VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление и регулирование товарных запасов на ЗАО «Тандер» магазин магнит»Парадиз»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000454
Тема: Управление и регулирование товарных запасов на ЗАО «Тандер» магазин магнит»Парадиз»
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ	6
1.1. Понятие, значение, сущность формирования товарных запасов на предприятиях торговли	6
1.2. Задачи совершенствования оптимизации запасов продукции на складе организации	21
1.3. Нормативное регулирование запасов на предприятии	28
Выводы	34
2. УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ЗАО «ТАНДЕР» магазин магнит»Парадиз»	35
2.1. Внешняя и внутренняя среда деятельности ЗАО «Тандер» ММ»Парадиз»	35
2.2. Формирование и управление товарными запасами на предприятии	54
Выводы	61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАО «ТАНДЕР»	63
3.1. Пути совершенствования методов учета оптимизации запасов	63
3.2. Пути оптимизации запасов на складе организации	75
Выводы	82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	86
ПРИЛОЖЕНИЯ	91


ВВЕДЕНИЕ
     
     Эффективное управленческое планирование запасов (как материальных ресурсов, так и готовой продукции) возможно на промышленном предприятии лишь как составная и неотъемлемая часть комплексного процесса управленческого планирования (бюджетирования), охватывающего все основные сегменты хозяйственной деятельности и взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что запасы сырья и материалов и товарные остатки представляют собой два звена (стадии) непрерывного процесса кругооборота оборотного капитала предприятия (так называемого финансового цикла предприятия).
     Составной частью товарообеспечения является образование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Без товарных запасов нельзя обойтись, потому что циклы изготовления и потребления товаров, как правило, не совпадают, а в ряде случаев между ними имеется значительный разрыв во времени. Зачастую сроки движения товаров бывают продолжительными, не исключаются перебой и в их поставках. Поэтому торговые предприятия вынуждены создавать запасы продукции путем размещения и хранения на складе. Склады выполняют следующие конкретные функции:
* размещение и содержание запасов товаров для бесперебойного
и ритмичного ведения торгового процесса;
* обеспечение режима хранения с учетом особенностей и свойств
товаров;
* подбор и комплектование номенклатуры товаров, входящих в
торговый ассортимент;
* выполнение разнообразных операций, связанных с подготовкой и отпуском товаров со склада.
     Прохождение товаров через склад предопределяет затраты живого и овеществленного труда. Склады принимают на себя значительные расходы в результате использования капитала на приобретение и содержание товарных запасов. 
     Особое значение приобретает управление размерами товарных запасов под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих поддержание товарных запасов в нормативных размерах, регулирование поступления и отпуска их со склада учет и контроль за состоянием запасов. Опыт показывает, если этим вопросам не уделяется должного внимания, то неизбежно возникает затоваривание по одним товарам и дефицит по другим. Отсутствие необходимой номенклатуры товаров приводит к неудовлетворению запросов потребителей и снижению товарооборота, а превышение размеров товарных запасов - к скоплению товаров, перегрузке складских емкостей и лишним затратам.
     Товарные запасы создаются и поддерживаются в таких размерах, которые соответствуют прогнозной потребности и обеспечивают непрерывную продажу товаров, Они формируются в соответствии с идентичной структурой и ассортиментным перечнем товаров, реализуемых торговым предприятием. В ходе продажи товарные запасы расходуются и взамен выбывающих завозятся новые, соразмерные по своей структуре и ассортименту.
     Основным методологическим принципом определения оптимального уровня запасов является принцип минимизации совокупных издержек (в классической микроэкономике он называется принципом сопоставления выгод—издержек — «benefit—cost approach»). Суть данного подхода достаточно проста:
     1) любой уровень запасов генерирует определенную величину издержек для предприятия;
     2) эти издержки неоднородны. Совокупные издержки содержания определенного уровня запасов состоят из различных категорий, различающихся между собой по функциональной зависимости от изменения уровня запасов. Одни издержки возрастают при увеличении текущего уровня запасов, а другие — убывают. При этом некоторые категории издержек являются косвенными и вероятностными, то есть их величина при данном уровне запасов не является непосредственно фиксированной, и для ее определения требуется проведение соответствующих расчетов;
     3) оптимизация уровня запасов достигается в той точке, где совокупные издержки минимальны.
     Целью дипломной работы является изучение управления товарными запасами на торговом предприятии.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
* рассмотреть теоретические основы товарных запасов на предприятиях торговли, ознакомиться с процессом  товарообеспечения и организацией коммерческих связей в торговли; 
* изучить понятие, значение и сущность товарных запасов на предприятиях торговли; 
* ознакомиться с внешней и внутренней средой деятельности исследуемого предприятия; 
* провести оценку управления товарными запасами на предприятии; 
* предложить рекомендации по улучшению работы связанной с регулированием товарных запасов.
     Объектом исследования работы является Закрытое акционерное общество «Тандер» г. Ярославль.
     Теоретической и методологической основой написания работы послужили законы и нормативные акты, а так же были использованы статьи и книжные издания  ведущих специалистов в этой области, в частности, Андрианова В.Д., Осиповой Л.В., И.М. Синяева, Павлова Н.Н., Портера М., Дойля П.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ


1.1. Понятие, значение, сущность формирования товарных запасов на предприятиях торговли 
     
     Запас - (товарно-материальный запас, inventory stock) - материальные ценности в виде сырья, полуфабрикатов, находящихся на разных стадиях производственного процесса и не используемые на данный момент в производстве, а также готовая продукция, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления1. 
     Понятие запаса пронизывает все стадии процесса производства и реализации продукции. 
     На схеме (рис. 1) представлена классификация запасов по следующим признакам: 
* назначение запасов по отношению к процессу производства (производственные и товарные запасы) 
* назначение запасов по отношению к "сглаживанию" колебаний спроса (запасы текущие, страховые, сезонные запасы); 
* степень готовности "запасаемых" материальных ценностей (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция производственного и потребительского назначения); 
* по отношению к текущему периоду времени (переходящие запасы, запасы в пути); 
* по отношению к возможности использования в производстве / возможности реализации (запасы подготовительные, неликвидные запасы). 
* 
     
     Рисунок 1. Структура классификации запасов
     
     Создание запасов всегда сопряжено с расходами: 
* во-первых, запасы - это, фактически, замороженные финансовые средства; 
* во-вторых, требуются затраты на содержание специально оборудованных помещений (складов), оплату труда специального персонала; 
* в-третьих, существует риск порчи, хищения запасов. 
     Но, в то же время, отсутствие запасов может также вызвать расходы, которые проявляются в форме разнообразных потерь: потери от простоя производства в случае задержки поставки материалов; потери от закупки по более высоким ценам и транспортировки мелких партий товара; потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса на него. 
     На рис. 2 представлено образное представление о запасах японских менеджеров: количество запасов рассматривается как уровень воды в море. Чем больше воды (то есть запасов), тем легче кораблю (фирме) обходить подводные скалы (колебания спроса на готовую продукцию и соответствующие изменения количества расходных материалов). Чем меньше воды (то есть запасов), тем опытнее и дальновиднее должны быть капитан и его команда (руководитель предприятия, менеджеры). 
     
     Рисунок 2. Образное представление о запасах
     
     Рациональное управление запасами предполагает создание такого их уровня, который бы обеспечивал бесперебойность производственного процесса при минимальных расходах на их содержание. То есть пополнение запасов должно осуществляться до тех пор, пока эффект снижения риска прерывания производственного и/или торгового процесса из-за отсутствия запасов превышает расходы на содержание дополнительной единицы запаса. 
     Запасы входят в состав оборотных активов предприятия и к ним применимы общие принципы управления оборотными активами. В теории финансового менеджмента выделяют три принципиальных подхода к формированию запасов: 
* консервативный подход - создание высоких размеров запасов; при этом эффективность использования запасов невысока; 
* умеренный подход - создание нормальных размеров запасов (в соответствии с расчетным значением норматива) на случай наиболее типичных сбоев; 
* агрессивный подход - минимизация запасов; в данном случае характерна высокая эффективность использования запасов при высоком уровне риска. 
     Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
     Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.
     Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей. Товары классифицируются по следующим различным признакам2: 
     1)   по целям использования:
* потребительские товары - это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека,
* производственные товары – это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;
     2)   по времени использования / потребления:
* товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз,
* товары длительного пользования, используемые многократно;
     3)   по характеру потребления:
* товары повседневного спроса,
* товары тщательного выбора,
* престижные товары;
     4)   по характеру использования в зависимости от степени их участия в процессе производства:
* сырье, материалы, тара и упаковка,
* комплектующие детали, инструмент, инвентарь,
* техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.
     5)   по функциональной принадлежности:
* товары – продукты питания,
* промышленные товары;
     6)   по видам запасов:
* текущие запасы – это товары на стадии реализации,
* подготовительные запасы – это товары на стадии предпродажной подготовки,
* гарантийные (страховые) запасы – необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе,
* сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса,
* переходящие запасы;
     7)   по видам движения товаров в учете:
* товары в пути, товары на складе,
* товары на стадии предпродажной подготовки, 
* зарезервированные товары, товары в магазинах в процессе реализации, товары на консигнации, 
* реализованные товары на ответственном хранении.
     На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:
* внешние факторы – налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
* внутренние факторы – пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.
     Для оценки эффективности управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также используется информация управленческого учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета. 
     Эффективность использования товарными запасами оценивается следующими показателями:
     1)   удельный вес товарных запасов в их общей величине на начало и конец отчетного периода;
     2)   абсолютный прирост товарных запасов на конец отчетного периода (в денежных единицах измерения и в натуральных единицах измерения по каждому виду товара);
     3)   темп прироста товарных запасов на конец отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста выручки от торговой деятельности;
     4)   оборачиваемость товарных запасов, характеризующая длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств из денежной формы в запасы и до их реализации. При ускорении оборачиваемости товарных запасов высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования;
     5)   показатель экономии оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств;
     Оценка скорости оборачиваемости запасов в торговой деятельности является одним из основополагающих элементов экономического анализа, так как товарные запасы относятся к медленно реализуемым активам, а в оборотных средствах торговой организации они имеют значительный удельный вес.
     Оценка влияния на приращение объема продаж экстенсивности и интенсивности использования запасов и оборотных средств позволят вычленить более рациональные и прогрессивные пути повышения эффективности результатов торговой деятельности. 
     Кроме перечисленных показателей эффективности использования товарных запасов в целях принятия управленческих решений актуальным представляется оценка таких показателей, как товарная структура в товарообороте, рентабельность используемой торговой площади по видам товаров, объем продаж в расчете на единицу торгового персонала или смену (производительность труда), товарная структура поставленных на заказ товаров и прочее. 
     В результате высокой оборачиваемости товарных запасов в торговле экономический анализ рекомендуется осуществлять за минимальный период времени. Отчетным периодом при этом могут быть часы, день, технологическая смена персонала, будние дни, выходные и праздничные дни, неделя, декада, месяц.
     Оценка товарных запасов и анализ покупательского спроса на отдельные виды товаров позволяет спрогнозировать потребность в товарах различного ассортиментного ряда как в целях развития конкретной торговой организации и повышения ее конкурентоспособности, так и в целях макроэкономического анализа развития экономики по таким показателям как товарная структура в розничной торговле, товарные запасы, коэффициент оборачиваемости товарных запасов и другим показателям.
     В международной практике для оценки развития экономики макроэкономическом аспекте используются такие нестандартные для российской статистики показатели как заказы на товары длительного пользования и заказы на производственные товары. 
     Заказы промышленности (Factory Orders) — это индикатор, который показывает потребность промышленности в товарах длительного и недлительного пользования. Увеличение значения этого индикатора характеризует активность производства и его возможный рост, тогда как уменьшение свидетельствует о сворачивании производства3. 
     Заказы на товары длительного пользования (Durable Goods Order) — это индикатор, который показывает потребность в товарах со сроком использования более 3 лет. Обычно такие товары имеют большую цену (например, автомобили), поэтому отражают не только ожидания потребителей, но также и способность последних тратить такие большие суммы. Увеличение этого показателя положительно характеризует состояние экономики и производства. Поэтому рост данного показателя помогает валюте усиливаться, а падение — ослабляет ее. Этот индикатор публикуется ежемесячно и достаточно важен для рынка.
     Как видно, даже аналитическая информация в управлении товарными запасами используется в оценке макроэкономических показателей. 
     Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности. 
     Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами: 
* время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы; 
* сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; 
* несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки; 
* особенности территориального размещения производства; 
* условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином; 
* звенность товародвижения; 
* возможности для хранения товара и др. 
     Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. 
     Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. 
     Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. 
     Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам4: 
       (1)
где     Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота; 
          ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
           Т / ОБобн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
           Т / ОБ - объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
           Д - количество дней в анализируемом периоде.
     Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. 
     Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. 
     Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. 
     Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующим формулам: 
             (2)
где      ОБбн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
           ТЗ - средний товарный запас за исследуемый период (руб.);
           Т / ОБобн - однодневный товарооборот за тот же период (руб.);
           Т / ОБ - объем товарооборота за указанный период (руб.);
           Д - число дней в этом периоде.
     Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:
                       (3)
где    ТЗ - средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1,ТЗ2, ... ,ТЗn- величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
n - количество дат, за которые берется величина запасов.
     Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. 
     Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитыватся по следующим формулам: 
          (4)
где        Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов;
             Обдн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
   Т / Об - товарооборот за определенный период (руб.);
             ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.);
              Д - число дней в указанном периоде.
     Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период. 
     Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п. 
     В рознице традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов5: 
   * инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует; 
   * снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода - меньшая точность, чем при инвентаризации; 
   * балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода - отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков. 
     Результаты анализа могут использоваться для планирования товарных запасов. Директивного, обязательного планирования товарных запасов на торговых предприятиях не существует. Мелкие предприятия торговли, исходя из объемов деятельности и численности персонала, вообще не планируют товарные запасы или планируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия вынуждены постоянно следить за динамикой товарооборачиваемости, а следовательно, планировать и нормировать товарные запасы, что является основой для разработки заказов на закупки товаров в ассортиментном разрезе. 
     Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы. 
     Сущность статистического метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. Статистический метод планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд лет тенденции переносятся в будущее со всеми присущими им недостатками. 
     Наиболее часто в торговле применяют метод технико-экономических расчетов. Это объясняется тем, что до 1992 г. с помощью именно этого метода определялась величина товарных запасов по каждому торговому предприятию и организации. Кроме того, этот метод является, пожалуй, наиболее достоверным и точным. 
     Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов. 
     При использовании этого метода норма товарных запасов включает в себя следующее: 
* время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; 
* время пребывания товаров в форме торгового запаса; 
* гарантийный (страховой) запас товаров. 
     Время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, время пребывания товарных запасов в форме товарного запаса рассчитывается. При этом учитывают, что торговый запас делится на две части: запас товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале, и запас текущего пополнения, т.е. предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи. 
     Для того чтобы количественно измерить первую часть торгового запаса, определяют число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товара. Затем к произведению этих двух величин прибавляют среднедневной оборот и полученную величину делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров, исходя из частоты поступления. Традиционно величина запаса текущего пополнения рассчитывается по следующей формуле: 
                                              (5)
где      Q - размер оптимальной партии товара;
           V - объем товарооборота;
           U1- расходы по транспортировке партии товара;
           U2- расходы по хранению разновидности партии товара.
     Величина товарного запаса текущего пополнения должна составлять половину оптимальной партии поставки товара. Это соотношение является для торговых предприятий традиционным и объясняется тем, что во время завоза запасы отдельных товаров колеблются от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). 
     Гарантийный (страховой) товарный запас предназначен для смягчения неравномерности поставок, изменений спроса и т.п. 
     Формула расчета величины страхового запаса довольно традиционна для торговли: 
                           (6)

где       ТЗс - страховой запас товаров;
             К - коэффициент уровня обслуживания (выражает в процентах отношение числа дней, когда товар бесперебойно находится в продаже, к общему числу дней в периоде; как правило, величина известная и задаваемая);
            Т / Об - товарооборт по кварталам;
            Т /Об - среднеквартальный товарооборот;
  n - число рассматриваемых кварталов.
     При определении нормативов в целом по торговому предприятию учитывают и время пребывания товаров в пути (для иногородних поставщиков). 
     Таким образом, технико-экономический метод планирования и нормирования товарных запасов дает следующую формулу расчета норматива товарного запаса: 
                                         (7)

где       Н - норматив товарного запаса (по товарной группе);
            ТЗn - время на приемку, проверку, подготовку товаров к продаже;
            ТЗm - торгово-товарный запас;
            ТЗc - страховой товарный запас.
     Аналогично проводят расчет по всем товарным группам, и суммарный результат определяет норматив по торговому предприятию в целом. 

Ни нормативный, ни экономико-математический метод практически не применяются в современной повседневной деятельности торговых предприятий из-за невысокой достоверности и большого объема вычислений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1.2. Задачи совершенствования оптимизации запасов продукции на складе организации 
     
     Оптимизация товарных запасов - это система мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального объема и структуры запасов для бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте. 
     Основная задача управления товарными запасами — не допустить перебоев в товароснабжении и избежать затоваривания. При этом необходимо ускорять оборачиваемость товарных запасов, сокращать издержки на их формирование и хранение. Управление товарными запасами на оптовых складах предусматривает6: 
* нормирование товарных запасов; 
* оперативный учет запасов и контроль за их состоянием; 
* регулирование товарных запасов. 
     Нормирование товарных запасов осуществляется различными методами (опытно-статистический метод, метод технико-экономических расчетов, экономико-математическое моделирование и др.). Оперативный учет и контроль, за состоянием товарных запасов — важный элемент коммерческой работы с товарами на торговых складах. 
     На торговых складах оборачиваются десятки и сотни тысяч наименований товаров. Поэтому наладить систематический учет и контроль за каждой ассортиментной позицией дело сложное, особенно если это делается ручными или маломеханизированными способами. Большая номенклатура товаров на оптовых складах и вследствие этого огромные информационные потоки настоятельно требуют широкого использования компьютерной техники и технологии. Для этой цели необходимо создавать АСУ товарными запасами, использование компьютерной технологии позволяет ежедневно обеспечить коммерческих работников достоверной информацией об отклонениях запасов от нормативов по товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям товаров. 
     На основе полученной информации о состоянии товарных запасов (отклонениях от нормативов) проводится их оптимизация и регулирование, т. е. принимаются и реализуются коммерческие решения по их нормализации. Вообще, отклонение товарных запасов от установленных нормативов в коммерческой работе нежелательно. Заниженные товарные запасы могут привести к дефициту товаров, перебоям в товароснабжении розничной торговой сети. Сверхнормативные товарные запасы приводят к замедлению товарооборачиваемости, увеличению товарных потерь, ведут к перегрузу складских площадей, ухудшению финансовых показателей. Поэтому нормализация товарных запасов является первостепенной задачей коммерческих работников. 
     Например, при снижении уровня товарных запасов коммерческий аппарат должен принять меры по дополнительной товарной закупке данных товаров, усилению контроля за выполнением поставщиками своих договорных обязательств и т. п. При возникновении сверхнормативных товарных запасов — осуществить меры по их уменьшению (ликвидации). К этим мерам, в частности, можно отнести: 
* сокращение завоза от поставщиков данных товаров; 
* активизацию их продажи (путем организации выставок-продаж, ярмарок, базаров и т. д.). Проведение широких рекламных мероприятий; 
* маневрирование товарными запасами внутри оптовой фирмы (перемещение их от одних предприятий к другим), перемещение товарных запасов на региональном уровне через дилеров; 
* усиление воздействия на предприятия промышленности — с целью улучшения качества товаров, обновления их ассортимента и др.; 
* проведение работы по снижению цен, доступных для большинства населения; 
* промышленную переработку некоторых продовольственных и непродовольственных изделий, пользующихся слабым спросом населения и т. д.
     Задачи управления запасами являются одними из самых сложных в математическом смысле, которые существуют в области управления торговлей. Появившись во время второй мировой войны как задачи управления поставками боеприпасов, они затем нашли свое место в системах управлением поставками готовой продукции у крупных промышленных корпораций. С развитием вычислительной техники, созданием огромных систем разветвленной розничной торговли на западе появились модели управления планированием поставок. В настоящее время принципы построения системы управления запасами хорошо изучены. Однако остается простор для анализа конкретных ситуаций, в которых применяются торговые системы, анализа конкретных экономических задач.
     Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов, состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любой управляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, если руководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элемент системы, то в системе должна существовать "обратная связь", которая дает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность ее функционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можно определить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данных о системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему. 
     Главная задача проектировщика системы управления запасами как раз и зак.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44