VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание творческой личности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010923
Тема: Воспитание творческой личности
Содержание
		
     

     Содержание
     Введение………………………………………………………………3
     Глава 1. Научно-исследовательская деятельность учащихся 
     1.1 Понятие научно-исследовательской деятельности учащихся……………………………9
     1.2 Цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.................................13
     1.3 Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся по физике………………………………………………………………………………
     1.4 Диагностика способностей учащихся к участию в научно-исследовательской деятельности
     Выводы по главе 1
     Глава 2. Методы работы, используемые при организации научно-исследовательской деятельности учащихся
     2.1 Классификации методов организации научно-исследовательской деятельности учащихся
     2.2 Планирование научно- исследовательской работы………………………………………32
     2.3 Организация опытно-экспериментальной работы……………………………………….37
     Выводы по главе 
     
     Глава 3. Организация научно-исследовательской работы учащихся по физике
     3.1 Организация научно-исследовательской работы учащихся по физике на базе БОУ г. Омска «Лицей 
     3.2 Методическое обеспечение научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физике
     3.3 Подготовка доклада и презентации работы по теме «Физика в игрушках»
     3.4 Результаты апробации работы и практическая значимость
     Выводы по главе 3 
     Заключение
     Список использованных источников
     Приложения 
     





Введение
     На сегодняшний день качество образования, неразрывно связанное с целью и стратегией образования, стоит на первом месте. Как улучшить качество образования, создать благоприятные условия для реализации качественного образования? Одним из важных способов улучшения качества образования является организация научно-исследовательской деятельности.
     Каждый ребенок талантлив от природы. Нужно только помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, что и является немаловажной профессиональной задачей учителя.
     Понятие научно-исследовательской деятельности известно еще с древнейших времен. За многие годы методика организации научно-исследовательской деятельности претерпевала изменения и приобрела особую значимость.
     Главной целью научно-исследовательской деятельности является воспитание творческой личности. Именно научно-исследовательская деятельность развивает интеллектуальные, творческие способности. Задачами научно-исследовательской деятельности является работа со справочными материалами, научной литературой, выполнение эксперимента, умение делать выводы по своей работе.
     Школа далеко не всегда признает альтернативу исследовательского обучения традиционному. В школе на протяжении многих лет идет противодействие двух типов обучения. Во многих школах традиционное обучение строится на репродуктивной деятельности, то есть «обучение по шаблону». Поэтому у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта научно-исследовательской деятельности - поисковая активность. Как правило, отсюда вытекают последствия - теряется интерес к изучаемым предметам, низкий уровень познавательной активности, мотивации, любознательности, самообучения.
     Именно поэтому подготовка ребенка к научно-исследовательской деятельности, ее организация, применение методов организации становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
     Все это и обусловило актуальность темы исследования.
     При изучении методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью обучать учащихся знаниям, умениям и навыкам, необходимым в научно-исследовательской деятельности и малым количеством разработок по методам организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
     Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление методов организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
     Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация научно-исследовательской работы по физике с учащимися».
     Объект исследования: процесс организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
     Предмет исследования: методы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
     Цель исследования: изучение методов организации научно-исследовательской деятельности школьников и их классификация.
     Изучение методической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: успешное развитие, участие в научно-исследовательской деятельности школьников станет возможным, если грамотно применять, знать следующие методы работы, используемые при организации научно-исследовательской деятельности учащихся: беседа, тестирование, анкетирование, анализ деятельности учащихся, рейтинг, наблюдение, эксперимент, интервью, обобщение, синтез.
     В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
     1.Изучить теоретические основы научно-исследовательской деятельности.
     2.Изучить методы, используемые при организации научно исследовательской деятельности.
     3.Обосновать особенности научно-исследовательской деятельности по физике.
     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
     -Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся.
     -Сравнение, изучение документации.
     -Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
     Теоретическую основу исследования составили:
     - работы педагогов, в которых находят отражение специфика научно-исследовательской деятельности (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович);
     -исследования в области содержания и форм организации научно-исследовательской деятельности (И.Ф. Кабова, С.Н. Поздняк, Н.К. Сергеев, Г.С. Савенков, Л.А. Темербаева, Г.А. Чернышева);
     -работы, посвященные принципам организации научно-исследовательской деятельности: (Н.Г. Алексеев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.Н. Зимова);
     -теоретические подходы к методическому обеспечению научно-исследовательской деятельности учащихся (Н.Л. Древницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Михеев, А.С. Обухов);
     -диссертационные исследования, рассматривающие различные аспекты организации и развития научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений (Т.В. Аргусманова, О.Л. Байзулаева, Е.Б. Биянова).
     Научная новизна исследования заключается:
     -определение целей и задач научно-исследовательской деятельности по физике;
     -выявлении особенностей, принципов и методов организации научно-исследовательской деятельности учащихся по физике;
     -определение этапов деятельности учителя и учащегося при подготовке и защите научно-исследовательской работы;
     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты расширяют знание о понятии «научно-исследовательская деятельность».
     Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы, результаты и выводы могут использоваться учителями общеобразовательных учреждений при подготовке ученика к написанию и защите научно-исследовательской деятельности по физике.
     Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в БОУ г. Омска «Лицей № 25»
     Положения, выносимые на защиту:
     При изучении методической литературы по теме «научно-исследовательская деятельность учащихся» были выявлены следующие цели и задачи: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
     Задачи научно - исследовательской деятельности:
- совершенствование познавательных интересов учащихся.
- совершенствование навыков исследовательской деятельности.
- совершенствование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.
     Научно-исследовательская деятельность становится основой для организации образовательного процесса, способствует повышению познавательного интереса по теме исследования, уровня мотивации, учит самостоятельности.
     Особенности научно-исследовательской деятельности по предмету «физика»
     -выявление личной значимости содержания дисциплины и практиориентированный характер исследуемых проблем;
     -возможность формирования целостной картины мира;
     -формирование умений практических исследований;
     -необходимость соблюдения техники безопасности.
      На основе изученной литературе по проблеме методов организации научно-исследовательской деятельности учащихся выделяют два уровня организации научно-исследовательской деятельности: эмпирический и теоретический.
     К методам эмпирического уровня относят: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, эксперимент.
     К методам теоретического уровня относят: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, сравнение, различие, сходство, обобщение.
     Планирование научно-исследовательской деятельности состоит из следующих этапов:
     1 ?? этап ?? – ?? определение ?? проблемы, ?? предмета ?? и ?? объекта ?? исследования.
     2 ?? этап ?? – ??изучение ??литературы ??по ??проблеме, ??уточнение ??основных ??понятий, ??предварительное ?? описание ?? предмета ?? исследования ?? и ?? окончательное ?? название ?? работы.
     3 ?? этап ?? – ?? формулировка ?? цели, ?? задач ?? и ?? гипотезы ?? исследования.
     4 ?? этап ?? – ?? выбор ?? методов ?? исследования.
     5 ?? этап ?? – ?? сбор ?? фактического ?? материала.
     6 ?? этап ?? – ?? обработка ?? результатов ?? исследования ?? и ?? их ?? интерпретация.
     Большинство педагогов выделяют особенности организации опытно-экспериментальной работы, которые заключаются:
     в ??выявлении ??противоречий ??учебно-воспитательного ??процесса, ??ранжирование ??и ??исследование ??проблем ??в ??зависимости ??от ??практической ??потребности ?? и ?? готовности ?? школы ?? к ?? их ?? разрешению;
     в ??разработке ??и ??реализация ??целевых ??индивидуальных ??и ??авторских ??программ, ??концепций, ??новых ??методик ??и ??технологий, ??стандартов ??разноуровневого ?? образования, ??эталонов ?оценочной ??деятельности, ??разнообразных ??методов ??диагностирования, ??критериев ??эффективности ??труда, ??создание ?учебно-методического ?? комплекса;
     в ??структурировании ?? учебных ?? программ ??и ??курсов ??на ?? основе ?? принципов ?? синхронизации ?? и ?? интеграции ?? изучения ?? материала;
     в ??создании ?? банка ?? данных ?? о ?? наиболее ?? эффективных ?? педагогических ?? и ?? методических ?? системах, ?? технологиях;
     в сотрудничестве педагогов, ученых, ??одаренных ??учащихся ??в ??опытно-экспериментальной ?? работе;
     Научно-исследовательская деятельность в предметной области «Физика» на примере научно-исследовательской работы «Физика в игрушках» включает в себя следующие этапы:
     Выбор темы научно-исследовательской работы;
     Формулирование целей исследования;
     Знакомство с литературными источниками по выбранной теме, проблеме для изучения;
     Формулирование задач исследования;
     Выбор и освоение методики эксперимента;
     Составление плана работы на весь период работы над научно-исследовательской работой;
     Выполнение основной части работы согласно выбранной методике;
     Анализ результатов работы;
     Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.
     Была проведена диагностика среди учащихся 9-11 классов Лицея №25, цель которой заключалась в отборе учащихся, способных и желающих выполнить научно-исследовательскую работу.
     Результаты диагностики показали, что желанием заниматься научно-исследовательской деятельностью в предметной области «Физика» изъявили 71,4%, 71,2% и 20,0% опрошенных старшеклассников (соответственно из 9, 10 и 11 классов).
     Для развития навыков научно-исследовательской деятельности по физике, было разработано методическое обеспечение, разработаны методические указания по выполнению научно-исследовательской работы «Физика в игрушках»
     Этапы и алгоритм научно-исследовательской работы;
     Постановка проблемы научно-исследовательской работы;
     Средства поиска информации;
     Правила цитирования источников;
     Как написать введение и заключение к работе;
     Как представить проект;
     Простые правила создания презентации работы;
     Инструкция и принцип работы электронного приложения «Шумомер»;
     Оценивание научно-исследовательской работы.
     Для защиты и выступления на научно-практической конференции «Ищи. Дерзай. Твори» были представлены требования к презентации и докладу по теме «Физика в игрушках».
      Представлен полный текст доклада, для защиты на конференции по теме «Физика в игрушках» учащегося 5а класса Колтыга Даниила.
     Основные результаты исследования по теме «Физика в игрушках» были представлены на научно-практической конференции «Ищи. Дерзай. Твори» для учащихся 5-8 классов на работе секции «Физика», проводимой на базе Лицея № 25 в 2016 учебном году. Результаты работы конференции были выложены на сайт общеобразовательного учреждения. Работа была рекомендована к участию в научно-практических конференциях более высокого уровня.
     Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы, полученные при исследовании детских игрушек, помогут при выборе детских игрушек, оградить детей от негативного воздействия уровня громкости на детский организм.
     Личный вклад автора состоит в том, что автором:
     -проведена диагностика, целью которой явилось определение готовности учащихся к научно-исследовательской деятельности в предметной области «Физика»;
     -проанализированы результаты диагностики;
     -представлена научно-исследовательская работа по теме «Физика в игрушках».
     Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование
состоит из введения, трех глав, 11 параграфов, заключения,
библиографического списка, приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Научно-исследовательская деятельность учащихся
     1.1 Понятие научно-исследовательской деятельности учащихся
     На сегодняшний день достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, которые желают заниматься научно-исследовательской деятельностью. Именно научно-исследовательская деятельность наиболее доступна для разрешения вопросов мотивации школьников к учению и профессионального самоопределения. Остановимся подробнее на вопросе о понятии научно-исследовательской деятельности.
     Под научно- исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [2, С.32].
     По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, научно-исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».
     А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте научно-исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [11, с.315].
      Под самостоятельностью учащихся в научно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
     Результаты ученических исследований узкоприкладного, экспериментального характера в таких областях как психологии, социология, экология, вполне могут нести в себе определённую объективную новизну (например, работа, посвящённая изучению взаимоотношений в классном коллективе или исследование экологической ситуации в небольшом водоеме) [6, С.83].
     Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель научно-исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе научно-исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования [5, С.43].
     При проектировании научно-исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие научно-исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности [6, С.85].
     Перед тем, как начинать с учащимися исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях. Поэтому очень опасно ставить еще какую-либо цель, в этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной, причем сам человек этого может не заметить. Вообще отличительная черта любой ложной цели та, что ее можно достичь довольно быстро, тогда как цель истинная – узнать новое, остается всегда, каких бы успехов не достиг ученик [3, С.78].
     Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого – в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов [4, С.142].
     В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии научно-исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности [11, С.37].
     С другой стороны, научно-исследовательская деятельность учащихся – это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся [15, С.531].
     Ключевой фразой является «относительно самостоятельное изучение», потому что, как бы учащийся ни старался изучать, исследовать проблему самостоятельно, его всегда курировать будет учитель, направлять в нужное русло, подсказывать, но не решать за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором.
     Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, а поэтому он должен раздвинуть границы самостоятельности. Ученикам необходимо дать возможность самим находить решение к трудноразрешимым задачам, в частности – решить исследовательскую задачу [3, С.102].
     В данном случае, под научно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью научно-исследовательской деятельности, нормой ее проведения [9, С.12].
     Главным результатом научно-исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
     Научно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:
     - мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
     - информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
     -контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков [7, С.267].
     Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель научно- исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.
     Таким образом, научно-исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путём «проб и ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий. Кроме того, научно-исследовательская деятельность способствует профессиональному самоопределению учащихся.
     
     
     1.2 Цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся
     Вопрос определения целей, постановки задач научно-исследовательской деятельности учащихся является современным и актуальным. Это социальный заказ школы, включающий подготовку школьников, способных самостоятельно овладевать новейшими достижениями науки и техники, обладающих потенциалом творческого саморазвития. Выполнение этого заказа нацелено на выработку у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности, что предполагает повышение уровня мотивации учащихся к активному участию в научных программах, овладение методами научного исследования, непрерывное совершенствование знаний.
     Целью ?? научно ?? - ?? исследовательской ?? деятельности ?? всегда ?? является получение ?? нового ?? знания ?? об ?? окружающем ?? мире, ?? ??чем ?? и ?? отличается ?? от объяснительно ?? – ?? иллюстративной ?? деятельности. ?? Новое ?? знание ?? может ?? иметь ?? как личный, ?? так ?? и ?? обобщающий характер, ?? являясь ?? либо ?? закономерностью, ?? либо ?? знанием ?? о ?? детали, ?? о ?? её ?? месте ?? в ?? той ?? или другой закономерности ?? [3, С. 17]. ?? Помимо ?? новых ?? знаний ??, ?? целью ?? исследований ?? в ?? рамках ?? ??научно-исследовательской ?? ??деятельности ?? являются ?? поиск ?? новых ?? методов ?? и ?? способов ?? деятельности, ?? а ?? также ?? отработка ?? умений ?? и ?? навыков ?? их ?? использования ??. ?? О ?? двойственной ?? цели ??научно-исследовательской ?? ??деятельности ?? часто ?? забывают ??, ?? акцентируя ?? внимание ?? только ?? на ?? результате.
     Часто ?? в ?? условиях ?? телекоммуникационных ?? инициатив ?? можно ?? встретить ?? требования ?? практической ?? значимости, ?? границ ?? применимости итогов исследования, ?? характеристику ?? социального ?? эффекта ?? исследования. Такая деятельность, хотя часто именуется организаторами научно - исследовательской, преследует другие цели (сами по себе не менее важные) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель научно - исследовательской работы должен давать себе отчет в единении проводимой работы [7, С.21].
     Также необходимо отметить, что научно - исследовательская деятельность в процессе образования, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, строится на научном подходе, то есть его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели, средств исследования, ориентацию на презентативность итога, как для личной деятельности, так и для иных людей.
     Научно - исследовательская деятельность учащихся – особенный тип деятельности, который направлен на изучение глубины научной проблемы, имеющей интерес для школьников. Нужно отметить, что само понятие «научно - исследовательская деятельность учащихся» достаточно относительно, так как чаще всего учащиеся не получают объективно новый итог как в «большой науке» и не производят новое знание. Цель научно - исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности 
     Задачи научно-исследовательской деятельности:
1.Совершенствование познавательных интересов учащихся .
2.Совершенствование навыков исследовательской деятельности .
3.Совершенствование общеучебных ?? умений ??, ?? навыков ?? и ?? способов ?? познавательной ?? деятельности ??, ?? в ?? числе ?? которых ?? :
• ??навыки ?? осознанного ??, ?? беглого ?? чтения ?? текстов разных ??жанров ?? и ?? стилей ??, ?? их ?? логико ?? - ?? смыслового ?? анализа ?? ;
• ??составление ?? плана ??, ?? тезиса ??, ?? конспекта ?? ;
• ??определение ?? структуры ?? объекта ?? , ?? выделение важный функциональных ?? связей ?? и ?? отношений ?? между ?? частями единого;
• ??сравнение ??, ?? сопоставление ??, ?? оценивание ??, ?? классификация ?? объектов ?? по ?? одному ?? или ?? нескольким ?? основаниям ?? , ?? критериям ?? ;
• ??разделение ?? процесса ?? на ?? этапы ?? , ?? выделение ?? характерных ?? причинно ?? - ?? следственных ?? связей ?
• ??логическое ?? обоснование ?? и ?? аргументирование личных ?? рассуждений;
• ??выдвижение ?? гипотезы ??необходимости ?? ее ?? проверки ?? на ?? практике ?? ;
• ??умение ?? действовать ?? по ?? алгоритму ?? ;
• ??умение использовать ?? разные ??источники ?? информации ?? ; ?? 
     В ?? результате ?? выполнения ?? исследовательской ?? работы ?? учащийся ?? должен ?? показать ?? наличие ?? умений ?? вести ?? научно-исследовательскую ?? деятельность. ?? С ?? этой ?? целью ?? необходимо:
     · ??научиться ?? пользоваться ?? алфавитным ?? указателем ???по ?? теме;
     · ??изучить ?? определенный ?? спектр ?? литературы ?? по ?? теме ?? и ?? зафиксировать ?? необходимую ?? информацию;
     · ??грамотно ?? изложить ?? состояние ?? изучаемого ?? вопроса ?? в ?? современной ?? литературе ?? на ?? основе ?? ее ?? анализа;
     · ??обработать ?? полученный ?? материал, ?? проанализировать, ?? систематизировать, ?? интерпретировать ?? его;
     · ??сделать ?? самостоятельные ?? выводы [2, С.24-26].
     Научно-исследовательская ??деятельность ??школьников ?? может ?? осуществляться ?? на ?? базе ?? разных ?? компонентов ?? системы ?? образования, ?? но ?? при ?? этом ?? для ?? эффективной ?? реализации ?? должны ?? соблюдаться ?? цели ?? и ?? задачи.
     
     1.3 Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся по физике
     Научно-исследовательская деятельность учащихся, которая осуществляется в рамках изучения физики, обладает некоторыми особенностями. Содержание дисциплины позволяет создавать условия для формирования ?научно-исследовательской ?? деятельности, ?? ??повышать ?? уровень ?? ??культуры ?? учащихся ?? в ?? процессе, ?? ??формировать ?? адекватную ?? научную ?? картину ?? мира ?? в ?? процессе ?? ??учебных ?? исследований, ?? развивать ?? понимание ?? влияния ?? ??науки ?? физики ?? на ?? ??окружающую ?? среду, ?? ??приобщить ?? учеников ?? ??к ?? решению ?? научных ?? проблем, ?? применять ?? полученные ?? знания ?? на ?? практике, ?? в ?? нестандартных ?? ситуациях, ?? развить ?? мотивацию.
     Согласно ?? требованиям ??Государственного ?? общеобразовательного ?? стандарта ?? 2012 ?года ?? изучение ?? предметной ?? области ?? «Физика» ?предполагает:
– ??формирование ?? основ ?? целостной ?? научной ?? картины ?? мира;
– ??развитие ?? понимания ?? взаимосвязи ?? и ?? взаимозависимости ?? естественных наук, ?? их ?? влияния ?? на ?? окружающую ?? среду, ?? технологическую, ?? экономическую, этическую ?? социальную ?? сферы ?? деятельности ?? человека;
– ??создание ?? условий ?? для ?? формирования ?? навыков ?? учебной ?? деятельности, проектно-исследовательской ?? деятельности, ?? творческой ?? деятельности, мотивации ?? учащихся ?? к ?? саморазвитию ?? и ?? самовоспитанию;
– ??развитие ?? умений ?? обобщать ?? научную ?? информацию, ?? оценивать ?? и анализировать ??полученные ?? результаты ?? в ?? ходе ?? экспериментальной ?? работы, проверять ?? их ?? на ?? достоверность;
– ??формирование ?? навыков ?? безопасной ?? работы ?? во ?? время ?? проведения лабораторных ?? опытов, ?? лабораторных ?? работ, ?? исследовательской ?? деятельности, опытно-экспериментальной ?? деятельности, ?? при ?? использовании ?? в ?? ходе ?? работы ?? лабораторного ?? оборудования ??[11, ?? С.33-40].
     Изучение ?? дисциплин ?? естественнонаучного ?? цикла, ?? согласно требованиям Государственного ?? общеобразовательного ?? стандарта, предполагает, ?? что, ?? учащийся ?? ?должен получить ?? определенные ?? знания ?? и развить ?? умения ?? в ?? процессе ?? изучения ?? каждой ?? дисциплины.
     В ?? частности, ?? в ?? процессе ?? изучения ?? ??физики.
     Физика ?? (базовый ?? уровень):?
     1) ??сформированность ?? представлений ?? о ?? роли ?? и ?? месте ?? физики ?? в ?? современной ?? научной ?? картине ?? мира;
     2) ??знание ?? основных ?? физических ?? понятий, ?? закономерностей ?? и ?? законов, ?? фундаментальных ?? физических ?? теорий;?
     3) ??владение ?? основными ?? методами ?? научного ?? познания, ?? используемыми ?? в ?? физике: ?? наблюдение, ?? измерение, ?? эксперимент; ?? умение ?? обрабатывать ?? результаты ?? измерений, ?? обнаруживать ?? зависимость ?? между ?? физическими ?? величинами, ?? объяснять ?? полученные ?? результаты ?? и ?? делать ?? выводы;
     4)с ??ссформированность ?? умения ?? решать ?? физические ?? задачи;
     5) ??сформированность ?? умения ?? применять ?? полученные ?? знания ?? для ?? объяснения ?? условий ?? протекания ?? физических ?? явлений ?? и ?? принятия ?? практических ?? решений ?? в ?? повседневной ?? жизни;
     6) ??сформированность ?? умения ?? анализировать ?? и ?? оценивать ?? последствия ?? для ?? окружающей ?? среды ?? бытовой ?? и ?? производственной ?? деятельности, ?? связанной ?? с ?? физическими ?? процессами.
      ?? Физика ?? (профильный ?? уровень) ?? – ?? требования ?? к ?? результатам ?? освоения ?? курса ?? физики ?? на ?? профильном ?? уровне ?? должны ?? включать ?? требования ?? к ?? результатам ?? освоения ?? курса ?? на ?? базовом ?? уровне ?? и ?? дополнительно ?? отражать:
     1) ??сформированность ?? умения ?? обобщать ?? знания ?? и ?? обосновывать ?? выводы ?? о ?? различных ?? физических ?? закономерностях;
     2) ??владение ?? умениями ?? выдвигать ?? гипотезы ?? на ?? основе ?? знания ?? основополагающих ?? физических ?? закономерностей ?? и ?? законов, ?? проверять ?? их ?? экспериментальными ?? средствами, ?? формулируя ?? цель ?? исследования;
     3) ??владение ?? умениями ?? описывать ?? и ?? объяснять ?? демонстрационные ?? и ?? самостоятельно ?? провед?нные ?? физические ?? эксперименты, ?? анализировать ?? результаты ?? полученной ?? измерительной ?? информации, ?? определять ?? достоверность ?? полученного ?? результата;
     4)сформированность умения применять теоретические знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств объектов, принципов работы и характеристик приборов и устройств;
     5)сформированность умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности [11, С.31-32].
     Таким образом, содержание предметной области «Физика» предоставляет широкие возможности и перспективы для организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
     Практика показала, что «проблема вовлечения школьников в
научно-исследовательскую деятельность озна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%