VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Территориальное планирование в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006560
Тема: Территориальное планирование в Российской Федерации
Содержание
Оглавление

Введение 

3

	

Территориальное регулирование

5

	

Отечественный опыт территориального регулирования

5

	

Территориальное планирование в Российской Федерации

13

	

Роль опыта территориального регулирования СССР в современной России

22

2.  

Градостроительство в СССР

27

2.1. 

Градостроительство в России

34

Заключение 

37

Список использованной литературы 

39































Введение.

Система управления социально-экономическими процессами сложившаяся и действующая в нашей стране на сегодняшний день не в состоянии эффективно обеспечить решение задач инновационного развития экономики, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина. Ориентация модернизации управления на преимущественно рыночные механизмы обеспечивает инвестициями, прежде всего, экспортные сырьевые отрасли народного хозяйства и не позволяет решить ключевую проблему модернизации - структурную перестройку экономики. В то же время широко известные в нашей стране по прошлому опыту и применяемые в мире плановые институты и инструменты государственного управления и регулирования экономики практически игнорируются федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Особенно странно наблюдать эти факты в стране, впервые в мире отработавшей методологию и технологию народнохозяйственного планирования в масштабе целого государства, долгие годы демонстрировавшей её возможности при решении масштабных задач ускоренного развития страны и преодолевавшей трудности, недостатки, свойственные плановой системе хозяйствования. Любому плану, по его природе присущ обязывающий характер и, в этом смысле, планирование в определенной степени директивно, но отсюда никак не вытекает вывод о непригодности этого метода в управлении современной России. 

Безусловно, в целостном виде советская система планового управления неприемлема для управления в стране с рыночной экономикой, но это связано не только с директивностью планов и их централизованным характером. Дело также и в том, что советская система планирования, задавая цены, количественные характеристики показателей финансовой деятельности производственных структур экономики, определяя объемы и номенклатуру их продукции, осуществляя процессы прикрепления поставщиков к потребителям, по существу формировала стержневую основу хозяйственного механизма, практически не оставляя достаточной свободы руководителям и коллективам производственных структур для проявления инициативы и самостоятельности. 

Цель работы - рассмотреть основные черты т этапы территориального планирования и градостроительства в СССР. 

Задачи работы: изучить специфику советской системы планирования, выявить особенности планирования на областном, городском и районном уровне.

Предмет исследования - территориальное планирование и градостроительство в СССР . 

В ходе выполнения данной работы использовались следующие методы: анализ, синтез, дедукция, обобщение. Теоретической и методической базой исследования является литература, касающаяся рассматриваемой темы.























Территориальное регулирование

Отечественный опыт территориального регулирования

Известны три основных типа современной экономики по механизму ее функционирования, сложившихся в определенных исторических условиях: рыночная - в подавляющем большинстве стран (насчитывает свыше 200 лет), плановая — в СССР и других бывших соцстранах (около 70 лет), планово-рыночная - при советском нэпе, в современном Китае и некоторых других странах (примерно 30 лет). Каждому из этих типов присуще государственное регулирование, но его размах и активность существенно различаются. Наиболее широко и глубоко регулируется плановая экономика, прежде всего при директивно-централизованной форме; наименее — рыночная, особенно на начальной стадии капитализма. Либерально-рыночная модель, однако при усиливающейся тенденции современного рынка к целенаправленно регулируемому развитию, занимает промежуточное положение.
 	Современная экономика требует активного регулирования государством, размещения и регионального развития производительных сил (территориальное развитие), поскольку они относятся к крупномасштабным общенациональным целям, которые слабо реализуются механизмом рынка. 
          При сугубо общественном характере процессов территориального разделения труда исходные реализуемые формы, прямые регуляторы здесь мало зависят от экономической системы. Например, и государственный план, и федеральная программа региона связаны со значительными централизованными инвестициями. Поэтому во всех передовых и многих развивающихся странах налажено сильное территориальное регулирование.     Оно существует в различных формах и видах:

законодательное регламентирование,

прогнозирование, планирование и программирование региональной экономики,

бюджетное перераспределение национального дохода между территориями,

проведение целевой региональной политики (налоговой, кредитно-финансовой и проч.),

контроль за ценами, доходами, занятостью, состоянием окружающей природной среды и так далее.

Осуществленные за советский период, в неразрывной связи с индустриальным переустройством экономики, коренные сдвиги в размещении народного хозяйства, масштабах и структуре социально-экономического развития регионов нашли наглядное выражение:

в пятикратном (с 4 до 22%) увеличении доли восточных районов (Сибирь, Казахстан и др.) в промышленном производстве страны, благодаря широкому освоению природных богатств которых значительно приросла территория нового размещения и развития хозяйства, возросло экономическое и оборонное могущество государства и повысилась производительность труда;

в полном обновлении материально-технической и организационной базы старопромышленных районов (Центр, Северо-Запад, Донбасс и др.), получивших современную индустриальную специализацию и многократно умноживших масштабы хозяйства, в результате чего они смогли внести решающий вклад в 200-кратное приращение индустриального потенциала СССР;

в создании по всей стране 100 млн. новых рабочих мест в городских и промышленных отраслях (рост — 8,6 раза при увеличении населения в 1,8 раза), что, наряду с обеспечением полной занятости и ликвидацией аграрного перенаселения и безработицы, послужило важнейшим условием быстрого экономического роста и повышения народного благосостояния;

в увеличении количества городов — основных центров экономического и культурного прогресса — с 709 в 1926 г. до 2200 в 1990 г. (в том числе с числом жителей от 100 тыс. с 31 до 291) и удельного веса городского населения — с 18 до 66%;

в невиданном хозяйственном и культурном подъеме всех союзных и автономных республик на основе рационального территориального разделения труда, когда, например, темпы промышленного роста у многих из них в несколько раз превышали среднесоюзные, в результате чего ликвидировано их фактическое неравенство и успешно решалась проблема выравнивания территориальных уровней хозяйст-венного и социального развития (разрыв между экономическими районами по производству промышленной продукции на душу населения сократился с 38 раз в 1926 г. до 3 раз в 1980 г.);

в приближении промышленности к источникам сырья, топлива, трудовым ресурсам и районам потребления продукции, формировании рациональной специализации и комплексного развития хозяйства регионов, сокращении и ликвидации излишне дальних, встречных и других неоправданных межрайонных связей, что принесло стране огромную экономию затрат общественного труда, обеспечило рост внутреннего накопления и повышение уровня жизни народа, послужило важным условием укрепления обороны страны.

Формирование новой территориальной структуры народного хозяйства, сопровождавшее радикальные преобразования материально-технической базы, форм собственности и социального состава населения, активно способствовало упрочению общественного и государственного строя Советского Союза, а затем послужило одной из важнейших материальных основ реформирования постсоветской экономики.

В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П.Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Челинцева, А.И.Скворцова, П.П.Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.

Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно-территориальному устройству. В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.

Непримиримые критики “прошлого наследства”, при всем желании, не могут опровергнуть такие реальности, обусловленные потенциалом и размещением советской экономики: 

как высочайшие темпы и огромные масштабы промышленного развития и капитального строительства в большинстве регионов СССР, как решающая роль своевременно созданной промышленной базы Востока в победе над германским фашизмом

как фактически полное (свыше 90%) распространение у нас рабочих мест, созданных по всей стране в годы советских пятилеток

как почти 100%-ная доля в огромной приватизированной собственности основных фондов, введенных повсеместно в советское время и так далее и тому подобное. 

Эти факты становятся еще более значимы, если учесть, что плановая экономика СССР насчитывала 62 года (с 1928 г.), а «рыночная» дореволюционная в России, где и в помине не было подобных преобразований, — 56 лет (с 1861 г.), т.е. почти столько же. 

       При составлении планов первой, а затем других пятилеток широко применялся конструктивный метод последовательных (вариантных) приближений к оптимуму (постадийная увязка проектировок по всей территориально-отраслевой системе и ее отдельным элементам). Всегда практиковались вариантная проработка планов, метод экспертных оценок и особенно — балансовый метод (ряд балансовых прикидок содержался еще в плане ГО-ЭЛРО). С конца 30-х годов сложилась традиционная форма материальных и других территориальных балансов, а с 60-х — разрабатывались также межотраслевые. Порайонные балансы рассчитывались постоянно, межрайонные — периодически, позволяя улучшать планирование размещения отраслей, комплексного развития районов и межрайонных связей. Последовательно совершенствовались методы оценки экономической эффективности хозяйства, а в последние советские десятилетия - оптимизационных расчетов (с применением экономико-математических моделей многоступенчатой оптимизации развития и размещения производства и др.).
   	Задачам обоснования территориального разреза отраслевых и комплексных районных планов отвечала система плановых (директивных) и расчетных показателей (производства, капитального строительства, титульные списки строек и проектно-изыска-тельских работ, социальной сферы, натуральные и стоимостные, количественные и качественные характеристики).
 	Становление СССР как великой индустриальной державы неразрывно связано с политикой размещения производительных сил. И на этом пути достигнуты бесспорно выдающиеся успехи. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на допущенные при территориальном регулировании серьезные просчеты и недоработки.

В период индустриализации при остроте проблемы внутреннего накопления и жестких сроках капитального строительства, сужении возможностей использования хозрасчета и расширении сферы командного управления допускались частые корректировки планов, делавшие их излишне напряженными и во многом нереальными (например, программа строительства заводов черной металлургии в первой пятилетке). В планах и проектах не всегда должным образом учитывались технико-экономические факторы размещения отраслей.

Хотя уже были разработаны надежные методы комплексной оценки экономической эффективности хозяйственных мероприятий, целесообразность выбора мест дислокации предприятий в проектах нередко определялась односторонне - в основном по величине транспортных издержек (Сталинградский тракторный завод и др.). С запозданием, только в третьей пятилетке был поставлен вопрос о планировании комплексного развития хозяйства всех экономических районов. Это вызывалось ростом чрезмерно дальних и встречных перевозок грузов: донецкий уголь в середине 30-х годов завозился на Урал и даже в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток, металл с Юга — в Восточную Сибирь и на Дальний Восток и т. д.
С середины 60-х годов, в том числе в «застойный» период (с 70-х годов), как и прежде, были достигнуты положительные результаты в развитии территориальной структуры единого народнохозяйственного комплекса, однако им сопутствовали и крупные просчеты.

Предусматривая в программе капитального строительства преимущественное размещение трудоемких производств в Сибири при явной недостаточности кадров, министерства не учитывали напряженный баланс трудовых ресурсов и повышенные затра ты на их обустройство, а также большой и постоянно увеличивающийся порожний вагонопоток с запада на восток на железных дорогах. При таком положении выгоднее было завозить туда некоторые виды продукции трудоемкого изготовления (машины, ткани, обувь и т. д.) вместо перемещения новых работников с семьями и создания соответствующей социальной инфраструктуры. Во многих регионах сильно обострилась экологическая обстановка.

Финансовый механизм советского территориального планирования действовал в основном в двух направлениях: 

1) прямые вложения из союзного и республиканских бюджетов в экономику регионов (на строительство и реконструкцию предприятий, в инфраструктуру и т. д.); 

2) бюджетное регулирование — отчисления от доходов государственного бюджета (передаваемых для выполнения народнохозяйственного плана по подведомственному сектору экономики) в нижестоящие бюджеты (союзно-республиканские, областные и т. д.) в дифференцированных процентах от суммы поступлений дохода (налога) на данной территории; такой способ сбалансирования доходов и расходов нижестоящих бюджетов заинтересовывал каждый территориальный орган власти в выполнении плана общесоюзных государственных доходов (налогов).

 	Главными источниками средств для бюджетного регулирования служили налог с оборота, подоходный налог с населения и некоторые другие. В случаях, когда бюджет союзной республики или местного совета не мог быть сбалансирован (в основном не хватало средств на социальные расходы) даже при передаче ему всей суммы доходов, поступающих на его территории, выделялась дотация из государственного бюджета. Из-за пониженного уровня социально-экономического развития хронический дефицит, требующий больших финансовых вливаний из центра, испытывали бюджеты Казахстана и республик Средней Азии.









Территориальное планирование в Российской Федерации

По экспертным оценкам, неэффективная пространственная (территориальная) организация хозяйственной деятельности на территории России обходится ей потерей как минимум 2 - 3% ВВП ежегодно. Безусловно, что такая ситуация, тем более на фоне последствий финансово-экономического кризиса, не может устраивать ни федеральные, ни региональные органы государственной власти. Приходится констатировать, что вопросам территориального планирования России уделяется недостаточно внимания, даже несмотря на то, что эта сфера отношений очень важна для страны с точки зрения сохранения и укрепления ее территориальной целостности и национальной безопасности.
          Пространственное (территориальное) измерение процессов развития национальной экономики имеет принципиальное значение для любой страны. Для России территориальное планирование приобретает особую значимость, учитывая факторы большой площади территории и разнообразие географических и климатических условий страны. Более того, территориальное планирование, с одной стороны, выступает важным этапом планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд и, таким образом, задает ориентиры для инвестиционного развития территорий. С другой стороны, территориальное планирование одновременно выступает важным элементом обеспечения инвестиционного климата в стране, в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании, поскольку обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий органов публичной власти в одном из важнейших направлений экономической политики государства - в развитии общественной инфраструктуры, в деятельности по снятию инфраструктурных ограничений для развития бизнеса. Эти прозрачность и предсказуемость являются также важной дополнительной гарантией прежде всего экономических прав российских граждан.
 	Проблема правового регулирования территориального планирования в России не нова. Анализ советского опыта территориального планирования показывает, что в законодательстве в качестве основных задач территориального планирования провозглашались: совершенствование территориальной организации общественного производства; осуществление дальнейших прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, которые должны были обеспечивать экономию общественного труда; комплексное и высокоэффективное развитие всех союзных республик и экономических районов, каждого региона страны на основе их рациональной специализации; создание оптимальных динамичных пространственных пропорций производства и распределения продукции; совершенствование систем расселения; охрана природы и улучшение окружающей среды. Региональное планирование в СССР опиралось на системы экономических районов страны, формировавшихся территориально-производственных комплексов, административно-территориальных единиц. Народнохозяйственный план утверждался Верховным Советом СССР и тем самым имел силу закона. Для современной России вполне могут быть заимствованы отдельные элементы советского опыта, прежде всего в части экономического районирования и системы расселения, чего, собственно, сейчас нет в действующем федеральном законодательстве.
 	Проблемам территориального планирования уделяется достаточно внимания в законодательстве иностранных государств, в том числе и с федеративной формой государственного устройства. Так, территориальное планирование в Германии имеет четыре уровня. На федеральном уровне в соответствии с положениями Федерального закона "О территориальном планировании" устанавливаются рамочные условия пространственного развития для территории ФРГ. Ответственность за федеральный уровень территориального планирования несет Федеральное министерство территориальной организации, строительства и градостроительства. На уровне федеральных земель в соответствии с Федеральным законом "О территориальном планировании" разрабатывается земельная программа территориальной организации, в которой закрепляются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли.
Региональный уровень является промежуточным между земельным и муниципальным планированием. С одной стороны, региональное планирование должно конкретизировать главные цели, сформулированные плановыми органами, на уровне земли. С другой стороны, его задачей является координация плановых решений, принятых отдельными общинами, и приведение их в соответствие с целями земельного планирования. Региональное планирование осуществляется с помощью региональных плановых союзов, в пределах которых существуют сбалансированные хозяйственные и общественные связи.
 	Местное планирование - низшая ступень в системе планирования ФРГ, которая находится в компетенции органов местного самоуправления. В местном планировании различают планирование развития муниципальных образований и перспективное развитие градостроительства. Задачей муниципального планирования является комплексное планирование общины. План развития муниципального образования устанавливает рамки полномочий при реализации мероприятий, осуществляет координацию и контроль в соответствии с поставленными задачами. Перспективное планирование градостроительства является разработанной на уровне общины стратегией строительства на ее территории. Оно узаконено в Федеральном своде законов о строительстве для территории ФРГ.
Таким образом, вопросы территориального планирования в ФРГ имеют достаточно детальную регламентацию. Следует подчеркнуть, что сам процесс реализации механизма территориального планирования, согласованности и взаимоувязанности территориального планирования на всех его уровнях хорошо поставлен и в этой связи относительно успешно реализуется. Однако необходимо учитывать и такой объективный фактор, как площадь территории Германии, которая в разы меньше площади территории России, а освоенность территорий практически приближается к 100%.
 	Учитывая важность территориального планирования не только с точки зрения социально-экономического развития, но и с позиции обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности России, государственная политика в сфере территориального планирования должна преследовать следующие стратегические цели:
- обеспечение государственных гарантий предоставления определенного объема и набора социальных услуг всем гражданам Российской Федерации независимо от региона проживания, а также создание равных возможностей гражданам в реализации их прав и законных интересов;
- сокращение различий в уровне социально-экономического развития и одновременное наращивание экономического потенциала субъектов Российской Федерации;
- сбалансированное размещение производительных сил и расселение в стране.
 	Достижению указанных целей стратегического территориального планирования препятствует целый ряд проблем, наиболее значимыми из которых являются проблемы в сфере правовой регламентации территориального планирования. Действующее законодательство (Градостроительный кодекс РФ, нормативные акты Правительства РФ в указанной сфере) не решают проблем в сфере территориального планирования, поскольку имеют существенные пробелы в нормативно-правовом регулировании.

В экономической литературе под территориальным (региональным) планированием понимается регулирование территориального развития при взаимодействии федеральных и региональных органов власти путем перераспределения государственных бюджетных средств, реализации мер административного регулирования, координации реализации инвестиционной деятельности. Существуют и другие подходы к определению территориального планирования. Свое толкование территориального планирования дает и федеральное законодательство. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Анализ определения территориального планирования, данного в законодательстве, позволяет сделать вывод о том, что из состава понятия территориального планирования выводится вопрос о планировании расселения населения по территории страны, что является, на наш взгляд, не совсем правильным. Между размещением производительных сил по территории страны и расселением в определенных случаях должен существовать баланс. Возникает вопрос: если нет соответствующей инфраструктуры на определенной территории, каким образом на этой территории может на качественном уровне проживать население? Ответ очевиден: не может. Такой же дисбаланс может возникнуть и в случае размещения соответствующей инфраструктуры на определенной территории с одновременным отсутствием на этой территории населения. Однако, с другой стороны, в определенных случаях, например, если на соответствующей территории размещены стратегические жизненно важные для страны объекты и они выполняют роль обеспечения безопасности страны, несоответствие между размещением инфраструктуры и расселением населения возможно. Учитывая изложенное, вопрос о проблеме баланса размещения производительных сил, инфраструктуры и расселения на соответствующей территории должен найти свое разрешение, в первую очередь правовое.
 	Важную роль в сфере территориального планирования в России в настоящее время играет проблема разработки документов в сфере территориального планирования. Необходимость разработки таких документов предусматривает глава 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 9 Кодекса в документах территориального планирования определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве документов территориального планирования выступают схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отсутствие в проекте федерального закона соответствующих норм, регламентирующих общие принципы стратегического планирования на уровне муниципальных образований, нарушает принцип единства и целостности стратегического планирования, установленный в ст. 12 законопроекта, учитывая тот факт, что хотя местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, в то же время является неразрывным звеном существующей в России трехуровневой системы управления. В этой связи в проекте федерального закона следует регламентировать общие принципы организации стратегического планирования на местном уровне, включая территориальное планирование.
 	Таким образом, постепенно идет процесс совершенствования нормативно-правовой базы территориального планирования, который направлен как на решение технических вопросов, так и на углубление конструктивного подхода к обеспечению сочетания стратегического и территориального планирования. Однако еще остаются многие нерешенные вопросы. В настоящее время ведется работа над разработкой генеральной схемы территориального планирования России, принятие которой предполагается осуществить в 2010 г. Одновременно практически во всех субъектах Российской Федерации, а также на уровне муниципальных образований разрабатываются собственные схемы территориального планирования.
 	Учитывая достаточно жесткую регламентацию разработки и согласования схем территориального планирования как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, а также очевидно возникающий конфликт интересов между согласующими субъектами территориального планирования, сам процесс территориального планирования превращается в достаточно сложную и вялотекущую процедуру, даже несмотря на установленные сроки разработки схем территориального планирования. Кроме того, процесс разработки схем территориального планирования, в особенности в муниципальных образованиях, обусловлен относительной дороговизной разработки. По экспертным оценкам, разработка генерального плана сельского поселения стоит примерно, исходя из той практики, которая на сегодня сложилась, 1 млн. руб., на уровне муниципального района - примерно 2,5 млн. руб. 

Немаловажную роль в территориальном планировании в России играют крупнейшие российские сетевые компании. Речь идет о крупнейших российских компаниях, деятельность которых осуществляется в большинстве субъектов РФ. Для России это, как правило, естественные монополии, играющие ведущую роль в жизнеобеспечении страны и ее населения (ОАО "РЖД", "Газпром", крупнейшие энергокомпании, Государственная корпорация "Фонд ЖКХ" и др.).

Следует отметить, что федеральное законодательство не предусматривает специальных норм, направленных на регламентацию деятельности крупнейших сетевых компаний и иных хозяйствующих субъектов, касающихся осуществления ими деятельности в сфере территориального планирования и социально-экономического развития соответствующих территорий, что, на наш взгляд, является неправильным. Дело в том, что роль крупнейших российских сетевых компаний в территориальном планировании особенно важна с точки зрения их мобилизационного назначения в жизнеобеспечении страны, в том числе для целей национальной безопасности страны. Поэтому вопрос о детальной правовой регламентации механизмов участия крупнейших сетевых компаний в осуществлении региональной политики, и в частности в территориальном планировании страны, является крайне важным.

Недостаточная способность разрабатываемых схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях устранить накопленные диспропорции пространственного развития страны и отдельных территорий, несогласованность на всех уровнях стратегических документов социально-экономического развития и документов территориального планирования требуют решения целого комплекса задач.
Во-первых, необходимо разработать стратегические направления в сфере пространственного развития страны в целом и отдельных регионов.
Во-вторых, требуют совершенствования правовые механизмы разработки и реализации схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Так, опыт формирования и реализации схем территориального планирования и стратегий социально-экономического развития субъектов РФ показал, что большинство из них разработаны без учета федеральных документов в этой сфере. Более того, большинство субъектов РФ объединены общими стратегическими задачами и горизонтальными связями между собой, однако их схемы территориального планирования согласованы между собой слабо.
 	Вышеперечисленные задачи могут найти свое решение и правовую регламентацию в Федеральных законах "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", Доктрине регионального развития Российской Федерации, в Постановлении Правительства РФ "О порядке разработки и корректировки схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях", а также в целом ряде других нормативных правовых актов.













Роль опыта территориального регулирования СССР в современной России

Устранению крупных недостатков территориального регулирования в нынешней России могло бы помочь критическое использование советского опыта времен реконструктивных, восстановительных и стабилизационных перестроек экономики.

В данной связи большой научный и практический интерес представляют:

опыт разработки в период первых пятилеток системы закономерностей, принципов и факторов планомерного размещения и регионального развития производства; широкого круга соответствующих плановых показателей, балансов, методов их расчета, методических приемов районирования отраслей народного хозяйства и транспортно-экономических связей, выбора районов и пунктов дислокации промышленных предприятий, определения путей решения посредством размещения производительных сил национального вопроса, проблемы ускоренного подъема хозяйства и культуры отсталых республик, совершенствования общеэкономического районирования и обоснования производственной специализации районов, “комбинатского” планирования, подготовки крупномасштабной регионально-комплексной программы формирования Урало-Кузнецкого комбината, организации четкой системы взаимодействия центральных и местных плановых и хозяйственных органов в работе по планированию размещения и регионального развития производства;

закрепление и развитие в предвоенные годы научно-организационных достижений в области нового размещения производительных сил, организация проверки выполнения планов по территории, широкое сочетание основных и местных производственных баз, строительство предприятий-дублеров, развитие внутриотраслевой технической конкуренции (военные заводы), укрупненное экономическое районирование, комплексное развитие районов и экономических очагов, крупные работы по упорядочению межрайонных связей с использованием территориальных балансов и схем районирования перевозок;

успешное решение проблемы воссоздания и улучшения планового размещения производительных сил в послевоенные годы с использованием принципа ведущего звена (приоритетности) для преодоления огромных трудностей и реализации важнейших народнохозяйственных задач, дальнейшее укрепление организационно-методической базы планирования размещения производства — координация Госпланом СССР научных конференций по экономическим районам, разработка им официальных положений о порядке выбора района, пункта и площадки для строительства промышленных предприятий и так далее;

новые организационные формы и методы планирования размещения и регионального развития производительных сил, включая разработку региональных комплексных программ, в 60—80-х годах в свете долговременной экономической политики государства, формирования и укрепления единого народнохозяйственного комплекса страны;

организационно-методические особенности разработки территориального разреза VIII—XII пятилетних планов, обоснование в них важнейших сдвигов в размещении отраслей народного хозяйства, дальнейшее освоение природных богатств, развитие основных производств в старых и новых районах, совершенствование специализации и структуры хозяйства союзных республик и экономических районов, формирование промышленных узлов и территориально-производственных комплексов, рационализация межрегиональных связей;

новые формы и методы предплановых исследований — отраслевые, территориальные (региональные) и генеральные схемы развития и размещения производительных сил, широкие балансовые и оптимизационные расчеты, составлявшие характерную черту планирования в условиях развитого народного хозяйства;

обоснование в 80-х годах перспектив планового размещения производительных сил, проблем и направлений дальнейшего развития межотраслевых комплексов промышленности и транспорта, региональных аспектов Продовольственной и Энергетической программ, размещения народного хозяйства союзных республик и экономических районов, в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.