- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Требования, предъявляемые к применению норм права
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006958 |
Тема: | Требования, предъявляемые к применению норм права |
Содержание
Содержание. Введение 2 Глава I. 4 Применение права –важнейшая форма реализации правовых норм. 4 1.1.Формы реализации права. 4 1.2.Понятие и признаки применения права. 6 1.3.Требования, предъявляемые к применению норм права. 9 Глава II 12 Процесс применения права. 12 2.1. Стадии применения права. 12 2.2. Акты применения права понятие и виды. 16 Заключение. 24 Список используемой литературы: 25 Введение Актуальность темы исследования. Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма их реализации. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют своё социальное назначение. В связи с этим, изучение природы правоприменения как особой формы реализации права и его проблем на современном этапе актуально, теоретически и практически значимо. Целью данной курсовой работы является исследование правоприменения как особой формы реализации права. В качестве объекта исследования выступают правовые отношения, возникновение, изменение и прекращение которых связано с реализацией компетентными органами своих полномочий в сфере правоприменения. Предметом исследования выступает содержание правоприменительной деятельности в целом, представляющее собой сложное, многоаспектное и динамичное явление, имеющее важное значение для функционирования правовой системы общества. Основные задачи при написании курсовой работы: 1. Провести анализ понятия применения права; 2. Определить основные требования к применению права; 3. Раскрыть процесс применения права. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы. Теоретическую базу исследования составили работы А.Ф. Черданцева, С.С Алексеева, Л.А Морозовой, В.В Лазарева. Н.А Пьянов и т.д. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава I. Применение права –важнейшая форма реализации правовых норм. 1.1.Формы реализации права. Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан). Реализация норм права есть процесс превращения идеальных юридических моделей, отражающих интересы и волю народа, в практическую реальность или в систему общественных отношений; это процесс, активная часть правового регулирования. В ней проявляется его непосредственное назначение, заключающееся в воздействии на сознание и волю людей с тем, чтобы они действовали в соответствии с требованиями правовых норм, в рамках правовых предписаний. Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается рядом обстоятельств: Разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом Различием средств воздействия права на поведение людей Спецификой содержания норм права Положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям Формой внешнего проявления правомерного поведения В юридической литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям. По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации. По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права - соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного, налогового права. Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность исполнить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовершеннолетним детям). Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное право, право на жилище, на частную собственность и многие др. Следовательно, использование права является реализацией юридических возможностей, то есть юридической свободы, предоставленной правом участникам общественных отношений. Эта форма зависит от усмотрения, желания управомоченного воспользоваться имеющимся у него правом. Выделяется также такая форма, как применение норм права. Правоприменение — это такая форма реализации права, при которой компетентный орган государства или должностное лицо издают специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями Каждая из этих форм отражает определенный этап (стадию) движения (реализации) права, начиная от его воплощения в законе и заканчивая правомерной деятельностью граждан, их организаций, в которой реализуются законодательные предписания, достигаются цели правового регулирования и на этой основе складывается правовой порядок, объективно отвечающий природе права. Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания – этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется. 1.2.Понятие и признаки применения права. Применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием, механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера. Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют так называемые «вознаграждения». Правоприменение отличается от других форм реализации права следующими признаками: 1.Оно осуществляется уполномоченными на то органами государства в пределах их компетенции. 2.Правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуального, конкретного характера (указ президента о награждении, постановление правительства и т.д.) 3.Указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять. 4.Правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам так или иначе причастным к рассмотрению дела (обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков и т.д.) 5.Правоприменительная деятельность регламентирована процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения тех или иных действий в ходе правоприменения. Применение права необходимо в случаях, когда те или иные нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства компетентного органа, когда те или иные юридические последствия, в которых заинтересованы субъекты, не могут наступить только по их воле, а требуется властное решение. Во-первых, тогда, когда права и обязанности позитивного, положительного характера не могут возникнуть без властного решения уполномоченных органов. Например, право на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий). Во-вторых, правоприменение необходимо в случаях конфликтов сторон: спора о правах, нарушения кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего права. Например, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг. В-третьих, применение права необходимо в случаях совершения правонарушения. При рассмотрении дела, связанного с правонарушением, устанавливается степень вины, причиненный ущерб и выносится решение (например, решение административной комиссии, приговор суда и т.д.), определяющее конкретную меру ответственности для правонарушителей. В-четвертых, правоприменение необходимо, когда иным способом нельзя установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение (юридического факта). Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально конкретных жизненных ситуаций. Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения. На этом основании выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права. Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от нарушений. Она многопланова, что проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. Применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную творческую реализацию права. Основная цель применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права и к ней также предъявляются определенные требования. 1.3.Требования, предъявляемые к применению норм права. Надлежащее применение права должно отвечать ряду требований, только в этом случае решения будут в полной мере реализовывать предписания правовых норм. Требования, отражены и закреплены в Конституции Российской Федерации, законах и подзаконных актах, выполнение которых должно строго соблюдаться. Представлены основные требования к применению права: 1.Законность.Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права. 2.Обоснованность. Это требование означает, что: а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены, и признаны достоверными; в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами. 3.Справедливость. Это требование к актам применения права, отражающее идею о социальной справедливости демократического общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений. 4. Целесообразность имеет 2 аспекта: С одной стороны, нормативный акт с точки зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. С другой стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. 5. Оперативность правоприменения –условие эффективной борьбы с правонарушениями и защиты законных интересов субъектов. Противоположное качество-волокита в разрешении дел. Чтобы избежать волокиты в разрешении дел, закон зачастую устанавливает сроки рассмотрения, расследования дел, обжалования, опротестования и т.д. 6. Единообразие правоприменения состоит в том, что по однотипным делам выносятся однотипные решения. Решения будут однотипны тогда, когда для решения определенного вида дел берутся одни и те же нормы и при выборе решения руководствуются одними и теми же критериями. Соблюдение представленных требований гарантирует законность и правопорядок в обществе. Требования и стадии правоприменительного процесса связаны между собой, каждое требование реализуется на определенной стадии правоприменительного процесса. Глава II Процесс применения права. 2.1. Стадии применения права. Применение права–единый и вместе с тем довольно таки сложный процесс. Он складывается из ряда самостоятельных разнохарактерных и взаимосвязанных действий, имеет начало и окончание. Правоприменительный процесс обусловлен двойственной юридической природой: с одной стороны, направлен на реализацию норм материального права; с другой – опосредован нормами процедурно-процессуального права. С юридической стороны представляет собой единый правоприменительный комплекс. В этом комплексе выделяются правоприменительные циклы, каждый из них непосредственно направлен на разрешение конкретной жизненной ситуации (производство обыска, задержания, осмотра, допроса и других юридических действий) и завершается принятием соответствующего правоприменительного акта (постановления, протокола, определения и т.д.). Отдельный правоприменительный цикл, в свою очередь, складывается из нескольких логически связанных друг с другом стадий; в каждой из них разрешаются свои организационные, исследовательские и иные задачи по реализации соответствующей нормы права. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Например, Л.А. Морозова рассматривает еще такую стадию как исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения. Наиболее убедительными представляется мнение о трёх основных стадиях процесса применения права: Установление фактической основы дела. Установление юридической основы дела. Принятие решений по делу. Установление фактической основы дела. Осуществляется с помощью доказательств (данные (сведения) о фактических обстоятельствах) путем доказывания. Это логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, их исследованию и оценке. Устанавливаются и исследуются лишь те факты и обстоятельства, что предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми - правомерными либо неправомерными, т.к. право не может применяться к обстоятельствам не юридического характера. Происходит анализ ситуации, в ходе которого собирается и изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах, о существующих проблемах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, справок и т.п. и кладется в основу управленческих решений. К доказательствам с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости (доказанности) и полноты. Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст.67 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Требование допустимости или доказанности гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Доказательственная деятельность обычно сводится к следующим действиям: Отыскание, обнаружение доказательств. Сбор и фиксация, т.е. оформление доказательств. Анализ доказательств в их совокупности, оценка их доказательственной силы, т.е. определение их достаточности для подтверждения фактов, которые будут положены в основу решения. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда. Следующая стадия применения права–это установление юридической основы дела. На данной стадии даётся правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган сначала определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай. После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности устанавливают: а) действуют ли она в момент разрешения конкретного дела; б) действует ли она на территории, где решается то или иное дело; в) распространяется ли её действие на субъектов, которые являются участниками возникающих правоотношений .Здесь так же необходимо руководствоваться общим положением – «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя так же применять норму права, не вступившую в законную силу. Наконец осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо установить подлинный её текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например, в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете». Последней стадией в процессе применения права является, принятие решения по делу. Решение - сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нём содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Вынесение решения по делу стоит рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определение для сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже говорилось о том, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обуславливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности. В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела. 2.2. Акты применения права понятие и виды. Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Акт применения права–это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Наименование акта правоприменения может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других. Это отличие состоит в следующем: Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретны лицам, его действие распространяется на конкретный случай. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменят или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового урегулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Вместе с тем у акта применения права и нормативно-правового акта имеются общие черты, к ним отнесём следующие: акты применения права и нормативные правовые акты являются официальными документами, имеющими установленную законом форму; акты применения права и нормативные правовые акты принимаются, как правило, компетентными, уполномоченными органами. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые могут приниматься также народом; акты применения права и нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания (одни – индивидуально-конкретные, другие – нормативные); акты применения права и нормативные правовые акты принимаются в установленном законом порядке; акты применения права и нормативные правовые акты обеспечиваются государством, его принудительной силой; акты применения права и нормативные правовые акты обладают юридической силой. Акты применения права весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям: По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: акты государственных и акты негосударственных организаций. Акты государственных организаций в свою очередь можно разделить на акты главы государства, акты представительных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты контрольно-надзорных органов, акты следственных органов, акты государственных учреждений и предприятий. Пример: «Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» Среди актов негосударственных организаций можно выделить акты органов местного самоуправления, акты общественных организаций, акты негосударственных учреждений и предприятий По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: акты конституционно-правовые; акты административно-правовые (нарушение правил дорожного движения); акты уголовно-правовые (кража, убийство); акты применения материального и процессуального права. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения (Например, в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».); акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению (В части 2 статьи 110 Уголовного кодекса РФ: «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок»). По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: акты–регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные). В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.). По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия. Правоприменительный акт-документ – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Акты- документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия. Структура акта документа юрисдикционного характера состоит из четырех частей это вводная, описательная мотивировочная и резолютивная части. Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, исполнение и. т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, кем, где, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.) Также акты-документы можно разделить по составу структуры на: а) включающие все четыре его составные части – вводную описательную, мотивировочную, резолютивную (приговор или решение суда.); б) состоящие из трёх частей – вводной, описательной и резолютивной, такие акты характерны для следственных и административных актов; в) содержащие две составные части акта- вводную и резолютивную(акты-разрешения на совершение определённых действий); г) акты не имеющие ни одной из составных частей кроме резолютивной части («утвердить», «оплатить», «исполнить») Акты-документы можно классифицировать по наименованию- это указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п. Конклюдентные правоприменительные акты- действия совершаются посредством сочетания определённых жестов, движений, т.е. явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты полицейского, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов) Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу. К ним также предъявляются определенные требования, как и к применению права. Требование законности состоит в следующем: во-первых, каждый акт применения права должен выноситься только тем органом, который правомочен его выносить (например, приговор по уголовному делу может выносить суд и только суд); во-вторых, при вынесении акта применения права должны быть соблюдены процессуальные нормы. в-третьих, при вынесении акта применения права, как правило, должна быть применена та норма, под которую подпадают установленные правоприменителем фактические обстоятельства дела (исключение составляют случаи освобождения правонарушителя от юридической ответственности). Требование обоснованности состоит в том, что вынесенное по юридическому делу решение, должно основываться на достоверных фактах. Достоверными считаются факты, которые установлены правоприменителем либо непосредственно, либо при помощи юридических доказательств, которые должны быть получены из законных источников, проверены, и надежно подтверждать или опровергать доказываемые по делу факты. При этом достоверно должны быть установлены все относящиеся к делу факты, а все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Требование целесообразности характеризуется принятием наиболее оптимального по юридическому делу решения. Принято считать, что всякое правоприменительное решение в принципе целесообразно, поскольку целесообразен сам применяемый закон. Однако необходимо иметь в виду, что вынесенное правоприменительным органом формально правильное решение может оказаться нецелесообразным. Поэтому целесообразность как требование, предъявляемое к актам применения права, состоит в том, что правоприменитель с учетом всех конкретных обстоятельств дела должен выбрать в рамках применяемой нормы права, наиболее оптимальный вариант решения. Требование справедливости, как представляется, состоит в принятии решения, соответствующего характеру установленных по делу фактических обстоятельств. Оно, как и требование целесообразности, предполагает учет всех конкретных обстоятельств дела, поскольку возможность принятия справедливого решения, так же, как и принятия целесообразного решения, обусловлена применяемой нормой права. Требования целесообразности и справедливости поскольку они обусловлены применяемыми нормами права, которые предусматривают для правоприменителя возможность усмотрения, то они работают лишь тогда, когда у правоприменителя есть возможность усмотрения. Если же такой возможности у правоприменителя нет, то данные требования не действуют. Следовательно, можно сделать вывод, что целесообразность и справедливость относятся к разряду дополнительных требований, а требования законности и обоснованности являются основными. Они не зависят от применяемых правовых норм и действуют при вынесении любого акта применения права. Заключение. В данной работе была предпринята попытка исследовать природу правоприменения как особой формы реализации права, выявить место правоприменения среди иных форм реализации права, определить его понятие, установить признаки, специфику правоприменения, охарактеризовать элементы правоприменительной деятельности (субъекты, объекты, методы, акты), всесторонне и обстоятельно рассмотреть правоприменение как сложное комплексное правовое явление. И так, рассматривая различные подходы к пониманию применения права, можно выделить основные аспекты правоприменительной деятельности и сконструировать следующее общее определение: правоприменение – одна из форм реализации права, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов. Также выделели основные требования к применению права: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, оперативность, единообразие. Также выделяют три наиболее правильные и важные стадии правоприменения: установление фактической основы дела; стадия юридической квалификации; принятие решения по делу. Без прохождения данных стадий процесс применения права не будет осуществлён. Особое внимание уделяется также актам применения права, которые являются....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: