- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Влияние темперамента на стрессоустойчивость студентов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011707 |
Тема: | Влияние темперамента на стрессоустойчивость студентов |
Содержание
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по психологии Влияние темперамента на стрессоустойчивость студентов Выполнила: студентка 4 курса психолого-педагогического факультета очной формы обучения (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования») Жигалкина Анастасия Александровна Научный руководитель: к.пс.н., доцент Солдатова Светлана Викторовна Работа защищена «___» _____________ 2018 г. Оценка __________________ Орехово-Зуево 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…………….3 ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения стресса, стрессоустойчивости и темперамента 1.1 Общее понятие стресса …………………………………………… 1.2 Общее понятие стрессоустойчивости …………………… 1.3. Причины стресса в условиях обучения …………………………………… 1.4. Общее понятие темперамента ……………………………………………………….. 1.5. Физиологические основы темперамента …………………………………….. 1.6. Психологическая характеристика темпераментов ……………………………….. ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния стрессоустойчивости на тип темперамента 2.1. Характеристика испытуемых и организация психодиагностической работы………………………………………………..…….... 2.2. Описание методов исследования……………………………………………...……... 2.3. Анализ и обсуждение полученных результатов исследования…………………….. 2.4. Программа обучающего социально-психологического курса для студентов…… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….. Введение Актуальность темы исследования. Актуальность исследования заключается в том, что современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в ВУЗе. Они недостаточно адаптированы к трудностям самостоятельной жизни, с тревогой относятся к перспективам своей учебной деятельности, к перспективам профессиональной жизни в дальнейшем. Проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются спутниками студенческой жизни. Эти обстоятельства могут влиять на эффективность обучения в ВУЗе. Эффективность учебной деятельности достигается не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и одним из важнейших психологических факторов - темпераментом и стрессоустойчивостью студента. Большинство студентов не имеют достаточного опыта совладания со стрессовыми ситуациями в сфере учебной деятельности, в бытовой сфере, а некоторые и в сфере общения. Каждый студент индивидуален, также индивидуальны его условия жизни и социальное положение, окружение, воспитание, составляющие основу особенностей характера, темперамента и умение социально адаптироваться. А от особенностей темперамента, в свою очередь, зависит его реакция на стрессовые ситуации. Например, флегматик, не справившись с какой-то задачей, может зациклиться на неприятностях, разнервничаться в связи с большим объемом дел и замкнуться в себе; холерик проявляет агрессию и возбуждение, с острой хваткой принимается за свершение дел; меланхолик как самый слабый тип темперамента будет испытывать панику и может впасть в депрессию. Сангвиник является наиболее адаптивным типом темперамента, следовательно, переносит стресс не так губительно для организма, стараясь включиться в деятельность и решение проблемы. Итак, важно определить дальнейшие пути коррекции в связи с выявленным типом стрессоустойчивости и типом темперамента с целью профилактики стрессовых состояний у студентов. Цель исследования: изучить влияние темперамента на стрессоустойчивость студентов. Предмет исследования – взаимосвязь темперамента и стрессоустойчивости студентов. Объект исследования - темперамент и стрессоустойчивость студентов. Задачи: 1. Рассмотреть, что такое «стресс», «стрессоры» и «стрессоустойчивость»; 2. Изучить влияние темперамента на стрессоустойчивость студентов; 3. Проанализировать уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стрессов у студентов. Методы исследования: 1. Опросник «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» О.П. Елисеева; 2. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптированная Ю.Л. Ханиным); 3. Комплексная оценка проявлений стресса Щербатых; 4. Перцептивная оценка стрессоустойчивсти Фетискин; 5. Опросник А. Басса - А. Дарки; 6. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение» (тест «САН» О.П. Елисеева); 7. Опросник на тип темперамента Айзенка. Экспериментальная база исследования: ГГТУ (г. Орехово-Зуево). В исследовании участвовали студенты психолого-педагогического факультета второго и четвертого курса. 1. Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что: 1. Обобщены и систематизированы данные, имеющиеся в научной литературе по проблеме исследования особенностей проявления и возникновения эмоционального стресса и его влияния на студентов. 2. Рассмотрены способы преодоления стресса у студентов. Практическая значимость: Определение типа стрессоустойчивости и типа темперамента поможет в дальнейшем составить план коррекции с целью профилактики стрессовых состояний у студентов. Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы стресса и стрессоустойчивости. 1.1 Общее понятие стресса Старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, кандидат медицинских наук Эмма Максимовна Рутмaн отмечает, происхождения термина "стресс", что в переводе с aнглийского (stress) обозначают давление, усилие, напряжение, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. В значении «давление», «напряжение» оно обычно употребляется в технике; в жизни часто обозначает давление обстоятельств в выражениях типа: «под гнетом нищеты», «под влиянием непогоды» [1,с.129]. Понятие «стресс» подвергалось со врeмeнeм существенным изменениям и стало более широким. Слово "стрессор" стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции. Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел американский психофизиолог, физиолог, доктор медицинских наук Уолтер Брэдфорд Кэннoн (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ.fight-or-flight response). Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Гaнс Сeльe [2,с.254] в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал понятие «стресс», и потому как он использовался для обозначения «нервно-психического» напряжения. Лишь в 1947 году Г.Селье начал регулярно использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса». Ганс Селье говорил: «Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем – мы будем испытывать стресс. Он – вкус и аромат жизни». Стрессом нужно управлять – призывал этот выдающийся ученый, приводя методы управления стрессом. В 30-50-х годах разработал биологическую теорию стресса, объясняющую его причины, функции, взаимосвязи, динамику и получившую всеобщее признание[3,с.124].Г. Селье писал, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Теперь термины «стресс» и «дистресс» имеют различное значение (согласно Г. Селье «деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс же всегда неприятен»), несмотря на общность происхождения, так же как в литературном языке мы отличаем «because» (потому что) от «cause» (причина). Ганс Сельe выделял три стадии стресса: 1) Стадия тревоги - непосредственная реакция на воздействие: организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, происходит мобилизация резервных сил организма. 2) Стадия резистентности/сопротивления - максимально эффективная адаптация: происходит адаптация к новым условиям. Повышается стрессоустойчивость организма за счёт расходования резервных запасов организма, а они не безграничны; 3) Стадия истощения - нарушение адаптационного процесса: если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего, приспособительные возможности организма снижаются и в этот период он хуже сопротивляется новым "вредностям", увеличивается опасность заболевания. Процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью [1]. Позднее Г.Селье предложил различать два вида стресса дистресс (негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.) и эустресс («стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».). При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осознание действительности, памяти. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения радости, активности от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления поставленной цели, а чувство безысходности, безнадёжности, сознание безмерности, не посильности и нежелательности, требуемых усилий. Большой вклад в разработку исследований стресса внес американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций, психологического стресса и адаптации, психологического здоровья. Ричард Лазарус[4,с.157]. Он выдвинул идею, согласно которой разделяется физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический стресс, связанный с оценкой человеком ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического, а в момент психического стресса не могут не происходить органические изменения. Специалисты выделяют пять разновидностей стресса: 1. Физиологический стресс - понимают реакцию организма на воздействие, осуществляемое непосредственно на тело человека. Такие воздействия могут быть внешними и внутренними. Внешние воздействия – шум, вибрация, некомфортная температура в помещении, тусклый или яркий свет, резкие запахи, голод. Внутренние факторы – аборт, роды, состояние после удаления эндокринного органа (яичника, щитовидной железы), переходные этапы жизни (подростковый, климактерический), длительные изматывающие боли. Представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов; 2. Психологический стресс - вытекает из неуверенности в будущем, неблагоприятных отношений с окружающими. Характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции; 3. Эмоциональный стресс - возникает из-за излишне сильных чувств - страха, радости. Данный вид стресса случается не только в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека, но и в результате неожиданной и большой радости; 4. Информационный стресс - возникает у человека, обладающего слишком малым или слишком большим объемом информации. Отсутствие полной информации вынуждает человека строить догадки о возможных результатах интересующего его дела и держит его в постоянном напряжении. Излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел так же держит человека в напряжении, заставляя его переживать; 5. Управленческий стресс - возникает, когда риск принимаемых решений или ответственность за действия слишком велика и не соответствует моральной устойчивости человека или его должности. В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что вовремя него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также используется термин «эмоциональный стресс», причем в содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно, как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. Иногда сливаются понятия «стресс» и «эмоциональное состояние». Так, В.В. Суворова кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР [5,с.208], пишет, что дифференциация стресса и эмоциональных состояний чрезвычайно сложна и в некоторых случаях может быть только условной, а в зарубежной литературе, где из этих двух явлений основное внимание уделяется стрессу, разграничение эмоций и стресса практически отсутствует. Те немногие авторы, которые пытались сравнивать стресс с эмоциями, понимали стресс как общий адаптационный синдром (Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу), то есть в узком значении этого понятия, и сопоставляли стресс и эмоции в плане эндокринных изменений. Но известно, что главной составляющей, фундаментальным компонентом психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Психолог Наенко Нина Ивановна считает, что именно поэтому многие исследователи стали отождествлять понятия стресса и эмоций[6,с112]. Вследствие и большого количества трактовок понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями психолог Наенко Нина Ивановна, и социолог и философ Зильберман Давид Беньяминович, вместо термина «стресс» вводят другое - «психическая напряженность». Этот термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях. Как отмечает русский и европейский психолог Леонова Анна Борисовна, в настоящее время наряду с понятиями «психологический (психический) стресс» и «эмоциональный стресс» при изучении механизмов и последствий стресса все чаще используется дифференцировка стресса в понятиях «информационный», «операциональный», «посттравматический», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «управленческий стресс», «организационный стресс» и др. Доктор психологических наук Столяренко Алексей Михайлович выделяет четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на человека: 1.Оптимальная, безусловно благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психической деятельности - психологический эустресс; 2.Интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях - психологический экстресс; 3.Предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей - психологический дистресс; 4.Сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение - психологический гиперстресс [7,с.615]. Обзор научной литературы по терминологии стресса позволяет сказать, что на сегодняшний день существует большое количество трудов, в которых авторы по-разному трактуют понятие стресса. Так, психолог Вайнштейн Лев Абрамович определяет стресс как состояние организма, характеризующееся развертыванием механизма общей адаптации, чем обеспечивается положительный фон для обеспечения специфических гомеостатических реакций и мобилизации защитных способностей организма [10,с.291]. Психолог А.Е. Ольшанникова характеризует стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболического приспособления головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нервно-гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции [11,с.98-122]. Политолог, кандидат физико-математических наук, доктор политических наук Манойло Андрей Викторович считает, стресс является неспецифическим компонентом реакции приспособления, обеспечивающим привлечение энергетических и пластических резервов для осуществления характерного приспособления перестройки систем организма[12,с.15-24]. По мнению советского и российского писателя, врача-психотерапевт и психолог Леви Владимир Львович, стресс представляющий реакцию организма, вырабатывающаяся в ходе филогенеза, на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности [13,с.88-100] . Т.Кокс уверяет, что стресс является феноменом осознания, возникающим при сравнении между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием [14,с.213]. К.В. Судаков рассматривает под стрессом особое состояние человека в период адаптации к новым условиям существования, изменения, происходящие в психологических механизмах регуляции и действиях субъекта под влиянием трудных ситуаций разного типа [15,с.52-53]. Академик Фурдуй Федор Иванович считает стресс как совокупность неспецифических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, вызывающих «напряжение» функций органов и систем, обеспечивающих привлечение организма в целях его приспособления или поддержания гомеостаза[16,с.8-33]. М.Тишкова считает стресс как особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и привлечение в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации[17,с.27-33]. Итак, феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений, в которых он рассматривается: как совокупность факторов, воздействующих на психику человека, его психофизиологию; как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как психическая напряженность, приводящая к целому ряду психических нарушений. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней, что существенно повышает подверженность риску. Анализ данных современной научной литературы позволяет выделить две основные группы факторов, с действием которых связано возникновение стрессов: внешние и внутренние. К внешним факторам, вызывающим возникновение стресса и дезорганизующим деятельность человека, а также исключающим возможность обычного, естественного его поведения, относят объективно существующие условия (боль, жара, боевая обстановка, высокий ритм деятельности, избыток или недостаток информации и др.). К внутренним факторам проявления устойчивости к стрессу относят субъективное. Обобщая, приведем мнения разных исследователей относительно этих факторов: личностный смысл (А.О. Прохоров), субъективная оценка личностью ситуации (Н.И. Наенко, Т.А. Немчин, М. Тишкова), ценности человека (К.А.Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова), значимость события для личности (Л.И. Ермолаева, Н.Д. Левитов). Перечисленное можно назвать индивидуальными условиями, которые определяют психологическую сущность личности. Факторы другого характера, влияющие на быстроту возникновения стрессового состояния, особенности поведения и деятельности при стрессе и т.п.-психические, физиологические, нейродинамические факторы. К ним относятся: индивидуальная выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем организма, свойства нервной системы (В.Д. Небылицин), эмоциональная устойчивость человека (Л.М. Аболин, Л.А. Китаев-Смык, О.А. Черникова), барьер психической адаптации (Л.П. Гримак), имеющийся у личности опыт в переживании напряженных ситуаций (М.И. Дъяченко, В.А. Пономаренко). Человек в стрессовом состоянии проявляет признаки смятения и тревоги, после чего его поведение принимает либо атакующий характер по отношению к причинам стресса, либо защитный. Для большинства людей характерны несколько признаков стресса: 1.Неспособность сосредоточиться на работе; 2.Неестественно медленная или быстрая речь; 3.Ослабление памяти; 4.Повышенная обидчивость и возбудимость. 5. Потеря чувства юмора; 6. Частые ошибки; 7. Частые головные боли, рези в желудке, не имеющие органической причины; 8. Постоянное ощущение голода или его отсутствие; 9. Постоянная усталость; 10. Злоупотребление вредными привычками; Из чего следует, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя. 1.2 Общее понятие стрессоустойчивости При изучении стрессоустойчивости, прежде всего, необходимо определить это понятие. Следует отметить, что существует множество определений стрессоустойчивости, в которых она определяется как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость личности, психофизиологическая устойчивость, моральная устойчивость, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость. Стрессоустойчивость – это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики. Применительно к работе – это умение выполнять свои задачи спокойно, находясь в стрессовой ситуации. В контексте настоящего исследования наиболее полным представляется определение, данное М. Тышкoвoй. Пo ее мнению, стрессoустойчивость – это: 1. Спoсoбность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации; 2. Спoсобность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 3. Способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; По степени стрессоустойчивости люди делятся на следующие группы: 1. Стрессоустойчивые. Легко принимают любые перемены, так как гибкие и пластичные в плане приспособления к каким-либо стрессовым факторам. Поэтому они к переменам всегда готовы, а кризисные ситуации преодолевают достаточно легко. 2. Стрессонеустойчивые. Малейшее развитие событий не по их сценарию приводит их в состояние сильного стресса. Изменения застают их врасплох, адаптация к непривычной обстановке для этих людей неимоверно тяжела. Менять свои взгляды, установки и поведение очень сложно. 3. Стрессотренируемые люди. Они к изменениям как будто готовы, но к окружающей обстановке будут адаптироваться постепенно. Они будут меняться, но в медленном темпе. Резкие движения не для них, иначе они впадут в депрессию. При повторении стрессовых ситуаций с каждым разом будут реагировать на них все более спокойно. 4. Стрессотормозные люди. Под воздействием внешней среды меняться не станут, так как стоят на твердых позициях и имеют собственное мировоззрение. В исключительных случаях пойдут на то, чтобы однократно изменить психотравмирующую сферу жизни. Могут теряться, когда стрессы сопровождают их постоянно. В целом ряде работ устойчивость, толерантность к стрессу сводится к понятию «эмоциональная устойчивость». Приведем некоторые определения В.М. Писаренко под эмоциональной устойчивостью понимает способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приводит к увеличению работоспособности [18,с.51-68]. О.А.Чериников считает, что эмоциональная устойчивость человека выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции достигают оптимальной степени интенсивности [19,с.3-13]. С.М. Oя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции. Итак, эмoциoнальная устойчивость – это способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной активности[20,с.63-67]. Е.А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» 1966 год пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Значит он определяет эмоциональную устойчивость как способность регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности[21,с.5-118] обстановке . О.А.Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость – способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека[22,с.18]. Иначе, дает определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман. Под этим понятием он имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Иначе, понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. П. Фресс в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (нервозность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенных ситуациям. Р. Кеттеллом понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов Джордж Гилфорд рассматривает эмоциональную устойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. Итак, эмоциональная устойчивость, с точки зрения зарубежных авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, не впечатлительностью, то есть не реагированием человека на эмоциогенных раздражители, ситуации. Из чего мы можем отметить, что хотя все без исключения исследователи используют понятие эмоциональной устойчивости для обозначения функциональной устойчивости человека в эмоциогенных условиях, некоторые авторы наряду с этим включают в его определение термин «устойчивость эмоций». Например, в определениях, которые дают С.М. Oя, К.К.Платoнов, О.А.Черникова,эмоциональной устойчивостью могла бы быть и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и, наконец, отсутствие склонности к частой смене эмоций. По мнению Л.М. Аболинa это разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием эмоциональной устойчивости. На основании этого Л.М. Аболина дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее человека в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [23,с.262]. А.М. Столяренко, рассматривая понятие устойчивости, использует термин «экстремальная устойчивость», которая по мнению, шире психологической устойчивости и не может быть производной только от его психофизиологической или эмоциональной устойчивости. Экстремальная устойчивость – это системный продукт устойчивости всей психической деятельности и в решающей степени зависит от базовых, социально детерминированных свойств личности [24,с.608]. В свой черед Столяренко использует понятием «специальная психологическая устойчивость», обозначающее результат специального обучения, подготовки человека-специалиста к определенным экстремальным ситуациям и повышенным психологическим нагрузкам. По мере накопления человеком опыта преодоления различных трудных ситуаций в учебной обстановке, он уже не так остро реагирует на них в реальной экстремальной ситуации, человеку легче справляться со своими эмоциями и регулировать деятельность. Этот же автор вводит понятие «общая экстремальная устойчивость личности», которое трактуется как одно из целостных проявлений ее внутреннего мира и не может быть сведено к какому-то отдельному элементу психики или к арифметической сумме нескольких [25,с.608]. А.А. Баранов, тоже используя термин стрессоустойчивость, понимает под этим интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [26,с.41]. Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов используют термин «стрессоустойчивость», под которым они подразумевают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации человека к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики человека; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности[27,с.32]. Исследователь Б.Б.Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья[28,с.27]. Б.Б.Величковский считает, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях. О высокой устойчивости к стрессу можно говорить в тех случаях, когда широкий диапазон затруднительных ситуаций приводит к порождению благоприятных первичных и вторичных оценок, что, в свою очередь, препятствует возникновению разрушительных последствий стресса и способствует конструктивному взаимодействию со стрессом. Основные виды первичных оценок Б.Б. Величковский описывает в терминах конструктов тревоги, депрессии и гнева. Они возникают в результате переживания широкого класса ситуаций взаимодействия с объектами и другими людьми, приводящих к возникновению стресса. Вторичные оценки непосредственно связаны с уровнем активации психофизиологических ресурсов, обеспечивающих деятельность по преодолению затруднительных ситуаций. В диссертационном исследовании Величковского эта общая схема послужила основой для создания индекса устойчивости к стрессу, учитывающего как диспозиционные, так и ситуативные компоненты первичных и вторичных стрессовых оценок. Важный довод по поводу стрессоустойчивости высказал В.А. Пономаренко:«в вопросе, как готовить человека-профессионала к преодолению экстремальной среды, внутри личнос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Влияние личностных качеств и темперамента на поведение спортсменов в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте
- Психологические особенности проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей
- Психологические особенности проявления ответственности студентов-девушек и студентов-юношей