- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Вербальные и невербальные способы и средства массовой коммуникации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001578 |
Тема: | Вербальные и невербальные способы и средства массовой коммуникации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ (РУДН) Курсовая работа по дисциплине «Основы теории журналистики» на тему: «Вербальные и невербальные способы и средства массовой коммуникации» Студент: Муртузаева А. А. Группа: ФЖБВ-1 Специальность: Журналистика Преподаватель: Трофимова Г. Н. МОСКВА 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Общие сведения о невербальных средствах общения 5 1.1 Понятие невербального общения 5 1.2 Функции невербального общения 6 1.3 Факторы, оказывающие влияние на невербальное общение 12 Глава 2. Средства невербального общения 14 2.1 Виды невербальных языков 14 2.2 Визуальная и акустическая система невербального общения 17 2. 3.Тактильно-кинестезическая и ольфакторная система невербального общения 28 Глава 3. Вербальное общение 31 3.1 Понятие вербального общения 31 3.2 Функции вербального общения 31 3.3 Культура речи 32 Заключение 35 Список литературы 36 Введение Проблема общения достаточно актуальна в наше время. Очень важно знать виды, средства, способы передачи информации и понимать ее значение. Понимание средств общения может улучшить и упростить отношения с окружающим людьми, добиться понимания собеседника, предотвратить конфликты. Можно использовать средства коммуникации и для того, чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими, поскольку бывают случаи, когда это необходимо. Однако важность средств общения распространяется не только на повседневную жизнь человека, поскольку умение понимать невербальный язык может использоваться в профессиональных сферах, например, при допросах преступников, в педагогической работе и т.д. Известно, что общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. Но невербальный язык менее контролируем нашим сознанием, чем вербальный, и по этой причине он более достоверен. И в том случае, если информация, которая поступает по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то доверяют невербальным средствам общения. Другими словами, жесты, мимика, позы человека являются своеобразной «утечкой информации», т.к. люди практически никогда не задумываются над своими движениями во время беседы и в той ситуации, когда их слова и мысли не совпадают, жесты и глаза это сразу выдают. Невербальные сигналы играют очень большую роль в общении. Значительная часть информации (до 75%) передается с помощью невербальных средств общения. Невербальные сигналы дают дополнительную, углубленную, информацию к вербальному общению. Эти сигналы показывают также психическое состояние собеседника, его отношение к теме дискуссии и участникам переговоров, а также различные желания, невыражаемые словами. Многие наши жесты не фиксируются сознанием, однако, в полной мере передают как настроение, так и мысли человека. Поэтому для того, чтобы быть внимательным и интересным собеседником, нужно разбираться и в жестах, и мимике, знать значение поз и телодвижений1. Целью данной работы является изучение особенностей невербальных и вербальных средств массовой коммуникации. Задачи: – изучить материал по теме невербального и вербального общения; – дать определение понятиям «невербальное общение» и «вербальное общение»; - проанализировать и определить их невербальных и вербальных средств массовой коммуникации; – выявить факторы, влияющие на невербальное и вербальное общение; – описать виды невербального и вербального общения; – дать классификацию систем невербального и вербального общения. Глава 1. Общие сведения о невербальных средствах общения 1.1 Понятие невербального общения Общение включает в себя два вида канала передачи информации: вербальный и невербальный. При этом невербальный язык менее контролируем нашим сознанием, чем вербальный, и по этой причине он более достоверен. И в том случае, если информация, которая поступает по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то доверяют невербальным средствам общения. Другими словами, жесты, мимика, позы человека являются своеобразной «утечкой информации», т.к. люди практически никогда не задумываются над своими движениями во время беседы и в той ситуации, когда их слова и мысли не совпадают, жесты и глаза это сразу выдают2. Невербальные средства общения представляют собой целую систему несловесных сигналов, внешних телесных движений, мимику, жесты, интонацию голоса, осанку, поза, походку человека3. По определению Козьякова, невербальное общение представляет собой общение посредством неречевых знаковых систем4. Альберт Мейерабиан показал, что передача информации происходит посредством вербальных средств (слов) только на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, в то время как на долю невербальных средств коммуникации пришлось 55%. Профессор Бердвиссл провел подобные исследования, чтобы выяснить какую долю составляют невербальные средства при общении людей. Его результаты показали, что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд, при этом в среднем человек говорит словами лишь в течение 10-11минут в день. Кроме этого, как и Мейерабиан, он также обнаружил, что вербальное общение в беседе составляет менее чем 35%, в то время как более 65% информации передается с помощью именно невербальных средств общения. 1.2 Функции невербального общения Преимущественная часть исследователей придерживается мнения, что словесный (или вербальный) канал общения используется для прямой передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» различных межличностных отношений, а в некоторых случаях используется даже вместо собственно словесных сообщений. Так, например, женщина может послать собеседнику-мужчине убийственный взгляд, таким образом она совершенно четко передаст ему свое отношение, не произнеся не слова. Кроме этого оказалось, что независимо от уровня культуры человека, слова и движения, которые их сопровождают, совпадают с такой высокой степенью предсказуемости, что этот исследователь даже утверждал, что достаточно хорошо подготовленный человек может по одному лишь голосу определить, какое именно движение делает человек в. момент произнесения какой-либо фразы. И также наоборот, Бердвиссл смог научиться определять, каким голосом говорит собеседник, наблюдая в этот момент за его жестикуляцией. И хотя проведено достаточно много исследований в области невербальных коммуникаций, все еще ведутся большие дискуссии по поводу того, можно ли считать невербальные средства общения врожденными или приобретенными, а также передаются ли они генетически или же приобретаются каким-то другим путем. Необходимая информация была получена благодаря наблюдениям за глухими, слепыми и глухонемыми людьми, которые не имели возможности обучиться невербальным средствам общения благодаря зрительным или слуховым рецепторам. Кроме этого, осуществлялись наблюдения за жестикуляцией у разных наций и изучалось поведение обезьян. Результаты этих исследований показали, что жесты можно классифицировать. Например, большинство детенышей приматов рождается со способностью к сосанию, это говорит о том, что эта способность или генетическая, или врожденная. В свою очередь немецкий ученый Айбль Айбесфельдт доказал, что способность слепых или глухих от рождения детей улыбаться проявляется без предварительного обучения, что подтверждает предположение о врожденных жестах. Ученые Экман, Зорензан и Фризен подтвердили и некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они исследовали выражения лица у людей, которые относились к представителям пяти сильно отличных друг от друга культур. Названные исследователи установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им сделать выводы, что эти жесты являются врожденными. Когда вы скрещиваете руки на своей груди, то скрещиваете ли вы левую над правой или правую руку над левой? Большая часть людей не могут точно ответить на этот вопрос до тех пор, пока они это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, а вот в другом нет. Из этого можно сделать вывод, что это, скорее всего, генетический жест, который не может быть изменен. Однако существуют также разногласия по поводу точки зрения, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Так, например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, а большинство же женщин, наоборот, начинают надевать его с левого рукава. Еще один пример, когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; в то время как женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Встает вопрос, делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами? Значительная часть жестов невербального общения являются приобретенными, а значение многих движений и жестов культурно обусловлено5. Владея знаниями о функциях невербальных средств общения, мы сможем контролировать свои невербальные жесты и лучше понимать собеседника. Это является очень важным так, как язык тела выражает наше подсознание, и поэтому есть основание больше доверять невербальным средствам коммуникации, нежели вербальным. Присматриваясь, к таким невербальным знакам, мы сможем увидеть и понять то, чего собеседник нам не выразил словесно. В настоящее время большую актуальность имеет проблема общения в профессиональной деятельности. Одним из важных аспектов данной проблемы является изучение невербальных средств общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия (общения) людей значительная часть коммуникации осуществляется именно за счет невербальных средств выражения, и лишь малая часть информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют задуматься над значением невербальных средств коммуникации для психологии общения и взаимопонимания людей в целом, они заставляют обратить особое внимание на значение мимики и жестов человека, а кроме этого порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка телодвижений. Различные невербальные средства коммуникации могут передавать большие объемы информации. Различную информацию мы можем получить через жесты, мимику, интонации, так как они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию конкретного человека. Особенности невербального общения заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют хорошо понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Но, в то же время, невозможно получить информацию о лицах или предметах, которые отсутствуют в данный момент. Невербальная коммуникация характеризуется спонтанностью и непроизвольностью. Она практически не поддается контролю, по этой причине достаточно просто выявить истину при вербальном общении. Кроме этого, невербальные средства общения усваиваются только в естественных условиях при наблюдении, копировании или подражании. Они могут быть как врожденными так и приобретенными при социальном развитии человека. Зная различные виды невербальной коммуникации, можно лучше изучить и понять способы их выражения. Это связано с тем, что коммуникация невербального типа осуществляется всеми органами чувств, из которых и формируется коммуникативный канал. Невербальные коды могут совершенно одновременно передавать самые разные сообщения с помощью лица, голоса и тела. Они часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Однако, некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер6. Жесты и позы человека, а также выражение лица, могут нести о нем важную информацию, играя при этом определенную роль в межличностном общении. Так в позах и жестикуляции могут четко проявляться эмоции человека, намерения и личностные черты, а походка может сказать о физическом состоянии человека и его настроении. На формирование целостного впечатления о человеке большую роль играет также его речь. Как в устном, так и в письменном выражении речь каждого человека имеет ряд своих индивидуальных особенностей. К ним относятся темп речи и длина фраз, сюда же можно отнести и употребление просторечных или жаргонных слов, метафор, диалектов, оговорки, расстановка ударений, грамматические ошибки и прочее. Человек может оценивать характерный для собеседника стиль речи, с точки зрения соответствия сформированным у себя определенным речевым эталонам, таким образом, создавая общее мнение, которое складывается у него о человеке-собеседнике. Одним из важных составляющих образа человека-собеседника является голос, поскольку он так же влияет на впечатление, производимое на окружающих. Голоса можно классифицировать по высоте, тембру, тональности, ритму, диапазону, манере произношения ему также присущи такие черты как отрывистость или плавность произношения, характерность интонации. Голоса человека могут выражать как сиюминутное состояние, так и индивидуальные особенности, например, темперамент, возможно некоторых черт характера, об этих фактах свидетельствуют проведенные экспериментальные исследования. Кроме перечисленных выше признаков, образующих облик человека и его выразительное поведение, важным компонентом внешнего образа человека являются его манера одеваться, украшения, прическа, макияж, именно с помощью которых и достигается то или иное впечатление в процессе межличностной коммуникации. Все эти компоненты облика могут рассказать о виде деятельности человека, его национальной принадлежности, они могут свидетельствовать о вкусах и привычках и т.д. В целом, роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с человеком, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Такая коммуникация позволяет с легкостью уловить и сигналы тревоги, и раздражения собеседника по невербальному смыслу, при этом не допуская вербального выражения. Важно, что невербальное поведение может акцентировать или подчеркивать информацию. Таким образом, правильная интерпретация намерений и действий партнера помогают получить достаточно важную информацию, а также позволяют предотвратить конфликты и недопонимания7. Кратко функции невербального общения можно представить в следующем виде: 1. Невербальные сигналы могут заменять речь (например, пожимание плечами как сомнение в чем-либо, кивок головой как знак согласия, мах рукой для призыва и т.д.) 2. Дублирование речи и подкрепление ее доказательствами в виде эмоций (например, когда мы жалеем человека, можем обнять или погладить). 3. Регуляция межличностных отношений. 4. Мимику, жесты, позы очень практически невозможно контролировать, тем самым они выдают истинные намерения и чувства человека (например, если человек что-то очень красиво рассказывает, его невербальные жесты могут показывать совсем другое). 1.3 Факторы, оказывающие влияние на невербальное общение Существует большое число факторов, которые могут значительно влиять на невербальное общение: – Состояние здоровья. Например, если человек участвует в общении в болезненном состоянии, то можно отметить, что его жесты обычно вялые, также может меняться голос и взгляд. В свою очередь, есть болезни, приводящие к эмоциональной возбужденности. Поэтому, не нужно делать поспешных выводов, необходимо внимательнее присмотреться к партнеру. – Национальная принадлежность. Например, один и тот же жест может иметь разный смысл у разных народов. В любой стране своя система невербальных знаков, это следует учитывать перед встречей с иностранным партнером. Поэтому перед такой встречей имеет смысл ознакомиться с особенностями этикета страны собеседника. – Профессия. У человека определенных профессий, особенно это касается творческих, могут быть профессиональные особенности невербального выражения эмоций. – Статус человека. Часто чем выше должность человека, тем меньше он будет использовать жесты, он будет гораздо больше оперировать словами. – Уровень культуры. Это очень заметным образом влияет на состав и количество жестов, на представления об этикете, прививаемом воспитанием. – Возраст. Возраст участников общения может очень существенно влиять на используемые им невербальные средства общения. Многие жесты изменяются в связи с возрастом, одно и то же состояние в разном возрасте может выражаться разными жестами. – Актерские способности. Некоторые люди достаточно умело контролируют свои жесты, что затрудняет чтение его истинных мыслей. – Сочетание компонентов пантомимики. Часто состояние передается не одним, а несколькими элементами мимики и пантомимики, но эти элементы должны быть в согласии, т.е. говорить об одном и том же, иначе нарушается впечатление искренности. Это же можно отности к согласованию жестов и слов, жесты гораздо точнее отражают истинное отношение человека, чем произносимые им слова. – Возможность воспринять и предъявить невербальные средства общения. Наличие физической преграды между собеседниками затрудняет полноценное восприятие, поэтому общаться легче по телефону, когда человек не видит своего собеседника, и не думает о том, что мимика и пантомимика его выдаст8. Глава 2. Средства невербального общения 2.1 Виды невербальных языков Невербальные языки можно подразделить не следующие виды: Кинестика Сюда относятся невербальные коммуникации, которые осуществляются с помощью различных телесных движений, причем каждое из них имеет определенное значение. Кинестика является видом невербальной коммуникации именно потому, что движения тела могут нести определенное значение. Известно, что одни и те же движения могут иметь разный смысл. Поведение нашего тела вполне можно подвергнуть системному анализу, в связи с тем, что оно имеет системную организацию. На людей заметно влияет видимая динамика, активность тела. Значения отдельных видов движений выявляются в процессе изучения реального поведения специальными методами исследования. Поэтому сейчас известно, что активность тела имеет определенный стиль, свои индивидуальные особенности, а также общие черты с другими. Вокалика (паралингвистика) К этой группе невербальных языков относятся голосовые эффекты, которые сопровождают произносимые слова. Это вид голоса, тон, сила, скорость, паузы, интенсивность звуков, при этом каждый из них имеет свой особый смысл. Они могут сказать об эмоциях людей. Так, в том случае, если человек очень зол, то он произносит слова раздельно и очень медленно, делает паузу между ними, для того чтобы произвести специальный эффект. Вокалика очень хорошо характеризует личность. Например, манера речи может говорить нам о жесткой или мягкой личности. Многие исследования объяснили связи вокалики с убедительностью речи, выяснилось, что более скоростная, интонационная и громкая речь гораздо сильнее убеждает людей, нежели медленная и монотонная. Физические свойства (физикатика) Сюда относится привлекательность, красивое тело, допустимый вес – все это является положительными, располагающими знаками в коммуникации. Различные предрассудки по отношению к малопривлекательным людям или же к людям с теми или иными физическими недостатками давно укоренились в сознании общества, и они могут ухудшать коммуникационные возможности. Проксемика Этот вид невербальных языков связан с восприятием и использованием социального и личного пространства коммуникации, дистанцией между партнерами, с организацией пространства при беседе и пр. Человек как будто бы окружен пространственной сферой, размеры которой зависят от культурной основы личности, от ее состояния, а также от социальной среды. Хаптика (такесика) Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, разными способами и в разных местах. Это могут быть профессиональные, ритуальные, дружеские и вражеские, любовные касания. Хрономика Она изучает распределение времени в общении между людьми. Так, например, в западных странах очень высоко ценится пунктуальность. Всем известно, что пунктуальность – это одно из условий успешной карьеры. Негативное отношение вызывают, люди, которые, не выполняют задания в определенный срок, опаздывают. Однако в восточных странах отношение ко времени не такое жесткое. Кроме этого, у женщин и у мужчин различное представление о пунктуальности9. Артефакты (артефактика) К артефактам относится одежда и украшения. Одежда как наиболее сильный фактор должна соответствовать социальному статусу, обстановке, и т.д. Ольфактика Изучает запахи. Запах, возможно, самое сильное и влиятельное ощущение. По запаху у нас сформировывается мнение о собеседнике. Существуют некие особенности восприятия и отношения к запахам у разных людей: Слепота на запахи – это невозможность различать запахи, это в свою очередь может затруднять общение с людьми. Адаптация к запаху – это привыкание к определенным видам запахов. Память о запахе – некоторые запахи могут остаться в памяти и позже вызывать приятные или, наоборот, неприятные воспоминания. Неумеренный запах – это понятие используется, когда речь идет о превышении нормы при использовании духов, дезодорантов. Различие запахов – это способность обоняния устанавливать сходство и различие одних запахов от других. Все эти перечисленные качества отличаются у разных людей и являются средством невербального общения. Эстетика Посредством ее происходит передача сообщения или настроения через цвет или музыку. Например, музыка регулирует поведение, она ослабляет или же стимулирует определенные действия. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей. Поэтому в каждом месте они должны соответствовать конкретной ситуации10. 2.2 Визуальная и акустическая система невербального общения Невербальную коммуникацию также можно классифицировать в виде следующих групп: 1. Визуальная (зрение); 2. Акустическая (слух); 3. Тактильная (осязание); 4. Ольфакторная (обоняние) . Визуальная система невербального общения включает в себя мимику, жесты, позы, походку, дистанцию между партнерами, а также визуальный контакт (контакт глазами) и различные вспомогательные средства общения. К основным элементам визуальной системы общения относятся: Мимика. Мимика – это способ использования выражения лица. Чаще всего основным объектом внимания является именно лицо человека. По эмоциональному состоянию человека можно получить большую информацию. Основные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Так, например, удивление – рот максимально открыт, если же также широко открыты и глаза, подняты брови это признак ошеломления. Протест – уголки рта чуть приподняты, при этом глаза обычно широко открыты. В свою очередь закрытый, напряженный рот может говорить о твердости характера, а также нежелании дальше продолжать беседу. Улыбка на лице обычно показывает дружелюбность. Улыбка для женщины чаще всего правдива и соответствует ее настроению. Улыбка мужчины – это возможность показать, что он владеет собой. Однако стоит учитывать, что улыбка не всегда может выказываться в знак дружелюбия, она может быть лживой, неискренней, ехидной11. Очень важно уметь понимать значения различных видов выражения лица при разных эмоциях не только для того, чтобы понимать других людей, но и для хорошей отработки собственных рабочих имитаций. Например, малоподвижная мимика свидетельствует об устойчивом настроении, о постоянстве душевных процессов, спокойном характере. А подвижная мимика говорит о быстрой смене восприятия впечатлений, о легкой возбудимости от внешних раздражителей и т. д. Жесты. Жесты – к ним обычно относят движения рук или кистей рук. Некоторые жесты могут быть понятны без использования речи, а другие – только с ее использованием. Во всем мире основные жесты не отличаются друг от друга. Например, когда люди счастливы, они улыбаются, а когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Жест может говорить том, что человек в этот момент испытывает, о желании человека. В то же время внешне одинаковые жесты у разных людей могут означать непохожие вещи, но существуют и общие моменты, к ним можно отнести такие как: 1) активная жестикуляция – это частый элемент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности; 2) чрезмерная жестикуляция – это признак беспокойства или неуверенности. О чем могут сказать жесты? Вот некоторые примеры: Потирая ладони, люди не вербально передают свои положительные ожидания. Например, человек, бросающий кубик, потирает его между ладонями как сигнал того, что он ожидает победу. Конферансье или распорядитель церемонии потирает ладони, перед тем как произнести: «Мы с нетерпением ожидаем выступления нашего следующего участника», а возбужденный агент по продаже врывается в офис своего босса и, потирая ладони, взволнованно говорит: «Мы только что получили большой заказ, босс!» Однако, если к вашему столику в конце вечера подойдет официант и, потирая руки, спросит: «Что еще изволите?», то невербальным сообщением будет то, что он намекает на чаевые. Потирание большого пальца о кончики других пальцев или об указательный обычно применяется для обозначения денег и ожидания их поступления в качестве оплаты. Например, агенты по продаже часто применяют этот жест при общении со своими клиентами: «Я смогу сэкономить вам 40%». При разговоре между приятелями этот жест может использоваться человеком, одалживающим деньги. Но стоит учитывать, что этого жеста следует избегать таким категориям людей как обслуживающий персонал при работе с клиентами. Демонстрация больших пальцев рук (выставление) может сказать о таких качествах человека как властность, превосходство и даже агрессивность. Однако такой жест обязательно необходимо рассматривать в совокупности с другими жестами, иначе возможна неверная интерпретация. Открытые большие пальцы служат положительным сигналом. Часто жест можно отметить в позе сурового начальника при общении со своими подчиненными. Мужчина, который ухаживает за женщиной, также может использовать этот жест в ее присутствии, а наиболее обычен он для людей, одетых в официальные или престижные одежды. Большие пальцы рук очень часто выглядывают из карманов человека, иногда даже из задних карманов брюк, для чтобы скрыть доминантность человека в данной ситуации. Женщины также иногда прибегают к этому жесту. Кроме того, любители использовать этот жест часто встают на цыпочки, чтобы быть повыше ростом. Еще один популярный жест – это скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук. Такой жест передает двойной сигнал - первый о негативном или оборонном отношении (а именно – скрещенные руки) и чувство превосходства (выраженное большими пальцами рук). Часто человек, прибегающий к этому жесту, поигрывает одним или обоими пальцами, а если он стоит, то может покачиваться на каблуках12. Жест «защита рта рукой» является одним из немногих жестов взрослого человека. При этом рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, значение жеста говорит об обмане. Прикосновение к носу, можно сказать, по своей сути есть не что иное как утонченный, замаскированным вариант предыдущего жеста, который может выражаться, например, в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен лишь одним быстрым и мало заметным прикосновением. Иногда женщины очень осторожно проделывают этот жест, для того чтобы не смазать помаду и не повредить макияж. Потирание или почесывание уха указывает на желание слушающего отгородиться от слов, положив руку сверху или около уха. Этот жест считается взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Иными вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха, как попытка прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и, возможно, хочет высказаться. Почесывание шеи. При этом человек почесывает указательным пальцем правой руки боковую часть шеи или же место под мочкой уха. Такой жест говорит о сомнении и неуверенности человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен». Он особенно бросается в глаза в том случае, если он противоречит вербальному языку, например, если человек говорит что-либо подобное: «Я отлично понимаю, что вы испытываете». Если слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это является верным признаком того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть13. Каждый человек умеет жестикулировать индивидуально. При каких-либо сильных эмоциональных переживаниях намного увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, жесты при этом как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, заметны отклонения от привычной манеры жестикуляции. При формальном общении, в каких-либо официальных ситуациях язык жестов гораздо реже используется, чем в неформальных беседах. Жест может быть основным, главным в разговоре, может просто дополнять сказанное. Жесты должны соответствовать мыслям, также в разных ситуациях нужно уметь контролировать свою жестикуляцию. Поза. Поза - это положение человеческого тела. Изменение позы говорит об изменениях отношений между собеседниками. Например, лидер в группе обычно тот, кто сидит, откинувшись на спинку стула, сложив руки за головой. Для того чтобы подчеркнуть весомость своих слов, эти люди слега наклоняются вперед. У них обычно широкие плавные жесты, которые свидетельствуют о привычной уверенности и ощущении своего превосходства. И наоборот, люди, которые чувствуют свою незначительность, могут сидеть ссутулившись, стиснув пальцы или сложив руки на груди, как бы пытаясь стать незаметнее. Гармонию взаимоотношений определяют позы, имитирующие соответствующие действия партнеров. На пример, когда группа людей находится в состоянии полного согласия, то их позы, телодвижения, жесты часто повторяют действия других собеседников14. Походка. Походка также может дать представление о состоянии человека. Например, если его руки находятся в карманах или же он ими размахивает, то, вероятно, он находится в приятном расположении духа, в том случае если человек смотрит под ноги, то, скорее всего, находится в угнетенном состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен. Если его плечи опущены, а голова поднята, это значит, что идущий настроен на успех и контролирует ситуацию. Поднятые плечи свидетельствуют, о том, что собеседник напряжен или ожидает опасности от вас. Короткие или мелкие шажки, которые чаще наблюдаются у женщин, говорят, вероятнее всего, об интровертированности. Человек с такой походкой как бы «держит себя в руках», демонстрируя осмотрительность и расчетливость. В отношениях с другими людьми он обычно педантичен и малообщителен. В основе такой походки лежит бессознательная готовность при необходимости быстро изменить направление. Правда, принятие окончательного решения о выборе направления может очень долго откладываться (и это касается не только направления движения). О многом может сказать и ритм походки. Если в походке не выражен четкий ритм, то создается оправданное впечатление боязливого и нервного человека, готового при малейшем риске сразу же уклониться, свернуть в сторону. Прерывистая, спотыкающаяся походка свидетельствует о том, что стремлению к цели приходится бороться с противоположными импульсами. Она демонстрирует внутреннюю раздвоенность и неуверенность, скованность и робость. Визуальный контакт. Представляет собой изменение ширины зрачков, направления и движения взгляда в процессе общения, степень открытости глаз, Прямой зрительный контакт указывает на готовность участвовать в деле, которым люди собираются заняться вместе. Частый или устойчивый зрительный контакт означает доверие, т.е. заинтересованность и готовность добросовестно относиться к обсуждаемой проблеме. Большое значение имеет не только, как часто смотрит собеседник в глаза другому человеку, а также в какой момент он перестает это делать или же, наоборот, начинает. Контакты глаз резко возрастают, взгляд становится напряженным, силовым, когда человек агрессивен, озлоблен или защищается. Когда человек смотрит искоса, украдкой, то это может свидетельствовать о его подозрительности или сомнении. Если собеседник отводит глаза тогда, когда задает вопросы, от которых он чувствует себя неудобно или ощущает вину. Пустой, отсутствующий взгляд, говорит об утомлении или угасании интереса к теме разговора. В этом случае необходимо изменить ритм, темп, эмоциональную окраску разговора, чтобы возродить интерес к нему, или же разговор следует совсем прекратить. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером. А когда зрачки сужаются, человек сердится или его отношение к ситуации негативно. Когда человек старается скрыть какую-либо информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора, то он или находит партнера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены)15. Кроме этого очень важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на человека, но и та область тела и лица, на которую взгляд устремлен. Так, например, деловой взгляд, который устремлен в область лба собеседника, создает серьезную атмосферу и деловой настрой. Светский взгляд, который устремлен ниже уровня глаз собеседника, способствует формированию чувства непринужденного общения. Во время разнообразных вечеров и приемов разговаривающие люди чаще всего обращают внимание на треугольник, расположенный между глазами и ртом собеседника. Интимный взгляд обычно устремлен в район между глазами и грудью. Человек, на которого смотрят поверх очков, может подумать, что к нему относятся критически и пытаются к....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: