- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012260 |
Тема: | Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное Образовательноеучреждение высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Факультет заочного и дистанционного обучения Кафедра «Уголовно-правовые дисциплины» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Уголовное право » Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовая характеристика и особенности квалификации Студент грауппы 5 ЮрБ4а-1 ___________________ В.Д. Баранов подпись, дата Руководитель ___________________ С.В. Проценко подпись, дата Нормоконтролер ___________________С.В. Проценко подпись, дата 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» Факультет________________________________________________________ Кафедра_________________________________________________________ Специальность (направление)_______________________________________ ________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ на курсовой проект/работу по курсу (дисциплине)______________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Выдано студенту__________________________________________________ Тема курсового проекта/работы (распоряжение № ____ от «___» _______ 201__ г.) _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ Срок сдачи проекта/работы _________________________________________ Исходные данные___________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ Перечень вопросов, подлежащих разработке: 1 Содержание расчётно-пояснительной записки______________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ 2 Перечень графического материала______________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ Календарный план выполнения задания Разделы курсового проекта/работы Дата выполнения Руководитель проекта, _____________ ________________________ (подпись) (Ф.И.О.) должность, ученая степень ____________________________________ «____»___________ 201__ г. Автор проекта ____________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.) студент группы ______________ «____»___________ 201__ г. Содержание Введение 4 1 Общая характеристика нарушения правил дорожного движения 7 и эксплуатации транспортных средств 7 1.1 Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений 7 правил дорожного движения 7 1.2 Состав преступления 10 2 Ответственность и особенности квалификации 18 2.1 Основания и пределы ответственности лиц, нарушивших 18 правила дорожного движения и эксплуатации транспортных 18 средств 18 2.2 Особенности квалификации нарушений правил дорожного 22 движения и эксплуатации транспортных средств 22 Заключение 27 Список использованных источников 29 Введение Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одной из острых проблем современности. Ежедневно практически в каждом более-менее крупномгороде происходят дорожно-транспортные происшествия, часто причиняют тяжкий вред здоровью уносят с собой жизнь людей. Между тем, право на жизнь – одно из главных конституционных прав человека и гражданина, охрана этого права гарантирована государством, в том числе через нормы уголовного законодательства. Актуальность данной темы обусловлена современными реалиями. В последние пару десятилетий резко выросло количествотранспортных средств. Именно автоаварии составляют большое количество от всех транспортных происшествий. Однако, резкое увеличение количестватранспортных средств, к сожалению, не повлекло за собой такое же резкое увеличение правовой культуры водителей. Сегодня никого не удивляет авария, произошедшая по вине водителя, находящегося в нетрезвом состоянии или в наркотическом опьянения. В результате таких аварий нередко гибнут как сами такие водители, так и посторонние люди. Осознавая всю важность данной проблемы, законодателем предпринят ряд мер по усилению дорожной безопасности, в том числе усложнен порядок получения водительского удостоверения, усилена уголовная ответственность за дорожно-транспортные преступления. Вместе с тем, к сожалению, этих мер оказывается недостаточно. Количество преступлений в данной сфере по-прежнему высоко. Степень разработанности по данной теме можно оценить как довольно высокую. В разное время данному вопросу уделяли внимание такие исследователи, как: Н.С. Алексеев,С.Н. Антонова,А.В. Галахова, С.И. Гирько, М.И. Ковалев,Е.А. Сухарев и др. По данной проблематики написаны и защищены диссертации такими правоведами, как: Н.Ю. Исаевым, В.П. Перфиловым, Д.В. Смирновым и др. Объектом данной работы выступают отношения, складывающиеся при применении норм уголовного законодательства, предусматривающих уголовную ответственность занарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, правовая регламентация этих отношений. Предмет работы составляют нормы действующего уголовного законодательства в соответствующей части, материалы судебной практики. Целью работы является всестороннее и полное изучение состава преступления, предусмотренного ст.264, 264.1 УК, изучение особенностей квалификации данного преступления. Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении соответствующих задач, а именно: Рассмотрения понятия дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения; Изучения состава ст.264, 264.1 УК; Изучения оснований и пределов ответственности лиц, нарушивших правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; Изучения особенностей квалификации по данному виду преступлений. Методологию работы составляет совокупность частных и общенаучных методов, таких как анализ, синтез, статистический, логический, системный, а также метод правового анализа. Структура работы включает в себя введение, в котором обосновывается актуальность работы, излагаются ее цель и задачи, главы, в которых раскрывается основной вопрос; заключение, которое содержит выводы, полученные автором во время работы. 1 Общая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 1.1Понятие дорожно-транспортного преступления и нарушений правил дорожного движения УК РФ впервые выделил в отдельную главу преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Очевидно, такое выделение связано с тем, что, как уже говорилось, дорожно-транспортные преступления составляют значительную часть от общего числа преступлений. Глава 27 УК говорит не о транспортных преступлениях вообще, а только о тех, которые связаны с безопасностью движения и эксплуатации транспорта. Поэтому за пределами данной главы остались некоторые «транспортные» преступления, имеющие иной объект преступного посягательства и иной характер противоправных действий. Речь идет о ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) и о ст. 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава)[10]. Таким образом, в гл. 27 УК РФ были включены не все преступления, которые так или иначе связаны с транспортными средствами. Основным критерием «отбора» преступлений, помещенных в эту главу, явилось то обстоятельство, что наступившие общественно опасные последствия заключаются в причинении вреда здоровью или жизни неопределенного круга лиц или причинении крупного имущественного ущерба неперсонифицированным потерпевшим. Неосторожное причинение таких последствий является результатом нарушения правил безопасности движения и (или) эксплуатации транспортных средств, относящихся к источникам повышенной опасности. Безопасность в сфере дорожного движения и эксплуатации транспорта регулируется нормами уголовного законодательства и административным кодексом. Не вдаваясь в глубокий анализ данного вопроса, отмечу, что градация между предметами регулирования данных отраслей права осуществляется по наступившим в результате дорожного происшествия или нарушения правил эксплуатации транспорта последствиям. В юридической литературе не существует единого понятия дорожно-транспортного преступления. Так, И.Г. Маландин к автотранспортным преступлениям относит «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действиеибо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий»[10]. В.В. Лукьянов, подчеркивая известную неточность термина «автотранспортные преступления» (им не охватываются преступления, совершаемые с использованием целого ряда других механических транспортных средств), и предложил ввести в научный оборот понятие «дорожно-транспортные преступления», т.е. правонарушения, которые выражаются в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения, и влекут за собой уголовную ответственность. Примерно так же определяет дорожно-транспортное преступление Н.В. Якубенко. В.И. Жулев и СИ. Гирько к дорожно-транспортному преступлению относят «совершенное виновно дорожно-транспортное происшествие, в результате которого наступили последствия, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом» [10]. Л.В. Любимов дает следующее определение дорожно-транспортному преступлению: «дорожно-транспортное преступление - это противоправное общественно опасное деяние, выразившееся в нарушении правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенном в условиях аварийной обстановки и повлекшем по неосторожности последствия, предусмотренные уголовным законом» [10]. Как следует из изложенного, единого определения дорожно-транспортного преступления среди правоведов нет. Ввиду этого в нашей дальнейшей работе автор исходит из общего определения, подразумевающего под дорожно-транспортным преступлением совершение дорожно-транспортного происшествия, повлекшего за собой уголовную ответственность. Кроме определения дорожно-транспортного преступления, представляется обоснованным дать определение самому термину «дорожное движение». Под дорожным движениемпонимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог[2].Следовательно, дорожно-транспортные преступления совершаются только на дороге,проезжей части, или, другими словами, в том месте, где действуют правила дорожного движенияи эксплуатации транспортных средств при его осуществлении. Признаки, характеризующие эту группу преступлений, позволяют отграничить их от других преступных посягательств, сопряженных с причинением вреда здоровью, смерти потерпевшим или преступного ущерба при использовании транспорта. Происхождение объекта преступлений, включенных в главу 27 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта – состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий. Предмет преступления — транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водным транспортным средствам относят морской и речной вид транспорта, а к воздушному — авиационный. Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по своему назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может происходить как в процессе движения, так и вне его[12]. С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении действий либо бездействий, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а также магистральных трубопроводов. С субъективной стороны все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (за исключением ст. 270 и ст. 271 УК РФ) характеризуются неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности по отношению к наступившим тяжелым последствиям. Мотив и цель на квалификацию деяний субъекта не влияют, а только лишь могут быть учтены при назначении наказания. Субъектом транспортных преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В большинстве случаев субъект специальный, так как он должен быть наделен специальными признаками или управлять транспортным средством — ст. 264 УК РФ, или связан с ремонтом транспорта — ст. 266 УК РФ и т.д. 1.2 Состав преступления Состав преступления представляет собой систему установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, содержащихся в преступлении. К объективным признакам состава преступления относятся объект и объективная сторона, к субъективным - субъект и субъективная сторона деяния. Как указывает Пленум ВС РФ, уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств[2]. Таким образом, представляется обоснованным рассмотреть нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств через конкретные элементы, характеризующие состав данного преступления. Как уже говорилось, непосредственный объект этого преступления — это общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта. Дополнительный непосредственный объект — жизнь, здоровье личности, отношения собственности. Основной объект преступления - безопасность дорожного движения как составная часть общественной безопасности. Объективная сторона характеризуется: а) деянием - действием или бездействием (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством), б) последствием (причинение вследствие этого тяжкого вреда здоровью человека) и в) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями[6]. Диспозиция данной статьи носит бланкетный, отсылочный характер; при расследовании и судебном рассмотрении дела необходимо установить, что такие правила существуют,утверждены надлежащим ведомством, были доведены до лиц, обязанных их соблюдать,и в данном случае были нарушены субъектом. На это особое внимание обращает ВС РФ в Постановлении от 09.12.2008 N 25, где прямо указывается: «При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение. Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия» [2]. Под механическими транспортными средствами в статьях 264 и 264.1 УК РФ понимаются автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.К последним судебная практика относит любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики, комбайны и т.п.). Однако все они рассматриваются как транспортные средства только во время движения их по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин при выполнении ими производственных работ (строительных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и т.п.), повлекших за собою причинение вреда здоровью человека, содеянное квалифицируется не по ст. 264 УК, а по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо нарушение правил при производстве определенных работ. Согласно названному выше Постановлению ВС РФ, субъектом преступлений, предусмотренных статьями 264 и 264.1 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее - Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение на управление транспортным средством, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого данный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее, либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Таким образом, субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет. При этом законодателю неважно, имеет ли это лицо право на управление транспортным средством, или не имеет. Важен сам факт управления транспортным средством, в итоге которого произошло дорожно-транспортное преступление и наступили указанные в законе последствия. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность наступления вредных последствий (тяжкого вреда здоровью человека), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность). В случае установления умысла по отношению к указанным последствиям лицо должно отвечать за умышленное причинение вреда здоровью потерпевшего[4]. Как видно из самого названия ст.264 УК, уголовная ответственность наступает как за нарушение правил дорожного движения, так и за нарушение правил эксплуатации транспортных средств. Под нарушением правил дорожного движения понимается непосредственное нарушение установленных законом правил, являющихся обязательными для участников дорожного движения. Эти правила, в частности, установлены нормативно-правовым актом, ПДД РФ, правила дорожного движения Российской Федерации, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. Эксплуатация транспортного средства представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями. Нарушение правил безопасности эксплуатации транспортного средства может выражаться, например, в перевозке негабаритных грузов, стоянке автомашины в ненадлежащем месте, передаче управления ненадлежащему лицу, буксировке автомашины на слабом тросе, перевозке пассажиров на необорудованной транспортной машине и т.д[5]. Так, в случае передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо не имеющему прав управления транспортным средством, водитель несет ответственность за нарушения правил эксплуатации транспортного средства, обеспечивающих безопасность движения, по данной статье, а ненадлежащее лицо, управлявшее транспортным средством и допустившее нарушение правил вождения, повлекшее последствия, предусмотренные комментируемой статьей, — за нарушение правил безопасности движения по этой статье. Состав преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ носит материальный характер, преступление окончено в момент наступления вредных последствий. В настоящее время уголовная ответственность по данной статье наступает только в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти. В этом состоит основное отличие от действующего прежде законодательства, которое предусматривало наступление уголовной ответственности за причинение вреда здоровью средней тяжести. Состав ст.264.1 УК отличается от с состава ст.264 УК РФ, рассмотренного мною выше. Совпадают эти составы только в части объекта. Данная статья введена законодателем сравнительно недавно, от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ. Представляется обоснованным подробнее рассмотреть состав данной статьи. Итак, непосредственным объектом данного преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств[13]. В этом элементы составов двух рассматриваемых статей, как было сказано, совпадают. Объективную сторону данного преступления составляют исключительно действия виновного лица, вне зависимости от наступления общественно опасных последствий и наличия причинно-следственной связи между ними [9]. Соответственно, указанное преступление по конструкции объективной стороны имеет формальный состав и является оконченным с момента начала «повторного» управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. Субъект преступления, предусмотренного данной статьей специальный, так как помимо общих признаков (вменяемое физическое лицо, достигшее установленного возраста уголовной ответственности) должен обладать специальным признаком – привлечением ранее к административной или уголовной ответственности, указанной в диспозиции статьи 264.1 УК РФ[12]. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст.264.1 УК, всегда совершается умышленно. Это вытекает как из теории уголовного права, согласно которой все преступления с материальным составом могут быть совершены только умышлено, так и напрямую из Постановления Пленума ВС, согласно которому «По смыслу уголовного закона, преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ, совершается умышленно. Его следует считать оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения» [2]. Интересно отметить тот факт, что на практике дела по ст.264.1 УК достаточно часто возникают из административных правонарушений. Вернее, на первый взгляд преступление, предусмотренное ст.264.1 УК предстает именно как административное правонарушение. Так, Краснореченский гарнизонный военный суд (Хабаровский край)Постановлением № 5-18/2017 от 17 марта 2017 г. по делу № 5-18/2017 постановил: производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Конорева В.А. прекратить. Передать материалы руководителю ... военного следственного отдела Следственного комитета РФ по <адрес> военному округу для проведения проверки и принятия процессуального решения в отношении Конорева В.А. по обстоятельствам, указанным в настоящем постановлении и материалах дела. В ходе судебного разбирательства судом было установлено следующее: Согласно представленным материалам, Конорев В.А. <дата> в <дата> часов <дата> минут, в районе <адрес>, управлял автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак ..., не имея такого права, и в нарушение п.2.3.2 и 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, отказался выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в КГБУЗ «<адрес>. Помощник военного прокурора ... военной прокуратуры гарнизона <данные изъяты> Коробкин В.В. полагал необходимым производство по делу об административном правонарушении прекратить и передать материалы дела руководителю следственного органа, поскольку в действиях Конорева В.А. содержатся признаки преступления, предусмотренного ст.264.1 УК РФ. Суд, приняв во внимание тот факт, что Конорев В.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренный ст.4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок со дня исполнения этого постановления не истек, согласился с позицией прокурора [3]. Административное дело прекратил, материалы переданы в следственный отдел для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.264.1 УК. Таких примеров достаточно в практике любого суда. Очевидно, это связано с тем, что возбуждая административное производство, сотрудники правоохранительных органов не всегда обладают достаточной информацией о том, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения ранее. 2 Ответственность и особенности квалификации 2.1 Основания и пределы ответственности лиц, нарушивших правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств В первой части данной работы автор подробно рассмотрел понятие дорожно-транспортного преступления, а также составы ст.264 и ст.264.1 УК. В данной части предлагается рассмотреть особенности ответственности за данные преступления, в том числе за квалифицированный состав. Ранее мною уже обращалось внимание на то, что ответственность по ст.264 УК наступает только в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека. При этом надо понимать, что такие последствия должны наступить в отношении пострадавшего лица от водителя, а не водителя транспортного средства. Если лицо, управляющее транспортным средством в результате нарушения правил дорожного движения причиняет тяжкий вред своему здоровью, оснований для уголовнойответственности нет. Простой состав ст.264 УК устанавливает ответственность за причинение тяжкого вреда в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства (ч.1 ст.264 УК). За данное преступление законодатель устанавливает наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Частями 2, 3, 4, 5, 6 ст.264 УК устанавливается квалифицированный состав преступления. Соответственно, наказание по этим частям строже. Ч.2 ст.264 УК РФ устанавливает в качестве квалифицирующего признака причинение тяжкого вреда здоровью в результате данного преступления, лицом, находящимся в состоянии опьянения. Данное преступление наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Ответственность за смерть человека в результате нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, устанавливается ч.3 – 6 данной статьи. Ч.3 ст.264 УК устанавливается ответственность за причинение смерти по неосторожности. Данное преступлениенаказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. За причинение смерти в результате дорожно-транспортного преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения ответственность устанавливается ч.4 ст.264 УК. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Далее, ч.5 и 6 анализируемой статьи устанавливают ответственность за смерть двух и более лиц. Данные части разграничивают ответственность за причинение смерти двум и более лицам по признаку опьянения. Ч.5 ст.264 УК устанавливает ответственность за смерть двух и более лиц в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Ч.6 ст.264 УК установлено наказание за причинение смерти двум и более лицам совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения. За данное деяние устанавливается ответственность в виде лишения свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Как видно из изложенного, данная статья разграничивает неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью, неосторожное причинение смерти одному или нескольким лицам и совершение тех же деяний лицом, находящимся в состоянии опьянения. Данная дифференциация представляется верной. Учитывая количество дорожно-транспортных преступлений, совершенное людьми, находящимися в алкогольном или наркотическом опьянения, ужесточение наказания таким лицам вполне обоснованно. Особо следует отметить, что в соответствии с примечанием к данной статье, лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Об этом же говорится и в Постановлении Пленума ВС – «водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное статьей 264 или 264.1 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования данное лицо признается управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения» [2]. Как следует из смысла данной статьи, дорожно-транспортные преступления, совершенные лицом в состоянии опьянения, представляют большую опасность и несет потенциальную угрозу , нежели преступления, совершенные трезвым водителем. Наказание за дорожно-транспортное преступление трезвому водителю мягче, нежели наказание за такое же преступление, но совершенное пьяным водителем. Кроме того, такие преступления довольно часто прекращаются судом по примирению сторон. Так, постановлением № 1-175/2016 от 12 декабря 2016 г. по делу № 1-175/2016 Солнечного районного суда (Хабаровский край ) был....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- Социально-правовой аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
- Социально-правовой аспект уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств