VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Территориальная организация образовательных услуг томпонского района

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002320
Тема: Территориальная организация образовательных услуг томпонского района
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» 
Институт естественных наук
Кафедра географии


Территориальная организация образовательных услуг томпонского района
(Дипломная работа)




Допущена к защите «___»_______________2016 г. 
Протокол №_______

Заведующий кафедрой 
Данилов Ю.Г., к.г.н., доцент
_______________(подпись)

Работа защищена
«___»_______________2016 г.

Протокол №______________ 



Выполнила: студентка VI курса
СВФУ ИЕН ГО-10, з/о
Попова Марфа Романовна

Руководитель: Гнатюк Г.А.
к.г.н., профессор 
_______________(подпись)

Рецензент:
Фамилия И.О., ученая степень,
Звание, должность
_______________(подпись)


с оценкой ________________

Секретарь ГАК:
Яковлев Н.А., ассистент
_______________(подпись)

Якутск 2016
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические и методические подходы к исследованию и изучению образовательных услуг……………………………………………..5
1.1. Основные понятия и принципы развития образовательных услуг и их территориальной организации……………………………………………...5
1.2. Методика исследования территориальной организации образовательных услуг…………………………………………………….12
Глава II. Общая характеристика образовательных услуг в Томпонском районе…………………………………………………………………………….19
2.1 История развития образовательных услуг в районе……………….....19
2.2. Факторы развития образовательных услуг и формирования их пространственной организации……………………………………………26
2.3 Современное состояние общеобразовательных услуг в Томпонском районе……………………………………………………………………….29
Глава III. Пространственные различия общеобразовательных услуг Томпонского района…………………………………………………………...33
3.1. Территориальная структура общеобразовательных услуг………….33
3.2. Материально – техническое оснащение общеобразовательных услуг района…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы……………………………………………………………50
Приложение………………………………………………………………………




Введение
     Актуальность.Образование является объектом исследования различных наук, прежде всего, педагогики, социологии, философии. В отечественной социально-экономической географии система образования редко становится объектом изучения или рассматривается как одна из специализированных общественных структур, оказывающих влияние на территориальную организацию жизни общества. 
     Система общего образования обеспечивает подготовку кадров для всех сфер жизнедеятельности общества и от качества этих человеческих ресурсовзависит появление в регионе диспропорций в обеспечении его устойчивогоразвития. Сфера общего образования является элементом межотраслевыхэкономических структур, которые сформированы исторически в границахконкретных  регионов.  Изучение  территориальной  системы  общего образования (ТСОО), как ведущей составляющей системы образования региона, занимает  важное  место  при  изучении  социально-экономических особенностей  регионов.  
     В  общественно-географической  практике  отсутствуют  примеры изучения и выявления пространственных различий ТСОО Томпонского района.
Цель исследования - дать характеристику территориальной организации системы общего образования Томпонского района.
Исходя из цели стояли следующие задачи: 
- изучить методику исследования территориальной организации общеобразовательных услуг;
- изучить историю развития и формирования общеобразовательных услуг района;
- выявить факторы развития образовательных услуг;
- охарактеризовать современное состояние общеобразовательных услуг в районе;
- выявить пространственные различия общеобразовательных услуг на территории района;
Объектом исследования является общеобразовательные учреждения Томпонского района.
Предмет: состояние и пространственные особенности общеобразовательных услуг Томпонского района.
Методы исследования:применялись как традиционные(описание, сравнение), так и современные методы(статистические, картографические).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литератур, приложения.
В 1 главе рассматривается основные понятия и принципы развития образовательных услуг и их территориальная организация.Методика исследования территориальной организации образовательных услуг.
Во 2 главе дается  история развития образовательных услуг в районе и их территориальная организация. Факторы развития образовательных услуг и формирование их пространственной организации. Современное состояние общеобразовательных услуг в Томпонском районе.
В 3 главе говорится о территориальной структуре и материально – техническом оснащении общеобразовательных услуг района.
В работе использовано __ источников, приведено __ таблиц.









Глава I. Теоретические и методические подходы к исследованию и изучению образовательных услуг.
1.1. Основные понятия и принципы развития образовательных услуг и их территориальная организация.
     Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения [2]. Так как услуга обязательно должна иметь потребителя, то в качестве потребителя в образовательных услугах выступает гражданин.
     Цель образовательных услуг: передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их учащимися.
     Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением [1]. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:
• услуги в системе дошкольного воспитания;
• услуги в системе среднего образования;
• услуги в системе высшего образования;
•услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);
• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);
• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство)[12].
     Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования следующие:
* воспитание;
* социализация;
* подготовка квалифицированных специалистов;
* приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
     В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [11].
     Практическая реализация образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
     Современным образовательным законодательством определено, что образовательную деятельность в Российской Федерации осуществляют государственные и негосударственные образовательные организации. Большинство образовательных организаций представлено в форме образовательныхучреждений [13].
     Образовательное учреждение (организация) - это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударсвтенными. В настоящее время они разделены по следующим типам:
1. дошкольные;
2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4. учреждения дополнительного образования взрослых;
5. дополнительного образования детей;
6. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
7. учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8. другие учреждений, осуществляющие образовательный процесс[11].
     Особенности правового положения каждого типа образовательных учреждений определены в типовых положениях об образовательных учреждениях. В последующем все образовательные учреждения будут разделены по типам образовательных программ, которые они реализуют. К организациям, реализующим основные образовательные программы будут отнесены - дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования. К организациям, реализующим дополнительные образовательные программы, будут отнесены - организация дополнительного образования, реализующая дополнительные общеобразовательные программы и организация дополнительного профессионального образования, реализующая дополнительные профессиональные программы.Тип образовательной организации будет определяться при ее создании (реорганизации) или переименовании, и закрепляться в уставе. Образовательные учреждения в рамках одного типа в настоящее время делятся по видам, а в последующем видовое разнообразие будет отмечено только в их наименовании. При этом будет возможным вводить специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности[13]. 
     Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей). В таблице 1 приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.                                                                                                        
Таблица 1
Образовательные ступени.
Образование
Дошкольное
Общее
Профессиональное

Началь-ное
Основ-
ное
Сред-нее
Началь-ное
Сред-нее
Высшее
Послеву-зовское
Ясли, Детский сад
1-4-е класы школы
5-9-е кл. школы
10-11-е кл. школы
ПТУ, проф-лицей
Техни-кум, колледж
Бакала-вриат,
Специа-литет,
Магис-тратура
Аспиран-тура,
Докторан-тура
Таблица составлена автором по источнику [13].
     Далее будем рассматривать систему образования на примере общего (школьного) образования.К общему образованию относятся: начальное общее образование, основное общее образование и среднее (полное) общее образование.
     Начальное общее образование — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.
     Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное образование.
     Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в ВУЗ. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
* дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
* самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности[14].
По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
     Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
     Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства). 
     Общее (школьное) образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки[14].
	Базисом научного исследования территориальной системы общего образования (ТСОО) является методология изучения пространственных систем,имеющих отношение к условиям жизни населения. Методология определяет направление научного поиска, его принципы, законы, формы научнойдеятельности, а тактика реализации научного поиска связана с конкретнымиметодиками исследования. 
     Методология исследования территориальной организации системы общего образования базируется на методологии экономической и социальной географии и ориентируется на решение территориальных, социально– экономических проблем функционирования указанной системы. Эффективность методологии зависит от объективности и глубины её раскрытия конкретными методиками исследования. 
     Методология исследования ТСОО должна основываться на представлении о том, что пространственные объекты изучаются при помощи таких методов, которые раскрывают содержание их территориальной структуры и дают возможность сформулировать рекомендации по оптимизации (совершенствованию) территориальной организации составных компонентов исследуемых пространственных объектов [3]. Таким образом, методика исследования ТСОО должна включать такие способы её познания, которые позволят оптимизировать компоненты этой системы и директивно, и на принципах самоорганизации. Следовательно, целью изучения территориальной организации системы общего образования является выяснение тесноты или наличия связей между компонентными блоками системы, а также характеристика особенностей проявления этих связей в региональных условиях.
     Сопряжённый анализ структурных компонентов ТСОО должен основываться на следующих принципах: 
     1. Территориальности – система общего образования на любом пространственном уровне привязана к территории, в пределах которой функционируют ее функционально-отраслевые (демографический блок, социально-экономический блок, инфраструктурный блок, штатно-квалификационно-должностной блок, деятельностно-результатирующий блок) и управленческие блоки. При использовании принципа территориальности необходимо учитывать, что внутренние взаимосвязи между компонентами системы общего образования обусловлены распределением этих компонентов в пространстве, имеющем границы.
	2. Комплексности – ТСОО, с одной стороны, состоит из рядаформирующих блоков различной иерархии, а с другой, являетсясоставляющей более сложной системы экономики региона. В связи с этимнеобходим учет совокупности факторов, влияющих на развитие ТСОО, атакже влияние ТСОО на развитие региона. Упомянутые исследования должны проводиться в комплексе.
     3. Объективности – территориальная организация ТСОО является объективным результатом взаимодействия отраслей образования и общества на территории региона. Исследование территориальной организации ТСОО должно исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное. 
     4. Моделируемости – территориальная организация ТСОО может быть представлена в виде множества моделей, каждая из которых должна быть ориентирована на определенную группу свойств исследуемой системы. Реакция ТСОО на моделирование как внешнее управленческое  воздействие имеет пороговый характер. Для изменения территориальной организации ТСОО требуется прирост воздействия, превосходящий некоторое пороговое значение. Такие изменения могут быть связаны с финансированием, политикой и информацией, которые, накапливаясь, проявляют свое влияние скачкообразно, путем качественного перехода. 
     5.Устойчивого развития - процесс развития территориальной организации ТСОО при управлении, в котором происходит привлечение экономических ресурсов, направление инвестиций, ориентация развития и институциональные изменения должны быть согласованы друг с другом и должны укреплять нынешний и будущий потенциал удовлетворения человеческих потребностей в образовании. Во многом устойчивое развитие образования  играет весомую роль в обеспечении качества жизни людей[3].
     Совокупность представленных принципов определяет совокупность факторов, которые необходимо учесть при исследовании территориальной организации ТСОО. 
      
