VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015752
Тема: Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
Содержание
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и бухгалтерского учета


КУРСОВАЯ РАБОТА
по финансовому менеджменту
на тему « Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия»




Выполнила: студентка 3 курса
института экономики и управления
ЭОБ 31Ф группы
Руководитель курсовой работы:
Квочкина В.И.



Мичуринск – наукоград РФ, 2018
Содержание
Введение
 Теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностью
 Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности
 Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость организации
 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии
 Анализ дебиторской задолженности СПК « Богородицкий»
 Анализ кредиторской задолженности СПК « Богородицкий»
 Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности СПК « Богородицкий»
 Совершенствование дебиторской задолженности и основные пути снижения кредиторской задолженности
Заключение









Введение
     Разумное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия является гарантом успешного развития предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
     Основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия.
     Одной из основных проблем роста дебиторской и кредиторской задолженности предприятия является несовершенство управления его денежными потоками. Оперативное управление денежными ресурсами - планирование денежных потоков и эффективное управление предприятием невозможно без оперативного контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Несвоевременность получения данных по задолженности может привести к тому, что предприятие либо останется без необходимых оборотных средств, либо не сможет правильно запланировать объем денежных средств для предстоящих выплат.
     Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины. Важным фактором контроля является оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности.
     Динамика оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия во многом зависит от кредитной политики предприятия, от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.
     Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами - своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).
     Таким образом, актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что эффективное управление кредиторской и дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью успешной деятельности предприятия.
     Целью курсовой работы является проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью и выявление путей по снижению кредиторской задолженности.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 рассмотрение теоретических аспектов управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия;
 проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности СПК « Богородицкий» Рязанской области;
 разработка предложений по совершенствованию дебиторской задолженности и выявление путей по снижению кредиторской задолженности.
     Объектом исследования является СПК « Богородицкий» Рязанской области, Ухоловского района.
     Предметом исследования является дебиторская и кредиторская задолженность. 
     В соответствии с последовательным решением поставленных задач выстроена структура данной курсовой работы.
     Так, в первом разделе рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской  задолженностью. Для этого были даны определения дебиторской и кредиторской задолженности, рассмотрены их сущность и виды; дана оценка дебиторской и кредиторской задолженностям, а также рассмотрены аспекты комплексного управления дебиторской и кредиторской задолженностями СПК « Богородицкий».
     Во втором разделе данной курсовой работы проанализирован уровень управления дебиторской и кредиторской задолженностями. Для этого были проведены анализы оценки и структуры дебиторской и кредиторской задолженностей, а также анализ оборачиваемости этих задолженностей.
      В третьем разделе приведены предложения по совершенствованию дебиторской задолженности и рассмотрены пути по снижению кредиторской задолженности СПК « Богородицкий».
     Для рассмотрения управления дебиторской и кредиторской задолженностей СПК « Богородицкий» мною были использован формы годовой бухгалтерской  отчетности предприятия.
     Информационной базой исследования являются данные бухгалтерских отчетов СПК « Богородицкий» за 2014 – 2016гг.
     Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В курсовой работе ?????














1 Теоретические аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностями
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженностей
     Каждое предприятие в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: плательщиками и получателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками и прочими дебиторами и кредиторами.
     В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в практике принято выделять дебиторскую и кредиторскую задолженности.
     Дебиторская задолженность является важным элементом ненормируемых оборотных средств. Она определяется как сумма долгов, причитающихся хозяйствующему субъекту от покупателей и прочих дебиторов по текущим операциям. В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.
     Рассматривая теоретические подходы к определению дебиторской задолженности, можно сказать, что дебиторская задолженность может рассматриваться, как сумма долгов третьих лиц перед предприятием. Этой точки зрения придерживается Бланк И. А. , который считает, что «дебиторская  задолженность - эта сумма задолженности в пользу предприятия, представленная  финансовыми обязательствами юридических и физических лиц» [5, c.195]. 
     Ковалев В.В.  дает похожее определение: «дебиторская задолженность - это задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующему субъекту» [9, c.715].
     Самылин А. И. рассматривает дебиторскую задолженность как размер вложений в счета дебиторов, а так же это обязательства покупателей и заказчиков (или других контрагентов) погасить обязательства за отгруженную продукцию, товаров, выполненные работы и оказанные услуги [20, c.169].
     В экономической энциклопедии Абалкина Л. И дебиторская задолженность определяется как денежное выражение задолженности юридических и физических лиц данному предприятию, при этом отмечается, что наличие дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении денежных средств предприятия из хозяйственного оборота [1, c.479]. Такое же определение дано в «Большом толковом словаре экономических и юридических терминов» под редакцией Куракова Л. П [12].
      В Гражданский кодекс РФ «задолженность – это невыполненное обязательство, которое может возникнуть из договора, заключенного между участниками предпринимательской деятельности»[22].
     Также дебиторскую задолженность можно рассматривать, как элемент экономико-правовой структуры, т.е. как часть имущества, актива.  
      По мнению Лебедева К. «дебиторская задолженность – это входящие в состав имущества организации ее имущественные требования к другим лицам, являющимся ее должниками в правоотношениях, возникающих из различных основании?» [14, c.35]. Креи?ниноа М. Н. считает, что «дебиторская задолженность – один из элементов оборотных активов предприятия» [11, c.398].
     Дебиторская задолженность может быть определена и как кредит, предоставляемый предприятием для своих покупателей. 
     По мнению Звягина С. А., дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала[10]. Предоставление возможности клиентам оплатить товар не сразу, а в течение определенного промежутка времени, привлекает новых покупателей, а, следовательно, увеличивает продажи и, как результат, прибыль организации.
     Примерно такого же мнения придерживается и Пятов М. Л, отмечая, что «задолженность покупателя фактически представляет собой объем предоставленного ему кредита» [15, c.256].
     Дебиторская задолженность также существует как факт хозяйственной жизни и должна быть отражена в регистрах бухгалтерского учета. Пятов М.Л.  характеризует дебиторскую задолженность как отраженные на счетах расчетов обязательства перед предприятием сторонних лиц – покупателей и работников.
     Рассмотрев различные подходы к трактовке понятия «дебиторская задолженность», можно заметить, что авторы сходятся на общих понятиях и все их определения дополняют друг друга, формируя полную картину, затрагивая все аспекты данного вопроса.  Исходя из подходов различных авторов, определение дебиторской задолженности может быть дано в следующей формулировке: дебиторская задолженность – это сумма всех долгов, причитающихся организации от третьих лиц, являющаяся частью оборотных средств, иммобилизованных из оборота в качестве кредита дебиторам.
     Дебиторская задолженность является важным элементом оборотного капитала организации наряду с такими элементами, как денежные средства, оценочные обязательства, незавершенное производство и расходы будущих периодов.
     Основной хозяйственной операцией, в результате которой возникает дебиторская задолженность, является продажа товаров (работ, услуг) на условиях отсрочки платежа. Дебиторская задолженность  появляется в момент, когда был отгружен контрагенту товар, начали для него выполнять работы, оказывать услуги, а оплаты еще не получили.
     Помимо этого, дебиторская задолженность также возникает при закупке сырья или иной продукции по предоплате на условиях отсрочки поставки, при переплате налогов (сборов), выдаче сотрудникам в подотчет денежных средств.
     Анализ суммы дебиторской задолженности позволяет оценить размер ожидаемых поступлений с погашением в установленные сроки обязательств.
     Дебиторская задолженность отражается по строке 1230 в финансовой отчетности российских предприятий, ее можно классицифировать по следующим признакам:
 по элементам:
 покупателям и заказчикам, по продаже товаров, передаче результатов выполненных работ и оказанных услуг;
 авансам выданным;
 векселям[1], срок поступления по которым еще не наступил;
 дисконтированным (учтенным) в банках векселям;
 векселям, в случае, когда денежные средства по ним в срок не поступили;
 внутрихозяйственными расчетами с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы, включая задолженность дочерних (зависимых) обществ;
 расчеты с учредителями по вкладам в уставной капитал;
 расчет с работниками по оплате труда;
 расчетами с прочими дебиторами: по налогам и сборам, страховым взносам, задолженность подотчетных лиц, с персоналом по прочим операция и др.
 по сроку погашения:
 краткосрочная ( до 30 дней);
 среднесрочная ( от 30 дней до 1 года);
 долгосрочная ( более 1 года).
 по возможности возврата:
 надежная;
 сомнительная;
 безнадежная.
 по сроку исполнения:
 срочная;
 отсроченная;
 просроченная.
 по востребованию:
 истребованная;
 неистребованная.
 по организации контроля:
 контролируемая;
 неконтролируемая.
 по наличию обеспечения погашения:
 обеспеченная;
 необеспеченная.
 по валюте долга:
 национальная валюта;
 иностранная валюта.
 по виду расчетов:
 товарные (расчеты за товары, работы и услуги);
 нетоварные (расчеты по НИОКР, за жилищно-коммунальные услуги и др.).
 по месту возникновения:
 внутренняя (задолженность, возникшая внутри предприятия в процессе хозяйственной деятельности);
 внешняя (задолженность сторонних организаций).
 по типу должника:
 резидент страны;
 нерезиденты страны.
 по возможности планирования:
 планируемая;
 непланируемая.
     Помимо дебиторской задолженности, в процессе хозяйственной деятельности возникает и кредиторская задолженность. 
     В Толковом словаре дается следующее определение «Кредиторская задолженность – статья, которая может присутствовать в отчетности фирмы в разделе текущих задолженностей, суммирующая все векселя, находящиеся на руках и подлежащие оплате в установленное время» [3, c.765]. Однако данное определение не раскрывает экономическую сущность рассматриваемого понятия. В соответствии с п.11 МСФО (IAS) 37  «Резервы, условные обязательства и условные активы» кредиторская задолженность представляет собой обязательство оплатить товары, работы и услуги, которые были приняты и за которые выставлен счет или официально согласованы с поставщиком [25].
     Кредиторская задолженность может быть представлена в бухгалтерском балансе коммерческой организации в виде:
 краткосрочных обязательств организации перед поставщиками и подрядчиками, в том числе по выданным им векселям к уплате;
 авансов полученных;
 краткосрочных обязательств по оплате труда перед персоналом организации;
 краткосрочных обязательств перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
 краткосрочных обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
 расчетов с прочими кредиторами.
     Кредиторская задолженность российскими предприятиями отражается в финансовой отчетности по строке 1520 бухгалтерского баланса и пояснений к ней. 
     Кредиторскую задолженность можно классифицировать следующим образом:
  по элементам:
 перед поставщиками и подрядчиками;
 перед дочерними и зависимыми организациями;
 по оплате труда работников;
 перед бюджетом по налогам и сборам;
 по авансам полученным;
 перед фондами социального страхования по страховым взносам;
 перед персоналом по прочим операциям и др.
 по видам: за товары, работы и услуги.
 по месту возникновения:
 внутренняя;
 внешняя.
 по срокам погашения:
 текущая ( до 90 дней);
 краткосрочная (до 1 года);
 долгосрочная ( более 1 года).
 по отношению к сроку погашения:
 срочная;
 просроченная;
 отсроченная.
      Также как и дебиторскую задолженность, кредиторскую задолженность можно классифицировать по вспомогательным признакам: по востребованию долга, по валюте долга, по виду расчетов, по типу должника, по возможности планирования, по организации контроля и по  наличию обеспечения.
     Воронина Л. И., автор статьи «Проблемы учета кредиторской задолженности»,   считает, что кредиторская задолженность возникает в результате операций или событий прошлых периодов, она обращает внимание на сроки погашения задолженности «в течение 12 месяцев с отчетной даты», что в конечном итоге приводит к убытку активов организации [7, c.24].
     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что кредиторская задолженность это обязательство субъекта , выраженное в денежном эквиваленте, перед другими лицами, в качестве которых могу выступать организации, предприниматели, работники, государство и т.п., которое должно быть возвращено и уплачено в установленный договором или законом в срок.
     
    1.2 Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью
     На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них. Анализ и управление  дебиторской и кредиторской задолженностью - важные факторы максимизации прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков.
     Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Также это свидетельствует о быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.1
     Оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.
     Выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам - главная задача управления движением дебиторской задолженности.2
     Прямой связи между оборотными средствами и кредиторской задолженностью нет, однако, считается, что у нормально функционирующего предприятия должно иметь место превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами.1
     Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
     К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет расчетов с дебиторами, анализ и ранжирование дебиторской задолженности,  регулярная работа с текущей просроченной задолженностью, претензионная работа с просроченной дебиторской задолженностью.
     Управление движением кредиторской задолженности - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Осуществление такого управления предполагает наличие информации о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Другими словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, то есть те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.
     Факторинг - операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, то есть право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной выплатой долга.
     Защита страхованием. Важно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Условиями договора страхования может быть предусмотрено внесение страховой премии единовременно и в рассрочку с установлением сроков уплаты и суммы платежа.
     Краткосрочные пассивы - обязательства предприятия перед поставщиками, работниками, банками, государством и др., причем основной удельный вес в них приходится на банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Поэтому достаточно обычным становится требование банка об обеспечении предоставленных ссуд товарно-материальными ценностями. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получить деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них активов, другие - за счет частичной их продажи.1
     Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита, оказывающее влияние на объемы продаж. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки жесткие, у предприятия будет меньше инвестированных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, что может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей, негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, рискуя увеличить долю безнадежных долгов и больших затрат, связанными с затягиванием оплат малоэффективными покупатели.
     Как правило, постоянным клиентам предприятия отпускают товар в кредит. При этом для сокращения периода дебиторской задолженности нередко используются методы поощрения в виде предоставления покупателям скидки с отпускной цены, в том числе и с использованием формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание финансирования дебиторской задолженности.1
     При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать его финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой переменной. Этот метод полезен, когда требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям, длительное время не меняя кредитную политику.
     Контроль дебиторской задолженности. Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери, например: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
     Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и т.д. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета покупателям, когда заказ еще обрабатывается на складе. Можно выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Необходимо составлять счета на крупные суммы немедленно. Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления: предлагается продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше срока.
     Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов. Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того, как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя. Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
     Кредитная политика. При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия и текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, предприятие может не выставлять повторно счет покупателям, получающим скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Однако можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия. В целом управление дебиторской задолженностью включает: анализ дебиторов; анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; оценку и реализацию факторинга.
     Анализ дебиторов предполагает анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п. Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
     Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
     Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия, фирма приобретает признаки несостоятельности, становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов
     Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия, поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
     Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается: предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита; срок кредита; скидка за своевременность оплаты. На уровень дебиторской задолженности влияют основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности. Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.
     Таким образом, можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода: сравнение прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации и сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
     Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. Необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
     Оценка реального состояния дебиторской задолженности, то есть  оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. 
     С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Для того чтобы решить, следует ли предприятию давать кредит, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.
     
    1.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия
     В общей сумме дебиторской задолженности большую долю занимает, как правило, расчеты по товарным операциями с покупателями. Для расчета остаточной суммы дебиторской задолженности на конец отчетного периода применяется формула:
     Сумма ДЗ на конец отчетного периода = сумма остатка ДЗ на начало года + сумма ДЗ, возникшая в отчетом периоде при реализации товаров – сумма денежных поступлений по погашению ДЗ в отчетном периоде. 
     Для расчета остаточной суммы кредиторской задолженности на конец отчетного периода применяется формула:
     Сумма КЗ на конец отчетного периода = сумма остатка КЗ на начало периода + сумма КЗ, возникшая в анализируемом периоде по расчетам с поставщиками - сумма КЗ, погашенная в анализируемом периоде.
      Для оценки дебиторской и кредиторской задолженности рассчитывают и анализируют ряд показателей, с помощью которых можно определить возможность погашения должниками суммы долга. Значения показателей могут рассчитывать на конкретную дату или за наблюдаемый период времени. К числу основных показателей оценки дебиторской задолженности можно отнести: 
 коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности - рассчитывается как отношение выручки к средней сумме счетов к средней сумме дебиторской задолженности за минусом резервов под обесцененную дебиторскую задолженность:
К_ДЗ=В/(?(ДЗ?_Н+ ?ДЗ?_К) :2), где К_ДЗ- коэффициент дебиторской задолженности, В – выручка, ?ДЗ?_Н  и ?ДЗ?_К - дебиторская задолженность на начало и конец периода;
К_КЗ=  В/(?(КЗ?_Н+?КЗ?_К) :2), где К_КЗ - коэффициент кредиторской задолженности, В – выручка, ?КЗ?_Н  и ?КЗ?_К- кредиторская задолженность на начало и конец периода.
     Коэффициент показывает, сколько раз обернулась дебиторская задолженность в течение отчетного периода. Рост этого означает сокращение продаж в кредит, снижение же напротив показывает увеличение предоставленного коммерческого кредита.
 Период оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в днях – характеризует средний период, за который денежные средства поступают от дебиторов, и рассчитывается по следующей формуле:
Т_ДЗ=  (Т:В)/(?(ДЗ?_Н+?ДЗ?_К) :2) или Т_ДЗ=  Т/К_ДЗ , где Т – число дней в анализируемом периоде;
Т_ДЗ=Т/К_КЗ 
 Коэффициент соотношения прироста выручки к приросту дебиторской задолженности, рассчитывается по формуле:
К=  ?В/?ДЗ
     Рост коэффициент свидетельствует о приросте денежных поступлений или снижении величины дебиторской задолженности.
 Коэффициент мобильности - доля дебиторской задолженности в общей сумме стоимости оборотных активов(АО), рассчитываемая по формуле :
К_(МОБ.)=  ДЗ/АО
 ?ДЗ?_(УД.В.)=  ДЗ/ВБ, где ВБ – валюта баланса.
     Коэффициент показывает удельный вес дебиторской задолженности в структуре средств организации. Уменьшение показателя говорит, что предприятие  стало реже использовать комме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44