VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Влияние экскурсии на развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007704
Тема: Влияние экскурсии на развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Формирование экологической культуры подрастающего поколения – одна из  главных  задач общества  в наши дни,  так  как  взаимодействие  человека  и природы  превратилось  в  одну  из самых  актуальных  проблем.  Именно от 

состояния окружающего мира напрямую зависит жизнь человека, его здоровье.

Экологическая ситуация обострилась в середине прошлого века и поставила вопрос об отношении природы и культуры в иную плоскость, нежели он рассматривался и решался исторически. Доктор философских наук, профессор Э.В. Гирусов (область научных интересов: проблемы взаимодействия общества и культуры, аспекты теории экологической культуры) связывает это,  прежде  всего,  с  тем,  что радикально  меняется  соотношение естественного и искусственного в результате возросшей технической мощи человечества и перехода его на глобальный уровень взаимодействия с природной средой.  Человечество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой – и тогда неизбежна экологическая катастрофа, либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни. Чтобы осуществить второй вариант, необходимо переориентировать все виды человеческой деятельности. «Изменение ориентации деятельности связано с коренной перестройкой мировоззрения, прежде всего той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей под воздействием противостояния человека природе. Иными словами, предстоит основательная ломка ценностей как материальной, так и духовной культуры и формирование новой – экологической – культуры» [9, С. 74-92].

Отношение к природе закладывается у человека с самого раннего возраста, когда формируются навыки, умения и черты характера. Ребенок получает начальные сведения об окружающем мире, у него складывается первое понимание того, что необходимо бережно относится к растениям, животным, природе в целом. Именно поэтому экологическому воспитанию детей на современном этапе придается первостепенное значение. 

Экологическое воспитание достаточно новое направление в педагогике, которое начало складываться в последние годы. В качестве теоретических основ формирования экологической культуры личности и детей дошкольного возраста в частности используются работы Э.В.Гирусова, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Л.М.Маневцовой. Кроме того, в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей. 

Особая роль в ознакомлении детей с окружающим миром и формировании правильного отношения к нему принадлежит экскурсиям. Они позволяют знакомить дошкольником с природными объектами и явлениями в естественной среде, показывать их связь. Дети учатся различать сезонные изменения природы, наблюдают ту или иную деятельность людей. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность детей, возникновению у них интереса к природе. Исследователи отмечают также роль экскурсий в эстетическом воспитании детей и не только: «Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе» [21].

Другими словами дошкольники познают мир во всем его многообразии.  

Экскурсии как форме экологического воспитания дошкольников уделяли внимание ряд исследователей. Среди них –  доктор п.н., доцент Николаева С.Н., к.п.н., к.биол.н. профессор Рыжова Н.А. Тем не менее, тема проведения экскурсий недостаточно разработана и требует дальнейшего изучения и проработки. Все это определило актуальность темы.

Цель исследования – выявить влияние экскурсии на развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие «экологическая культура» и «экологическое воспитание»;

охарактеризовать методы и приемы формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста;

провести формирующий эксперимент по воспитанию экологической культуры детей  посредством проведения практических занятий;

разработать практические рекомендации по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – экологическая культура детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры 

детей-дошкольников с помощью экскурсии.

        Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:  предположить, что экскурсии в природу  могут являться наиболее эффективным средством формирования  экологической культуры у детей дошкольного возраста, если:

будет организована предметно-развивающая среда в группе и в ДОУ, направленная на формирование экологической воспитанности детей;

ребенок будет являться субъектом и активным участником во всех видах экологической деятельности;

педагог будет владеть экологическими знаниями и технологиями в организации и проведении экскурсий в природу;

родители будут являться активными участниками педагогического взаимодействия.

        Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ  методической литературы, нормативных, программно-методических документов. Педагогический эксперимент, включающий констатирующий и контрольные этапы. Тестирование проводилось  по методике Соломенниковой О.А.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет, а также цель и задачи исследования.

В Главе I охарактеризованы понятия «экологическая культура» и «экологическое воспитание», определены методы и приемы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Во II  Главе подробно рассматриваются методы и  психолого-педагогические приемы по формированию  экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проведения  экскурсий и их организации. 





































ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ



Экологическая культура как результат целенаправленной

педагогической деятельности



Если пользоваться самым общим понятием «экологическая культура», то его можно расшифровать как «совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к  природе». 

При этом процесс формирования у людей сознательного отношения  к окружающей среде,  направленного на охрану и рациональное использование  природных ресурсов, называется экологическим воспитанием [10].

То есть, можно сказать, что экологическое воспитание – это и есть процесс формирования экологической культуры.

Исследователи, которые занимались изучением данной проблемы, расширяют трактовку понятия «экологическая культура».

Э.В.Гирусов пишет: «Если в целом культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих общественный прогресс, то экологическая культура – обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой. Если в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путем его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как ее жизнепригодность)» [9, С. 74-92]. Экологическая культура, считает исследователь, включает в себя экологическое знание, безопасные или даже благоприятные для природного равновесия технологии деятельности, нормы и ценности, навыки поведения, созерцание и чувства и распространяется на всю систему активности людей. При этом уровень развития экологической культуры становится в современных условиях одним из важнейших показателей зрелости и прогрессивности общественной системы. 

Похожую трактовку дает Б.Т.Лихачев. Он пишет, что экологическая культура включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [20]. При этом формируется она из «экологического сознания» – это экологические знания, а именно факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. 

В свою очередь, экологическое сознание как важная составляющая мировоззрения детей формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы [20].

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дети в процессе изучения различных предметов приобретают экологические знания. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. 

По мнению С.Н.Николаевой, экологическая культура у детей – это осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [23, с. 3].

Таким образом, мы видим, что наряду с понятием «экологическая культура» исследователи активно используют понятие «экологическое воспитание» или «экологическое образование», которые, по нашему мнению, можно рассматривать как синонимичные дефиниции. Поэтому в дальнейшей работе уделим внимание именно экологическому воспитанию дошкольников, как процессу формирования у них основ экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как части природы, к вещам и предметам природного происхождения, которыми он пользуется. 

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, которое появилось на рубеже 1980-1990-х гг. и находится на этапе становления. Именно в это время особую актуальность приобрели вопросы формирования положительного отношения к природе, так как в конце XX века обострились экологические проблемы. Экологическое воспитание появилось в школьном и вузовском образовании. Особое место оно заняло в дошкольном образовании, так как правильное отношение к природе и окружающей среде особенно важно формировать именно в раннем возрасте. 

Сейчас экологическое воспитание – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. Оно реализуется во всех дошкольных учреждениях страны.  Разработаны специальные программы.  Среди специализированных программ экологического образования можно выделить «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, «Паутинка» Ж.Л.Васякиной-Новиковой, «Мы – земляне» Н.Н.Вересова, «Природа и художник» Т.А.Копцевой, «Семицветик» В.И.Ашикова, С.Г.Ашикова, «Красота – радость – творчество» Т.С.Комаровой и многие другие.

Одну из наиболее расширенных трактовок понятия «экологическое воспитание (образование)» дает Н.А.Рыжова. По ее мнению, экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных  моральных норм, в системе ценностных ориентаций [32, с.15].

Чтобы достичь это эмоционально-положительное отношение к окружающему миру у детей, необходимо решить определенное количество взаимосвязанных задач в сфере обучения, воспитания и развития ребенка. В частности:

сформировать систему простейших научных экологических знаний, которые будут понятны детям дошкольного возраста;

научить наблюдать за природными объектами и явлениями;

воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающему миру в целом; развивать чувство сопереживания к объектам природы;

сформировать основы системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

развивать познавательный интерес к окружающему миру;

привить желание сохранять природу и по возможности оказывать ей помощь (уход за растениями и животными);

освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе и навыки рационального природопользования в ежедневной жизни;

заложить первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения, которое будет безопасным для природы и для самого ребенка;

научить ребенка предвидеть последствия определенных поступков и действий по отношению к природе.

При этом Н.А.Рыжова выделяет следующие принципы отбора экологического образования дошкольников.

Научность. Ознакомление дошкольников с системой элементарных экологических знаний, которые становятся фундаментом для формирования основ мировоззрения ребенка, развития его познавательного интереса. «Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках» [32, с. 17].

 Доступность. Этот пункт важный и тесно связанный с принципом научности, предполагает также важность для детей получаемых ими знаний, их эмоциональную окраску.

Гуманистичность. С точки зрения воспитания применение этого принципа значит формирование человека, который обладает новыми ценностями, владеет основами культуры потребления, ведет здоровый образ жизни. 

Прогностичность. Данный принцип значит, что благодаря экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста сформируются простейшие представления о взаимосвязях, которые существуют в природе, а на их основе появится умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде на отдыхе, во время труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).

Деятельность. Экологическое воспитание помогает детям понять, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую среду. Дошкольники должны обязательно участвовать по мере сил и возможностей в экологически направленных акциях и видах деятельности.

Интеграция. Данный принцип означает необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность. Это общее, целостное восприятие детьми дошкольного возраста окружающего мира и их единства с миром природы. 

Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников можно употреблять нейтральные, положительные или отрицательно-положительные данные. Последнее предполагает, что говоря об отрицательных фактах человеческого влияния на окружающую среду, воспитатель демонстрирует положительный пример или вероятный выход из описываемой ситуации. «Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат... Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем. Задачи же экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» - вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира» [32, с. 20-21].

Регионализм. Необходимо отдавать предпочтение изучению региональных проблем, а не только глобальных. 

Системность. Важна последовательность усвоения экологических знаний.

Преемственность. Данный принцип означает взаимосвязь всех звеньев системы непрерывного образования: детский сад – школа – вуз и т.д.

Э.В.Гирусов отмечает также следующие требования к экологическому воспитанию. Это комплексный характер освещения экологических явлений, приоритетность природных факторов как наиболее важных и незаменимых перед современными техническими средствами [9, С. 74-92].

Многие исследователи сходятся во мнении, что передавать ребенку сумму знаний об окружающей среде необходимо при непосредственном познании объектов природы [11, с. 3]. Это подтверждает и С.Н.Николаева: «Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним» [23, с. 3].

Ведь чаще всего причину негативного отношения дошкольников к окружающей природе можно объяснить элементарным отсутствием знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. Н.Ф. Виноградова считает, что это сказывается ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе [5, с. 52]. 

Именно поэтому особенно важно формировать у детей дошкольного возраста простейшие представления о растениях и животных как живых организмах, при этом прослеживать их взаимосвязь с окружающей средой, говорить о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Чем раньше дошкольники осознают закономерности взаимосвязи человека и окружающей среды, тем глубже будет интерес к живой природе, который впоследствии выльется в бережное отношение к ней, сформирует готовность ее защищать.

Если обобщить все приведенные выше определения, можно выделить следующие цели экологического воспитания детей дошкольного возраста. Во-первых, это воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение). Во-вторых, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие). В-третьих, развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее). И наконец, в-четвертых, готовность детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за животными и растениями, по защите и охране природы. Все это позволяет сформировать основы экологической культуры. 

Таким образом, мы видим, что формирование экологической культуры, осознанно-правильного отношения к окружающей среде, происходит в результате целенаправленной, системной педагогической деятельности. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».



1.2. Возрастные особенности познавательной деятельности и отношения 

к природе у детей дошкольного возраста



Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание начинается с самого раннего возраста и основывается на психических познавательных способностях детей. Это внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. 

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. У ребенка постепенно накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности. Дети усваивают знания, у них вырабатываются умения и навыки. При этом каждой возрастной группе  соответствует особая интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познавательной деятельности. 

Процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе формируются определенные черты, усваиваются новые знания, которые впоследствии занимают свое место в общем развитии  ребенка. 

В возрасте 2-3 лет дети активно познают мир, а накопление информации происходит благодаря личному взаимодействию ребенка с предметами, его наблюдениям за реальными явлениями. Здесь важно, чтобы предметная среда, окружающая ребенка, была разнообразной. Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Непроизвольное внимание преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Именно поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Так же как и внимание, память ребенка в этот период носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью ребенка, было интересно и эмоционально окрашено. Поэтому главным видом памяти ребёнка является образная память. 

К 3-4 годам дети накапливают определенное количество представлений и знаний об окружающей действительности. Но пока они почти не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества. Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства-тождества и различия, осуществлять классификацию. 

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень. Восприятие становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. Дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления. Начинает формироваться произвольная память.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что познавательное развитие детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, но и от активности самого ребенка. Речь идет о познавательном интересе. Он направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. 

Г.И.Щукина выделяет три формы познавательного интереса:

1. Ситуативный интерес (эпизодическое переживание).

2.Устойчивый активный интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности).

3. Личностный интерес (направление личности) [42].

При этом в качестве «стимула» познавательного интереса выступает, по мнению исследователя, занимательность. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, которые воздействуют на человека. В этой природе занимательности и заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, такие как: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности являются, пишет Г.И.Щукина, «сильнейшими побудителями познавательного интереса» [42].

Но у каждого ребенка познавательный интерес имеет индивидуальные особенности, различаются его мера и направленность. Задача воспитателей – формировать и развивать этот интерес, потребность в познаниях.

Именно воспитатель является носителем экологической культуры для детей. С.Н.Николаева пишет: «Он (воспитатель) знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве» [25, с. 4]. 

Экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этапе дошкольного образования ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо. Происходит постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания и различными ее представлениями до осознанного понимания этого взаимодействия. У детей складываются лишь первые представления о жизни природы, но тем важнее  отобрать для них базовый минимум экологических знаний, которые впоследствии составят фундамент для овладения наукой естествознания. 

Представления детей дошкольного возраста о природе распределяются по возрастным группам по концентрическому принципу [13, с. 5-6]. 

Так, уже на втором году жизни у детей формируются самые первые представления о животных, которые живут рядом (собака, кошка, рыбки и другие), домашних растениях (растения в горшках, цветы в вазе), природных явлениях (солнышко, ветер, дождь и так далее).

Более сложными эти представления становятся у детей первой младшей группы (2-3 года). Постепенно складывается определенный круг знаний:

о домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, коза, свинья, курица, гусь и т.д.), их детенышах (котенок, щенок, цыпленок, козленок, жеребенок и т.д.);

о диких животных и птицах (воробей, голубь, волк, лиса, заяц и т.д.);

о неживой природе (река, пруд);

о явлениях природы и временах года (зима, лето, весна, осень) и их особенностях (снег идет зимой; летом стоит жаркая погода; деревья распускаются весной; осенью опадают листья);

о погодных явлениях и отношении к ним людей (в дождь на улице сыро; когда идет снег, становится холодно и т.п.).

Дети  младшей группы (3-4 года) имеют элементарные представления об окружающих предметах, понимают простые закономерности и зависимости. Воспитатель развивает интерес дошкольников к объектам живой и неживой природы и предоставляет детям возможность экспериментировать с некоторыми из них (глиной, водой, песком и т.д.).

В средней группе (4-5 лет) в разделе «Природа» воспитатель продолжает регулярно изучать с детьми объекты живой и неживой природы. Обращает внимание на суточные изменения в природе (вечером на улице темнеет, появляются звезды). Учит  распределять предметы по разным признакам (животные, овощи, фрукты, деревья и так далее), классифицировать объекты природы. Кроме того, воспитатель устраивает вместе с детьми элементарные опыты, например, с водой, глиной, знакомит с их свойствами, с тем, как использует данные предметы человек. Также формирует представления о самых простых природных взаимосвязях, помогает устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе. Вместе с детьми воспитатель говорит о некоторых правилах поведения в природе и в быту (убирать мусор,  выключать за собой свет и т.п.).

В старшей группе (5-6 лет) у детей уже начинают формировать начала экологически грамотного поведения, учат бережно относиться к окружающему миру, знакомят с составлением простейших планов и схем окружающего пространства. Формируются представления ребенка о цикличности в природе, связи животных, растений с различными средами, о том, что животные и растения приспосабливаются к разным условиям обитания, о связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) воспитатель:

формирует общие представления о Земле, показывает глобус, карту, расположение на них России, Москвы;

дает сведения о других небесных телах, кроме Земли, рассказывает о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли;

разъясняет, что жизнь людей устроена по-разному в холодных и жарких странах и т.д.;

рассказывает о народах, населяющих Россию, о том, что дети, посещающие группу, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках;

учит ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам, находить связь между климатом и образом жизни людей;

объясняет, как различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, дышат, питаются, размножаются, у них бывают детки), приводит несколько примеров тех и других;

знакомит с тем, как менялся на протяжении истории климат, как человек приспосабливался к окружающему, как менялась его деятельность;

знакомит с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;

объясняет, что такое Красная книга, заповедник, как люди охраняют природу и т.п.;

показывает, что для разных мест характерны разные объекты живой и неживой природы (в Австралии — кенгуру, в Арктике — белые медведи);

дает представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной речке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где часто ходит много людей, не растет трава);

формирует навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), в быту прививает навыки рационального природопользования (экономия света, воды) и т.д.

При этом в экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению [11, с. 3].

Существующая типовая программа для детского сада содержит раздел по ознакомлению детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, труда человека в природе. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование элементарных навыков ухода за обитателями уголка природы. 



1.3. Методы и приемы воспитания экологической культуры

 у детей дошкольного возраста



Экологическое воспитание и природоведческое обучение (формирование знаний, умений) в методическом плане реализуется всем набором методов и приемов, известных дидактике с учетом возрастных особенностей детей. 

 Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему мир [21].

         Традиционно методы обучения в педагогике подразделяются на  наглядные, практические, словесные. 

Наглядный метод с наибольшей полнотой соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяющий сформировать у них яркие, конкретные представления об окружающей природе.

Применение наглядных методов связано с реализацией принципа наглядности. Организованные наблюдения детей происходят под непосредственным руководством педагога в форме демонстрации. При этом педагог демонстрирует детям натуральные объекты, макеты, муляжи, картины, учебные фильмы, модели, опыты и т.п., так как это возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. С помощью наблюдения дети могут усвоить самые разные знания – свойства  и качества предметов, их структуру и внешнее строение, причины изменения и развития растений, животных, сезонных явлений.

С помощью наблюдения ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений  за одним и тем же объектом. Это помогает распределить получаемые знания на отдельные блоки, что в свою очередь обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение дошкольниками. С каждым следующим наблюдением воспитатель может демонстрировать детям новые признаки и особенности уже знакомого объекта, уточнять и расширять представления о нем. 

Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.  «Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении», – пишет С.Н.Николаева [23, с. 5].

С помощью наблюдения можно показать дошкольникам природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Ведь многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению.

Корректная организация чувственного восприятия объектов природы формирует и развивает у детей отчетливые представления о растениях и животных, о сезонных явлениях природы. С помощью целенаправленных наблюдений воспитатель может сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, выделить для детей наиболее значимые признаки объектов и явлений.

Несколько слов следует сказать об иллюстративно-наглядном материале. Это дидактические картины, репродукции картин, кинофильмы, фотографии и так далее. Такие материалы позволяют закреплять и уточнять представ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.