1.2. Методика исследования территориальной организации образовательных услуг
     В социально-географическом исследовании территориальной организации системы общего образования на различных пространственно-временных уровнях выделены ряд этапов, на протяжении которых реализуются описанные выше принципы построения методики изучения территориальной организации ТСОО (рис. 1). 
     В процессе осуществления подготовительного этапа исследований четко обосновывается цель работы, разрабатывается её программа, осуществляются сбор, систематизация и анализ материалов исследований, рассматриваются организационные вопросы. 
     В системе методов, применяемых на подготовительном этапе, различаются методы сбора и систематизации материалов, методы определения эмпирических зависимостей, методы построения и изложения научной теории (гипотезы) [10]. 
     
     
     
Рис.1.  Этапы социально-географического исследования территориальной организации системы общего образования

Содержание этапа		      Методы			            Результаты






Содержание этапа		      Методы			              Результат ы





Содержание этапа	               Методы			               Результаты




Содержание этапа		      Методы			                Результаты


Источник [Гончарова Н. Г. Географический подход к изучению территориальной системы общего образования, 131 с.].
     
     Принципиально важным при такой постановке исследовательской задачи представляется описание методики отбора критериев для выявления условий трансформации территориальной организации ТСОО. Указанные критерии должны быть отобраны по принципу универсальной характеристики компонентов каждого блока ТСОО. Имеется в виду сочетание в искомых критериях экономических, социальных, политических природно-географических составляющих, позволяющих максимально информативно исследовать функционально-отраслевой и, особенно, территориальный блок системы общего образования[6]. 
     Информационным источником на подготовительном этапе при рассмотрении ТСОО являются данные статистических отчетоврегионального управления статистики. 
     Источником информации для исследования ТСОО так же могут выступать картографические материалы, характеризующие социально-географические особенности региона не представленные в виде статистических данных. 
     Отдельно выделим аналитические данные, не имеющие отображения в статистике, картах и полученные за счет анализа литературных источников, экспертных характеристик территории, данных социологических опросов. 
     Аналитический этап исследования ТСОО характерен выяснением причин, лежащих в основе пространственной организации этой системы, её   функционально-отраслевой, территориальной и управленческой структур. Если в ходе описательного этапа устанавливается наличие связи между характеристиками системы общего образования, то в ходе аналитического исследования определяется природа этих связей. При проведении аналитического исследования обычно используется комплекс методов анализа геоинформационных (ГИС) систем.
     Важным этапом изучения ТСОО выступает процесс районирования их территориальных компонентов. Проблема районирования в географии, в том числе и социально-экономической, является ключевой при исследовании территориальных систем. Географическое районирование территорий основывается на фундаментальных работах в сфере географии и картографии
Н. Н. Баранского; А. М. Берлянта; В. А. Бокова, А. Г. Воронова, А. Г. Исаченко, А. А. Келлера, Е. Н. Павловского, Б. Б. Прохорова,  Б. Б. Родомана, Ю. Г. Саушкина, В. И. Стурмана [6]. 
     Методология районирования базируется на использовании географических подходов, в первую очередь, картографического метода исследования и типизации. Принципы картографирования опираются на тематические карты, содержащиеся в комплексных атласах.
     Важным направлением на этапе районирования является разработка критериев районирования, которая актуальна для отображения результатов исследований и регионального анализа и содержательной интерпретации составленных карт[10]. 
     Для визуализации схемы районирования ТСОО необходимо формирование тематических баз данных, представленных в ГИС. При разработке схемы районирования можно использовать различные коэффициенты, отображающие современное состояние системы образования. Величины этих коэффициентов представляет собой ранг операционно - территориальной единицы (административного района). Для каждого из выделенных слоев базы данных составляется таблица атрибутов, включающая данные о фактических значениях параметра[6].	 
     Получаемая в результате этапа районирования схема и оценка современного состояния системы образования является основой для заключительного этапа планирования и прогнозирования.
     Прогнозирование системы образования, как доказывает широкий спектр работ в сфере стратегического планирования,следует рассматривать как основу её перспективных изменений втерриториальном развитии. Этап прогнозирования, включает набор методов и подходов, предназначенных наилучшим образом использовать накопленные на предыдущих этапах социально-географического исследования территориальной организации системы общего образования материалы[10]. Это позволяет выбрать приоритетные направления её перспективного развития. Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования. Принятие стратегических решений безпрогноза может привести к возникновению кризисных явлений вобразовании и, как следствие, жизни общества.




















Глава 2. История формирования образовательной сети Томпонского района.
2.1. История развития образовательных услуг в районе.
До советский период (до 1920 г).
     В Томпонском района образование началась развиваться с 1868 г. Первые политссыльные открывали (неофициально) домашние школы в Крест-Хальджае и Мегино-Алдане; они насчитывали по 5-6 детей из местного населения. В 1878-82 г.г.  первый русский рабочий-революционер Петр Алексеев, находясь в политссылке в Сасыльском наслеге, Баягантайского улуса, открывает домашнюю школу элементарного обучения;  эта школа просуществовала всего 5-6 месяцев и была запрещена.
     Вопрос об открытии школы для наслегов расположенных в среднем течении р. Алдан, был поставлен официально 15 ноября 1902 года на общем улусном сходе родоначальников III Баягантайского улуса. 14 апреля 1904 года состоялся 2 сход родоначальников III Баягантайского, Сасыльского и части Оймяконо-Борогонского наслегов и постановили открыть школу в с. Крест-Хальджай. Исходя из потребностей социально-экономического развития,  под влиянием политссыльных - большевиков,   по ходатайству местного якутского населения с. Крест-Хальджай (Баягантайский улус) в 1904 году и была открыта Крест-Хальджайская начальная школа (2-х классовая) церковно -прихотская школа с  контингентом 19-22 учащихся. В основном это были дети местной знати (тайонов,  попов и других).
     При Крест - Хальджайской средней школе был открыт в 1905 году пансионат (интернат) на 10 учащихся для детей местной знати отдаленных мест. Школа была начальной (однокомплектной) и давала ежегодный выпуск не более 10-12 учащихся.
     В 1913 году в с. Мегино - Алдан (Баягантайский улус) была открыта вторая начальная школа (1-2 классы) с общим контингентом 15-18 учащихся с одним учителем. Таким образом, до великой Октябрьской Социалистической  революции в нашем районе было открыто и работало только две начальные школы Крест-Хальджайская и Мегино - Алданская с общим контингентом 45-60 учащихся,  которых обучали два учителя и два попа (закон божий) [9].
     Советский период (с 1920-1990гг).
     После окончания Гражданской войны в Якутии, в 1923-24 уч. году Крест-Хальджайская школа возобновляет свою работу, как начальная (однокомплектная) школа первой ступени; в школе обучалось 62 ученика. А в 1927-28 учебном году Крест-Хальджайская школа уже становится семилетней,  в которой обучалось 112 учащихся 1-7 классов под руководством 3 учителей и одного воспитателя. В пансионе  содержалось 45 детей. Мегино-Алданская школа продолжала оставаться начальной до 1937 г. её выпускники поступали в Крест -Хальджайскую семилетку для продолжения образования. В 1924-25 учебном году открывается Сасыльская начальная; школа на 32 учащихся и с пансионатом на 15 детей. В эти годы строятся новые  здания типовых школ в Крест-Хальджае (1925 г.) и в Сасыльцах (1925 г.);  строительство велось на средства Государства местным населением.
     Согласно постановления ЦК ВКП (б) СНК СССР от ЗО/УП-1930 года "О переходе на повсеместное всеобщее обязательное  начальное обучение в стране» в нашем Томпонском районе в 1931-32 уч. году открываются следующие начальные школы и классы:
     Начальные школы в 1931-32 гг.
Таблица
Годы образования
Наименование школ
Количество учащихся, человек
1931
Егянская начальная школа
28
1931
Эсинская (Арыы-Толонская) начальная школа
34
1930
Охот-Перевозовская начальная школа
26
1931
Томпонская начальная школа (эвенская)
42
1931
Ынгинская начальная школа
24
Таблица составлена автором по источнику [9]
При каждой школе для учащихся,  прибывших на учебу из отдаленных мест были открыты интернаты на 10-15 мест с полным и частичным гос. обеспечением.
     В связи с началом Великой Отечественной войны (1941-45 г.г.) и развитием экономики "Дальстроя" по добыче золота, а также строительством автодороги Хандыга ~ Магадан сеть школ, детских учреждений и контингент детей в нашем районе несколько изменяется и растет. В годы Великой Отечественной войны на территории Томпонского района создаются следующие школы и детские учреждения:
     Школы в годы Великов Отечественной войны, (1941-45 г.г.)
Таблица 
Годы образования
Наименование школ
Количество учащихся, человек
1942-43
Хандыгская начальная школа
38
1946-47
Джебарики-Хаинская начальная школа
58
1951-52
Мегино-Алданская семилетняя школа
121
1953-54
Тепло-Ключевская начальная школа
45
1947-48
Бордойская начальная школа
26
Таблица составлена автором по источнику [9]
	В 1962-63 уч. году в II школах района обучалось 2550 учащихся 1-10 классов. Успеваемость повысилась до 89,6  % (качество 24,3%).
	В 1970-80 гг. Хандыгская школа стала по количеству учащихся одной из многочисленных не только в районе, но и в республике. При школе содержался интернат с численностью 110-112 человек. Учительский коллектив (88 человек) был многонациональным, работоспособным, инициативным и на редкость сильным, что неоднократно отмечалось проверяющими комиссиями.
 Этот период вошел в историю советской школы, как высокий этап перехода к всеобщему среднему образованию и период более углубленного освоения новых программ.
Переход к всеобщему среднему образованию в 1970-1990 гг.
Таблица
Годы
Наименование школ
 1973 

 1989 
Сасыльская начальная школа была реорганизована в восьмилетнюю школу.
Сасыльская школа стала средней школой.
 1974-75-76 
Тополинская средняя школа
1980 
ДЮСШ в п. Хандыга.
1985-86 

Новая каменная Хандыгская школа путем слияния двух средних школ п. Хандыга.
1984 
 1991 
Развилковская начальная школа.
Развилковская неполная средняя школа
 1985 
 1991 
Ынгинская восьмилетняя школа.
Преобразовали в полную среднюю.
Таблица составлена автором по источнику [9]
     Таким образом, в 1989 году в Томпонском районе 7 средних, 3 восьмилетних и 5 начальных школ, где обучалось 3401 ученик. Воспитанием и обучением детей занимались 263 педагога. Полным интернатским обеспечением пользовались 470 учащихся. В дошкольных учреждениях воспитывалось 850 детей, кроме того, в районе много ведомственных дошкольных учреждений. К услугам школьников предоставлены Дом пионеров, два филиала спортивной школы[9].
Постсоветский период (с 1990 до настоящего времени).
	По состоянию в 1990 г. в районе функционирует 15 школ: 1 начальная (Джебарики-Хаинская начальная школа), 8 средних, 5 неполных средних, 1 гимназия (Томпонская районная многопрофильная гимназия).  5 национальных школ: Крест-Хальджайская средняя школа, Мегино-Алданская агропредпринимательская средняя школа, Сасыльская средняя школа, Егенская неполная средняя школа, Ары-Толонская неполная средняя школа. Тополинская средняя школа является экспериментальной площадкой МО РС (Я) по углубленному изучению эвенского языка и литературы. Дошкольных учреждений  - 14. 
     2001-2002 гг всего в улусе: общеобразовательных школ –15, из них: начальных – 1, неполных средних – 5, средних – 9, детская юношеская средняя школа(ДЮСШ) – 2 (п. Хандыга, с. Крест - Хальджай), центр детского творчества(ЦДТ) – 1 (п. Хандыга), эколого – биологическая станция (с. Крест - Хальджай), дошкольных ОУ – 16, школа рабочей молодежи(ШРМ) – 1. В улусе действует 4 экспериментальные площадки: по углубленному изучению эвенского языка вс. Тополиное и в улусной гимназии по реализации проекта «Повышение эффективности управления учебно – воспитательным процессом на основе вариантных технологий». Мегино-Алданская агропредпринимательская школа, Хандыгская средняя школа - программы «Школа равных возможностей на основе преемственности». 
В 2003 году закрылась Джебарики-Хаинская неполная средняя школа на левом берегу. 
     По состоянию на 2013-2014 учебный год, в районе функционирует 13 школ: из них 1 гимназия, 7 средних, 3 основных и 1 вечерняя школа.

Таблица 
Наименование школ
Количество учащихся, человек
Количество учителей, человек
Томпонская многопрофильная гимназия
220

Хандыгская средняя школа
660
59
Джебарики – Хаинская средняя школа
178
23
Крест-Хальджайская средняя школа
207
39
Мегино-Алданская средняя школа
145
27
Сасыльская средняя школа
63
24
Томпонская средняя школа
131
20
Теплоключевская средняя школа
76
19
Ынгинская средняя школа
80
20
Охотперевозская основная школа
16
9
Ары – Толонская основная школа
24
12
Егенская основная школа
20
7
Развилковская основная школа
6
3
Таблица составлена автором по источнику [9].
2.2. Факторы развития образовательных услуг и формирование их пространственной организации
     Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, транспортный, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.
     Для территориальной организации сферы обслуживания большое значение имеет наличие географических различий в потребностях. Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает влияние природный фактор. Томпонский район занимает обширную территорию 135,8 тыс. кв. км.в горно-таежной части северо-востока Республики Саха (Якутии). Территория района в основном расположена в среднем течении реки Алдан и в бассейне горной реки Томпо. Он граничит с Верхоянским, Момским, Оймяконским, Кобяйским, Таттинским, Усть-Алданским, Усть-Майским районами. Большую часть территории занимает система горных узлов юго- западных и южных отрогов Верхоянского хребта. Плоскогорные массивы района представлены северной оконечностью Лено-Алданского плоскогорья. Равнинная часть района является продолжением Центральной Якутской низменностью, которая  тянется  вверх  по долине    р.    Алдан    и    ее притоков до начала плоскогорий. Поэтому северная часть района труднодоступная и менее развита, чем южная часть.
     Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т.е. численность населения, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.
	Численность населения, в нашем случае, число детей школьного возраста определяют количество образовательных учреждений. Чем больше численность населения этого возраста, тем больше и крупнее общеобразовательные учреждения. 
Численность населения Томпонского района за 2014г.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.