- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Учебная мотивация у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000384 |
Тема: | Учебная мотивация у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью |
Содержание
Содержание Введение ………………………………………………………………………. 3 Глава I. Учебная мотивация у младших школьников 1.1 Понятие учебной мотивации и мотива …………………...……………... 6 1.2 Мотивы учения и их классификация……………………………………...8 1.3 Специфика учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью....................................................................................................10 1.4 Формирование учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………………….13 Глава II. Исследование особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 2.1 Организация экспериментального исследования…………………………16 2.2 Характеристика испытуемых групп………………………………………..17 2.3 Методики исследования учебной мотивации умственно отсталых младших школьников……………………………………………………………17 2.4 Анализ результатов исследования………………………………………….25 Глава III. Работа по формированию учебной мотивации у умственно отсталых младших школьников 3.1 Пути формирования учебной мотивации у умственно отсталых младших школьников………………………………………………………………………37 3.2. Приемы повышения учебной мотивации………………………………….41 3.3. Методологические рекомендации для повышения мотивации учения…48 Заключение …….………………………………………………………………50 Список использованной литературы…………………………………………...53 Приложение 1…………………………………………………………………….57 Приложение 2…………………………………………………………………….58 Введение Актуальность. Формирование учебной мотивации в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формирования у них активной жизненной позиции. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания. Проблема формирования учебной мотивации лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. В поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника. По мнению Марковой А.К., «Мотивация учения складывается из многих, вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы». Учителю важно понять, почему ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась. Из этого вытекает проблема исследования: формирование учебной мотивации у учащихся с умственной отсталостью младших классов. Объект – особенности формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Предмет – комплекс методических приемов, позволяющих повысить учебную мотивацию учащихся с умственной отсталостью. Целью исследования: на основе изучения особенностей учебной мотивации умственно отсталых школьников младшего возраста разработать и апробировать комплекс методических приемов, способствующих повышению уровня учебной мотивации у данной категории детей. Гипотеза: учебная мотивация умственно отсталых учащихся младших классов имеет своеобразные черты по сравнению с нормально развивающимися школьниками; разработка и применение комплекса методических приемов позволит повысить уровень учебной мотивации у данной категории детей. Задачи исследования: 1. Изучить современную психолого-педагогическую, методологическую и методическую литературу по проблем исследования; 2. Выявить особенности учебной мотивации умственно отсталых учащихся младших школьников; 3. Разработать и апробировать комплекс методических приёмов, позволяющих повысить уровень учебной мотивации у умственно отсталых школьников; 4. Проверить эффективность проведенной работы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - анализ литературных источников по проблеме исследования; - констатирующий эксперимент; - анализ и обработка полученных данных после констатирующего эксперимента; Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. Учебная мотивация у младших школьников 1.1. Понятия мотива и учебной мотивации Мотивационная сфера человека до сих пор мало изучена в психологии. О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. [10 , 426]. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация как психическое явление объясняется по-разному [2, 65]. Современные представления о мотивации подводят к распространённым концепциям А. Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. Сущность мотивации А. Н. Леонтьев определяет так: «То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности» [7, 144]. Таким образом, А. Н. Леонтьев обозначает мотивом не переживание потребности, а то «объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях…». По В.Н.Мясищеву, «мотивация – это сложное сочетание эмоциональных, личных и принципиальных, объективных и субъективных, непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних мотивов» [8, 142]. Мотив выражает отношение к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга. Следовательно, для В.Н.Мясищева «мотив – это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности». С.Л.Рубинштейн полагал, что предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, которые порождают в человеке определённые побуждения к действию – мотивы. Отсюда, С.Л.Рубинштейн понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию [15, 561]. Интересными представляются попытки изучения конкретных человеческих мотивов, прежде всего учебных. Л.И.Божович и её сотрудниками под мотивом понимается «внутренняя позиция личности» [1, 24]. Исходя из анализа, прочитанного выше, можно дать определения: Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельнoсть, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности. Мотивация – это психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще или оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Мотивация учения – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования. 1.2. Мотивы учения и их классификация Говоря о мотивах, нельзя не затронуть проблему классификации мотивов учения. Ее исследовали многие психологи и педагоги, такие как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Н. В. Елфимова и другие. Отметим, что маленьких детей влечет сначала в школу не интерес к знаниям, а привлекательность нового для них строя школьной жизни, общество старших товарищей и тому подобное. Принято различать две большие группы мотивов: 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Первая большая группа мотивов может быть разбита на подгруппы: 1) познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов приобретения знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам познания, к способам саморегуляции учебной работы, к организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в достижении школьников самостоятельно совершенствовать свои знания. Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным. Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также делятся на подгруппы: 1) социальные мотивы, состоящие в получении знаний, чтобы быть полезным обществу. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К социальным мотивам отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии; 2) позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от отношений с другими людьми, от эмоций [9, 10]. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться, то есть мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию. Неосознанные мотивы лишь существуют в не контролируемых сознанием влечениях, которые, тем не менее, могут быть очень сильными. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, дополняющие друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Исследования психологов (Божович Л.И., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.) свидетельствуют, что одним из важнейших факторов психологической адаптации является структура мотивов личности. К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это – стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действия, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения различных учебных задач и т.п. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, называют внешними. Это широкие социальные мотивы (долг, ответственность перед обществом, родителями, учителями), узколичные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки, быть первым учеником, занять достойное место среди сверстников и товарищей). Отдельной группой психологами (Амонашвили Ш.А., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.) выделяются отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения и т.п. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что структура мотивов влияет на школьную и социальную адаптации учащихся. 1.3 Специфика учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью Вопросы мотивации учебной деятельности умственно отсталых школьников рассматривались в работах И.Г. Еременко, Т.В. Жук, Т.Д. Ильяшенко, Ж.И. Намазбаевой, Б.И. Пинского, Н.М. Стадненко, И.П. Ушаковой и др. Большое количество литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что позволяет говорить о неразрешённости данной проблемы. Кроме того, вопрос мотивации учения детей с нарушением интеллекта требует более внимательного рассмотрения. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и фразы. Отмечается также узость объема восприятия. Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. В первом классе у умственно отсталых учащихся отметка играет важную роль. Для многих отметка важнее, чем приобретаемые знания. Кроме того, они охотнее выполняют домашнее задание, если знают, что за него поставят отметку. После получения хорошей отметки они старательнее выполняют домашнее задание («Чтобы ещё получить пятёрку»). Все учащиеся отмечают, что когда они получают новые книги (учебники) им интересно, что в них. Большинство первоклассников любят учиться, но они не критичны к себе и не считают, что их плохие отметки связаны с недостаточно хорошими знаниями. Во втором классе преобладающим остаётся средний уровень направленности на приобретение знаний. Это может быть объяснено тем, что у учащихся несколько снижается интерес к учению, после насыщенного впечатлениями и эмоциями первого класса. Несколько снижается роль отметки. В отличие от учащихся первого класса не дифференцируют плохие и хорошие отметки, после получения хорошей отметки их старательность не возрастает («Когда ты получаешь хорошую отметку, ты старательнее выполняешь домашнее задание?» - «Нет, а зачем?). Второклассники отмечают, что знания важнее, чем отметка. Кроме того, их не критичность к себе и к своей учебной деятельности остаётся на прежнем уровне, даже при наличии интереса к изучаемому материалу («Зависят ли твои отметки от того, как ты приготовишься к уроку?» - «Да»; «Бывает ли, что тебе не нравиться, как ты отвечаешь на уроке?» - «Нет»; «Когда ты получаешь новые учебники, тебе интересно, что в них написано?» - «Да»). Для некоторых учёба – это скучное неинтересное занятие. В третьем классе преобладающим остаётся средний уровень направленности на приобретение знаний, но появляется учащиеся с более-менее высоким уровнем направленности. Это свидетельствует о том, что у третьеклассников немного повышается направленность на приобретение знаний, по сравнению с второклассниками. В четвёртом классе у учащихся появляется достаточно высокий уровень направленности на приобретение знаний, но все же у большинства он остается на среднем уровне. Низкого уровня направленности не наблюдалось ни у одного ребёнка. Роль отметки не выражена. Заметно повышение критичности к своей учебной деятельности. Мотивации учебной деятельности у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста выявлено следующее: - отмечается своеобразие их поведения, - интерес к новому человеку и к новому виду деятельности, - сложности в установлении контакта с взрослыми, - желание показать себя; - роль отметки для первоклассников достаточно велика, но с возрастом она снижается; - практически у всех детей присутствуют учебные мотивы, но они плохо осознаются учащимися. При отсутствии коррекционно-направленного обучения положительная учебная мотивация у учащихся коррекционных школ VIII вида не формируется. В условиях специально организованного обучения мотивация у учащихся со сниженным интеллектом может изменяться. Незрелость мотивационной сферы умственно отсталых детей обнаруживается в том, что в большей степени мотивы усваиваются ими формально, не становясь собственными мотивами и стремлениями. Поэтому очень важно уже в начальных классах формировать мотивацию. Нужно чтобы учебная деятельность для ребенка стала жизненно важной, тогда она будет и более успешной. Поэтому учитель начальных классов должен представлять, как повышается мотивация к обучению у младших школьников в ходе учебной деятельности. 1.4 Формирование учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью Изучая вопросы учебной мотивации учеников с умственной отсталостью, мы в первую очередь опирались на уже имеющуюся по этому вопросу литературу и с ее учётом обобщали собранный нами материал. Попытаемся в общих чертах рассмотреть некоторые особенности учебной мотивации школьников с умственной отсталостью. Наблюдения за учениками третьих классов показали, что их отношение к учебной деятельности различно. Те учащиеся, которые имеют больше положительного отношения к учебной деятельности, будут иметь более высокие знания, за исключением небольшого количества учеников с более глубоким и сложным дефектом (И.П. Ушакова). Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании школьников с умственной отсталостью необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Оказание педагогам необходимой помощи ученику с учетом его индивидуальных особенностей не только поможет ему почувствовать свои возможности, стать увереннее, но и будет улучшать его развитие. Основными задачами при реализации данного направления является: - организация условий взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах проведения занятий; - проведение совместных с педагогами комплексных занятий по формированию учебной мотивации; - организация различных форм процесса обучения (классно – урочная форма – урок, вспомогательные формы обучения – учебные экскурсии, домашняя работа школьников); - чередование фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке; - Поощрение учащихся за активность на уроке; Не у всех учеников возможно формирование положительного отношения к учению на высоком уровне. Но вместе с тем у всех учащихся отмечаются повышение активности, расширение интересов, развитие самокритичности. Наряду с этим И.П. Ушакова отмечает, что дефект не создаёт особых препятствий при формировании положительного отношения, но осложняет формирование внутренне отношения, побуждаемого осознанными социально значимыми мотивами. Чем глубже дефект, чем сложнее его структура, тем ниже уровень отношения к учебной деятельности. Встречаются ученики, которые положительно относятся к учению и школе, но имеют довольно низкую успеваемость. Их отношение к учению не побуждается широкими социальными мотивами, а в основном стимулируются учителем, воспитателем, родителями. К этой группе относятся ученики с преобладанием процесса торможения. Подводя итог всему сказанному, заметим, что при определённых условиях и при использовании соответствующих методов педагогического впроцесса, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов возможно у значительной массы учеников специальной школы воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме и складываться из отношения к знаниям, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности. Выводы по первой главе У школьников с умственной отсталостью наблюдается короткая, нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, которые возникают в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с умственной отсталостью приступают без предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения её условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, которые ведут к определённой цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Получаемые результаты школьники с умственной отсталостью не соотносят с условиями задачи и не проявляют критического отношения к их предметному, реальному содержанию. Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с умственной отсталостью является то, что оно развивается в большей своей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов по сравнению с нормой сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития. У учащихся с нарушением интеллекта может быть, как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с умственной отсталостью, нередко является пребывание ученика в массовой школе до поступления его в специальную школу. Глава II. Исследование особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования Нами был проведен психолого-педагогический эксперимент, включавший три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей учебной мотивации у умственно отсталых младших школьников. Для достижения поставленной цели нужно решение следующих задач: 1. Проанализировать методы изучения учебной мотивации младших школьников и разработать методику, структуру и содержание констатирующего эксперимента. 2. Организовать и провести исследование учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью и школьников общеобразовательной школы. 3. Провести анализ результатов исследования. 4. Выявить особенности учебной мотивации младших школьников с умственной отсталостью. Констатирующий эксперимент на начальном этапе включал в себя: сбор данных, знакомство с личными делами, педагогическими характеристиками и успеваемостью учащихся, подбор методик для изучения учебной мотивации младших школьников. Психолого-педагогическое исследование носило комплексный характер. Оно включало в себя: наблюдение, беседу, методику «Изучения мотивов учебной деятельности младших школьников» М.Р. Гинзбург, методику «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А. Нежновой и анкету для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой. Для исследования деятельности учителя мы воспользовались следующими методами: - опрос - наблюдение за учителем на уроке Наше экспериментальное исследование проводилось на базе государственного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 71 г. Самара. Обследование проводилось в младшем звене. В экспериментальную группу вошли ученики 3 класса с диагнозом умственная отсталость. 2.2.Характеристика испытуемых групп В нашем исследовании принимали участие учащиеся третьих классов с умственной отсталостью и учащиеся общеобразовательной школы. В экспериментальной группе было 10 человек. У всех детей – легкая умственная отсталость. Контрольную группу составили 12 человек с нормальным развитием. 2.3 Методы исследования учебной мотивации умственно отсталых младших школьников В соответствии с поставленной нами целью, мы подобрали ряд методик, которые помогли нам выявить учебную мотивацию учеников. Один из методов, использованный нами - это метод наблюдения за детьми во время уроков, в свободное время. Второй метод, который мы использовали - беседа с учениками. В беседе со школьниками нами были использованы прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы носили следующий характер: 1. Нравится ли тебе твоя школа? 2. Для чего ты учишься? 3. Нравится ли тебе учиться? 4. Нравятся ли тебе школьные порядки? (уроки, перемены, дежурство, поднимать руку, отвечать, писать, вставать, когда приходит учитель). 5. Какой урок тебе больше нравится? Почему? 6. Нравится ли тебе дома учить уроки? 7. Нравится ли тебе твой учитель? Примеры косвенных вопросов: 1. Хотел бы ты перейти учиться в другую школу? В другой класс? 2. Что тебе нравится больше - уроки или перемены? 3. Хочешь ли ты, чтобы каникулы были длиннее и чаще? 4. Что тебе больше нравится: каникулы или учиться? 5. Где тебе больше нравится в школе или дома? Методика «Беседа об отношении к школе и учению» Автор: Нежнова Т. А. Цель: определить меру ориентированности детей на содержательно – учебные и формально – внешние моменты школьной деятельности. Процедура проведения: индивидуально. Детям задаются вопросы, ответы фиксируются в протоколе исследования. Стимульный материал: приложение 1 Инструкция: «Внимательно слушай вопросы». Обработка результатов: подсчитываются положительные и отрицательные ответы. Анкетирование учащихся для оценки уровня учебной мотивации (по схеме Лускановой Н. Г.) Цель: Изучение уровня учебной мотивации младших школьников. Процедура проведения: Данная анкета проводиться индивидуально с каждым учеником. Вопросы анкеты зачитывались вслух, предлагались варианты ответов, а ученик называл те ответы, которые он выбирал. Мы выбрали этот вариант предъявления анкеты, т.к. дети в специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида не все хорошо читают. Стимульный материал: бланки ответов. Характеристика теста: анкета состоит из 10 прямых вопросов, требующих от испытуемых ответов «да», «нет», «не знаю». Содержание вопросов касается разных сторон учебной деятельности. Инструкция: «Внимательно слушай вопросы и ответь на них «да», «нет» или «не знаю». Обработка результатов: Количественная оценка состояла в следующем: Каждый первый ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла. Промежуточный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивался в 1 балл. Каждый последний ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов. Баллы за каждый ответ суммировались. Максимальная оценка, которую мог набрать ребёнок 30 баллов. Чем выше балл, тем выше учебная мотивация. Оценки в 2 балла отсутствовали, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 0,1 и 3 балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Оценка состояла в выделении 5 основных уровней учебной мотивации. 1) 25—30 баллов — высокий уровень учебной мотивации и учебной активности, сформировано отношение к себе как к школьнику. У таких детей есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. 2) 20—24 балла - средний уровень учебной мотивации, отношение к себе как к школьнику практически сформировано. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. 3) 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно участвуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 4) 10-14 баллов - низкая учебная мотивация, отношение к себе как к школьнику не сформировано. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. 5) ниже 10 баллов - негативное отношение к школе. Вопросы и варианты ответов анкеты. № вопросы ответы 1 Тебе нравится в школе? нравится не очень нравится не нравится 2 Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома 3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома 4 Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? не нравится; бывает по-разному; нравится 5 Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? не хотел бы; не знаю; хотел бы 6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? не хотел бы; не знаю; хотел бы 7 Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? часто; редко; не рассказываю 8 Ты хотел бы, что б у тебя был другой, менее строгий учитель? мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы 9 У тебя в классе много друзей? много; мало; нет друзей 10 Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся не очень нравятся не нравятся Методика «Определения мотивов учения» Автор: Гинзбург М. Р. Цель: изучение мотивов учебной деятельности младших школьников. Процедура проведения: В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Методика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ему предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступал в качестве личностности одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывалась соответствующая содержанию картинка, которая служила внешней опорой для запоминания. Ребёнку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ: «Мальчики (если эксперимент проводился с девочкой, то в рассказе фигурировали девочки) разговаривали о школе. - Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребёнком выкладывалась картинка № 1, символизирующая внешний мотив. - Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился». Выкладывалась картинка № 2, символизирующая учебный мотив. - Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывалась картинка № 3, символизирующая игровой мотив. - Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленький». Выкладывалась картинка № 4, символизирующая позиционный мотив. - Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь». Выкладывалась картинка № 5, символизирующая социальный мотив. - Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятёрки». Выкладывалась картинка № 6, символизирующая мотив получения отметки. (Стимульный материал см. в приложении) После прочтения рассказа ученику задавались следующие вопросы: «Кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Ученик последовательно осуществлял три выбора. При этом он указывал на картинку, поясняя её содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно ясно прослеживалось в ответе школьника , ему задавался контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента необходима уверенность в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок. Обработка данных состояла в следующем: Для каждого из шести мотивов подсчитывался процент учащихся, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Делаем выводы о том, какие мотивы преобладают, а какие встречаются реже. Выделенные мотивы характеризовались следующим образом: 1) учебный: собственно, учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности; 2) социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; 3) отметка: мотив получения высокой оценки, одобрения, поощрения учителя; 4) игровой: игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу; 5) позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; 6) к учёбе (подчинение требованиям взрослых и т.п.). Стимульный материал: приложение 2 Обработка результатов: Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает. Таблица для ответов Мотивы, № Выборы 1 2 3 4 5 6 I выбор II выбор III выбор Контрольный выбор * внешний мотив – 0 баллов; * учебный мотив – 5 баллов; * позиционный мотив – 3 балла; * социальный мотив – 4 балла; * отметка – 2 балла; * игровой мотив – 1 балл; Анализ деятельности учителя Проводимый нами опрос помог понять какие мотивы сформированы у умственно отсталых младших школьников, как можно привлечь учащихся к учебной деятельности. Понаблюдав на уроке за деятельностью учителя, выделили приемы работы на уроке: - применение наглядности - подборка материала понятного для учащихся - использование презентации на уроке - дифференциация заданий 2.4 Анализ результатов исследования Нами была проведена беседа с учащимися 3 класса СКОУ VIII вида и учениками 3 класса общеобразовательной школы. В отличие от учащихся общеобразовательной школы, ученики специальной (коррекционной) школы отвечали на вопросы коротко, односложно: «да» или «нет». Поэтому приходилось задавать наводящие вопросы - «Почему да?» или «Почему нет?». У младших школьников с умственной отсталостью на вопрос: «Нравится ли тебе твоя школа и почему?» - ответы были следующего типа: - Да. Тут хорошо, учат, тут можно поиграть. - Да. Потому что тут нас учат, нас кормят. - Да. Потому что она красивая. Некоторые ученики ответили на этот вопрос положительно, но почему и чем нравится им школа, они ответить так и не смогли. На вопрос: «Для чего ты учишься?» - были даны такие ответы: - Чтобы учиться. - Чтобы быть грамотным. - Потому что все учатся. Некоторые ученики старались уйти от ответа на этот вопрос, т.к. не знали на него ответ или не могли чётко его сформулировать. На вопрос: «Нравится ли тебе учиться и почему?» — все младшие школьники с умственной отсталостью ответили утвердительно - «нравится». Одни учащиеся объясняли, что им нравится, когда их хвалит учитель. Другие младшие школьники говорили, что в школе интересно и весело. Некоторые ученики вообще не смогли ответить на вопрос, почему им нравится учиться. На вопрос: «Какой урок тебе больше нравится?» — ответы были получены самые разнообразные. В основном они соответствовали успеваемости ученика....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Исследование исходного уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью