VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Терроризм и проблема обеспечения стабильности в современном мире

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006565
Тема: Терроризм и проблема обеспечения стабильности в современном мире
Содержание
РЕФЕРАТ

по дисциплине Терроризм и проблема обеспечения стабильности в современном мире



МОЛОДЕЖНЫЙ РАДИКАЛИЗМ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ





                                                                                        Выполнила:

                                                                                        студентка 4 курса

                                                                                        группы ПЛб-141

                                                                                        Старкова Екатерина 

                                                                                        Преподаватель:

                                                                                        к.полит.н., доцент

                                                                                        Ефанова Е.В.













ВОЛГОГРАД – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА I. РАДИКАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ……………………………………………………4

ГЛАВА II. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО РАДИКАЛИЗМА В РФ………………………………………………………...11

ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО РАДИКАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……26









































ВВЕДЕНИЕ

Молодежный радикализм в последние годы стал значительной социальной и политической проблемой. Растет число случаев массового и группового проявления насилия, агрессивного поведения молодых людей в общественных местах. Тревогу вызывают жестокость участников этих действий, вовлечение в них лиц младшего возраста. Результатом становятся нанесение ущерба здоровью отдельных людей, серьезный экономический урон, наконец, угроза общественному порядку и безопасности.

Насилие и преступность в молодежной среде всегда являлось актуальной проблемой, выступая своеобразным индикатором не только положения самой молодежи, но состояния общества в целом. Сквозь призму молодежных проблем общество оценивает перспективы своего развития на ближайшее и отдаленное будущее. Не случайно, протестное поведение молодежи каждый раз рассматривается как что-то новое, радикально отличающееся от стабильной традиции прошлого, вызывающее «моральную панику» в обществе. Каждый раз социальная тревога сопровождается одним и тем же набором жалоб: отсутствие уважения к родителям, учителям, представителям закона и власти, снижение возраста правонарушителей, кризис семьи, развращающее влияние СМИ и сферы развлечений и т.п. Однако сегодня общественные и государственные институты, традиционно выполняющие роль регулятора социальных отношений и социального поведения, сами находятся в состоянии кризиса. Распространенный аргумент, что молодые люди, не имея возможности демонстрации статуса и самоуважения, создают альтернативные системы ценностей для этой цели, будь это воровство, драки, оппозиция власти, в современных условиях приобретает новый смысл.









ГЛАВА I.

РАДИКАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ

Радикализм можно рассматривать в узком и широком смыслах. При этом в узком смысле под политическим радикализмом они понимают незаконную деятельность политических акторов, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, на разжигание национальной и социальной вражды. В широком смысле же политический радикализм  рассматривается как исторически изменяющееся социально-политическое явление, представляющее систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти и управления, обществу в целом, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий

Молодежный радикализм имеет две составляющие – это исторический контекст, где он реализуется и непосредственно сам радикализм, который заложен в социокультурном коде общества. Молодежь всегда и в любом обществе является радикальнее других возрастных групп, что обусловлено тем, что ей хочется уже сегодня получить все то, что она может получить лишь в будущем. Позже, с возрастом, молодежь учится соизмерять свои потребности и возможности.

Радикальные сознание и поведение молодежи обусловлено целой системой факторов:

1. Социальные факторы. Они многообразны, но все являются последствием рыночной реформой (1990–2010 гг.), которая представляет собой цивилизационные и формационные изменения: с точки зрения теории общественно-экономических формаций в России происходит переход от государственного социализма к олигархическому капитализму с элементами либерального капитализма; с точки зрения стадиальной теории цивилизации происходит переход от индустриального общества к доиндустриальному обществу с сырьевой экономикой, архаичным натуральным обменом, с отдельными незначительными элементами информационного общества. Современное российское общество как транзитное, кризисное, смешанное общество объективно характеризуется рядом социальных факторов, провоцирующих развитие молодежного радикализма: это нарушения процесса общей, правовой, трудовой, политической социализации молодежи; проявления аномии; резкое социально-экономическое расслоение общества, молодежи; бедность, нищета широких масс молодежи; высокий уровень безработицы молодежи; рассогласование уровня доходов с уровнем профессионализма, качества, количества труда – заниженные зарплаты у молодежи, дискриминация в области труда; ограниченные возможности восходящей социальной мобильности для молодежи, жизненных перспектив; увеличение социальных рисков, радикализм молодежи анализируется как производное от нарастающего риска в современном обществе.

2. Историко-идеологические факторы: влияние традиционного русского радикализма, революционизма, «нечаевщины», анархизма, революционного терроризма; воздействие радикализма властей; влияние идеологии зарубежного радикализма; внедрение идеологии радикализма через СМИ, Интернет.

3. Идейно-нравственные факторы: ценностный конфликт молодежи и старшего поколения; трансформация ценностных ориентаций молодежи (увеличение индивидуализма, снижение трудовой, коллективисткой, нравственной мотивации, появление девиантно-криминогенных ориентаций, деформированного правового сознания; неустойчивость политических ориентаций, типов сознания; несогласование глубинного менталитета и массового сознания, формируемого с помощью СМИ; распространение нигилизма и фанатизма в сознании молодежи – экстремизм молодежного сознания.

4. Социально-культурологические факторы: влияние молодежных субкультур агрессивного и радикального типа; девиантно-криминогенных субкультур;

5. Политико-организационные факторы: противостояние «проправительственных», оппозиционных и радикальных молодежных формальных и неформальных объединений; смещение на периферию политического пространства оппозиционно-радикальных молодежных движений, их выход на «улицы»; манипулирование и использование молодежного ресурса со стороны «взрослых» партий и радикальных структур (отечественных и зарубежных); закрытость, жесткость организационных структур, вождизм, демонстративность акций молодежных радикальных объединений; низкая политическая культура молодежи.

6. Политико-правовые факторы: сепаратизм, национализм политических региональных элит; несовершенство правовой базы; несовершенство государственной молодежной политики; ограничение участия молодежи в решении молодежных проблем; несовершенство социальной политики.

7. Религиозные и этнические факторы. К относятся: межличностные конфликты на этнической почве рост этнической напряженности, неприязни, вражды;; этнические конфликты, вооруженные столкновения; противостояние, конфликт религиозных направлений, приобретающий политический характер;; вовлечение молодежи в радикальные религиозные, этнические объединения, вооруженные формирования, террористические группы боевиков; неуправляемая миграция, вызывающая рост враждебности к мигрантам коренного населения, молодежи; информационное воздействие через Интернет, СМИ на молодежь, с целью разжигания националистических и экстремистских настроений.

8. Психологические (субъектные) факторы: возрастные психологические склонности молодежи к риску, агрессивности, внушаемости, группированию; личностные особенности (лидеры, бунтари агрессоры и пр.); психологические особенности воспитания и взаимоотношений в семье; личностные процессы самоопределения, социальной идентификации; социально-психологические настроения: недовольства собой в частности и жизнью в целом, личной и социальной несправедливостью, тревоги, возмущения, страхи, агрессивности; особенности убеждений, взглядов, веры.

Особенности молодежной радикализации исходят из сущности молодежи как особой социальной группы. Необходимо отметить, что протестное поведение молодежи свойственно ей в связи с возрастными характеристиками. Это обусловлено тем, что именно в юном возрасте несправедливость и несовершенство мира воспринимается наиболее остро. Здесь появляются два варианта развития действий: 1. “уход”, то есть изолироваться от действительности и соответственно создание своего мира

Особенность молодежного радикализма состоит не столько в том, чтобы войти во власть, сколько протестовать, бунтовать против власти, устрашать власть, требовать изменения политики, выражать свою политическую самореализацию в качестве несистемной оппозиции. Молодежный радикализм в российском социуме является состоянием молодежной среды, связанным с политической псевдосубъектностью, как следствием политического индифферентизма и недоверия к государственным и политическим институтам.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

•	развитие радикальных настроений и рецептов преобразования действительности во многом связано с недостаточной гибкостью, способностью к саморазвитию и самореформированию общественно- политических структур, запаздыванием с адекватной реакцией на динамично

развивающиеся	экономические,	социально-политические и духовные процессы общественной жизни.

•	источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической и правовой культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

В своих концепциях, установках и программах радикалы, как правило, демонстрируют тотальное отрицание всех имеющихся достижений предшественников, стремятся разом решить все накопившиеся общественные проблемы, выступают за полное разрушение общественного строя.

Также стоит отметить своевременность и необходимость к усилению внимания к жизни молодежи. Именно в этой питательной среде имеют обыкновение зарождаться разнообразные революционные тенденции с весьма ярко выраженными экстремистскими и радикальными проявлениями. Российской молодежи нужна новая программа стратегического развития страны, отвечающая интересам большинства. Консолидирующим инструментом молодежи может и должна стать именно такая программа.































ПАРАГРАФ II.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО РАДИКАЛИЗМА В РФ

До середины 80-х годов прошлого столетия организованные молодежные группы, основанные на различных разновидностях радикальных идеологий, или вообще не упоминались в российской научной литературе, или рассматривались в контексте изучения «неформальных групп». В связи с этим, начало исследования подростково-молодежных группировок такого рода можно отнести лишь к концу 80-х – началу 90-х годов.

Во многом это было связано с существовавшей в то время в СССР общественно-политической идеологией: в советском обществе, в отличие от стран Запада, «не должно было быть» ни радикально настроенных групп подростков, ни подростковых объединений, основой которых являлась бы какая-либо разновидность радикальной (или даже экстремистской) идеологии. Кроме того, отлаженная работа правоохранительных и судебных органов, в сочетании с крайне жесткой системой контроля быта, досуга и иных сфер деятельности молодежи, не допускала возможности массового появления такого рода групп.

Вместе с тем, уже в конце 80-х годов молодежные группы, основанные на радикальной идеологии, стали настолько заметны, что в России начали издавать печатные работы, посвященные описанию и анализу этого явления. Одним из первых изданий, повествующих о жизни «неформальной» молодежи, в котором, наряду с группами «хиппи», «металлистов», «панков», было впервые достаточно подробно рассказано об экстремистских группах криминальной молодежи, а также о группах «люберов», «фашиков» (объединениях молодежи стилистически и идеологически подражающих германским нацистам 30–40-х годов), можно назвать сборник «По неписаным законам улицы».

В СССР в период 70–80-х годов уже существовали достаточно крупные, организованные группы криминализированной, агрессивно настроенной молодежи. При этом каждая из данных групп характеризовалась своей особой спецификой: криминальной – дворовые «команды», «моталки» (Казань и Набережные Челны), антиобщественной – люберы (город Люберцы) и даже группы радикально-эпатажной направленности «фашики» – поклонники идей, символики и атрибутики времен Третьего рейха (Москва, Ленинград).

Однако динамика развития склонных к противоправному поведению молодежных групп антиобщественной направленности не стоит на месте. Особенно это касается сферы межнациональных отношений. Все ранее изученные в СССР проявления молодежной криминальной и антиобщественной активности (даже долговременного и устойчивого характера) никогда не оказывали заметного влияния на межнациональные отношения. Молодежная активность в этой сфере не была основным или даже значительным фактором.

Однако сегодня ситуация изменилась. По наблюдению исследователя ультраправых радикалов В. А. Шнирельмана – регулярные социологические опросы, проводимые на территории России, показывают, что если в начале 90-х годов молодежь (18–24 года) в меньшей степени, чем представители старших поколений, была подвержена ксенофобии, то начиная с середины 90-х годов она оказалась весьма восприимчивой к праворадикальным настроениям. А к началу 2000-х годов по уровню ксенофобии молодежь превзошла практически все остальные возрастные категории, включая пожилых людей, традиционно отличавшихся высоким уровнем ксенофобии.

Однако развитие различных социальных и неформальных групп, как и развитие самого современного общества, не стоит на месте. Некоторые изменения прослеживаются и в ультраправом, национально-радикальном спектре молодежных групп. И даже такие радикальные, криминализированные молодежные объединения, как движение скинхедов, ультраправые футбольные болельщики, праворадикальные неформалы, молодые национал-патриоты (и прочие группы радикалов) могут служить основой для формирования относительно новых весьма специфичных объединений с еще не изученными свойствами.

Скинхеды – это участники относительно нового неформального стилистического контрикультурного молодежного движения, возникшего в Англии в период 60–70-х годов и широко распространившегося в большинстве мест компактного проживания европейского населения. Слово «скинхед» происходит от слияния двух английских слов, «кожа» (skin) и «голова» (head); слово skinhead буквально переводится как кожаная голова. Однако в России (где движение появилось только в начале 90-х годов) представители движения skinhead предпочитают называть себя бритоголовыми, так как, по их мнению, это название звучит более патриотично.

Большинство наиболее преданных участников данного движения до настоящего времени бреют свои головы до блеска, и носят специальную атрибутику, резко выделяющую их из общей массы молодежи – грубые и тяжелые ботинки военного стиля, черные или синие джинсы, а также используют в своей атрибутике (куртки, жилетки, кепки) белый и зеленый камуфляж. Хотя в России в связи с давлением со стороны правоохранительных органов начиная с 2001–2003 годов подражание стилю классического бритоголового становиться достаточно опасным.

У бритоголовых существуют свои обычаи и традиции, своя музыкальная культура, имеющая несколько музыкальных направлений. По сравнению с другими молодежными неформальными группами, российские бритоголовые, помимо элементов неформальной субкультуры, обладают достаточно сложной и развитой политической идеологией наиболее популярным (но не общепризнанным) вариантом которой является «Азбука Славянских Бритоголовых». При этом данная идеология обычно основана на совокупности неких общих расистских принципов, имеющих достаточно стандартную форму и не зависящих от места нахождения той или иной группы бритоголовых. Кроме того, при исследовании групп молодежи, являющихся участниками наиболее популярных субкультур, было установлено, что отличительной особенностью объединений скинхедов является их склонность к неконтролируемой агрессии и эмоциональная неуравновешенность, явно выраженные у 44 % – юношей и 20 % – девушек.

В России это движение сразу стало приобретать резко политизированные формы. Большинство скинхедов в России исповедуют расистские взгляды со значительным уклоном в сторону национал-социалистических теорий времен Третьего рейха. Тем не менее, в России существует небольшие группы скинов (2–3 % от общей численности), придерживающихся коммунистической, антифашистской идеологии.

Деятельность скинов обычно направлена на претворение в жизнь их примитивных расистско-нацистских теорий. При этом основная часть деятельности бритоголовых характеризуется эпатажными – расистскими и ксенофобными выходками, переходящими в акты прямого физического насилия. Как правило, именно деятельность бритоголовых «бойцов» создает всем группам ультраправой молодежи его грозную и свирепую репутацию. Благодаря многочисленным газетным публикациям именно такая разновидность ультраправых наиболее известна обычному, среднему человеку.

Радикальные националисты – вторая наиболее крупная группа молодежи не являющаяся бритоголовыми, но активно сотрудничающая с объединениями, в той или иной мере исповедующим ультраправую, праворадикальную и даже правоэкстремистскую идеологию. Значительная или основная часть неонацистов (принадлежащих к тому или иному объединению) может иметь длительный стаж участия в деятельности скин-движения, что может весьма существенно влиять на уровень радикальности того или иного объединения. Однако данная группа молодежи имеет существенные отличия от групп бритоголовых. При этом основные отличия данной группы от ультраправых бритоголовых будет заключаться в следующем:

1. Сознательное обособление от ультраправых бритоголовых как участников мирового «белого расового сопротивления», помимо общности политической идеологии характеризующегося наличием общих субкультурных элементов – музыки, стиля одежды, символики и атрибутики. У молодежной группы радикальных националистов не существует какого-либо единого образца внешнего вида и он различается от наряда ультраправого бритоголового до копирования внешнего вида своего сверстника, не имеющего отношения к ультраправому политическому спектру.

2. Декларация своей принадлежности к определенному политическому объединению, индивидуализирующему свое название, символику и имеющее определенный тип политической идеологии, чаще всего имеющей письменное закрепление. При этом данное объединение имеет достаточно длительный стаж существования не менее 3–5 лет.

3. Также важными отличительными особенностями молодых радикальных националистов могут быть такие признаки, как более высокий уровень идеологической грамотности, связанный с сознательным изучением основ политической идеологии того или иного объединения, часто являющимся обязательным условием для участия в его деятельности – ДПНИ, РНЕ, ННП. Более высокий уровень организованности и управляемости – основанный на подчинении приказам более авторитетных участников объединения.

4. Кроме того группы радикальных националистов характеризуются обязательным наличием внутригрупповой иерархии – лидером, активистами объединения и сложной структурой, связанной с различными направлениями деятельности объединения – охрана, пропаганда, финансово-хозяйственная деятельность. В большинстве групп в связи с их значительной величиной, а также наличием региональных отделений проводиться обязательный учет и анкетирование участников объединения.

5. Помимо этого по сравнению с бритоголовыми, группы радикальных националистов обычно характеризуются значительно меньшим уровнем внешней агрессии и связанной с этим готовности к применению прямого физического насилия по отношению к своим идеологическим противникам. Это связанно с тем, что данные действия могут негативно сказаться на деятельности объединения. При этом более агрессивные участники ультраправой молодежи изначально сами определяют себя в качестве бритоголовых, так как в этом случае они имеют больше возможностей для бесконтрольной реализации своих агрессивных действий.

Ультраправые неформалы – расистские и ксенофобные настроения существуют среди различных групп молодежи, в том числе и среди неформальных групп. Термин «ультраправые неформалы» – это общее обозначение относительно неустойчивой группы молодежи, состоящей из поклонников тех или иных неформальных субкультур обычно основанной на определенном типе музыкального исполнения (панки, металлисты, рокеры), участники которой разделяют и поддерживают основные принципы ультраправой идеологии. К группе «ультраправых неформалов» можно отнести и группу футбольных болельщиков «фанатов», которые, несмотря на идеологическую и стилистическую близость к скинхедам, представляют собой отдельную самостоятельную молодежную субкультуру, основанную прежде всего на любви к футболу как виду спорта и всей совокупности сопутствующий явлений и мероприятий.

В целом термин субкультура можно обозначить как специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. Культура той или иной социальной группы в среде молодежи, интеллигенции, предпринимателей, рабочих и т. д. Их субкультура, или «частичная культура», отражает социальное положение, род деятельности, образование, их специфические потребности, интересы и ценностные ориентации.

Из наиболее крупных молодежных групп наиболее восприимчивых к различного рода ультраправым идеям можно считать поклонников субкультуры панков, байкеров и металлистов, рокеров и нескольких других, относительно немногочисленных субкультурных групп молодежи.

Основой, объединяющей эти три достаточно различные группы молодежи, является общее положительное отношение к ультраправой идеологии. Кроме того важным фактором объединения становиться участие в различного рода массовых мероприятий национально-патриотической и более радикальной (в том числе расистской, ксенофобной) направленности, на которых представители этих молодежных объединений выступают в качестве единой молодежной группы, временно объединенной идеей проведения важного массового мероприятия.

Наиболее явным примером этого является неоднократное проведение 4 ноября – в 2005 году «Правого марша» (г. Москва), в 2006–2011 годах – Русского Марша (Москва, Санкт-Петербург, ряд городов России). Во всех этих мероприятиях достаточно немногочисленный актив ультраправых организаций был значительно усилен группами радикальной молодежи, главным образом бритоголовыми и футбольными болельщиками.

Кроме того, представители данных групп могут объединяться для реализации агрессивных деятельностных практик – погромов, массовых избиений (в г. Москве – Ясеневский и Царицынский погромы), а также для защиты своих интересов в случае угрозы со стороны посторонних молодежных групп. Особенно хорошо это сотрудничество проявляется в ряде крупнейших городов России – Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре и т. д.

При этом можно отметить, что деятельность данных молодежных групп имеет весьма различный характер. Бритоголовые и ультраправые футбольный болельщики – «фанаты» выполняют роль прямой и непосредственной «ударной силы». Именно они осуществляют акции устрашения и акты прямого физического насилия. В соответствии со словами известного скинхеда-неонациста (лидера группы из тридцати человек) – «именно благодаря нашей тяжелой и опасной работе всякая цветная нерусь понимает, что у русской нации есть кулаки».























































ГЛАВА III.

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО РАДИКАЛИЗМА В РОССИИ

Идеальным решением проблемы молодежного радикализма было бы «увязать» энергию, максимализм взглядов и новизну мышления молодого поколения с решением стратегических задач развития российского общества. Между тем, в предупреждении молодежного радикализма приоритетными направлениями являются усиление роли традиционных институтов социализации и сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Для данной модели характерны меры по усилению воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений, молодежных общественных объединений, средств массовой информации. Однако при централизованном подходе подобные меры приводят к распылению средств и сил, предназначенных непосредственно для работы с молодежью, их концентрации на отдельных этапах аналитической, экспертной, проектной деятельности. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности институт.

Одним из направлений предупреждения молодежного радикализма становится искусственное повышение возраста «взросления» путем введения двенадцатилетнего обязательного среднего образования, а также расширение системы заочного, очно-заочного, дистанционного среднего специального и высшего образования. С одной стороны, данная мера позволяет усилить социализирующую и контролирующую функцию семьи, образовательных учреждений. Кроме этого, адресный характер получает социальная политика, направленная на поддержку семей с детьми, расширение возможностей для самореализации, повышение жизненных шансов для социально незащищенных слоев молодежи, включая обеспечение жильем, трудоустройство. 

Однако важнейшим недостатком данной модели является ее ориентация на авторитарный тип социального управления, что ведет к игнорированию интересов молодежи, снижению их собственной социальной и политической активности. Такая модель не создает механизма управления латентными процессами, происходящими в молодежной среде. Появление и деятельность радикальных молодежных объединений, рост насилия, усиление социального и экономического неравенства всегда будут рассматриваться как побочный негативный эффект общественного развития.

Другое направление работы с молодежью предполагает снижение деструктивного потенциала и оптимизацию функционирования разнообразных молодежных субкультур, существующих в современной России. Сегодня наблюдается рост числа разнообразных неформальных молодежных движений, групп, в том числе и радикального характера. В связи с этим предупреждение радикализма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур. 

Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели:

1. деятельность, ориентированная на разрушение и (или) переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специально подготовленными специалистами, наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска, — альпинизм, сноуборд, скайдайвинг и т.д. 

2. деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, позитивных или же имитирующих радикальные настроения. Речь идет о создании и поддержке молодежных объединений, которые имеют привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности, и втягивает в сферу влияния этого объединения максимально большое количество молодежи, примером тому могут быть «прокремлевские» молодежные объединения — «Молодая гвардия Единой России», «Наши» и др.

Рассматриваемая модель профилактической работы имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, предполагает «мягкий», не силовой вариант предупреждения радикальной активности посредством учета интересов и предпочтений молодых людей. В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных специалистов, учреждений, работающих с молодежными субкультурами, недостаточной информированности государственных органов о молодежных субкультурах и протекающих в них процессах. Кроме этого, реализация данной модели требует достаточно серьезных материальных и финансовых вложений в молодежную сферу. Если первая модель предупреждения молодежного радикализма воспроизводит авторитарный тип социального управления, то вторая в большей степени ориентирована на организацию досуга — и в том, и другом случае молодежь выступает объектом политики, что препятствует формированию глубоких основ гражданского сознания и поведения.

Одним из эффективных направлений предупреждения молодежного радикализма могло бы стать вовлечение молодежи в конструктивную политическую и социальную деятельность. Более полное включение молодежи в политическую и социальную жизнь страны является не только решением специфических молодежных проблем, но и условием развития всего общества в соответствии с новыми задачами и новыми возможностями. Несмотря на то, что участие молодежи создает, на первый взгляд, дополнительные трудности, одна только возможность быть услышанными повышает перспективу лучшего понимания политики молодыми гражданами, а также повышает ответственность органов управления — все это становится существенной предпосылкой для демократического развития, социальной стабильности и безопасности.
          Собственно, участие молодежи в политике является важным показателем демократичности общества, и в целом данный тезис не вызывает сомнений. Некоторые различия существуют в определении способов обеспечения этого участия. Сторонники одного подхода аргументируют, что основным условием политического участия является снижение социальной эксклюзии и маргинальности, которые ущемляют молодежь в возможности взаимодействовать с органами власти и управления, получать необходимую информацию о различных перспективах в решении социально значимых вопросов и способах влияния на них. Эксклюзия ослабляет чувство собственного достоинства, лидерства, поддержки и согласия с публичными решениями, как на национальном, так и местном уровне. В авторитарных режимах обеспечение поддержки государственной политики требует огромных финансовых, технических, человеческих ресурсов. В демократических режимах позиция молодежи является частью публичной политики и в значительной степени определяет перспективы общественного развития.

Сторонники другого подхода исходят из того, что благополучие молодых людей зависит не от их политической активности, но от тех же факторов, которые образуют основной человеческий капитал. То есть приоритетным является формирование человеческого капитала, его сохранение, дальнейшее развитие и эффективное использование. Иначе говоря, политическая активность не поможет, например, при плохой успеваемости, низкой квалификации или рисках здорового поведения, что может привести к непоправимым последствиям для молодого человека во взрослой жизни. 

На основе выделенных подходов вырисовывается и различие в понимании целей молодежной политики: обеспечение участия молодежи в демократическом, правовом развитии общества или максимизация развития человеческого капитала молодежи, включая повышение уровня и качества образования, уровня доходов и сохранения здоровья. Очевидно, что эти взгляды не столько противоречат друг другу, сколько отражают отдельные аспекты молодежной политики.

Так, уровень образования, с одной стороны, характеризует когнитивные способности молодого человека, с другой, его социально-экономический статус и гражданскую позицию. Более образованные люди лучше социализированы, имеют более острое чувство гражданской ответственности, б?льшую компетенцию в определении, понимании и обсуждении политических проблем. Все это облегчает доступ к политике в целом и процессу принятия политических решений в том числе. Не случайно, на протяжении всей второй половины ХХ в. господствовало мнение, что распространение образования способствует экономическому росту, укреплению гражданских свобод и демократических ценностей.

Влияние образования хорошо заметно и в случае сравнения социально-политических установок молодежи и граждан с высшим образованием. Результаты исследований показывают, что лица с высшим образованием имеют большую степень толерантности к представителям других национальностей, религий, культур, инвалидам. Молодежь без высшего образования при этом демонстрирует средние значения толерантности, близкие к старшему поколению. Общее, что объединяет молодежь и лиц с высшим образованием, это понимание гражданского общества, прежде всего, как соблюдения принципа равенства возможностей, в то время как граждане старшего возраста и лица без высшего образования акцентируют внимание на распределении доходов по справедливости. Лица с высшим образованием также больше рассчитывают на свои силы, в то время лица без высшего образования — на помощь со стороны государства. Молодежь к уверенности в своих силах добавляет расчет на помощь родственников и друзей. Все это говорит о том, что роль образования в развитии молодежи, безусловно, имеет важное общественное и политическое значение.

Рост знаний и навыков позволяет людям участвовать в политической жизни на более высоком уровне, самостоятельно определяя характер решений, затрагивающих их жизнь, и не передавая эту задачу элитам. Повышение уровня образования является важнейшим условием формирования независимой социально-политической позиции и роста гражданской активности. В свою очередь изменение системы ценностей ведет к изменению характера политического участия. Наблюдаемая в последнее время тенденция снижения электоральной активности, партийного участия, падения уровня доверия политическим и общественным институтам говорит, отнюдь, не о нарастающей гражданской инертности. Это говорит о переходе от участия в политической жизни под руководством элит к противоэлитной политической активности, что во многом связано со сменой поколений. В то время как гражданская активность в ее конвенциональных, «ортодоксальных» формах снизилась, резко расширился масштаб движимых внутренней мотивацией, экспрессивных форм участия. Начало данной тенденции было положено еще в 60-.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.