VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уголовная ответственность за уклонение от воспитания несовершеннолетних

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014121
Тема: Уголовная ответственность за уклонение от воспитания несовершеннолетних
Содержание
ЧОУ ВО «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Юридический факультет



Кафедра уголовного права и процесса
                                         «Допустить к защите»
                                         Заведующий кафедрой
__________________________
                                         канд. юрид. наук, доцент
Латыпова Эльвира Юрьевна«__»________________2018 г.


Уголовная ответственность за уклонение от воспитания несовершеннолетних

Выпускная квалификационная работа

40.03.01 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)


Выполнил: ____________________
обучающийся группы 252-у
Минуллина Альбина Расимовна

Научный руководитель: _________
канд. юрид. наук, доцент
Муртазина Гузель Миндаровна






Казань – 2018

СОДЕРЖАНИЕ
      СТР.
Введение……………………………………………………………….…………3

Глава I. Правовая природа нормы об уголовной ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего…………………………..7
1.1. Уклонение от воспитания несовершеннолетнего как преступление против семьи и несовершеннолетних…………………………………………...7
1.2. История развития норм российского уголовного законодательства об ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего………12
1.3. Сравнительно-правовые аспекты уголовной ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего…………………………….18

Глава II. Уголовно-правовая характеристика ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего…………………………..25
2.1. Объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего……………………………………………………………25
2.2.Субъективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего………..………………………………………….……..36
2.3.Совершенствование уголовного законодательства об ответственностиза уклонение от воспитания несовершеннолетнего……………………………..43

Заключение…………………………………………………………………….53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы…………………………….57




Введение
	В России проблема охраны и защиты прав детей является одной из острейших, привлекая к себе внимание самой широкой общественности. Семейное неблагополучие выступает в качестве главного фактора, обусловливающего рост преступлений в отношении несовершеннолетних. По мнению специалистов, сегодня в России сложился особый тип семьи – кризисный, для которого насилие становится нормой жизни. 
     Неспроста российское законодательство относит детей к социально незащищенным категориям. Их права и интересы подлежат государственной защите в первоочередном порядке. Власти заставляют матерей и отцов исполнять свои прямые обязанности по воспитанию. За ненадлежащее выполнение возложенных на них функций виновных ждет наказание. Ответственность родителей за несовершеннолетних детей выражается в различных формах и проявлениях. 
     Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание это равное право и обязанность обоих родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации)1.
     В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей2.
     Учитывая современные реалии жизни невозможно не заметить, чтов современном обществе все более расширяется практика жестокого обращения с несовершеннолетними в семье и в образовательно-воспитательных учреждениях, пренебрежение основными нуждами детей со стороны лиц, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию, содержанию и надзору за ними. Систематические проявления физического и психического насилия с их стороны над детьми способствуют повышению уровня их агрессивности, усвоению насильственных способов разрешения спорных ситуаций и воспитания детей как нормативного поведения.
     Актуальность темы исследования обуславливается в первую очередь тем, что насилие, проникая в жизнь семьи, не может не оказывать пагубного воздействия: разрушается нравственность, как следствие, порождается детская безнадзорность и беспризорность. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних наносит детям серьезные психические и нравственные травмы, порождает цепную реакцию противоправного поведения. Семья, разрушенная возникающими в ней постоянными конфликтами и жестокостью, перестает выполнять функции центра воспитания и защиты ребенка.
     Законодательством Российской Федерации предусмотрена, в том числе, и уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. 
     Возможность привлечения к уголовной ответственности родителей, лиц, их заменяющих, и иных специальных субъектов, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, за неисполнение обязанностей воспитания детей или их ненадлежащее исполнение – важнейшая составляющая системы предпринимаемых в указанной области мер. При этом законодатель четко ограничивает такую ответственность случаями, когда деяние сопровождается жестоким обращением с ребенком.
     К сожалению, до настоящего времени не разработана единая методика расследования преступлений, связанных с уклонением от воспитания несовершеннолетних, часто возникают проблемы с получением достаточной доказательной базы и квалификацией данной категории противоправных деяний.
     Изложенное выше обуславливает актуальность темы, выбранной для исследования.
     Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических проблем, связанных с уголовной ответственностью за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего на основании действующего российского законодательства.
     Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач работы:
     1. раскрыть правовую природу нормы об уголовной ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего;
     2. изучить историю развития норм российского уголовного законодательства об ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетних;
     3. провести сравнительно-правовойанализ уголовной ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетних;
     4. выявить объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних;
     5. выявить и изучить субъективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних;
     6. предложить варианты совершенствования уголовного законодательства об ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетних.
     Методологическую основу исследования образует общенаучный диалектический подход к познанию процессов и явлений социальной действительности. Кроме того, в процессе работы широко использовались такие частноправовые методы, как: историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурныйи некоторые другие, что позволило рассмотреть изучаемую проблему в комплексе и сделать соответствующие выводы.
     Объектом исследования выпускной квалификационнойработы являются общественные отношения, связанные с реализацией уголовно-правовой ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетних.
     Предметом исследования являются нормы российского права, регулирующие уголовную ответственность за уклонение от воспитания несовершеннолетних, а также материалы правоприменительной практики.
     Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Данную тему раскрывали в своих трудах такие правоведы, какРарог А.И., Антонян Ю.М., Лапин И.Б.,Николаева Ю.В. и другие.
     Структура выпускной квалификационной работы подчинена указанным выше цели и задачам исследования. Состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава I. Правовая природа нормы об уголовной ответственности 
     за уклонение от воспитания несовершеннолетнего.
1.1. Уклонение от воспитания несовершеннолетнего
 как преступление против семьи и несовершеннолетних
     Любое государство не в состоянии отследить выполнение обязанности родителями по воспитанию детей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых может спровоцировать преступление. Нельзя не согласиться с мнением Николаевой Ю.В. о том, что эта обязанность не поддается нормативной регламентации в силу специфики самой воспитательной деятельности, то есть не может считаться какой-то определенный тип или способ исполнения обязанности надлежащим, а какой-то нет3.
     Преступления против семьи и несовершеннолетних являются общественно опасными, виновными посягательствами на интересы семьи, выступающими естественной и основной ячейкой общества, выполняющей различные социальные функции, в том числе первичной социализации детей, а также на интересы несовершеннолетнего по нормальному физическому, психическому и нравственному развитию.
     Система преступлений против семьи и несовершеннолетних лиц включает:
     – преступления, направленные на воспрепятствование нормальному морально-нравственному, психическому, физическому развитию несовершеннолетних;
     – преступления, подрывающие родственно-семейные устои, сложившиеся в обществе.
     Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве нормального морально-нравственного, психического, физического развития несовершеннолетнего лица, а также родственно-семейных устоев, сложившихся в обществе.
     Уклонение от выполнения обязанностей, как один из видов указанных преступлений,в силу норм действующего уголовного законодательства, тоже является преступлением против семьи и несовершеннолетних. Такое уклонение может выражаться в систематическом неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего при наличии объективной возможности их выполнения, что влечет за собой лишение родительских прав.
     Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Оно предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью). В зависимости от возраста детей для них в каждом конкретном случае становятся губительными вполне определенные действия (бездействие) родителей. Например, маленький ребенок погибает, потому что его не кормят, подросток страдает от постоянного общения с опустившимися, потерявшими человеческий образ собутыльниками своих родителей.
     Так,  26 октября в полицию г.Набережные Челны Республики Татарстан поступило заявление о пропаже гр.Земляных и гр. Фрейберг в возрасте 14 и 16 лет из Набережных Челнов, которые сбежали из дома в начале октября и пропали.Девочек разыскали, они оказались в Пермском крае. Сейчас девочки находятся в Центре помощи детям Пермского края. Родители выехали на место, чтобы забрать детей. Когда они вернутся, в отношении родителей будет решаться вопрос о возбуждении уголовного делао ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей4.
     В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 27.05.1998 года «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» указано, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду5. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. 
     Лапин И.Б. определяет неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего как отсутствие в воспитательном процессе должного внимания к развитию, поведению несовершеннолетнего, его содержанию и социально-бытовым условиям проживания, безразличного отношения к его здоровью, безопасности, учебе, организации досуга и т.д., а также полное бездействие, то есть самоустранение от воспитательного процесса несовершеннолетнего с момента его рождения до достижения им возраста совершеннолетия6. Под ненадлежащим исполнением обязанностей Лапин И.Б. предлагает считать смешанное бездействие, при котором обязанности по воспитанию несовершеннолетнего выполняются плохо, некачественно, не в полном объеме, сходное с халатностью7. 
     Таким образом, полагаем, что под надлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего следует считать соблюдение родителями или лицами их заменяющими, прав и обязанностей по воспитанию детей, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации.
     Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних следует понимать уклонение родителей или лиц их заменяющих от выполнения своих обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации.
     Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего следует понимать нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, неполное их осуществление, использование родителями или лицами их заменяющими прав и исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в ущерб интересам и правам несовершеннолетнего.
     Необходимо отметить, что понятие жестокого обращения с несовершеннолетними сформулировано в законе крайне неопределенно, что порождает немало сложностей как в уяснении признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и разграничении с другими смежными составами преступлений (например, против здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности).
     Поэтому справедливым является замечание, высказанное в юридической литературе, о необходимости большей конкретизации определения жестокого обращения с ребенком и выработки дефиниций его отдельных форм: физического, сексуального, психического насилия8. 
     Жестокое обращение с несовершеннолетним подразумевает: лишение ребенка питания, обуви и одежды; грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста; невыполнение гигиенических норм и рекомендаций врача по лечению ребенка; отказ от оказания необходимой медицинской помощи; систематическое оскорбление ребенка нецензурной бранью; систематические высказывания с целью унижения достоинства; лишение несовершеннолетнего свободы (систематическое запирание в квартире, сарае, гараже, подвале с целью воспитательного воздействия, связывание и др.); постановка в угол в ночное время; принуждение к выполнению непосильной работы; систематические телесные наказания; систематическое проявление физического и психического насилия в отношении близких родственников.
     При этом следует учитывать, что жестокость – понятие оценочное, и в каждом конкретном случае ее проявления могут существенно отличаться друг от друга9. 
     Несовершеннолетний, в отношении которого не были исполнены обязанности по воспитанию родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, является потерпевшим.
     Цели и мотивы неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего не влияют на квалификацию содеянного, но учитываются при назначении наказания. Они не указаны в законе и носят разнообразный характер. В качестве типичных мотивов этого преступления можно назвать, в частности, садизм, месть, озлобленность, стремление показать себя главой семьи, поднять свой авторитет в глазах окружающих10. 
     Отличительной особенностью данной категории преступлений является тот факт, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего подразумевает систему таких действий (бездействия). Если имел место однократный случай совершения в отношении несовершеннолетнего каких-либо противоправных деяний, связанных с проявлением жестокого обращения с ним, то уголовная ответственность может наступить только за конкретно совершенное преступление, без квалификации по статье 156 Уголовного кодекса  Российской Федерации. 
     Таким образом, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в силу действующего законодательства является преступлением против семьи и несовершеннолетних, которое влечет определенные законом последствия для лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних, поскольку преступления против семьи и несовершеннолетних – это общественно опасные, виновные посягательствами на интересы семьи, выступающей естественной и основной ячейкой общества, выполняющей различные социальные функции, в том числе первичной социализации детей, а также на интересы несовершеннолетнего по нормальному физическому, психическому и нравственному развитию.
     
     1.2. История развития норм российского уголовного законодательства об ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего
     История становления уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних крайне важна, так как именно на основе существовавших ранее законодательных актов, регулирующих данные отношения, построены и нынешние нормы, регулирующие данный вид ответственности. 
     Б.М.Кедров писал: «Изучение прошлого может и должно служить средством для того, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее и на основе этого осмыслять развитие науки как целенаправленный исторический процесс»11.
     В различные периоды становления и развития русского уголовного права общество и государство по-разному относились к вопросам уголовно-правовой охраны несовершеннолетних членов семьи от насилия со стороны родителей. Обратимся к важнейшим памятникам русского права. Из текста Русской Правды следует, что в древнерусском праве основным объектом уголовно-правовой охраны являлись личность человека и его собственность. Русская Правда не содержала каких-либо запретов на применение насилия по отношению к детям со стороны родителей. Правовые нормы лишь регулировали имущественные отношения применительно к наследственному праву между родителями, лицами, их заменяющими, и детьми (ст. 99, 100, 101)12.
     В целом, в правовых памятниках древнерусского государства семейно-родственные отношения практически не были предметом регулирования и охраны уголовно-правовых норм. В основном они регулировались нормами церковного права. Так, в Уставе князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных (начало XI века) к юрисдикции церкви относились, например, дела о незаконной связи мужчины и женщины, о нарушении супружеской верности (доказанной свидетелями), об умыкании (обрядовом похищении) невесты для брака, о нарушении запретов браков между родственниками и свойственниками. В Уставе князя Ярослава о церковных судах (середина XI века) перечень таких дел был расширен. К ним относились дела: о добровольном и насильственном умыкании невесты для вступления в брак; о нарушении запрета мужу разводиться с женой без вины с ее стороны; о рождении незамужней женщиной внебрачного ребенка; о прелюбодеянии мужа; о заключении нового брака без расторжения прежнего; о половых сношениях между кровными или духовными родственниками или свойственниками;о двоеженстве; о разводе супругов по собственной воле; о блуде с монахиней и скотоложстве; о насильственной выдаче замуж дочери или женитьбе сына без их согласия (в том случае, когда кто-нибудь из них покончит жизнь самоубийством или попытается осуществить такой замысел); о препятствии родителей желанию детей жениться или выходить замуж и о некоторых других деяниях13.
     Дальнейшее развитие законодательства знаменовалось созданием Соборного уложения 1649 года. Положительным явилось то, что законодатель расширил, по сравнению с предыдущими законодательными актами, перечень деяний, совершаемых в семье, подлежащих уголовному наказанию. В частности, нововведением явилось установление уголовной ответственности за детоубийство (статья 3), впервые была предпринята попытка урегулировать отношение между родителями и детьми14. Примером, свидетельствующим об этом, является введение нормы, обязывающей заботиться об отце и матери при их старости (статья 5)15. Однако в соответствии со статьей 6 Уложения царя Алексея Михайловича дети полностью подчинялись родительской власти, поэтому в случае, когда сын или дочь учнетбити челом о суде на отца или матерь, да их же за такое челобитье бити кнутом, и отдать их отцу и матери. Родители не только не привлекались к ответственности за телесные наказания своих детей, но и обладали правом наказания их розгами.
     Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Отчасти смягчилась власть родителей над детьми. Родители не только имели право, но и уже обязаны были воспитывать своих детей. В русском слове воспитание явственен глагол питать, и само слово первоначально означало вскармливание. Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Воспитание того времени состояло в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей –замуж. Родители также должны были предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями.
     Полное подчинение детей родительской власти сохранялось на протяжении двух веков. Ни Акты Земских соборов (1653), ни Воинский артикул (1711) не вносили каких-либо изменений в законодательство, способствующих охране несовершеннолетних членов семьи от насилия.
     Дальнейшее развитие государства и общественной жизни привело к изменению отношения к вопросу уголовно-правовой охраны детей от насилия в семье. Только к середине XIX века при подготовке Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1845) было признано целесообразным посвятить особый раздел о преступлениях против прав семейных, содержащий в себе несколько глав. Особый интерес представляет глава 2 Уложения – «О злоупотреблении родительской власти и преступлениях детей против родителей», где предусматривались новые, неизвестные до 1845 года, насильственные деяния родителей и лиц, их заменяющих, против несовершеннолетних детей. Прежде всего, внимания заслуживает статья 420, предусматривающая наказание родителям, опекунам, попечителям, а также иным лицам, имеющим надзор за несовершеннолетним, в виде тюремного заключения, если они виновны16.
     Таким образом, уголовное законодательство XIX века устанавливало запрет на применение насилия родителями и лицами, их заменяющими, по отношению к своим детям и предусматривало за данное деяние весьма строгое наказание.
     В советском уголовном законодательстве нормы об ответственности за рассматриваемые преступления были сокращены до минимума. Так, в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года уголовная ответственность была установлена лишь за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, и за дачу ложных сведений органам, ведущим регистрацию актов гражданского состояния.
     По Уголовному кодексу РСФСР 1926 года насилие в отношении детей со стороны родителей также не преследовалось. К перечню деяний, существовавшему в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года, законодатель добавил норму оставление родителями малолетних детей без всякой поддержки, а равно понуждение детей к занятию нищенством (статья 158).
     Изменение практики государства во второй половине XX века нашло свое отражение и в дальнейшем развитии уголовного законодательства. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года существенно расширил перечень деяний, посягающих на интересы семьи в целом. Однако применение насилия по отношению к несовершеннолетним в семье по-прежнему не влекло уголовную ответственность родителей.
     Дальнейшие изменения уголовного законодательства об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних были связаны с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года.
     Нормы об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних завершают раздел VII Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерациио преступлениях против личности. Выделением таких преступлений в отдельную главу законодатель подчеркнул особое значение такого объекта уголовно-правовой охраны, как семья и несовершеннолетние, большую общественную опасность этих преступлений, их уголовно-правовую специфику. Уголовно-правовые запреты, сформулированные в главе 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, основаны на нормах Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и соответствующих международно-правовых актах. В Конституции Российской Федерации это статья 38, провозглашающая, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства; что забота о детях и их воспитание являются и правом, и обязанностью родителей; что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях17.
     Из международно-правовых актов, направленных на охрану семьи и несовершеннолетних, следует в первую очередь отметить Всеобщую декларацию прав человека18, Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. В первых двух актах утверждается, что семья является естественной и основной ячейкой общества и государства (статья 16 Всеобщей декларации прав человека)19. В Концепции о правах ребенка 1989 года наряду с другими принципиальными положениями провозглашается принцип, выражающийся в том, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства20.
     Одним из необходимых средств защиты интересов семьи и несовершеннолетних является установление уголовной ответственности за преступления, посягающие на указанные интересы.
     Таким образом, рассмотрев законодательство различных периодов становления и развития Российского государства мы можем сказать, чтообщество и государство по-разному оценивали значимость семейного воспитания несовершеннолетних и, следовательно, по-разному относились к вопросам уголовно-правовой охраны детей от применения насилия в семье. Именно поэтому к настоящему времени в России не сложилось глубоких и устоявшихся уголовно-правовых традиций по охране детей от насилия в семье, что указывает на отсутствие практики в области применения данных норм и обусловливает сложности, связанные с их толкованием.

     1.3. Сравнительно-правовые аспекты уголовной ответственности за уклонение от воспитания несовершеннолетнего
     В зарубежной юридической науке идея о том, что дети нуждаются в особой защите со стороны общества и государства возникла раньше, чем обратили внимание на эту проблему в российской науке.
     Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической или умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в 1946 году ООН образовала чрезвычайный фонд помощи детям ЮНИСЕФ, который в дальнейшем получил название Детский Фонд ООН. В настоящее время ЮНИСЕФ является главным механизмом международной помощи детям, находящимся в трудных жизненных условиях.
     Первыми международными документами обязывающего характера в области прав человека, в которых рассматривались отдельными положениями и права детей, были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году – Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах21. В данных документах закрепляется право ребенка на защиту семьей, государством и обществом, право на имя, гражданство и защиту вслучае распада семьи, а также объявлен запрет на дискриминацию детей по какому-либо признаку.
     Кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей, стало вступление 2 сентября 1990 года в силу Конвенции о правах ребенка. Необходимо отметить то, что Конвенция о правах ребенка определяет общие стандарты, нравственные и правовые нормы, которые способствуют политике в области защиты детства и каждая страна, с учетом этих мировых стандартов и своих возможностей, совершенствует национальное законодательство, осуществляет практическую деятельность в интересах детей в соответствии с конкретными требованиями Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действия по осуществлению этой декларации.
     Так, статья 19 Конвенции определяет, что: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»22.
     Таким образом, Конвенция является правовым документом высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права.
     Жестокое обращение с детьми, неисполнение обязанностей в отношении них в семье являются проблемами во многих государствах. При этом уголовное законодательство различных стран обусловлено особенностями политики, экономики, идеологии, религии, философии, источников и структуры права, а также других факторов, определяющих их специфику.
     Анализируя уголовные кодексы стран дальнего зарубежья, необходимо отметить, что в законодательстве Норвегии, Швейцарии, Германии, Испании, Франции, Болгарии, Дании, Польши существуют нормы об ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, которые так же, как в Уголовном кодексе Российской Федерации, содержатся в отдельной главе, посвященной охране семейных отношений. Этим обусловливается выбор перечисленных выше государств.
     Однако специфическая особенность уголовного законодательства изученных стран дальнего зарубежья, в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации, проявляется применительно к деянию–признаку объективной стороны преступления. 
     Уголовные кодексы Швейцарии, Франции и ФРГ включают в себя нормы, предусматривающие ответственность либо за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, либо за жестокое обращение с ним.
     Так, согласно статье 219 Уголовного кодекса Швейцарии «кто нарушает свои обязанности по попечению или воспитанию по отношению к несовершеннолетнему лицу или небрежно относится к ним, и тем самым создает угрозу для их физического или духовного развития, наказывается лишением свободы». Статья 36 Уголовного кодекса Швейцарии указывает, что лишение свободы назначается от 3 дней до 3 лет, если в законе не указано иное. Давая сравнительный анализ статьи 219 Уголовного кодекса Швейцарии и статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, необходимо обратить внимание на то, что объективная сторона статьи 219 включает лишь нарушение законных обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, тогда как российская уголовно-правовая норма содержит еще одно деяние –жестокое обращение23. Также статья 219 Уголовного кодекса Швейцарии предусматривает ответственность лица, которое совершает данное деяние по неосторожности. Вид наказания за деяние с таким умыслом изменяется, и вместо лишения свободы может быть назначен штраф. По Уголовному кодексу Российской Федерации не является преступным подобный вид умысла. Кроме того, разнятся рассматриваемые законодательства и по видам наказаний. Швейцарский законодатель к основному виду наказания при умышленном совершении преступления отнес только лишение свободы. Российский – создал более разветвленную систему: это штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы. Видом дополнительного наказания к лишению свободы за нарушение своих родительских, опекунских, попечительских обязанностей совершением преступления по Уголовному кодексу Швейцарии выступает лишение родительской, опекунской или попечительской власти и объявление их неспособными осуществлять такую власть (статья 53). В случае, когда судья считает, что осужденный вследствие совершения преступления или проступка недостоин осуществлять родительскую или опекунскую, либо попечительскую власть, он направляет сообщение об этом органу опеки и попечительства. Такой вид наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации не применяется, судья может лишь в рамках уголовного судопроизводства направить определение в органы опеки и попечительства, которые в свою очередь решают вопрос о лишении родительских, опекунских (попечительских) прав.
     Особенностью уголовного законодательства ФРГ является то обстоятельство, что защита подрастающего поколения от посягательств взрослых предусмотрена двумя статьями – это 171 и 225 Уголовного кодексаФРГ24. В одной из них, в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации, законодатель предусматривает ответственность для узкого круга лиц виновных, которые связаны с потерпевшим опекунскими обязанностями. Так, в статье 171 Уголовного кодекса ФРГ установлено наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет или денежного штрафа для тех лиц, «кто грубо нарушает свою обязанность попечения и воспитания лица, не достигшего шестнадцати лет, и тем самым создает опасность того, что это нанесет вред опекаемому в его физическом и психическом развитии, приведет его к криминальному образу жизни или занятию проституцией». В другой статье субъектом преступления выступают любые лица, от которых зависит несовершеннолетний (в служебных рамках, материально, родственных связях, находится под покровительством). Так, в статье 225 Уголовного кодекса ФРГ установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет тому (часть 1), кто мучает или истязает, наносит вред здоровью или злонамеренно пренебрегает своим долгом заботиться о лице, не достигшем восемнадцатилетнего возраста, или лице, беззащитном вследствие болезни или физического недостатка, которое: 1) находится на его попечении или подего покровительством; 2) относится к его семейству; 3) предоставлено в распоряжение лицу, обязанному оказывать ему материальное вспомоществование; 4) подчинено ему в рамках служебных и рабочих отношений.
     Суд ФРГ может назначить более мягкое наказание согласно определенным правилам, закрепленным в части 4 статьи225. Так, в менее тяжких случаях назначается лишение свободы от трех месяцев до пяти лет, в менее тяжких случаях назначается лишение свободы от шести месяцев до пяти лет.
     В Уголовном кодексе Франции расширен круг деяний, признаваемых преступными в отношении несовершеннолетних, так как в главе 7 «О посягательствах на несовершеннолетних лиц и на семью» расположено четыре отдела. В рамках работы необходимо рассмот.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.