VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление водными ресурсами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000403
Тема: Управление водными ресурсами
Содержание
   Министерство образования и науки Российской Федерации
   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
   Югорский государственный университет
   Институт природопользования
   Кафедра Экологии и природопользования
   
   
   Допущена к защите
      Заведующий кафедрой
      И.о. Дудкин Д. В., к.х.н.
      ___________________
   												 (подпись)
   
   
   Выпускная квалификационная работа
   на тему «Конструирование тестов по курсу «Управление водными ресурсами»
   для специалистов – управленцев»
   

      
      
      Студент группы 2732(м)
      Булычева Алена Сергеевна
      ____________________
      (подпись)
   
   Руководитель доцент, к.г.н.
    Болотнов В. П.
      ____________________
   (подпись)
   
   
   
   Ханты-Мансийск – 2015
   СОДЕРЖАНИЕ
   ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ….…………………………………………..5
1.1. Значение курса, выбор программы для изучения………………………………..5
1.2. Особенности водных ресурсов как объекта управления………………………..11
1.3. Проблемы управления водными ресурсами……………………….…………....18
1.4. Бассейновый подход на различных уровнях дифференциации рек.……..…..23
2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ……………………….……………………….32
2.1.  Общие положения тестового метода контроля………………………………….32
2.2.	Основные понятия и определения………………..…………………..………….33
      2.3.  Этапы и структура теста………………………………………………………….35
2.4.   Формы тестовых заданий и требования.………………………………………..37
2.5.   Технология создания теста по учебной дисциплине……………………………42
3. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.……………………………………………………………...........44
3.1. Составление тезауруса ……………………………………………………..…...…44
3.2.	Эксперименты с конструктором…………………………………………………..46
3.2.1.	Обзор программы-конструктора тестов «EasyQuizzy» ………….…..46
3.2.2.	Проведение экспериментов……………………………………………..46
       3.3.	Тестовые задания по курсу «Управление водными ресурсами»…………..…..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………………79


      ВВЕДЕНИЕ
      Водa является самым важным из вовлекаемых в человeческое хозяйство природных ресурсов, по объему ежегодного использования она намного превосходит массу всех вместе взятых других добываемых ресурсов [1]. Запaсы воды на Земле колоссальны, 
но возможность их использования ограничена в первую очередь природными факторами, 
в том числе экологическими. Беспрeцедентный рост мировой экономики в ХХ веке, демографический взрыв, сопутствующее этому увеличение антропогенной нагрузки 
на экосистемы и природные водные объекты стали причиной возникновения нехватки воды во многих регионах мира. Водообеспеченность в мирe в расчете на одного человека в 2002 г. уменьшилась в сравнении с 1970 г. почти вдвое, однако к 2050 г. следует ожидать 
ее дальнейшего снижения в сравнении с 2002 г. в полтора раза. Ситуация можeт оказаться еще менее благоприятной, если не переломить тенденцию антропогенного ухудшения качества воды в природных источниках. Примерно между 2035 и 2045 гг. экономически доступная, но еще не вовлеченная в хозяйство пресная вода останется только в Канаде, России и Бразилии.	Прогнозируемоe обострение водного дефицита, который заставит страдать более половины населения планеты, заставляет говорить о глобальном водном кризисе [2]. Глобальный водный кризис заставляет с особым вниманием отнестись 
к богатейшим водным ресурсам России. Экспорт воды в сколько-нибудь значимых масштабах экономически неоправдан, но тем болеe важным должен стать экспорт водоемкой продукции. Водоемкая продукция будет высоковостребованной на мировом рынке и может стать главным источником валютных поступлений в российскую экономику. Важнейшая задача, которую необходимо решить для достижения этой цели, то есть наведение порядка 
в водном xозяйстве, рационализация водопользования. Невысокая эффективность водопользования, недопустимо низкое качество обеспечения населения питьевой водой 
во многих водохозяйственных системах, неудовлетворительное состояние наиболее значимых эксплуатируемых природных водных объектов объясняются прежде всего тем, что водное хозяйство страны по целому ряду признаков остается на уровне развития, характерном для середины прошлого века.								Для того чтобы решить возникшие проблемы, необходимо разработать 
и последовательно осуществлять государственную политику, направленную на обеспечение устойчивого водопользования [3]. В возможно короткие сроки это позволило бы начать работу по решению указанного комплекса проблем. С этой целью в 2009 г. разработана и принята Правительством «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года», определяющая основные направления действий в водоресурсной сфере. Основными стратегическими целями Стратегии являются:								1) гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации; 							2) сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; 						3) обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений 
и иного негативного воздействия вoд. 									В программу студентов-магистров включен курс «Управление водными ресурсами». Для усвоения сложного материала курса студентам помoжет подготовка к тестовым заданиям для итоговой аттестации. Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися, при помощи тестовых заданий. Разработкa оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы 
их ликвидации, является одним из условий совершенствования процесса обучения.		Целью данной работы является конструирование и создание тестов по курсу «Управление водными ресурсами» для специалистов – управленцев. В результате мы рассмотрим проблемы, существующие в области управления водными объектами страны, 
а также выявим пути решения данных проблем. 							Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:				1) рассмотреть информацию о водных ресурсах России, их использование 
и экологическое состояние; 										2) проанализировать управление водными объектами России на сегодняшний день;	3) выявить проблемы управления водными объектами и пути их решения;			4) повысить компетентность при изучении методики составления тестовых заданий;	5) сконструировать и создать тесты по курсу «Управление водными ресурсами».		Основными методическими приемами  при выполнении работы были:			1. Подбор, систематизация и анализ литературных источников.				2. Работа со статистическим материалом.								3. Знакомство с современной педагогической технологией тестирования студентов 
по изученному материалу.										Работа содержит 79 страниц, включает 1 таблицe, 5 рисунков, использовано 39 литературных источников.


   1. УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
   1.1.Значение курса, выбор программы для изучения
      В данной главе приведена вводная научная информация по изучению курса «Управление водными ресурсами». В России доступные возобновляемые запасы воды составляют 4260 км3, а на душу населения приходится более 29000 м3, здесь сосредоточено околo четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод [2]. Россия занимает второе место в мире по валовым ресурсам пресной воды, а по водообеспеченности в расчете на душу населения третье местo среди крупных стран. Однако среди этих шести стран в России (и в Индии) наименее благоприятное внутригодовое распределение водных ресурсов, требующее создания водохранилищ для обеспечения равномерного поступления воды потребителям. Основная часть речного стока формируется в пределах территории страны, речные водные ресурсы располагаются по территории более или менее равномерно, уменьшаясь в южных равнинных районах Европейской части, Западной и Восточной Сибири. Величина их на душу населения в субъектах федерации зависит от численности 
и плотности населения, поэтому она существеннo снижается в наиболее населенных районах Северного Кавказа, где составляет порядка 1800 м3 в год на человека. В данном районе нередко отмечается нехватка воды, особенно в засушливые годы, а водные ресурсы используются достаточно интенсивно.									В нашей стрaне насчитывается две тысячи двести больших, средних и малых водохранилищ с объемом от 1 млн. м3 и более (Эдельштейн, 1998) [4]. Водозабор 
из водоисточников составляет около 80 км3 в год (2007 г.). Эксплуатационные запасы подземных вод составляют 30 км3 в год, а извлекается из недр около 11 км3 в год, в основном на хозяйственнопитьевые нужды. В ряде местностей происходит переэксплуатация подземных вод, например в районах Москвы, Брянска, Курска, Санкт-Петербурга 
с понижением уровня воды на 65–150 м. Забор морской воды составляет несколько болеe 5 км3 в год.	Водозабор в России составляет менее 2% от доступных водных ресурсов. Основная часть извлекаемой воды — 64% — используется в промышленности, а оставшаяся часть — в сельском хозяйстве и для коммунально-бытовых нужд примерно в равных долях — 17 и 19%. В период с 1965 до середины 1970-х годов, отмеченный высокими темпами экономического роста, активно росли все хозяйственные воздействия на водные ресурсы, потребление воды увеличилось за эти годы в 2–2,5 раза. С 1975 г. до конца 1980-х годов рост экономики замедлился, кроме того, стали внедряться водосберегающие технологии, 
и воздействие на водные ресурсы практически стабилизировалось. В сравнении с 1970 г. к1990 г. количество оборотной и последовательно используемой воды увеличилось в три раза. Сократился более чем на 30% объем воды для орошения, по-видимому, в связи 
с повышением естественной увлажненности на югe Европейской части России (Зайцева, 2003). В период 1975–1990 гг. общее водопотребление составляло около 100 км3 в год, лишь в конце 1980-х гг. начало несколько снижаться, затем наступило резкое, а с 1995 г. более плавное падение, продолжающееся по сей день, хотя водопотребление в промышленности несколько возрастало в 2004–2007 гг.	Все современные технологии используют воду 
и ежегодно загрязняют примерно половину доступной пресной воды [5]. Кроме того, допускаются просчеты при проектировании оросительных систем, утечки в водопроводной сети. В результате пресной воды становиться все меньше, и ее ресурсы уже 
не воспроизводятся в полной мере. Неоправданные потери в мире ежегодно составляют сотни кубических километров пресной воды. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управления водно-ресурсными системами. Водно-ресурсные системы включают ресурсы пресных поверхностных и подземных вод, используемых в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, и строятся по муниципальному, региональному, окружному, федеральному принципам. Для поверхностных вод учет пресных водных ресурсов осуществляется 
на основе бассейнового подхода. Учет ресурсов пресных подземных вод осуществляется на основе эксплуатированных скважин по традиционным схемам, принятым в гидрогеологии. 	Необходимо выявить особенности, для последующей работы. Особенностью использования водных ресурсов в России как и в других странах является низкая эффективность [6]. При падении промышленного и сельскохозяйственного производства 
в 1990-х годах эффективность использования водных ресурсов снижалась 
в промышленности, где удельное водопотребление на единицу произведенной продукции 
в денежном выражении (в сопоставимых ценах) выросло в 1,5 раза, и только после 2000 г. Наметилось уменьшение удельного водопотребления. В коммунально-бытовой сфере изменения были незначительными. В сельском хозяйстве водопотребление сильно снизилось. Это было связано не с повышением эффективности использования воды, 
а с сокращением орошаемого земледелия, в ряде регионов — на 60–80% (Центрально-Черноземный, Дальневосточный, Волго-Вятский), уменьшением поголовья скота на крупных животноводческих фермах и, частично, длительным периодом повышенной водности 
на территории России. На Северном Кавказе, основном районе орошаемого земледелия, при падении водопотребления на орошение на 30%, удельное водопотребление выросло на 9% (Зайцева, 2001). Централизованным водоснабжением питьевой водой в России охвачено только 2/3 населения. Это, в основном, жители городов и поселков городского типа. Сельское население получает воду, в основном, из колодцев или поверхностных водоисточников. Рост удельного водопотребления отражает тот факт, что в 1990-е годы относительное сокращение сброса (водоотведение) сточных вод оказалось меньшим, 
чем относительный спад промышленного производства [7]. Этот факт не представляется неожиданным. Дело в том, что предприятия, оказавшись в трудном экономическом положении, а весьма многие — на грани выживания, в целях экономии финансовых средств практически прекратили техническое перевооружение и модернизацию основных средств 
и, тем самым, реализацию мер по водосбережению. Жесткая экономия «подкосила» 
и природоохранные мероприятия, более того, многие действовавшие очистные сооружения постепенно пришли в негодность, не ремонтировались и не обновлялись. Кроме того, экономический спад 1990-х годов в силу очевидных причин очень слабо повлиял 
на динамику водопотребления в жилищно-коммунальном секторе: в 1999 г. использование воды на хозяйственно-питьевые нужды составило 91,1% от уровня 1990 г., в остальные годы за период 1993–2002 гг. этот показатель был не меньше 93,3% (Думнов, Борисов, 2003).		Для полного просвещения проблем необходимы данные государственных докладов. Водоотведение составило к 2000 г. около 55 км3 в год, из которых значительную долю — около 40% составляют загрязненные и недостаточно очищенные воды [8]. Высокая доля загрязненных сточных вод обусловлена понижением эффективности очистных сооружений 
в период спада производства. Для России характерны аварийные сбросы загрязненных вод, связанные с авариями на очистных сооружениях, а также нелегальные сбросы сточных вод 
в обход очистных сооружений в ночное время. Это приводит к тотальному загрязнению поверхностных и многих подземных источников водоснабжения, в результате чего порядка 35% проб воды в этих источниках не соответствуют стандартам качества (имеются и другие оценки, как выше, так и ниже приведенной). В целом в России без очистки в водные объекты сбрасывается около 20% неочищенных канализационных вод. Так называемые нормативно-чистые сточные воды и нормативно очищенные сточные воды на самом деле нуждаются 
в дополнительном разбавлении водами водоприемника для достижения в нем естественного качества воды. Ежегодный ущерб от загрязнения водных объектов в первые годы XXI в. составлял в среднем около 70 млрд. руб. (в ценах 2001 г.), 
за последние годы этот показатель возрос. Как и следовало ожидать, максимальный уровень загрязнения наблюдается в районах наибольшего промышленного 
и сельскохозяйственного развития.									Что касается соответствия воды нормативным требованиям в больших Реках страны можно отметить следующее. Практически все водные объекты водосбора реки Волги подвержены антропогенному воздействию, и качество воды в них не отвечает нормативным требованиям [9]. Большинство загрязняющих веществ относится к первому и второму классам опасности. Для верхнего, среднего и нижнего участков реки Волги среднегодовые концентрации многих поллютантов превышают предельно допустимые. Состояние подземных вод в бассейне реки часто также не соответствует санитарным нормам, особенно в районах промышленных городов, где предельно допустимые концентрации превышены в десятки, а иногда и в сто раз: наиболее значительно загрязнение нефтепродуктами (Брянская, Вологодская, Орловская, Ростовская, Самарская, Свердловская области) и фенолом (Череповец, Редкино, Москва, Саратов, Тольятти). В Калмыкии, Ярославской и Костромской областях отмечено невыполнение нормативов соответственно в 71, 45 и 38% исследуемых случаев, и в 20–30% случаев еще в 11 административных единицах. Наихудшее положение сложилось в Вологодской, Владимирской, Тверской, Нижегородской, Саратовской областях и Башкирии. Обследование, проведенное в середине 1990-х годов, показало, что более чем в половине городов России питьевая вода по содержанию индикаторного галоморфного соединения  хлороформа не соответствует гигиеническим требованиям.				Качество воды в стране не соответствует желаемому уровню. Низкое качество доставляемой населению питьевой воды обусловлено не только загрязнением ее источников, но и отсутствием водоохранных зон вокруг них, отсутствием или низким качеством оборудования на станциях водоподготовки, неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей [10]. Физический износ последних в настоящее время оценивается в 65–70% (более 334 тыс. км), в срочной замене нуждаются не менее 34% (176 тыс. км), утечки из систем водоснабжения по официальным данным составляют 3,26 км3 
в год. Отметим, что экспертные данные (на основе специальных обследований) о потерях воды в ЖКХ обычно не менее чем в два раза превышают официальные. Для водного хозяйства и экономики в целом Европейской части России огромное значение имеет Волжско-Камский каскад водохранилищ. Однако экологическое значение Волжско-Камского каскада (как и других водохранилищ, особенно равнинных) далеко не однозначно. С одной стороны, водохранилища перерабатывают и депонируют огромное количество загрязнений, поступающих в Волгу и Каму со сбросными водами промышленных и коммунальных предприятий, стоками с городских территорий и сельскохозяйственных полей. Какой была бы вода в Волге и Каме при современном уровне поступающих в эти реки загрязнений без такой работы водохранилищ, трудно даже представить. С другой стороны, многократное замедление прохождения воды, перегораживание рек плотинами, затопление значительных территорий водохранилищами и иные факторы имеют несомненные негативные экологические последствия. Негативное воздействие гидрологических процессов  проявляется в России достаточно широко, хотя и не с такой катастрофической силой, как случается в тропических странах [11]. По данным МЧС России подвержены затоплению 400 тыс. км2 территории, более 300 городов, тысячи мелких населенных пунктов с населением более 4,6 млн чел., более 7 млн. га сельхозугодий. Среднемноголетний ущерб от наводнений экспертно оценивается около 50 млрд руб. в год. Защищающие от наводнений гидротехнические сооружения (ГТС) из-за неудовлетворительного состояния подчас сами становятся источниками опасности. Так, в 2006 г. уровень технического состояния ГТС, подведомственных Минтрансу России, оценивался следующим образом: нормальный соответствует 21,1%, пониженный 57,7%, неудовлетворительный 16,5%, опасный 4,8%.		Водопользование страны имеет значительные проблемы воды. Весьма серьезные проблемы в водопользовании в России могут возникнуть вследствие глобальных климатических изменений [12]. Изменения режима осадков, обусловленные глобальным потеплением, для России будут, скорее всего, неблагоприятными. Они проанализированы в работе (Мелешко и др., 2004) на основе расчетов по ансамблю семи моделей общей циркуляции атмосферы и океана, исходя из «умеренных» сценариев Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) для задания динамики выбросов парниковых газов и аэрозолей. Значимые изменения, как среднегодовой приповерхностной температуры воздуха, так и общегодовых осадков, должны произойти уже в первой половине XXI века. На европейской части территории России прогнозируется ухудшение водообеспеченности. Однако более тревожными выглядят прогнозируемые изменения режима осадков. Ожидаемое существенное увеличение неравномерности выпадения осадков означает одновременное усиление угрозы как наводнений, так и засух на этой территории. Названные прогнозы отражают прямое воздействие климатических изменений на гидрологические характеристики, основополагающие как для водообеспеченности, так и для мер по снижению ущерба от наводнений и иных связанных с гидрологическими процессами явлений. Однако прямое воздействие может быть усилено косвенными эффектами, обусловленными, прежде всего, ухудшением экологической обстановки на водосборах. 						Источники загрязнения воды имеют много факторов. В частности, с потеплением климата ожидается увеличение пожаров в лесах.	В качестве основного показателя используется продолжительность пожароопасного сезона, для которой установлена тесная связь с длительностью вегетационного периода, а последняя зависит, прежде всего, от средней приземной температуры воздуха. Подводя итог своему анализу последствий глобального потепления для пожароопасности в лесах умеренной зоны на основе нескольких сценариев климатических изменений, в своей работе (Коровин, Зукерт, 2003) авторы отмечают, что следует ожидать роста числа и площади лесных пожаров в России на 30–40% даже без учета их суровости, которая может добавить еще 15–30%, а с учетом других факторов «в рамках рассмотренных сценариев изменения климата могут привести к росту числа и площади лесных пожаров в 1,5–2,0 раза». Отметим, 
что все рассмотрения в этой работе относятся к лесным экосистемам в относительно стационарном климате, независимо от того, пребывают ли они в климаксной или одной 
из сукцессионных фаз. Но при значимых климатических изменениях, когда такая стационарность окажется нарушенной, для каждой лесной экосистемы начнется процесс перехода к новой экосистеме, который обязательно будет сопровождаться усилением уязвимости леса к всевозможным воздействиям, и это дополнительно усилит 
его горимость. Хотя прямых аналогов лесных пожаров для других экосистем 
(за исключением тундрового ягеля) в России нет, изменения климата приведут к росту негативных проявлений и в них (например, следует ожидать обострения процессов почвенной эрозии). 											Температурный фактор играет значительную роль для качества воды. Повышение средней глобальной приземной температуры незначительно, несколько более существенное потепление наблюдается в отдельных регионах (прежде всего Сибири), но экосистемы реагируют на эти процессы [13]. Ухудшение экологической обстановки на водосборах окажет негативное влияние не только на сезонное и внутрисезонное распределение речного стока, но, даже в большей мере, на качество воды в природных источниках, поскольку ухудшение здоровья среды всегда снижает ее ассимиляционный потенциал. Обострению ситуации будет способствовать и изменение потребности в воде; в частности, в черноземных областях, на юге европейской части, в степях южного Урала и других регионах следует ожидать роста потребности в воде для орошения в связи с учащением и усилением засух. Неизбежно и притом почти повсеместно возрастут затраты на обеспечение населения качественной питьевой водой. 									Существует возможность предвидеть, какие иные осложняющие факторы, в том числе существенные для водопотребления, возникнут в сельском хозяйстве, которому при значимых изменениях климата не избежать весьма болезненной перестройки. Конечно, потепление климата сулит для России очевидные выгоды — если рассматривать проблему абстрактно. Среди них, прежде всего, увеличение продолжительности вегетационного периода. Однако ряд обстоятельств, среди которых едва ли не первое место занимает ухудшение водообеспеченности (а также — в других сферах — воздействие на общественное здоровье, деградация вечной мерзлоты и пр.) станут препятствием для того, чтобы реально воспользоваться новыми возможностями в сельском хозяйстве, во всяком случае, в течение первых десятилетий после их появления. Потребуются значительные капитальные вложения и, особенно, организационные и управленческие усилия, возрастут требования к качеству и уровню квалификации труда. Россия всегда тяжело переживала эпохи перемен, не станет исключением и перемена климата. 						Программа курса «Управление водными ресурсами» предназначена для магистров второго года обучения, обучающихся по направлению «Управление природопользованием» [14]. Она включает три части: Водный кодекс Российской Федерации; поиски, разведка 
и оценка подземных вод; модели управления водно-ресурсными системами. Выбранная программа для изучения курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки магистров 022000.68 «Экология 
и природопользование», утвержденного 29.03.2010 № 243, и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО [4]. Структура и содержание дисциплины «Управление водными ресурсами» приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1. Структура и содержание дисциплины «Управление водными ресурсами» [4]
№ п/п
   Наименование и краткое содержание
Кол-во часов
1
Введение в гидроэкологию: 
объект, предмет и основные понятия науки; история возникновения культурных водных экосистем, водопользование (изъятие, потребление и воспроизводство ресурсов) как составная часть природопользования. 
  2
2
Гидроэкологические принципы описания водных объектов: географические и экологические классификации водных объектов. Гидробиология водоемов. Комплексный подход к использованию водных ресурсов. 
  2
3
Функционирование водных экосистем: 
структура и функционирование, устойчивость и механизмы саморегуляции, инвентаризация и создание кадастров водных ресурсов, экологизация технологий использования водных ресурсов, расширение воспроизводства водных ресурсов, устранение негативных последствий водопользования. 
  2
4
Рациональное использование и охрана водных экосистем: 
проблемы крупных бассейнов рек, озер, водохранилищ, болотных систем. Необходимость нормирования допустимых нагрузок на природу. Платность использования водных ресурсов. 
  2

Итого
  8


   1.2. Особенности водных ресурсов как объекта управления
      В данной подглаве мы рассмотрели особенности водных ресурсов. Невысокая эффективность водопользования, недопустимо низкое качество обеспечения населения питьевой водой во многих водохозяйственных системах, неудовлетворительное состояние наиболее значимых эксплуатируемых природных водных объектов объясняются, прежде всего, тем, что водное хозяйство страны по целому ряду признаков остается на уровне развития, характерном для середины прошлого века [15]. Ошибочная ориентация на экстенсивное развитие, пренебрежение вопросами эффективности водопользования, недостаточное внимание к экологическим аспектам и другие обстоятельства определили отставание российского водного хозяйства от мирового уровня, отчетливо проявившееся уже к 1980-м годам. Беды российского водного хозяйства резко усугубились вследствие крайне недостаточного финансирования его развития в 1990-е годы. 						В соответствиии с Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ 
от 16. 06.2004 г. Федеральное агентство водных ресурсов  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг 
и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов [16].				Данное определение с одной стороны ограничивает деятельность агентства, а с другой стороны  возлагает на него функции, перечень которых Правительством не определён и отсутствует ясность в том, что же считать государственными услугами в области охраны и использования водных объектов. Как видно из рисунка 1.1 управленческие функции Агентства можно объединить в 6 групп:									-  функции, связанные со сбором информации о водных объектах;				- функции, связанные с оценкой состояния водных объектов;					- функции, связанные с принятием решений;							- функции, связанные с учётом;									- функции, связанные с анализом экономической деятельности Агентства и его территориальных органов;											- функции финансово-хозяйственного контроля.							Известно, что основное загрязнение водных объектов обусловлено сточными водами очистных сооружений, а также дождевыми и паводковыми водами, которые поступают 
в водные объекты с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий.		Необходимо решать проблемы в срочном порядке. Решив проблему качественной очистки сточных вод (эффективность очистки сточных вод по Российской Федерации,  в соответствии с установленными нормативами, достигает всего лишь 10 %) и проблему очистки урбанизированных территорий, – мы в значительной степени избавим водные объекты от загрязнения и обеспечим качественное состояние водных ресурсов [17]. Но решение этой проблемы не входит в задачу Агентства, так как вопросами охраны водных объектов от загрязнения занимается другое ведомство, а платежи за загрязнение водных объектов не входят в систему водного налога, а поступают в бюджеты различных уровней и не имеют целевого назначения. Вопрос о достаточном обеспечении финансирования водного хозяйства, о возможном переводе его на самоокупаемость остро стоит и в наши дни. Однако ряд особенностей этой отрасли (прежде всего, социальные аспекты водопользования, его экологические последствия и необходимость защиты от вредного воздействия вод) исключают возможность применения каких-либо «общих» подходов и требует адекватного учета отраслевой специфики.
   			Рис.1.1. Схема управленческих функций ФАВР [1]
      Представляется, что применительно к водопотреблению и водоотведению при всей практической сложности задачи перехода к самоокупаемости общие экономико-теоретические вопросы хотя бы отчасти разработаны. Однако ситуацию в других направлениях водопользования применительно к этой задаче можно характеризовать как сугубо неясную. Параметры, регулирующие платежи за водопользование во всех направлениях, кроме водопотребления и водоотведения, определены произвольно, обоснования установленных значений отсутствуют. Весьма сомнительно, что защиту населения от наводнений (и других видов вредного воздействия вод) можно «поставить 
на самоокупаемость». Видимо, это одна из тех областей государственной деятельности, где участие бюджетного финансирования необходимо.							В настоящее время наиболее важными из первоочередных проблем водохозяйственного комплекса России являются:							• неудовлетворительное качество воды в большинстве эксплуатируемых водных объектов;													• неудовлетворительное состояние систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;	• ухудшение технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства — гидротехнических сооружений;								• расточительное водопользование;								• недостаточная эффективность государственного управления отраслью — водными ресурсами и водохозяйственными системами;								• малый объем работ по развитию мониторинга водных объектов;				• недостаточная защита от негативного воздействия вод — основная причина учащающихся паводковых и аварийных затоплений и подтоплений населенных пунктов 
и хозяйственных предприятий;										• учащающиеся загрязнения водных объектов при авариях на нефтепроводах, очистных и иных сооружениях [18].									Необходима пошаговые действия. Одним из первых шагов для решения названных проблем в части нормативного и научно-методического обеспечения управлением и охраной водных объектов необходима разработка методологии эколого-социально-экономического обоснования регулирования использования и охраны водных объектов и их водных ресурсов для планирования хозяйственного использования и охраны и восстановления качества 
вод. Для этого необходимо решить следующие задачи.							1. Интенсификация использования водных ресурсов, отказ 
от продолжения экстенсивного водопотребления. Решающую роль в достижении этой цели принадлежит развитию рыночных отношений. Однако этот процесс не должен происходить стихийно, исключительная социальная и экологическая значимость водных ресурсов требует тщательного анализа последствий каждого намечаемого шага 
в расширении сферы рыночных взаимодействий. Вместе с тем необходимо как можно быстрее изживать рудименты командно-административного подхода к управлению водным хозяйством. Для этого следует:										• обеспечить переход от начисления платы за потребление воды по нормативам 
к оплате водопотребления всеми потребителями только по количеству фактически полученной воды;												• разработать и реализовать программу постепенного повышения платы 
за потребляемую воду до уровня, при котором полностью компенсируются все затраты 
на обеспечение водопотребления, а также повышения платы за все виды водопользования 
до уровня, при котором обеспечивается полное финансирование мер для устойчивого воспроизводства качества водных ресурсов и поддержания всех зависящих от них экосистем и абиотической среды; использовать при этом теоретические разработки 
по рентообразованию в водопользовании;								• стимулировать водопотребителей к внедрению водосберегающих технологий 
не только адекватной платой за водопотребление, но и через налоговые льготы и иные элементы финансового механизма;									• развивать конкурентные формы обеспечения спроса на воду всеми видами водопотребителей.												2. 	Обеспечение надежного, безопасного и устойчивого питьевого водоснабжения. Для этого в системах питьевого водоснабжения необходимо совместное использование источников как поверхностных, так и подземных вод при строгом соблюдении экологических норм, обеспечивающих их не истощительную эксплуатацию, и применение современных технологий водоподготовки. Важную роль в решении этой задачи имеет 
и экономия воды, поскольку неоправданно высокий объем забираемой и в значительной мере, теряемой при доставке потребителю и использовании воды — фактор, повышающий неустойчивость водоснабжения.										3. Разработка системы защиты населения и хозяйственных объектов от вредного воздействия вод, прежде всего наводнений. Это наукоемкое направление требует совершенствования моделей, объясняющих механизмы возникновения и развития наводнений, улучшения методов прогноза наводнений и их последствий, совершенствования системы гидрометеорологического мониторинга, а также капиталоемких мер 
по реконструкции ряда водохранилищ, защите городов, поселков 
и хозяйственных объектов, в ряде случаев — вывода населенных пунктов из опасных зон. При принятии решений о выделении территорий под строительство новых объектов различного назначения необходимо учитывать вероятность их затоплений и подтоплений, возможные ущербы от наводнений, необходимость страхования и др.				4. Разработка и реализация системы мер, направленных на восстановление качества воды в водных объектах, испытавших сверхнормативное антропогенное воздействие. Улучшение систем очистки сточных вод не может полностью решить эту проблему, 
не менее важно наведение порядка на водосборных территориях, строгое соблюдение установленного законодательством режима хозяйственной деятельности и ограничений природопользования в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, проведение специальных реабилитационных мероприятий, ликвидация негативных последствий гидромелиорации и пр. Эта деятельность должна проводиться 
под руководством и при строгом контроле государственных органов управления водным хо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44