VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Внеклассная воспитательная работа по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001100
Тема: Внеклассная воспитательная работа по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогики и социальной работы


                                                    
                                                    Допущена к защите
                                                    «____» ___________20__ г.
                                                    Зав. кафедрой: 
                                                    д.п.н., профессор 
                                                    Маврин Сергей Анатольевич
                                                    ________________________
                                                                        (подпись)



Внеклассная воспитательная работа по профилактике  алкогольной зависимости у старших подростков
Выпускная квалификационная работа 
по направлению 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, 
профиль Психология и социальная педагогика



                                                  Выполнила: студентка 
                                                  4 курса
                                                  заочной формы обучения
                                                  Астапович Мария Алексеевна
                                                  __________________________
                                                                       (подпись)

                                                  Научный руководитель:
                                                  к.п.н., доцент
                                                  Колесникова Мария Викторовна
                                                  ___________________________
                                                                       (подпись)




Выпускная квалификационная работа 
защищена
 «_____»________________20___ г.
Оценка________________________
Председатель ГЭК______________
 (подпись)



Омск, 2015
Содержание
     
     Введение…………………………………………………………….…………....... 3
Глава I. Теоретические основы профилактики алкогольной зависимости старших подростков……………………………………………………………………………7
1.1.	Внеклассная воспитательная деятельность как социально-педагогическое      направление………………………………………………………………………..….7
1.2.	Современные подходы к пониманию проблемы подросткового алкоголизма. Особенности профилактики алкогольной зависимости подростков………...…...11
1.3.	Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков средствами воспитательной деятельности ……………………….......14
Вывод по 1 главе……………………………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике алкогольной зависимости  у подростков в городе Омске……………………………................. 39
2.1 Опыт проведения внеклассных занятий по профилактике алкогольной зависимости по профилактики алкогольной зависимости....................................39 
2.2 Разработка Программы внеклассных занятий по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков………………………………………...…......46
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………….…………………..50
     Список литературы…………………………………………..…………….….……..54
     Приложение ………………………………………………………………………….57

Введение

     У каждого из нас есть свои маленькие слабости - приятные, милые. Например, шоколад, кофе, пирожные и т.д. Они  украшают нашу жизнь, доставляют удовольствие (конечно, если не становятся проблемой).  Но, к сожалению,  среди них встречаются и опасные, которые, вырастая, начинают ее разрушать. Мы говорим об алкоголе. Если любовь к шоколаду - вещь достаточно безобидная, то привязанность к выпивке - привычка страшная. Зависимость от выпивки растет незаметно и быстро. И серьезный стресс, мелкие невзгоды, дикую скуку хочется приглушить. Постепенно это желание превращается в необходимость. Потом – в болезнь... Алкогольная зависимость очень быстро разрушает тело и личность человека. Это то, с чем нельзя шутить и затягивать. 
     Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния по улицам, просиживания в барах, кафе, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков по данным статистики книг почти не читают.
     Кроме того, организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам, к алкоголю. Поэтому раннее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению внутренних органов.
     Исходя из всего вышесказанного, темой дипломной работы выбрана «Внеклассная воспитательная работа по профилактике алкогольной зависимости  у старших подростков».
     Проблемой раннего алкоголизма и формированием негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков занимались такие ученые, как Анисимов Л.Н., Березина С.В., Гиндикин В.Я., Егоров А.Ю., Еникеева Д.Д. и многие другие.
     В книге Еникеевой Д.Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков» описано пьянство и алкоголизм у детей и подростков, определены группы риска, на которые в коллективе необходимо обратить внимание в первую очередь.
     В учебном пособии «Профилактика наркомании и алкоголизма» авторы Сирота Н.А. и Ялтонский В.М. излагают теоретические основы возникновения и развития алкоголизма, а также профилактику этих заболеваний. Особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя.
     Ю.С.Бородин  в книге «Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика» и Заиграева Г.Г. в учебном пособии «Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения» рассматривают вредное влияние алкоголя на подростковый организм, анализируют механизмы возникновения психологической и физиологической зависимости от алкоголя в подростковом возрасте. Особое внимание уделено комплексному подходу к борьбе с подростковым алкоголизмом на основе научных данных.
     Объект исследования – профилактика алкогольной зависимости у подростков.
     Предмет исследования - внеклассная воспитательная работа по профилактике алкогольной зависимости  у старших подростков.
     Гипотеза: если во внеклассную воспитательную работу с учащимися 9-11 классов включить занятия, содержащие дискуссии и беседы о вреде алкоголя, игры и тренинги, помогающие выстроить модели поведения по отказу от предложений попробовать алкогольные напитки, то данная работа будет способствовать формированию у подростков негативного отношения к употреблению алкоголя.
     Цель исследования – теоретически обосновать и разработать Программу внеклассных занятий по профилактике алкогольной зависимости у подростков.
     Задачи исследования:
     1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
     2. Подобрать диагностические методики и провести исследование с целью выявления отношения подростков к употреблению спиртных напитков.
     3. Разработать и провести комплекс внеклассных занятий по формированию негативного отношения к употреблению алкоголя у подростков.
     Методы исследования:
1) Теоретические: анализ научной литературы; изучение и систематизация материалов исследования.
2) Эмпирические: тестирование; анкетирование.
     База исследования: БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г.Омска.

Глава 1. Теоретические основы профилактики алкогольной зависимости старших подростков средствами воспитательной деятельности 
1.1 Внеклассная воспитательная деятельность  как социально -педагогическое  направление

     Внеклассная работа - организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка [21, с 371]. 
     Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
     Рассмотрим эти возможности.
     Во-первых, разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Например, даже самый отъявленный двоечник может показать небывалые знания в областях, которые ему действительно интересны, но не затрагиваются на уроках.
     Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.
     Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
     В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
     Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше. 
     В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». 
     Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
     Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:  
     1. Формирование у ребенка положительной «Я - концепции», которая характеризуется тремя факторами: 
     а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей; 
     б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; 
     в) чувством собственной значимости. Положительная «Я - концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
     2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
     3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
     4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. 
     5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка. [21, с.373-374].
     Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и прочим.
     Цель и задачи внеклассной воспитательной работы реализуются через ее основные функции: 
     - Обучающая функция не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Здесь она заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
     - Развивающая функция имеет огромное значение во внеклассной работе. Она заключается в развитии психических процессов школьника. А также, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.
     - Воспитывающая функция, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений. [21, с.375-376]
     Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.
     Содержание внеклассной работы  представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр. [21, с.376] 
     Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется: 
     во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным  (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
     во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки , отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел («Вечер сказок», викторина «Мой любимый город»), коммуникативные («общенческие») умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые походы, игры); умения соблюдать этические нормы (повседневное общение, «Этикет и мы», «Путешествие в страну дорожных знаков» и пр.). Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта. [21, с.376]
     Содержание внеклассной работы не везде одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы: 
     1. Традиции и особенности школы.
     2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
     3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. [21, с.378]
     Содержание внеклассной воспитательной работы разнообразно и включает в себя следующие направления (по видам деятельности): 
     1. Познавательная деятельность школьников (она является продолжением учебной деятельности). Это направление используется для формирования познавательного интереса школьников, положительной мотивации в обучении и совершенствовании учебных навыков. 
     2. Досуговая (развлекательная) деятельность школьников. Эта деятельность включает организацию полноценного отдыха детей, создает положительные эмоции, дружескую атмосферу в коллективе и снятие нервного напряжения. 
     3. Оздоровительно-спортивная деятельность. Она направлена на полноценное развитие ребенка, особенно младшего школьного возраста, т.к. именно в этот период наблюдается потребность детей в движении, а от состояния здоровья младших школьников зависит характер изменений в работе организма подростка. Это направление осуществляется на экскурсиях в природу, в спортивных и подвижных играх, походах, спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках и т.д.
     4. Трудовая деятельность школьников. Она отражает содержание различных видов труда: учебный (умственный и физический), общественно-полезный, производственный, домашний и труд по бытовому самообслуживанию. Трудовая деятельность учащихся проявляется в сформированной потребности к труду и умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, играм, шефскую работу и т.д.
     5. Творческая деятельность учащихся. Она предполагает развитие склонностей, интересов детей и раскрытие их творческого потенциала, она отражается в таких формах как конкурс песни, чтецов, конкурс рисунка, плакатов, праздничных концертах и т.д. [21, с.376-377].
     Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)» [3, с.12].
     По компонентам базовой культуры личности выделяют следующие направления воспитательной работы:
     1. культура жизненного самоопределения – формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, определение смысла жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентации;
     2. интеллектуальная культура – формирование мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры;
     3. нравственная культура – формирование отношения к Родине, общественной системе и государства, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения;
     4. культура труда и экономическая культура – воспитание положительного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления;
     5. гражданская культура – воспитание уважения к закону и беспрекословному подчинению ему, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности; культура межнациональных отношений;
     6. экологическая культура – воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности;
     7. эстетическая культура – формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей; 
     8. физическая культура – развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной работоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни;
     9. культура семейных отношений – формирование готовности к семейно-брачным отношениям, установки на рождение и воспитание детей, половое и сексуальное просвещение [3, с.58].
     В соответствии с целью, задачами, конкретным содержанием внеклассной работы подбираются методы, средства и формы организации внеклассной воспитательной работы.
             Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Педагог должен уметь правильно ставить задачи, знать требования, предъявляемые к внеклассной работе, и умело организовывать ее. 
     Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней. 
     1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.
     2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.
     3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.
     Это становится возможным, если ребенок с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.
     4. Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами.  Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего, как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям.
     5. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы [21, с.380-381].
     Для того, чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности, предлагаем определенную последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. 
     1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
     Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
     Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с ребенком и группой, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.
     В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности детей: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.
     В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.
     2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать, в качестве ориентиров, цель, общие задачи, функции внеклассной работы.
     Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности, т. е. формирование положительной «Я-концепции». Дети в I классе доброжелательные, ласковые, но нелюбознательные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внеклассной работы - развитие познавательного интереса, ведущая функция - развивающая, конкретная цель - расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.
     3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
     4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы [21, с.382-383].
     Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.
     Формы внеклассной работы  –  это те условия, в которых реализуется ее содержание [21, с.378].
     Форм внеклассной работы огромное количество. Единой классификации здесь нет. Е.В.Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры. 
     Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
     Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
     Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды игр: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. [27, с.106-107].
     Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием и формой внеклассной работы. [21, с.379]
     В учебном пособии по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого, метод воспитания определяется как модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе [10, с. 461].
     Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов [18, с.74]. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
     В настоящее время, наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
     1. Методы формирования сознания личности (внушение, убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, пример).
     2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, приучение, упражнение, воспитывающая ситуация).
     3. Методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование на «Звание самого классного класса»).
     От методов воспитания следует отличать средства воспитания. 
     Распространенным является мнение, что средством воспитания может быть любой объект среды. По утверждению В.И.Журавлева, средство воспитания «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» [22]. В развитие этого положения А.Ф.Меняев называет условия, при которых объекты внешнего мира становятся средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях: 
     1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника. 
     2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной форме. 
     3. Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками» [18, с.78]. 
     Такое же мнение высказывает Н.Е. Щуркова: «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие... Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме ... нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [11, с.42].
     Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе.
     Средства воспитания, по характеру воздействия на человека, можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).
     По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания, его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия, воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия, принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица [8, с.278].
     Итак, среди разнообразных методов, средств и форм  внеклассной работы педагогу предстоит выбрать те, которые помогут достичь ему поставленных целей и задач. 
     Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Она должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель – формировать личность. Оно опирается на общую с обучением цель и призвано своим содержанием, методами и организационными формами реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию, формированию индивидуально и социально значимых качеств. Воспитание содействует становлению человека. Воспитательная работа в учебном заведении, воспринимаемая как самостоятельная категория, руководствуется собственной целью – разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность. Частично эта цель реализуется и в процессе обучения, но лишь частично, так как обучение имеет свою цель, оно ограничено рамками учебных планов и программ, спецификой его организации. А внеклассная воспитательная работа обладает всеми возможностями для осуществления этой цели.



1.2  Современные подходы к пониманию проблемы подросткового  алкоголизма. Особенности профилактики
алкогольной зависимости подростков.
     
     Сегодня в России существует множество неразрешенных проблем. Наряду с такими проблемами как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент инвалидизации, отмечается проблема алкоголизации нации, и, прежде всего, молодого поколения. Проблема молодежного алкоголизма в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни молодого человека.
     В настоящее время вопросы, посвященные проблематике алкоголизма и путям ее решения, изучаются и освещаются специалистами разного профиля и направления - от медицинских работников до правоохранительных органов и президента. Исходя из того, что алкоголизм - проблема сис.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44