VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уполномоченный экономический оператор, его права и обязанности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008825
Тема: Уполномоченный экономический оператор, его права и обязанности
Содержание
Государственное казенное образовательное учреждение 
высшего образования
«Российская таможенная академия»

Кафедра таможенных операций и таможенного контроля
	





КУРСОВАЯ РАБОТА 

по модулю «Таможенный контроль»

на тему: «Уполномоченный экономический оператор, его права и обязанности»

Выполнил: студент 5–го курса               заочной формы обучения                  факультета таможенное дело,  
группа Тс02/1213Сс,                             Ковешников А. О. 
Руководитель:  Е. А. Лысенко,
старший преподаватель
Оценка___________________________
Подпись _________________________
	«         » ______________________2017г.





Люберцы 
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ…………….

 6
1.1. Понятие и сущность статуса уполномоченного экономического оператор…………………………………………………………….

6
1.1. Права и обязанности уполномоченного экономического оператора...........................................................................................

8
1.2. Привилегии уполномоченного экономического оператора…………...........................................................................

11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ...................
14
      2.1.   Деятельность уполномоченных экономических операторов на территории Российской Федерации в условиях ЕАЭС……………………..

14
      2.2.   Оценка современного состояния института уполномоченного экономического оператора…………………………………………………... 

15
      2.3.  Анализ правоприменительной практики ЕАЭС в отношении уполномоченного экономического оператора………………………………

17
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА……..........

27
      3.1.  Основные проблемы, возникающие в сфере деятельности уполномоченного экономического оператора и пути их решения…………………………………………………………………...........


27
      3.2.      Предложения по совершенствованию таможенных операций в отношении грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС…………………………………………………………………………...


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...
36
Приложение……………………………………………………………………
39


Введение


     Опыт социально-экономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень связан с мобилизацией интенсивных источников роста, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника нового качества, что невозможно без развития сферы сервиса. В процессе интеграции в мировое сообщество РФ оказалась под влиянием двух тенденций сегодняшнего времени: глобализации и увеличения доли организаций сферы услуг.
     Процесс интеграции экономики РФ в мировое экономическое пространство активно идет с начала 1990-х годов, и субъекты государства в той или иной степени в него включены. Основным показателем вовлеченности регионов в ВЭД с точки зрения анализа специфических обязательств РФ является доля импорта в потреблении и на товарных рынках региона. В целом незначительные изменения объемов импорта и, соответственно, соотношения цен на отечественную и импортную продукцию не приведут скорее всего к существенным изменениям на товарных рынках регионов РФ.
     Интеграция РФ в мировое хозяйство, интенсификация и расширение ее зарубежных связей, конкретизация практических задач в сфере ВЭД способствуют росту числа функций и совершенствованию инструментария государственной внешнеторговой политики. Одна из наиболее важных составляющих ВЭД – совершение таможенных операций в отношении товаров и транспортных, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в общем, и государственной границы РФ, в частности. Совершение таможенных операций подразумевает реализацию юридических норм, которые определяют последовательность проводимых мероприятий уполномоченными лицами в отношении товаров и транспортных средств. 
     Важным элементом развития таможенного дела в аспекте взаимоотношений с участниками ВЭД является развитие институциональных основ обеспечения процедур совершения таможенных операций. Определяющая структура новых преобразований – таможенный посредник между таможенной системой и участниками ВЭД. Но функции таможенных посредников должны охватывать все виды услуг околотаможенного сервиса.
     В качестве таких посредников выступают, в том числе, уполномоченные экономические операторы, призванные стать опорой в сфере обеспечения соблюдения законодательства и перенаправления ограниченных ресурсов таможенных органов. 
     Сегодня программа уполномоченного экономического оператора интенсивно развивается во всем мире. Абсолютное большинство стран внедряет в свою национальную практику институт уполномоченного экономического оператора или его аналоги. Вопросам функционирования и развития данного субъекта таможенных правоотношений уделяется все больше внимания. Ввиду вышеизложенного тема работы приобретает актуальную значимость.
     Целью курсового проекта является исследование деятельности уполномоченного экономического оператора, его прав и обязанностей. 
     Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
     * рассмотрены понятие и сущность статуса уполномоченного экономического оператора;
     * исследованы права и обязанности уполномоченного экономического оператора;
     * определены привилегии уполномоченного экономического оператора;
     * изучена деятельность уполномоченных экономических операторов на территории Российской Федерации в условиях ЕАЭС;
     * дана оценка современного состояния института уполномоченного экономического оператора;
     * проведен анализ правоприменительной практики ЕАЭС в отношении уполномоченного экономического оператора;
     * определены основные проблемы, возникающие в сфере деятельности уполномоченного экономического оператора и пути их решения;
     * выдвинуты предложения по совершенствованию таможенных операций в отношении грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
     Объект исследования – уполномоченные экономические операторы их права и обязанности. Предмет исследования – деятельность уполномоченных экономических,  операторов, их права и обязанности. 
     Методическую основу работы составляют методы сравнения, анализа, сопоставления, диалектический, системный.
     Теоретическую основу исследования составляют ТК ТС, федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы ФТС России, учебные пособия и книги ученых-специалистов в области таможенного дела.
     В структурном плане курсовой проект состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников. 













ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ 

1.1. Понятие и сущность статуса уполномоченного экономического оператора


     Из всех инфраструктурных подразделений, которые создаются и функционируют в таможенной сфере, особое место принадлежит специализированным посредническим организациям, которые в экономической литературе называются таможенными посредниками. Порядок их создания и функционирования регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», регулируется нормативно-правовыми актами Таможенного союза и Российской Федерации в области таможенного дела и контролируется таможенными органами1. 
     Также под специализированными посредниками в таможенной сфере могут подразумеваться банки и иные кредитные организации, страховые организации и перевозчики. Как правило, оказание таможенных услуг (обеспечение уплаты и/или уплата таможенных платежей, страхование рисков в таможенной сфере и др.) не является основным видом их коммерческой деятельности и осуществляется в целях диверсификации источников прибыли. 
     Относительно новым типом таможенных посредников стали координаторы специализированных платежных систем, в частности, системы электронных расчетов «Таможенная карта» и «Зеленая карта». Участие в подобных системах околотаможенной инфраструктуры позволяет субъектам внешнеторговой деятельности производить безналичную оплату всех возможных таможенных платежей в таможенном органе назначения непосредственно в момент совершения таможенных операций в отношении товаров. При этом уплата каких-либо иных платежей блокируется, что исключает возможность нецелевого использования денежных средств. 
     Уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, которое зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности, а также вывоз товаров из Российской Федерации, включено в Реестр уполномоченных экономических операторов. Это новый институт в сфере таможенного регулирования в государствах – членах Таможенного союза, созданный в соответствии с европейскими стандартами, свидетельствующий о значительном росте доверия контролирующих органов к бизнесу2.
     Введение института уполномоченного экономического оператора затрагивает два аспекта: правовой и экономический. Первый определяет порядок и правила таможенного регулирования на таможенной территории союза и касается статуса уполномоченного экономического оператора как юридического лица, осуществляющего конкретные виды деятельности. Второй является следствием изменения правовых норм реализации экономической деятельности рыночными субъектами.
     Основные цели введения института уполномоченного экономического оператора на таможенной территории ЕАЭС заключаются в следующем:
* Обеспечение безопасности международных цепей поставок государств  участников ЕАЭС в рамках системы управления рисками.
*  Соответствие Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли, принятыми ВТамО.
* Содействие повышению эффективности ВЭД предпринимательских структур.
     К специальным упрощениям в соответствии со ст. 41 ТК ТС относятся: временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров на территориях оператора и иные упрощения.
     Специальные упрощения применяются только в случаях, если оператор вправе выступать декларантом товаров. В соответствии с п. 3 ст. 41 ТК ТС и Решением Комиссии ТС специальные упрощения не применяются: в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, и в отношении иных товаров, перечень которых определяется национальным законодательством.
     Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, путем выдачи свидетельства о включении в реестр и признается на территории того государства, таможенным органом которого он присвоен. Таможенные органы ведут реестр операторов и обеспечивают его опубликование.
     Таким образом, введение института уполномоченных экономических операторов на единой таможенной территории ЕАЭС будет иметь значительный эффект, связанный с изменением условий реализации внешнеэкономической деятельности и созданием новых конкурентных преимуществ для субъектов национального рынка государств ЕАЭС.


1.2. Права и обязанности уполномоченного экономического оператора


     Деятельность таможенного представителя регламентируется ст. 38-41 ТК ТС, ст. 85-96 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также положениями Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, приказов ФТС России от 30 декабря 2010 г. № 2709 «Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора», от 20 сентября 2011 г. № 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором», решений Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору», от 9 декабря 2011 г. № 872 «Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора».
     Чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ, необходимо:
     * если юридическое лицо производит и/или экспортирует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, которые дополнительно установит ЕЭК, то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то – 1 млн. евро;
     * вести ВЭД не менее одного года;
     * чтобы отсутствовали задолженности по уплате таможенных платежей и иных налогов;
     * чтобы в течение одного года присутствовало не более одного факта привлечения к административной ответственности по определенным статьям КоАП РФ, при одновременном условии, что сумма штрафов в совокупности составила бы не более 500 тыс. руб.;
     * чтобы велась определенная в Федеральном законе РФ от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации» система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обладает электронной цифровой подписью;
     * чтобы система налогообложения не была упрощенной;
     * чтобы отсутствовала судимость за экономические преступления как у полномочных должностных лиц юридического лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представителя, который будет применять упрощения в случае поручения ему декларирования;
     * чтобы в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде находились помещения/открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Федеральном законе РФ от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требованиям3.
     Уполномоченному экономическому оператору предоставлены такие возможности, как оформление транзита товаров без внесения обеспечения; осуществление выпуска товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, т.е. фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней, временного хранения товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора и т.д.
     На уполномоченного экономического оператора возлагается ряд обязанностей:
     * вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета;
     * ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений, предусмотренных п. 1 ст. 41 ТК ТС и другие обязанности.
     За несоблюдение требований уполномоченный экономический оператор несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.


1.3. Привилегии уполномоченного экономического оператора


     Уполномоченному экономическому оператору в соответствии с положениями ст. 41 ТК ТС могут быть предоставлены следующие специальные упрощения4:
     * временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
     * предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подача неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со ст. 193 и 194 ТК ТС и со ст. 211-215 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
     * выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС;
     * проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
     Перечень специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, не является закрытым и может дополняться иными упрощениями, которые могут быть установлены таможенным законодательством национального и наднационального уровней.
     В соответствии с ч. 4 ст. 86 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливается упрощение, согласно которому: таможенный транзит иностранных товаров, осуществляемый от таможенного органа в месте прибытия до помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора, имеющих статус зоны таможенного контроля и находящихся в регионе деятельности таможенного органа назначения, может происходить без доставления указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения.
     В таблице 1 приведен перечень упрощений для уполномоченного экономического оператора с характеристикой.
№ п/п
Упрощение
Регулирующие нормативно-правовые акты
1
Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора
ТК ТС
2
Предварительное таможенное декларирование товаров
ст. 193 и 194 ТК ТС, ст. 211-215 ФЗ РФ от 27.11.2010 №311-ФЗ
3
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
ст. 197 ТК ТС
4
Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО
ТК ТС
5
Транзит товаров без внесения обеспечения
ст. 217 ТК ТС
     Таблица 1. Упрощения для уполномоченных экономических операторов.
     
     Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, определяется решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору».
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ 

2.1. Деятельность уполномоченных экономических операторов на территории Российской Федерации в условиях ЕАЭС

     Институт уполномоченных экономических операторов является свидетельством качественно нового витка развития таможенного администрирования в ЕАЭС. Впервые данный субъект таможенных правоотношений появился в связи с формированием Таможенного союза ЕАЭС и принятием ТК ТС в 2010 году. В Российской Федерации институту уполномоченного экономического оператора предшествовал льготный режим в виде специальной упрощенной процедуры, предусмотренной Таможенным кодексом Российской Федерации, в Республике Беларусь – институт добросовестных участников ВЭД, а в Республике Казахстан существовал реестр лиц категории минимального риска5. 
     Отметим, что под уполномоченным экономическим оператором понимается субъект международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со стандартами ВТО или принципами обеспечения безопасности цепи поставки товаров. В свою очередь отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в странах ЕАЭС для создания благоприятных условий в области ВЭД. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых специальных упрощений. 
     Количество лиц, соответствующих требованиям, предъявляемым для включения в Реестры уполномоченных экономических операторов, активно растет: по состоянию на 2016 год в общей сложности более 580 юридических лиц в ЕАЭС уже получили статус уполномоченных экономических операторов и право на специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством (рис. 1)6.

Рис. 1. Количество уполномоченных экономических оператор в основных странах-участницах ЕАЭС
     
     Вместе с тем количество уполномоченных экономических операторов в государствах-членах ЕАЭС значительно уступает показателям Европы, Азии, Америки (рис. 2) 7. 

     Рис. 2. Количество уполномоченных экономических операторов в развитых странах
     
     Так, самый большой показатель среди государств-членов ЕАЭС у Республики Беларусь – 338 уполномоченных экономических операторов, тогда как в Китае – почти 3000, в Голландии – около 1400, в США – более 10000 участников программы СТРAT (аналог уполномоченных экономических операторов). И здесь может быть дело не в количестве уполномоченных экономических операторов (они составляют не более 1% от всех участников ВЭД), а в доле товаров, перемещаемых ими. В Европейском союзе такой показатель составляет около 50 %, Китае – более 27 %.
     Такие цифры побуждают искать пути дальнейшего совершенствования института уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС.
      
2.2. Оценка современного состояния института уполномоченного экономического оператора


     На пространстве ЕАЭС уже сформировалась определенная практика применения института уполномоченного экономического оператора, зарождение которого произошло в 2010 году, что было ознаменовано вступлением в законную силу ТК ТС. Однако сложившиеся отношения в области функционирования института уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС еще далеки от передовой мировой практики в этом вопросе.
     На сегодняшний день эксперты ВТамО считают, что на пространстве СНГ не существует соответствующих программ уполномоченных экономических операторов. По их мнению, законодательство в этой области только развивается. С такой позицией можно согласиться, но с определенными оговорками. Программа уполномоченного экономического оператора, направленная на совершенствование его административно-правового статуса, отсутствует. Это является одной из причин, ввиду которых дальнейшее системное развитие данного института в ЕАЭС сдерживается. 
     Рамочные стандарты по безопасности и упрощению мировой торговли устанавливают шесть стандартов для программ уполномоченного экономического оператора: партнерство, безопасность, авторизация, технология, коммуникация, упрощение. 
     В соответствии с упомянутыми стандартами: 
     * уполномоченные экономические операторы вводят в свою деловую практику разработанные программой лучшие практики по безопасности; 
     * стороны, вовлеченные в организацию и контроль за перемещением товаров, обеспечивают целостность (сохранность) грузов и контейнеров посредством использования современных технологий; 
     * таможенные администрации регулярно обновляют стандарты безопасности, а также лучшие практики безопасной цепи поставки товаров, установленные в программе уполномоченных экономических операторов; 
     * на таможенную администрацию возлагается обязательство сотрудничать с уполномоченными экономическими операторами для обеспечения максимальной безопасности и упрощения международной цепи поставки товаров, происходящих с ее таможенной территории или перемещаемых через последнюю. 
     Вместе с тем совершенствование правового статуса уполномоченного экономического оператора не может ограничиваться только развитием одного из его элементов – таможенных преимуществ (специальных упрощений). Предметом совершенствования могут выступить в комплексе и такие элементы правового статуса уполномоченного экономическое оператора, как права и обязанности, сфера деятельности, порядок взаимодействия с таможенными органами, порядок включения в реестр, порядок приостановления статуса, полномочия органов государственной власти, взаимное признание правового статуса и т.д. При этом ориентиром совершенствования правового статуса уполномоченного экономического оператора должны выступить стандарты ВТамО, современное таможенное законодательство, а также отечественная и зарубежная правоприменительная практика 8.
2.3. Анализ правоприменительной практики ЕАЭС в отношении уполномоченных экономических операторов

     Правовой институт уполномоченного экономического оператора в настоящее время является предметом исследования и изучения отечественных и зарубежных ученых, что связано с необходимостью совершенствования таможенного регулирования на основе применения современных механизмов и технологий, сопряженных с организацией эффективного таможенного контроля и безопасной цепи поставки товаров. Рассматриваемый институт основывается на вводимой модели предоставления таможней специальных упрощений (таможенных преимуществ) в обмен на соблюдение экономическим оператором особых требований и условий, установленных таможенным законодательством9. 
     Положение об институте уполномоченного экономического оператора как самостоятельном институте таможенного права основывается на следующих суждениях.
     В зависимости от сферы распространения институты распределяются на отраслевые и межотраслевые. С точки зрения регулятивных свойств каждый правовой институт обеспечивает самостоятельное регулятивное воздействие на определенный участок отношений. Данный признак – главный, обособляющий те или иные общности норм в институты права. Прежде всего правовой институт уполномоченного экономического оператора относится к отрасли административного права и, согласно классификации теории права, является отраслевым. 
     Правовой институт уполномоченного экономического оператора объединяет как нормы, характеризующие административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора, так и нормы, определяющие административно-правовой режим его деятельности. Таким образом, административно-правовой режим деятельности уполномоченного экономического оператора имеет прямое влияние на развитие и совершенствование его правового института, и наоборот. Основывая свою позицию на общей теории права, в зависимости от функциональной роли институт уполномоченного экономического оператора является регулятивным, а по характеру – материальным.
     Как известно, юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат три признака: юридическое единство правовых норм, полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений, обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и иных структурных единицах знаков, других нормативно-правовых актах. Институт уполномоченного экономического оператора имеет особенность предмета регулирования, которым являются правоотношения в связи с присвоением специального статуса, в части административно-правового регулирования деятельности уполномоченного экономического оператора, а также реализацией его правомочий по применению специальных упрощений (таможенных преимуществ). Отдельными элементами предмета регулирования являются юридические лица, которым предоставляется указанный статус, а также деятельность таможенных органов по присвоению уполномоченным экономическим операторам исключительного права на совершение отдельных таможенных операций.
     С другой стороны, институт уполномоченного экономического оператора может быть обособлен в связи с особенностью его субъектов, которым присвоен специальный административно-правовой статус. Согласно зарубежной правоприменительной практике (при реализации национальных программ УЭО) к этой группе относят экспортеров, импортеров, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения. Однако, как показывает анализ, проведенный в рамках сравнительного административного правоведения, элементы предмета регулирования института уполномоченных экономических операторов в ЕАЭС, с одной стороны, а в Европейском союзе, Азиатско-Тихоокеанском сообществе – с другой, имеют принципиальные отличия. 
     Так, в государствах - членах ЕАЭС административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора может быть присвоен только юридическому лицу, которое выступает декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение специальных упрощений. Это означает, что указанным статусом могут обладать только экспортеры и импортеры. Следовательно, применение передовой правоприменительной практики, национальных программ уполномоченных экономических операторов, а также рекомендаций ВТамО может оказать прямое воздействие на дальнейшее развитие института в ЕАЭС.
     Далее институт уполномоченного экономического оператора характеризуется системной цельностью, «набором» предписаний, которые позволяют с достаточной полнотой регламентировать общественные отношения, сопряженные с предоставлением юридическому лицу специальных упрощений (преимуществ)10.
     Институт УЭО обособлен в правовой системе и по своему интеллектуально волевому содержанию. Регулируя строго определенный участок общественных отношений в сфере таможенного администрирования, он отличается фактической и юридической однородностью. Его содержание выражено в специфической группе понятий, общих положений, терминов. Например, «уполномоченный экономический оператор», «статус уполномоченного экономического оператора», «специальные упрощения», «таможенные упрощения», «таможенные преимущества», «программа уполномоченного экономического оператора», «авторизация (предоставление полномочий)», «взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора». Правовые нормы, регулирующие правоотношения, участниками которых являются таможенные органы, с одной стороны, и уполномоченный экономический оператор, с другой, закреплены в статьях 38-41 ТК ТС и главе 6 Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации», которые связаны с единой юридической конструкцией, формирующей институт уполномоченного экономического оператора.
     Институт уполномоченного экономического оператора отличается известной внутренней организацией охватываемого им нормативного материала. Основные положения института закреплены правом ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном деле. 
     Для структуры института уполномоченного экономического оператора характерны следующие положения:
     * наличие комплекса «равноправных» нормативных предписаний, т. е. в институт входят несколько однопорядковых нормативных положений;
     * юридическая разнородность предписаний, обеспечивающих разностороннее воздействие на общественные отношения. Институт объединяет обязывающие и правомочные нормы, общие предписания;
     * объединение всех норм устойчивыми закономерными связями, которые выражены в общих предписаниях, а главное – в юридической конструкции.
     Содержание правового института уполномоченного экономического оператора пронизано общими юридическими началами, а также идеей о выстраивании взаимовыгодных отношений между таможней и бизнесом на основе механизма, предусматривающего предоставление участнику ВЭД специальных упрощений (преимуществ) в обмен на определенные обязательства перед таможней. С учетом международной специфики выстраивания взаимовыгодных отношений между таможенными администрациями содержание института уполномоченного экономического оператора дополняется дополнительными элементами: безопасностью международной цепи поставок товаров, организацией взаимного признания административно-правового статуса.
     Институт уполномоченного таможенного оператора можно назвать как предметным, так и функциональным. Так, если его рассматривать в контексте модернизации института специальных упрощенных процедур, то он, безусловно, будет функциональным. С другой стороны, институт уполномоченных экономических операторов можно квалифицировать как предметный, если соотносить элементы предмета его регулирования со стандартами ВТамО и передовой правоприменительной практикой применительно к разработке и внедрению национальных программ. Элементы предмета регулирования упомянутых институтов в основном тождественны.
     Согласно общей теории права, правовые институты бывают простые и сложные, что объясняется составом регулируемых ими отношений. Внутри простого института нет других правовых образований. Сложные институты характеризуются разнообразием составляющих их правовых норм, могут вбирать в себя несколько простых институтов, они включают в себя достаточно широкий пласт правовых норм, поэтому представляют собой многоступенчатые правовые объединения, нежели простые институты. 
     В связи с этим правовой институт уполномоченного экономического оператора можно назвать простым. Однако обращение к передовой практике таможенного администрирования позволяет сделать заключение, что он может быть и сложным, многоформатным, объединяя в комплексе отдельные нормы институтов системы управления рисками, таможенного контроля, декларирования товаров, предварительного информирования, информационных систем и информационных технологий, таможенного аудита, информационной безопасности.
     Правовой институт уполномоченного экономического оператора в настоящее время является предметом исследования и изучения, что связано с необходимостью совершенствования таможенного регулирования на основе применения современных механизмов и технологий, сопряженных с организацией эффективного таможенного контроля и безопасной цепочкой поставки товаров. Рассматриваемый институт основывается на вводимой модели предоставления таможней специальных упрощений (преимуществ) в обмен на соблюдение экономическим оператором особых требований и условий, установленных правом ЕАЭС.
     Развитие института уполномоченного экономического оператора невозможно без анализа отдельных элементов предмета его регулирования, к которым относятся, в том числе, специальные упрощения (преимущества) как исключительное право на осуществление определенных таможенных операций. Более того, нормы таможенного законодательства, регламентирующие условия присвоения административно-правового статуса, также характеризуют рассматриваемый институт таможенного права.
     Как известно, институт уполномоченного экономического оператора реализуется в правоприменительной практике таможенного администрирования благодаря наличию соответствующих национальных программ. Одно из первых упоминаний об аналогичной программе относится к 2000 г. Однако в этом случае идет речь о программе специальных процедур, разработанной в соответствии с Переходным Стандартом 3.32 Киотской конвенции.
     И в первом, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44