную грань.Указанные временные рамки позволяют выявить изменения, которые происходили в повседневной жизни казачьего населения Терского левобережья в условиях завершения военного противостояния на Северном Кавказе и перехода к мирному развитию региона.
     Методологическая и теоретическая основы работы. Тема исследования сформулирована в рамках одного из современных направлений развития исторической науки – истории повседневности.При ее раскрытии были использованы следующие методы:
     общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; специальные методы: метод исторического сравнения, элементы исторического анализа. что позволил выявить относительно темы каждый метод исследования
	Источниковая база исследования. Источники по истории терского казачьего войска начинают возникать почти со времени появления этого войска. Одним из ценных источников по ранней истории терского казачества и его быта является «Хождение купца Федота Котова в Персию»6. В этом источнике освящается быт терских казаков. 
	Следующий этап появления массового количества источников по истории и быту казаков связан с созданием Азово-Моздокской оборонительной линии и освоением Российской империей территорий вдоль Терека7.Какие это. Источники надо разбить на группы и охарактеризовать специфику информации и анализа
	Увеличилось количество источников с началом Кавказской войны. Появились записки, дневники и мемуары участников войны8. В том числе появляются источники, оставленные самими терскими казаками. 
	Также существует большое количество источников художественной литературы, например произведения Л.Н. Толстого.Какие. Расширить на 2 листа.
     Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в переносе исследовательского внимания с традиционных вопросов изучения истории северокавказского казачества (проблемы социально-экономического развития казачьего населения, участие казаков в Кавказской войне и во внешних войнах Российской империи) в область изучения структур казачьей повседневности. Особое внимание уделяется влиянию среды на формирование военной и бытовой повседневности казачьего населения Терского левобережья. 
     Практическая значимость работысостоит в том, что ее выводы и результаты могут помочь в определении приоритетов, как в государственной, так и в региональной политике в отношении казачества, уберечь от проблем и просчетов прошлого. 
     Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
     
     Работу по объему необходимо расширить на 20-25 листов

     1. Возникновение терского казачества
     Терское казачество своими корнями уходит в глубь веков. Старинные предания повествуют о живших у Гребенных гор вольных казаках, которые в 1380 году благословили и преподнесли в дар святую икону Богородицы (Гребневской) великому князю Дмитрию, возвращавшемуся с Куликовской битвы. Через 200 лет потомки этих казаков во главе с атаманом Андреем Шадрой пришли в Северный Дагестан и основали русские поселения на правом берегу Терека. Новоселы положили начало Гребенскому войску, не утруждавшему себя службой какому-либо государю и предпочитавшему иметь со всеми союзнические отношения. 
     Донские, волжские и яицкие казаки начинают уже служить Русскому государству, в составе передовых русских отрядов участвуя в походах на Северный Кавказ после заключения царем Иоанном Грозным в 1557 году союза о дружбе и взаимопомощи с кабардинскими и черкесскими князьями По приказу воевод Бабычева и Простасьева служилые люди для защиты своих союзников и с их согласия в 1567 году возвели укрепление Терки9. 
     Через 10 лет астраханский воевода Лукьян Новосильцев перестроил его и основал сильную по тем временам крепость, гарнизон которой составили семейные казаки и стрельцы. В 1584 году к обитателям крепости присоединилась община вольных казаков, и таким образом было положено начало Терскому войску. С образованием в 1588 году Терского воеводства и созданием в низовьях Терека новой Терской крепости, форпоста русских сил на Кавказе, начинается иррегулярная служба терских казаков России10. 
     Поселенцы быстро нашли общий язык с местными жителями, стали перенимать их обычаи, носить их оружие, родниться с ними. Казачьи жены вели хозяйство, вместе с мужьями выращивали пшеницу, просо, кукурузу, виноград и другие растения. Для терцев, которые не получали ни жалованья, ни продовольствия, роль своего хозяйства была существенной. Охотно шли в казаки и молодые горцы. Стать терским казаком мог любой, в то время как гребенским — только православный11. 
     Начало XVII века отмечено совместной борьбой казаков и их союзников с недругами. В 1633 году гребенские и терские казаки громят Малую Ногайскую Орду. В 1651 году гребенцы совместно с воинами князя Черкасского обороняли Сунженскую крепость от нападения численно превосходивших персидских и кумыкских войск и одержали победу над неприятелем, за что получили благодарность от царя Алексея Михайловича. 
     Жизнь казаков на Кавказе становилась все тревожнее, но они продолжали нести службу, пока отряды враждебно настроенных местных жителей, воспользовавшись выходом значительной части казаков в наряд, не напали на их поселения, разрушили их дома, забрали в плен жен и детей. В 1680 году после ряда кровопролитных столкновений с чеченцами Гребенское войско при помощи князя Черкасского начало переселяться на мыс, образуемый слиянием рек Сунжи и Терека. В 1685 году казаки обосновались на новом месте, но их положение все еще оставалось опасным. 
     В начале XVIII века на территории проживания гребенских и терских казаков среди кавказских народов стал быстро распространяться ислам. В край пришли воинственные калмыки-кочевники, активизировались кумыки и ногайцы. Жизнь казаков превратилась в беспрерывные военные стычки и отражение нападений. В 1701 году подверглась осаде станица Щедринская, но гребенцы отстояли свою землю. В 1711 году генерал-адмирал П. М. Апраксин, осмотрев русские поселения на Северном Кавказе, предложил из соображений безопасности переселить Гребенское войско на левый берег Терека. Через год на новом месте были построены пять станиц — Червленая, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская по направлению вниз по течению Терека к Терской крепости. Таким образом было положено начало казачьей 88-километровой кордонной линии и установлению постоянной связи между находившимися на Кавказе казачьими войсками. 
     По старинному обычаю все дела казаков выносились на войсковой круг, в котором мог участвовать любой совершеннолетний казак. Войсковому кругу принадлежала вся власть, на нем решались законодательные, исполнительные, военные и судебные вопросы. Там же избирали на годичный срок для выполнения утвержденных решений войскового атамана, войскового есаула, воплощавшего в жизнь решения войскового атамана, войскового хорунжего, знаменщика и войскового писаря. Общественное устройство каждой казачьей станицы повторяло войсковую структуру. Власть как войскового, так и станичного атамана контролировалась советом стариков. Каждая станица пользовалась полной автономией в делах своего поселения, но распоряжения высшей инстанции исполнялись беспрекословно12. 
     В 1720 году было частично ограничено всевластие казачьих общин— Гребенское войско подчинили астраханскому губернатору, а в следующем году—Военной коллегии. В 1722 году, во время Персидского похода, на Северный Кавказ прибыл император Петр I, осмотрел Терскую крепость и, избрав на реке Сулаке место для новой крепости — Святого Креста, велел туда перевести прежний гарнизон. В том же 1722 году начинается устройство кордонной линии по Сулаку до слияния его с Аграханью, для чего часть терцев и тысяча казачьих семей с Дона были переселены на новое место и образовали Аграханское войско, которое через три года было награждено знаменем (в 1727 г. знамена получили Терское и Гребенское войска). Аграханцы непрерывно отражали нападения воинственных соседей, постоянно переселялись на новые места, страдали от местной лихорадки, значительная часть их вымерла. В 1735 году по договору с Персией Россия возвратила ей все завоеванные земли по берегу Каспийского моря. Новой границей между государствами стала река Терек. В следующем году для укрепления русских позиций, обеспечения безопасности союзников, казаков и других поселенцев возводится крепость Кизляр и начинается строительство новой кордонной линии. Выше Кизляра переселили часть аграханцев (из донских казаков), которые построили Бороздинскую, Дубовскую и Каргалинскую станицы, образовав Терское-Семейное войско. Аграханцы-терцы поселились ниже Кизляра, составив Терское-Кизлярское войско, которое вскоре слилось с Терским-Семейным. 
     В 1746 году это войско соединилось с Гребенским. Новое войско называлось Гребенским, но через девять лет из него выделилось самостоятельное Терское-Семейное. Как Гребенское войско (выставлявшее 450 служилых казаков), так и Терское-Семейное (выставлявшее 400 служилых казаков) и Терское-Кизлярское (выставлявшее 200 служилых казаков) подчинялись кизлярскому коменданту, астраханскому губернатору и высшей инстанции — Военной коллегии. Они следили за службой и довольствием казаков — отдавали приказы, снабжали боеприпасами, отпускали жалованье (денежное, хлебное, винное и даже солью). Во внутренних делах казаки сохраняли самостоятельность, за исключением Тер-ского-Кизлярского войска, где атаманы назначались российским правительством13. 
     Во время царствования императрицы Екатерины II (1762—1796) освоение Кавказа русскими пошло ускоренными темпами. В 1763 году, по соглашению с кабардинским князем Кончокиным, было построено Моздокское укрепление, которое скоро превратилось в сильную крепость. Служил в ней гарнизон из терских и гребенских казаков. Для усиления гарнизона в район Моздока в 1770 году переселили 517 семей Волгского казачьего войска, поселившихся пятью станицами (Галюгай, Ищеры, Наур, Мекены и Калиновская), 100 семей канониров с Дона, образовавших Луковскую станицу, 250 донских казаков для усиления артиллерии и всех нижних чинов казачьей команды Московского легиона. Из кабардинцев была образована двухсотенная Моздокская горская казачья команда, а затем зачислены в казаки 200 семей крещеных калмыков, крепостная милиция, переведенная из Саратова и создавшая Стодаревскую станицу. Все эти поселения образовали Моздокский казачий полк, выставлявший одну тысячу служилых казаков. 
     В 1776 году Волгское, Гребенское, Терское-Кизлярское и Терское-Семейное казачьи войска, Моздокский и Астраханский казачьи полки соединили в одно Астраханское войско. 
     В 1777 году для продолжения линии казачьих поселений от Моздока далее к Азову (перешедшему к России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.) был поставлен ряд укреплений — от впадения реки Малки в Терек и далее по Куре, Золке, Куме. На эту линию были переведены оставшиеся 700 семей волжских казаков (в основном из донцов), которые основали станицы Екатериноградскую, Павловскую, Марьинскую и поселения при крепостях Георгиевской и Александровской, впоследствии составивших Волгскийказачий полк (из шести сотен). 
     В 1783 году границей между Россией и Турцией была определена река Кубань, из-за чего Моздокская линия оказалась внутри Российского государства. Казачьи поселения стали продвигаться на юг, доходя до верховьев Кубани, где вскоре поселились черноморские и донские казаки. 
     В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков. Их передали в ведение командира Грузинского корпуса, и подчинялись они по гражданской линии губернатору Кавказской губернии, по военной — войсковым (полковым) командирам и уездным начальникам. 
     В начале XIX века все казачье мужское население считалось служилым с 15 лет на срок 25 лет. Число служилых казаков определялось числом семей, так что каждая семья выставляла одного казака. Казаки, несшие постоянную службу (2775 человек), получали жалованье, кто находился на местной службе (2500 человек), его не имели. С 1802 года линейцы кроме военных обязанностей должны были нести бесплатные повинности: постойную и подводную, дорожную и почтовую, строительную и многие другие. Служба становилась все более тяжелой14.
     Таким образом, появившееся еще в Средние века гребенское казачество к XIX в. стало опорой Российской империи на Северном Кавказе.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2. Военная повседневность казачьего население Терека в XIXв.
     
     2.1. Служба линейных казаков Терского левобережья
     Главным занятием казаков было ратное дело. «В то время как на Руси и до сего времени боятся «красной шапки» (солдатского звания), – отмечал историк Терского казачьего войска М. А. Караулов, – казаки с испокон веков считали ратное дело самым честным, святым и привлекательным, и первой заботой своей ставили, чтобы «воинским промыслам помешки не было». Поэтому задаче - воспитать воина был подчинен весь процесс семейного и общественного воспитания казачьих детей.
     С военным духом казаки роднились с самого раннего детства. Необходимые для казака практические навыки развивались сызмальства. Трехлетние казачата уже умели ездить верхом на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно скакали на лихом коне по улицам станицы на радость отцу и матери. 
     Детские игры казачат включали в себя бег, прыжки, метание предметов и вырабатывали у них выносливость и смекалку. Мальчиков учили плавать, сначала на мелких рукавах, а затем и на Тереке. На специально отведенных за станицей площадках, старые казаки совершенствовали их навыки в верховой езде, а также обучали стрельбе и владению холодным оружием.
     По воспоминаниям современника, «гребенской казак, только что выйдя из пеленок, первым делом задается мыслью иметь кинжал, окованный серебром с чернью; и эта мысль не дает ему покоя ни днем, ни ночью, до тех пор, пока отец не удовлетворит это его первое желание». Кинжал позволялось носить с 11-12 лет, затем пистолет, ружье, после 19 лет (со дня присяги) – шашку15. 
     Ряд элементов военного воспитания своих детей казаки заимствовали у горцев: их игры и скачки, боевую гимнастику, выправку, приемы «блестящего адыгского наездничества».
     Самым интересным и любимым казачьим развлечением была джигитовка (выполнение различных сложных упражнений на скачущей лошади). В ней принимали участие как молодежь, так и строевые казаки, уже вернувшиеся с действительной службы. Джигитовка давала возможность показать свою удаль молодецкую перед целой станицей. Казаки, стоя в стременах, неслись во весь опор, демонстрируя свое умение филигранно владеть шашкой и ружьем.
     Наиболее сложными были групповые действия, например, двое казаков скакали на лошадях и держали турник, на котором третий переворачивался.
     Особым шиком считалось, когда казак, стремительно скача на коне, поднимал с земли какой-нибудь предмет. Для этого на земле расстилали бурку и бросали на нее плеть, монету или иной предмет. Устраивались также поединки между отдельными казаками. Наиболее отважные завязывали настоящий бой плетьми. Галопом они скакали навстречу и хлестали друг друга плетью.
     Проводились в станицах и другие состязания. Особенно зрелищны были скачки через препятствия. Всадники должны были перепрыгивать через «гроб» (длинный ящик с землей), ров с водой, плетень и другие препятствия. 
     Войсковое начальство, стремясь поддержать и развить воинские традиции в казачьей среде, заботилось о регулярном проведении таких соревнований. Победителям вручали награды.
     В целях развития у молодой казачьей смены удали, отваги, смекалки, дисциплинированности командир Сунженского линейного казачьего полка Н. П. Слепцов устраивал по станицам сотни из «малолеток». В них участвовали казачата с 12 до 17 лет. Сотни были организованы также, как и боевые сотни полка. Совершались примерные маневры, обычно одной станицы на другую. Более расторопные и сообразительные мальчики награждались деньгами и нашивками урядничьих галунов. В каждой станице были небольшие пушки, к ним выдавался порох и даже ядра. Не раз в присутствии Кавказского наместника князя М. С. Воронцова Слепцов заставлял подростков «сражаться» между собой, и как отмечали современники, «надо было видеть, с каким увлеченьем молодежь старалась заслужить похвалу от Слепцова». 
     Очень часто Слепцов приказывал детям «взять ст. Троицкую» и сам становился в их ряды. 
     Обнажались деревянные шашки, раздавалось «ура», делались наступления, отступления, заходы во фланги и прочее. Победа праздновалась на площади лихими песнями, угощением пряниками и орехами, демонстрацией джигитовки и танцами. 
     Из поколения в поколение передавалось знание славной, полной военных приключений истории казачества, особенно рассказы о подвигах казаков-линейцев. «Соберет старик вокруг себя малолеток-казаков, – отмечали дореволюционные авторы, – и ведет свои повествования о делах давно-минувших дней, в назидание молодому поколению. Поход с Петром Великим на Дербент, с князем Бековичем-Черкасским в Хиву, отдельные битвы с чеченскими и кабардинскими князьями и мелкие стычки с шайками горцев не перестают жить и до сих пор в устах терцев-линейцев»16.
     Система воинского воспитания, сложившаяся из самых различных мер, практикуемых казаками для подготовки себе молодой смены, позволяла направлять на военную службу уже первоначально обученных, закаленных морально и развитых физически молодых казаков. 
     Офицеры регулярной армии, наблюдавшие казаков в деле, неизменно давали им восторженные характеристики, отмечая их храбрость, мастерство, выносливость.
     Проводы казака на службу. Важным событием в жизни казака были его проводы на службу. По достижении 17 лет, детей казаков на два года записывали в «малолетки». В течение этого времени они отбывали различные станичные повинности (так называемые «сиденки»). 
     После чего, в 20 лет молодые казаки приносили присягу на верность Царю и 
     Отечеству и зачислялись в служилый разряд казаков. С этого времени, молодой казак или сразу отправлялся на службу, или оставался дома в полной готовности выступить по первому требованию для несения службы.
     Когда казак, по дошедшей до него очереди, зачислялся на место выбывших казаков в список штатного состава полка и командировался на службу, он начинал получать жалованье, провиант и фураж на лошадь. 
     Призыв на военную службу молодых казаков сопровождался некоторыми торжественными обрядами. По описанию историка В. Г. Толстова, поступавшие на службу молодые казаки являлись в станичное правление, одетыми в домашнего изготовления длинные зипуны, в высоких черных шапках, неся в руках свои сабли. Там старые казаки снимали с них зипуны и топором укорачивали их на дровосеке, приговаривая: «о так добре буде!». Затем надевали на «хлопцив» укороченные зипуны, подпоясывали саблю и вели в церковь принимать присягу на верность службы. – «Гей, хлопче! Не забудь свою мазницу!» – в шутку говорили старые казаки молодым, когда те, смущаясь непривычною обстановкой, забывали взять свои шапки, с виду похожие на мазницу (деревянное ведро с дегтем для смазки деревянных осей в повозках).
     Провожая сына в армию, родители не знали, увидят ли они его вновь. Вот почему его проводы на службу давали повод достойно отметить это событие. Проводы новобранцев с обильными угощениями и возлияниями устраивались на специально отведенных местах за станицей. Гремела музыка, мужчины и женщины пели военные песни, танцевали17. 
     Родители благословляли своего сына на верную службу Царю и Отечеству: отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок (маленькую иконку). После этого казак выходил во двор и садился на коня. 
     Казачьи проводы. Дальше он ехал сам либо к церкви, где служили молебен, либо на площадь. Вслед за тем казаков до околицы провожали все станичники. Коня под уздцы могла вести жена или невеста казака. Пели песни, молодцы показывали умение управлять конем и владеть оружием.
     В XVI- XVII вв. при терских воеводах для призыва вольных терских и гребенских казаков на службу существовало правило: «Сколько захотят и у кого кони есть». Походные казаки, прежде чем сесть на коня или в струги, рассчитывались на десятки, полусотни и сотни. Тут же выбирались вольными голосами походное начальство, начиная с десятника и кончая походным атаманом. 
     С начала XVIII в., после переселения гребенцов на левый берег Терека и подчинения Военной коллегии, принято было за правило от каждой казачьей семьи требовать одного служилого человека с боевым конем и снаряжением. 
     Поскольку в пяти городках Гребенского войска насчитывалась 1000 семей, то столько же должно было быть и служилых казаков. Из этого числа постоянно на службе находилось 500 казаков, составлявших один пятисотенный полк с надлежащим числом старшин, сотников, есаулов, хорунжих, пятидесятников и писарей. 
     Остальные служилые казаки были обязаны отбывать службу местную, заключающуюся в защите своих станиц и хозяйственных угодий, в охране своего участка пограничной линии.
     В то время на военную службу казаки отправлялись с 15 лет. Не служили только больные, калеки и люди престарелые, но как отмечается в дореволюционных изданиях, «бывало, что и старец древний карабкается на вышку, чтобы постеречь станицу, пока вернутся походные казаки». Молодые казаки, приступив к военной службе, сразу попадали под опеку своих старших товарищей. Их оберегали в походе, старались прикрыть в горячих схватках. Зато на привалах или ночлегах молодежь приучалась к сторожевой службе: они стерегли коней, заступали в дозоры.Почему нет сносок, когда даже употребляется прямая речь. Почему нет сносок на источники, а только на одного автора.
     В XIX в., в период Кавказской войны, воинскую повинность несло все мужское население казачьих станиц в возрасте от 20 до 50 лет. 
     От военной службы, кроме неспособных к ней по состоянию здоровья, освобождались лица духовного звания, а также принадлежащие к обществу торговых казаков. Последние были учреждены в Кавказском линейном войске с целью развития торговли и промышленности. 
     Состав торговых казаков ограничивался определенною нормою. За освобождение от военной службы с них взимался ежегодный сбор в войсковую казну. 
     Служба казаков подразделялась на полевую (строевую) и внутреннюю. Полевая служба проходила в строевых частях. Она делилась на внешнюю (состоявшую в том, что казачьи сотни могли посылаться против неприятеля за границу) и линейную (кордонную, заключавшуюся в защите русских поселений от набегов со стороны враждебно настроенных горцев).
     Внутренней называлась служба в войсковых учреждениях: для офицеров в качестве должностных лиц, а для простых казаков – в качестве прислуги, посыльных, сторожей, писарей. В период Кавказской войны «внутренно служащие» казаки большею частью несли станичную службу, охраняя порядок и спокойствие в станицах, а также усиливая их оборону. 
     Общий срок службы нижних чинов определялся в 30 лет, из которых 25 лет казак проводил на полевой и 5 лет на внутренней службе. Срок службы для казачьих офицеров составлял 25 лет, причем различия между полевой и внутренней службой не делалось. 
     Увольнение ранее вышеуказанных сроков допускалось только при полной неспособности человека к военной деятельности. Казаки, оправившиеся после тяжелых ранений и болезней, вновь возвращались на службу.
     В течение 25 летнего срока полевой службы казаки несколько раз увольнялись домой «на льготу», а затем вызывались вновь на службу. В Кавказском линейном казачьем войске увольнение казаков на льготу производилось по распоряжению вышестоящего начальства, после трехлетней внешней службы или двухлетней внешней и одного года кордонной службы. 
     В 1828 г. для казачьих и армейских чинов было установлено единообразие в названиях:
     казак = рядовой,
     урядник = унтер-офицер,
     хорунжий = прапорщик,
     сотник = поручик,
     есаул = капитан,
     войсковой старшина = майор,
     подполковник = подполковник,
     полковник = полковник.
     Призыв на полевую службу осуществлялся по «очередным спискам», в которые казачья молодежь вносилась по старшинству рождения, а казаки, бывшие уже на службе, по времени получения отпуска, причем, очередь одновременно получивших отпуск определялась жребием. 
     Отсрочка от действительной службы давалась в следующих случаях: 
     1) при нахождении полка на службе более трех лет, за три лишних года давался год «льготы»;
     2) в случае разорения станицы от пожара ее жители получали двух- или трехлетнюю льготу; двухлетняя льгота давалась и при переселении станицы на новое место; 
     3) отдельным казакам давалась годовая или двухлетняя льгота в случае смерти жены при малолетних детях, в случае разорения от пожара, в случае одновременной очереди нескольких мужчин в семье.
     И рядовые казаки, и казачьи офицеры должны были выходить на полевую службу конными и при всем собственном снаряжении и вооружении. На приобретение хорошей строевой лошади и вооружения средств государство не выделяло. Все это казак должен был приобретать за свой счет, и как отмечали военные историки, «приобретал с охотой, если мог, но такая возможность не всегда зависела от воли казака».
     Некоторые казаки, особенно среди недавно переселившихся, были столь бедны, что не имели «куска хлеба» для своей семьи. Выйти из затруднительного положения можно было двумя путями: или заработать или украсть. Первое, при постоянной службе казака было немыслимо, а на последнее охотников было немного.
     Историк П. П. Короленко отмечал, что в Черноморском казачьем войске были случаи, когда полковые командиры, не принимая никаких отговорок от казака, что у него нет средств снарядиться на службу, под розгами требовали «казачьей исправности». Особенно нужен был конь и, в пылу гнева, командиры, требуя коня, говорили казаку: «хоть украдь, а достань». После подобных требований казаки с отбитыми боками и избитыми спинами шли и воровали лошадей в табунах своих же командиров и, выездив, являлись к ним же на этих самых конях. Само собой разумеется, что начальники коней своих под казаками узнавали и иные, посмеявшись отваге и удальству смельчака, решившегося на такой поступок, прощали это преступление и дарили ему добытого коня, принимая во внимание оправдание казака, что он воровал по их же приказу. Другие начальники за такую же шутку били казака, а лошадь отбирали.
     Во время полевой службы все офицеры и казаки получали порох и свинец, а из казны жалованье и провиант, а также снабжались фуражом для лошадей. Средства же для существования семьи и для снаряжения на службу казаки получали исключительно занятием земледелием и скотоводством. 
     Полагавшееся казакам казенное довольствие было столь скудным, что для «подкрепления своих сил более питательной пищей, чем сухари» казаки были вынуждены создать себе «особый род порционного довольствия». Защищая гражданское население от набегов горцев, охраняя их добро и скот, они считали себя вправе пользоваться чужой «домашней живностью».Поэтому, как только представлялась возможность на постах или в других командировках захватить где-либо по близости корову, барана, или что-либо из домашней птицы, казаки не упускали такого случая. Подобные хищения, по словам дореволюционных авторов, делались лишь изредка и только «в размерах крайней необходимости». Очень мало сносок
     Иллюстрацией того, насколько довольствие удовлетворяло нужды казаков, служит следующий эпизод, описанный в «Истории Хоперского казачьего полка» В. Г. Толстовым: «В 1813 году на посту Куржукскомстояла команда казаков станицы Ставропольской, под начальством сотника Степана Яковлевича Косякина. Однажды мясные запасы истощились на посту, а на одной кашице стало голодно. Косякингонит казаков промышлять что-либо съестное, но те упираются, отговариваясь, что в окрестностях уже все обшарено и на промысел ходить опасно. Косякин начинает бранить казаков и угрожать им доброю поркою, потому что есть стало нечего. После такого решительного внушения два казака пустились на поиски. Рассудив, что ехать к чужим опасно, они прямо отправились на хутор своего постового начальника, откуда, пользуясь темнотой ночи, увели самого лучшего быка, которого на посту зарезали, шкуру порезали на ремни, часть мяса поставили варить, а остальное спрятали в скирду сена. Когда рассвело, офицер и казаки отлично покушали, похваливая свежее мясо. Но вдруг, о ужас! На пост прибегает работник Косякина и объявляет о пропаже быка. Косякин смекнул, что это казацкое дело и, рассердившись, напустился на казаков. Те замялись. Наконец принесли голову и ремни, по которым и определилась сейчас же казацкая проделка. Казаки повинились, оправдываясь, что воровать у чужих стало очень опасно. В результате получилась подобающая расправа офицера с виновными за воровство, да тем дело и кончилось, потому что с казаков взять было нечего»18.
     Со временем сроки службы казаков стали сокращаться. В 1864 г., после окончательного завершения Кавказской войны, длительность полевой службы для всех чинов Терского казачьего войска стала составлять 15 лет, внутренней – 7 лет. 
     Службу терские казаки несли теперь не в своих станицах, а преимущественно в Закавказье, сначала на р. Араксе, а потом на турецкой границе.
     В связи с принятием в 1874 г. Устава о воинской повинности срок службы казаков был определен в 20 лет, причем в мирное время на действительной службе – только 4 года и 8 лет на «льготе» с периодическими лагерными сборами. Все мужское казачье население считалось подлежащим призыву на военную службу без различия состояния. 
     Вооруженная сила каждого казачьего войска состояла из служилого состава и ополчения. Служилые казаки как в мирное, так и в военное время исполняли военные обязанности, войсковое ополчение созывалось лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.
     Служилый состав.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44