- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уголовно-правовая характеристика закрытых тюремных учреждений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013862 |
Тема: | Уголовно-правовая характеристика закрытых тюремных учреждений |
Содержание
Оглавление Введение………………………………………………………………………..….5 Глава 1. Режим в исправительных учреждениях, как средство исправления осужденных к лишению свободы………………………………………………..8 1.1. Исторические аспекты режима в исправительных учреждениях………8 1.2. Понятие режима в исправительных учреждениях……………………..18 1.3. Функции режима в исправительных учреждениях……………........….23 Глава 2. Особенности содержания отбывающих наказание в тюрьме……….32 2.1. Требования режима в тюремном учреждении………………………….32 2.2. Средства обеспечения режима в тюрьмах……………………………...38 2.3. Основные проблемы отбывания наказания в тюрьмах…………...…...42 Заключение……………………………………………………………………….50 Список использованных источников и литературы…………………………...53 Приложения……………………………………………………………………...62 Введение Актуальность темы исследования. Криминальная ситуация как в государстве в целом, так и в местах лишения свободы, в том числе в тюремных учреждениях на сегодняшний день продолжает оставаться сложной. В России на современном этапе развития наказание в виде лишения свободы на определенный срок относится к числу наиболее часто применяемых в судебной практике. В то же самое время укрепление правопорядка и законности в стране, усиление борьбы с преступностью, неразрывно связано с совершенствованием деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях демократических преобразований в стране. На сегодняшний день, исходя их статистических данных (Приложение 1), около полутора тысяч осужденных в тюрьмах необходимо социализировать, привить уважительное отношение к труду и обществу. Исправление осужденных согласно законодательству можно достичь, применяя по отношению к ним такие средства исправления, как труд, воспитательная работа и т.д. В свою очередь обеспечение соблюдения осужденными требований режима является одним из условий достижения цели деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы по исправлению осужденных. За последние годы был принят комплекс мер по гуманизации режима содержания осужденных, но это вовсе не дает основания сделать вывод о том, что под влиянием этих изменений правопорядок в исправительных учреждениях существенно укрепился. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют статистические данные об уровне правонарушений в исправительных учреждениях (Приложение 2). На сегодняшний день целесообразность существования тюрем является серьезной дискуссионной проблемой в научных исследованиях, как и проблема создания частных тюрем. Таким образом, тема «Уголовно-правовая характеристика закрытых тюремных учреждений» актуальна для исследования. Цель работы.Целью выпускной квалификационной работы является уголовно-правовая характеристика закрытых тюремных учреждений. Задачи выполнения выпускной квалификационной работы: 1) Рассмотреть исторические аспекты режима в исправительных учреждениях России; 2) Проанализировать понятие режима в исправительных учреждениях; 3) Исследовать функции режима в исправительных учреждениях; 4) Выделить требования режима в тюремном учреждении; 5) Рассмотреть средства обеспечения тюремного режима; 6) Выявить основные проблемные вопросы отбывания наказания в тюрьмах. Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере деятельности закрытых тюремных учреждений. Предметом исследования явилась уголовно-правовая характеристика тюремных учреждений Российской Федерации. Научные аспекты, связанные с процессом исполнения наказания в виде лишения свободы, уже являлись предметом исследования ученых. Так, ряд проблем обеспечения режима в тюремных учреждениях, рассматривались в работах таких ученых, как В.Е. Южанин, С.А. Хохрин, Р.З. Усеев, В.А. Уткин, Б.Л. Прокопенко, Ю.Р. Герасимова, М.К. Гайдай, С.А. Горовой, В.Ю. Деминова, Е.А. Каданева, М.В. Король, М.А. Кулешов, Л.В. Мазалева, С.В. Михеева, А.А. Пигалов, В.П. Сальников и других исследователей. Работы данных авторов анализировались в ходе исследования. Теоретико-методологическая основа и эмпирическая база.Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы познания – дедукция и индукция; анализ и синтез; диалектический метод, системный и функциональный методы, а также исторический, так и частнонаучные: специально-юридический, сравнительно-правовой и формально-юридический. Для написания данного исследования использовалась обширная нормативно-правовая база, включая Конституцию Российской Федерации [2] (далее – Конституция РФ), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [4] (далее – УИК РФ), Концепция развития уголовно - исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [10], иные федеральные законы и подзаконные акты и др. В рамках исследования анализировались монографии, статьи, статистические данные о осужденных, преступности в тюремных учреждениях. Хронологические рамки исследования: период 2013 – 2018 гг. Структура работы подчинена цели и задачам дипломного исследования. Работа состоит из введения; двух глав, разделенных на 6 параграфов; заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 2 приложения. Список использованной литературы включает 69 наименований. Глава 1. Режим в исправительных учреждениях, как средство исправления осужденных к лишению свободы 1.1. Исторические аспекты режима в исправительных учреждениях Лишение свободы как вид уголовного наказания, в частности тюремное заключение появляется лишь в средневековом праве всех государств, когда государственность достигла достаточно высокого уровня. В частности, в России этот этап характеризуется укреплением Московского государства, отражением развития которого стало создание Судебников сначала 1497, а затем и 1550 гг. XVI в. тюремное заключение вполне закономерно выделяется в самостоятельный вид уголовного наказания за совершение конкретного преступного деяния и вводится в систематизированные правовые акты. Появление тюремного заключения как вида наказания в Судебнике 1550 г. говорит о возросшем значении в Московском государстве свободы как социального блага, несмотря на отсутствие письменных обоснований и весьма краткое описание наказания в виде лишения свободы в Судебнике 1550 г. В Соборном уложении 1649 г. [Российское зaконодaтельство Х–ХХ веков, 2012, c. 214] правовое регулирование наказания в виде тюремного заключения находится уже на более высокой ступени законодательного развития. Оно применяется за достаточно обширный круг преступлений (чаще лишь смертная казнь), и также сопровождается болезненными наказаниями. В уложении указываются конкретные сроки лишения свободы. Здесь впервые в отечественном законодательстве появляются нормы именно уголовно-исполнительного характера. Более четко обозначается предупредительный характер наказания, в том числе тюремного заключения. Усложняются и формы лишения свободы – помимо тюремного заключения уложение предусматривает ссылку, которая, однако, в этом правовом документе никак не раскрывается. Посредством ссылки государство начинает преследовать свои цели, выходящие за рамки возмездия и предупреждения: оно использует ссыльных для укрепления своих границ, освоения территорий. В целом же роль лишения свободы в карательной политике государства еще незначительна. В Артикуле воинском 1715 г. [Отечественное зaконодaтельство ХI–ХХ веков, 2014, с. 142] появляются нормы о каторге, однако порядок и условия ее реализации не раскрываются. Это делается посредством указного права. В данном правовом акте на первый план в институте лишения свободы выходит экономический фактор. В целом за сто пятьдесят лет (середина XVII – конец XVIII вв.) наказание в виде лишения свободы от одной, к тому же законодательно неопределенной формы («тюрмы») претерпело процесс усложнения его видов, приобретя к завершению восемнадцатого столетия следующие разновидности: - тюремное заключение; - ссылка в каторжные работы; - содержание в смирительных и рабочих домах; - ссылка на поселение (житье) [Южанин, 2017, с. 6]. Государство предпринимает меры для активного стимулирования производительного труда ссыльных и закрепления их на постоянное место жительства в районах ссылки. Однако эти меры не давали ожидаемых результатов, и многие поселенцы после окончания срока наказания уезжали; значительным было и число побегов. В Наказе уложенной комиссии от 1767 года [14] изданном Екатериной II, впервые на высшем уровне были четко определены цели наказания и принципы его исполнения. В пенитенциарной области логическим развитием Наказа стал проект Устава о тюрьмах. Оба документа были составлены Екатериной II под влиянием гуманистических идей европейских просветителей и ученых. Так, согласно Уставу о тюрьмах, место для строительства тюрем следовало выбирать вблизи проточной воды, тюремные дворы выстилать камнем, а камеры, лежанки, окна и т. д. должны были иметь определенные размеры [Южанин, 2017, с. 6]. В знаменитой Владимирке, по которой прошли из Москвы в Сибирь тысячи людей в кандалах, в конце XVIII в. возникло одно из старейших и известнейших тюремных учреждений России – Владимирский централ. Оно было основано в соответствии с указом Екатерины II от 5 апреля 1781 г. «О суде и наказаниях за воровство разных родов и о заведении рабочих домов во всех губерниях». Всего через два года, 15 августа 1783 г. строительство по проекту Николая фон Берка закончилось. Согласно названному Указу брали под стражу за мелкое воровство «ценою ниже 20 рублей» и отсылали в рабочий дом, «где ему работать донеже заплатит то, что украл, и 6 % выше того тому, у кого украл» [Закурдаев, 2016, с. 93]. Во времена правления Екатерины Великой в результате Крестьянской войны 1773 - 1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва появилась необходимость построить близ Оренбурга острог для разбойников, тогда и была построена первая крепость-тюрьма на месте которой на сегодняшний день находится ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Оренбургской области «Черный дельфин». Ссылка и в Соль крепости и в те времена была бессрочной, иными словами пожизненное заключение, куда направляли особо опасных осужденных со всей территории России. По окончании срока, ссыльный не имел права покидать территорию края, а оставался здесь на поселении. Таким образом, сначала в инструкциях, носивших ограниченный характер, а позже в утвержденных Правилах для попечительного о тюрьмах общества (1819 год) были включены нормы, которые станут сердцевиной последующих правовых документов в пенитенциарной сфере. Принятие Устава о ссыльных в 1822 году представляет собой знаменательную веху в правовой пенитенциарной истории России, т.к. впервые был издан кодифицированный нормативный акт, регулирующий исполнение наказания в виде ссылки в каторжные работы и на поселение. В Уставе о ссыльных содержатся положения, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания современного законодателя. Это касается, в частности, заботы государства о членах семьи каторжанина, регулирования вопросов имущественного положения осужденных, льготного исчисления сроков наказания в зависимости от условий его отбывания и др. В первой половине XIX в. происходит активное законодательное развитие института лишения свободы. По мнению М.Н. Гернета, именно с этого периода начинается история тюремного законодательства России. В данный исторический период издана Инструкция смотрителю губернского тюремного замка (1831 год), которую можно расценивать как первый кодифицированный уголовно-исполнительный акт общего характера, т. е. применимый к различным учреждениям, где исполнялось лишение свободы. Михаил Николаевич Гернет, работая над исследованием царской тюрьмы, ее истории, особенностей функционирования и влияния карательных функций на узников, отмечал: «тюремный режим был вернейшим средством физического и душевного калечения и уничтожения пленников царизма… Режим тюрьмы был рассчитан на то, чтобы осужденные всем своим существом, физически и морально, познали непомерную тягость таких видов лишения свободы, как каторга, исправительные арестантские отделения и т.д.» [Гернет, 1992, с. 72]. Затем в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных [Новое уголовное уложение, 1903, с. 27] и Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражею подробно регулируются вопросы назначения, а также порядок и условия реализации практически всех видов лишения свободы (за исключением мест заключения для военнослужащих и монастырских тюрем). Упорядочивается привлечение осужденных к труду в общих местах лишения свободы (помимо каторги), в частности, конкретизируется перечень работ, рекомендуемых для осужденных, им разрешается заниматься по существу предпринимательской деятельностью с использованием собственных средств. Значительно более четко определяется правовое положение осужденных к различным видам лишения свободы, в частности, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. указывается перечень конкретных прав, в которых осужденные ограничиваются. Однако нормативные предписания (не считая Устава о ссыльных) во многом входили в противоречие с действительностью тюремной системы, характерными чертами которой были переполненность мест лишения свободы, незанятость большого числа арестантов работами, частое использование телесных наказаний. 11 декабря 1879 г. был принят закон «Об основных положениях, имеющих служить руководством при преобразовании тюремной части и пересмотре Уложения о наказаниях», который устанавливал первоочередными целями не карательные, а исправительные. В соответствии с ним арест никакими правоограничениями не сопровождался. Происходит разделение содержания в арестантских домах по следующим признакам: - по половой принадлежности; - по возрастной категории (несовершеннолетние); - по классовой группе (лица высшего сословия). Также произведено разграничение между подследственными и приговоренными, которые стали содержаться отдельно. В предреволюционные годы в Пермской губернии существовала достаточно большая сеть мест заключений. Это полицейские тюрьмы в каждом уезде (12 уездов), тюрьмы в крупных городах, в том числе две в Перми, и пересыльные тюрьмы на пути Сибирского тракта, которые выполняли также и роль городских тюрем. Наиболее крупными из них были – Пермская губернская тюрьма, Пермская пересыльная тюрьма, Оханская пересыльная тюрьма, Осинская тюрьма, Кунгурская тюрьма, Усольская тюрьма. Кроме этого еще существовал ряд полуэтапных пересыльных тюрем, которые уже почти не использовались из-за введения в строй Транссибирской железнодорожной магистрали – в Кояново, Кыласово, Сосновой, Дуброво. Пермская губернская тюрьма была построена на окраине Перми еще в 1788 г., перестроена уже в камне в 1878 г. по проекту пермского городского архитектора В.В. Попатенко [Шевырин, 2017, с. 336–337]. Во второй половине XIX века через Пермь проходило до 18 тысяч арестантов в Сибирь. К 1917 г. лимит этой тюрьмы составлял 330 человек (в последствии эта тюрьма возле Соликамска получит название Белый лебедь). Несмотря на провозглашение слома «старорежимной» тюремной системы, Советское государство в издаваемых нормативных актах, регулирующих институт наказания в виде лишения свободы, во многом повторяло положения пенитенциарных документов периода империи и Временного правительства, что свидетельствует об объективности процесса развития уголовно-исполнительных отношений. В начале 20-х годов XX века, когда режим в лагерях был сравнительно мягким, состояние здоровья осужденных было относительно удовлетвори- тельным, о чем говорит, например, Временная инструкция от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового», которая предполагала создание карательно-лечебных заведений для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и иных лиц, а также тюремные больницы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 г. вводится тюремное заключение (при том, что ранее «Советское государство отвергало тюрьму как буржуазный атрибут, не совместимый с социалистической пенитенциарной политикой» [Козыренко, 2014, с. 57]). Далее наше государство в развитии уголовно-исполнительной системы предпочитает идти по пути закрытия от общества деятельности ГУЛАГа, усиливая действие ведомственных нормативных актов (среди них в предвоенные годы были приняты, в частности, Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР 1939 г. и такой же документ в отношении ИТК годом позже). Такое положение порождало «многочисленные случаи нарушения прав заключенных и произвола администрации мест заключения» [Кулешова и др., 2015, с. 34]. В общих чертах режимные требования в отношении заключенных получили закрепление в Положении об исправительно-трудовых лагерях Объединенного государственного политического управления (далее – ОГПУ) на основе обобщения опыта работы Соловецкого лагеря особого назначения [16]. Следует особо подчеркнуть, что правовые нормы в сфере режима оставляли большой простор для их толкования практическими работниками мест заключения. В период подчинения исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР они дополнялись предписаниями этого ведомства и в основном были направлены на усиление изоляции и контроля над связями осужденных с внешним миром. На протяжении 30-х годов правовые нормы в сфере режима содержания заключенных нередко использовались для «юридического закрепления субъективных усмотрений начальников исправительно-трудовых лагерей» [Уткин, 2017, с. 67]. С середины 50-х гг. законодательное регулирование института наказания в виде лишения свободы восстанавливается. Однако сложившаяся структура ИТУ остается практически неизменной и закрепляется в ИТК РСФСР 1970 г. с одновременным смягчением условий содержания и определенным укреплением законности в деятельности ИТУ. В связи с расширением производства в рамках исправительно-трудовой системы происходит укрупнение ИТУ. Накопившееся недовольство в местах лишения свободы было прорвано серией массовых беспорядков в ИТУ на рубеже 90-х гг. Это явление подтолкнуло законодателя на коренные изменения исправительно-трудового законодательства, проводимого уже в русле демократических преобразований, охвативших Россию. Реформа уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день предполагает, прежде всего, поиск новых подходов к организации исполнения наказаний с учетом изменений, происходящих в обществе. 14 октября 2010 года Распоряжение правительства РФ утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. При этом определены следующие цели деятельности государства в части становления системы исполнения наказания на современном этапе: 1) повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; 2) сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; 3) гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Сегодня Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН РФ) взят курс на усиление индивидуализации социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества. В настоящее время во «Владимирском централе» (ФКУ Т-2) содержится порядка 100 осужденных на тюремном режиме, больше половины из них трудоустроено. Одно из основных направлений трудоустройства – пошив спортинвентаря (футбольных, волейбольных и медицинских мячей, боксерских перчаток и боксерских груш). Большим спросом пользуются мячи, сшитые заключенными Владимирского централа, с символикой знаменитой тюрьмы. Осужденные также заняты сборкой электротехнических деталей и металлорукавов. Кроме того, осуществляется пошив матрацев, рабочих рукавиц, спецодежды. Хлебопекарня учреждения снабжает хлебом все подразделения областного центра. Во Владимирском централе реконструирован один из режимных корпусов, на ремонт и оборудование которого были выделены федеральные средства в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы. Новые камеры, рассчитанные на два– четыре человека, соответствуют всем стандартам, в том числе нормам жилой площади. Оборудована система приточно-вытяжной вентиляции, позволяющая поддерживать температурный режим в камерах. Идут работы по установке интегрированной системы безопасности (ИСБ) по новейшим технологиям. В дальнейшем все корпуса Владимирского централа ждет подобная реконструкция, позволяющая приблизить условия содержания заключенных к европейским стандартам. ФКУ «ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю» (Соликамская тюрьма, «Белый лебедь») – в настоящее время это пенитенциарная колония особого режима для пожизненно осуждённых. В камерах «Белого лебедя» осуждённые пожизненно сидят по одному, двое и трое человек. У каждого блока на две камеры - карточки-досье: фото, статьи, краткая биография. Администрация, изучив арестантов, расселяет их, исходя из психологической совместимости, во избежание конфликтов. Сейчас в колонии отбывают пожизненный срок осуждённые за особо тяжкие преступления. Это убийцы, насильники, члены бандитских формирований, лидеры организованных преступных группировок. Тюрьма «Черный Дельфин» для пожизненно приговоренных с момента построения в XVIII веке и во все остальное время оставалась местом для отбывания разных узников. На сегодняшний день «Чёрный дельфин» представляет собой исправительную колонию особого режима для пожизненно осуждённых и заключенных с особым режимом и является самой большой колонией подобного типа в России (на 1600 человек). Данное учреждение получило статус тюрьмы для пожизненно осуждённых в начале 2000-х годов, ранее здесь располагалась специальная больница для осужденных. В настоящее время в колонии содержатся около 733 человека, количество персонала - около 900 человек. Колония имеет не только особые правила касательно организации и устройства исполнительного учреждения, но и особенности режима заключенных. Особенностью ФКУ ИК – 6 является то, что в нем содержатся лица лишь мужского пола. Кроме того в отличие от других видов тюрем, в «Черном дельфине» заключенных допускают к работе только после 10 лет нахождения под стражей. Заключенные содержатся в камерах, рассчитанных на 2- 4 человека. Однако есть преступники, которые содержатся отдельно от всех в одиночных камерах. За всю историю существования тюрьмы был помилован и освобожден всего один человек. Кроме того, благодаря четко структурированной работе учреждения, без прецедентов удачных побегов удается удерживать около 700 самых опасных преступников России [Медведева, Давлетшина, 2017, с. 762]. Тюремное заключение как наказание отражает закономерный результат развития общественных (правовых) отношений, характеризующихся постепенным возрастанием осознания целесообразности наказания за общественно опасные деяния. Лишение свободы позволяло, с одной стороны, сохранить для общества работоспособную «хозяйственную единицу», а с другой – заставить преступника достаточно страдать и тем самым предупреждать совершение им новых злодеяний, чего не могли в полной мере обеспечить другие виды наказания. В научной литературе, посвященной развитию института лишения свободы в России, не показаны причины появления этого вида наказания и его первоначальное закрепление в правовых актах России, в достаточной мере не изучены нормы, раскрывающие назначение и исполнение лишения свободы в Судебнике 1550 г., Соборном уложении 1649 г., Артикуле воинском 1715 г. Учеными правоведами мало исследованы Устав о ссыльных 1822 г., который является первым кодифицированным пенитенциарным правовым актом в России, Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 г., Устав смирительного дома в Санкт-Петербурге и другие нормативные акты, где содержатся важные положения в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы. 1.2. Понятие режима в исправительных учреждениях Лишение свободы состоит в изоляции осужденного от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянными охраной и наблюдением, в условиях жесткой регламентации всей жизни осужденных установленных для этих учреждений режимом. Этимология слова «режим» восходит к французскому «regime», что в переводе на русский язык означает либо «государственный строй», либо «точно установленный распорядок чего-л.» [Юрид. словарь, 2013, с. 168]. Термин «режим» достаточно широко используется во многих отраслях права. Легальное определение понятия «режим в исправительных учреждениях» дано в ч. 1 ст. 82 УИК РФ [Коротких, 2015, с. 25]. В соответствии с данной статьей под режимом понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Понятие «режим» наделено особым значением в теории уголовно- исполнительного права. Режим рассматривался рядом ученых в широком и узком смысле слова, в последнем случае как совокупность правил поведения осужденных, устанавливаемых законами и ведомственными актами. Одни ученые рассматривают режим как составную часть правопорядка исполнения и отбывания наказания, с помощью которого обеспечивается изоляция осужденных и постоянный надзор за ними. Другие авторы понимают режим как установленную уголовно-исполнительным законодательством систему правил поведения осужденных (режим отбывания) и мероприятий, осуществляемых администрацией органов и учреждений исполнения наказаний, направленных на достижение целей наказания (режим исполнения) [Мазалева, 2017, с. 207]. Распространено понимание режима как основного средства исправления осужденных, создающего необходимую предпосылку для эффективного применения дополнительных средств перевоспитания: труда, обучения, воспитательной работы. Некоторые авторы включают в содержание режима такие институты «как охрана, надзор, применение к осужденным технических средств надзора и контроля, осуществление оперативно-розыскной деятельности, применение к осужденным мер безопасности, а также введение в исправительном учреждении в установленных законом случаях режима особых условий» [Алексанян, 2017, с. 142]. Впервые рассмотрением понятия «режим» занимались такие ученые как Познышев С.В. и Утевский Б.С. В начале 20-х годов прошлого века Познышев С.В. пенитенциарный режим понимал как систему мер, применение которых позволяет известным образом изменять людей, подвергшихся этому воздействию [Познышев, 2010, с. 38]. Исходя из такого определения понятия режима в местах заключения, можно утверждать, что эта система мер включает в себя организацию практически всего уклада жизни заключенного. Аналогичной позиции придерживался Утевский Б.С., считавший, что под режимом в широком смысле этого слова необходимо понимать весь комплекс мероприятий, при помощи которых осуществляется процесс воспитания лишенных свободы к новой общественной дисциплине, включая труд, воспитательную работу, развитие инициативы осужденных, принудительно устанавливаемое и осуществляемое регулирование всех сторон жизни лишенных свободы в исправительном учреждении, которое также принято называть режимом (режим в узком, специальном смысле этого слова), подразумевая под этим: - распорядок дня; - регулирование порядка передвижения в пределах места лишения свободы; - правила, устанавливающие формы общения лишенных свободы с внешним миром; - систему мер поощрения и мер дисциплинарного взыскания и т.п. [Утевский, 1934, с. 176]. Таким образом, по мнению данного ученого понятие режима в исправительном учреждении складывается из всего того, что составляет совокупность внешних признаков лишения свободы, специфических для этой меры уголовных репрессий. На сегодняшний день, в рамках действующего законодательства, изменение условий содержания в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду может осуществляться в двух формах: в пределах одного вида исправительного учреждения (ст. 87 УИК РФ) и путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78 УИК РФ). Рассматриваемый институт как совокупность норм, регулирующих изменение условий содержания, «представляет собой один из базовых элементов прогрессивной системы отбывания лишения свободы и имеет целью стимулирование правопослушного поведения осужденных» [Беляков, 2017, с. 14]. Установленные действующим законодательством карательные режимы ИУ (в зависимости от тяжести преступлений и прежних судимостей) не могут гибко реагировать на криминальные проявления осужденных, непосредственно и своевременно обеспечивать правопорядок в местах изоляции и автономно гарантировать безопасность осужденных и персонала. Именно поэтому в исправительных учреждениях устанавливаются режимы обеспечения отбывания наказания, реагирующие на неправомерное поведение осужденных: - тюремный режим для злостных нарушителей режима, переведенных из исправительных колоний (ч. 7 ст. 74 УИК РФ); - строгие условия отбывания наказания в исправительных колониях для злостных нарушителей режима (ч. 3 и 4 ст. 120, ч. 4 и 5 ст. 122, ч. 3 и 4 ст. 124); - режим помещений камерного типа и единых помещений камерного типа для злостных нарушителей режима (пп. «г», «д», «е» ч. 1 ст. 115); - режим содержания осужденных в штрафном изоляторе за нарушение порядка отбывания наказания (п. «в» ч. 1 ст. 115); - установление профилактического учета (контроля) за лицами, допустившими правонарушения, характер и направленность которых свидетельствуют о возможности совершения преступления в будущем: склонные к побегу, употреблению спиртных напитков и наркотиков, изготовлению запрещенных предметов и т. п. (см. Инструкция о надзоре за осужденными [9]); - создание режима особых условий в исправительных учреждениях при возникновении массовых беспорядков и при групповых неповиновениях осужденных (ст. 85 УИК РФ); - установление административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы в случае признания их злостными нарушителями режима (ст. 173.1 УИК РФ) [Сагаев, 2017, с. 280]. Все указанные режимы или усиливают карательные возможности наказания (перевод в тюрьму и в строгие условия), или представляют собой дисциплинарные меры воздействия (помещение в штрафной изолятор), или применяются в виде профилактической меры (профилактический учет, административный надзор) [Малько и др., 2014, с. 107]. Чаще всего за этими мерами следует изоляция нарушителей режима от других осужденных, ограничение их передвижения, помещение в условия камерного содержания, а также усиление надзора и контроля за их поведением. Однако непременным условием применения данных мер является «отклоняющееся от установленных норм отрицательное поведение осужденных» [Прокопенко, 2015, с. 287]. Все эти режимы имеют временные параметры, то есть определяют правовое состояние осужденных на некоторое время (от 15 суток до 3 лет). Таким образом, мы выделили карательные режимы, установленные уголовным законом (режимы наказания), включающие в себя весь арсенал средств принудительного воздействия на осужденных независимо от их поведения в исправительном учреждении, и уголовно-исполнительные режимы обеспечения отбывания наказания, реагирующие на отклоняющееся от установленных норм поведение осужденных. Однако есть еще третья разновидность режима, связанная с обеспечением мер безопасности в исправительном учреждении [Федоров, 2014, с. 154]. Целесообразность и обязательность неукоснительного и беспрекословного соблюдения режимных норм и правил в исправительных учреждениях, без сомнения, имеют существенное психологическое значение для любого осужденного. Это объясняется тем, что свойства режима с позиции правового воспитания способствуют зарождению в психике преступника более высокоразвитой формы сознания – понимания необходимости следования не только правилам режима, установленным уголовно-исполнительным законом, но также и иным многочисленным нормам человеческого общежития, предусматриваемым уголовно-правовым, административно-правовым, гражданско-правовым, социально-правовым регулированием правил поведения в обществе всех без исключения граждан нашего государства [Бабаян, 2015, с. 24]. Перевод осужденного из закрытого учреждения исполнения наказания в открытое является важным этапом отбывания наказания и применяется в отношении осужденных, хорошо проявивших себя во время предоставленных отпусков [Упоров, 2016, с. 84]. Данный перевод осуществляется, если осужденный хорошо зарекомендовал себя в условиях предыдущего режима отбывания наказания. Соотношение категорий лиц, находящихся в тюрьме, позволяет утверждать, что большую их часть составляют злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания. Количество лиц, направленных из исправительных колоний в тюрьму за нарушения установленного порядка отбывания наказания, на июнь 2017 г. составляет 913 осужденных, а количество лиц, осужденных к лишению свободы с отбыванием части срока наказания в тюрьме, - 404 человека (70 % и 30 % соответственно). В первом полугодии 2017 г. из исправительных колоний общего режима в тюрьму было переведено 48 осужденных, из исправительных колоний строгого режима - 130 осужденных. Как мы видим из данных официальной статистики ФСИН РФ, имеют место более негативные тенденции перевода осужденных, нежели позитивные, направленные на смягчение режима. 1.3. Функции режима в исправительных учреждениях Таким образом, режим есть сложно организованная система, выполняющая ряд функций. Основными функциями режима являются: - карательная; - охранительная; - регулятивная; - функция социального контроля; - обеспечительная (создание условий для применения других форм исправления); - воспитательная [Каданева, 2017, с. 36]. Рассмотрим выделенные функции более подробно. Карательная функция состоит в установлении различных ограничений прав и свобод осужденного в процессе отбывания им наказания. Прежде всего, это касается гражданских прав и свобод. Изоляция от общества влечет ограничение социальных связей осужденных (свидания, получения посылок, передач, бандеролей, телефо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: