VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание скоростных качеств у обучающихся 8-9 лет средствами легкой атлетики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R101275
Тема: Воспитание скоростных качеств у обучающихся 8-9 лет средствами легкой атлетики
Содержание
МИНОБРНАУКИ РФ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ 
                                
                                Факультет физической культуры
                                Кафедра теории и методики 
                                физической культуры и спорта
                                специальность: физическая культура
                                Курс 4
РЫБАКОВА ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

		Научный руководитель:
  к.б.н., доцент Емелева Т.Ф.

Работа допущена к защите 	____________________
Заведующий кафедрой 		____________________
Дата предоставления 		____________________
Дата защиты 			____________________
Оценка 				____________________

УФА 2016
     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 
3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

5
1.1 Основные составляющие скоростных способностей и факторы, определяющие их развитие                                                                                                                        

1.2 Физиологические основы быстроты                                                                                                               
10
1.3 Основные средства и методы развития быстроты у детей 8-9 лет        
22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

30
2.1 Методы исследования                                                                                    

2.2 Организация исследования                                                                           
32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

35
3.1. Результаты исследования

3.2. Обсуждение результатов исследования
35
ВЫВОДЫ
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
47










     
     
     ВВЕДЕНИЕ 
     
Актуальность. В современное  время легкая атлетика применяется как оздоровительная, повседневная и спортивная деятельность или хобби.  Это можно пояснить  тем, что легкая атлетика воспитывает характер человека, силу воли, упрямство, умение уважать противника, а эти качества необходимы не только на спортивной арене, но и в жизни. 
Легкая атлетика, как и другие виды спорта, прогресируется, уровень подготовки спортсменов с каждым годом все выше, результат и подготовка спортсменов растет.
В любом виде спорта скоростные факторы являются определяющими. В легкой атлетике без развития скоростного качества недостижимо  достигнуть наивысших результатов на спринтерских дистанциях. Так же  скорость двигательной реакции, как качество, связанное с быстротой имеет большое значение для достижения высоких результатов во многих соревнованиях и конкурсах военно-прикладной направленности.
В современных условиях резко обострилась актуальность и необходимость решения проблемы связанной с развитием физического качества быстрота у легкоатлетов группы начальной подготовки.
Высокий уровень развития скоростных способностей необходим не только для спортивной но и в  трудовой деятельности [22].
В настоящее время уделяется большое внимания для разработок методик по развитию скоростных способностей и скоростных качеств.
В настоящее время упражнения для физической подготовки легко атлетов используются по разному и в разной последовательности, с различной дозировкой, на современном этапе развития легкой атлетики  возникает недостаточность обеспечения тренировочного процесса в секциях, направленного на воспитание физических качеств конкретными четко дозированными и структурированными упражнениями, что ведет к нерациональному использованию обучающихся в соревновательных выступлениях по бегу,  своих возможностей [24]. 
Вышеуказанные данные свидетельствует о том, что научно-методическое обеспечение по данной проблеме раскрыто недостаточно широко. Поэтому разработка комплекса упражнений, направленных на воспитание физических качеств  школьников 8-9 лет, занимающихся в секции по легкой атлетике является, актуальным.
Гипотеза.  Предполагалось, что процесс воспитания скоростных качеств у обучающихся 8-9 лет будет проходить более  эффективнее, если в учебно-тренировочный процесс внедрить предложенный комплекс упражнений. 
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.  
Предмет исследования: являются средства воспитания  скоростных качеств. 
Задачи исследования:
1.	Проанализировать  научно-методическую литературу теме исследования.
2.	Составить комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростных качеств у детей 8-9 лет.
3.	Экспериментально проверить и обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений.












ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Основные составляющие скоростных способностей и факторы, определяющие их развитие

Под скоростными способностями понимается  возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
выделяют нижеследующие   виды скоростных способностей [10,15]:
- быстрота двигательной реакции;
- быстрота одиночного движения;
- частота (темп) движений.
Выше изложенные виды скоростных способностей  заведено  учитывать простыми видами  выражения  скоростных способностей. К скоростным способностям безусловно так же относят быстроту выполнения целостных двигательных действий, возможность как можно мгновенно вербовать  максимальный темп и способность долгое время  содействовать его. Это единые формы скоростных способностей. [15]
         Двигательная реакция – это ответная реакция организма  на внезапно возникающую команду   определенными процессами   механизации.[8] 
         Быстрота двигательной реакции определяется скрытым  временем реагирования . Латентный или скрытый период  времени формируется  максимально быстрой реакцией  движения на возбудитель, где движения должны быть с минимальной амплитуды.  расширение  звуковой волны, превращение механических колебаний в начальный толчке, исследования местоположения  сигнала, осуществления сигнального импульса и хода динамичной  деятельности мышечных волокон – схематичного изложения  скрытой стадии двигательного ответа[15,18]

Исследования в различных видах спорта показали следующие результаты, что латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным  мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.[4,8]
Быстрота одиночного движения. Возможность проявления быстроты движения приведена целым рядом  многих факторов таких как  – морфологических, биохимических, физиологических.
Значение морфологических особенностей строения мышц особенно ясно выступает при сравнении характера сокращения гладких и поперечно – полосатых мышц. Скорость сокращения гладких мышц продолжается от нескольких секунд до нескольких минут. В то же время одиночное сокращение поперечно – полосатых мышц продолжается сотые и десятые доли секунды. Существенные различия скорости сокращения наблюдаются в скелетных мышцах. Тонические, или красные мышечные волокна, с?о?кр?а?ща?ютс?я ме?дл?е?н?н?е?е?, че?м бе?л?ые? в?о?л?о?кн?а?. В?а?жн?о?е? зн?а?че?н?и?е? и?ме?е?т др?уго?й мо?р?фо?л?о?ги?че?с?ки?й пр?и?зн?а?к – мышцы с? пр?е?о?бл?а?да?н?и?е?м дл?и?н?н?ых, па?р?а?л?л?е?л?ьн?о? р?а?с?по?л?о?же?н?н?ых мыше?чн?ых в?о?л?о?ко?н?, бе?дн?о? с?н?а?бже?н?н?ых с?о?е?ди?н?и?те?л?ьн?о? – тка?н?ыми? пр?о?с?л?о?йка?ми?, н?а?пр?и?ме?р?, дв?угл?а?в?а?я мышца? пл?е?ча?, по?р?тн?яжья, с?о?кр?а?ща?ютс?я быс?тр?е?е?, че?м мышцы с? бо?л?е?е? ко?р?о?тки?ми? в?о?л?о?кн?а?ми?.[10,15]
        Адаптация  к реализации  скоростных движений, мышцы отличаются и по своему химическому составу – содержанию фосфагена, миоглобина, холестерина, глютадиона, аскорбиновой кислоты и др. сопоставление  мышц животных, перенесших регулярные физические упражнения, с мышцами определенных животных, указывает на то  что,  впоследствии занятий  в скоростных процессах идет прироста содержание углеводов, фосфагена и фосфоролитической активности.[21]
          Быстрота движения обусловлено и от темпа мышечного сокращения. Изнаучных трудовВ.П. Филина общепризнано, что высокая  подвижность  двигательных едениц. нервно – мышечного аппарата – это осуществление значимых или максимально возможного вероятного числа импульсов в определенный промежуток времени. Подвижность нервно – мышечного аппарата указывает на двигательные акты..
высоко скоростные  движения, проделываемые при реализации  несходных физических упражнений, указывают собой представление высокой степени взаимосвязи  деятельности  "полисинаптической трансформатор возбуждения.  Это согласованность формируется  относительно – рефлекторными путем.[4]
         В следствии  взаимосвязи  деятельности нервных центров происходит стремительное вовлечение в ходе  сокращения всех надлежащих  мышц – синергистов, и  ретардация деятельности мышц – антагонистов.
Частота (темп) движения. Частота движений классифицируется  предельным число движений за промежутоке время. Частота элементарных  движений не взаимосвязана с ритмом двигательных действий   и быстротой передвижений спортсмена в циклических передвижениях.  Не  определено взаимосзяви  между предельной частотой всех односуточных движений с предельной частотой ходов  и скоростью спринтерского бега. Не установлено взаимосвязи в промежутке с  частотой движений и другими видами  быстроты.[7]
         Частота движений возростает, если в деятельность присоединяется инвариатный ряд  мышц или стимулируется слуховой анализатор. Начальное влияние  на частоту движений оказывает ритм  дыхания.[4,8]
В качестве главного требования, содействующий наивысшей частоты перемещения , основной воспиимчевастью к непрунужденности сокращению мышц.
Частота движений тренируема.  Раскрыт прирост ритма работы  с ростом велечины профессионализма.[5]
          Выделенные формы проявления быстроты  незначительно независимы  друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.[4,8,15]
          Быстрота во всех своеобразных  формах ее выражения  детерминирует  двумя особознчимыми  условиями: оперативностью организации и регуляции нейромоторного механизма, оперативностью активизация  двигательного состава действия. Развитие быстроты двигательного действия  во многом снабжается , первостепенным образом, за счет модификации моторного аппарата к условиям разрешения двигательной задачи и овладениепропорциональной мышечной координацией, способствующей настоящему использованию персональных свойств ЦНС, присущих организму человека.[4]
Для  анализа  научного исследования  более показательны изложенные виды  скоростных способностей.  В деятельности физического воспитания первостепенное  значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий не только в беге,  но и в следующих видах спорта таких,  такихкак  плаване, передвижении лыжными ходами , велогонках, гребле и байдарках и т.д. Однако надо учесть что скорость в целостных сложноко-ординационных двигательных действиях во многом  преобладает  не только от уровня темпа, но и от техники владения двигательным действием,быстроты реакции, а так же от побуждения, волевых качеств и др. Поэтому анализе скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально устронять или уровнять.[10,15]
          Способность максимально  быстрее набрать скорость определяют по стартовой скорости или фазе разгона. В среднем  промежуток времени  равен , от 4 до 6сек . Способность, как можно дольше время  сберегать  достигнутую максимальную скорость нарекают скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости . В массовых анализах многочесленных авторов представлено,совершенно многие  скоростные способности своеобразны.
Валик Б.В. считает  что можно владеть высокими показателями простой двигательной реакции, но при этом  малую скоростную работо-способность, и противоположно славный стартовое ускорение  и низкую скоростную работо-способность. [8,15]
Учитывая во внимание вышеизложенное , не обходимо учитывать , что вышеуказанные примитивные и систематичные  формы скоростных способностей необходимовоспитывать на основе всех главных и важнейших физических упражнений.
степень  и свойство скоростных способностей человека обуславливают  разными обстоятельствами. В первую очередь определяют  физиологическимим и биохимическими факторами,   нервно – мышечные и центрально – нервные влияния организма . Таким образом , быстрота реакции обусловлено от скорости развития следующих этапов [15,22]:
1.	происхождени импульса в окончании (зрительной, слуховом, трактильном и др.), принимающие  важное участвующем в уяснении сигнала;
2.	ассигнование нервных импульсов  в центральную нервную систему;
3.	передачи командных данных по нервным путям, ее иследования и развитие выносящий информацию;
4.	сопровождение завершения от центральной нервной системы к мышце;
5.	раздражение мышцы и выявление в ней механической активности.
Многие специалисты  утверждают , что сокращения латентного периода реакции, прежде всего, связано с ускорением завершающей третего этапа.[13]
предельную частоту хода  определяют быстротой передвижения  двигательных нервных центров из состояния импульса  в состояние ретандации и наобарот. Быстрота как ловкость , предназначенна скоростные возможности человека, обозначается быстротечностью. Происхождение, диссеминация и перехода  процессов, характерных для нервно – мышечного аппарата и собственно мышц.[19]


С точки зрния биохимии быстрота движений обусловлена от содержания АТФ мышцах, быстротечностью ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтеза АТФ происходит за счет фосфокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно). Доля аэробного источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности оставляет 0 – 10%.[15]
На скоростные способности влияют факторы такие как, личностно – психические факторы: мотивация, проявление воли, эмоции. На разные виды скоростных способностей эти факторы влияют неодинаково – в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, уровня скоростной подготовленности.[15,22]

1.2 Физиологические основы быстроты?

иследования научно – методической литературы указывает, что в младшем школьном возраст сензетивный для воспитания быстроты и скорости движений.[22]
        пропорционально  скоростным напряжениям возрастной специфике организма детей школьного возраста трактуются следующими физиологическими процессами, высокой инервацией  у обеспеченных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервных процессов, пресуще детям этого возраста, определяют поспешность пермены сокращения и диастолы мышц, наивысший тема движения темп движений.[21]
        Ряд проведенных научных работ посвящен раскрытию возрастной динамики развития быстроты и скорости движений у школьников, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом 
целевое влияние  или занятия разными видами спорта откладывают положительный след на скоростные знания умения и навыки: целенаправленно тренирующиеся имеют превосходство на 5 – 20 % и более, а рост плодов спортивной деятельности может продолжаться до 25 лет.[17]
Быстрота как двигательное качество – это способность человека выполнять двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой. В вопросе о достоверности этого качества среди специалистов нет единого согласия. Одни утверждают мысль, что физиологической основой быстроты является подвижность нервно-мышечного аппарата. Другие высказывают что основную роли в выявлении быстроты является лабильность нервных процессов. Многочисленными  труды в области иследования доказали,, что быстрота является совокупным двигательным качеством человека [29].
Основные виды проявления быстроты человека – время моторной реакции, время предельно быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, промежуток времени выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (что в спортивной деятельности  нарекают «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных циклических двигательных актов, а не простейшие  формы выражении  быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно излагает  быстроту человека [29].
Быс?тр?о?та? – это? ка?че?с?тв?о?, ко?то?р?о?е? в?е?с?ьма? мн?о?го?о?бр?а?зн?о? и? с?пе?ци?фи?чн?о? пр?о?яв?л?яе?тс?я в? р?а?зл?и?чн?ых фи?зи?че?с?ки?х де?йс?тв?и?ях че?л?о?в?е?ка?. 
          Выявлено , что время рефлекса не связано с быстротой одиночного движения и с предельной  частотой движений. Можно владать хорошей ответной реакцией на сигналы, но иметь небольшую частоту движений, и напротив. Это разъяясняется тем, что психофизиологическиепроцессы проявление указанных скоростных характеристик существенно отличаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени ответной  реакции нервной деятельности организма), но сложнее всего потдерживать скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь сравнительно связана с вышеперечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Поэтому нельзя, , по времени ответного рефлекса судить о том, как обучающийся будет бегать на коротких дистанциях[14].
Отсутствие контакта  между характеристиками скоростных движений подвергает к тому, что перенос качества быстроты с одного двигательного упражнения на другое, как правило, не отмечается. Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос. Поэтому следует говорить не о развитии качества быстроты вообщем, а о развитии конкретных скоростных особенностей движений человека [19].
Частота движений определяет циклические движения. предельная  частота движения верхних конечностей наивысше нижних конечнойтей; частота дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.
Варирование частоты движений осуществляется , как правило, за короткие промежутки  времени. Пример, у спринтеров частоту движений в беге на 100 м характеризуют средней частотой шагов за 1,1 с; измерение максимальной частоты движений конечностей (чаще всего кисти) проводят за отрезок времени в 5-10 с. Нередко предельная частота движений пересчитывается на 1 мин, однако, получаемые нормы превосходят реальные возможности человека, так как выдержать максимальный ритм в течение минуты человек не может [12].
          При развитии быстроты движений у детей преимуществу следует отдавать естественным видам  движений и необычным  способам их выполнения. систематичное повторение упражнений с максимально допустимой  скоростью возможно  уже в детском возрасте привести к развитиюскоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное предпочтение перед стериотипными пробежками на быстроту [25].
    В младшем школьном возрасте применяют различные упражнения, требующие быстрых непродолжительных передвижений  и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной гимнастической скакалкой, эстафеты с бегом с прыжками, упражнения с бросками и ловлей мяча.
В среднем школьном возрасте наибольшее место должны захватывать  скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, запрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метаниях. Следует также выполнять повторное преодолевание коротких дистанций (от 30 до 60 м) с предельной  скоростью [26].
           В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использовать и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80-100 м.
Скоростные упражнения у детей реконендуется объеденять с упражнениями на расслабление мышц. Следует разучивать детей умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений. [24].
         Быстрота двигательной реакции, то есть быстрота ответа человека движением на какой-либо сигнал (световой, звуковой, тактильный), представляет собой сенсомоторную реакцию.
Выделяют  простые и сложные реакции. Простая реакция это ответ заранее опредопределенным движением на ожидаемый сигнал (например, принятие старта при выстреле стартера). Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакции выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов, который заранее обусловлен (например, реагировать на красный и не реагировать на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх и спортивных единоборствах (например, выход игроков на пас мяча партнера). Время сложных реакций значительно длиннее времени простой реакции за счет центральной задержки, дифференцировки сигналов [13].
Простые ответные  реакции имеют свойство переноса; если человек  реагируе на сигнал в коротко срочное  время , то он будет быстро реагировать на последующие сигналы   и в других ситуациях. Сложные реакции, противоположно, отличаются своеобразностью. Если человек сразнительно быстро реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не определяет, что он будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов.
Измеряют быстроту двигательной реакции в секундах и миллисекундах.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы,так же физиологических качеств эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена [12, 18].
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика утверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Быстрота  это качество узко сплочено с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений. Именно за счет совершенствования этих качеств развивается быстрота. Однако спортсмены при неизменной  тренировке с целью совершенствования быстроты достигают различных результатов. Это возникает от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врожденное. Это необходимо  учитывать при выборе профиля юного спортсмена [3].
для воспитания  быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на коротких отрезках с максимальными усилиями, упражнения на ускорение двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых или звуковых лидеров, а также некоторые спортивные игры. В метаниях, кроме того, применяются облегченные снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрывных усилий [27].
           Когда наступает стабилизация в уровне развитии быстроты, спортсмены не только используют специальные упражнения в облегченных условиях, но и вновь обращаются к средствам, повышающим уровень общей физической подготовки. Ее проводят на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняют в большем количестве и с большей интенсивностью. После такой подготовки спортсмен вновь переходит к специальной подготовке, имея улучшенную базу. Это позволяет ему преодолеть так называемый скоростной барьер и улучшить результаты в избранном виде легкой атлетики.
Изучению возрастных особенностей развития двигательных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований.
Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие организма человека условиям внешней среды и составляет совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений [20].
Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека [5].
Формирование двигательной функции у детей определяется созреванием опорно-двигательного аппарата и степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11 годами координация произвольных движений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятныепредпосылки для целенаправленного воздействия физических упражнений на развитие двигательных качеств [18].
           По мнению многх авторов физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
По мнению многих специалистов, структурные основы развития физических качеств, связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций [ 7, 14,20].
           Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и, особенно, выносливость.
Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки 
Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне [4].
            Показатели развития двигательной функции занимающихся спортом 11-14 летних детей могут изменяться в зависимости от использования различных средств физического воспитания [5].
             По данным В.П. Филина наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет [29].
В настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей школьного возраста, к которым относятся:
- гетерохронное развитие различных физических качеств;
- величина годовых приростов у мальчиков и девочек неодинакова в различные возрастные периоды;
- у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости [28].
В этой связи тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке не позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, т.к. дает различный педагогический эффект более высокий в период естественного повышения (в так называемые сенситивные периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом [29].
            В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму [26].
           В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.
            В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений иупражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использоваться и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80-100 м [3].
          Преодоление внешнего сопротивления или отягощения в быстрых движениях сопряжено со значительными мышечными усилиями. Поэтому в спортивной практике быстрота появляется в специфических формах скоростно-силовых качеств. Дети 10-11 лет хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые нагрузки [8, 12].
             У младших школьников, в отличие от 13-14 летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега [29].
              Для развития скоростно-силовых качеств, предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера. Как отмечает Н.А. Фомин с соавторами, в возрасте 12-14 лет за счет развития скоростно-силовых качеств растет скорость выполнения упражнения.
В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте8-9 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов [23].
            В занятиях с детьми8-9 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми [22].
Многочисленными исследователями выявлено, что скорость движений не обеспечивается одним фактором, а является комплексным физическим качеством человека. Различают три основные (элементарные) формы проявления скоростных способностей:
а)латентное время двигательной реакции;
б)скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
в) частота движений (темп) [20, 17].
            Элементарные формы проявления скорости относительно независимы друг от друга, причем это свойство прослеживается на всем протяжении возрастного развития школьников. Однако ряд исследователей говорят о безналичии взаимосвязи между некоторыми формами проявления скорости. Ю.А. Милутка (1998) обнаружил взаимосвязь между максимальным темпом в односуставных и многосуставных движениях. 
Ю.Н. Примаков (1989) выявил достоверную связь между результатами в беге на 30 м с частотой бега на месте и частотой движений рук, a Л.H. Жданов обнаружил взаимосвязь между показателями частоты в элементарных формах движений у школьников.
            Скорость целостного акта только косвенно характеризует скоростные способности человека, а при детальном анализе наиболее показательны элементарные формы скоростных способностей.
Латентное время двигательной реакции служит показателем зрелости и функционального состояния центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата [14].
           С физиологической точки зрения латентное время двигательной реакции представляет собой сенсомоторную реакцию и складывается из отрезков времени, необходимых для протекания следующих процессов:
- время для возбуждения рецептора;
- время передачи возбуждения по афферентным путям в соответствующие отделы центральной нервной системы;
-время для передачи возбуждения от одних нейронов к другим для формирования эффекторного сигнала;
- время прохождения этого сигнала по эфферентным путям к мышцам;
- время на развитие возбуждения и сокращения мышц.
Под воздействием тренировки на третьем этапе происходит наибольшее улучшение, в то же время изменения на остальных этапах очень малы. С.И. Мануйлов выявил, что время двигательной реакции правой и левой руки достоверно не различались.
Время выполнения отдельного движения зависит от величины преодолеваемого сопротивления, поэтому для его определения в качестве характеристики скоростных способностей необходимо выполнение максимально быстрых одиночных движений с малым сопротивлением.
Установлено, что между показателями быстроты отдельного движения правой и левой руки не обнаружено достоверных различий во всех исследуемых возрастах.
Частота движений связана с подвижностью нервных процессов в коре головного мозга, вызывающих напряжение и расслабление мышц и координирующих их работу. Полученные недостоверные величины коэффициентов корреляции между показателями максимального темпа движений, выполняемых разными сегментами тела, объясняется тем, что максимальная частота движений лимитируется не только подвижностью нервных процессов, но и эластичностью мышц, способностью их к расслаблению, подвижностью в суставах, уровнем владения техникой.
Таким образом, по мнению многих исследователей элементарные формы проявления скоростных способностей относительно независимы друг от друга и это свойство прослеживается на всем протяжении возрастного развития школьников [25, 20].
Безспорно, что результат на уроках физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера повысится, если преподаватель будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии скоростных способностей. По данным З.И. Кузнецовой (1975) отмечаются следующие возрастно-половые особенности онтогенеза  скоростных способностей.
С 10-12 лет протекает стремительное развитие движений в беге. Сила мышц и скоростно-силовые качества особенно  ярко возростают в результате на начальных стадии полового созревания . Сила мышц спины и ног девушек усиливается  возрастает с 9-10 лет и практически  уменьшается  после наступления менструации. [11].
Есть  актуальные проблемы физического воспитания школьниковгде обширное место занимает такая проблема, как  воспитание  у детей фундоментальных двигательных качеств, развитие быстроты движе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%