- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000696 |
Тема: | Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Пермский филиал Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция Профиль Гражданско-правовой Выпускающая кафедра Гражданско-правовых дисциплин ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: УГОЛОВНАЯ ОТВЕНТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Автор работы: студент группы Ю-055 заочной формы обучения Косогорова Карина Борисовна Подпись____________________ Руководитель работы: доцент кафедры правового и социально-педагогического образования ФГБОУ ВО «ПГТПУ», кандидат юридических наук, доцент Маринкин Денис Николаевич Подпись __________________ Заведующий выпускающей кафедрой: кандидат биологических наук, доцент Карзенкова Александра Владимировна Подпись ___________________ дата « »_____________2018 г. Пермь 2018 Глава 1. Юридические признаки основного состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 1.1. История развития и становление ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в России Особая специфика исследуемого состава преступления, связанная с его технической стороной, организацией движения, с одной стороны позволяет сделать вывод о не самой длинной истории развития законодательства в этой сфере. Однако изучение отдельных нормативных документов говорит о другом: подобная история начиналась гораздо раньше и неразрывно связана с развитием транспорта не только в России, но и во всем мире. Малое количество транспортных средств не требовало на первом этапе нормативного регулирования безопасности движения. Но при увеличении парка транспортных средств развивалось и законодательство. Можно отметить историю Древнего Рима, где одним из распространенных средств передвижения были колесницы, и на улицах Вечного города пришлось вводить одностороннее движение. Историки отмечали, что данной проблемой вынужден был заниматься даже сам Гай Юлий Цезарь, по указу которого был создан специальный отряд из вольноотпущенников, занимавшийся регулированием движения на перекрестках Великого Рима. Первые сведения о регламентации уличного движения в России относятся к концу семнадцатого - первой половине восемнадцатого века. Изданные в то время Указы придавали силу закона исторически сложившимся обычаям передвижения и распространялись сначала на Москву, а затем и на Санкт-Петербург. Как полагают ученые, первым указом, регламентирующим правила дорожного движения, является указ Анны Иоанновны 1730 г., согласно которому «извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей занузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу». Можно отметить, что постепенно контроль и нормативная база в сфере безопасности дорожного движения отходили к функции полицейских органов (1718 г.). Впоследствии правила дорожного движения детализировались. В распоряжениях администраций разных городов в конце XVIII в. есть такие указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться», и «на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро».1 Развитие автомобильного транспорта сыграло существенную роль в развитии нормативной базы безопасности движения, а также дало толчок к более точной регламентации правил. Развитие техники, которое позволяло говорить и об изменении общественного развития, что не могло не сказаться на совершенствовании правовой системы. Нормы об ответственности за нарушения в данной сфере более тщательно были прописаны в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., где предусматривалась ответственность за «препятствование проходу по мосткам и тротуарам или проезду по дорогам и улицам, оставлением на них громоздких предметов или иным образом» и «несоблюдение правил, установленных для езды обозами по шоссе и другим дорогам». В 1896 же году были разработаны и первые официальные правила перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах. Вместе с тем развития транспорта во всем мире и в России было связано с причинением вреда охраняемым интересам. Первое дорожно-транспортное происшествие в России датировано 12 февраля 1898 г. Первое же в мире ДТП со смертельным исходом произошло в Англии 17 августа 1896 г. Автомобилем была сбита женщина. Изучение специальных исторических документов показало, что одним из первых актов в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств было распоряжение Петербургской управы 1895 г. «О регистрации «бензиновых механических самокатов». Позднее, в 1910 г. были приняты «Технические правила о движении автомобилей по дорогам общего пользования». Однако в России до 1917 г. практически не осуществлялась уголовно-правовая охрана безопасности дорожного движения, хотя были нормы об ответственности за причинение телесных повреждений. После революции 1917 г. создавалась новая нормативная база, которая также включала нормативные акты в сфере безопасности движения (31 июля 1918 г. была утверждена Моссоветом Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве и ее окрестностям, 10 июня 1920 г. принят декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям). Сделана попытка возложить контроль на специальную службу (автоинспекция транспортного отдела Моссовета). Первые уголовные кодексы РСФСР (1922 и 1926 гг.) не содержали самостоятельных статей об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств на дорогах. Их отсутствие объяснялось тем, что в начале XX века автомобильный транспорт в России был немногочисленным, и проблема обеспечения безопасности дорожного движения и его эксплуатации не являлась острой. Образовавшийся пробел в уголовном законодательстве практики пытались восполнить тем, что при нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обращались к тем статьям Уголовного кодекса, которые, на их взгляд, более или менее подходили для привлечения виновного к ответственности, благодаря тому, что уголовное законодательство 20-х годов, проводя идею о классовой природе преступления и мерах социальной защиты в Советском государстве, допускало возможность применения уголовного закона по аналогии. Так в ст. 16 УК РСФСР 1926 г. прямо указывалось: «Если то или иное общественно опасное действие прямо не предусмотрено настоящим Кодексом, то основание и пределы ответственности за него определяются применительно к тем статьям Кодекса, которые предусматривают наиболее сходные по роду преступления». Поэтому, когда нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств влекло несчастные случаи с людьми, водитель привлекался к уголовной ответственности по статьям о неосторожном убийстве (ст. 139 УК РСФСР 1926 г.) либо о неосторожном телесном повреждении (ст. 145 УК РСФСР 1926 г.). Если правила вождения нарушались водителем с умыслом причинить смерть или телесные повреждения, он привлекался по статьям, предусматривавшим ответственность за умышленное убийство (ст.ст. 136, 137 УК РСФСР) или умышленное телесное повреждение (ст.ст. 142, 143 УК РСФСР). Нанесенный значительный имущественный ущерб квалифицировался по ст. 111 УК РСФСР как преступно-небрежное исполнение водителем своих служебных обязанностей. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 января 1931 г. «Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта» в УК РСФСР была введена ст. 593, установившая ответственность за нарушение трудовой дисциплины на железнодорожном и водном транспорте. Позднее Пленум Верховного Суда СССР 26 мая 1932 г. вынес специальное постановление "О квалификации нарушения работниками автотранспорта и городских железных дорог трудовой дисциплины в случае аварии", дополненное постановлением 42-го Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1933 г., где разъяснил, что в исключительных случаях, когда нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств повлекло массовые человеческие жертвы, гибель ценного государственного имущества или другие исключительно серьезные последствия, действия водителя по аналогии могли быть квалифицированы по ст. 593 УК РСФСР.1 Отдельные вопросы решались в рамках судебного толкования. В частности, речь идет о постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О квалификации преступлений, связанных с нарушением Правил движения на автотранспорте», принятом 15 сентября 1950 г., в котором разъяснялись субъективные и объективные признаки преступления. Значимым можно назвать постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 30 марта 1963 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта или городского электротранспорта», которое более точно определяло признаки субъекта преступления, понятие транспортного средства. С отменой аналогии и необходимостью правового обеспечения борьбы с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств вызвали необходимость введения в УК РСФСР 1960 г. специальной статьи, предусматривавших уголовную ответственность за нарушение водителями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Однако, вводя уголовную ответственность за автотранспортные преступления, законодатель не смог освободиться от влияния сложившейся практики и дифференцировал ответственность в зависимости от субъекта преступления: ст. 211 УК РСФСР предусматривала ответственность работников автотранспорта, а ст. 212 УК РСФСР - ответственность водителей - частных лиц. 19 июня 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР» законодательство об уголовной ответственности за автотранспортные преступления было значительно изменено, т.е. ст. 212 УК РСФСР, в которой определялась ответственность за аналогичные указанным в ст. 211 УК РСФСР действия лиц не являющихся работниками автотранспорта, признана утратившей силу. Существенно изменилась и диспозиция ст. 211 УК РСФСР 1960 г. Теперь она предусматривала ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автотранспортным или городским электротранспортным средством, трактором или иной самоходной машиной, независимо от того является ли водитель работником автотранспорта или частным владельцем.1 Кроме того, в УК были введены две новые статьи 2111 и 2112. Статья 211 УК впервые предусматривала уголовную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Однако уголовная ответственность по этой статье наступала только при наличии административной преюдиции. Смысл ее состоял в том, что уголовная ответственность за содеянное наступала лишь после применения к виновному в течение года мер административного взыскания за управление транспортом в нетрезвом состоянии - в виде лишения права на вождение или штрафа, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» от 19 июня 1968 г. Однако, эта мера оказалась неэффективной. Объяснялось это тем, что автотранспортные происшествия, совершенные по вине нетрезвых водителей, характеризовались наиболее высокой тяжестью последствий. Поэтому 24 декабря 1992 г. согласно Закону РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, УК РСФСР, УПК РСФСР» данный формальный состав был переведен в разряд административных проступков. Действия же лиц, находившихся в состоянии опьянения при управлении автомототранспортом, повлекшие последствия в виде менее тяжкого, тяжкого телесного повреждения, смерти одного или нескольких лиц стали квалифицироваться по ст. 211 УК РСФСР. При этом состояние опьянения как обстоятельство, отягчающее, ответственность, могло быть учтено при назначении меры наказания (п. 10 ст. 39 УК РСФСР). Этим же Законом отменялась уголовная ответственность по ч. 1 ст. 211 УК РСФСР за причинение в результате дорожно-транспортного происшествия легкого телесного повреждения, а также материального ущерба. Деяния, повлекшие такого рода последствия были переведены в разряд административных правонарушений. И уголовной ответственности по ч. 1 ст. 211 УК РСФСР стили подлежать только лица, нарушение которыми правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств влекло причинение потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения. Введенный в действие с 1 января 1997 г. Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ Уголовный кодекс РФ1 устанавливал уголовную ответственность за причинение легкого вреда здоровью и материального ущерба, законодатель возвратился к прежней позиции. Так, Исаев Н.Ю. сделал такой вывод: «законодательство в сфере безопасности дорожного движения в целом носило динамический характер и изменялось в соответствии с развитием техники, транспорта, сети дорог и других коммуникаций. Наряду с этим, история развития законодательства в указанной сфере подтверждает объективную необходимость уголовно-правового регулирования безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. При этом уголовное законодательство в сфере охраны безопасности дорожного движения преодолело различные негативные этапы в своем развитии, оформилось в 1960 г. и в целом соответствует международным стандартам».2 1.2. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств за рубежом Проблема ДТП является актуальной практически для всех стран мира: и для тех, кто считается благополучными (Япония, Норвегия, Германия, Великобритания, Нидерланды – там уровень транспортных рисков менее 10 единиц), и для остальных («рекордсмены - Нигерия, Венесуэла, Иран. У них 500-600, в некоторых африканских странах больше тысячи единиц на сто тысяч человек). Россия, что примечательно, посередине – по официальному счету, около 90 единиц. Из отчета ООН о безопасности в Африке. Там пример абсолютно русский: какой-то владелец джипа «Чероки» на своем автомобиле выскочил на автобусную станцию сельскую и полдеревни задавил. Уголовное дело было прекращено. А дальше, абсолютно русская ситуация: по причине примирения сторон - он накрыл поминальный ужин для выживших в этой деревне.1 Это обозначает проблему – только административным, дисциплинарным или гражданским правом снизить уровень ДТП невозможно. Нужна «тяжелая артиллерия» в лице уголовного судопроизводства. Ответственность за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспорта предусмотрено уголовными кодексами большинства зарубежных стран. Существуют три варианта: 1. Статьи об ответственности за транспортные преступления сконцентрированы в отдельных главах Уголовного кодекса: - Польша - гл. XXI «Преступлениях против безопасности движения»; - Испания - гл. IV «О преступления против безопасности на транспорте»; - Узбекистан - гл. VIII «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта». 2. Статьи включены в систему преступлений, посягающих на общественную безопасность: - в Кодексе ФРГ они помещены в разд. 28 «Общеопасные преступные деяния»; 3. Регулируются самостоятельным законодательным актом (например, во Франции). Сравним нормы уголовного наказания различных стран. В Испании, наказанию от трех до шести месяцев лишения свободы должны подвергаться водители, которые ехали со скоростью на 60 километров в час больше предельно допустимой в городе и на 80 километров в час - на трассах. Опасное вождение, представляющее угрозу для жизни и здоровья окружающих, карается лишением свободы на срок от полугода до двух лет. Самое суровое наказание, от двух до пяти лет тюрьмы, ждет тех водителей, которые сознательно подвергают опасности жизнь других людей. Тем, кто управляет транспортным средством потеряв все свои баллы (которые уменьшаются при совершенных нарушениях, изначально их 12) или, не имея водительских прав, могут быть лишены свободы на срок от трех до шести месяцев, а также может быть наложен запрет на управление транспортным средством на срок от года до 6 лет. Уголовный кодекс ФРГ нарушением правил безопасности движения ( ст. 315с) признает: - управление транспортом лицом в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием другого одурманивающего средства, а также лицом, имеющим психический или физический недостаток, лишающий его возможности безопасно вести транспортное средство; - не предоставление права преимущественного проезда, нарушение правил обгона, неправильное движение по пешеходным дорожкам, превышение допустимой скорости движения, несоблюдение правил правостороннего движения на участках дороги с пониженной видимостью, неправильный разворот на автобанах или улицах, отсутствие обозначения стоящих или останавливающихся транспортных средств, вследствие чего они становятся плохо видимыми. Такие нарушения признаются умышленными и влекут за собой при наличии угрозы жизни или здоровью другого человека или чужой вещи, имеющей значительную стоимость, наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или денежный штраф. Более легкое наказание предусмотрено за неосторожное поставление в опасность или неосторожное деяние. В Уголовном кодексе Польши в гл. XXI «Преступления против безопасности движения» также предусмотрена ответственность за умышленное нарушение правил безопасности движения сухопутного транспорта, если такое нарушение угрожает жизни или здоровью многих людей либо имуществу в больших размерах (ст. 173 - 1). Наказание зависит от того, действовал ли виновный умышленно или неумышленно, от тяжести последствий. Наказание в соответствии со ст. 178 назначается за указанное преступление в размере до верхнего предела, установленного в санкции наказания, увеличенного наполовину.1 При особо тяжких последствиях либо особой злостности наказания в Европе за указанные преступления характеризуются предельной суровостью (во Франции до 10 лет лишения свободы и штраф до 150 000 евро, в Швейцарии до 10 лет каторжной тюрьмы, конфискация транспортного средства по УК Испании, до 12 лет лишения свободы по УК Республики Польша) и лишением права на вождение. Зарубежное законодательство достаточно строго карает за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Характерно, что тюремное заключение за вождение машины в пьяном виде предусмотрено не в странах третьего мира, а в демократичной Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут посадить на шесть месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на один год. А если по его вине случилась авария с пострадавшими — закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов. Великобритания фактически лидирует в Европе по размерам штрафов и суровости наказания за нарушение дорожных правил. Немногим уступают ей Эстония, Венгрия, Франция, Германия. В Германии, если водитель в нетрезвом виде совершил аварию, ему грозит либо большой штраф, либо тюремное заключение. В Израиле, за вождение в нетрезвом виде водитель лишается прав как минимум на 2 года при условии, что нет особых смягчающих вину обстоятельств. Если же водитель ранее попадался за вождение в нетрезвом виде (годом раньше), то срок лишения его прав может доходить до 4 лет, либо штраф в несколько тысяч шекелей и лишение свободы (фактическое или условное, в зависимости от обстоятельств дела). Кроме того, отдельно установлена уголовная ответственность за отказ пройти проверку на алкогольное опьянение. Мера ответственности за уклонение - лишение прав до 2-х лет, штраф денежный до 10000 шекелей (примерно 2,5 тысячи долларов) и условное или фактическое лишение свободы. В Таиланде же за вождение в нетрезвом виде, повлекшим за собой отягчающие обстоятельства, водителя может ждать смертная казнь. Не так давно один из местных судов Таиланда приговорил 23-летнего Натапонгу Раксапонгу к смертной казни за то, что он, угнав в нетрезвом виде грузовик у своего приемного отца, совершил сразу четыре ДТП, в ходе которых было сбито восемь человек, четверо из которых погибли. Как показывает практика, ужесточение наказания приносит существенные плоды. В той же Германии, по официальным данным, с увеличением ответственности за пять лет количество ДТП по вине пьяных сократилось с 34 тысяч до 22 тысяч, и это при том, что в Германии насчитывается 55 миллионов автомобилей. В Эстонии, согласно действующему закону, рассматривать в уголовном порядке дело задержанного пьяным водителя можно лишь в том случае, если он попадется второй раз, вне зависимости от степени его опьянения. В Минюсте Эстонии сейчас готовится законопроект, согласно которому предлагается дать полиции возможность сразу привлекать к уголовной ответственности водителей, в крови которых на момент задержания уровень алкоголя составлял 1,5 промилле, даже если они задержаны пьяными в первый раз. Законодательство стран СНГ В Белоруссии родственные нашей 264-й статье УК две – 317 и 317-1: «Статья 317. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств: 1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Статья 317-1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). 1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 2. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством, в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев. Как видим, Белоруссия существенно отличается от нас целым рядом норм в сфере уголовного преследования за нарушение правил дорожного движения. Назовем важнейшие: 1. К алкогольному опьянению приравниваются состояния, вызванные потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. 2. Уголовная ответственность предусматривается не только за тяжкие, но и менее тяжкие телесные повреждения (у нас – вред средней тяжести). 3. По всем пунктам предусматривается широкая альтернативность наказания – 3-4 варианта, широко применяются исправительные работы. 4. Даже просто управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения является уголовно наказуемым деянием. 5. Максимальный срок лишения свободы – до 7 лет. 6. Использование состава преступления, сконструированного по правилам административной преюдиции (речь идет о наступлении уголовной ответственности за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии опьянения). Сравним с Украиной. У них «родственная» 264-й статье – статья 286-я: «Статья 286. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами. 1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, причинившее потерпевшему средней тяжести телесное повреждение, - наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового. 2. Те же деяния, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкое телесное повреждение, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет». Итак: 1. На Украине статья имеет всего 3 части – средней тяжести телесные повреждения, смерть одного человека и приравненные к этому тяжкие телесные повреждения и смерть нескольких человек. 2. Штраф, в отличие от Белоруссии, четко ограничен рамками. 3. Такое же широкое применение альтернативности наказания, в том числе исправительных работ. 4. Максимальное лишение свободы - до 12 лет. 5. Нет специального выделения нормы о нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения. Сравним с Казахстаном. «Статья 296. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами. 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет». Таким образом, можно сделать вывод, что нормы практически такие же, как были у Российской Федерации до февраля 2009 года, за исключением средней тяжести вреда (у нас лишь тяжкий вред). В уголовных кодексах Узбекистана (ст. 266), Кыргызстана (ст. 281), Таджикистана (ст. 212), Казахстана (ст. 296) рассматриваемый состав преступления сконструирован так же, как в Кодексе РФ, за исключением некоторых квалифицирующих это деяние признаков. Например, в ч. 3 ст. 266 УК Узбекистана в качестве особо квалифицирующих признаков предусмотрены: а) человеческие жертвы; б) катастрофы; в) иные тяжкие последствия. Последние новеллы российского уголовного законодательства, в частности дополнения в ст.264 УК РФ, не нашли отражения в УК стран СНГ, за исключением УК Грузии, где также включен данный квалифицирующий признак. Как видим, в республиках бывшего СССР наши восточные соседи (Казахстан и Средняя Азия) очень близки в российской версии, в то время как Белоруссия и Украина формируют свою систему уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения. 1.3. Объективная и субъективная сторона ст. 264 УК РФ Данное преступление посягает на безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.3 Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. Предмет преступления - это механические транспортные средства, т.е. автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, мотоцикл, иные самоходные машины и механические транспортные средства. Предложить их исчерпывающий перечень невозможно. К механическим транспортным средствам следует отнести любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. «Мопед представляет собой двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками».4 Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ. К другим механическим транспортным средствам закон относит троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК РФ). Самоходные машины отличаются только наличием дополнительных (нетранспортных) функций, например трактор, экскаватор, самосвал, автопогрузчик. Не являются предметом рассматриваемого преступления боевые, специальные транспортные средства Министерства обороны РФ и других воинских формирований. В этом случае применяется ст. 350 УК РФ. Общественная опасность нарушения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств заключается в нарушении нормальной работы транспорта, причинении вреда иным охраняемым уголовным законом объектам (жизни, здоровью человека, собственности). Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, заключается: 1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации лицом, управляющим одним из перечисленных ранее видов механических транспортных средств; 2) в наступлении таких последствий, как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, смерть одного или нескольких лиц; 3) в наличии причинной связи между фактом нарушения и наступившими вредными последствиями. Суды в приговоре, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, обязаны указать, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение. Диспозиция рассматриваемой статьи относится к бланкетным и отсылает к нормативным правовым актам, регулирующим дорожное движение и эксплуатацию транспортных средств, в частности к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения», к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ 23 октября 1993 года № 1090. В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Вместе с тем правила эксплуатации транспорта, отдельные особенности перевозок грузов могут регулироваться и другими нормативными актами. Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Как уже указывалось, под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч. В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубиче....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Социально-правовой аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- Социально-правовой аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств