VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Установление отцовства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000147
Тема: Установление отцовства
Содержание
     Содержание
                                                                                                              с.
     Введение
     
     Глава I. Правовая характеристика института установления отцовства
       7

     1.1. История развития законодательства об установлении происхождения детей в России до 1917 года
       7
     1.2. Организационные и правовые методы решения   вопросов установления отцовства в России с 1917 года до настоящего времени
     12
     Глава II. Сущность и порядок установления отцовства
     18
     2.1. Установление отцовства в административном порядке
     2.2. Установление отцовства в судебном порядке
     2.3. Установление отцовства при применении методов вспомогательных репродуктивных технологий
     Заключение
     18
        29

        42
     Список источников и литературы
     



















Введение


    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в семейном законодательстве Российской Федерации вопросы правового регулирования установления происхождения детей являются едва ли не самыми основными. И это вполне обосновано. 
    Население земли почти на одну четверть составляют дети1. Ни у кого не вызывает сомнений утверждение о том, что дети – это будущее любой страны. Наиболее благоприятные условия для становления и развития личности ребёнка складываются в полноценной семье, состоящей из обоих родителей. Право ребёнка знать своих родителей и право на их заботу закреплено в ст. 7 Конвенции ООН «О правах ребёнка»2, участницей которой является Российская Федерация. Статья 38 Конституции РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 
    Ведь взаимные права и обязанности родителей и детей основываются именно на происхождении детей. Установление происхождения детей связано также с алиментными обязательствами членов семьи: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
    Кроме того, вследствие целого ряда объективных и субъективных причин зачастую родители, состоящие между собой в браке, совместно не проживают. Рождение детей у таких супругов и удостоверение их происхождения нередко ставится под сомнение, что порождает многочисленные судебные споры. В связи с этим законодательство, регулирующее удостоверение, установление и оспаривание происхождения детей, требует тщательного изучения, переосмысления и совершенствования в связи с изменяющимися фактическими жизненными обстоятельствами. Такой подход к правовому регулированию отношений по удостоверению и установлению происхождения детей необходим, прежде всего, с целью обеспечения соблюдения интересов ребёнка, хотя следует учитывать и интересы родителей, так как воспитание и содержание ребёнка, к рождению которого лицо непричастно, есть не что иное, как реализация чужих родительских прав и исполнение чужих обязанностей, в то время как другое лицо, являющееся фактическим родителем, при несовершенстве указанного законодательства имеет возможность самоустраниться от своих родительских обязанностей и переложить их на другого. Это отнюдь не способствует повышению авторитета семейных ценностей в обществе и свидетельствует о дефиците нравственных начал в семейном праве. 
    Как известно, Российская Федерация признала и ратифицировала Конвенцию ООН «О правах ребёнка»,3 признав за ним право, насколько это возможно, знать своих родителей и иных кровных родственников. 
    Хотя количество браков на территории Челябинской области растёт, растёт и число детей, в отношении которых устанавливается отцовство. В 2013 году в органах записи актов гражданского состояния было установлено отцовство в отношении 8733 детей.
    Семейным кодексом Российской Федерации (далее именуется – СК РФ) внесены существенные изменения.
    Наиболее дискуссионной и наименее урегулированной в правовом отношении является проблема суррогатного материнства. Особенную актуальность данной теме придаёт распространение в последние годы практики искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, которые производятся, когда естественное зачатие по каким-либо причинам невозможно. 
    Всё это вместе позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования установления происхождения детей, являются весьма актуальными, а знание этих норм имеет практическое значение в повседневной жизни граждан любого возраста. Этой проблеме постоянно уделяется внимание общественности, органов государственной власти и местного самоуправления.
    Целью данной дипломной работы является комплексный анализ института установления отцовства по российскому законодательству.
    Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
    - исследовать историю развития законодательства России об установлении отцовства;
    - проанализировать правовые последствия установления отцовства;
    - выявить и изучить проблемные вопросы по установлению происхождения детей;
    - исследовать опыт по установлению отцовства на основе материалов сайта Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области;
    - дать оценку действующему законодательству по установлению происхождения детей.
    Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с установлением отцовства в Российской Федерации.
    Предметом исследования являются правовые нормы, закреплённые в законодательстве РФ, регулирующие основания и порядок установления отцовства, правоприменительная и судебная практика, а также проблемы, связанные с его оценкой, толкованием и применением.
    При написании работы были изучены нормативные акты, неразрывно связанные с изучением проблемы установления происхождения детей: Конвенция ООН "О правах ребёнка", Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».
    Проблемы установления отцовства и материнства в РФ исследовались Ахмедхановой А.М., Гавриловой С.Ю., Иваевой Э.А., Индыченко С.П., Залесским В.В., Кошкиным В.М., Митряковой Е.С., Михеевой Л.Ю., Ткач Л.Н., В.В.,Червяковым К.К., Шахматовым В.П., Шершень Т.В., и др.
    Кроме того, в дипломной работе использовалась практика Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области, судебная практика судов Челябинской области.
    Для раскрытия темы настоящей дипломной работы использовался комплекс различных методов: с помощью сравнительно–правового метода дана сравнительная характеристика регулирования вопроса установления отцовства в различные исторические периоды нашего государства; с помощью специально–юридического метода проведён анализ соответствующих норм семейного законодательства; статистический метод позволяет убедиться в актуальности обозначенных в дипломной работе проблем.
    Структура дипломной работы обусловлена решением поставленных задач. Она включает введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и список использованной литературы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
Глава I. Правовая характеристика института установления отцовства
1.1. История развития законодательства об установлении происхождения детей в России до 1917 года
    
    
     В России, с первой четверти XVIII века и вплоть до начала ХХ века, формы семейной жизни во всех сословных группах постепенно менялись. Сначала дворянство, а затем и интеллигенция, прошли путь от составной, сложной семьи к малой (нуклеарной) семье, так, что к концу XIX века малая семья в России стала основной и единственной массовой формой организации семейной жизни в городе.
     Что же касается крестьянства, то вплоть до XVIII века, понятие семьи для них было тождественным понятию "дом" в значении домохозяйство, поэтому семьей, в основном, считалась та группа родственников (и неродственников), которая проживала в одном доме и вела совместное домохозяйство. По мнению социальных историков, в России имперского периода среди крестьянства малая (нуклеарная) семья стала преобладать только после эпохи Великих реформ 60-х годов ХIХ века, а до этого, массовой формой семейной организационной структуры у российских крестьян была составная семья.
     Семейное право и семейный уклад России нашли своё отражение в Домострое, Своде канонического права 1551 года, Соборном Уложении 1648 года, Своде законов Российской Империи (Законы гражданские) 1722 года, который затем постоянно совершенствовался, дополнялся и изменялся. До христианства, учитывая, что браки не были достаточно крепкими, дети, рождённые в браке, и внебрачные дети не особенно отличались в своих правах и могли наследовать после своих родителей, в том числе и их статус. Общеизвестно, что великий князь Владимир Креститель был незаконнорожденным ребёнком князя Святослава.
     Первые упоминания в законодательстве о внебрачных детях встречаются в Русской Правде, в которой говорилось, что дети мужа от рабыни не получают наследства, но они, как и их мать, делаются свободными.
     С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права, в том числе принцип бесправия внебрачных детей.
     Во времена Петра Первого статус внебрачных детей определялся статусом матери, но отец обязан был участвовать в содержании ребёнка. Внебрачные дети не обладали всеми теми правами, что рождённые в браке, в частности они были ограничены в праве наследования после смерти отца.
     При Александре Первом был решён вопрос об уравнивании в правах детей, рождённых вне брака, но родители которых в последующем заключили брак, позже, в 1891 году, прямо закреплённый законодательством в виде процедуры узаконения. В 1837 г. было принято решение Государственного Совета, по которому воспрещалось принимать на гражданскую службу незаконнорожденных и вместе с тем принимать их в уездные училища, гимназии, коммерческие училища и другие подобные заведения.
     До 1902 года права внебрачных детей существенно отличались от прав детей, рождённых в браке. Право на содержание отцом внебрачного ребёнка возникало лишь в случае рождения ребёнка в результате действий неженатого мужчины, имевших состав преступления (например, принуждение к вступлению в связь, недействительный брак, заключённый под влиянием обмана, угрозы, и т.п.). Правовое положение детей, родившихся от родителей, не состоящих в браке, в царской России было бесправным, так как длительное время не признавалось никакой связи между отцом и матерью, не состоящими в браке, и их детьми. Такие дети в то время назывались «незаконнорожденными». Они не имели никаких прав по отношению к родителям, а на родителях не лежало никаких обязательств. Единственным способом защиты прав такого ребёнка было обвинение отца в противозаконном сожитии с его матерью, однако предоставляемое в этом случае содержание рассматривалось не как алименты, а как возмещение причинённого матери вреда. Ребёнок не имел права ни на фамилию отца, ни на наследство после его смерти, так как не признавался состоящим с ним в родстве.
     Попытки разработать акт, защищающий права незаконнорожденных детей, предпринимались неоднократно. В результате 3 июня 1902 года был принят Закон «О внебрачных детях». Данным законом был установлен более мягкий термин – «внебрачный» ребёнок вместо «незаконнорожденный». Закон 1902 года допускал узаконение внебрачных детей. Однако и он не предусматривал возможности для добровольного признания отцовства, иными словами, своим признанием отец не мог улучшить правовое положение ребёнка, но зато допускались любые доказательства происхождения внебрачного ребёнка от данного отца против его воли, для возможности получения от него содержания на ребёнка. Родственная связь, происхождение от данного лица, а не проступок устанавливают отцовство, что определяется судом. При этом учитывались в виде доказательств свидетельские показания, письменные акты, частная переписка с матерью или с другими лицами, в которых ответчик называет ребёнка своим, обращение ответчика с ребёнком как с сыном или дочерью, забота о его содержании и т.п.
По отношению же к матери ребёнка, наоборот, не допускалось, при отсутствии письменного признания ею внебрачного ребёнка, никаких иных доказательств его происхождения от неё, но зато признание улучшало правовое положение ребёнка, делало его личным родственником его матери, давало ему равные права наследования с «законными» детьми, но только в отношении благоприобретённого имущества. Законодательством 1902 года были несколько расширены права внебрачных детей на алименты и наследство. Однако внебрачные дети не могли получать не только большее, но хотя бы равное имущество по сравнению с детьми, рождёнными в браке. Кроме того, внебрачные дети причислялись к низшему сословному классу, т.е. внебрачный ребёнок дворянки и дворянина дворянином не становился. И, если законность происхождения детей, установление отцовства в Древней Руси не имели решающего значения, то уже с XVIII века узаконение детей осуществлялось по специальным правилам, либо по индивидуальному императорскому Указу. 
     Итак, основные положения Закона сводились к следующему:
     - дети от брака, признанного недействительным, сохраняли все права законных детей, в том числе и право на алименты, при этом Закон обошёл вниманием проблему алиментных обязанностей таких детей в отношении родителей;
     - обязанность содержать внебрачного ребёнка была возложена не только на отца ребёнка, но и на его мать; при отказе матери от исполнения этой обязанности или при предоставлении ребёнку средств в недостаточном размере, ребёнок имел право защищать свои интересы в судебном порядке; 
     - алиментарная обязанность отца по отношению к внебрачному ребёнку была определена как вспомогательная, такая обязанность возникала только при нуждаемости ребёнка в содержании;
     - была закреплена обязанность отца ребёнка содержать его мать в том случае, если необходимость ухода за ребёнком лишает её возможности зарабатывать на жизнь.
     Закон 1902 года закрепил также следующие важные теоретические положения:
     - суды получили возможность изменять ранее определённый размер алиментов при изменившихся обстоятельствах, либо заменять периодические выплаты единовременной суммой; 
     - заинтересованное лицо, как правило, мать ребёнка, получила право требовать алименты за прошедшее время, но не более чем за 1 год до предъявления требования;
     - отец, который участвует в содержании ребёнка, получил право контролировать его содержание и воспитание.
     Содержание законнорожденных детей в этот период длилось до их совершеннолетия. В правовых актах не оговаривался период содержания внебрачных детей, использовалась аналогия закона. 
     Узаконение детей разрешалось только в случае брака родителей и производилось окружным судом. В целом же, семейное законодательство дореволюционной России находилось примерно на том же уровне, что и законодательство большинства европейских стран. Наиболее остро стояли проблемы введения гражданской формы брака, упрощения процедуры развода, уравнения в правах законнорожденных и незаконнорожденных детей.





1.2. Организационные и правовые методы решения вопросов установления отцовства в России с 1917 года до настоящего времени


	После Октябрьской революции 1917 года изданы декреты о браке и семье, коренным образом разрушившие старое брачно-семейное законодательство:
    1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18.12.1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния»: провозглашена свобода заключения брака и равенство супругов в личных и имущественных правах, отменено гражданское неравенство внебрачных детей. Ст. 10 Декрета предусматривала возможность судебного установления отцовства по иску матери ребёнка, его опекуна или самого ребёнка4. 
     2. В 1918 году был принят первый отдельный кодифицированный семейно-брачный акт «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».5
     Кодекс более тщательно и всесторонне регламентировал комплекс вопросов семейно-брачных отношений. 
     Новое, что было положено в основу правового регулирования семейно-брачных отношений - принцип равноправия супругов и всемирная защита детей, уравнение в правах внебрачных детей с детьми, рождёнными в браке. «Основой семьи признаётся действительное происхождение. Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается» (ст. 133)6.
     В Кодексе 1918 года впервые вводился порядок установления отцовства. Мать ребёнка, рождённого вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени, подать заявление об установлении отцовства (ст. 140 Кодекса). Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить своё отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство считалось установленным. Даже, если ответчик приводил свидетелей, указывающих, что в момент предполагаемого зачатия ребёнка истица сожительствовала с каждым из них, и установить, кто из них является отцом ребёнка невозможно, суд мог взыскать алименты со всех этих лиц в долевом отношении. Защищая интересы ребёнка, в то время забывали о необходимости защитить интересы предполагаемого отца от необоснованного иска.
	Изменение социально-экономических условий в стране и практика применения Кодекса 1918 года вызвали необходимость совершенствования брачно-семейного законодательства.
	В 1926 году был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО), который внёс большое количество изменений в семейно-брачные правоотношения. В отношении отцовства, по-прежнему, главными учитывались интересы ребёнка и никак не регулировались права отца, к которому мог быть предъявлен необоснованный иск.
	Запись об отце внебрачного ребёнка производилась по заявлению матери, которое подавалось после рождения ребёнка. Никаких доказательств от неё не требовалось. Отцу сообщалось о произведённой записи и предоставлялось право обжаловать её в суде в течение года. Суды были сориентированы на то, чтобы любое дело об установлении отцовства заканчивалось его установлением. Именно предполагаемый отец вынужден был доказывать, что не является отцом ребёнка, истица же могла ограничиться одним заявлением, что он отец.
     КЗоБСО просуществовал до 1969 года. Особое место в истории советского семейного законодательства занимает Указ Президиума Верховного Совета СССР, принятый в период Великой Отечественной войны, от 08.07.1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»7. 
     В соответствии с Указом существенно изменилось законодательство о заключении брака, расторжении брака, положении внебрачных детей. Указ не допускал установления отцовства ни в регистрационном, ни в судебном порядке по отношению к ребёнку, родившемуся в незарегистрированном браке. Указ отменил существовавшее ранее право одинокой матери на обращение в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание внебрачного ребёнка. Одинокой матери предоставлялось право на получение государственного пособия на содержание ребёнка, либо на помещение его в детское учреждение на воспитание за государственный счет.
	Дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения со своими детьми. Установленные для одиноких матерей пособия, не могли заменить алименты. При регистрации внебрачного ребёнка в органах ЗАГС фамилия ребёнка записывалась по фамилии матери с присвоением ему отчества, данного по указанию матери ребёнка, а в графе «отец» ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребёнка. Данные правила не распространялись на детей, родившихся до издания Указа от 08.07.1944 года.
	Только дополнительным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.03.1945 года «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке» было разрешено добровольное признание отцовства отцом ребёнка в случае вступления в брак с его матерью. Такой ребёнок приравнивался во всех отношениях к детям, родители которых состояли в зарегистрированном браке, ребёнку присваивалось отчество по имени отца и с обоюдного согласия родителей -фамилия отца.8 
     В таком состоянии советское семейно-брачное законодательство просуществовало до 1968 года, именно тогда впервые был принят такой общесоюзный семейно-правовой акт, как Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик9.
     Опираясь на Основы законодательства о браке и семье Союза ССР, все союзные республики приступили к разработке своих Кодексов о браке и семье.
	В 1969 году был принят Кодекс о браке и семье Российской Федерации10 (далее именуется – КоБС РСФСР).
	КоБС РСФСР 1969 года возродил институт установления отцовства. Для случаев установления отцовства предусматривалось две процедуры: административная и судебная, каждая из которых отличалась большим своеобразием.
	Административная процедура установления отцовства базировалась на добровольном (бесспорном) признании отцовства. Такое признание осуществлялось путём вступления в брак родителей ребёнка, родившегося до оформления брака. Именно такое узаконение ребёнка его отцом только и допускалось Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г.
	Вступающие в брак подавали соответствующее заявление в органы ЗАГС. В ранее составленную запись о рождении ребёнка, соответственно вносились исправления, указывались сведения об отце.
	Добровольное признание отцовства стало возможным и без вступления в брак родителей ребёнка. В этом случае родители подавали в орган ЗАГС совместное письменное заявление, в котором отец ребёнка признавал своё отцовство, а мать выражала своё согласие на установление отцовства. Такое признание отцовства не допускалось Указом 1944 года.
	В случае смерти матери, а также при невозможности установления её места жительства, запись об отце ребёнка составлялась по заявлению только отца. Тот факт, что отец ребёнка состоит в браке с другой женщиной, не был препятствием добровольному признанию отцовства. 
     Такое установление отцовства оформлялось через административные органы, т.е. через органы записи актов гражданского состояния, которые выполняли в этом случае регистрационную функцию.
	Более сложной являлась судебная процедура установления отцовства. 
	Дела подобного рода были довольно сложными среди других гражданских дел, рассматриваемых судами. Их трудность для суда состояла в собирании и оценке доказательств, подтверждающих исковое заявление матери об установлении отцовства. Как правило, дело об установлении отцовства возбуждалось по инициативе матери ребёнка, но такой иск мог быть предъявлен и отцом ребёнка в случае, если мать отказывалась подать совместное заявление об установлении отцовства в органы ЗАГС. При рассмотрении дела об установлении отцовства суд должен был принимать во внимание такие обстоятельства, которые прямо назывались в законе. Прямые указания на эти обстоятельства содержались в ч. 4 ст. 16 Основ законодательства о браке и семье 1968 года и в ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР 1969 года. К этим обстоятельствам относились совместное проживание и ведение общего хозяйства, совместное воспитание ребёнка, совместное содержание ребёнка, доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.
   Перечень указанных обстоятельств был исчерпывающим, что и породило определённые проблемы для установления отцовства в суде.
   Институт установления отцовства нуждался в реформировании.
   Эти и другие вопросы требовали своего разрешения в новом Семейном Кодексе, необходимость принятия которого назрела ещё острее, после принятия нового Гражданского Кодекса.
    Новый Семейный Кодекс был принят 08.12.1995 года и вступил в действие с 01.03.1996 года.	
   СК РФ отменил ограничения судебного установления отцовства, суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребёнка от конкретного лица.
     Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что исторический опыт и использование различных методов решения проблем установления происхождения детей в России, позволил создать к настоящему времени такое законодательство, которое в основном урегулировало все проблемные вопросы в этой сфере. 
     Вместе с тем, для разрешения проблем, возникающих в органах ЗАГС, требуется внесение изменений в СК РФ (в развитие законодательства) по вопросу урегулирования порядка записи родителей ребёнка в книге актовых записей о рождении в случае рождения ребёнка в результате искусственного оплодотворения женщины или имплантации эмбриона. 
 




























Глава II. Сущность и порядок установления отцовства
     
    2.1. Установление отцовства в административном порядке


    В основании возникновения родительского правоотношения лежит сложный юридический состав, элементами которого являются рождение ребёнка и удостоверение происхождения ребёнка от определенного лица, которое производится в органах записи актов гражданского состояния. Происхождение ребёнка устанавливается органом записи актов гражданского состояния путём государственной регистрации рождения. Порядок государственной регистрации рождения ребёнка определен главой II Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
    Установление отцовства понимается как юридический факт, влекущий родительские правоотношения. Его следует рассматривать также как институт семейного права и как способ защиты прав ребёнка. 
    В первом случае, это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением происхождения ребёнка, во втором – мера, направленная на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав ребёнка. 
    Порядок установления отцовства зависит от того, состоят ли родители ребёнка в браке. Если родители ребёнка состоят в браке, то происхождение ребёнка от отца устанавливается в административном порядке в органах ЗАГС.
    Согласно ч. 2 ст. 48 СК РФ происхождение ребёнка от отца, состоящего в браке с матерью ребёнка, удостоверяется актовой записью о заключении брака родителей. Следовательно, иных документов, подтверждающих рождение ребёнка от отца, не требуется. Это положение, сформулированное ещё в римском праве, известно как презумпция отцовства мужа матери, которое подтверждается фактом регистрации брака.
    Актовой записи о заключении брака между матерью ребёнка и её мужем закон придаёт значение бесспорного доказательства происхождения ребёнка от супруга матери, независимо от того обстоятельства, что супруги не проживали совместно, а также независимо от того, сколько прошло времени с момента регистрации брака.
    Презумпция отцовства действует в случае рождения ребёнка в течение трёхсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка. Отцом ребёнка в перечисленных случаях признаётся бывший супруг (супруг) матери ребёнка, если не доказано иное (ч. 2 ст. 48 СК РФ).
    Законодатель заменил срок 10 месяцев, предусмотренный КоБС РСФСР, на срок в триста дней. Тем не менее, этот срок не является по международным нормам максимальным: в Голландии он составляет 306 дней в законодательном порядке. Эти несколько дней могут оказаться решающими в определении дальнейшей судьбы ребёнка, его социального и морального статуса.
    Однако презумпция отцовства в Российской Федерации имеет ограниченный период действия, равный трёхстам дням после прекращения брака или признания его недействительным. Поэтому, в случае рождения ребёнка по истечении указанного срока, отцовство устанавливается либо путём подачи совместного заявления матерью ребёнка и его отцом в органы записи актов гражданского состояния, либо в судебном порядке.
     Таким образом, законом установлена презумпция отцовства мужа матери ребёнка. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребёнка в книге записей рождений по заявлению любого из них.
	В практической жизни существует множество различных ситуаций, которые по содержанию ст.48 СК РФ трудноразрешимы. Например, супруги в течение нескольких лет не поддерживают супружеские отношения, проживают раздельно, но их брак не расторгнут. Женщина рожает ребёнка не от супруга, от другого мужчины. Согласно действующей норме ст.48 СК РФ, отцом её ребёнка органами записи актов гражданского состояния должен быть записан её супруг, а не фактический отец ребёнка.
     Другая ситуация, женщина расторгла брак, и по истечении 298 дней у неё родился ребёнок. При подаче заявления о регистрации рождения ребёнка, мать ребёнка, бывший супруг и фактический отец ребёнка просят зарегистрировать отцом ребёнка фактического отца. Орган записи актов гражданского состояния на основании п.2 ст.48 СК РФ и п.2 ст.17 ФЗ «Об актах гражданского состояния», исходя из принципа презумпции отцовства, отказывает в этом и предупреждает, что в книге записей рождений будет записан бывший супруг матери ребёнка.
	Однако, заявители возражают против такой записи, подают исковое заявление в суд об установлении отцовства без регистрации рождения ребёнка. Суд принимает решение в соответствии с п.2 ст.48 СК РФ, и доказывает, как изложено в статье иное.
	Вместе с тем отдел записи актов гражданского состояния не может исполнить решение суда, т.к. согласно п.1 ст.52 СК РФ в судебном порядке может быть оспорена запись родителей в книге записей рождения, но такой записи до суда произведено не было.
	Сложившаяся ситуация приводит к отсутствию единообразия в правоприменительной практике, порождает непонимание и недовольство граждан и требует своего разрешения путём внесения изменений в СК РФ.
	В итоге проблема не разрешена и на сегодняшний день.
     15.11.1997 года принят Федеральный закон РФ № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в СК РФ», который исключил п. 3 ст. 48 СК и лишил мать ребёнка права единолично решать, что отцом её ребёнка является не её супруг (бывший супруг). Тем самым законодатель исключил из СК РФ норму, нарушающую основной принцип семейного законодательства – равенства супругов.
    Таким образом, единственным основанием признания отцовства лица, состоящего в браке, при рождении ребёнка его супругой, является запись о заключении брака. Поэтому при государственной регистрации рождения ребёнка орган записи актов гражданского состояния вносит сведения об отце ребёнка в запись акта о его рождении на основании свидетельства о заключении брака родителей ребёнка. В том случае, если брак между родителями ребёнка расторгнут, признан судом недействительным или супруг матери ребёнка умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга соответственно до дня рождения ребёнка прошло не более трёхсот дней, то сведения об отце ребёнка в актовую запись о его рождении вносятся на основании свидетельства о заключении брака родителей или иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака, а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака (пп. 1, 2 ст. 17 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). 
	Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области, анализируя практику применения СК РФ и ФЗ «Об актах гражданского состояния» отделами записи актов гражданского состояния области, выработало предложение для внесения изменений в СК РФ, с которыми в полной мере согласен автор данной дипломной работы. В частности, п.2 ст.48 СК РФ изложенный в следующей редакции: «если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, либо у матери, состоящей в браке не с фактическим отцом ребёнка, а также в течение трёхсот дней с момента расторжения брака, признании его недействительным, или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признаётся супруг (бывший супруг) матери, если впоследствии не доказано иное», изложить – «Если ребёнок родился у матери, состоящей в браке не с отцом ребёнка, мать ребёнка, её супруг и фактический отец ребёнка заявляют, что отцом ребёнка является не её супруг, то отцовство в отношении ребёнка устанавливается по правилам, предусмотренным п.3 ст.48 СК РФ или ст.49 СК РФ, т.е. на основании совместного трёхстороннего заявления – матери, её супруга и фактического отца ребёнка. 
	Соответственно необходимо внести дополнения в ст.51 СК РФ – «Запись родителей ребёнка в книге записей рождений» и п.1 ст.17 ФЗ «Об актах гражданского состояния», регулирующих порядок регистрации рождения ребёнка: «По совместному заявлению матери ребёнка, её супруга и фактического отца ребёнка отцом записывается фактический отец ребёнка на основании записи акта об установлении отцовства».
    Особым образом регулируются вопросы признания отцовства в тех случаях, когда родители не состоят в зарегистрированном браке. 
    В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основаниями для регистрации установления отцовства являются:
    - совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребёнка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребёнка;
    - заявление об установлении отцовства отца ребёнка, не состоящего в браке с матерью ребёнка на момент рождения ребёнка, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»;
    - решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившее в законную силу.
    Отцовство может быть установлено добровольно путем подачи мужчиной и женщиной совместного заявления в органы ЗАГС. Порядок подачи такого заявления регулируется ст. 50 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Согласно указанной статье, мать и отец подают «совместное письменное заявление отца и матери ребёнка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребёнка, о регистрации установления отцовства»11 в письменной форме (форма № 12, утверждённая постановлением № 1274) в орган записи актов гражданского состояния по месту жительства одного из родителей ребёнка, либо по месту государственной регистрации рождения ребёнка. Совместное заявление отца и матери ребёнка об установлении отцовства может быть подано как при государственной регистрации рождения ребёнка, так и после государственной регистрации рождения ребёнка. В совместном заявлении об установлении отцовства подтверждается признание отцовства лицом, не состоящим в браке с матерью ребёнка, и согласие матери на установление отцовства.
    Каждое заявление об установлении отцовства в день его поступления в орган записи актов гражданского состояния регистрируется в соответствующем журнале учёта заявлений об установлении отцовства. К заявлению родителей об установлении отцовства прилагается свидетельство о рождении ребёнка12.
    По своей правовой природе добровольное призна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.