- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Тeоритичeскиe аспeкты организации дeятeльности нeгосударствeнных пeнсионных фондов.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000623 |
Тема: | Тeоритичeскиe аспeкты организации дeятeльности нeгосударствeнных пeнсионных фондов. |
Содержание
ВВEДEНИE ГЛАВА 1. Тeоритичeскиe аспeкты организации дeятeльности нeгосударствeнных пeнсионных фондов 1.1. Негосударственноепенсионноеобеспечение в системепенсионногообеспечения в Российской Федерации 1.2. Правовое регулирование деятельностинегосударственныхпенсионных фондов 1.3. Эволюция деятельностинегосударственныхпенсионных фондов в современной России ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПEРСПEКТИВЫ СОВEРШEНСТВОВАНИЯ ДEЯТEЛЬНОСТИ НEГОСДАРСТВEННЫХ ПEНСИОННЫХ ФОНДОВ 2.2. Возможности расширениястраховой базы для формирования финансовых ресурсов 2.3. Оценка влияния реализациипредлагаемыхмероприятий на финансовоесостояние фондов ЗАКЛЮЧEНИE СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТEРАТУРЫ ВВEДEНИE Актуальность темы исследованияобуславливается в первую очередь социальной значимостью пенсионногообеспечения в экономической, общественно-политической и в финансово-бюджетной сферегосударства. Пенсионнаясистема - этоорганичный институт, в котором теснопереплетаютсяоплата труда, налоговый институт, рынок труда, положениена финансовом рынке, а также демографическоеположение в стране. Переход и развитие рыночныхотношений государства, в частности РФ иихпоказатель - это развитиекоммерческихинекоммерческихорганизаций, в чемсобственноотражаетсяизменениесоциально-экономическогоположения. Выражение значимости данного развития, обуславливается в повышениисоциальной ответственностии дополнительныхгарантияхгосударства, общества и работодателей перед гражданами. Наиболее значимымсоциальнымгарантомположительного развитияобщества, являетсяобеспечениепенсиямиграждан. Согласностатистическим данным более 30 % населениягосударства затрагивает данный аспект напрямую, а еслиговорить в общем, тои всенаселениестраны. Формированиеинститута пенсионногообеспечения, его развитиеи функционирование – этонаиболееостраяпроблема России. Развитиенегосударственногопенсионногообеспечения в РФ на сегодняшний день, с учетомсуществующих экономических условий – этонаиболееприемлемый механизмсоциальной защиты пенсионеров, а такжеповышениеих уровня жизни. Рассматриваяопыт зарубежных аналогов механизма негосударственногопенсионногообеспечения, отмечаетсяположительность инеобходимость данногоинститута, в частности, говоритьсяонакопительной системеиеепринципах, что достаточно близкокприменению в практике РФ. Следует отметить, чтосозданиеи развитиесоциальной защиты будущихпенсионеров зависит не толькоот самогогосударства, здесь следует подчеркнуть, значимость совместных усилий бизнеса, государства, а такжесамихграждан. Цели, поставленныепенсионной реформой РФ, первую очередь говорят оповышении уровня жизни будущихпенсионеров. С учетомпрогнозов демографической ситуации, связанной с ростом в ближайшем будущемчисла гражданпенсионного возраста, в настоящее времяосуществляетсяпереход от распределительной системы выплаты пенсий кнакопительной. Этоозначает, что размер пенсии будет зависеть от суммы денежныхсредств, сформировавшейся за счет инвестированиястраховых взносов, а не толькоот соотношениямежду трудоспособнымигражданамиипенсионерами в тот илииной момент времени. Замысел авторов Пенсионной реформы заключается, прежде всего, в основенакопительногомеханизма, что выдвигает на первый планнегосударственныепенсионные фонды, их развитиеистабильную работу. Вместес тем работа над целямипенсионной реформы, главнымобразом заключена и в деятельностинегосударственныхпенсионных фондов в качествестраховщиков в системеобязательногопенсионногострахования. На сегодняшний день, за плечами болеепятнадцати лет опыта работы негосударственныхпенсионных фондов, ис учетом всехсложных экономическихпроцессов и разныхполитических условий, социальная значимость фондов доказана, каки доказаноправо участия в системеобязательногопенсионногострахованияграждан. Нельзянеотметить, социальную значимость пенсионных фондов в активном вовлечениинаселения в сферу добровольного дополнительногопенсионногообеспеченияи в содействии решению стратегической задачинациональной пенсионной системы – повышению уровня жизнипенсионеров. Какизвестно, повышениеобщего уровня выплачиваемыхпенсий – этоодна из целей реформы пенсионногообеспечения. Вместе тем, социальная значимость вопроса о реформированиипенсий являетсяобсуждаемой и дискуссионной. Очевидна необходимость разработкикомплексной системы совершенствования деятельностинегосударственныхпенсионных фондов, какинститута, затрагивающегоинтересы граждан, работодателей игосударства. Цель дипломной работы заключается в изучении ролинегосударственныхпенсионных фондов в системепенсионногообеспеченияроссиян. Исходяиз поставленной цели, вытекает ряд задачк решению: - рассмотреть теоретические аспекты деятельностинегосударственныхпенсионных фондов, в частностиместонегосударственногопенсионногообеспечения в системепенсионногообеспечения РФ, а такжепроанализировать правовое регулирование деятельностинегосударственныхпенсионных фондов; - проанализировать особенности деятельностинегосударственныхпенсионных фондов, структуру, функции, порядок формирования финансовых ресурсов; - рассмотреть перспективы развитияисовершенствования деятельностинегосударственногопенсионногообеспечения в РФ иоптимизацию финансовых вложений дляполучения эффективного дохода. Предметомисследованияявляетсясистема негосударственногопенсионногообеспечения России, ееместо, роль и влияниена развитиепенсионногообеспечения Российской Федерации. ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДEЯТEЛЬНОСТИ НEГОСУДАРСТВEННЫХ ПEНСИОННЫХ ФОНДОВ. 1.1 Негосударственноепенсионноеобеспечение в системепенсионногообеспечения в Российской Федерации В первую очередь, надосказать, чтопенсионнаясистема РФ представляет собой - совокупность создаваемыхгосударствомправовых, экономическихиорганизационныхинститутов инорм, имеющих целью предоставлениегражданамматериальногообеспечения в видепенсии Рассматриваяпенсионную систему РФ, следует выделить триеечасти, итак: 1.Государственноепенсионноеобеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт суммединогосоциальногоналога предоставление базовой части трудовыхпенсий, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальныхпенсий нетрудоспособнымгражданам в соответствиис законодательством. 2.Обязательноепенсионноестрахование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательныхстраховых взносов предоставлениестраховой инакопительной частей трудовыхпенсий наёмнымисамозанятым работникам, а такжестраховой частипенсииинвалидамииждивенцам умершегокормильца. 3.Дополнительное (негосударственное) пенсионноестрахованиеиобеспечение – часть пенсионной системы в дополнениекгосударственному пенсионному обеспечению на добровольной основе. На сегодняшний день негосударственноепенсионноеобеспечение в России входит в систему пенсионногообеспечения. Всегражданестраны вправе воспользоватьсянегосударственнымпенсионнымобеспечением, т.к. этопозволяет получать дополнительную пенсию инеимеет обязательногохарактера. Негосударственноепенсионноеобеспечениепредназначено в первую очередь именно дляграждан, чей выход на пенсию ожидается в будущем. Онопозволяет в сочетаниисгосударственнымпенсионнымобеспечением достигнуть суммарной величины коэффициента замещенияна уровнемеждународныхстандартов (если размер пенсии в развитыхстранахсоставляет 60% зарплаты, то России размер пенсии в 2 раза нижеиостаетсяна уровнене больше 30% от заработной платы), чтосамопосебе важно, таккакна сегодняшний день материальноеположение российскихпенсионеров несоответствует представлениямо достойной старости. Опыт развитыхстранпоказывает, что достойного уровнякоэффициента пенсионного замещенияневозможно достигнуть спомощью толькогосударственногопенсионногообеспечения, такженеобходимоприсутствие в той илииной форменегосударственногопенсионногообеспечения. Сегодня финансовоесостояние ПФР можноохарактеризовать возрастающим дефицитом, который покрывается за счет государственного бюджета. В дальнейшем этостанет угрозой длястабильностипенсионной системы иплохоповлияет на экономику страны. При этомподрываютсястраховыепринципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии. Поэтому государство делает ставку на негосударственноепенсионноеобеспечение. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - этоособаяорганизационно-правовая форма некоммерческой организациисоциальногообеспечения, исключительными видами деятельностикоторой являются: - Деятельность понегосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствиис договораминегосударственногопенсионногообеспечения (НПО); - Деятельность в качествестраховщика пообязательному пенсионному страхованию в соответствиис Законом «Об обязательномпенсионномстраховании в Российской Федерации» и договорамиоб обязательномпенсионномстраховании (ОПС); - Деятельность в качествестраховщика попрофессиональному пенсионному страхованию в соответствиис федеральным закономи договорамиосозданиипрофессиональныхпенсионныхсистем (в настоящий момент неосуществляетсяпопричинеотсутствиясоответствующего законодательства). - Работа негосударственногопенсионного фонда в соответствиис российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда Российской Федерации. Каждый гражданинможет передать накопительную часть своей пенсии в частные управляющиекомпании (УК) инегосударственныепенсионные фонды (НПФ). Eслигражданинсамостоятельноне выбирает куда будет направлена егонакопительнаячасть пенсии, тоона автоматическипопадает в государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк). Итак, негосударственныепенсиимогут выплачивать: - негосударственныепенсионные фонды (НПФ); - управляющиекомпании (УК); - страховыекомпании, занимающиесястрахованием жизни. Неотъемлемыминструментомпенсионногообеспеченияявляютсянегосударственныепенсионные фонды. Они аккумулируют денежные взносы застрахованных лиц в экономику страны через доверительное управление, для дальнейшегоих увеличения. Федеральный законот 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственныхпенсионных фондах" определил правовой статус НПФ какособую организационно-правовую форму некоммерческой организациисоциальногообеспечения, исключительным видом деятельностикоторой являетсянегосударственноепенсионноеобеспечение участников фонда на основании договоров онегосударственномпенсионномобеспечениинаселенияс вкладчиками фонда. Исключительными видами деятельностинегосударственногопенсионного фонда являются: - негосударственноепенсионноеобеспечениесвоих участников; - обязательноепенсионноестрахование (включает в себяпрежде всегоинвестированиесредств пенсионныхнакоплений с целью обеспеченияправ гражданна прирост накопленной частипенсии); - профессиональноепенсионноестрахование. Базовые элементы деятельностинегосударственныхпенсионных фондов: 1. Негосударственноепенсионноеобеспечение (осуществляетсяна добровольныхначалах) 1.1. Учёт пенсионныхобязательств фонда, назначениеи выплата негосударственныхпенсий участникам фонда 1.2. Аккумулированиесредств пенсионныхнакоплений 1.3. Организацияинвестированиясредств пенсионныхнакоплений 2. Деятельность в качествестраховщика пообязательному пенсионному страхованию 2.1. Учет средств пенсионныхнакоплений застрахованных лиц 2.2. Назначениеи выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам 2.3. Аккумулированиесредств пенсионныхнакоплений 2.4. Учет средств пенсионныхнакоплений застрахованных лиц 3. Деятельность в качествестраховщика попрофессиональному пенсионному страхованию 3.1. Назначениеи выплата профессиональныхпенсийзастрахованным лицам(регулируетсяспециальным федеральным законом) Негосударственныепенсионные фонды могут вкладывать средства в определенныесферы бизнеса. Однако, перечень возможных финансовыхинструментов утверждаетсяистрогоконтролируетсяправительством Российской Федерации. Средства пенсионныхнакоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные дляинвестированиясредств пенсионныхнакоплений в соответствиис Федеральным законом «Об инвестированиисредств для финансированиянакопительной части трудовой пенсии в РФ». Активы, в которыемогут инвестировать страховыекомпании, максимальнонадежны ичёткооговорены законодательством. Рассмотрим болееподробнона примере таблицы. Таблица 1. - Инвестициинегосударственныхпенсионных фондов Класс активов Доляинвестиций в процентномсоотношении Облигации РФ 100% Субфедеральныеоблигации 80% Муниципальныеоблигации 80% Корпоративныеоблигации 80% Акции российских ОАО 70% Паиинтервальныхинвестиционных фондов 70% Банковские депозиты 50% Ценные бумаги 50% Ценные бумагимеждународных финансовыхорганизаций 30% Ипотечные ценные бумаги 20% Банковскиеметаллы 10% Контроль за соблюдением требований законодательства о деятельностинегосударственныхпенсионных фондахпредставляется в видесистемы, котораяимеет сложную структуру иимеет несколько уровней. Дляобеспечениянадежностинегосударственныхпенсионных фондов законодательствомопределен ряд требований ких деятельности. Во-первых, деятельность негосударственныхпенсионных фондов подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральныморганом. Система негосударственныхпенсионных фондов, действующаяна сегодняшний день в России, представлена 118 фондами, имеющими лицензию Инспекциинегосударственныхпенсионных фондов при Министерстве труда исоциального развития Российской Федерации (посостоянию на 01.10.2014 года). Такимобразом, следует сделать вывод, исходяиз данныхграфика, чтоколичество НПФ начинаяс 2004 года ипонастоящее времяпостепенно уменьшается. Этоявлениеобъясняется высоким уровнемконтролякачества над деятельностью негосударственныхпенсионных фондов благодаря законодательству Российской Федерации. Во-вторых, негосударственный пенсионный фонд несёт ответственность посвоимобязательствам всемпринадлежащимему имуществом. Имуществонегосударственногопенсионного фонда подразделяетсяна: имущество дляобеспечения уставной деятельности (неменее 50 000 000 рублей с 2009 года); пенсионные резервы (формируютсяисключительно дляисполненияобязательств понегосударственному пенсионному обеспечению); пенсионныенакопления (формируются дляобеспечениясвоей платежеспособностипообязательствамперед застрахованными лицами). На средства пенсионных резервов ипенсионныхнакоплений неможет быть обращено взысканиепо долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющей компании, специализированного депозитарияииных третьих лиц. В целяхобеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установленминимальный размер имущества, предназначенного дляобеспечения уставной деятельностииминимальный размер совокупного вклада учредителей. В-третьих, действуют правила пооткрытостиипрозрачностинегосударственныхпенсионных фондов. Не реже, чемодин раз в год обязуетсяинформировать вкладчиков и участников осостоянииихпенсионныхсчетов, а такжепубликует отчет освоей деятельности в периодической печати. 1.2. Правовое регулирование деятельностинегосударственныхпенсионных фондов. Первымнормативно - правовым актом, в РФ, регулирующим деятельность негосударственногопенсионногообеспеченияявляется Указ Президента РФ № 1077 от 16 сентября 1992 года «О негосударственныхпенсионных фондах». Правовая база негосударственныхпенсионных фондов на тот период времени была минимальна иносила временный характер, чтоотразилось на развитиипоследних. Проводясравнениес зарубежными аналогами, где более устоявшееся законодательство в сференегосударственногопенсионногообеспечения, в частности, США, Германия, Японияи другие, отмечается, чтоправовой статуси регулированиеих деятельностипослужило болеесущественному увеличению активов. Такжеотмечаетсяисоциальная значимость негосударственныхпенсионных фондов в этихстранах, в силу государственной поддержкипо регулированию их деятельности. Россия, выходяна путь развитиякак рыночныхотношений и экономики , таки в сфереправового регулированиянаконец получила возможность прироста активов в эту область, в связиспринятиемнормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность негосударственныхпенсионных фондов. В частности, здесь следует говорить оновых возможностях в сферахорганизацииналоговых взаимоотношений, контроля за деятельностью на финансовом рынкеи т.д. Эффективность деятельности НПФ по решению задачнегосударственногопенсионногообеспечения в Российской Федерации затруднена узостью нормативной базы, комплексно регулирующей всеправовые, организационно-экономическиеи финансовые вопросы их деятельности. Главныминормативными документами, определяющими деятельность НПФ, являются в настоящее время: ·Конституция РФ, устанавливающаяправогражданна пенсионноеобеспечение, ·Гражданский кодекс РФ, определяющий понятия «некоммерческиеорганизации» и «фонды» и устанавливающий общий порядокизменения устава и ликвидации любых фондов, ·Федеральный закон « О негосударственныхпенсионных фондах» от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ, ·Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственныхпенсионных фондах», ·Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2003 года № 735 «Об утверждении Положенияо лицензировании деятельностинегосударственныхпенсионных фондов попенсионному обеспечению ипенсионному страхованию». Принятие Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственныхпенсионных фондах» значительно расширилонормативно-правовую базу в урегулировании ряда вопросов связанныхс деятельностью НПФ. Так, на основании, закреплённыхнорм в данном законе, ясноичеткосформулированы главные аспекты деятельности, в частности: создание, реорганизацияи ликвидация фонда; структура учредительных документов ипроцедуры регистрациии лицензирования НПФ, а такжеконтроля за их деятельностью состороны государственныхорганов; состав обязательной документации фонда, в которую входят правила фонда, пенсионный договор, пенсионныесхемы и т.п.; права иобязанности всехсторон, участвующих в системенегосударственногопенсионногообеспечения; гарантииисполнения фондомобязательств понегосударственному пенсионному обеспечению населения; вопросы управленияиконтроля за деятельностью фонда, учета иотчетности; терминологию, употребляемую в деятельности НПФ. Исходяиз данного закона иегонорм, следует дать основные трактовкиинститута негосударственногопенсионногообеспечения: - Негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационную форму, которая, во – первых, являетсянекоммерческой организацией, во вторых - этоорганизациясоциальногообеспечения. Вид деятельности заключается в негосударственномпенсионномобеспечении участников фонда на основании договоров онегосударственномпенсионномобеспечениинаселенияс вкладчиками фонда в пользу участников фонда. - Под договоромнегосударственномпенсионномобеспеченииилипенсионным договором, понимаетсясоглашениемежду фондоми вкладчиком в пользу участника фонда, в силу которого вкладчикобязуетсяперечислять пенсионные взносы в фонд в установленныесрокии в определенных размерах, а фонд обязуетсяпринаступлениипенсионныхоснований в соответствииспенсионнымиправилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию. Создание высокоразвитой негосударственной пенсионной системы каксредства снижения уровнясоциальной напряженностииподдержания уверенностиграждан в будущемневозможно без участиягосударства ссистемой гарантий в рамках регулированияинвестиционной деятельностинегосударственныхпенсионных фондов. Подобнаясистема призвана защищать сохранность пенсионных резервов, способствовать их увеличению и темсамымобеспечивать соблюдениеинтересов граждан - участников негосударственногопенсионногообеспеченияи застрахованных лиц пообязательному пенсионному страхованию. Такимобразом, исходяиз вышеизложенного, следует сказать, чтона сегодняшний день, правовое регулирование деятельностинегосударственныхпенсионных фондов, вомногом расширено, благодаряпринятию нормативно-правовых актов, связанныхсих деятельностью. Вместес темотмечается, чтосуществует некоторыенечёткостиинедоработки в указанныхнормативно-правовых актов, чтоговорит о актуальностии дальнейшей работе законодателя в этой области. В целом жестоит сказать, что, несмотряна это, правовоеполе для деятельностинегосударственныхпенсионныхфондов какколлективныхинвесторов на финансовом рынкестраны в целом завершено. 1.3. Эволюция деятельностинегосударственныхпенсионных фондов в современной России. Анализируя, историю развития, то в первую очередь, отмечается, что уже до 1917 года существовалипенсионныекассы. С приходомсоветской властиихглобализацией политической властипенсионная реформа претерпела негативные результаты практическина полвека. Законодательный вакуум, созданный даннымпериодом времениобуславливалсяотсутствиемквалифицированныхспециалистов в пенсионной сфере. Впервые добровольноепенсионноесобеспечение было введено в 1988 году, но результаты такихнакоплений, ненашлиположительного выхода. Так в 1992 году всенакопленныесредства были возвращены гражданам, инымисловами, государствонесмогло выполнить своиобязательства. В 1990 году впервые был создан Негосударственный пенсионный фонд, имстал НПФ работников науки. Вторы негосударственнымпенсионным фондомпринятосчитать Российский страховой пенсионный фонд. Организационно-правовая форма данного фонда – этосмешанное товарищество. Надоотметить, что Российскогонегосударственногопенсионного фонда имелись филиалы по всей России. Как ужеотмечалось, первымнормативно- правовым актом регулирующим деятельность негосударственногопенсионногообеспеченияявляется Указ Президента Российской Федерацииот 16 сентября 1992 г. № 1077 «О Негосударственных Пенсионных Фондах». Созданиенегосударственныхпенсионный фондов обуславливалось рядом задач: во - первыхстоит отметить, чтосоздание НФП в этот период времени – этоснятиесоциальной напряженности в обществе, которая была в виду политическихи экономических условий. Во- вторых, задачамисоздания НФП являлось созданиеновой структуры, в системе финансовыхинститутов, которая аккумулировала большие денежныесредства. И в-третьих, снижениенагрузкина бюждет присоциальной поддержкеграждан. Указ Президента Российской Федерации № 1077 закреплял: «В целях улучшенияпенсионногообеспеченияграждани защиты ихсбережений от инфляции»: 1 Предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественныеобъединениямогут учреждать НПФ на правах юридических лиц сименнымисчетамиграждан. 2 НПФ функционируют независимоот системы государственногопенсионногообеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляютсянаряду с выплатамигосударственныхпенсий. Размеры, условияипорядок внесения взносов иосуществления выплат определяютсясоглашениеммежду НПФ истрахователем, заключаемымна основании утвержденного договора. 3 НПФ иихорганы не вправе заниматьсякоммерческой деятельностью. Размещение активов НПФ осуществляют специализированныекомпаниипо управлению активами НПФ, взаимоотношениякоторыхс указанными фондамистроятсяна основании договора об управлении активами НПФ.Фондявлялсянекоммерческой организацией, номежду тем, на тот момент не было Федерального Закона онекоммерческихорганизациях. Темнеменее, правовой вакуум в областинекоммерческихорганизаций был ликвидирован в целом ряде регионов. Субъекты Российской Федерациипринимали акты онекоммерческихорганизациях. В период с 1993 по 1994 годы обуславливается более активнымсозданиемнегосударственныхпенсионных фондов. Какпоказывает исследовательская работа в этой области, до 1995 года несуществовало должногогосударственногоконтроля в этой области. Отмечалась остраянехватка нормативно-правовой базы, для регулированияотношений, а такжене былочеткой системы надзора В первую очередь данный аспект отразилсяна финансовой надежности НФП. Инымисловами, уровень довериягражданкнегосударственнымпенсионным фондам был достаточнонизок. Положениеизменилось послесоздания Инспекции НПФ при Министерствесоциальной защиты населения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. № 730) и утверждения Правительством Российской Федерации Положенияоб Инспекции НПФ (Постановление Правительства РФ от 17.11.94 г. № 1266). Инспекциястала темгосударственным учреждением, котороеосуществляло разрешительныеиконтрольные функции за деятельностью Негосударственных Пенсионных Фондов испециализированныхкомпаний по управлению активами НПФ, а такжесодействующим развитию негосударственногопенсионногообеспечения. У данной инспекции былиполномочияпопринятию нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность негосударственныхпенсионных фондов. Также задачамиинспекции былипроверки деятельности НФП, а право требования устранения выявленныхнарушений и в случаеихневыполненияприостанавливать действие лицензий. В 1994 году было утверждено Временноеположениеопорядке регистрации Уставов НПФ (утверждено Инспекцией негосударственныхпенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.). С этогопериода времени у негосударственныхпенсионных фондов появилось своеправовоеполе, прикотором НФП моглиполучать лицензиина осуществление деятельности. Рассмотримобязательные условияполучения лицензии: - учредительные документы должны соответствовать установленным требованияиправилам; - должны быть соблюдены нормативы, которые разрабатывались методическими документами Инспекции; - в установленномпорядке должна быть предоставлена отчётность илиинаяинформация НФП, котораянеобходима для Инспекции в реализациисвоих разрешительныхиконтрольных функций. Какпоказывает история, Негосударсвеныепенсионныефонды на начальном этапесвоего развития, какправило, формировались исключительно вокругсвоих финансово-промышленныхгрупп, причем либопоотраслевому принципу, либо региональному. Соответственно НФП обслуживали толькосвоих учредителей. Характерной чертой развития НПФ стала концентрацияосновной массы активов в небольшомчислекорпоративных фондов. Поитогам 2008 года, 26 фондов (10 % общегочисла) аккумулировали более 86 % общегообъема средств. Подобнаястатистика складываетсяипоследниегоды. Экономический кризис 1998 года привел кпрекращению деятельности НФП, чьи активы имелинебольшие размеры. Большаячасть фондов столкнулась спроблемой ликвидностииз-за невозможностиосуществлять текущие выплаты, что было вызвано реструктуризацией государственных ценных бумаг. Послекризисное время для НФП такжеосталось довольно таки тяжелым, поскольку в силу наличия «длинных» пассивов иотсутствиянеобходимости фиксировать убыткипо дешевым активам (основные выплаты вкладчикам будут осуществлятьсячерез 5 – 10 лет) НПФ пережиликризис значительно успешнее банков, страховыхкомпаний ипаевыхинвестиционных фондов. Ранее в работеотмечалось, что развитие НФП прямосвязаноспринятием Федерального закона «О негосударственныхпенсионных фондах». В данном законечеткосформулированы основныепонятия, функции, задачи, цели, а такжеправа иобязанности вкладчиков и участников. Однимсловом, этонормативно- правовой акт полностью регулирующий деятельность негосударственногопенсионногообеспечения. Федеральный закон разграничил не толькоправа иобязанности, нои ввел обязательноеежегодное актуарноеоцениваниеинезависимую аудиторскую проверку. В законепрямоиясносформулированы принципы размещенияпенсионных резервов; дана структура органов управления фондомиконтроля за его деятельностью. Следует отметить, чтоне толькосам Закон дал новый толчокк развитию НФП, но ряд разработанныхипринятыхпостановлений Правительства РФ кисполнению положений данного закона, сыграли значимую роль. 1. Постановление Правительства РФ от 13.12.99 г. № 1385 «Об утверждении Требований кпенсионнымсхемамнегосударственныхпенсионных фондов, применяемым длянегосударственногопенсионногообеспечениянаселения». 2. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463. В Программеговорилось о развитии добровольного дополнительногопенсионногообеспечения (страхования). В частности, акцентировалось вниманиена развитиииповышении финансовой надежностиныне действующихнегосударственныхпенсионных фондов. Под следующим этапом развитиясистемы негосударственныхпенсионных фондов принятосчитать измененияи дополнениякпенсионному законодательству, в частности, речь идет оо включении НПФ в систему обязательногопенсионногострахования. Здесь необходимо заметить, что уже всередине 1990-хгг. в ходеспоров оспособахипутяхосуществления российской пенсионной реформы активнообсуждался вопросоподключении НПФ кгосударственной пенсионной системе, – вернее, об их участии в осуществленииобязательногопенсионногообеспечения (страхования). Eсли в рамках распределительной государственной пенсионной системы необходимости в НПФ объективноне было, то введениесоставной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явнопозволяло НПФ претендовать на участие в системепенсионногострахования. Первым законодательным актом, закрепившим возможность перехода из государственного Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ стал Федеральный Законот 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательномпенсионномстраховании в РФ» (ст. 32), установивший, что застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказатьсяот получениянакопительной части трудовой пенсиииз Пенсионного фонда РФ ипередать своинакопления, учтенные в специальной частииндивидуального лицевогосчета, в НПФ начинаяс 1 января 2004 года. Затем Федеральный Законот 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестированиисредств для финансированиянакопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» закрепил, чтогражданемогут отказатьсяот формированиянакопительной части трудовой пенсиичерез пенсионный фонд Россиии выбрать НПФ (п.п.2 п.1 ст.31). Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 14 – ФЗ «О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственныхпенсионных фондах», в соответствиискоторымисключительными видами деятельности НПФ являются: - деятельность понегосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствиис договораминегосударственногопенсионногообеспечения;- деятельность в качествестраховщика пообязательному пенсионному страхованию;- деятельность в качествестраховщика попрофессиональному пенсионному страхованию. Такимобразом, можно выделить следующие этапы становлениянегосударственныхпенсионных фондов в Российской Федерации:Первый этап – созданиесистемы негосударственного (добровольного) пенсионногообеспечения, первые шагипо формированию правовыхоснов добровольногострахования, созданиеспециальной Инспекции.Второй этап – принятиеспециального закона онегосударственныхпенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконныхинормативных актов. Третий этап – включениенегосударственныхпенсионных фондов в систему обязательногопенсионногострахования. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПEРСПEКТИВЫ СОВEРШEНСТВОВАНИЯ ДEЯТEЛЬНОСТИ НEГОСДАРСТВEННЫХ ПEНСИОННЫХ ФОНДОВ 2.1. Краткаяхарактеристика организационной структуры и функций негосударственныхпенсионных фондов. На сегодняшний день Негосударственныепенсионные фонды - этокрупныеколлективныеинвесторы, которыепривлекают средства индивидуальных вкладчиков. Говоряосистеме НФП, следует в первую очередь говорить о добровольномпринципе, на которомона базируется. Инымисловами, каждый работникимеет собственный пенсионный счет, на который перечисляются взносы от работодателяилинепосредственноот самого работника для будущихпенсионных выплат. Одной из главных функций НФП являетсясоциальная функция, которая решает задачипопреодолению разрыва резкимснижением уровня доходов в пенсионном возрастеинеобходимым для удовлетворениясложившихсяпотребностей уровнем расходов. Этот разрыв может быть частичноилиполностью ликвидирован за счет сбережений граждан в период трудоспособного возраста иинвестирования этихсредств в финансовыеи другие активы с целью получения дохода в будущем. Надоотметить, чтонегосударственныепенсионные фонды представляют собой наиболеестабильныеисточникисредств, нежели другие финансовыепосредники. Средства поступающие в НПФ основаны на контракте, т.е. вклады работодателей исамих работников. Вместес тем, иоттоксредств из самих НФП предсказуем, инымисловамиможнопредвидеть объемы ис рокипенсионных выплат. Затем выплаты лицам, достигшихпенсионного возраста происходит из текущих вкладов будущихпенсионеров в НФП. Получается, чтонегосударственныепенсионные фонды могут довольнопродолжительное времяобходитсяобходиться без ликвидациисуществующих активов, ониимеют небольшую потребность в ликвидныхсредствах. Рассматривая НПФ во времени, то здесь наблюдается достаточно длительный период существования, поскольку негосударственный пенсионный фонд может инвестировать средства на 20-30 лет. И на основании этого, следует подчеркнуть, что НПФ в большей степени заинтересованы в рынкекапиталов. Надоотметить, что НПФ – этокрупнейшиепокупатели акций. Как ужеотмечалось НПФ, представляет собой некоммерческую организацию, целью которой являетсяпенсионноеобеспечение. Известно, чтосовокупный вклад учредителей НПФ с 2005 году был отмеченпланкой неменее 30 млн. рублей. С 2009 года совокупный вклад должен быть неменее 50 млн. рублей. С 1 июля 2012 г. в связиспринятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионныхнакоплений' согласно вступают в силу измененияст. 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственныхпенсионных фондах", в соответствиискоторыми фонд, осуществляющий деятельность пообязательному пенсионному страхованию, обязанподдерживать денежную оценку имущества дляобеспечения уставной деятельности в размеренеменее 100 млн. руб. Рассматриваяструктуру управления НПФ, которая формируетсяна основании законодательства и устава на первый план выходит коллегиальный органилисовет фонда. Формированиесовета происходит на основаниипорядка, закреплённого в уставе фонда. Также уставом фонда в обязательномпорядке должен быть сформированпопечительский совет, чьи функции заключатся в надзоре, а также в общественномконтроле за деятельностью фонда. Оперативный контроль за деятельностью исполнительногооргана фонда возлагаетсяна ревизионную комиссию. Итак, совет фонда – это высший орган управления фонда. В его задачи входит общее руководство фондом. Структура, порядок формирования, полномочияисрокполномочий совета фонда, порядокпринятияим решений опред....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: