VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000789
Тема: Участие прокурора в рассмотрении дел судами
Содержание
ФКОУ ВПО ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ  ФСИН РОССИИ







Контрольная  работа
     
     
По дисциплине:      Прокурорский надзор

Тема:      "Участие прокурора в рассмотрении дел судами"

Вариант № 10
№ зачетной книжки 11030

Направление подготовки Юриспруденция 

Слушателя - заочника  5  курса / набор 2011 года/
Срок обучения  -  5 лет
прапорщик внутренней службы
Евсеева Ульяна Юрьевна

Место службы:  ГУФСИН России по Пермскому краю, 
ФКУ ИК-38
Должность:     сотрудник специального учета
отдела специального учета
Домашний адрес:  ул.Миндовского, д.6, кв.164,
    г.Березники, Пермский край 618400


Отметка о зачете      _______________       _______________
                                                       (зачтено, не зачтено)                               (дата)


Пермь 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение	3
1. Необходимость участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами	5
2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции	10
3. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами второй инстанции и стадии надзорного производства	16
Заключение	19
Задача 1:	20
Задача 2:	22
Список изученной литературы	24



Введение
     Согласно Федеральному закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации» участие прокурора в уголовном судопроизводстве является одной из главных задач, осуществляемых прокуратурой. Помимо этого прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов.
     Широкомасштабные изменения и преобразования российской государственности и права, которые произошли в течение последних лет, с особой остротой затронули проблему деятельности прокурора в уголовном процессе, которая всегда была в центре внимания юридической науки и правоприменительной практики. Существенное реформирование уголовного судопроизводства требует переосмысления уже сложившихся взглядов и стереотипов в оценке роли прокурора, полномочий, форм и методов его деятельности от момента поступления к нему уголовного дела с обвинительным заключением до начала судебного разбирательства. Это связано с тем, что прокурор в соответствии с УПК является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
     Закрепление за прокурором обязанности по осуществлению двух функций возлагает на него ответственность за качество расследования уголовных дел и, соответственно, за результаты уголовного преследования. В связи с этим прокурор в целях достижения конкретного результата обязан использовать все предоставленные ему полномочия для устранения препятствий и обеспечения рассмотрения уголовного дела в судебном заседании.
     Всё это обуславливает актуальность выбранной мной темы.
     Таким образом, целью работы мы ставим вопрос о необходимости участия прокурора в рассмотрении дел судами и изучение порядка участия прокурора в рассмотрении дел судами.
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
     -проанализировать необходимость и целесообразность участия прокурора в рассмотрении дел судами;
     -изучить порядок участия прокурора в рассмотрении дел судами первой и второй инстанции.
     По структуре контрольная работа состоит из: 
* введения, 
* трех разделов, 
* заключения,
* списка использованных источников.
     

1. Необходимость   участия   прокурора   в   рассмотрении   уголовных  дел   судами
     Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентируется, преимущественно, ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п. 1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами.1 Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ.
     Прокурор  в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования обладает огромными полномочиями. В них прокурор осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. А для обеспечения законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.
     Общие задачи деятельности прокурора в процессе их реализации в суде конкретизируются. В конкретных задачах можно выделить две основные: во-первых, обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения (п. 4 ст. 37 УПК РФ); во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в ходе рассмотрения уголовных дел. 
     Решение каждой из этих задач, в свою очередь, определяет важность постановки и решения более частных и узких задач. В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение качественной подготовки к судебному разбирательству уголовного дела и т.д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность апелляционного и кассационного обжалования правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления апелляционных, кассационных и надзорных представлений, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.
     Раздел IV (ст. ст. 35-39) Закона «О прокуратуре Российской Федерации» специально посвящен участию прокурора в рассмотрении дел судами. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Исходя из положений Конституции РФ, Закона «О прокуратуре РФ» и других законодательных актов, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две особо важные функции. Во-первых, выполняет в суде роль государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью постановлений, определений, приговоров и решений судов, а также имеет право и даже обязан опротестовать противоречащие закону судебные акты (ст. 36 Закона «О прокуратуре РФ»).2
     Все полномочия прокурора по осуществлению данных функций регламентируются Законом «О прокуратуре РФ» и уголовно-процессуальным законодательством.
     В основе правового статуса прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, лежат принципы уголовного процесса: законность, публичность, состязательность, объективная истина. Конкретные процессуальные полномочия государственного обвинителя вытекают из этих принципов. Многофункциональность широкий круг обязанностей  прокурора предполагает наличие у него широкого круга процессуальных полномочий для работы в суде.
     В силу перечисленных принципов законности и публичности прокурор должен всеми имеющимися в его распоряжении средствами добиваться соблюдения законного порядка, а если таковой нарушается, то немедленно принимать меры к восстановлению порядка. Принцип законности – основной принцип, обуславливающий роль и значение функционирования прокурора в уголовном процессе как такого рода правоприменительной деятельности, правовым основанием которой является обоснованное утверждение о совершении преступления обвиняемым. Прокурор действует на основании закона, которым возложена обязанность от имени государства осуществлять (при наличии к тому оснований) досудебное уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а потом (в пределах своей компетенции) в установленном законом порядке требовать привлечения подсудимых, чья виновность, в нарушении УК доказана, к ответственности перед судом. Этим обусловливается преемственность в досудебной и судебной деятельности прокурора, а также основа правового статуса прокурора во время судебного производства по уголовному делу, характер тех полномочий, которые ему предоставлены частью 2 статьи 37 УПК РФ.
     Прокурор осуществляет уголовное преследование в форме поддержания государственного обвинения путем реализации принадлежащих ему процессуальных прав, что для него является одновременно выполнением своих должностных обязанностей, а также нравственного долга по установлению истины. Прокурор должен занимать позицию, основанную на законе и требовать справедливости по всем вопросам, которые становятся предметом спора в ходе рассмотрения судебного дела. Если судья принимает необъективное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает преграду для достижения истины по делу, то обвинитель обязан предпринять меры реагирования на это нарушение, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Он делает заявление об этом нарушении, которое должно быть запротоколировано. Заявление государственного обвинителя по поводу факта нарушения закона должно быть записано в протоколе судебного заседания, причем именно в той формулировке, в которой было озвучено. Если решение суда подлежит кассационному или апелляционному обжалованию, то прокурор обязан обжаловать его в установленном законом порядке.
     Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования должен обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.
     По окончании предварительного расследования прокурор должен утвердить обвинительное заключение, без этого законченное расследованием дело не может быть принято судом к рассмотрению. Пока прокурор находится в стадии предварительного расследования – его полномочия довольно обширны, однако процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается. В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель - сторона в процессе.
     В судебном разбирательстве прокурор имеет равные права с другими участниками судебного разбирательства. Прокурор представляет сторону государственного обвинения. Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои предположения и соображения о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого или обосновывает свой отказ от обвинения, а так же, должен помогать судье отыскать истину по делу. С этой целью он заявляет ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, проведении судебных действий.
     Прокурор – сторона обвинения, и надзор, который он осуществляет за дознанием и следствием, осуществляется через призму обвинения. Полномочия прокурора в первую очередь связаны с руководством деятельностью органов предварительного расследования – это на этапе досудебной подготовки дела. Но и в судебном разбирательстве прокурор осуществляет функцию обвинения, ту же самую по сути, что и на стадии расследования, только другими методами.
     От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель.
     Помимо самого судебного разбирательства прокурор участвует в стадиях исполнения приговора, принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.
     В итоге, следует отметить, что роль прокурора на всех этапах уголовного судопроизводства очень существенна, и своей работой он может направлять ход дела в то «русло», которое является верным с точки зрения законности, при этом правовой статус самого прокурора закреплен рядом нормативно-правовых документов, а принимаемые им решения должны соответствовать принципам законности, публичности, состязательности и объективности.

     
     
     

2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
     Уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, в районных, городских судах, в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ.
     Прокурор, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт,  в соответствии со ст. 222, 226 УПК РФ направляет дело в суд, которому оно подсудно. Параллельно с этим копии обвинительного заключения вручаются обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении дела в суд государственный обвинитель уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
     Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре3 и п. 1 ст. 37 УПК РФ осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Важно отметить, что, поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной правами в равной степени с другой стороной - защитой. Эти права определены, прежде всего, в ст. 246 УПК РФ.
     Опираясь на ее требования, прокурор, в ходе судебного разбирательства, где поддерживает государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои мысли по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Несложно убедиться, что перечисленные в ст. 246 УПК РФ полномочия прокурора соответствуют полномочиям, предоставленным законом (ст. 244) защите.
     Из всего этого следует, что прокурор в судебном разбирательстве не осуществляет иных, кроме названных, функций, в том числе и функций надзора. Этот вывод полностью подкрепляется и положениями реализованной в новом УПК РФ концепции судебной реформы, назвавшей и утверждающей принцип состоятельности судебного процесса.
     В стадии предварительного слушания прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц. В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.
     Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения в случаях, если:
     1) обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;
     2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, если суд признает законным и обоснованным решение прокурора, принятое им в порядке, установленном ч. 4 ст. 222 или ч. 3 ст. 226 УПК;
     3) есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;
     4) имеются предусмотренные ст. 153 УПК основания для соединения уголовных дел;
     5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК.
     Все перечисленные случаи – лишь следствия ошибок, допущенных прокурором, направлявшим уголовное дело в суд, и потому не должны являться неожиданными для государственного обвинителя.4
     Подготовка к предварительному слушанию отличается от подготовки к участию в рассмотрении уголовного дела по существу. Связано это, прежде всего, с тем, что прокурор не имеет реальной возможности ознакомиться перед предварительным слушанием с материалами уголовного дела. Поэтому при наличии достаточных оснований полагать, что сторона защиты будет ходатайствовать о проведении предварительного слушания, надзирающий прокурор еще до направления уголовного дела с суд должен ознакомиться с необходимыми материалами и поместить их копии в надзорное производство.
     Руководители прокуратуры должны обеспечить обязательное участие прокурора в предварительном слушании, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре.
     Поскольку прокурор в любой стадии судопроизводства выполняет функцию надзора за исполнением закона, он должен реагировать на невыполнение судьей процедуры при проведении подготовительной части. Каким образом это будет сделано, зависит от опыта участия государственного обвинителя в рассмотрении дел конкретным судьей. Прокурор может попросить об объявлении краткого перерыва, во время которого укажет председательствующему на упущение; может передать лично председательствующему или секретарю судебного заседания записку или Уголовно-процессуальный кодекс с отмеченным требованием закона. В крайнем случае, прокурору придется заявить ходатайство о восполнении допущенного пробела.
     Подготовительная часть судебного заседания предусматривает активное участие государственного обвинителя в решении следующих вопросов:
     1) заявления отвода составу суда либо кому-либо из судей;
     2) заявления ходатайств и высказывания своего мнения по поводу заявленных другими участниками судебного разбирательства ходатайств;
     3) высказывания мнения о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства.
     Прокурор вправе дополнить доказательства обвинения новыми данными уже после того, как дело было направлено в суд. Государственному обвинителю необходимо привести доводы в пользу своего ходатайства о приобщении к делу нового доказательства обвинения, которого ранее не было в материалах дела. Каждая из сторон, заявляющая ходатайство перед судом о вызове новых свидетелей, обязана заранее объяснить суду, для удостоверения каких именно обстоятельств требуется свидетелю.
     Деятельность прокурора в суде первой инстанции определяют три основополагающих принципа.
     Прежде всего, это закон: Конституция Российской Федерации, Закон о прокуратуре, Уголовный кодекс; наиболее детальная регламентация участия прокурора в суде содержится в Уголовно-процессуальном кодексе. Уголовно-процессуальный закон устанавливает: что, в каких процессуальных формах, в каком порядке должен делать прокурор в судебном разбирательстве. Но закон не определяет, как прокурор выполняет эти обязанности, как именно ему следует действовать по делам той или иной категории, в той или иной конкретной ситуации; каковы должны быть содержание, так сказать, технология его деятельности, тактика и методика производства тех или иных следственных действий. 5
     Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела завершается выступлением в судебных прениях: с обвинительной речью или обоснованием отказа от обвинения.
     Выступая в прениях, прокурор должен высказать и обосновать свою позицию по вопросам, которые, согласно ст. 303 УПК, подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Это, прежде всего, вопрос о виновности подсудимого. В соответствии со ст. 248 УПК прокурор должен представить суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Он высказывает также предложения по другим вопросам, подлежащим решению в приговоре (о гражданском иске, о судебных издержках, о судьбе вещественных доказательств и т.п.).
     Уголовно-процессуальный кодекс содержит немногочисленные указания на обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел. В суде первой инстанции по уголовным делам прокурор обязан участвовать в следующих случаях:
     - по делам, рассматриваемым судом присяжных (ст. 428 УПК);
     - когда участие прокурора признано судом необходимым (ч. 2 ст. 228 УПК);
     - в разбирательстве дел о применении принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 408 УПК).6
     При решении вопроса об участии в судебном разбирательстве прокуроры должны также руководствоваться указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. В упоминавшемся уже Приказе Генерального прокурора прокурорам предлагается обеспечить поддержание государственного обвинения, помимо дел, участие в рассмотрении которых предусмотрено законом, также по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и о преступлениях несовершеннолетних. По остальным делам прокуроры должны решать вопрос об участии в процессе исходя из важности, сложности дел либо их общественной значимости и с учетом реальной возможности обеспечить качественное участие государственного обвинителя в рассмотрении дела.
     Надо отметить, что деятельность прокурора на данном этапе судопроизводства является логическим завершением предшествующей деятельности на стадии предварительного расследования.
     

3. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами второй инстанции и стадии надзорного производства
     Законодатель предусматривает пересмотр не вступивших в законную силу решений суда в апелляционном порядке ч. 1 ст. 389.2 УПК РФ, вступивших в законную силу – в кассационном порядке и порядке надзора.
     Свобода апелляционного и кассационного обжалования предполагает предоставление сторонам, в том числе прокурору, возможности по своей воле и своим собственным действиям возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пересмотра. Это право, закрепленное в ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, носит абсолютный характер и не может быть ограничено ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по иным обстоятельствам.
     Согласно ч. 1 ст. 389 УПК РФ право обжалования судебного решения принадлежит не только государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору.
     Обжалование промежуточных определений или постановлений, вынесенных во время судебного разбирательства, не приостанавливает ни исполнение обжалуемого судебного решения, ни судебное разбирательство (ч. 4 ст. 389.2, ч. 4 ст. 255 УПК РФ).
     Порядок производства в суде апелляционной инстанции определяется по правилам производства в суде первой инстанции гл. 35 - 39 УПК РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 45.1 УПК РФ. Участие прокурора в суде первой инстанции уже было рассмотрено в предыдущем параграфе.
     Особенности при производстве по уголовному делу в суде апелляционной инстанции изложены в ст. 389.13 УПК РФ. После доклада председательствующего суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление.
     В данном случае заслушивается выступление прокурора, который подал представление. Приговор и постановление суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с установленными правилами. Деятельность прокурора в стадии кассационного производства имеет отчетливо выраженную связь с реализацией надзорной функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве.
     Следует обратить внимание на то, что в УПК РФ существенно изменен порядок надзорного пересмотра с тем, чтобы он отвечал принципам судопроизводства, а не административной деятельности. Поэтому, по УПК РФ, возбуждение надзорного производства зависит не от усмотрения лиц, которым по УПК РСФСР было предоставлено право принесения надзорного протеста (прокурор, председатель суда), а от решения судьи, рассмотревшего представление или жалобу, принесенную участником судебного разбирательства. Вместе с тем отличие от кассационного производства состоит в том, что сам факт принесения жалобы не обязывает суд к ее рассмотрению в судебном заседании.7
     Судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы любым прокурором в апелляционном порядке в пределах своей компетенции путем принесения в вышестоящий суд апелляционного представления. Помощник прокурора, прокурор отдела, прокурор управления могут приносить такое представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали (ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
     Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что после вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою основную функцию – обеспечение законности, обоснованности и справедливости приговоров, не вступивших в законную силу. 
     Производство в суде второй инстанции включает в себя апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела. При этом рассматриваются не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями, приговоры и постановления, вынесенные федеральным судом первой инстанции. 
     Требования к участию прокурора в рассмотрении дел в данной инстанции аналогичны участию в суде первой инстанции: прокурор обосновывает принесенное представление, принимает участие в допросе свидетелей, потерпевших, исследовании доказательств и т.п. Вынесенные судом апелляционной инстанции определения могут быть обжалованы в кассационном порядке. 8
     В случае несогласия прокурора с вынесенным судом апелляционной инстанции определением оно может быть обжаловано в этом же суде в кассационном порядке путем подачи прокурором ходатайства, которое именуется кассационным представлением. Дела в порядке кассации рассматриваются с обязательным участием прокурора, которому предоставляется возможность ознакомиться с кассационными жалобами других участников. При этом прокурор в ходе рассмотрения дела в кассационной инстанции поддерживает внесенное им кассационное представление.
     Иными словами, видно какую значимую роль играет прокурор в деятельности судов второй инстанции и в стадии кассационного производства. На основании проведенного исследования можно утверждать, что значение прокурора весьма велико как на начальном этапе уголовного судопроизводства, так и на этапе его завершения.
    

Заключение
     
     В судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи:
     - обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;
     - вынесение законного обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;
     - гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;
     - своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.
     Иными словами, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений, постановлений, приговоров и решений судов.
     В случае если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель делает заявление о выявлении нарушения, которое должно быть запротоколировано и принято к рассмотрению.
     Специфика уголовного судопроизводства предусматривает не только стадию судебного разбирательства, но и досудебное производство по уголовному делу.
     

Задача 1:
     В прокуратуру города обратились несколько пенсионеров с жалобой на отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. В ходе проверки установлено, что Управлением Пенсионного Фонда РФ трем пенсионерам незаконно отказано в оплате проезда к месту отдыха и обратно, так как ими представлены все необходимые документы.
     По результатам рассмотрения данных обращений прокурор пришел к выводу о необходимости защиты интересов пенсионеров в суде.
     Каким должен быть порядок дальнейших действий прокурора?

     Решение
     В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. 
     Иск прокурора должен быть основан на проверенных материалах. Перед обращением в суд прокурор обязан с исчерпывающей полнотой установить факты основания иска, собрать все необходимые доказательства, выявить всех заинтересованных лиц, определить их процессуально-правовое положение. 
     Закон не требует от прокурора аргументации государственных и общественных интересов, поэтому он вправе определить эти обстоятельства по своему внутреннему убеждению на основе сложившейся практики и имеющихся по этим вопросам рекомендаций. 
     Прокурор наделен всеми правами лица, участвующего в деле. Однако при этом, поскольку прокурор не является стороной в спорном материальном правоотношении, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по предъявленным им искам (заявлениям). 
     Прокурор должен определить подведомственность и подсудность дела в соответствии с установленными правилами ГПК. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями ст. ст. 131 и 132 ГПК. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. 
     Поскольку процесс строится на основе принципа состязательности, то на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам, и т.д. 
     
     

Задача 2:
     Проверяя исполнение законов в следственном изоляторе, прокурор установил, что шестнадцать осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления не этапированы в соответствующие колонии, а на основании приказа начальника СИЗО несколько лет продолжают находиться в следственном изоляторе, работая в бригаде по хозяйственному обслуживанию и свободно передвигаясь по территории изолятора.
     Кроме того, питание арестованных и их медико-санитарное обеспечение не соответствуют установленным нормам. Ознакомившись с личным делом несовершеннолетнего Силаева, прокурор усомнился в целесообразности его дальнейшего содержания под стражей.
     Как следует поступить прокурору в каждом из перечисленных случаев? Каковы особенности реализации полномочий прокурора в данной отрасли надзора?
     
     Решение
     Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие:
     а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; 
     б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; 
     в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; 
     г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.
     В данном случае прокурор выдает постановления прокурора, отменяющие незаконное распоряжения начальника СИЗО. Так же выдает представление об устранении нарушений законности, а именно приведение питания арестованных и их медико-санитарного обеспечение  в соответствие установленными нормами.
     Что касается  несовершеннолетнего Силаева, то особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних. При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в обоснованности избрания меры пресечения в виде ареста, прокурор сообщает об этом соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения данной меры.
     Однако своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений.9
     Предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями следственных изоляторов и ИВС сводится к установленному законом режиму, обеспечивающему соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей и изоляцию. При осуществлении проверки прокурор обязан контролировать надлежащую организацию администраций приёма, регистрации и размещать наличие всех необходимых документов удостоверяющих личность задержанного. 




Список изученной литературы
     
     1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"  // Консультант плюс, 2015.
     2. Герасимов С.И. Настольная книга прокурора.- М.: НОРМА - ИНФРА, 2012
     3. Акты прокурорского надзора/ Под ред. Скуратова Ю.И.- М.: Юрайт - Издат, 2014
     4. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор.- М.: ЮРАЙТ, 2011. 
     5. Прокурорский надзор/ Под редакцией Сухарева А.Я. -М.: НОРМА - ИНФРА, 2011.
     6. Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор.- М.: Юрайт-Издат, 2014.
     
1 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".-Ст.35.
2 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации.-Ст.36.
3 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации". Ст.37.
4 Герасимов С.И. Настольная книга прокурора.- М.: НОРМА - ИНФРА, 2012.- С.124.
5 Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор.- М.: Юрайт-Издат, 2014. –С.86.
6 Герасимов С.И. Настольная книга прокурора.- М.: НОРМА - ИНФРА, 2012.- С.163.
7 Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор.- М.: Юрайт-Издат, 2014. –С.124.
8 Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор.- М.: Юрайт-Издат, 2014. –С.126.
9 Герасимов С.И. Настольная книга прокурора.- М.: НОРМА - ИНФРА, 2012.- С.177.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------




24





.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44