VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежном обращении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000543
Тема: Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежном обращении
Содержание


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет 
имени академика М.Ф. Решетнева»

Инженерно – экономический факультет 
(институт, факультет, филиал)
Экономики
(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине Экономическая теория

на тему: Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежном обращении
                                                              Выполнил(а) студент(ка)  группы БММ 14-01
                                       Очной формы обучения
                    Нехаев Н.Н
                                                                                   (Ф.И.О.)
        Руководитель:
                                                                           к.э.н, доцент кафедры экономики
                                                                           Леонидова А.И.    
                                                                                                     (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)


Дата сдачи: «_____»________20___г.
Дата защиты: «____»_________20__г.
Оценка:__________________                                                          ______________________
                                                                                                                                                        (подпись руководителя)


Красноярск 2015 г.




Инженерно – экономический факультет 
(институт, факультет, филиал)
Экономики
(кафедра)
ЗАДАНИЕ
 на курсовую работу (проект) по дисциплине Экономическая теория
студенту Нехаеву Николаю Николаевичу
Группа БММ 14-01

Форма обучения очная

1. Тема работы (проекта): Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежном обращении

2. Срок сдачи студентом работы__________________________
3. Перечень вопросов, подлежащих разработке при написании теоретической части:






4. Перечень вопросов, подлежащих разработке при написании практической части (либо указать номер варианта задания)

_________________________________________________________________________

7. Дата выдачи задания: _____________________ __________________________
Руководитель ________________________________________________________
                                                                                   Подпись

Задание принял к исполнению (дата) ___________________________________
Федеральное агентство по образованию	







1.Введение	4
2.Основная часть	5
Глава 1. Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики.	5
Глава 2.Центральный банк России, развитых стран и красноярского  края.	23
1 уровень	23
2 уровень	24
3 уровень	28
Заключение	35
Список использованной литературы:	36

                                           






                                   1.Введение
Реформирование российской экономики отражает объективный процесс существенного повышения роли кредитно-денежной политики государства в экономическом развитии страны. Переход национальной экономики к рыночному регулированию предполагает независимую политику Центрального Банка в регулировании кредитно-денежного обращения, цель которой состоит в достижении устойчивых цен, полной занятости и экономического роста. Однако в практике хозяйствования повышение роли кредитно-денежного механизма выразилось во все нарастающем его отрыве от реальной экономики, что проявилось в ряде отрицательных явлений:
 • денежном обесточивании сферы производства (инфляция съела оборотные средства и амортизационные начисления, бюджетное финансирование оказалось замороженным, кредит по причине сверхвысоких процентов стал, как правило, недоступен); 
• резком сужении платежеспособности потребителей на российском рынке; 
• переориентацией денежных потоков в спекулятивно-посредническую сферу с очень высоким уровнем доходов, что изначально делает невыгодным вложение денег как в материальное, так и интеллектуально-информационное производство; 
• сильно выраженной стагфляции, с особым российским механизмом ее развертывания; 
• потере суверенитета российского рубля при его подчинении американскому доллару; 
• развертывании пирамидальных спекулятивных структур, охвативших даже федеральный бюджет при помощи ГКО и ОФЗ.
 • все возрастающем уходе реальной экономики из сферы легитимных монетарных отношений в натуральный продуктообмен, обмен при помощи заменителей денег и их суррогатов, теневую сферу. Все названные выше отрицательные явления в крдитно- денежном обращении, его механизмах, потоках финансовых и кредитных ресурсов в своей совокупности сконцентрировались осенью 1998 г, в кризис кредитно-денежной системы государства. На сегодняшний день актуальным является изучение выше охарактеризованных явлений самих по себе и выявление скрытых за ними причинно-следственных связей, нахождение путей и методов, а также конструирования механизмов здорового и эффективного кредитно-денежного обращения. Данная проблема актуальна, как с позиций теории, так и хозяйственной практики. Вся мировая экономика, в том числе российская, стоит на пороге фундаментальных изменений и существенных структурных сдвигов в XXI веке – что заставляет по новому взглянуть на теорию кредитно-денежного обращения, особенно в связи с процессом системной интеллектуализации и информатизации производительных сил. Для хозяйственной практики весьма актуально нахождение таких путей, методов, форм и механизмов, которые позволят переориентировать денежные потоки от спекулятивно-посреднических сделок на обслуживание процессов, протекающих в реальной экономике. 
При этом кредитно-денежное обращение в качестве главной целевой установки должно быть ориентировано не на возрастание денежного капитала, а на повышение эффективности реального производства, как материально-вещественного, так и интеллектуально-информационного. Необходимо находить такие кредитно-денежные механизмы, при которых возрастание денежного капитала сможет осуществляться только через повышение эффективности реальной экономики. 
Состояние разработанности темы. Научные проблемы данного направления находятся в поле внимания ученых и практиков, существенный вклад в теорию и в решение ряда вопросов этой сферы деятельности внесли следующие ученые: Абалкин Л.И., Борисов С.М., Жуков Е.Ф., Кронрод Я.А., Красавина Л. И., Каратуев А.Г., Коган A.M., Лаврушин О.И., Черников Д.А.; и зарубежные экономисты: К.Маркс. Д. Фле- минг, Р. Манделл, У.Стэффорд, Т.Мэн. Д.Норе, А.Монкретьен. Хикс Дж.Р.. Г.Кнапп. Ф Бенщиксен, Дж.М.Кейнс, П.Самуэльсон. Ж.Боден. Д.Рикардо. Ш.Л.Монтескье. Д.Юм, Дж.Миль, И.Фишер, А.Маршалл, Н.Пиг. М.Фридман, К.Бруннер, А.Мельцер, Д.Лейдлер и др. В работах нет единой точки зрения, что не способствует решению проблем совершенствования кредитно-денежной политики российского государства в современных условиях. 

2.Основная часть
Глава 1. Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики. 
1параграф.
1.1. Понятие и цели денежно-кредитной политики ЦБ РФ
     Денежно-кредитная политика является одним из элементов всей экономической политики государства и определяется ее приоритетами. Она взаимодействует на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы с целью обеспечить стабильный экономический рост при низком уровне безработицы и инфляции. Она может быть направлена на расширение совокупного объема денежной массы (кредитная экспансия) или на ее сокращение (кредитная рестрикция). Политика кредитной рестрикции проводится в условиях повышающихся темпов роста экономики и призвана сдерживать перегрев конъюнктуры. Политика кредитной экспансии, наоборот, используется для «взбалтывания» конъюнктуры и обычно применяется в периоды кризисного снижения производства. Часто она сочетается с дефицитным финансированием и приводит к обострению инфляционных процессов. При проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Обе эти задачи не могут, как правило, быть одновременно удовлетворительно решены на основе денежно-кредитных методов, поскольку для стимулирования экономического роста необходима кредитная экспансия (дешевый, доступный кредит, низкие процентные ставки и т.п.), а для сдерживания инфляции – наоборот, кредитная рестрикция (общее ограничение денежной массы). Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой налоговой политикой.
1.2. Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:
 • процентные ставки по операциям Банка России;
 • нормативы обязательных резервов; 
 • операции на открытом рынке;
 • рефинансирование банков; 
 • депозитные операции; 
 • валютное регулирование;
 • установление ориентиров роста денежной массы;
 • прямые количественные ограничения.
 Одной из сложнейших задач регулирования кредитно-денежной системы является поддержание денежной массы на уровне, который обеспечивал бы эффективное функционирование экономики. Впервые закономерное количество денег в обращении в виде простейшей формулы было определено Марксом. Если представить все товары и услуги, вовлеченные в процесс перераспределения, в денежном выражении и обозначить их через Q,
 а количество денег, обслуживающих это перераспределение через М, 
то можно записать:
                                                    

 

где n – число оборотов денежной массы за рассматриваемый период времени. Очевидно, что величину, обратную n можно интерпретировать, как скорость обращения денег. Конечно, такое примитивное представление денежного обращения порождает больше вопросов, чем разъясняет суть происходящих процессов, чем более не дает возможности сделать практи- ческие выводы для эффективного управления этим процессом. Ясно, что прямо можно воздействовать только на величину М, используя известные рычаги – эмиссию, ставку рефинансирования, ставку обязательного резервирования. Но все осложняется тем, что процессы обращения происхо- дят во времени, а величина Q зависит не от значений М и n в данный момент времени, а от того, какими они были в предшествующие периоды, впрочем, она зависит и от множества других факторов. Существует латентное запаздывание действия денежной массы и скорости ее обращения на величину Q. Кроме того, Q величина неоднородная и было бы правильно записать:
                                             
 где pi и qi – цена и количество i-того вида товаров (услуг), подлежащих перераспределению, а k – общее количество видов товаров (услуг).
 Понятно, то такой подход к анализу обращения малопродуктивен из-за чисто технических трудностей. При более пристальном рассмотрении и проблема определения скорости обращения денежной массы не так проста и понятна, как это представлено многими монетаристами. Денежная масса не может быть определена как поток за определенный период времени. Она всегда исчисляется как денежная масса на определенную дату, т.е. как запас. В отношении же запаса может стоять вопрос не о скорости обращения, а о количестве дней, в течение которых этот запас формируется, либо о количестве дней, в течение которых он расходуется. В таблице 1 приводятся данные о потребительских расходах и наличной денежной массе на руках у населения в России за последние годы. Как видно из таблицы, при существенном изменении индекса цен, запасы денег на руках у населения в днях оборота практически не изменяются. Это означает, что при всей «очевидности» количественной теории денег одна из ее основ – идея о возможности определения средней скорости обращения денег, а тем более о ее стабильности в обычных условиях роста цен – представляется крайне абстрактно. 
           
          Таблица 1 

Наличные деньги на руках у населения России в 2005- 2013 годах
(в трлн. руб.)
 

Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта. Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы. Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 12 апреля 2006 г. № 39н. Она составляет 60% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.


1.3. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ
С переходом российской экономики к рыночному механизму хозяйствования актуализировался вопрос организации и эффективного проведения кредитно-денежной политики государства. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика в развитых странах со сложившейся экономикой рассматривается как инструмент оперативного, гибкого и тактического воздействия на экономическую конъюнктуру. Мировой опыт показывает, что через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Обладая такими преимуществами как быстрота, гибкость и относительная независимость от политического влияния, кредитно-денежная политика имеет и недостатки, связанные с тем. что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты. В России, переживающей кризис переходного периода, который характеризовался высокой инфляцией, задача кредитно-денежной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства. Центральный банк при осуществлении кредитно-денежной политики воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
 Воздействие, таким образом, на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. К инструментам кредитно-денежной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. В заключении хотелось сделать акцент на том, что кредитно-денежная политика государства это, прежде всего механизм тонкого и оперативного воздействия на экономику в относительно определенных и устойчивых условиях конкретной страны. При резких изменениях в экономической системе или при попытке перенести подходы к кредитно-денежному регулированию из одного государства в другое необходимы серьезные научные исследования для корректировки существующих подходов согласно текущей экономической и социальной ситуации в стране. Поэтому, на наш взгляд, важное методологическое значение при разработке и трансформации кредитно-денежной политики в условиях рыночной экономики имеет комплексный подход к анализу закономерностей и критериев обращения денежной национальной единицы.

1.4. Политика обязательных резервов
Обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных либо активных операций. Использование нормативов может иметь как тотальный, так и селективный характер воздействия. Первая функция обязательных резервов – это обеспечение обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Вторая – минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема де- нежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. возможность осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. Важным обстоятельством является то, что изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Связано это с тем, что увеличение обязательных резервов непосредственно снижает размер прибыли банка от активных операций. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

1.5. Рефинансирование коммерческих банков
 Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП «Национальный депозитарный центр» и Дилерами на рынке ГКО – ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании ее влияние на экономику РФ  информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа. Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России. Советом Директоров ЗАО ММВБ 12 марта 2006 года утверждены (согласованы с Банком России 29 мая 2006 года) новые Правила заключения Банком России сделок с кредитными организациями с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ при проведении Банком России депозитных и кредитных операций (далее – Правила), которыми, в частности предусмотрено предоставление ломбардных кредитов (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) под залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России с использованием Системы электронных торгов ММВБ. Новые Правила введены в действие со 2 октября 2006.






             


   





1.6. Операции на открытом рынке
Следующий метод – операции на открытом рынке заключается в том. что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. Этот метод активно использовался российским государством вплоть до августа 1998 года через рынки ГКО и ОФЗ, но затем почти полностью потеряло возможность использования операции на открытом рынке в качестве инструмента кредитно-денежной политики, который западными экономистами расценивается как самый эффективный. 

1.7. Депозитные операции
 В соответствии со статьями 4 и 46 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы. Депозитные операции проводятся в соответствии с Положением Банка России от 5 ноября 2002 года № 203-П «О порядке проведения Центральным Банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» (с учетом изменений). В настоящее время Банк России проводит следующие виды депозитных операций с кредитными организациями- резидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации: по фиксированным процентным ставкам и по процентным ставкам, определенным на аукционной основе /депозитные аукционы. Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам проводятся ежедневно на стандартных условиях (определены пунктом 4.3 Положения Банка России от 5.11.02 № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» с изменениями). 
Депозитные аукционы проводятся еженедельно по четвергам на условиях, установленным Банком России (в соответствии с квартальным графиком проведения депозитных аукционов). Депозитные аукционы проводятся по «американскому» способу, при этом кредитная организация может подавать на аукцион как конкурентные, так и неконкурентные заявки (возможно также проведение депозитных аукционов по «голландскому» способу). Максимальная доля неконкурентных заявок для одной кредитной организации в настоящее время установлена Банком России в размере 50%. Подача заявок кредитными организациями- контрагентами Банка России в Банк России на участие в депозитной операции может осуществляться: 
• путем передачи в территориальное учреждение Банка России Договора-Заявки (по установленной форме); 
• путем переговоров с использованием системы «Рейтерс-Дилинг»; 
• путем подачи заявки в систему электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи (СЭТ ММВБ). Кредитная организация-контрагент Банка России самостоятельно выбирает способ подачи заявки на участие в депозитной операции Банка России.
Контрагентами Банка России по депозитным операциям являются банки, расчетные небанковские кредитные организации, небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции.                  
Требования к кредитным организациям – контрагентам Банка России
 По состоянию на день (дату) проведения депозитной операции Банка России кредитная организация должна соответствовать следующим критериям: 
1. Отнесена к I категории финансового состояния «Финансово стабильные кредитные организации» (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У с изменениями); 
2. Выполняет обязательные резервные требования Банка России (не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, не представленного расчета регулирования размера обязательных резервов); 
3. Не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России. Кредитная организация должна иметь заключенный с территориальным учреждением Банка России по месту открытия корреспондентского счета (субсчета(ов)) договор корреспондентского счета (субсчета(ов)) /дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета (субсчета(ов)), предусматривающий право Банка России на взыскание с корреспондентского счета (субсчета(ов)) без распоряжения кредитной организации-владельца счета суммы штрафа за неисполнение (ненадлежащее исполнение) кредитной организацией обязательств по депозитной операции.

2параграф.
2.1. Краткая характеристика деятельности ЦБ РФ и его организационная структура.
 В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в его функционировании. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. Статус, функции и задачи Центрального Банка России. В соответствии со 
ст.1 Закона о Банке России это учреждение является главным банком РФ и находится в ее собственности. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом).С другой стороны он же наделен широкими властными полномочиями по управлению Денежно-кредитной системой РФ. Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Центральные банки – это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями. Совет директоров Банка России назначается высшим органом представительной власти. В состав Совета директоров Банка России входят: председатель Банка России, его заместитель, директора департаментов центрального аппарата, начальники главных центральных управлений Банка России, председатели национальных банков республик, входящих в состав Российской Федерации. Председатель Банка России без доверенности действует от имени Совета, представляет интересы Банка во всех отечественных и иностранных банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, фондами и другими средствами Банка, заключает договоры, открывает необходимые для хозяйственной деятельности расчетный и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников банка и его учреждений, предприятий и организаций. Председатель Банка России может передавать отдельные полномочия членам совета директоров Независимость Центрального банка. Очевидно, что независимость – это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является стабильность национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно, а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, то высокая инфляция становится хронической. Межстрановые исследования показывают, что в странах с независимыми ЦБ инфляция действительно в среднем ниже. Впрочем, существуют и отдельные контрпримеры: английский Центральный Банк до недавнего времени был формально частью правительства, что никак не сказалось на разнице в инфляции между Великобританией и другими развитыми странами. Впрочем, независимость не означает бесконтрольности. В случае, когда ни законодательная, ни исполнительная власти вообще не вмешиваются в деятельность ЦБ, что побуждает сотрудников Центрального банка заботиться об ограничении инфляции? Если благосостояние сотрудников ЦБ зависит от его прибыли, то, в полном противоречии с существующим законодательством («получение прибыли не является целью деятельности Банка России»), ЦБ будет заботиться именно об извлечении максимальной фактической (необязательно балансовой) прибыли, а не об устойчивости рубля. Как предоставить Центробанку необходимые стимулы, в то же время сохранив его независимость и избежав конфликта интересов? Наиболее эффективным решением в современной макроэкономике считается инфляционное таргетирование (inflatin targeting): формально установленные границы, в которых ЦБ должен поддерживать инфляцию, и четко определенные требования к раскрытию информации. В случае серьезного отклонения от принятых целей, руководство ЦБ может быть, вообще говоря, уволено. Таким образом, инфляционное таргетирование обеспечивает независимость ЦБ в его действиях, но и подконтрольность в выборе и собственно достижении целей. В последнее время все больше и больше Центральных банков переходят к работе по этой схеме. Впрочем, есть и (важнейшее) исключени. Федеральная резервная система США, цели деятельности которой законодательство определяет достаточно размыто. Как показывают исследования деятельности ФРС, де-факто различные председатели придерживаются примерно одной и той же политики, однако формально эта политика не задана. Многие американские экономисты критикуют эту систему за то, что она ставит экономику в слишком сильную зависимость от личных качеств человека, возглавляющего ФРС. Впрочем, это заставляет американскую политическую и профессиональную элиту особенно тщательно подходить к выбору председателя, так что, в конце концов, эту должность занимает исключительно квалифицированный экономист с огромным опытом работы и незапятнанной репутацией. В этом смысле Россия очень похожа на Америку: в системе с неопределенными целями денежной политики могущество председателя ЦБ сравнимо с возможностями премьер-министра. Впрочем, в России ситуация осложняется тем, что, в отличие от развитых стран, даже если ЦБ независим от правительства, он может зависеть от частных лиц и компаний или секторов экономики. В России нет дополнительных ограничений, гарантирующих, что Центральный банк будет преследовать интересы не отдельных групп, а экономики в целом. Более того, само сосредоточение в руках ЦБ и денежной политики, и регулирования банков способствует тому, что Центральный Банк склонен поддерживать интересы банковской системы, даже если они идут вразрез с деятельностью по ограничению инфляции. В США (как и в Европе и в Великобритании) денежная политика и регулирование банковской системы разделены. Если внимательно изучить историю деятельности Банка России, то можно обнаружить ряд эпизодов, когда ЦБ манипулировал инструментами денежной политики в интересах коммерческих банков. Поэтому при определении будущего Центрального банка должен стоять вопрос о том, как обеспечить независимость ЦБ не только и не столько от правительства, но и от других экономических агентов. Некоторые специалисты предлагают простое решение: сделать ЦБ независимым в осуществлении денежно- кредитной политики, но поставить .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%