- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Внеклассная работа по физической культуре с учащимися начальной школы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001887 |
Тема: | Внеклассная работа по физической культуре с учащимися начальной школы |
Содержание
Оглавление Введение 3 Глава 1. Обзор литературы 8 1.1 Внеклассная работа по физической культуре с учащимися начальной школы 8 1.2 Физические качества и их развитие 15 1.3 Использование лыжного спорта на секционных занятиях для развития физических качеств учащихся начальной школы 19 Глава 2. Задачи. Методы и организация исследования 28 2.1 Задачи и методы исследования 28 2.2 Организация исследования 34 Вывод по главе 2. 35 Глава 3. Результаты исследования 36 Глава 4. Обсуждение полученных результатов 48 Рекомендации и предложения 50 Заключение 54 Список использованных источников 56 Введение Актуальность. Больше возможностей для улучшения физического воспитания детей и привития им любви к занятиям физическими упражнениями и спорту заложены в разных формах внешкольной работы. Использование этого резерва помогает выполнить главное требование – привлечь каждого ребенка к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В 2014 г. было решено ввести Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Необходимость внедрения комплекса норм ГТО обусловлена общим ухудшением состояния здоровья населения и слабой подготовленностью юношей к службе в армии. Как было заявлено, целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) является: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Структура комплекса состоит из XI ступеней: I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет). Сюда входят девять тестовых заданий, из них шесть обязательных и три на выбор. Школьники должны пройти испытания на быстроту, силу, гибкость и выносливость. Нормативы силовых упражнений включают в себя: отжимание корпуса от пола в положении лежа; прыжки в длину; наклоны; подтягивание на перекладине. Нормативы на определение уровня быстроты у школьников состоят из: бега на 30 метров; челночного бега (3 забега по 10 метров); кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега; передвижение. На выбор предлагается еще 4 упражнения: плаванье; бег на лыжах; прыжки в длину; метание мячом. Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах. Выполнение 4, 5 и 6 теста ученикам дает право получения бронзового, серебряного или золотого значка ГТО [ 36,37,38]. II ступень: 3-4 классы ( 9-10 лет). Учащимся предлагается сдать 6 обязательных тестов и любые 3 на выбор. Тесты включают в себя физические нагрузки, включая упражнения на силу, быстроту, выносливость и гибкость. Упражнения такие же, как для школьников 1 ступени, только времени на выполнение дается меньше. В тесты входят силовые упражнения: отжимание корпуса от пола в положении лежа; прыжки в длину; подтягивание на перекладине. Тесты на быстроту: бег (на время, 30 метров); челночный бег (3 забега по 10 метров); кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега. Гибкость определяется выполнением упражнений наклонов вперед, а на выносливость – кроссом или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах на 2 км. Выполнение 4, 5 и 6 нормативов 2 ступени дает право получения школьниками соответственно бронзового, серебряного или золотого значков ГТО [37,38]. III ступень: 5-6 классы ( 11-12 лет). Тестирование направлено не только на внимание физическим качествам, но и оборонной активности школьников. Поэтому в список нормативов включена стрельба, туристические походы, которые позволяют развивать и наращивать интенсивность двигательного режима, его продолжительность и выносливость. IV ступень: 6-8 классы ( 13 – 15 лет). Упражнения становятся более интенсивными и сложными. Туристические походы, метание мяча и прочие игровые тесты сохраняются на этом этапе. Добавляются нагрузки в силовых упражнениях, тестах на быстроту и выносливость. Подросткам предлагается сдать 6, 7 и 8 нормативов из 11 предложенных, чтобы получить соответственно бронзовый, серебряный или золотой значок ГТО [37,38]. VI ступени: 9 – 11 классы ( 16 – 18 лет). Для тестов этого уровня характерно усиление некоторых видов упражнений (например, метание мяча заменяется на метание снаряда), повышением их интенсивности. Уровень выносливости школьников остается на уровне 4 ступени из-за возможных физиологических изменений в организме подростков, которые связаны с периодом полового созревания [ 36,37,38]. В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют многие факторы: правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющееся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма. Особенно важным для укрепления физического здоровья населения является детский и подростковый период. На первый план вышли проблемы акселерации детей, ожирения и гиподинамии. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями имеют назначение – как организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха. Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися школ в указанном направлении является организация и проведение в начальной школе секционных занятий. Перед руководителями секционных занятий поставлена задача использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое утомление, и способствующих улучшению физической и умственной работоспособности учащихся. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми и подростками в нашей стране строится на основе четкой организационной структуры: в физкультурно-оздоровительных центрах, клубах по спортивным интересам, культурно-спортивных комплексах и др. Но основной формой ее организации и проведения являются физкультурно-оздоровительная работа в образовательной школе, в которой осуществляется педагогический процесс по оздоровлению различных половозрастных групп школьников. Объект исследования – проведения секционных занятий, с преимущественным использованием лыжного спорта, с учащимися начальной школы. Предмет исследования – организация и методика проведения секционных занятий, с преимущественным использованием лыжного спорта, с учащимися начальной школы. Цель – раскрыть особенности организации и методики проведения секционных занятий, с преимущественным использованием лыжного спорта, с учащимися начальной школы. Реализация поставленной цели предусматривала выполнение следующих задач: 1. Осуществить теоретический анализ научных исследований по проблеме исследования. 2. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста с преимущественным использованием лыжного спорта. 3. Проанализировать результаты проведенной работы. Методы исследования: - теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение результатов исследования, обобщение и систематизация научных данных; - эмпирические: беседа, наблюдение. Практическая значимость: содержание и результаты данной работы могут быть использованы специалистами и учителями по физкультурно-оздоровительной работе со школьниками. Научная новизна исследования состоит в том, что: - разработаны конкретные рекомендации и предложения. Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическая база исследования определяется его объектом, предметом и характером поставленных задач. Глава 1. Обзор литературы 1.1 Внеклассная работа по физической культуре с учащимися начальной школы Процесс учебы постоянно усложняется и требует значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять этому может только хорошо физически подготовленный организм школьника. Дети 6-7 летнего возраста, придя в школу, вступают в совершенно новую для них обстановку, в новые условия распорядка дня, требующие от них организованной и непривычной учебной работы. С первых дней школьной жизни их ставят в условия коллективной учебной деятельности [1,3]. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста начинается с первых минут пребывания их в стенах школы. Известно, что систематические занятия гимнастикой решают одновременно задачу повышения работоспособности и воспитывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, способствуют выработке внутренней дисциплины, собранности, а также воспитывают такие физические качества как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) дает возможность младшему школьнику быстро перейти от сонного состояния к бодрствованию: вовлекает организм к предстоящей трудовой деятельности. Физические упражнения способны настраивать центральную нервную систему на состояние рабочего ритма, способствуют совершенствованию координационных движений, увеличивают скорость крово- и лимфообращения. Дыхание младшего школьника становиться более глубоким и ритмичным [1,3]. Физкультминутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также при выполнении домашних заданий. Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся. В школьных группах продленного дня для учащихся начальных классов организованы каждодневные занятия физическими упражнениями, которые чередуются с самостоятельной подготовкой, занятиями искусством, самодеятельностью. Физкультурные минутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у школьников первых признаков утомления (беспокойство, разговоры). Комплекс физкультминуток включает 3-4 упражнения, каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Для того, чтобы школьники делали упражнения с удовольствием, во время упражнений произносить веселые и простые стихотворные тексты в ритме движений с прихлопами, притопами и другими действиями. Комплексы могут выполняться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем [35]. В I – II классах физкультминутки рекомендуется проводить 3-4 раза в день, в III классе –2-3 раза. Продолжительность 1,5-2 минуты. Проведение физкультминутки не должно нарушать стройности учебного процесса. Не рекомендуется, например, прерывать письменную работу физическими упражнениями или проводить их в то время, когда ученики активно работают. Перед проведением физкультминутки открывают форточки или окно, складываются все учебные принадлежности, дети становятся в проходах между столами так, чтобы не мешать друг другу [32,34]. Важным средством физического воспитания являются также игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда младший школьник испытывает большое желание побегать, попрыгать, поиграть. Дело учителя - позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспрерывной возне, а в разумном проведение перемены. Важно установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования к поведению на переменах и добиваться выполнения этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для занятий физкультурой (скакалки, мячи, обручи). Для детей младшего школьного возраста более целесообразным является проведение занятий между 15-й и 20-й, а с учащимися 5-9 кл. – между 20-й и 25-й минутами. Комплекс физкультурных минуток формируется из физических упражнений, которые направлены на различные группы мышц с учетом их напряжения в процессе трудовой деятельности, обязательно упражнения должны затрагивать группы мышц, которые несут статическую нагрузку (для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук и т.д.). Продолжительность комплекса – 1,5 – 2 минуты. После 2-3-го уроков в школьных учреждениях организовываются динамические перемены. Содержание динамических перемен составляют подвижные игры малой подвижности (если проводятся в помещении). Подвижные игры в 1-3 классах применяются не только в учебных целях, но и как отдых – на переменах, прогулках 1-2 кассах соответствуют «сложные» игры, которые просты, не требуют большого запаса двигательных навыков. У детей игры вызывают знакомые образы. Важно для школьников музыкальное сопровождение, игры с пением, начиная со второй половины года, необходимо пользоваться играми, предъявляя более высокие требования и развитию и соответствию координации движений. Повышение требований вызывают большую активность, самостоятельность, инициативность [20,23]. В теплый период динамические перемены проводятся на улице что, как известно, значительно поможет повысить оздоровительный и закаливающий эффект. С этой же целью после окончания уроков, перед обедом во многих образовательных учреждениях проходит динамический час на улице. При проведении спортивного часа следует придерживаться правила постепенного повышения нагрузки и снижения ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся и состояние здоровья. Внеклассные формы физкультурно-оздоровительных занятий организуются во внеучебное время и способны дополнить учебные занятия по физической культуре. Внеклассные занятия повышают двигательную активность школьников, укрепляют их здоровье, способствуют ликвидации недостатков в физическом развитии и физической подготовленности. Одновременно способствуют формированию у школьников интереса к физкультурным занятиям. Являясь эффективной формой организации свободного времени учащихся, эти занятия проводятся с учетом их интересов в группах оздоровительной физической культуры, ритмики, в танцевальных и спортивных кружках основная направленность данных занятий – разносторонняя физическая подготовка. Внеклассная работа должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной работе можно выделить рад направлений [19, 22]. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному ориентированию. Эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. Прогулки и туристские походы для детей младшего школьного возраста должны быть продолжительностью не более трех-четырех часов. Обычно они сопровождаются сообщением школьникам необходимых знаний и правил поведения во время похода. Во время туристских походов младшие школьники приобретают первоначальные умения и знания по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовления пищи и т.д.). Прогулки и походы организуются в такие места, где школьники могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей. Туризм как средство оздоровления связан с длительным пребыванием туристов на свежем воздухе, общением с природой, романтическим настроением и др. В практике популярны походы одно-трехдневные походы, которые посильны для лиц разного пола и возраста. Проведение похода определяется «Правилами организации и проведения самодеятельных туристических походов и путешествий». Спортивное ориентирование на местности может использоваться как элемент туризма и как самостоятельный вид спорта. Занятия спортивным ориентированием проводятся, как правило, в лесном и живописном массиве, на свежем воздухе. В его содержание входят навыки владение картой и компасом, выбора рационального пути движения на местности, взятия контрольного пункта (КП), отметки на нем и др. В спортивном ориентировании удачно сочетается двигательная активность с интеллектуальной деятельностью занимающихся, что способствует эффективному развитию физических, психических и психофизиологических качеств, гармоничному развитию личности. Навыки, приобретенные в туризме и спортивном ориентировании, имеют прикладное значение [4,6]. К организации и проведению различных форм занятий физической культурой и спортом привлекаются родители, преподаватели других учебных дисциплин, имеющие соответствующую подготовку. Учащиеся старших классов могут допускаться в качестве помощников учителя. Для организации практически здоровых детей с низким уровнем физического развития и физической подготовленности, а также детей подготовительных классов используются группы оздоровительной физической культуры. Занятия, в которых имеют выраженную оздоровительно-развлекательную направленность и включают теоретические сведения. При организации занятий физического развития детей необходимо уделять особое внимание их осанке, правильному дыханию при ходьбе и беге, выполнению упражнений, личной гигиене, гигиене места занятий, углубленному освоению правил подготовки к занятиям физическим упражнениям и требованию к одежде: - упражнения для осанки на месте и в движении; - разновидности ходьбы на месте, с продвижением вперед обычным шагом, на носках, на внешней стороне стопы, продвижение вперед скрестным шагом, приставным шагом; то же, но с продвижением в сторону, перешагивание через предметы. Бег прямой, «змейкой», с обеганием предметов, сменой направлений. Прыжки на одной и двух ногах, через скакалку, набивные мячи, прыжки в классиках. - виды дыхания: грудное, брюшное, специальное, глубокое, поверхностное; - гимнастические общеразвивающие упражнения для координации движений без предметов и с предметами, упражнения для развития гибкости; - акробатические упражнения для развития координации движений, гибкости. Упражнения в парах, групповые упражнения с музыкальным сопровождением и без него; - танцевальные упражнения, элементы национальных танцев; - подвижные игры. «Передача мяча в шеренгах», эстафеты, национальные игры [22]. Применение подвижных игр и эстафет должно носить регулярный и продуманный характер. Важно подбирать игры, которые развивают качество и навыки в изучаемом виде спорта. Применение игрового метода приближенном к целям и условиям занятий, повышает интерес у занимающегося, стимулирует их активность. При подборе игр и эстафет следует учесть, что они не способствуют специальной выработке6 точных движений. Поэтому применение игры может быть, если технические элементы, входящие в игру, предварительно изучены. Для специальной подготовке можно подбирать игры, направленные на развитие того или иного качества (игры и эстафеты на увеличение силы сгибателей и разгибателей, тех конечностей которые слабо развиты). Жизненно необходимые прикладные навыки (ходьба, бег, прыжки), используемые в гимнастике, совершенствующиеся е средствами. Игровой метод используется для закрепления этих навыков, помогает тренеру придать эмоциональную окраску, соревновательный характер, чтобы положительно сказывается на процессе обучения. Игра используется, как средство развития внимания, запоминания отдельных связок и элементов, совершенствование некоторых из них. В подвижные игры входят сравнительно несложные, но важные элементы: подскоки, вращения, кувырки, мосты. Для практически здоровых детей, изъявивших желание заниматься физической культурой для здоровья, организуются группы ритмики. Для занятия определенным видом спорта создаются секционные группы. Обучение в таких группах проводят тренеры детских спортивных школ, учителя физической культуры, другие лица, имеющие специальную подготовку и разрешение на тренерскую деятельность с детьми с целью укрепления здоровья, спортивной ориентации и отбора, наиболее способных к занятиям спортом в детских спортивных школах. Для учащихся начальных классов рекомендуются занятия по видам спорта, имеющие ярко выраженную оздоровительную и рекреационную направленность на начальном этапе (плавание, бадминтон, настольный теннис, спортивное ориентирование) [16,31]. 1.2 Физические качества и их развитие Для оптимальной жизнедеятельности человеку необходимо не только нормальное функционирование органов и систем организма, но и развитие физических качеств. Ведущим из них является выносливость – способность длительно противостоять утомлению в какой-либо мышечной деятельности, проявляя единство психических, психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека. Выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость – способность длительного выполнения работы с оптимальным функционированием основных органов и систем организма. Такой режим работы обеспечивается выполнением физических упражнений (ФУ) в зоне умеренных нагрузок в аэробном режиме энергообеспечения мышечной деятельности [20,23]. Специальная выносливость – способность к продолжительной работе, которая определяется зависимостью характера утомления от специфики двигательного действия, вида и специальной направленности ФУ. Она может быть как игровая, скоростная, силовая, скоростно-силовая и др. Развитию общей выносливости придается большое значение потому, что ее уровень слабо зависит от техники выполнения упражнений, и поэтому она обладает высоким переносом на другие виды деятельности: труд, учебу, быт и др. При развитии специальной выносливости улучшается деятельность сердечно - сосудистой, мышечной, нервной систем, обмен веществ и терморегуляция. Основными средствами здесь являются ФУ, обеспечивающие непрерывную работу умеренной интенсивности, от 25 до 120 мин. при ЧСС 110-150 уд/мин. Сила – способность активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил. Снижение силы приводит к ослаблению мышц, что, в свою очередь, деформирует позвоночник, изменяет форму тела и положение грудной клетки, служит причиной нарушения деятельности внутренних органов и неприглядности внешнего вида. Развитие же силы способствует созданию мышечного корсета, необходимого для профилактики возрастных заболеваний в отделах позвоночника. Мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств - скорости, ловкости, выносливости. При развитии силы используются общеразвивающие и силовые упражнения с отягощениями (гантели, гири, эспандеры, вес собственного тела и т.п.), упражнения на тренажерах, рельеф местности разной крутизны [6,8]. Гибкость – способность человека выполнять действия с большой амплитудой и проявлять максимально возможную подвижность в суставах. Гибкость является важным физическим качеством, характеризующим состояние опорно-двигательного аппарата. С возрастом гибкость уменьшается вследствие травм, уменьшения эластичности связок, разрастания соединительной ткани, отложения солей и др., что отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений, выполнения трудовых, бытовых и других двигательных действий наибольшая степень подвижности требуется в позвоночнике, тазобедренных и плечевых суставах. Хорошая гибкость уменьшает вероятность травм, а оптимальная подвижность в суставах является средством профилактики ущемления нервно проводящих путей, показателем долголетия. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание: пружинистые, маховые, с самозахватом, с внешней помощью и др. При развитии гибкости необходимо выполнять следующие методические рекомендации: 1. Вводить обязательную разминку перед выполнением упражнений. 2. Между сериями упражнений и после них выполнять релаксационные упражнения. 3. Амплитуду упражнений на гибкость необходимо увеличивать постепенно. 4. Использовать психологическую настройку, творческое самовнушение на развитие этого качества. 5. При снижении амплитуды движений дальнейшее развитие гибкости прекращается [18,21]. Ловкость – способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое целое для решения конкретной двигательной задачи, освоению новых движений, координации и точности их выполнения, сохранению устойчивого положения тела в движении и неподвижном состоянии, быстрой перестройке в соответствии с меняющейся ситуацией окружающей среды. К 40-45 гг. ловкость снижается, что отрицательно сказывается на работоспособности и освоении новых движений в производстве и быту. Основными средствами развития ловкости являются спортивные и подвижные игры, гимнастические, танцевальные и специальные упражнения разнонаправленного характера, различные виды двигательной деятельности в усложненных условиях – ходьба, бег, езда на велосипеде и спортивное ориентирование по пересеченной и труднопроходимой местности, спуски на лыжах с гор, упражнения в равновесии и т.п. Быстрота – способность человека перемещать тело или отдельные его звенья за минимально короткое время, выполнить двигательное действие точно и эффективно. Скоростные способности важны в производственной, бытовой и других сферах жизнедеятельности человека. Лучшие показатели быстроты отмечаются при хорошем функциональном и эмоциональном состоянии организма, а по мере накопления усталости, при отрицательных эмоциях они снижаются. Для развития быстроты используются общеразвивающие упражнения в быстром темпе, беговые ускорения по 10-30 метров, серии прыжковых упражнений, бег в подъем и т.п., спортивные и подвижные игры. Нагрузки со скоростью 90-95 % от максимальной не должны превышать 10-15 сек., выполняться сериями от 2 до 6 повторений в зависимости от длины дистанции. Длительность упражнений должна быть такой, чтобы постоянно обеспечивать поддержание высокой интенсивности и соответствовать функциональным возможностям организма занимающихся, а периоды отдыха - обеспечить относительное восстановление [18,21]. 1.3 Использование лыжного спорта на секционных занятиях для развития физических качеств учащихся начальной школы Занятие лыжным спортом является одним из самых любимых видов спорта, которые культивируются в России. Главной целью занятий лыжным спортом является достижения физического совершенства. Занятие лыжным спортом оказывает всестороннее положительное влияние на человеческий организм, способствует совершенствованию физического развития, закаливанию, укреплению здоровья. В ходе занятий человек приобретает ценнейшие прикладные навыки, улучшаются все физические качества (прежде всего выносливость). Лыжный спорт воспитывает упорство, смелость, силу воли. В ходе постоянных спортивных тренировок возрастает физическая работоспособность, улучшается работа сердечнососудистой системы и дыхательных органов. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема. Это повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы, ударный и минутный объем крови, снижает ЧСС в покое и после физической нагрузки. При регулярных занятиях ФУ в крови увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, в результате чего повышается кислородная емкость крови, раскрываются не-функционирующие капилляры и обеспечивается расширение кровеносных сосудов, нормализуется их тонус. При работе мышц происходит массаж стенок сосудов за счет гидродинамической волны от учащения ЧСС и ускоренного тока крови. Это обеспечивает очищение кровеносных сосудов от липидных отложений, сохранение и улучшение эластичности их стенок, надежную доставку кислорода и питательных веществ к клеткам. развиваются основные группы мышц. Этому содействуют подходящие условия тренировок: свежий воздух, солнце, зимняя природа. Лыжные прогулки являются хорошим средство активного отдыха [14,16]. Лыжная подготовка в настоящее время является обязательным минимумом по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. Она проводится на основе государственной программы и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей, девушек и всего взрослого населения технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в т.ч. и нормативов любого комплекса, который характеризует физическую подготовленность всех возрастных групп. В процессе лыжной подготовки занимающийся приобретает обязательный минимум занятий по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики. Имеется две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту: урочная форма (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочная форма (организованные групповые, самодеятельные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия) [1,3]. Большое распространение занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту получили секционные занятия. Урок лыжной подготовки – основная форма организации учебного процесса в секции, в ходе которого обеспечивается решение важных и главных задач физического воспитания школьников. На секционных занятиях решаются следующие основные задачи: - обучение детей способам передвижения на лыжах; - оздоровление и закаливание детей, воспитание основных физических качеств (выносливость, сила, ловкость координационные способности); - развитие морально-волевых качеств (смелость, настойчивость, дисциплинированность); - воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям лыжным спортом; - воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. В спортивных секциях учащиеся распределяются по следующим группам: подготовительная - 6-8 лет; младшая детская - 9-10 лет; старшая юношеская - 11-12 лет; подготовительная- 13-14 лет; младшая юношеская - 15-16 лет; старшая юношеская - 17-18 лет. Занятия по лыжной подготовке включают теоретические сведения, историю развития лыжного спорта, общую гигиену лыжника, врачебный контроль и самоконтроль, первую медицинскую помощь при травмах и обморожениях, а также сведения об инвентаре, лыжных мазях, технике и тактике лыжника-гонщика, правилах соревнований и их организации. На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования, ремонта и хранения лыжного инвентаря, пользования лыжными мазями; на базе всесторонней физической подготовки и развития выносливости, ловкости, силы и других качеств изучаются и совершенствуются техника и тактика, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику-гонщику. При планировании и проведении занятий в секции лыжного спорта можно использовать программу для внешкольных учреждений [32,33]. Дистанции лыжных гонок для школьников на соревнованиях: а) для мальчиков младшего возраста (9-11 лет) - до 2 км (0,5; 1 и 2 км), для девочек младшего возраста - до 1,5 км (0,5; 1 и 1,5 км); б) для мальчиков старшего возраста (подростков 12-13 лет) - до 3 км (1,2 и 3 км), для девочек старшего возраста (подростков 11-12 лет) - до 2 км (1 и 2 км); в) для юношей младшего возраста (14-15 лет) - до 10 км (2, 3, 5 и 10 км), для девушек младшего возраста (13-14 лет) - до 3 км (1, 2 и 3 км); г) для юношей старшего возраста (16-17 лет) - до 15 км (3, 5, 10 и 15 км), для девушек старшего возраста (15-16 лет) - до 10 км (2, 3, 5, 8 и 10 км). Длина этапов эстафет: а) для мальчиков и подростков - до 2 км, для девочек и подростков - до 1 км; б) для юношей младшего возраста - до 3 км, для девушек младшего возраста - до 2 км; в) для юношей старшего возраста - до 10 км, для девушек старшего возраста - до 5 км. Рекомендуются эстафетные гонки 3x1, 3x2, 3x3, 3x5, 4x5 км (для мальчиков, девочек, юношей и девушек). Для учащихся, посещающих секцию первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма. Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта. Занятия в спортивной секции проводятся, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Организовывая секцию по лыжной подготовке, нужно учитывать, что время, выделяемое под внеклассную работу в режиме школы, насчитывает, как правило, 3-4,5 часа в неделю. [1,8] Обучение и тренировка юных лыжников составляют единый тесно связанный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности и подготовку к общественно полезному труду. Планирование работы секции – одна из важнейших предпосылок воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально - волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера – воспитателя. Планирование – это первая ступень в построении тренировочных занятий. То, как бы хотел видеть тренер рабочий процесс. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сло....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: