- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретико-методологические аспекты управленческого учета.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016689 |
Тема: | Теоретико-методологические аспекты управленческого учета. |
Содержание
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 1.1 Методология организации управленческого учета Что такое управленческий учет и в чем отличие от финансового учета? Описание состояния предприятия для руководителя помогает распределить резервы и повысить эффективность это и есть главная задача управленческого учета. Руководителю компании и специалистам отделов необходимо предоставить запланированные показатели, фактические цифры и прогнозную информацию – цель управленческого учета. Данные для управленческого решения необходимы быть корректны, эффективными и обоснованными. Приведем примеры определений управленческого учета. Так, по мнению Национальной ассоциации бухгалтеров США, управленческий учет есть «процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интеграции и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля над производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов» [5]. Ч. Т. Хорнгрен и Дж. Фостер дают следующее определение: «Управленческий учет – это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами» [12]. В книге «Управленческий учет» под редакцией А. Д. Шереметаприводится определение, сходное с представленными выше: «Управленческий учет – подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля над деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций» [14]. Созвучное определение дает в книге «Бухгалтерский управленческий учет» М.А. Вахрушина: «Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений» [5]. «Учетно-информационную» направленность управленческого учета подчеркивают О. Е. Николаева и Т. В. Шишкова: «Управленческий учет охватывает все виды учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием» [8]. Более широкое определение дают авторы книги «Управленческий учет по формуле „три в одном“: «…к понятию „управленческий учет“ относится не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система управления бюджетами (то есть планирования) и система оценки деятельности подразделений, то есть в большей степени управленческие, чем бухгалтерские, технологии» [7, с. 13], [10]. Она показывает результаты экономической деятельности предприятия и используется для целей управления. На какие принципы опирается управленческий учет: — обособленность — предприятие в целом, и его отделы подвергаются рассмотрению независимо от других; —непрерывность — сведения для учета обязаны поступать систематично, а не хаотично; —полнота — информация должна быть полной; —своевременность — данные обязательно должны предоставляться в момент необходимости; —сопоставимость — идентичные параметры за разнообразные временные интервалыобязаны формироваться по одним и тем же принципам; —понятность — данные должны соответственно оформляться в понятной для получателя форме; —периодичность — внешнюю и внутреннюю отчетность необходимоформировать в представленные сроки; —экономичность — расходы на работу системы учета должны окупаться выгодой от её применения. [13] Для того чтобы внедренный управленческий учет оправдывал себя, нужно учитывать три условия: хорошие специалисты, активное участие руководства и выделение специальных ресурсов. С управленческим учетом близкообъединены бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств (БДР и БДДС). Имеются семь основных методов управленческого учета. Так как по закону не имеется отчетливых требований к ведению управленческого учета, допускается варьировать и выбирать методы и способы, удобные для конкретного учреждения. Задача управленческого учета — это оценка себестоимости и контроль расходов. Выделяем наиболее распространенные подходы к организации данного процесса. Метод 1. Определение точки безубыточности Иным термином, также называемым критической точкой, означается объем выпускаемой продукции и ее сбыта, при котором организация начинает получать прибыль от реализации своего товара. То есть доходы начинают перекрывать расходы. Точка безубыточности обозначается в единицах продукции либо в финансовом выражении. Метод 2. Бюджетирование Определение говорит само за себя. Данный метод управленческого учета помогаетпредельнорезультативно распределять ресурсы предприятия за счет тщательного планирования и последующего контроля и анализа отклонений от плана. В основе бюджетирования лежит употребление данных об экономике предприятия. Поэтому главная функция программы бюджетного управления — способствовать беспристрастному анализу и принятию решений. Метод 3. Процессный расчет затрат Так называемый процессный метод актуален при серийном производстве иной продукции или порой процесс производства невозможно прекращать по экономическим причинам или по причинам безопасности. В процессном расчете собирается соотношение расходов с продукцией, выпущенной за конкретно взятый период. Метод 4. Проектный расчет затрат Применяется в случаях, когда производится изделие по спецзаказу. В каждом проекте или партии выпущенной продукции совершается расчет затрат: — на материалы; — оплату работникам; — прочие расходы. Этот метод также называют позаказным. [13] Метод 5. Передельный расчет затрат Попередельный метод необходим в массовом производстве. В этом методе определяющий процесс — это последовательный переход сырья в конечный продукт. Группы процессов производства создадут переделы. Каждый такой передел либо выпускает промежуточный продукт (полуфабрикат), либо завершает весь процесс и выдает продукт в конечном варианте. Метод 6. Нормативный расчет затрат Этот метод представляет учет отклонений реальной себестоимости от запланированной. Расчет нормативной себестоимости ведется по каждому виду выпускаемой продукции. По итогам завершения периода проводится учет отклонений: — отрицательных — излишний расход сырья; — положительных — рациональный расход материалов. Отдельным пунктом стоит учет условных отклонений. Они появляются из-за расхождений в составлении калькуляций, поэтому бывают и отрицательными, и положительными. Метод 7. Директ-костинг. Фактически это контроль затрат. Система «директ-костинг» в разных странах имеет свои «национальные» имена. В Германии и Австрии используют термины Teilkostenrechnung, или Grenzkostenrechnung, т. е. учет частичных либо граничных затрат, или Deckungsbeitrags-rechnung – учет сумм покрытия; в Великобритании – учет маржинальных затрат (marginalcosting); во Франции – маржинальный учет (la comtabilitemarginale), в США – учет переменных затрат (variablecosting), или «прайм-костинг» (primecosting).[10] К преимуществам системы «директ-костинг» относятся: – простота и объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат; – возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам; – возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по отдельным отделам; – информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема; [10] – возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов; – принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета. Общие недостатки системы «директ-костинг»: – трудности в разделении затрат на постоянные и переменные; – необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия; – наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности. [10] Основная цель директ-костинга — распределить их на постоянные и переменные. Для того чтобылегче было разобрать суть этих понятий, составим таблицу 1.1. Таблица 1.1 – Постоянные и переменные затраты: №п/п Постоянные затраты Переменные затраты 1 2 3 1 Стоят обособленно от объемов производства Прослеживается их прямая зависимость от количества выпускаемой продукции 2 Учитываются в рамках определенных сроков Временной период — необязательный фактор 3 Не распределяются на категории продукции и входят в общую статью расходов предприятия Включают сумму выпущенного товара и еще не завершенного производства Наиболее важнейшая особенность директ-костинга — это возможность видеть взаимосвязи между объемами продукции, затратами и прибылью. Пять важнейших этапов постановки управленческого учета. Для наглядности составили поэтапный алгоритм действий.[13] Первый этап. Определение главных потребителей данных управленческого учета. Основные заказчики и получатели сведений управленческого учета — руководители компании и члены совета директоров, менеджеры разных уровней, поскольку они принимают главные бизнес-решения. Второй этап. Формирование перечня необходимой отчетности Следом необходимо сформировать и согласовать со всеми заинтересованными лицами перечень документов управленческой отчетности — то есть непосредственно отчетов, которые предстоит оформлять. Для каждого отчета определяется, в какой срок и с какой периодичностью он будет сдаваться — делается четкое и подробное описание. Третий этап. Подготовка эскиза методологии Составлением системы управленческого учета занимаются специалисты, вдумывающиеся во все тонкости деятельности компании. Иначе есть риск, что система управленческой отчетности не оправдает своих целей внедрения и не принесет желаемых результатов. Что необходимо сделать на данном этапе: —определить блоки отчетности и сферы учета; —разработать документы промежуточных отчетов и методы расчетов; —определить методы внесения в систему и обработки информации; —обеспечить эффективный контроль данных; —распределить обязанности между специалистами, которые выполняют подготовку данных; —подготовить тестовую версию методологии и сделать пробные расчеты; —оценить целесообразность разработанного проекта методологии. Затем подготовленная модель утверждается руководством компании. Четвертый этап. Внедрение методологии управленческого учета [13] Если все предыдущие мероприятия увенчались успехом, систему управленческого учета запускают в действие. Внедрение проекта управленческого учета обнаружит недоработки, допущенные при составлении методологии. Вероятно, это окажется разнородный подход разных подразделений к обработке данных, либо противоречивость информации, пересекающейся в разных отчетах, либо несовершенное программное обеспечение и т. д. Может другая накладка при взаимодействии подразделений. Пятый этап. Организация контроля над внедрением системы управленческого учета Принципиальная часть контроля — оценить, насколько экономически эффективна выбранная система управленческого учета. Но сначала необходимо убедиться, что все исполнители обучены, цели понятны, в методологии отсутствуют ошибки. Отличия управленческого учета от финансового учета представлен в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Отличия управленческого от финансового учета Классификационная Управленческий учет Финансовый учет 1 2 3 1. Обязательность для предприятия Управленческий учет составляется по усмотрению предприятия. Обычно делается это тогда, когда польза от имеющихся в отчете данных оправдывает расходы на их подготовку, обработку и оформление самого отчета. Финансовая отчетность ограничена четкими законодательными требованиями.Она оформляется и сдается в соответствующие инстанции, и независимо от того, считает ли руководство предприятия это целесообразным. Продолжение таблицы 1.2 1 2 3 2.Степень открытости информации Информация управленческого учета, напротив, совершенно закрыта и для сторонних органов, и даже внутри компании не все имеют к ней доступ. Финансовая отчетность представляет собой открытую информацию для ряда компаний. Например, федеральный закон предписывает публиковать сведения бухгалтерской отчетности для публичных компаний, чтобы все заинтересованные лица могли с ними ознакомиться. 3. Максимальная точность данных Иногда для быстрого принятия управленческих решений необходимо, чтобы данные предоставлялись быстро, а времени на их полный сбор, детализацию и выверку нет. Поэтому в управленческом учете допускаются погрешности в цифрах. Финансовый учет должен быть максимально точным. От сведений, которые содержатся в финансовой отчетности, зависит благополучие всей компании. Поэтому для финансового учета обязательна конкретика, точность и недопустима расплывчатость. 4. Периодичность и сроки предоставления отчетности Сведения управленческого учета используются в зависимости от специфики конкретного предприятия. То есть они могут запрашиваться раз в неделю, ежедневно и даже через каждый час. Для сдачи финансовых отчетов существуют обязательные сроки. Обычно это месячный, квартальный или годовой отчетные периоды. Отклонение от сроков грозит штрафными санкциями. Продолжение таблицы 1.2 1 2 3 5. Нормативные документы Управленческая отчетность предоставляется руководству в соответствии разработанными внутренними регламентами предоставления отчетов. Здесь предприятие вольно использовать правила и способы обработки данных и оформления отчета, которые наиболее удобны для оценки и последующего принятия решений Финансовая отчетность оформляется по конкретно предписанным нормам учета, установленным законодательством на федеральном либо региональном уровне. Управленческий учет совершенно необходим любой компании. Он — основа системы менеджмента, базис для принятия управленческих решений. Каким он будет — полностью зависит от внутренних «заказчиков» — менеджеров фирмы. [13] 1.2 Организационные формы поддержки предпринимательства в регионе Поддержка малого бизнеса и предпринимательства представляет собой – совокупность мер по созданию оптимальных условий для развития и стабилизации небольших предприятий. Она включает в себя не только денежную помощь, но и ряд других мероприятий.[14] Существуют федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Продаваемые в федеральной программе мероприятия и требования устанавливает приказ Минэкономразвития России на поставленный год. Приказ создается на основе законодательства РФ, в частности, на основе Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлений Правительства РФ. Федеральная программа действует на всей территории России, также она является стандартом для создания региональных программ для каждого субъекта РФ.[1]. Формы поддержки: - Субсидирование; - Обучение; - Предоставление льготных кредитов; - Бесплатное участие в выставках и ярмарках; - Бесплатные консультации; - Аренда помещений и земли. Региональные Фонды по развитию бизнеса создают лекции, тренинги, собрания по основам предпринимательства. Лекции ориентированы для начинающих предпринимателей, в них показывают основные вопросы планирования, налогообложения, уделяется заинтересованность способам расширения дела, привлечения покупателей и другим актуальным темам. Одним из назначений планов по развитию бизнеса является организация выставок продукции и ярмарок в различных регионах России. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках уменьшает расходы на рекламную компанию, содействует расширению связей начинающего предпринимателя, разрешает продать часть продукции.[14] Консультативная господдержка оказывается на базе центров занятости, подразделений Федеральной налоговой службы, фондов по развитию бизнеса. Специалисты отвечают на вопросы по налогообложению, бухгалтерскому учету, планированию деятельности, рассказывают про возможности получения других видов государственной помощи. Вопросы льготного кредитования оговорены вФедеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ст.18). [1] Перед обращением в банк необходимо стать субъектом малого или среднего предпринимательства, правильно определить вид запрашиваемых услуг (микрозайм, кредит, лизинговые услуги и др.) и обратиться в региональный банк – партнер или в организацию инфраструктуры поддержки с пакетом документов. Документы собираются в соответствии с требованиями той организации, у которой запрашивается кредит. После подачи документов банк проверяет соответствие организации критериям отбора и выносит решение о предоставлении кредита. Кредиты не предоставляются следующим организациям: – страховым компаниям, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, ломбардам, биржевым брокерам; – представителям игорного бизнеса; – предприятиям, осуществляющим продажу или производство подакцизных товаров, указанных в статье 181 Налогового кодекса РФ; – предприятиям, добывающим полезные ископаемые; – нерезидентам РФ. Государство позволяет начинающему бизнесмену брать во временное пользование земельные участки или офисы по льготным ценам. Это проще и дешевле, чем покупать помещение у частных лиц. Кроме того, существуют бизнес – инкубаторы. [14] На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство является основой благосостояния развитых стран. В США, Франции, Англии данный показатель составляет более 50 %, в Японии и Китае — 60 %. Россия значительно отстаёт от ведущих стран мира, так как доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет лишь 20 %. Ситуация с малым и средним бизнесом в России неоднозначная. Несмотря на то, что государство уже много лет поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства, разрабатывая для этого различные Программы, рост доли малого бизнеса в России незначительный. Для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства выделяются такие организации, как бизнес-инкубаторы, именно на эти организации делается упор в рамках программы «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов)». Впервые появившись в Великобритании в 1950-х годах, бизнес-инкубаторы быстро стали популярными в развитых странах: в США — в 1980-х годах, а в начале 90-х годов их количество превысило тысячу. Из-за бурного роста бизнес-инкубаторов для их координации была создана Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов [15]. В России бизнес-инкубаторы стали создаваться в начале 90-х годов прошлого века и представляли собой учреждение, оказывающие молодым предпринимателям помощь на этапе становления их бизнеса. Несмотря на то, что в стране создано уже более сотни бизнес-инкубаторов, рассадниками инноваций они не стали. Это объясняется тем, что в России бизнес-инкубаторы воспринимают как офисные помещения, а не как организацию, созданную для поддержки благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм. Происходит это из-за дефицита людей способных выполнять наставнические функции, функции партнеров по развитию, учителей по ведению бизнеса [9]. Бизнес-инкубатор — это организации, которая оказывает одновременно и на одной территории целый спектр услуг, таких как: ? Предоставления во временное пользование помещений, оборудованных всем необходимым для ведения бизнеса (мебель, оргтехника, программные обеспечения, охранная система и так далее); ? Консультация по налоговым, юридическим или бухгалтерским вопросам, также оказания помощи при выборе потенциальных контрагентов и их проверке; ? Помощь в составлении бизнес-плана, оформлении займов, детальный анализ причины в случае неудач; ? Проведение семинаров и тренингов для повышения квалификации предпринимателей и их сотрудников; ? Предоставление консалтинговой поддержки на льготных условиях; ? Обеспечение доступа к информационным базам инкубатора. Основная цель бизнес-инкубатора — создание и поддержка малых предприятий, на ранней стадии их деятельности путем оказания целого ряда услуг. Благодаря поддержкебизнес-инкубатора, предприниматель может сконцентрироваться на начале выпуска продукта или оказании услуг с целью выхода на внутренние и внешние рынки. На сегодняшний день у бизнес-инкубаторов следующие задачи [2]: ? Стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах; ? Содействие повышения инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства; ? Привлечение на конкурсной основе субъектов малого и среднего предпринимательства; ? Отбор и размещение в бизнес-инкубаторе субъектов малого и среднего предпринимательства, и заключение с ними соглашений о сотрудничестве; ? Комплексное и квалифицированное обслуживание субъектов предпринимательства на различных стадиях развития; ? Консультация начинающих предпринимателей по экономико-правовым и бухгалтерским вопросам; ? Осуществления консалтинговой поддержки и трансфера инновационных технологий и продукции. ? Взаимодействие с финансовыми структурами и международными организациями; ? Формирование информационно-аналитической базы данных о развитии предприятий инновационной направленности. Помимо вышеперечисленных задач, бизнес-инкубатор осуществляет выполнение следующих функций [2]: ? Гарантирование систем поддержки фирмам за счет оказания материальной и нематериальной поддержки; ? Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии; ? Обучение свободной обстановке или организация бесплатных семинаров, обеспечение условий для научения практическим навыкам бизнеса студентов и выпускников университета. Бизнес-инкубаторы сотрудничают и оказывают поддержку только определенным видам бизнеса. Если выбранный предпринимателем бизнес подходит, то будущий предприниматель должен предоставить руководству организации свой проект. В случае, когда проект считается перспективным, ответственное за него лицо, то есть предприниматель, получает пакет документов для заполнения, которые в дальнейшем передаются на рассмотрение специальной комиссии [3]. Результат рассмотрения предложенного проекта — это решение либо о предоставлении начинающему бизнесмену места в инкубаторе, либо об отказе в этом. [6] Таким образом, бизнес-инкубатор — это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержки и развитию их деловой активности. Субсидии.Этот вид господдержки востребован у предпринимателей больше остальных. Субсидия — безвозмездная денежная помощь, предоставляемая фирме для расширения производства, закупки нового оборудования, компенсации недополученной прибыли. Чаще субсидии получают для открытия нового перспективного дела. Финансовая помощь предоставляется на конкурсной основе. Предпочтение отдается тем предпринимателям, дело которых приоритетно для развития региона. Это сельскохозяйственная деятельность, открытие производства в деревнях и малых городах, инновационные технологии, жилищно-коммунальные услуги, отечественный туризм и другие. После получения денежных средств необходимо ежемесячно представлять отчет о потраченных средствах. Деньги нужно израсходовать в течение года, иначе остаток придется вернуть. [6] 1.3 Методические вопросы анализа бизнес-процессов В стандарте ISO 9000-2001 процессопределен как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Кроме того, в литературе встречается также, по меньшей мере, несколько десятков определений бизнес-процесса, таких как: – Бизнес-процесс — это система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. – Бизнес-процесс — это любая организованная и устойчивая деятельность внутри предприятия, которая преобразует какие-либо объекты по каким-либо правилам.[4] – Бизнес-процесс — это ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата. – Бизнес-процесс — это устойчивая целенаправленная последовательность исполнения функций, направленная на создание результата, имеющего ценность для потребителя. – Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. – Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя или так называемого «клиента бизнес-процесса». – Бизнес-процесс — это логически упорядоченная последовательность операций, выполнение которой направлено на достижение определенной цели бизнеса.[4] Обусловливаем бизнес-процесс как систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы— результаты процесса, —представляющие ценность для потребителей. Бизнес-процессы разделяют на основные, сопутствующие, вспомогательные, обеспечивающие, процессы управление и процессы развития: Рисунок 1 – Связь основных, обеспечивающих бизнес-процессов и бизнес-процессов развития и управления Основные бизнес-процессы генерируют доходы компании. К ним относятся процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся целевыми объектами создания предприятия и обеспечивающие получение дохода. Именно основные бизнес-процессы формируют результат и потребительские качества, за которые внешний клиент готов платить деньги. Так, для деревообрабатывающего завода основным бизнес-процессом может быть производство древесно-стружечной плиты. Сопутствующие бизнес-процессы — это процессы, ориентированные на производство товара или оказание услуги, являющиеся результатами сопутствующему основному производству производственной деятельности и также обеспечивающие получение дохода. Так, для автотранспортного предприятия процесс ремонта стороннего транспорта на собственной ремонтной базе является сопутствующим процессом. [4] Вспомогательными бизнес-процессами являются процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их специфических черт. Например, для ТЭЦ вспомогательным бизнес-процессом является процесс ремонта производственного оборудования. Обеспечивающие процессы поддерживают инфраструктуру компании, предназначены для жизнеобеспечения всех остальных процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт. На предприятиях любой отрасли это процесс финансового обеспечения, кадрового обеспечения, инженерно-технического обеспечения и т. п. Бизнес-процессы управления — это процессы, охватывающие весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий. Бизнес-процессами развития являются процессы совершенствования производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, а также инновационные процессы. Например, это проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в машиностроении, процесс технического перевооружения в электроэнергетике и т. п. [4] Основные бизнес-процессы Отличительной особенностью основных процессов является то, что они прямым образом участвуют в реализации бизнес - направлений компании. В большинстве случаев перечень основных бизнес-процессов представляет зеркальное отражение дерева бизнес – направлений компании. Отличительные особенности основных бизнес-процессов и их роль представлены в таблице 1.3 Таблица 1.3 – Характеристики основных бизнес-процессов Характеристики основных бизнес-процессов Определения Отличительные особенности – Бизнес-процессы, которые создают добавленную стоимость продукта, предлагаемого компанией; – Бизнес-процессы, которые создают продукт представляющий ценность для внешнего клиента; – Бизнес-процессы, прямой целью которых является генерирование доходов; – Бизнес-процессы, за которые внешний клиент готов платить деньги. – Представляют «зеркальное отражение» бизнес - направлений деятельности; – Являются источником генерирования доходов; – Определяют профиль бизнеса; – Имеют стратегическое значение; – Могут развиваться или отмирать в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании. Основные бизнес-процессы определяют доходы компании. Именно они определяют профиль бизнеса, именно они имеют стратегическое значение и их ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорсинг. Именно эти процессы конкурентоспособная компания должна уметь выполнять лучше других в своей отрасли. По мере функционирования компании основные бизнес-процессы развиваются или умирают в зависимости от востребованности рынка и стратегии компании. [4] Обеспечивающие бизнес-процессы Вторая группа бизнес-процессов, которые выделяются при описании деятельности — это обеспечивающие процессы. В отличие от основных обеспечивающие бизнес-процессы имеют другие цели и предназначение. Если основные бизнес-процессы приносят деньги, производя продукт и удовлетворяя потребности клиента, то обеспечивающие процессы поддерживают инфраструктуру организации. Клиент за них не готов платить деньги, но эти процессы нужны для того, чтобы компания существовала. Клиентами обеспечивающих процессов являются подразделения и сотрудники организации, которых при описании процессов называют внутренними клиентами. В качестве обеспечивающих рассматривают такие бизнес-процессы как административно-хозяйственное обеспечение, обеспечение безопасности, юридическое обеспечение и т.д. Обеспечивающие бизнес-процессы могут производить продукты, которые могут продаваться на внешнем рынке, но эти продукты не являются основными, они являются второстепенными или побочным. Обеспечивающие бизнес-процессы не имеют стратегического значения (таблица 1.4). Таблица 1.4 – Характеристики обеспечивающих бизнес-процессов Определения Отличительные особенности – Бизнес-процессы, клиентами которых являются основные бизнес-процессы, структурные подразделения и сотрудники организации; – Бизнес-процессы, которые поддерживают инфраструктуру организации. – Выходы могут продаваться на внешнем рынке; – Не имеют стратегического значения; – Могут превратиться в основной бизнес-процесс; – Могут отмереть в случае наличия конкурентоспособных альтернатив на внешнем рынке и передачи их исполнения на аутсорсинг. По мере функционирования компании может быть принято решение сделать побочный продукт основным. В этом случае обеспечивающий бизнес-процесс превращается в основной. Существует и противоположная перспектива — компания может отдать свой обеспечивающий бизнес-процесс на аутсорсинг, в случае если во внешней среде существуют другие организации, которые могут выполнить данный бизнес-процесс с меньшей стоимостью, быстрее и качественнее в виду своей специализации и наличия больших компетенций и опыта. [4] Бизнес-процессы управления Третья группа бизнес-процессов это процессы управления. Процессы управления являются тоже обеспечивающими. Они не нужны для внешнего клиента, но они нужны для менеджмента компании, потому что именно эти процессы позволяют управлять компанией, обеспечивая ее выживание, конкурентоспособность и развитие. Отличительными особенностями процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. Например, бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление маркетингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «управление персоналом» — объектом «Персонал» и т. д. [4] Таблица 1.5 – Характеристики бизнес-процессов управления Определения Отличительные особенности – Бизнес-процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность; – Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации. – Имеют типовую внутреннюю структуру: планирование, организация; учет, контроль, регулирование. – Различие между процессами управления определяется спецификой объектов управления, которыми процесс управляет. Типовая структура бизнес-процессов управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из этапов, представленных на рисунке 2. Рисунок 2 – Стандартная цепочка управленческого цикла Любой управленческий процесс ложится на эту схему. Если взять процесс «Бюджетирование», то этап «Планирование» будет называться «Разработкой бюджетов», выходом которого будут финансовые и операционные бюджеты. Далее происходит реализация бюджетов, осуществляется учет достигнутого и т.д. Если рассмотреть процесс «Стратегическое управление», то первый этап будет называться «Стратегическое планирование», выходом которого будет стратегический план. Следует заметить, что существует ряд «необходимых» бизнес-процессов управления, которые имеются в любой компании: стратегическое управление, управление финансами, управление маркетингом, управление персоналом. В любой компании есть такой объект управления как «Стратегия» и данным объектом нужно управлять. Стратегию нужно планировать, реализовывать и вести контроль ее выполнения. Отсюда возникает необходимость в бизнес-процессе «Стратегическое управление». Во всех компаниях также существуют следую....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: