VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние стресогенных факторов на уровень успеваемости дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000021
Тема: Влияние стресогенных факторов на уровень успеваемости дошкольников
Содержание
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Е.Р. ДАШКОВОЙ»

«Допущена к защите»
Заведующий кафедрой
Общей и клинической психологии

Э.В. Хачатурова

«    » мая 2014 г.

ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность 030300.62 Психология

Тема: «ВЛИЯНИЕ СТРЕСОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»


Студентка:
Груничева Олеся Владимировна

Руководитель:
Кандидат биологических наук Хандожко И.И.




Москва  2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….……….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПРИРОДЫ АГРЕССИИ В ПСИХОЛОГО -  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие страхов в психологии……………………………………………….…7
1.2.Сущность причины и проявления детских страхов………………………….…10
1.3. Методы диагностики детских страхов и способы их коррекции………….…..14
1.4. Понятие агрессии в психологии……………….………………………..............19 
1.5.Агрессивные проявления в поведении старших дошкольников……..……...22
1.6. Методы диагностики агрессивного поведения детей и способы его устранения………………………………………………………………….…………26
1.7. Взаимосвязь проявлений агрессии и тревожности у дошкольников…….…35
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА
2.1.Организация экспериментального исследования……………………………..40 
2.2. Формирующий этап исследования………………………………………53
2.3.Обработка и анализ полученных результатов исследования……..…………56
Заключение………………………………………………………………….………..69
Список источников и литературы…..……………………………….……..……..71
Приложения……………………………………………………………………..……74










ВВЕДЕНИЕ
     Неустойчивая, достаточно напряженная социальная, экологическая и экономическая обстановка, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, обуславливает увеличение разнообразных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди перечисленных отклонений наибольшую тревогу вызывает не только завышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но также  и их жестокость, цинизм и агрессивность. Современным родителям и педагогам всё чаще приходится сталкиваться с обостряющимися  и «молодеющими» проблемами нарушений в поведении  у детей. Формы эмоционального реагирования на возникновение стрессовой или фрустрирующей ситуации бывают самыми различными: от непомерного, имеющего постоянный характер сквернословия до физического насилия и проявлений жестокости. От спокойного сопротивления, боязни всего нового до категорического отказа, истерик даже при незначительных изменениях в окружающей обстановке, при мнимой или же воображаемой угрозе. Подобное поведение, которое очень часто повторяется, может свидетельствовать о зарождении таких личностных черт, как тревожность и агрессивность.    
     Актуальность темы исследования.
     В современной психологической литературе существует достаточно много работ, которые посвящены изучению проявлений агрессивности и тревожности у детей младшего школьного и подросткового периодов. Как правило, авторами рассматриваются  эти 2 проблемы порознь — и достаточно редко у детей дошкольного возраста. Исследования тревожности во взаимосвязи с агрессивностью встречаются, к сожалению, тоже довольно не часто. Бесспорно, что в настоящее время достаточно актуальна экспериментальная разработка проблемы этих личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
     В последние годы научная заинтересованность проблемами детской агрессивности существенно возросла. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Басс, К. Лоренц, Д. Ричардсон, А. Бандура, Л. Берковиц, К. Бютнер, Э. Фромм, Р. Бэрон, З. Фрейд  и другие. 
     В отечественной науке проблемы агрессии в той или иной степени касаются в своих исследованиях Г. Э. Бреслав, Л. Б. Гиппенрейтер,П. П. Блонский, С. Л. Колосова, А. А. Реан, Л. С. Выготский, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, И. А. Фурманов, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк и другие.
     Тем не менее, несмотря на большое количество монографий и исследований, которые посвящены данной тематике, некоторые вопросы, связанные с истоками и природой агрессивности, всё ещё остаются открытыми. Ученые различных направлений предлагают разнообразные подходы к определению сути проявлений агрессивного поведения, а также его психологических механизмов. При всем разнообразии трактовок данного явления, агрессивность в общих чертах понимается как нанесение физического или психического ущерба другому лицу, имеющего целенаправленный характер.
     	Всё вышесказанное позволило нам определить тему нашей квалификационной работы «Влияние стресогенных факторов на уровень успеваемости дошкольников».
     Объект исследования - эмоционально-личностная сфера детей дошкольного возраста.
     Предмет исследования - связь показателей уровня агрессивного поведения и страхов в старшем дошкольном возрасте.
     Цель исследования - изучить особенности и предпосылки  проявления агрессии у старших дошкольников и предложить методики по психокоррекции агрессивного поведения.
     Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Организовать и провести экспериментальное исследование;
3.Проанализировать полученные  в ходе исследования результаты;
4.Разработать рекомендации воспитателям и родителям по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.
     Гипотеза исследования - мы предполагаем, что наличие тревожности у  детей старшего дошкольного возраста формирует их агрессивное поведение. В основе детской агрессии лежит страх. Снижение этих стресогенных факторов повышает успеваемость дошкольников.
     Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - педагогическое наблюдение и методики:
- Методика «Несуществующее животное» Автор М.З. Дукаревич. 
- Методика Рене Жиля «Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений».
- Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» Авторы: А.И. Захаров и М. Панфилова.
- Тест тревожности Авторы  Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
3. Методы обработки и интерпретации данных: для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Ч.Э.Спирмена.
Практическая значимость исследования:
        Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению стресогенных факторов, интерпретация их результатов позволят практическим психологам, воспитателям и родителям получить достоверную информацию об уровне тревожности и агрессивности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию.
Характеристика выборки:
       Всего в исследовании принимало участие 30 человек испытуемых в возрасте от 6 до 7 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
- возрастной критерий – средний возраст испытуемых 6,5лет;
- половой критерий – в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 15 мальчиков и 15девочек.
- социальные установки – в исследовании принимали участие дети из полных семей.
     База исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Начальная школа – детский сад № 30».
     Достоверность научных результатов в данной работе достигается за счет использования стандартизированных исследовательских процедур, валидных и надежных диагностических методик, подбора репрезентативной выборки. Обоснованностью исследовательских процедур поддерживается также применением методов математической статистики, использованием непараметрических критериев, сочетанием качественного и количественного подходов в анализе результатов.
     Структура работы. Данная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из достоверных источников (42 наименования) и  приложения. В работе содержится 10 таблиц, 4 рисунка и 4 графика. Объем дипломной работы составляет  73 страницы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ПРИРОДЫ АГРЕССИИ  В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие страхов в психологии

   	Понятие страха разрабатывалось на протяжении долгого времени многими исследователями в области психологии. Это понятие имеет различные трактовки. В современном психологическом словаре под редакцией В.В. Юрчук можно увидеть следующее определение: «страх –  это аффективно чувственная эмоция, возникающая в обстоятельствах превентивности – угрозы  или  боязни за собственную социальную или же биологическую экзистенцию у определенного субъекта»1.
     В большом толковом психологическом словаре А. Ребер истолковывает страх как «эмоциональное состояние, которое возникает в наличии или ожидании вредного или опасного стимула. Страх, как правило, характеризуется внутренним, то есть субъективным переживанием достаточно сильного возбуждения, желания убежать или напасть» 
     Обращаясь к З.Фрейду, мы видим, что в его понятии «страх – это определенное состояние аффекта – своего рода объединение установленных ощущений из ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациямии разрядки напряжения и их восприятия. А так же и отражение определённого и значимого события».
     Р.Ф.Овчарова определяет страх, как эффективное  отображение в человеческом сознании конкретной угрозы его жизни или же благополучия.
Известный физиолог И.П.Павлов интерпретирует страх как «прооявление рефлекса естественного характера, пассивно - оборонительной реакции с беглым торможением коры больших полушарий мозга. Страх имеет защитный рефлекс, основан на инстинкте самосохранения, и всегда сопровождается определёнными физиологическими изменениями в  высшей нервной деятельности».
     Страх – это определенная эмоция, о которой думают с ужасом многие люди. Может быть потому, что сама по себе эмоция страха порождает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – это реальная и неотъемлемая часть жизни человека. Страх как таковой является ответной реакцией на действие угрожающего стимула. Существуют 2  угрозы, которые имеют универсальный и вместе с тем фатальный характер в своём исходе. Это смерть и крах жизненных ценностей, которые противостоят таким понятиям как здоровье, жизнь, личное и социальное благополучие, а также самоутверждение2. 
 	Осознание опасности вырабатывается в процессе жизненного опыта человека, а также межличностных отношений. Это происходит тогда, когда  некоторые индифферентные для дошкольника раздражители постепенно заслуживают характер определенных угрожающих воздействий. Нередко в таких случаях говорится  о появлении опыта травмирующего характера. Такими являются боль, испуг, болезнь, конфликты и так далее. Наиболее распространенный характер имеют так называемые внушённые детские страхи. Их источником являются взрослые, которые окружают ребенка (родители, воспитатели детских учреждений, бабушки). Они  невольно заражают дошкольника страхом, и происходит это в связи с тем, что взрослые слишком настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на присутствие какой бы то ни было опасности. В результате чего дошкольник реально воспринимает только лишь вторую часть произнесенных фраз. К примеру, это фразы типа «Не подходи – а то  упадёшь», «Не гладь – она тебя укусит» и другие. Маленький ребенок пока еще не в силах понять, чем ему это грозит. Но он уже распознаёт определенный сигнал тревоги, и у него зарождается реакция страха. Вследствие чего, взрослый добился своей цели и ребёнок его послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации.
     Всё вышесказанное даёт основание говорить об условно рефлекторном характере страха, даже в ситуации, когда ребёнок  вздрагивает при неожиданном шуме или стуке, так как последний когда-то сопровождался весьма неприятным для ребенка переживанием. Сходное сочетание сохранилось в памяти ребенка  в виде установленного эмоционального следа. И теперь оно непроизвольно ассоциируется с каждым внезапным звуковым воздействием3.
     В психологическои литературе имеются разнообразные классификации страхов. 
     Наиболее совершенной считается классификация страхов А.Захарова. Автор разделяет проявления страха на следующие виды:
1. По степени реальности – воображаемые и реальные.
2. По характеру – социальные и  природные, личностные и  ситуативные.
3. По степени интенсивности – хронические и острые.
     Несмотря на то, что страх  является интенсивно выражаемой эмоцией, необходимо различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологические уровни. Как правило, страх недолговременен, обратим. Также он  исчезает с возрастом и  не затронет глубоко ценностные ориентации человека. Страх существенно не влияет на характер и поведение человека, а также на взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха располагают защитным  значением, так как позволяют избежать соприкосновения с самим объектом страха.
     Характерными для патологического страха являются его весьма драматические выражения, такие как  эмоциональный шок, ужас или потрясение. К таковым относятся и навязчивое, затяжное, труднообратимое его  течение, а также  непроизвольность, то есть полнейшее отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности4.
     В литературе педагогической рассматривается следующая классификация страхов. Страх условно делят на личностный и ситуативный.
     Личностный  страх определен характером человека (к примеру, играют роль такие факторы, как повышенная мнительность). Этот вид страха способен проявляться в незнакомой обстановке или же при контактах с незнакомыми или малознакомыми людьми.
     Ситуативный страх появляется в необычной, чрезвычайно опасной или даже шокирующей взрослого или ребенка обстановке, к примеру, при нападении собаки. Нередко он является результатом психического заражения паникой в группе людей, а также тревожащих предчувствий со стороны членов семьи, жизненных неудач или конфликтов.
     Личностно обусловленный и ситуативный страхи нередко смешиваются и дополняют собой друг друга.
     Причинами страха могут стать события, условия или ситуации, которые являются началом опасности. 

1.2.Сущность причины и проявления детских страхов

 	Усиленное развитие абстрактного мышления, способность к различного рода обобщениям и классификациям, а также  осмысление категории пространства и времени  является одной из свойственных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В данном возрасте происходит формирование опыта межличностных отношений, который основан на умении дошкольника принимать и играть разнообразные роли, предвидеть и планировать действия другого человека, а также понимать его намерения и чувства. Отношения с окружающими людьми становятся более целенаправленными и разносторонними. У ребенка формируется система ценностей, то есть «Ценные ориентации», такие как чувство дома и  родства, понимание значимости  семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны потребность в дружбе и общительность5. 
     Главным страхом  в старшем дошкольном возрасте является страх смерти. Страх умереть - это возрастное отражение развивающейся концепции жизни. Точкой её отсчета является рождение человека, тайна которого усваивается в общих чертах уже к началу старшего дошкольного возраста. А её концом является  смерть. И  осознание её неизбежности приходит в этом возрасте впервые и проявляется в виде соответствующего страха. Такая динамика развития мышления это своего рода отклик на развитие категории пространства и времени. И выражается это умением устанавливать в общих чертах время близкое и далекое, а также воспринимать самого себя в состоянии стабильных возрастных изменений, допуская, что они имеют свои определенные пределы. Ответом на это является проявление страха. Страх смерти как аффективно - заостренное выражение истины самосохранения6.
     К началу посещения школы подводится своеобразная  черта под концепцией жизни и смерти,  и превращает тем самым последнюю как уже пережитое чувство в единую концепцию жизни. Новая социальная позиция школьника содействует переключению внимания на наиболее конструктивные цели. Для ребенка, посещающего первый класс, страх смерти перестает звучать как аффект или мысли, которые вызывают беспокойство. Тем не менее, у детей, которые эмоционально чувствительны, подобного рода страх может давать о себе знать в виде необъяснимой для окружающих людей  боязни покойников, скелетов, Черной Руки, Пиковой Дамы и тому подобное. 
Обычно, к восьми годам дети боятся уже не столько собственной смерти, сколько того, что умрут их родители. Мальчики меньше всего подвержены страхам в четыре года, а девочки в три года. То есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков, и тем более  у девочек резко возрастает7.
     Обозначим факторы, которые в той или иной мере влияют на возникновение страхов. К ним относятся:
- тревожность родителей в отношениях с ребенком, а также  чрезмерное предохранение его от опасности и даже  изоляция от общения его с ровесниками;
- присутствие страхов у родителей, наиболее значимым образом у матери;
- высокое количество разнообразных запретов со стороны одного из родителей того же пола или же, наоборот, полнейшее  предоставление свободы действий ребенку родителем противоположного пола, а также бесчисленные нереализуемые угрозы со стороны  всех взрослых в семье;
- избыточно ранняя рационализация чувств дошкольника, которая обусловлена безмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
- отсутствие возможности  ролевой идентификации с родителем сходного с ребенком пола (преимущественно у мальчиков), которое создает проблемы в общении с ровесниками  и чувство неуверенности в себе;
-психологические  травмы вроде испуга, которые обостряют возрастную чувствительность детей к того или иного рода страхам;
- частые конфликты между родителями в семье;
- психологическое заражение страхами, которое происходит  в процессе общения со сверстниками или окружающими ребенка  взрослыми.
     Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи, которые возникают у детей эмоционально чувствительных, как отражение особенностей их личностного и психического развития.
     Кроме возрастных наличествуют страхи невротические, имеющие существенные отличия. Такие как: большая интенсивная эмоциональная напряженность; длительное или постоянное протекание; крайне неблагоприятное влияние на становление характера и личности в целом; болезненное заострение; взаимосвязанность  с другими видами невротических расстройств и переживаниями; избегание объекта вызывающего страх, а также всего неизвестного и нового; наиболее прочная связь со страхами родителей; относительная трудность устранения страхов8.
     Страхи приобретают невротический характер в результате продолжительных и неразрешимых переживаний или же сильных психических потрясений часто на фоне уже нездорового перенапряжения нервных процессов. При неврозах гораздо чаще люди испытывают страхи перед возможностью одиночества, а также перед темнотой и какими-либо животными. Присутствие бесчисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в самом себе, а также отсутствия адекватной психологической защиты. Всё это вместе взятое крайне неблагоприятно сказывается на самочувствии дошкольника, создавая еще большие трудности в общении с ровесниками.
     Ближе к семи  и особенно к восьми  годам при достаточно большом количестве каких-либо неразрешимых и берущих свое начало в раннем возрасте страхов можно уже утверждать о развитии тревожности как определенного рода эмоциональном настрое с преобладающим чувством беспокойства, а также  боязни сделать что-либо не так, опоздать, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям. Все вышесказанное указывает на повышающуюся социальную детерминацию страхов, которые находят свое выражение в опасении ребенка  быть не тем, кого уважают и любят, то есть на их социально-психологическую обусловленность. Именно поэтому боязнь быть кем-то не тем, наиболее часто встречается не только у детей эмоционально чувствительных, у которых развито чувство собственного достоинства, и именно у тех из них, у которых присутствует внутренняя ориентировка на социальные нормы и стремление соблюдать их.
     Предельного возрастного развития страх быть не тем достигается в младшем школьном возрасте - от восьми  до одиннадцати  лет. В это время  дети втягиваются в процесс учебы, с нескрываемым интересом овладевают любыми новыми знаниями, достаточно серьезно относятся к собственным обязанностям школьника и очень сильно переживают по поводу своих отметок. Если социально опосредованный страх быть не тем появляется уже в старшем дошкольном возрасте, то он, как подавляющее число страхов, будет наиболее выражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствующем стиле их взаимоотношений с детьми9.
     Следовательно, у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера. Она относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

1.3. Методы диагностики детских страхов и способы их коррекции

     Главной и весьма важной составляющей частью работы психологов с детскими страхами является диагностирование детского страха и его причины. Для детского психолога диагностика детских страхов задача достаточно легкая, так как  детские страхи весьма похожи между собой. Любая из известных методик диагностики ставит перед собой задачу определить не только страх, но и саму причину, влияющую на его возникновение. Необходимо это для того, чтобы в будущем можно было преодолеть не последствия, а именно саму первопричину страха10.
     Одни психологи для диагностики страхов  применяют рисование, другие – к примеру, лепку. Есть психологи, которые отдают предпочтение беседе с ребёнком. В данном случае, трудно сказать, какой способ является наиболее эффективным, ведь все  они обеспечивают положительные результаты и это главное. При выборе метода диагностики очень важно учитывать возрастные и психологические особенности каждого ребёнка в отдельности.
     Рассмотрим подробнее некоторые из известных методик диагностирования:
     1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» авторы: А.И. Захаров и М. Панфилова.
     Целью данной методики является выявление и уточнение преобладающих видов у детей старше трех лет.  Авторы данной методики считают, что прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов ребенка и каким конкретно страхам он подвержен.
Эта методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще достаточно  плохо рисует или совсем не любит рисовать (такое задание даже не интересующиеся рисованием дети обычно выполняют с удовольствием). Задача взрослого - нарисовать контурно  2  дома: красный и черный. И потом предлагает ребенку «расселить»  в домики страхи из предложенного  списка. Записывать нужно страхи, которые ребенок поместил в черный домик, то есть признал, что он боится этого.  
     Авторы подчеркивают, что беседу с ребенком  следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только иногда. Тем самым избегается непроизвольное внушение страхов ребенку. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
     После окончания выполнения задания дошкольнику предлагается закрыть черный дом на замок (то есть нарисовать его), а ключ – выбросить далеко  или потерять совсем. Данный акт успокаивает проявление актуализированных страхов.
     Для того, чтобы проанализировать результаты экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с допустимыми возрастными нормами. 
     2. Опросник «Страхи детей» Автор А.И. Захаров.
     Его целью является определение страхов, которые присущи детям дошкольного возраста.
     Проводится в виде  беседы с ребенком индивидуального характера. В процессе данной беседы ребенку задаются 29 вопросов. Автор указывает на то, что беседу необходимо проводить обстоятельно и неторопливо. Взрослый перечисляет вслух различные страхи и ждет от ребенка ответной реакции «Боюсь»- «Не боюсь».
     В процессе обработки результатов  в качестве единицы отсчета применяется среднее число страхов, которое затем сопоставляется  с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов, соответствующей возрасту ребенка контрольной группы на число определенных нами детей.
     3. Проективная методика «Мои страхи». Автор А.И. Захаров.
     Целью данной методики является выявление страхов у детей дошкольного возраста.
          В ходе исследования ребенку предлагаются лист бумаги и цветные карандаши.
          После предварительной беседы, которая актуализирует воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание не только на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, которые он использовал в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, то есть вербализовать свой страх. Автор указывает на то, что при вопросах ребенка о том, как нарисовать страх, подсказать ему можно, но в самых общих чертах, так, чтобы не повлиять на визуальное воплощение детской фантазии.     Оценка уровня выраженности страха осуществляется по таким показателям, как: объект нарисованный ребенком, цвета, преобладающие в рисунке, яркость, насыщенность  рисунков, четкость либо расплывчатость контуров, а также нажим на карандаш. 
     4. Опросник    «Уровень тревожности ребенка»  Авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.
     Данная методика предназначена для выявления уровня тревожности дошкольников на основе сопоставления результатов наблюдения, которые получены непосредственно от самого исследователя, а также  родителей ребенка и его воспитателей.
     Взрослым предлагается прослушать двадцать утверждений и ответить на них, сопоставляя определенному ребенку.  Положительный ответ на каждое из утверждений оценивается соответственно  в  один балл.
     В последствии количество баллов суммируется, что позволяет определить общий балл тревожности.
     5. Тест тревожности Авторы  Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
     Целью данной методики является определение уровня тревожности ребенка. Методика предназначена для дошкольников от четырёх до семи лет. Степень выявленной  тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности дошкольника  к возникающим различным социальным ситуациям, и показывает отношение ребенка к определенной ситуации. А также дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка  с ровесниками и взрослыми как семье так и в коллективе. Экспериментальным материалом является четырнадцать рисунков, предложенных авторами, которые выполнены в двух вариантах для мальчиков и для девочек. Каждый из рисунков представляет собой какую-либо типичную ситуацию из жизни ребенка. Лицо на рисунке не прорисовано и ребенку предлагается дорисовать его самостоятельно. Грустное или веселое оно будет – определяет сам ребенок.
В процессе исследования рисунки необходимо показывать ребенку строго в перечисленном авторами порядке один за другим. Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются экспериментатором в специальном протоколе. При анализе результатов протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу. Вычисляется индекс тревожности ребенка, который равняется процентному отношению числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков.
     В зависимости от уровня тревожности детей подразделяют на три группы, соответственно с высоким, средним и низким уровнем тревожности.
     При качественном анализе, каждый из ответов ребенка анализируется экспериментатором по отдельности. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации.
         Проведя диагностику страхов дошкольников необходимо приступить к их коррекции. В психолого-педагогической литературе описываются разнообразные способы коррекции страхов, различные по своей этиологии. В целом, все предлагаемые авторами способы можно условно разделить  на 3 группы:
     1. Рисование страха;
     2. Игра со страхом;
     3. Вербализация страха (рассказы, сказки, страшные истории).
          Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами дошкольников, так и в индивидуальном порядке. 
          Для профилактики детских страхов необходимо также проводить работу с родителями. Эта работа должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений имеющихся у ребенка, но и в некотором роде на коррекцию неправильных стилей воспитания, которые травмируют  ребёнка. 
           Главная цель такой  работы – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.
           Страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию  именно в  дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что они пока носят эмоциональный и возрастной, переходящий  характер. В том случае, если в данном возрасте не будет сформировано умение оценить  собственные поступки с точки зрения социальных предписаний,   с течением времени это будет гораздо труднее сделать, так как будет безвозвратно упущено благоприятное для формирования чувства ответственности время. 

1.4. Понятие агрессии в психологии

     «Агрессия»  в  переводе с латинского языка означает «нападение». В наши дни термин «агрессия» употребляется в  чрезвычайно широком смысле. Этот феномен объединяют и с негативными эмоциями (такие как гнев), и с негативными мотивами (к примеру, стремление вредить),  и с негативными установками (расовые предубеждения) и с действиями разрушительного характера11.
     В психологии под проявлением агрессии понимают конкретное стремление, которое проявляется в настоящем поведении либо фантазировании, имея цель подчинить себе других или же преобладать над ними. Эта направленность носит универсальный характер, сам же термин «агрессия» в общем, имеет нейтральное значение. На самом деле, агрессия может быть как положительной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и неблагоприятной, направленной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессия как психическая действительность имеет точные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как непосредственно причинение страдания (ущерба) жертве (враждебная агрессия), но и применение агрессии как метода достижения другой цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает ориентирована на внешние объекты (людей либо предметы) либо на себя (тело, личность). Особую опасность представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально – деструктивного характера, результатом которых может являться нанесенный ущерб другому человеку либо его имуществу, при этом данные акты не обязательно должны влечь за собой наказание по закону.
           Агрессия может принимать  самые различные формы – латентные или явные. Несмотря на тот факт, что термин "агрессия" достаточно часто употребляется для обозначения каких-либо разрушительных намерений, его распространяют также и на более положительные проявления, такие как к примеру, активность, которая порождается честолюбием. Аналогичные действия обозначаются как самоутверждение,  с целью подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией12. Часто они выражаются в форме конкуренции, иронии, стремлении к различного рода достижениям, спортивных состязаниях. 
     Наиболее же обычными проявлениями агрессии являются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание опасности либо использование физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в форме ухода от контактов, бездействия имея цель навредить кому – то, причинение ущерба себе и самоубийстве.
     Внутренними репрезентациями агрессии могут быть мысли, фантазии и аффекты. К примеру, человек имеет возможность вынашивать идею насилия над кем – то, ему предоставляется возможность расправляться с обидчиком только в собственных фантазиях либо испытывать сильный аффект.
     Агрессивное влечение имеет возможность проявляться через всевозможные агрессивные аффекты, такие как (в порядке интенсивности и глубины) недовольство, зависть, отвращение, злоба, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их эмоциональной функцией. Агрессия имеет возможность исполнять такие актуальные для индивида функции, как отстаивание независимости, устранение источника опасности или же мучения, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, а также повышение самооценки. При всем этом агрессия имеет возможность отчасти либо полностью не осознаваться ее хозяином. Понятие агрессивности.
     Кроме понятия агрессии, присутствует. Агрессивность – это набор предпочтительно межличностных поступков, вербальных либо физических по форме, деструктивных и вредных по отношению к другим людям либо предметам.
     Надо признать, что периодически многие дети проявляют агрессивное поведение, хотя озабоченность подростковая агрессивность вызывает, в большинстве случаев тогда, когда она делается хронической и ярко выраженной.
     Агрессия может быть явной, а может быть завуалированной, пассивной к примеру, супруг игнорирует весь вечер жену, не уделившую ему достаточно внимания, или же ребенок в ответ на строгость родителей мочится в кровать13.
     Исходя из убеждений родителей, преподавателей, мира взрослых людей, агрессивность – негативное, отрицательное поведение, которое значительно осложняет жизнь, затрудняет общение, воспитание и обучение ребенка.
     Но несмотря на нанесение агрессивными детьми материального убытка, насилия из числа школьников, агрессивность имеет и полезную сторону представляет из себя способность человека оберегать себя и других людей, позволяет отстаивать свою точку зрения, а также придерживаться принятых ценностей. Это неотъемлемая часть лидерства и управления. Пресечение же агрессии ведет к пассивному поведению и неспособности человека постоять за себя. При контроле агрессивности человеком, она содействует уда.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44