VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние мировой политики на энергетическую дипломатию России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002230
Тема: Влияние мировой политики на энергетическую дипломатию России
Содержание
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования 
Московский гуманитарно-экономический институт
(АНО ВПО МГЭИ)


Факультет гуманитарный			        Кафедра международных 
отношений


Группа МОО-4

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     на тему: «Влияние мировой политики на энергетическую дипломатию России: энергодиалог РФ-ЕС в реалиях XXI века»



Студент-дипломник        ____________   Татиевская Екатерина Сергеевна

Научный руководитель   ____________   Черненко Елена Федоровна
                                                                                 канд. экон. н., доцент
Рецензент                          ____________   
                                                                  д. филос. н., д. эк. н., профессор




Рекомендована к защите
                                                                                          Заведующий кафедрой 
                                                                                             _____________                
«___» _______ 2016г.

Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ	7
1.1 Энергетическая сфера как один из приоритетов международных отношений	7
1.2 История энергетической дипломатии	13
ГЛАВА 2 ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РФ И ЕС В ФОРМАТЕ ЭНЕРГОДИАЛОГА	20
2.1 Основные формы дипломатических контактов РФ и ЕС	20
2.2 Особенности энергодиалога России и Европейского союза	28
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ	39
3.1 Проблемы энергетического сотрудничества России  и ЕС	39
3.2 Возможные сценарии развития энергетического взаимодействия на дипломатическом уровне	46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	57

     
ВВЕДЕНИЕ
     
Актуальность темыобусловлена нарастающим ростом взаимосвязи между интересами в экономической отрасли Российской Федерации и её внешнеполитическим направлением.
     В мировой экономике энергетика является существенной составляющей и находится на лидирующих позициях среди важнейших отраслей, а её интернационализация привела к тому, что проблема стабильного функционирования мировой энергетики теперь стала в большой степени влиять на всю систему международных экономических отношений. В настоящее время энергетика является одной из основных составляющих политического и экономического могущества государства в современном мире.  И такое государство как России - самый явный тому пример. За счёт функционирования топливно-энергетического комплекса Россия получает около половины поступлений в государственный бюджет.
     Уникальное выгодное географическое и стратегическое положение России на мировом пространстве даёт лидирующее место по запасам сырьевых энергоресурсов на планете, развитая индустрия и существенный интеллектуальный потенциал являются главными предпосылками для дальнейшего усиления роли страны в качестве одной из ведущих мировых энергетических держава. Эти показатели дают возможность для оказания существенного влияние на мировую экономику и геополитику.
     Расширение глобализации в энергетической отрасли, а также энергетической взаимозависимости стран всё более подтверждают тезис о невозможности даже отдельно взятой крупной и экономически могущественной страны самостоятельно обеспечить свою национальную энергетическую безопасность. Поэтому стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности, из-за чего наблюдается устойчивая тенденция к усилению взаимосвязи политического и энергетического факторов. Ключевой момент реализации международного энергетического сотрудничества - разрешение проблем, связанных с обеспечением международной энергетической безопасности на региональном и глобальном уровнях.
     Такие критерии создают рамки поведения, где внешняя политика берет на себя одну из основных ролей развития страны, рычагом в обеспечении ведущей роли и конкурентоспособности в мире. В процессе глобализации мировой экономики, энергетический фактор приобрел глобальный очерк, и нарушения в энергетической сфере становятся политической проблемой.
     Следовательно, энергетическая дипломатия приобрела довольно важную ветвь из всей российской внешней политики. На сегодняшний день энергетическая дипломатия является неотъемлемым инструментом в механизме внешнеполитических и внешнеэкономических отношений России на мировой арене.
     Цель выпускной квалификационной работы – совершенствование первичных навыков научного исследования международных отношений и внешней политики государств на примере «Влияние мировой политики на энергетическую дипломатию России: энергодиалог РФ-ЕС в реалиях XXI века». В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
     1. рассмотреть энергетическую сферу как один из приоритетов международных отношений;
     2. изучить историю энергетической дипломатии;
     3. проанализировать основные формы дипломатических контактов РФ и ЕС;
     4. изучить особенности энергодиалога России и Европейского союза;
     5. изучить проблемы энергетического сотрудничества России  и ЕС;
     6. проанализировать возможные сценарии развития энергетического взаимодействия на дипломатическом уровне.
     Объектом исследования являются современные международные энергетические отношения между Российской Федерацией и Европейским Союзом, которые выступают одной из главных составляющих мировой политики. Определенное место занимают политические институты, сформированные в ходе взаимодействия России и стран ЕС в области энергетики.
     Предметом исследования являются политические механизмы взаимодействия Российской Федерации и Европейского Союза в сфере энергетики, особенности энергодиалога России с отдельными странами ЕС, а также перспективы сотрудничества энергетических компаний по реализации совместных проектов.
     В работе использованы следующие методы исследования:
     - анализа;
     - синтеза;
     - сравнения;
     - метод анализа статистических данных.
     Информационной базой для написания работы являются литературные источники – учебники, монографии. Теоретической базойработы являются работы таких авторов, какБогучарский М.Е., Гумарова И. С., Жизнин С.З., Попов В.И., Романова Т.А., Симонов К.В. и др.
     Практическая значимость изучения избранной темы и анализа всей связанной с ней проблематики заключается в потребности раскрытия целей, задач и интересов страны в сфере энергетики в рамках общей внешнеполитической стратегии Российской Федерации на современном этапе.
     Структура работы. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность, поставлены цели и задачи выпускной квалификационной работы, определены объект и предмет исследования, трех глав, заключения, в котором подведены итоги выпускной квалификационной работы и списка используемых источников.

ГЛАВА 1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Энергетическая сфера как один из приоритетов международных отношений
     
     Вопросы энергетики стоят на первых рядах в  современном мире и определяют курс внешнеполитических стратегий во взаимоотношениях государств. Энергодипломатия является одним из основных направлений для реализации этих стратегий. Роль координатора выполняет геополитика, выявляя дипломатические средства и методы с целью установления взаимовыгодного сотрудничества между государствами в энергетической сфере.
     Дипломатия в энергетической отрасли несет в себе целый ряд вопросов, в том числе необходимость снабжения потребителей энергоносителями, осуществления доступа к источникам энергоносителя, транспортировка электроэнергии и углеводородного сырья. Сегодня этот вид дипломатии – одно из востребованных направлений внешнеполитической деятельности, с возможностью создания условий для долгосрочных межгосударственных отношений в энергетической сфере. К тому же необходимо учитывать рост взаимосвязей энергетической дипломатии с проблемами глобализации, включая мировые финансы, экологию и т.д. 
     Глобализация  начала XXI в. столкнулась с трудностями проведения ряда энергетических процессов. Обусловлено это быстрым развитием экономик и благополучия населения в разных регионах, недостатком и достаточно неравномерным разделением ресурсов на планете, оказанием сильного влияния на земную атмосферу. В мировом обществе происходит естественный рыночный отбор, при котором прозрачный механизм рынка определяет, кому и на каких территориях пользоваться природными, в том числе и энергетическими, ресурсами. Мировой спрос в топливных ресурсах сегодня огромен и продолжает безостановочно увеличиваться.Следуетотметить, что формирование мировых энергетических рынков зависит от прироста экспортёров энергоресурсов, подогреванием конкуренции между ними и разнообразием источников энергоснабжения странами-импортёрами. Благодаря сети ТНК, большинство из которых контролируется США, осуществляется захват энергетического влияния в мире. Национальное богатство неразвитых и развивающихся стран теряет свою национальную принадлежность и является источником наполнения богатства экономически развитых стран. Современная внешнеполитическая деятельность среди лидирующих держав мира свидетельствует о важности энергетического фактора для любой страны, независимо от того, является она импортёром или экспортёром топливно-энергетических ресурсов. Страны, имеющие широкий ресурсный объем, регулируют поставки энергоносителей не только для ведения внешнеэкономической деятельности, но и для достижений долгосрочных внешнеполитических контактов. Активный контроль государством над природными ресурсами и над деятельностью топливно-энергетических предприятий особенно важно в условиях конкурентной борьбы на мировых рынках.
      Таким образом всё более принципиальной становится необходимость будущего развития и углубления межгосударственного сотрудничества в сферах обеспечения международной энергобезопасности.
     Энергетика –локомотив социального и экономического развития государства. Основные запасу энергоресурсов нерегулируемы, но потребность от этого не исчезает, а будет усиливаться в ближайшее время более чем на 2% в год. Если говорить в точных цифрах, то речь идет об увеличении мирового спроса с 9 млрд тонн условного нефтяного эквивалента с 2000 г. до более чем 13 млрд тонн в 2020 г. Около двух третей спроса тогда будет покрыто за счет нефти и газа.Этот факт, наряду с мировыми тенденциями по ценам на энергоносители, станет одним из решающих при оценке конкурентоспособности экономики государства. Соответственно, вопрос ее обеспечения - компонент национальной безопасности как в экономике, так и в политике. В рамках национальной экономической безопасности естественно выделяется понятие национальной энергетической безопасности, т.е. защита страны и ее экономики от угроз гарантированным бесперебойным поставкам энергоресурсов для хозяйственных нужд. В этой структуре ТЭК - ключевая составляющая энергетической безопасности государств. 
     Поэтому, сложно переоценить важность энергетического показателя в современном мире. С усиленными темпами роста растраты энергоресурсов и быстрых сокращений извлекаемых запасов сырья и необходимость стабильных поставок энергетических товаров на внутренний рынок - приоритетное направление, наряду с сохранением потенциала в военно-политической сфере, и во внешних направлениях множества других развитых государств. Взаимоотношения на торговой арене между потребителями и производителями энерготоваров значительно выходят за рамки сугубо экономических.  Энергоресурсы, например, из нефтегазовой промышленности, превратились в своего рода в индикатор уровня политико-экономического диалога между государствами и в важный внешнеполитический инструмент. Появилась прямо пропорциональная зависимость между ценовыми образованиями на основное энергосырье и текущим ведением дипломатических отношений, показателем стабильности на мировом пространстве. Владение и контроль над территориями нефтедобычи стали первоочередными целями промышленно развитых государств. Они определяются двумя взаимосвязанными факторами: с одной стороны, производством и запасами энергоресурсов, с другой - их потреблением.
     Несмотря на развитие других источников энергии (солнечной, ветряной, геотермальной), передовую роль в снабжении энергией любых отраслей экономического сектора продолжает оказывать сырьевое топливо. На сегодняшний день около 75-80% используемых на планете энергоресурсов составляют нефть, газ и уголь.
     Среди сырьевых ресурсов наибольшие запасы в мире приходятся на уголь: их разведанный объем оценивается примерно в 5 трлн тонн. Они в основном сосредоточены в США, Китае, РФ, ЮАР и ФРГ. Однако при низкой рентабельности добычи и реализации угля его производство сокращается. Вместе с тем при цене нефти более 60 дол. за баррель значение угля может увеличиться, ибо при таком ценовом уровне он способен заменить нефть. 
Крупнейшие производители нефти - Саудовская Аравия (12,3 % от общемирового производства), США (9,8 %), Россия (9,0%), Иран (5,2%), Мексика (4,8%), Венесуэла (4,6%), Норвегия (4,4%), Ирак (3,6%). 
     В структуре мировых доказанных запасов нефти (139,66 млрд. тонн) наибольший удельный вес на 1998 г. занимали члены организации стран- экспортеров нефти - ОПЕК (77,8%), в том числе Саудовская Аравия (25%), Ирак (10,8%), ОАЭ (9,3%), Кувейт (9,2%), Иран (8,6%). На развитые страны - члены ОЭСР приходится 8,1%; доля стран, не входящих в ОПЕК, составляет 7,7%. На Россию - около 4,7%. Запасы нефти в Каспийском регионе оцениваются примерно в 5% от общемировых, однако здешняя нефть может иметь стратегическое значение для близлежащих ее рынков - Европы и Южной Азии. 
      Обеспеченность мировой экономики разведанными запасами нефти при современном уровне добычи (около 3 млрд тонн в год) - 45 лет, при этом страны ОПЕК способны сохранять нынешний объем добычи в течение 85 лет. Однако с учетом технического прогресса (энергосберегающие технологии, более широкое использование альтернативных источников энергии) и при сохранении нынешних темпов потребления этот период обеспеченности может увеличиться. 
Доказанные запасы природного газа в мире - 144 трлн куб. м., из которых 34,4% приходятся на РФ и 15% на Иран. Остальная часть данного ресурса расположена в основном на территориях США, Туркмении, Алжира, Норвегии, Ливии, Канады. Эти же страны - ведущие производители и экспортеры газа (кроме США). Мировая экономика обеспечена природным газом на ближайшие 70 лет при нынешних темпах его производства (около 2,2 трлн куб. м. в год). 
      Основные потребители топливно-энергетических ресурсов - промышленно развитые страны (США, Германия, Франция, Италия, Япония, Китай), в то время как главными экспортерами являются развивающиеся государства, страны с переходной экономикой (в том числе Россия, члены ОПЕК), а также развитые Норвегия, Нидерланды, Канада, Австралия.
      России принадлежит исключительно значимая роль на международных рынках топливно-энергетических ресурсов. Она предопределяется как запасами подобных ресурсов на территории РФ, так и ее долей в их мировом экспорте. В России неуклонно растет экспорт нефти и газа, что позволяет ей не только удерживать позиции на своих традиционных рынках, к числу которых в первую очередь относится Европа, но и завоевывать новые. Экспортные направления ТЭК России постепенно оттесняет страны ОПЕК с европейского рынка нефти, 32% которого приходится на отечественную нефть1.
     Энергетика является приоритетной сферой инновационного развития для многих стран мира в политическом, экономическом и социальном плане. Обеспечение лидерских позиций требует постоянных усилий по совершенствованию в области топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и последовательной интеграции в мировую энергетическую систему. Поскольку, (ТЭК) включает производственные процессы и добычу топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), система находится под особым присмотром государства и довольно строго контролируется. Состояние 
ТЭК тесно связанно с уровнем как национальной безопасности в целом, так и ее 
экономической составляющей.
     Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025г.  На 35 млн. баррелей в день (42%); газа на 1,7 трлн. Куб. м в год (60%) (рис. 1.1).
   
     
     Рис. 1.1. Динамика потребления энергии в мире
     
     Ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами:
     * резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);
     * увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства газа в развитых экономических странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта);
     * недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных  мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;
     * недостаточная информационная транспарентность мировой торговли нефтью.
     Все эти обстоятельства выдвинули на передний план проблему энергетической безопасности. В свою очередь, процессы глобализации, с которыми мировое сообщество столкнулось еще в XX веке, непосредственно затрагивают сферу мировой энергетики.
     Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности как, в первую очередь, надежность обеспечения всех стран и всего населения планеты энергоресурсами.
     Достижению глобальной  энергетической безопасности, по нашему мнению, будет способствовать реализация всем мировым сообществом системы мер по трем основным направлениям:
1. надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами энергоресурсов;
2. рост эффективности использования энергетических ресурсов и защита окружающей среды;
3. разработка и использование новых источников энергии.
     Свой вклад в решение проблемы глобальной энергетической безопасности Россия вносит как непосредственно в процессе развития топливно-энергетического комплекса страны, так и в ходерасширяющегося международного сотрудничества2.
     
1.2 История энергетической дипломатии
     Становление принципиальных основ и схем реализации энергетической дипломатии подробно изложено в исследованиях последних десятилетий. С.З.Жизнин охарактеризовал энергетическую дипломатию как новое функциональное направление современной дипломатии3. М.Е.Богучарский в качестве важной особенности энергетической дипломатии подчеркивает «тесное взаимодействие внешнеполитических ведомств и компаний, а также активную роль самих компаний на международной арене в качестве самостоятельных «игроков» и характеризует энергетическую дипломатию как «инструмент проведения внешней политики и средство регулирования международных отношений в энергетической сфере, включающий в себя целый ряд вопросов, среди которых: надежное снабжение потребителей энергоносителями, доступ к их источникам, маршруты транспортировки углеводородного сырья и электроэнергии, международные аспекты энергетики»4. И.С. Гумарова оперирует понятием энергетической дипломатии как синонимом «нефтегазовой дипломатии», утверждая, что такое словоупотребление является абсолютным значением энергетической дипломатии. Помимо этого, в употреблении существуют такие понятия как «надежное снабжение потребителей энергоресурсами, доступ к источникам сырья, маршруты транспортировки углеводородов», - что традиционно связью с природными ресурсами нефти и газа5.
     Стоит уделить внимание тому факту, что в большом количестве исследований энергодипломатия показана в целом со стороны потребителей, а не с ракурса отрасли добычи энергоресурсов.
     Это видно из того, что само понятие энергетической дипломатии изначально появилось для осуществления интересов стран-потребителей энергоресурсов. Катализатором становления энергетической дипломатии как составляющей основного направления дипломатии у многих стран мира во многом стал кризис в энергетической сфере второй половины ХХ века. Проблемы сырьевой зависимости показали значимость энергосырьевого фактора в международной политике. В результате этого европейские страны и Запад начали усиленно изучать проблематику энергетической дипломатии. Такие исследователи, как Дж. Ягер, У.Леви и многие другие авторы занимались вопросами геостратегических характеристик государств и регионов, обладателей сырьевыми энергоресурсами (среди которых, страны Ближнего Востока). Они анализировали темы энергетических интересов США и других стран, зависимых от энергоресурсов, обосновывалась идея создания блока стран-потребителей для противостояния ОПЕК и эффективного влияния на состояние мировых рынков нефти и газа.
     После преодоления нефтяного кризиса 70-х годов такая тактика не только укоренилась, но и получила право на существования и развитие в работах М. Голдмана, Дж. Стерна и других авторов, которые разрабатывали проблематику мирового энергетического обмена в аспекте возможного использования «энергетического фактора» со стороны стран-экспортеров в целях политического давления на страны-импортеры энергоресурсов. Взгляд на энергетическую безопасность как на безопасность, в первую очередь, потребителей, присутствует и в работах Д. Ергина. Проявления этого взгляды заметны и в ряде работ российских авторов. Так, М.Е. Богучарский подразделяет конкретные акции энергетической дипломатии на экономически и политически мотивированные, подчеркивая, что «энергетический фактор не раз использовался для достижения конкретных внешнеполитических целей» .
     Следует заметить, что подход, ставящий первоочередной задачей потребителей энергоресурсов и нацеленный на международно-правовой захват позиций приоритета их интересов над интересами стран-производителей энергоресурсов (заведомо подозреваемых в использовании энергетического фактора для достижения своих политических целей), является одним из базовых элементов в формировании энергетической дипломатии стран ЕС.
     Целью таких контекстных подходов явилось формирование понятия энергетической дипломатии, и не могло не наложить сопутствующий след на его структуре. Помимо того, что в корне самого энергообмена находится элемент различия и взаимокомпенсации интересов экспортеров энергии и потребителей энергоресурсов. Такая система должна иметь реальное отражение и на теоретическом уровне, в именно, в понимании энергетической дипломатии.
     Отличительный фактор ситуации в области передового мирового обмена энергоресурсами извлечен из положения национальных интересов государств. Так, основные ресурсы углеводородов находятся под строжайшим присмотром национальных госкомпаний, несмотря на то, что основные рынки сбыта и процессы переработки энергетического сырья находятся под прессом транснациональных корпораций. Следовательно, основные госкорпорации (расположенные, в первую очередь, в государствах ЕС), пытаются расширять свою деятельность влиянием на сырьевую отрасль, и, в то же время, национальные компании, имеющие в собственности основные ресурсы, стремятся внедриться в процесс разработки сырья и с целью выручки капитала в сфере транспортных и сбытовых структур. Постоянное влияние госкомпаний, направленное на расширение территорий своего присутствия, получает толчок противодействия со стороны ТНК. Если это противодействие происходит в экономической форме, то происходит процесс интеграции, который выражается в масштабном укрупнении бизнеса путем слияний и поглощений компаний. Не случайно, как отмечает К.Симонов, «именно укрупнение бизнеса продолжает оставаться главной и весьма устойчивой тенденцией мирового рынка нефти и газа в течение уже нескольких десятилетий»6. Однако в силу урезания числа активов, каждая сделка приковывает пристальное внимание политиков и общественности, рассматривающих ее в свете национальных интересов. Поэтому в последние годы основные слияния происходят, если не в рамках одного государства, то, по крайней мере, между дружественными странами, в рамках регионального объединения или общего геополитического пространства. Например, при продаже американской корпорации в 2005 году в тендере участвовала китайская компания CNOOC, которая готова была предложить самые выгодные условия сделки. Однако в итоге компания была продана американской корпорации Chevron, в чем немаловажную роль сыграл политический фактор.
     Неудачная попытка госкорпораций захватить место в сфере распространения энергосырья приведена на примере противостояний между российским «Газпромом» и правительством Великобритании весной 2006 г. «Газпром» ранее выразил желание приобрести энергетические компании Британии Centrica и  ScottishPower, тем самым вызвала протест британского правительства. Что расценивалось как покушение на энергетическую безопасность страны правительством Великобритании по политическим соображениям.  В обход закона 2003 года, согласно которому государство не имеет право по политическим мотивам регулировать деятельность компаний на британском рынке. Резонансными стали статьи в лондонской газете FinancialTimes о том, что в подобном случае госинституты не остановится перед разработкой акта вторичного законодательства, в котором должно быть прописано о невозможности приобретения российской компанией британских предприятий.
     В свою очередь «Газпром» выразил негативную реакцию по данному поводу. В ответ этому Еврокомиссии подготовили регулирующие документы, которые должны защищать энергобезопасность государств Европы с помощью влияния со стороны государственных ведомств по внешней политике.
     В целях осуществления общей идеи либерализации мирового энергосырьевого рынка, поставленных Евросоюзом, как и в направлении перспективном для России - ориентации на отстранение от чисто сырьевой зависимости ТЭК, идея включения  «Газпрома» в состав распределительного сектора представляется вполне обоснованной. И всё же реакция Лондона и Брюсселя со всей резкостью показывает, насколько эта идея не сопоставляется с общей логикой противоборства госкомпаний и ТНК на нынешнем глобализированном рынке энергопотребления. Это и является поводом в противодействии госкомпаниям со стороны ТНК и может выражаться в политической форме. Так интересы частных компаний оказываются представленными во внешней политике государств, составляя предмет энергетической дипломатии.
     Госкомпании в свою защиту от данного влияния (на их государство) весьма усложняют условия присутствия западных ТНК на своих рынках, привлекая их лишь до того момента, пока им это выгодно и до того, пока они нуждаются в прибыли от внешних доходов. Вспомним, как в 70-е гг. ХХ века страны Персидского залива национализировали свои нефтяные активы и аннулировали концессии, что и привело к нефтяному краху. Так же эта политика ведется и на сегодняшний день. В 2006 году правительство Венесуэлы потребовали зарубежные энергетические корпорации, специализирующиеся на иследовании нефтегазовых месторождений, заключить миграционные соглашения, направленные на создание общих предприятий. Ход действия данных соглашений контролировала  государственная нефтяная компания PetroleosdeVenezuela (PDVSA).
     Таким образом, в основе энергетической дипломатии современных стран лежат экономические интересы – с одной стороны, это интересы госкомпаний, занимающихся разработкой энергетических ресурсов, с другой стороны, интересы ТНК, владеющих перерабатывающими предприятиями и распределительными сетями, - а, соответственно, и государств, представляемых теми и другими компаниями. С учетом этого энергетическая дипломатия по праву может быть охарактеризована как направление экономической дипломатии – одно из важных и самостоятельных ее направлений, наряду с такими, как инвестиционное, валютно-финансовое и торгово-экономическое.
     Еще один из аспектов энергетической дипломатии связан с заинтересованностью экономик стран и регионов в обеспечении энергетическими ресурсами. Не так давно в международно-политической науке появился новый термин - «ресурсная дипломатия», или «дипломатия ресурсов». Как отмечает А.В.Торкунов, формирование этого термина связано с широкой трактовкой каждого из двух составляющего его смысловых компонентов: «Дипломатия» включает не только традиционные инструменты реализации внешней политики государства, но и наднациональные интеграционные механизмы, и возрастающую активность регионов, и деятельность крупных компаний. «Ресурсы» понимаются не только как уголь и нефть, газ и запасы воды, но и как передовые технологии, новые методы организации производства, использование международных финансовых механизмов. Органичное соединение этих максимально широких трактовок порождает новое понятие «дипломатия ресурсов», включающее элементы экономики, политики, экологии, технологии, управления, финансов». Эвристическая ценность нового понятия видится в том, что оно «как бы концентрирует основные проблемы современных международных отношений: сочетание процессов глобализации и регионализации, соотношение интересов национальных государств и международного сообщества в целом, разрыв между развитыми государствами и развивающимися странами, диалог Север – Юг»7.
     Итак, энергетическую дипломатию можно определить, как сложную, системно организованную и институционально оформленную деятельность, в ходе которой цели и задачи международной энергетической политики государств реализуются путем переговоров и иных информационных взаимодействий. Если бы энергетическая дипломатия осуществлялась только главами государств и правительств, то ее следовало бы определить как одно из направлений государственной дипломатии, и специфика этого направления заключалась бы только в его содержании – задачах, предметной направленности и т.п. Но поскольку в реализации энергетической дипломатии участвуют и иные лица, в том числе руководители и представители государственных и транснациональных корпораций, энергетическая дипломатия должна рассматриваться как деятельность относительно институционально обособленная.
     
     
     
     
     

ГЛАВА 2 ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РФ И ЕС В ФОРМАТЕ ЭНЕРГОДИАЛОГА
     
2.1 Основные формы дипломатических контактов РФ и ЕС
     
     В конце ХХ в. заметно усилилось межгосударственное взаимодействие в энергетической сфере. Это стало особенно заметным в конце 1990-х — начале 2000-х гг., когда после резких колебаний цен на рынках нефти произошло серьезное потрясение в мировом энергетическом хозяйстве. Что дало повод говорить о новом энергетическом кризисе и привело к существенной активизации международной энергетической политики в глобальном и региональном масштабах.
     Как известно, после первого энергетического кризиса середины 70-х гг. энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный, что привело к формированию и дальнейшему развитию энергетической дипломатии ряда ведущих государств мира. Ее важной особенностью стало тесное взаимодействие внешнеполитических ведомств и компаний, а также активная роль самих компаний на международной арене в качестве самостоятельных «игроков». В течение последних десятилетий наблюдается развитие концептуальных основ и механизмов реализации энергетической дипломатии в многостороннем и двустороннем форматах.
     В начале XXI в. существенно увеличились масштабы мировой торговли энергетическими ресурсами. Это привело к тому, что увеличивающиеся объемы этих ресурсов требуют новых маршрутов от добывающих регионов до потребительских рынков. В связи с чем усложнилась международная карта транзитных систем из-за воздействия технологических, геополитических и геоэкономических рисков8.
     В практике энергетической дипломатии проблемы международного транзита возникают все чаще и чаще. Значительная доля энергоресурсов, поставляемых на европейский рынок, пересекает несколько государственных границ. В этой связи возникает вопрос о регулировании проблем, связанных с транзитом энергоресурсов на основе международного права.
     Также стоит подчеркнуть, как отдельный фактор, влияющий на энергетическую дипломатию, внутреннее право ЕС в энергетической сфере. Ограниченность собственной ресурсной базы Европы обусловливает существенную зависимость стран Евросоюза от внешних энергетических поставок, поэтому на сегодняшний день обеспечение энергетической безопасности становится стратегической задачей для Европейского союза. Исследование процессов, влияющих на состояние энергетической безопасности, представляет научно-теоретический интерес, поскольку дает возможность спрогнозировать взаимоотношения между Россией и Европейским союзом в области стабильных поставок энергоресурсов. Наиболее острой остается зависимость ЕС от импорта нефти, в меньшей степени регион зависит от импорта природного газа.
     Внешнеэкономические интересы России в отношении энергетического сотрудничества с ЕС связаны с тем, что страны ЕС являются традиционным и емким рынком для ее энергоресурсов, а также поставщиком для энергетического оборудования и технологий. Кроме того, ЕС обладает значительными финансовыми возможностями, необходимыми для модернизации российского ТЭК.
     ЕС развивает сотрудничество с Россией в энергетической сфере (запуск «Северного потока» и строительство «Южного потока»), но при этом в целях обеспечения энергетической безопасности стремится максимально диверсифицировать источники энергоресурсов. В подобных условиях усиливающейся конкуренции со стороны как региональных, так и внерегиональных экспортеров нефти России очень важно сохранить позиции своих ресурсов на европейском рынке, обеспечить выгодные и надежные условия транзита энергоресурсов.
     Евросоюз продолжает рассматривать Россию как своего основного стратегического партнера в обеспечении энергетической безопасности, это объясняется наличием в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, требующего значительных и долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений, модернизацию существующей и ввод в эксплуатацию новой энерготранспортной инфраструктуры9.
     Основные экономические интересы ЕС в сотрудничестве с Россией сосредоточены на обеспечении доступа к ресурсно-сырьевой базе, участии в ее развитии, а также надежной транспортировки энергоресурсов на внутренний энергетический рынок ЕС.
     Руководство дипломатической деятельностью РФ осуществляется правительством, непосредственное оперативное руководство — ведомством иностранных дел. Однако стоит отметить растущее влияние крупнейших транснациональных корпораций на политику и дипломатию государств.
     Особенность энергетического фактора в российской внешней политике обуславливается и тем, что Россия является одним из ключевых игроков на мировом рынке углеводородов, участвует в напряженной конкурентной борьбе и в то же время взаимодействует со странами ОПЕК, странами-потребителями, а также ведущими западными ТНК. ТНК при этом при помощи правительств и международных финансовых организаций пытаются влият.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44