VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Волейбол на уроках физической культуры

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015688
Тема: Волейбол на уроках физической культуры
Содержание
ЮФУ



Дипломная работа



Тема: ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 





Обучающийся                                    _________________    
                                                                                                                       подпись
Дата_____________      
                          
подпись                         (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)
Научный руководитель      



 
Дипломная работа допущена к защите «___»_________________2018 г.




Заведующий кафедрой 










Ростов-на-Дону, 2018


Содержание

Введение	2
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы двигательной активности школьников	6
1.1. Проблема формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни	6
1.2. Роль двигательной активности и физической культуры в укреплении здоровья школьников	12
1.3. Организационно-методические особенности занятий по волейболу	18
Глава 2. Организация и методы исследования	22
2.1. Методы исследования	22
2.2. Организация исследования	29
2.3. Методические особенности занятий по волейболу для повышения двигательной активности школьников	30
Глава 3. Результаты и их обсуждение	40
3.1. Оценка исходных показателей здоровья и физической работоспособности у школьников	40
3.2. Эффективность методики занятий по волейболу у школьников	43
Заключение	48
Список литературы	51




Введение

     Актуальность темы. Занятия физической культурой неразрывно связаны не только с вопросами воспитания молодежи, подготовки ее к труду и защите демократических завоеваний, но и с вопросами повышения двигательной активности школьников, сохранения их здоровья за счет правильного использования средств физической культуры, организации профилактических мероприятий с использованием естественных сил природы.
     Проблема физкультурно-оздоровительной деятельности связана с эффективностью реализации социально-экономических и социально-педагогических функций физической культуры и обусловлена взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными аспектами и видами воспитания [17, 43]. 
     Социально-педагогические воздействия физической культуры осуществляются непосредственно в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, в ходе занятий физическими упражнениями в процессе учебных, тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда школьник развивает, обогащает свой теоретический и практический опыт в двигательной деятельности. 
     Волейбол является одной из основных неотъемлемых частей содержания уроков физической культуры и факультативных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных развлечений в режиме школьного дня, внеклассной работы по физическому воспитанию школьников.
      Привлечение школьников к активной физкультурной деятельности, в том числе и занятий волейболом, невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса [23, 34]. 
     Новые технологии должны принимать во внимание современные методы и средства дисциплины, что может способствовать активизации физкультурной деятельности, развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья. 
     Среди многочисленных видов спорта и двигательной активности большим потенциалом обладают игровые средства физической культуры, которые пользуются повышенным интересом у школьников и способны активно формировать его поведение. 
     Поэтому в образовательном пространстве школы особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на повышение физической работоспособности школьников. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату. 
     Объект исследования – урок физической культуры.
     Предмет исследования – средства и методы волейбола для повышения двигательной активности школьников. 
     Цель исследования – разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий у школьников для повышения их физической работоспособности.
     Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
     1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно физкультурно-оздоровительных занятий у школьников. 
     2. Оценить уровень физического здоровья и работоспособности у школьников. 
     3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики волейбола у школьников для повышения их физического здоровья и работоспособности.
     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 
     1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 
     2. Педагогическое наблюдение. 
     3. Педагогический эксперимент.
     4. Медико-биологические методы исследования: оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту, дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, экскурсия грудной клетки.
     5.Методы математической статистики. 
     Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика физкультурных занятий с использованием волейбола будет эффективной для улучшения двигательной активности, физического здоровья и работоспособности у школьников. 
     Научная новизна полученных результатов состоит в том, что впервые разработана методика физкультурных занятий волейболом, которая  включает рациональное сочетание аэробных и силовых упражнений, которые соответствуют индивидуальным возможностям кардиореспираторной системы школьников, а также способствуют улучшению их физической работоспособности и уровню физического здоровья. Основой разработанной технологии были индивидуально подобранные и дифференцированные мероприятия, направленные на улучшение физического здоровья школьников, увеличение аэробных возможностей  и координационных способностей школьников 10-11 лет. 
      Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, тренерам по волейболу в спортивных школах для улучшения физической работоспособности и здоровья у школьников.
     


     Глава 1. Теоретико-методологические проблемы двигательной активности школьников
     
     1.1. Проблема формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни  

     Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического благополучия, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологическим базисом для физического и психического благополучия. По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом [4, 5].
     Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов. Признаками индивидуального здоровья являются: специфическая и неспецифическая резистентность к действию стрессорных факторов;  показатели роста и развития; уровень физического и функционального состояния организма; наличие хронических заболеваний или дефектов развития; уровень моральных и волевых установок.
     Таким образом, четырехкомпонентная модель здоровья представляет собой целостный взгляд на индивидуальное здоровье и иерархию входящих в ее состав компонентов [17].
     Соматический компонент дает оперативную информацию о функциональном состоянии органов и систем организма, в основе которого лежит индивидуальная биологическая программа, которая опосредуется базовыми потребностями разных этапах онтогенеза. 
     Физический компонент дает информацию об уровне роста и развития органов, в основу которого положены морфофункциональные резервы, обеспечивающие процесс адаптации.
     Психический компонент отражает состояние психики, что обуславливает состояние душевного комфорта и адекватной поведенческой реакции. Нравственный компонент представляет собой комплекс характеристик мотивационной сферы, в основе которого лежит система ценностей, установок человека в обществе. 
     Сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого школьника к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики [25, 37, 39]. 
     Проблема укрепления здоровья школьников на современном этапе, который характеризуется обострением финансовых противоречий в мире, недостатками кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, является крайне актуальной для государства и общества. 
     Большой объем информации, постоянное обновление учебных программ, широкое использование технических средств оказывают неблагоприятное влияние на двигательную деятельность учащихся. 
     Школьники являются наименее социально защищенными группами населения, так как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют высокие требования к функциям и системам их организма. 
     Анализ научной литературы относительно здоровья школьников показывает, что во время обучения в школе здоровье учеников не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [9, 13]. Четверть школьников при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число учащихся и школьников, которые относятся к специальной медицинской группе по состоянию здоровья. 
     По данным многих авторов, сами школьники почти не предпринимают никаких мер для укрепления своего здоровья, однако в рейтинге ценностей здоровье стоит на втором месте после образования [12]. 
     Школьники в полной мере подвержены воздействию целого ряда неблагоприятных факторов и вынуждены постоянно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни. 
     Высокая интенсивность современного учебного процесса, снижение ежедневной физической активности, отсутствие сформированного адекватного отношения к здоровому образу жизни приводят к негативному влиянию  на состояние физического и психического здоровья школьников.
     Накопленный опыт показывает, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения страны, является внедрение превентивных мероприятий по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и активизация здорового образа жизни, с другой [5]. 
     Превентивные меры подразумевают использование чистой воды и здоровой пищи, улучшение экологической ситуации, сокращение объектов, которые загрязняют окружающую среду, и снижение негативного влияния  других факторов риска. 
     Здоровый образ жизни является базой для развития различных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия, а также полноценного выполнения социальных функций [5, 13]. Здоровый образ жизни дает больше возможностей для участия в общественной, трудовой, семейно-бытовой сферах жизни.  
     Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепления здоровья школьников в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и её государственной образовательной политики. 
     Ориентация школьников на здоровый образ жизни предполагает наличие в образовательном процессе главных компонентов формирования основ здорового образа жизни современного человека:
     – познавательного (получение знаний о нормальном функционировании здорового человека, о способах, средствах и методах его сохранения и укрепления;
     – ценностно-ориентационного (формирование целенаправленной ориентации школьников на здоровый образ жизни; понимание ими ценности своего здоровья и его важности в организации своей жизнедеятельности);
     – коммуникативного (владение средствами и методами по предупреждению и устранению стрессовых ситуаций во время учебы);
     – эстетического (формирование чувства красоты здорового человека, развитие способностей получать удовлетворение от занятий спортом);
     – физкультурного (владение разнообразными формами двигательной активности для обеспечения индивидуального здоровья);
     Общими критериями сформированности у школьников ориентации на здоровый образ жизни выступают:
     – активность в оздоровлении личности и физическом самосовершенствовании;
     – позитивные изменения в состоянии здоровья;
     – осознанный выбор здорового образа жизни для личностного благополучия и эффективности.
     Педагогическими условиями, от которых зависит сформированность ориентации школьников на здоровый образ жизни, являются следующие:
     – отношением к физической культуре у всех субъектов образовательного процесса как к большой ценности;
     – личным примером преподавателя;
     – наличием дополнительных программ, направленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни;
     – созданием системы педагогического сопровождения для школьников, которые испытывают трудности в процессе приобщения к физическому воспитанию и массовому спорту.
     Важной задачей деятельности педагогического коллектива школы является активное применение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий во время уроков.  
     Это предусматривает наличие оздоровительных моментов на уроке, таких как физкультминутки, динамические паузы, релаксация, дыхательная гимнастика, йога, массаж биологически активных точек. 
     Необходимо также определить, соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений [21, 23, 24]. 
     Таким образом, мы видим, что современная школа делает все возможное для того, чтобы сформировать у учащихся четкую позицию в отношении здорового образа жизни, повысить приоритет данной идеи. 
     Возможными результатами данной направленности современных школ являются: 
     ? активизация физических возможностей организма обучающихся; 
     ? рост физического развития и физической подготовленности школьников;
      ? повышение мотивации на здоровый образ жизни; 
     ? повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников; 
     ? поддержка со стороны родителей деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
     Формирование у детей навыков здорового образа жизни – актуальная и сложная задача, поскольку именно в детстве формируется здоровье, и дети в процессе обучения теряют свое здоровье, испытывая нагрузки.
     В современной школе существует понятие культуры здорового образа жизни личности, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. 
     Главной задачей учителя физической культуры является не только качественное преподавание и передача школьникам необходимых знаний, умений и навыков своего предмета, но и содействие сохранению здоровья, активной пропаганде здорового образа жизни среди школьников, формирование физически и духовно здоровых граждан государства.
     Известно, что повышение уровня здоровья связано прежде всего не только с развитием медицины, но и с сознательной умственной работой самого школьника по восстановлению и развитию жизненных ресурсов. 
     Здоровьесберегающая деятельность школы может быть организована с помощью таких форм и методов, как: 
     ? диспансеризация; 
     ? профилактические прививки; 
     ? дни и недели здоровья; 
     ? спортивные школьные праздники; 
     ? участие в районных спортивных соревнованиях; 
     ? беседы о здоровье с учащимися и из родителями; 
     ? оформление классных и школьных «Уголков здоровья» и др. [15, 34, 41]. 
     В школах и высших учебных заведениях в учебный процесс внедрены здоровьесберегающие образовательные технологии. 
     Данное направление включает психолого-педагогические технологии, программы, методы, обеспечивающие воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению, укреплению здоровья, представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 
     В связи с этим остаются важными вопросы оздоровления организма, иммуномодуляции, правильного развития и функционирования систем. 
     
     1.2. Роль двигательной активности и физической культуры в укреплении здоровья школьников

     Двигательная активность является одним из важнейших факторов формирования общей культуры общества, где здоровье школьника является не только медицинской, но и экономической и социальной  проблемой. Показатели двигательной активности формируют фундамент здоровьеформирующего воспитания школьников. 
     Уровни физической и функциональной подготовленности являются основными критериями оценки эффективности двигательной активности, где физическая подготовленность занимает особое важное место [22, 23, 24, 25].
     Вопрос физической подготовленности в контексте здоровья позволяет сформировать взгляд на культуру общества, уровень мотивации школьников к различным формам двигательной активности, заинтересовать в пропаганде здорового образа жизни. 
     Однако улучшение физической работоспособности и физической подготовленности напрямую связано с получением знаний, умений и навыков, которые формируют стиль жизни человека и общества в целом.
     К специфическим причинам недостаточной двигательной активности школьников относят высокую степень временной загруженности их урочным процессом и получением базовых знаний. Однако для большей части школьников это связано с отсутствием навыка активного проведения свободного времени [12].
     Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности школьников, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, а также потребности во взаимоотношениях.
     Основными задачами физической культуры является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития школьников. 
     В учебно-воспитательной сфере физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в сочетании с физическим воспитанием школьников, с учетом их состояния здоровья, а также уровня физического и психического развития. Физкультурно-оздоровительная деятельность является главным направлением внедрения физической культуры и призвана обеспечить развитие этой культуры, которое в свою очередь способствует развитию физических, морально-волевых, умственных способностей и профессионально-прикладных навыков школьников [46, 49, 50].
     Физическая культура является важнейшим средством социального становления школьников – будущих специалистов в различных сферах профессиональной деятельности [33]. 
     Физкультурно-оздоровительная деятельность предполагает комплексное решение таких педагогических задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Максимальное развитие двигательных качеств, работоспособности, обеспечивающих достижение высоких результатов, является актуальным направлением при интегрированной реализации задач воспитательного, оздоровительного и образовательного характера. 
     Важную роль в оптимизации данной ситуации играют повышение мотивации к внедрению средств физической культуры в повседневной жизни, в том числе и к занятиям по физическому воспитанию, рекреации,  выбору адекватных средств компенсации недостатка повседневной двигательной активности. 
     Современная образовательная система должна обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей школьников в получении профессионально значимой информации, познании, общении, социальном признании и личностном самовыражении. 
     Специалисты [6, 25] отмечают, что стратегической целью базового образования должно быть создание среды, которая будет способствовать физическому и нравственному воспитанию школьников, поддержанию и укреплению их уровня здоровья, воспитанию культуры здоровья, формированию навыков здорового образа жизни, которые будут снижать негативное действие внешних и внутренних факторов среды, а также повышать стрессоустойчивость учащихся. 
     Мотивациями могут быть: ориентации на здоровье, на профилактику и лечение заболеваний, физическую рекреацию и приятное времяпрепровождение, на здоровый образ жизни, на получение положительных эмоций, на развитие двигательных способностей и красивую фигуру, на возможность личных достижений и удовлетворения своего честолюбия, на воспитание характера и своей социальной позиции к самосовершенствованию. 
     Использование основных критериев формирования здорового образа жизни в образовательном процессе приведет к снижению показателей заболеваемости учащейся молодежи, улучшению психологического климата в коллективах. 
     Ежедневная утренняя гимнастика является обязательным минимумом физической тренировки. Физические упражнения необходимо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе [43]. 
     Важнейшее условием здорового образа жизни является соблюдение оптимального двигательного режима, основу которого составляют  систематические занятия физическими упражнениями, стретчингом и спортом, которые эффективно решают задачи укрепления здоровья и развития физических способностей школьников, сохранения их здоровья и двигательных навыков. 
     Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. Общая двигательная активность включает утреннюю зарядку, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т.д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. 
     Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. 
     Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья школьников, высокой работоспособности и продлению жизни.   
     Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи друг с другом: воспитание  развития интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических аспектов в человеке; формирование его мировоззрения; решение задач трудового и патриотического воспитания. 
     Физическое воспитание одновременно оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг каждого человека.
     Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.  Совершенствование саморегуляции в организме, будет способствовать нормальному функционированию физиологических процессов, активизации процессов адаптации к внешним факторам и внутренним воздействиям, что значительно улучшает все аспекты качества жизни человека.  
     В последние годы большое внимание уделяется проблематике изучения использования средств физического воспитания в оздоровительных целях [44, 45, 50]. Однако школьники имеют крайне низкий уровень знаний о важности физической культуре в целом. 
     Формирование готовности школьников к здоровому образу жизни возможно при условии реализации таких организационно-педагогических факторов: 
     • всестороннее использование нравственного потенциала физической культуры и спорта для формирования культуры здоровья личности; 
     • единство формирования знаний, умений и навыков, а также убеждений, ценностных ориентаций; 
     • сохранение индивидуальных приоритетов в создании для каждого человека собственной здоровьесберегающей технологии [9, 20]. 
     Следует отметить, что школьники считают очень важной информацию о методике оздоровительного бега и ходьбы, рациональном питании, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования дыхательных и гимнастических упражнений, закаливании. Данным вопросам следует уделять особое внимание при теоретической подготовке учащихся.
     На сегодня разрабатываются и совершенствуются различные комплексные программы для всех ступеней образовательного процесса. Создан определенный алгоритм здоровьесбережения, рассматриваемый через процедуру диагностики, коррекции и контроля состояния здоровья. Он являются основным ориентиром, играющим немаловажную роль в деятельности, направленной на формирование необходимых качеств и способностей, движений и техник, коррекции здоровья и основных направлений физической составляющей человека, необходимой для эффективной и успешной жизнедеятельности как подрастающего, так и взрослого населения.
     Профилактико-тренировочный эффект оздоровительной физической культуры зачастую связан с применением упражнений умеренной интенсивности аэробной направленности (оздоровительная ходьба, бег, аэробика, ходьба на лыжах, оздоровительное плавание, аквафитнес, аквааэробика). Данные циклические упражнения вовлекают в работу большую часть мускулатуры в процессе выполнения физических упражнений и требуют потребления значительного количества кислорода.
     Оздоровительная ходьба является самым доступным средством в оздоровительной физической культуре школьников. Оздоровительное влияние ходьбы заключается в повышении сократительной способности миокарда, тренировке кардиореспираторной системы, увеличении диастолического объёма сердца и венозного возврата крови к сердцу. Различают такие виды оздоровительной ходьбы: медленная (при условии темпа до 70 шагов в минуту); ходьба со средней интенсивностью  (при условии темпа от 71 до 90 шагов в минуту); быстрая ходьба (при условии темпа от 91 до 110 шагов в минуту). Последний вид ходьбы оказывает выраженное тренирующее влияние на здоровых школьников. 
     Оздоровительный бег также оказывает всестороннее воздействие на все системы и функции организма, включая кардиореспираторную и опорно-двигательный аппарат. Главным отличием оздоровительного бега от спортивного является скорость. Для оздоровительного бега скорость колеблется в пределах 7 - 11 км/час (1,9 - 3,0) [43].
     Оздоровительная аэробика также относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Она предъявляет организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. 
     Занятия оздоровительной аэробикой способствуют устранению гиподинамии у школьников, а эмоциональность при проведении занятий улучшает настроение, ликвидируя негативное влияние стрессов [35].
     Помимо тренировки сердечно сосудистой системы, физические нагрузки стимулируют секрецию энзимов, ускоряют рост микроскопических внутриклеточных структур - митохондрий, которые служат своего рода топками для сжигания жира. 
     Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами: 
     * общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому школьник проявляет  большую выносливость при напряженной физической нагрузке;
     * объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание объема легких с более высокой продолжительностью жизни;
     * сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;
     * укрепляется костная система, аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами, повышается работоспособность.
     Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений [46].
    
     1.3. Организационно-методические особенности занятий по волейболу 
     
     Волейбол в нашей стране является одним из самых массовых средств физического воспитания. Большой выбор физических упражнений и методов их применения, составляющих содержание волейболу, позволяет целенаправленно влиять на развитие всех основных функций организма в зависимости от двигательных возможностей тех, кто им занимается. Значительный диапазон использования средств и методов волейболу делает его доступным для людей разного возраста, рода деятельности и физической подготовленности [1, 2, 7].
     Занятия волейболом в школе способствуют формированию двигательной функции, всестороннему гармоничному развитию двигательного аппарата и всех систем организма; воспитанию сознательного отношения к физическим занятиям, формированию здоровой личности. 
     Изучение физических упражнений на уроках предусматривает последовательное формирование умений и навыков выполнять отдельные двигательные действия. При этом учитель и ученики должны всегда знать, что именно необходимо сформировать в каждом конкретном случае. Двигательная зрелость не приходит сама по себе с возрастом - она развивается в тесной взаимосвязи с окружающей средой и режимом двигательной деятельности детей [6, 10].
    При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).
    В подготовительную часть урока входят организация класса (построение, сообщение задач урока) и разминка (5-8 мин), в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока [14, 15, 16].
    В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.
    Учебной программой по волейболу должно быть предусмотрено изучение стоек и перемещений, нижних и верхних передач и подач мяча, прямого нападающего удара, одиночного блокирования, а также изучение простейших тактических действий в защите и нападении.
    На уроках по волейболу учащимся сообщают теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, об основах техники и тактики игры.
    При обучении игровым приемам необходимо до 70% общего времени урока отводить упражнениям с мячом. Как закрепление усвоенного материала необходимо проводить соревнования внутри класса, между классами по мини—волейболу, игры по упрощенным правилам, соревнованиям по исполнению технико-тактических приемов волейбола.
    Мини-волейбол, как средство укрепления здоровья школьников и как средство привития интереса к занятиям физическими упражнениями, рекомендуется детям от 7 лет и старше. 
    Спортивные секции по волейболу организуют для учащихся, желающих заниматься этим видом спорта. При отборе необходимо согласие родителей, разрешение классного руководителя и врача.
     Секции по волейболу комплектуют раздельно для мальчиков и девочек (8-9, 10-11, 12-13 лет), юношей и девушек (14-15, 16-17 лет).
     Комплектование учебных групп во многом предопределяет успех в обучении волейболистов навыкам игры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускать простого разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным. Конечно, в небольшом коллективе, где число желающих составляет всего 15—20 человек, комплектование не представляет особого труда. Однако при большом количестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетом их подготовленности и потенциальных возможностей в овладении навыками игры в волейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в одну группу, тех, кто послабее, — в другую и т. д.
     При отборе учитываются следующие показатели; уровень физической подготовленности, способность к овладению техникой игры, способность к тактическому мышлению в игре, антропометрические данные, уровень овладения навыками игры в волейбол [7, 34, 36].
     Продолжительность занятий для детских групп — 60 мин не менее двух раз в неделю, для юношеских групп — 90 мин не менее трех раз в неделю.
     В подростковых и юношеских группах учащиеся овладевают основами техники и тактики игры. Тренировочные занятия в секциях отличаются от уроков по волейболу как повышенными нагрузками на организм учащихся, так и увеличенным объемом изучаемого материала.
     В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу — на первенствах района, города и др.
     Помимо соревнований по волейболу необходимо проводить соревнования по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами.
     Спортивные состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5—6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условиях соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отличается от аналогичной для квалифицированных волейболистов [32, 47, 48]. 
     Все внимание на этом этапе должно быть направлено на специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам волейбола и тактическим действиям. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди новичков.
    Самостоятельная работа учащихся — это выполнение заданий по физической подготовке, по совершенствованию техники игры, изучение рекомендуемой литературы.
    Во время внеклассной физкультурной работы (туристические походы, слеты, дни здоровья и др.) помимо основных запланированных физкультурных мероприятий проводятся соревнования по выполнению тех или иных технических действий, игры в волейбол уменьшенными составами, мини-волейбол и игра 6х6.
    
     



     Глава 2. Организация и методы исследования
     
     2.1. Методы исследования
     
     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 
     1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. 
     2. Педагогическое наблюдение. 
     3. Педагогический эксперимент.
     4. Медико-биологические методы исследования: оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту, дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, экскурсия грудной клетки.
     5.Методы математической статистики. 
     
     Анализируя отечественную научно-методическую литературу в соответствии с темой и задачами исследования, особое внимание было сосредоточено на изучении проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни, применении средств и методов оздоровительной физической культуры для повышения работоспособности школьников. Анализ научно-методической и спец.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.