- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Цель, задачи и содержание торговой деятельности предприятия розничной
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004931 |
Тема: | Цель, задачи и содержание торговой деятельности предприятия розничной |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………………….. 5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ………………......… 7 1.1 Цель, задачи и содержание торговой деятельности предприятия розничной торговли…………..…………………………………………………………………..…7 1.2 Организация деятельности торгового предприятия розничной торговли ……13 1.3 Особенности торговой деятельности предприятия розничной торговли в современных рыночных условиях………………………………...……… 21 2 ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ИП «Архипова»……………………. 27 2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………… 27 2.2 Анализ материально-технической базы предприятия…………………………… 32 2.3 Анализ основных экономических показателей предприятия…………….……… 35 2.4 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………..……. 36 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ИП «Архипова»……………………………………………………..…. 40 3.1 Анализ торговой деятельности предприятия…………………………………. 41 3.2 Анализ недостатков в торговой деятельности предприятия………………….. 42 3.3 Предложения по совершенствованию торговой деятельности предприятия ИП «Архипова»………………………………….……………………. 51 4 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РАЗРАБОТАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ……………………………….………… 52 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………….………... 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……… 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………... 59 ВВЕДЕНИЕ Деятельность торгового предприятия должна быть направлена на прибыльное и рентабельное хозяйствование, в чем и заключается актуальность темы выпускной квалификационной работы. Объектом исследования торговой деятельность розничного торгового предприятия является ИП «Архипова». Предмет исследования – совершенствование торговой деятельности ИП «Архипова». Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП «Архипова». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – рассмотреть теоретические аспекты организации торговой деятельности предприятия розничной торговли; – проанализировать экономико-организационную характеристику предприя- тия розничной торговли ИП «Архипова»; – провести анализ торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП «Архипова»; – разработать рекомендации по совершенствованию торговой деятельности предприятия розничной торговли ИП «Архипова». В теоретической части рассмотрены цель, задачи и содержание торговой деятельности розничного предприятия. В практической части содержится характеристика предприятия розничной торговли ИП «Архипова», рассмотрена материально-техническая база предприятия и проанализированы его основные экономические показатели. На основании выявленных недостатков в работе исследуемого предприятия, предложены рекомендации по совершенствованию его торговой деятельности, а также рассчитан экономический эффект. Общий объем работы 58 стр. Выпускная квалификационная работа проиллюстрирована 2 рисунками, 10 таблицами, 4 формулами, 7 приложениями. Библиографический список включает 26 источников. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 1.1 Цель и задачи торговой деятельности предприятия розничной торговли Торговое предприятие – это «имущественный комплекс, используемый орга- низацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли» [12, с. 3]. Торговая отрасль в системе экономической деятельности страны играет чрез- вычайно важную роль. Торговля обеспечивает около 10 % всего объема налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. В предкризисные годы розничная торговля России развивалась достаточно ин- тенсивно, быстро росло число крупных торговых предприятий формата «гипермар- кет», ассортимент которого насчитывал порядка 40 тысяч наименований товаров. На базе гипермаркетов создавались торговые сети компаний, в которых появ- лялись распределительные центры, обеспечивающие свои магазины товарами. Фор- маты магазинов расширялись, торговые компании трансформировали свои моно- форматные сети в мультиформатные [2, с. 3]. Розничная торговля – это деятельность по продаже товаров конечным порте- бителям для их личного некоммерческого использования. Розничная торговля в переводе с английского (retail trade) означает «малый бизнес», с французского (retailer) – «разрезать, дробить», от русского глагола «роз- нить» – «разделять, отделять части от целого, одно от другого». На основании этих понятий розничную торговлю называют «ритейлингом», т.е. ритейл, а ритейлинг – это просто розничная торговля [25]. Розничная торговля ориентирует отечественных производителей учитывать запросы общества. Она является социальным выражением качества жизни насе-ления. Торговая сфера сегодня является самым динамично развивающимся сектором российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а отдельные крупные магазины имели реализацию продукции, сопоставимую объемам производства солидных промышленных пред- приятий. По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России до 2017 года не опустится ниже 10 % в связи с наличием перспектив развития данного сек- тора. Можно выделить следующие задачи розничной торговли: – приобретение товаров у оптовиков и предложение их для продажи магази- нам в неизменном виде или после обработки или переработки; – формирование ассортимента товаров и перечня услуг с целью удовлетворе- ния покупательских потребностей; – демонстрация образцов на открытых торговых стендах; – рассылка товаров, заказанных по каталогам, образцам, пробам; – организация доставки товаров на дом; – организация уличной торговли; – организация ярмарок в местах проведения специальных мероприятий [25]. Для успешной реализации товаров конечным потребителям розничная торгов- ля выполняет следующие функции: – изучение спроса на товары и их рыночное предложение; – формирование торгового ассортимента, удовлетворяющего потребности населения в товарах; – организация товародвижения, доведение товаров до покупателей путем пе- ремещения их к местам продаж; – формирование товарных запасов и поддержание их на необходимом уровне; – проведение рекламно-информационной работы; – осуществление торгово-технологических операций с товарами; – формирование спроса и стимулирование сбыта товаров; – выбор наиболее эффективных методов продажи товаров; – оказание покупателям комплекса услуг (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка товаров покупателям, сборка, уста- новка купленных товаров на дому и т.д.); – поддержание баланса между предложением и спросом [25]. Коммерческая деятельность в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа. «У коммерческой деятельности есть только одна оправдательная цель…Создать удовлетворенного покупателя…Именно покупатель определяет, что такое бизнес» . Но рассматривать удовлетворение покупателя как единую детерминанту успе- ха не стоит. Первостепенная задача – превзойти конкурентов, а это достигается в том случае, если покупатель ценит одного поставщика выше других. Деятельность предприятия розничной торговли связана с реализацией продук- ции конечному потребителю. Доведение товара до потребителя является завершаю- щим этапом его продвижения из сферы производства. Кроме того, предприятие роз- ничной торговли не только осуществляет продажу товаров покупателям, но и торго- вое обслуживание и предоставление дополнительных услуг. Торговое обслуживание для покупателей определяется имиджем торгового предприятия, временем, затраченным на покупку в том или ином торговом предпри- ятии. Послепродажное обслуживание покупателей также имеет немаловажное зна- чение для имиджа предприятия. Реализация продукции в зависимости от ее предназначения бывает следующих видов: – интенсивная реализация – продажа товаров повседневного спроса; – нацеленная реализация – продажа товаров конкретной группе покупателей; – единая реализация – продажа товаров для всех покупателей с воздействием на них рекламы; – прямая реализация предусматривает продажу средств производства и сырья; 2 Друкер П.Ф. Бизнес и инновации /Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2007. – селективная реализация – продажа престижных товаров, требующих специ- ального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса [26]. Розничная продажа товаров населению в большинстве случаев осуществляет- ся через магазины, которые могут быть классифицированы по такому признаку, как формы обслуживания. Выделяют магазины с традиционной формой обслуживания – через прилавок, самообслуживание, с открытой выкладкой, по образцам. Разнообразие магазинов, появившихся за последнее время, является следстви- ем многообразия потребительских предпочтений. Тип магазина определяется мето- дом и стандартами обслуживания, потребностями рынка. Традиционными типами магазинов являются гастрономы и универсамы. Но- вые типы магазинов – супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры. Дадим характе- ристику последних. Супермаркет – это универсальный магазин, имеющий площадь более 400 м2 . Данный магазин реализует как продовольственные, так и непродовольственные то- вары. В таком магазине продажа товаров осуществляется в форме самообслужива- ния. Ассортимент товаров в супермаркете может достигать от 8 до 10 тысяч наиме- нований. Гипермаркет – это универсальный магазин площадью более 5000 м2 . Здесь также присутствуют продовольственные и непродовольственные товары. В гипер- маркетах обслуживание покупателей, как и в супермаркете – в форме самообслужи- вания. Бутик – небольшой магазин с узкой специализацией товаров, предлагающий модные, элитные, эксклюзивные товары, ориентированные на покупателей с высо- ким уровнем дохода. Специализированные магазины предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы, например, кондитерские изделия, ткани, одежда, сантехни- ческие изделия, строительные материалы, автозапчасти для автомобилей и т.д. Широков распространение в настоящее время получили такие магазины, как «Вестфалика», «Сан-Саныч», «Водолей», «Мир обоев» и т.д. 15 Дискаунтер – розничный магазин, реализующий продовольственные товары. В дискаунтерах цены на товары максимально низкие при наличии большого ассорти- мента. Такие магазины располагаются в крупных жилых районах. В магазинах-дискаунтерах торговая наценка минимальная. В этих магазинах действует система накопительных скидок. Отличительная особенность этих магази- нов – отсутствие продавцов в торговом зале, товар выставляется в зале в групповой упаковке на поддонах. Предприятие розничной торговли, выходя на потребительский рынок, должно соблюдать определенные правила. Основное из этих правил – чем лучше будут учи- тываться возможности и пожелания покупателей, тем больше будет продано товаров и ускорена их оборачиваемость. Торговое предприятие достигает своей цели, реализовав товар и получив от этого заданную прибыль. Полученная прибыль направляется на покрытие затрат, понесенных предприятием на закупку товаров у поставщиков и другие расходы. Коммерческая деятельность в розничной торговле должная развиваться с уче- том происходящих изменений в экономике. Программа стратегического планирова- ния деятельности предприятия розничной торговли позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении ком- мерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов [26]. Рост в экономике числа мелких и крупных торговых предприятий имеет мно- го положительных черт: – позволяет снизить угрозу возможной безработицы; – сохранить деловой потенциал; – создавать конкурентную среду и т.д. Вместе с тем сегодня существуют факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в торговле: – общая сложная ситуация в стране, вызванная неустойчивостью экономиче- ского положения; – жесткая налоговая политика; – ограниченные возможности получения кредитов из-за высоких процентных ставок; – отсутствие технологий, оборудования, предназначенного для малого бизнеса и т.д. Эти факторы приводят к замедлению темпов развития малого бизнеса в сфере торговли. На устранение негативных моментов направлен Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый в 2007 году и введенный в действие с 1 января 2008 года. В полном объеме он введен с 1 января 2010 года [12, с. 33]. 1.2 Организация деятельности торгового предприятия розничной торговли Основная функция торговли – доведение товаров народного потребления от производителя до потребителя. Перед тем, как попасть к потребителю, товар прохо- дит несколько стадий товарного обращения и различные звенья сбытовой сети. Большинство товаров перед поступлением в розничное торговое предприятие проходит стадию оптовой торговли. Оптовая торговля является связующим звеном между производителем и предприятием розничной торговли. Оптовые предприятия обеспечивают розничное торговое предприятие широким ассортиментом товаров 17 Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следу- ющих этапов. 1. Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые това- ры в магазинах. Спрос – это форма рыночного проявления потребности. Анализ данных изу- чения покупательского спроса позволяет обеспечить правильное соотношение объ- ема производства и потребления, дает возможность активно воздействовать на про- мышленность с целью расширения и обновления ассортимента товаров и повыше- ния их качества. Но торговля не ограничивается пассивной регистрацией изменения покупательского спроса, а активно формирует его. Торговля воздействует на потребление и привычки покупателей, делает их ра- зумными и рациональными. Торговые предприятия способствуют внедрению в быт новых товаров с помощью системы мер, среди которых особую роль играет торго- вая реклама. На формирование спроса оказывают влияние следующие факторы: – уровень развития производства товаров; – численность, состав, культурный уровень и покупательская способность населения; – национальные, профессиональные, исторические, географические и клима- тические особенности; – уровень цен на товары, взаимозаменяемые товары, дополняющие данный товар в потреблении; – величина свободного дохода населения; – мода; – сезонность; – ожидания потребителей; – активность рекламирования и т.д. Изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о товарах и ценах, необходимых покупателям, которые они готовы заплатить. Такая информация способствует изучению спроса, помогает вы- 18 явить тенденции его изменения и развития. Изучение и прогнозирование спроса – необходимое условие эффективного использования маркетинга для успешной ком- мерческой работы по закупкам товаров. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров. Полученные результаты изучения покупательского спроса помогают торгово- му предприятию решить следующие задачи: 1) правильное формирование товарного ассортимента торговых предприятий; 2) своевременное пополнение ассортимента товаров на торговом предприятии путем их регулярного завоза в соответствии со спросом населения. Способы изучения спроса покупателей: – анализ показателей розничного товарооборота, товарных запасов и товаро- оборачиваемости; – анализ реализованного и нереализованного спроса. Розничный товарооборот представляет собой объем проданных товаров и ока- занных услуг покупателям. Анализ структуры розничного товарооборота помогает выявить предпочтение покупателей в тех или иных товарах. Реализованный спрос оценивается размером проданных товаров, а нереализо- ванный спрос количественно сложно оценить. Для определения нереализованного спроса необходимо, прежде всего, выявить причины. Причинами неудовлетворенно- го спроса зачастую являются следующие: – отсутствие в продаже необходимых товаров на момент обращения за ними покупателей; – высокие цены на товары, которые не соответствуют доходам покупателей. Регистрация проданных товаров осуществляется следующими методами: – учет продажи товаров по отрывным ярлыкам; – учет продажи товаров по ярлыкам-вкладышам; – учет продажи товаров по товарным чекам; – регистрация проданных товаров по данным продажи или по товарным остаткам; – учет продажи товаров при расчетах с покупателями с применением кон- трольно-кассовых машин; – учет продажи товаров с помощью карточек количественного учета; – изучение по данным длительности пребывания товаров в магазине [25]. В розничной торговле изучение и прогнозирование спроса направлено на определение ассортиментной структуры. Изучением спроса занимаются маркетоло- ги, экономисты, коммерсанты торговых фирм или крупных магазинов. 2. Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине. Формирование ассортимента товаров – это процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцирован- ных по всем отличительным признакам. В процессе подбора необходимого ассор- тимента товаров для магазина следует руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное про- никновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связа- но с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится перво- степенная роль; 2) рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматрива- ет комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирова- ние ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках опреде- ленных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип форми- рования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облег- чает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает за- траты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсив- ных покупок»; 3) обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента. Ширина и глу- бина ассортимента товаров в магазине зависит от формы товарной специализации, 20 размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке; 4) обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обу- словливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материаль- ных и финансовых ресурсов; 5) обеспечение условий рентабельной деятельности – необходимое условие функционирования любого торгового предприятия. Поэтому при построении ассор- тимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации от- дельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – это сложный процесс, который осуществляется с учетом действия целого ряда фак- торов. Эти факторы делятся на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров. К специфическим факторам относятся: – тип, размер, техническая оснащенность магазина; – условия товароснабжения (наличие стабильных источников); – численность и состав обслуживаемого населения; – транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок об- щественного транспорта и т. д.); – наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности ма- газина. При установлении целесообразности нахождения товара определенного наи- менования в торговом ассортименте, следует учитывать, в каком периоде жизнен- ного цикла он находится: – внедрение – закупка сравнительно небольших партий товара у известных поставщиков; – рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск но- вых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов; – зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг недобросовестных по- ставщиков, минимизация торговых запасов, реклама; – устаревшие – распродажа остатков залежалых товаров [27]. Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам: Этап 1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализу- емых в магазине. Этап 2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой пло- щади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потреби- тельском рынке. Этап 3. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для магазина, предлагаемый для реализации покупателям. Основой для разработки кон- кретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри груп- пового анализа оборачиваемости товарных запасов. Важными факторами для опре- деления количества комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина, сложившаяся структура товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных магазинов по торговле отдельными группами товаров, а также другие факторы. На данном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Этот этап требует хорошего знания покупательского спроса, ассортимента товаров, производимых промышленными предприятиями. Расчетным путем это сде- лать сложно, так как включение в ассортимент магазина тех или иных видов и сор- тов, разновидностей, фасонов, моделей товаров и т.д. требует знания покупатель- ского спроса и ассортимента вырабатываемых промышленностью товаров. В розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой са- мого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, ко- торый не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаим- ную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие усло- вия [27]. Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения ре- зультативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его ши- рота и частично глубина позволяют охарактеризовать только фактическую структу- ру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассор- тименте работники не имеют. Изучение спроса обычно сводится к лишь к учету реа- лизации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится. Для повышения социального уровня торгового обслуживания торговые работ- ники магазинов должны уделять внимание устойчивости ассортимента, так как этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания и свидетель- ствует о ритмичности поставок. Эффективность коммерческой деятельности розничного предприятия опреде- ляется степенью обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новы- ми товарами. Этот показатель определен как коэффициент обновления. Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, не- равномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализиро- 23 вать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия. Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью. Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров – с продажи [27]. 3. Рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий. Реклама – (от латинского reklamare – громко кричать, извещать) – это важ- нейший инструмент продвижения товара. С помощью рекламы у покупателей фор- мируются определенные представления о потребительских свойствах товаров. Цель рекламы – увеличение товарного оборота, распространение или усиление имиджа товаров, предприятия и т.д. Реклама не может существовать сама по себе. Для эффективного воздействия на покупателя реклама должна использовать опыт других отраслей: психологии, маркетинга, журналистики и др. Любое торговое предприятие успешно реализовать товары не может без ис- пользования рекламы. Цель рекламы заключается в стимулировании сбыта товаров, продвижении торговли. В розничной торговле для стимулирования сбыта исполь- зуют следующие виды рекламы: – оформление оконных и внутримагазинных витрин; – организация рекламных выставок товаров; – печатная (газетная) реклама; – радиотелевизионная реклама и т.д. 4. Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров. Важнейший этап коммерческой работы розничного торгового предприятия – выбор эффективных методов розничной продажи товаров. Эффективно организо- ванная торговля способствует росту товарооборота, лучшему удовлетворению спро- са, обеспечению рентабельной работы предприятия [13, с. 209]. Наиболее эффективным методом продажи товаров в розничном торговом предприятии считается форма самообслуживания, когда покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранный товар к узлу расчета. Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет предприятию получать большую экономическую выгоду, так как в магазинах само- обслуживания повышается пропускная способность, увеличивается объем продаж. При форме самообслуживания сокращается потребность в торговой площади, рационально используются трудовые ресурсы. В торговом предприятии коммерческая деятельность влияет как на его эконо- мические результаты, так и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическая и социальная эффективность торговли взаимосвязаны. Экономическая эффективность оценивается по экономическим результатам работы предприятия: – обобщающие экономические показатели: товарооборот; издержки, прибыль и цены; – показатели использования ресурсов: выработка, товарооборачиваемость; – качество торгового обслуживания широта, устойчивость, обновляемость ас- сортимента; – качество товаров. 1.3 Особенности торговой деятельности предприятия розничной торговли в современных рыночных условиях Сегодня уровень клиентского сервиса в России является важным элементом в конкурентной борьбе. Однако многие российские торговые предприятия до сих пор не оценивают важность этого фактора. Перед службой сбыта ставится задача увели- чения объемов продаж, не уделяя внимания качеству обслуживания. Качество продаж является ключом к успеху в работе по повышению объемов продаж. Основные требования к качеству обслуживания ограничиваются пересче- том и сведением к минимуму каких-либо грубых нарушений или претензий от поку- пателей. Если предприятие работает без претензий, то это означает, что сервис на данном предприятии достаточно высокий. Как обслужили покупателя, и какие эмоции он получил, захотелось ли ему еще вернуться в данное торговое предприятие – это должно интересовать каждого работника торговли. Расширение объемов продаж за счет повторных покупок является наиболее выгодным для торгового предприятия, так как вторая и следующая продажи отни- мают на порядок меньше времени и денег, потраченных на первую продажу, и по- этому осуществить ее легче и прибыльнее. С точки зрения экономической эффективности, мероприятия по улучшению качества продаж в торговых предприятиях среди маркетинговых направлений, дают наилучший результат. Также торговое предприятие, способное обеспечить цивилизованное и ком- фортное обслуживание приобретает новый имидж в глазах покупателей и своих по- стоянных клиентов. В рыночных условиях розничная торговля в России ориентируется на разви- тие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где широко внедряются достижения науки и техники, сосредоточены большие людские ресурсы, привлека- ются значительные финансовые средства. Состояние розничной торговли на Западе сегодня можно определить как ги- перконкуренцию. Конкурентная борьба ведется между формами обслуживания покупателей (например, передовые магазины самообслуживания против устаревших гастроно- мов); между производителями и торговыми посредниками (появление при заводах и фабриках собственных магазинов розничной торговли под торговой маркой произ- водителя); на новых рынках (американские фирмы стремятся утвердиться на евро- 26 пейском рынке, европейские захватывают рынки стран Центральной и Восточной Европы). Одной из основных тенденций российской розничной торговли являет- ся развитие сетевых форматов, гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Во всех странах развита в настоящее время сеть дискаунтеров, которая достигает почти 100 %. В условиях жесткой конкуренции большое значение для любой торговой фирмы имеет правильный выбор формата и организация торговой деятельности. Основные форматы по торговой площади: – гипермаркеты – более 3 тыс. кв. м.; – универсамы, супермаркеты, дискаунтеры – от 400 кв. м. до 3 тыс. кв. м.; – мини-маркеты (или бентамы) – от 90 кв. м. до 400 кв. м. К изменениям, происходящим в российской экономике, непосредственно свя- занным с коммерческой деятельностью, можно отнести становление и развитие ма- лого предпринимательства как эффективного сектора национальной экономики. Представителям малого предпринимательства, к которому в основном отно- сятся предприятия розничной торговли, необходимы высокая инициатива, компе- тентность и оперативность в организации коммерческой работы. Около 90 % в торговле занимают малые предприятия. В сетевой торговле по- лучили развитие магазины формата «магазин у дома» (за рубежом — «бентамы», «удобные магазины», «соседские магазины»). Эти магазины предполагают обслу- живание жителей из близко расположенных домов, достаточно удобный (часто круглосуточный) режим работы и расположение «в пределах шаговой доступности» (т.е. короткой пешей прогулки). Такие магазины открываются с учетом проживающих в радиусе 400-800 м и совершающих целевые покупки от двух до семи раз в неделю для восполнения про- белов в домашнем ассортименте. Кроме утилитарной функции такие магазины иг- рают и социальную роль, так как покупатели имеют дело со знакомыми продавцами и встречают соседей. Эти магазины становятся местом не только покупок, но и со- седского общения, культурной коммуникации. Уникальность «магазинов у дома» состоит в том, что только в этом формате возможно достижение высокого уровня индивидуального сервиса, так как отноше- ния между покупателями и продавцами складываются дружескими, доверительны- ми и неформальными. Качество обслуживания в индивидуальных магазинах всегда намного выше, чем в сетях, в которых предлагают низкие цены, но не предлагают сервиса. Как мы наблюдаем в настоящее время, формат шаговой доступности выжива- ет практически при всех изменениях рынка, в том числе и при появлении крупных форматов. Для жителей многих городов главным критерием выбора места покупок – близость магазина к дому. В этих магазинах есть необходимый набор товаров хоро- шего качества, постоянный ассортимент. Покупки совершаются быстро, покупате- лей устраивают цены, сервис, комфорт. Изменения в розничной торговле сегодня позволяют прогнозировать, что в будущем появятся крупные торговые комплексы с централизованными складами, компьютерными системами в каждом магазине и средствами автоматической пере- дачи запросов на доставку товаров с центрального склада во все магазины. Станет доступной полная статистическая информация по каждому магазину – объем сбыта и прибыль на 1 м2 торговой площади; объем сбыта и прибыль на наиболее доступных покупателям местах в торговом зале. Увеличится сбыт каждого вида товара в результате кампании по его продви- жению, а также аналогичные данные по группам товаров и отдельным секциям ма- газина. Более продуманным станет размещение в магазинах быстро меняющегося ассортимента товаров, максимум торговых площадей будет предоставлен ходовым товарам, что способствует сокращению издержек обращения. В будущем сократится численность работников и одновременно произойдет укрупнение магазинов. Функции управления будут выполнять высококвалифици- рованные руководители, работающие только с высококвалифицированными пред- ставителями фирм-производителей в высокопрофессиональной маркетинговой среде. Появятся крупные кафе, управляемые на кооперативной основе, повсемест- 28 но распространятся автоматизированная система считывания штрихового кода и система анализа прямой прибыльности товара. Желательно, чтобы в ближайшие 5-10 лет основные направления техническо- го прогресса в торговле определялись развитием механизации торговых работ и ав- томатизации ряда процессов, освоением новой техники по перемещению грузов внутри крупных магазинов и складов, применением в весовом и кассовом хозяйстве электроники и комплексного технологического оборудования. Современной тенденцией развития непродовольственной торговли является увеличение специализированных и узкоспециализированных магазинов. Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенство- вание ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую э....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: