VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001327
Тема: Воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Кафедра теории и методики 
физической культуры и спорта


Курс VI (ОЗО)



ДУНЮШКИНА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 12-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Научный руководитель:
                                        Емелева Т.Ф  к.б.н, доцент




Дата представления______________________________
Работа допущена к защите ________________________
Дата и подпись заведующего кафедрой
Дата защиты____________________________________
Оценка_________________________________________




Уфа 2016
 
                                              СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ...
5
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика девочек 12-14 лет ….…..
5
1.2. Понятие и виды координационных способностей …...……………….
7
1.3. Особенности воспитания координационных способностей в художественной гимнастике ………………………………………………

12
1.4. Средства  воспитания координационных способностей в художественной гимнастике ………………………………………………

18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………...
26


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………..
27
2.1. Методы исследования …………………………………………………….
27
2.2. Организация исследования ……………………………………………….
28


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ …….
32
3.1. Результаты исследования …………………………………………………
32
3.2. Обсуждение результатов исследования ………………………………….
34


ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
42






ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. Художественная гимнастика  сегодня — это не просто вид спорта. Это сочетание искусства и спорта.  Художественная гимнастика не ограничивается силой, выносливостью и ловкостью.  Перед спортсменками стоит достаточно сложная задача: они должны чувствовать музыку, выражать свои эмоции с помощью движений. Другими словами: гимнастки  должны воспитывать в себе эстетическую элегантность. 
     В настоящее время характерными чертами спорта является значительное его омоложение и непрерывный рост спортивных достижений. Постоянный рост результатов требует поиска новых форм, средств и методов работы с спортсменками. Процесс многолетних тренировок и воспитание высококвалифицированных спортсменов – это сложнейший процесс, успех которого зависит от целого многих факторов. Один из таких факторов – это воспитание координационных способностей у спортсменок. [5] 
     Координация движений является принципиально важной способностью в художественной гимнастике. Без воспитания и совершенствования координаций движений невозможно достичь каких – либо результатов в художественной гимнастики. Координация движения – это первооснова, фундамент любого физического упражнения, которая связана не только с художественной гимнастикой, но и вообще с жизнедеятельностью человека. [12]
     Перед каждым тренером встает проблема воспитания координационных способностей для достижения спортивных результатов. Разработка комплекса упражнений для воспитания координационных способностей актуальна на сегодняшний день для любого тренера по художественной гимнастике. 
     Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс воспитания координационных способностей у девочек 12-14 лет, будет проходить более эффективно, если в учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике внедрить усовершенствованные комплексы упражнений. 
     Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. 
     Предмет исследования: усовершенствованные комплексы упражнений, направленные на воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. 
     Цель исследования: определить эффективность усовершенствованного комплекса упражнений, направленного на воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. 
     Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Усовершенствовать комплексы упражнений, направленные на воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. 
3. Экспериментально доказать эффективность усовершенствованного комплексов упражнений, направленных на воспитание координационных способностей у девочек 12-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой. 
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика девочек 12-14 лет

     В возрасте 12-14 лет у девочек происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Принято условно считать, что подростковый возраст заканчивается с прекращением бурного роста. В физиологическом отношении данный возраст характеризуется увеличением выработки гормонов, основные из которых гормон роста, гормоны полового созревания, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только благодаря их одновременному действию обеспечивается правильное развитие девочек. В возрасте 12-14 лет девочки постепенно готовятся к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, в организме наблюдаются не только количественные, но и качественные изменения. У девочек увеличивается длина и масса тела, и происходит окончательное созревание и перестройка всех органов и систем.
     В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Половое созревание характеризуется появлением вторичных половых признаков. Девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают  быстрее. [1]
     Девочки вступают в период полового созревания в 10—12 лет. Однако уже в 8—10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза. Вместе с половым созреванием происходит интенсивный рост. Пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. 
     Одновременно с увеличением роста нарастает масса  тела, в среднем до 3—5 см в год. Определенному показателю роста соответствует определенная масса тела. 
     Задержка роста и полового созревания иногда объясняется наследственностью.  Например, у одного из родителей или других родственников тоже запаздывало половое  созревание.  Задержка только роста часто бывает семейной и наблюдается при невысоком росте родителей, причем чем меньше по росту отличаются друг от друга родители, тем меньше отличаются от них по этому показателю и дети. Ускоренное половое созревание чаще всего связано с акселерацией. Если наследственных особенностей полового созревания нет, то крайние сроки его начала у девочек - не ранее 8 лет и не позднее 12 лет. При любом отклонении необходимо обратиться к эндокринологу.
     У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличивается  длина рук и ног. Из-за неравномерного роста отдельных частей тела может быть временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость.. После 15—16 лет эти постепенно проходит. Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; к 12 лет голосовые связки у девочек короче, чем у мальчиков. 
     В 12-14 лет у девочек происходит усиленный рост легких. Довольно быстро нарастает и общий их объем. К 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденных детей. Тип дыхания у девочек  грудной и брюшной.
     У девочек в этом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов. Причиной может послужить перестройка нервной  систем. Например, из-за нагрузки на эндокринную систему могут развиться заболевания щитовидной железы и сахарного диабета. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце» характеризующееся увеличением его размеров, сердечным шумом, выявляемым при прослушке сердца. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы отмечаются в этом возрасте у девочек с ограниченной подвижностью , не занимающихся регулярно спортом, или наоборот — при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления, учащение сердцебиение , иногда одышка, головная боль. Могут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта. В этом возрасте особенно легко возникают нарушения сокращения кишечника и продвижения по нему пищи. Часты заболевания желчевыводящих путей. При переохлаждении поясничной области у девочек 12-14 лет развиваются воспалительные заболевания мочевыводящих путей. 
     Нарушения зрения в этом возрасте также не редки. Всевозможные нарушения зрительного  аппарата могут возникать вследствие интенсивного чтения. В связи с этим необходимо следить за строгим соблюдением режима дня,  и правил чтения.
     При длительном стоянии, продолжительном сидении могут появляться головокружения, неприятные ощущения в области сердца, ногах, желание изменить положение. В некоторых случаях наблюдается даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодные, могут приобретать синюшный оттенок. Данные явления могут быстро пройти после принятия положения лежа. У таких девочек наблюдаются повышенная потливость, быстрая смена настроения. Всё это обусловлено неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем, которая характерна для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С течением времени всё, это как правило, проходит самостоятельно. [12]
     
1.2. Понятие и виды координационных способностей 

     Развитие двигательных функций и умение управлять своими движениями - одна из важнейших задач физического воспитания. Координационные способности человека выполняют в управлении движениями важную роль . Посредством координационных способностей двигательные действия согласовываются в единое целое для достижения поставленной цели. [4]
     Среди причин воспитания координационных способностей выделяют следующие: 
     1. Для успешного обучения физическим упражнениям важно владеть хорошо развитыми координационными способностями. От их владения зависит темп, и рост усвоения спортивной техники, а также ее дальнейшая стабилизация и  разнообразное применение. Благодаря развитым координационным способностям повышается плотность и изменчивость процессов управления движениями, увеличивается опыт двигательных умений.
     2. Сформированные координационные умения – необходимое и важное условие подготовки детей к дальнейшей жизни. Благодаря координационным способностям человек более эффективно выполняет свои двигательные функции , повышаются возможности человека в процессе  управления своими движениями.
     3. Благодаря координационным способностям происходит экономное расходование энергии детей, изменяется величина их использования. Разумное расходование сил происходит при точной дозировки  времени, пространства, мышечных усилий, фаз расслабления и напряжения.  
     4. Разные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. [9]
     В возрасте 12-14 лет важную роль играет не только развитее физических качеств, но и воспитание координационных способностей. 
     Координационные способности представляют собой способность человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
     Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей. [10]
     Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, устойчивые координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
     - способность к реагированию;
     - способность к равновесию;
     - ориентационная способность;
     - разграниченная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность. [9]
     Способность к реагированию это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слуховую реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по звуку, отмашки флажка 
     Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах, бегом, прыжками, лазания и так далее. [19]
     Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, колесо.
     Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве, особенно с учетом изменяющихся ситуаций или движущегося объекта. Например, выход после прыжка касаясь в кольцо, и упражнения без предмета в художественной гимнастики.
     Способность к разграничению – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.
     Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, и динамических параметров, а также за счет внешних условий: 
     - изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; 
     - группируя двигательные навыки; 
     - сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; 
     - выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. [9]
     Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.
     Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии. [19]
     Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, бег, передвижения на лыжах. 
     Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
     На стартовой тренировке применяют две группы таких средств: 
     1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
     2. Развивающие, направленные на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта. [8]
     Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
     
     1.3. Особенности художественной гимнастики как вида спорта

     Художественная гимнастика  — один из самых молодых видов спорта. Официальным годом регистрации вида спорта считается 1939 год. Художественная гимнастика состоит в Международной федерации гимнастики (FIG) вместе с гимнастикой спортивной. Самостоятельный статус художественная гимнастика заслужила благодаря советским гимнасткам, которые в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века провели крупную серию показательных выступлений в ряде стран мира и так заворожили публику своими выступлениями, что FIG признала художественную гимнастику автономным видом спорта. Спортсменок этого вида спорта народ ласково называет «художницы».
      Художественная гимнастика – это выполнение под музыкальное сопровождение на ковре размером 13х13 метров комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений. Эти комбинации образуют слитные связки, визуальные образы которые формируют законченную  композицию. Соревнуются гимнастки не только в композициях с предметами - скакалкой, обручем, мячом, булавами лентой, но и в упражнении без предмета. На заре развития художественной гимнастики, были обязательны упражнения с шарфом, упражнения с булавами большого размера, широкими лентами, акробатика. Были очень популярны массовые упражнения « художниц» на спортивных праздниках и парадах. [5]
     Следует отметить, что раньше композиции в художественной гимнастике выполнялись под музыкальное сопровождение, которую исполнял аккомпаниатор на рояле. Сейчас все музыкальное сопровождение записывают на электронных носителях. 
     Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады прыжков, серии различных сложно – координационных связок, из поворотов, прыжков, равновесий. Выполняя движения, гимнастка полноценно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями  каскадных бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.
      Соревнования по художественной гимнастике проводятся в индивидуальном первенстве (в отдельных видах и в многоборье) и в групповых упражнениях, с одним или несколькими предметами. Каждое упражнение должно длиться не более полутора минут. Выступления оцениваются по 30-балльной системе.  Оценивается, 4 бригадами судейД1-судит правильное исполнение элементов тела. Д2-бонусы с предметом. А-бригада оценивает гармонию с музыкой. Е-технику с предметом. Существуют надбавки за сложность и уникальность элементов. Также оценивается элегантность, стиль, точность линий, легкость выполнения упражнений. [1]
     Огромные требования предъявляются к внешнему виду гимнасток. Прическа, макияж, сочетания цвета купальника и предмета – все имеет значение и влияет на окончательную оценку за выступления.
     Надо сказать, что художественная гимнастика достаточно субъективный вид спорта.  При действующей ныне 30-балльной шкале оценок борьба идёт буквально за сотые доли. Международная федерация гимнастики многократно меняла технический регламент, балльную шкалу в пользу эмоциональной стороны упражнения. Но меняющиеся правила судейства, и высокие технические требования к квалификационной программе развивают художественную гимнастику в целом. Повышенная сложность элементов композиции и их безупречное выполнение, смотрится очень зрелищно. Гимнастки сами придумывают уникальные  элементы, вставляют их в упражнение, получают надбавки к основным баллам.  [6]
     Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности художественной гимнастики, среди которых, наиболее характерными являются следующие:
     Во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в себя элементы танца, балета, элементы без предмета и с предметом [8]
     Во-вторых, художественная гимнастика связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. 
     В-третьих, особенностью художественной гимнастики является музыкальное сопровождение. Благодаря новым правилам гимнастка может выполнять одно упражнение под песню.  Благодаря слиянию динамики движений с характером музыкального сопровождения, движения получают различную эмоциональную пропитку. Эта связь осуществляется не только в согласовании движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, но и в воспитании у тренирующихся умения правильно слышать музыкальное сопровождение и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о то что гимнастка хочет передать по средством движения телом. 
     В-четвертых, особенность заключается в возможности эффективно влиять на эстетическое воспитание
     В-пятых, особенность связана с двигательной памятью и вниманием.
     Для выполнения сложных, оригинальных упражнений гимнастке необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных действий гимнасток обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как, ясность и точность воспроизведения движения. [15]
     Методические особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью гимнастка должна обладать такими качествами: смелостью, уравновешенностью,  настойчивостью, стремлением к успеху.
     Художественная гимнастика - многоборье.
     Гимнастки младших разрядов соревнуются в упражнениях с предметами (скакалка, обруч, мяч,) и в упражнении без предмета.
     Гимнастки старших разрядов упражнение без предмета не выполняют.
     Помимо многоборья программой соревнований предусматриваются и групповые (5 гимнасток) упражнения с одним или двумя предметами.
     Согласно требованиям правил соревнований любое исполнение какого-либо действия характеризуется его качеством. Качество проявляется в рисков исполнительского мастерства, в основе которого лежат способности гимнастки к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. В художественной гимнастике управление двигательным действием определяется техникой владения предметом и телом и определяется как мастерство исполнения.
     Мастерство- это техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением координационных способностей:
     * способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;
     * способность к ориентированию в пространстве;
     * способность к сохранению равновесия, способность к чувству ритма;
     * способность к произвольному расслаблению мышц;
     * согласованность движений.
     В художественной гимнастике выделяют две группы координационных способностей: двигательные способности и специализированные восприятия.
     Содержание двигательных способностей в художественной гимнастике детерминируется ловкостью, гибкостью и двигательной координацией.
     Ловкость - способность быстро и легко овладеть новыми движениями осознанно выполняя движения, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение [4].
     В свою очередь содержание ловкости в художественной гимнастике, по нашему мнению, предполагает точность, мастерство и быстроту движений.
     В спортивной деятельности под точностью движений понимают качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик.
     В художественной гимнастике мастерство определяется, прежде всего, техникой владения предметом и техникой владения телом. Обычно виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства.
     В спорте под мастерством понимают техничное исполнение какого-либо действия с проявлением некоторых характеристик движения в «превосходной степени». Мастерское исполнение гимнастки проявляется как при исполнении отдельных элементов, так и композиции в целом.
     Возможность совершать двигательные действия в пределах короткого времени называют быстротой. Быстрота в действиях представлена способностью экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций, а также способностью обеспечивать быстроту протекающих в организме процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений, называемой «быстротой движений» [3]. В художественной гимнастике быстрота проявляется в единстве с другими двигательными способностями. Степень ее проявления зависит от комплекса функциональных возможностей гимнастки, необходимых для выполнения конкретных действий в соревновательной композиции. Любые проявления быстроты связаны с техникой выполнения движений, зависят от нее и, следовательно, обусловливаются координационными способностями.
     В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами двигательных действий, гибкость определяет собой «комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга [2]. Гибкостью детерминируют эластичные свойства мышц и связок, строение суставов, Ее рекомендуют развивать на начальном этапе подготовки спортсменок, поскольку к 13-14 годам происходит спад эластичности мышечных структур. В художественной гимнастике большое внимание уделяют развитию плечевой, поясничной  и тазобедренной гибкости. 
     Не меньшую значимость для достижения спортивного мастерства имеет двигательная координация. Показателем, определяющие уровень ее развития, может служить согласованное сочетание движений звеньев тела при выполнении каких-либо координационных связок с участием и без участия зрительного анализатора. Н.А.Бернштейн характеризовал двигательную координацию «как преодоление избытка степеней свободы наших органов движений», что в художественной гимнастике проявляется во всех движениях как при работе с предметом, так и в упражнениях без предмета. Таким образом, двигательные способности представляют собой координацию, природной основой которой являются врожденные и наследственные морфофункциональные особенности организма. [2]

1.4. Особенности воспитания координационных способностей в художественной гимнастике

     Ю. Ф. Курамшин, О. А. Двейрина  рассматривают ловкость как одну из высших форм управления движениями. Для развития координационных способностей авторы советуют использовать упражнения, предъявляющие повышенные требования к  упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны: 
     -          иметь необходимую координационную трудность, .сдля занимающихся;
      - содержать элементы необычности; 
     -          отличаться большим многообразием форм выполнения движений.
     -          включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности. [7]
     Выше перечисленные авторы предлагают следующую методику развития некоторых координационных способностей: 
     - совершенствование «чувства времени», «чувства пространства» Совершенствование координационных способностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа, скорости движений, интенсивности мышечных усилий и других характеристик; 
     -  способность тонко разграничивать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, или, как нередко говорят, от способности к кинестетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством». Для успешного выполнения заданий ими используется различные методические приемы. Для статокинетической устойчивости применяются так называемые упражнения на равновесие, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используется упражнения связанные: с балансированием в позах, отличающихся биомеханическим невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия  с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех.  С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школьного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц. Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяются специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. [15] 
     Выделяют три группы: 
     1) Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от напряженного состояния к расслабленному. 
     2) Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять одни мышцы с одновременным напряжением других. К ним относятся такие упражнения, в которых движение расслабленной части тела осуществляется по инерции за счет движения другими частями тела. 
     3) Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдыха в каждом цикле движений. Общеподготовительные координационные упражнения можно разделить: а) увеличивающие двигательный опыт (одиночные, парные общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами); б) общеразвивающие упражнения (элементы гимнастики, акробатики, упражнение в беге, прыжках, подвижные и спортивные игры); в) с направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управления и регуляцию, двигательное управление. К специализированным можно отнести кино и видео демонстрации; метод идеомоторного упражнения; средства и методические приемы лидирования, избирательной демонстрации и ориентирования, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений; приемы и условия направленного прочувствования движений (тренажерные устройства). Как указывают Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов, при воспитании координационных способностей используют следующие основные методические подходы: Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. [21]
     Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: -        стандартно-повторного упражнения; -        вариативного упражнения; -        игровой; -        соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов: - строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.); - изменение исходных и конечных положений; -  изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т. п.); -  «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега и т. п.); - выполнение основных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат; -  выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами. Л.А. Карпенко, И.А. Винер утверждают, что выбор используемых тренировочных средств должен осуществляться таким образом, чтобы они воздействовали на определенную координационную способность, либо на их комплекс соответственно поставленной задаче. [6]
     Эффект совершенствования будет достигнут в том случае, если с помощью методических приемов будет повышаться координационная сложность тренировочных заданий. К числу таких методических приемов предлагают отнести: -          варьирование способа выполнения движения; -          изменение внешних условий; -          комбинирование двигательных навыков; -          выполнение упражнения при дефиците времени; -          внесение требуемых коррекций при различных источниках информации — зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной и кинестетической; -          выполнение упражнений после предварительной подготовки. Г. А. Васильков в своей работе применяет упражнения с элементами жонглирования для развития ручной ловкости: -          упражнение с одним, двумя мячами, упражнение в подбрасывании двух мячей одной рукой, упражнение в подбрасывании трех мячей обеими руками; -          жонглирование кольцами: упражнение с одним кольцом, упражнение в подбрасывании и перебрасывании двух колей обеими руками, упражнения в подбрасывании двух колец одной рукой, упражнение в жонглировании тремя кольцами; -          жонглирование палочками: упражнение с одной палочкой, упражнение с двумя палочками, упражнение с тремя палочками. [3] Хорошо разученные упражнения усложняют дополнительными заданиями — бросками и ловлей предметов с продвижением вперед, назад, влево, вправо, поворотами на месте и в движении. А. П. Матвеев  подчеркивает, что ловкость развивают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательное требование — новизна разучаемого упражнения и условий его применения. Элементы новизны поддерживается координационной сложностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнений. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях. Развитие точности временных параметров движений направленно на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временных характеристики двигательного действия. Его развитие обес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44