- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретикие аспекты конкурентоспособности предприятия.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000021 |
Тема: | Теоретикие аспекты конкурентоспособности предприятия. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. ТЕОРЕТИКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….………………………………………6 1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности……………………….6 1.2. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособность……….12 1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия……………….21 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ПОСУДА ЦЕНТР»……………………………………………………30 2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Посуда Центр»……………………………………………………………...……..30 2.2. Анализ конкурентной среды ООО «Посуда Центр» и выявление конкурентных преимуществ………………………………….…………39 2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «Посуда Центр»………………47 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ПОСУДА ЦЕНТР»…………………………….53 3.1. Мероприятия по совершенствованию путей конкурентоспособности.53 3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий………...59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………66 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….69 ВВЕДЕНИЕ В сегодняшних условиях экономики, деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания большого круга участников рыночных отношений, заинтересованных в итогах его функционирования. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. С ростом рыночного механизма проблема конкурентоспособности в нашей стране при этом резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и способов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации. На практике и в теории зарубежного бизнеса еще не сложилось единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Множество комментариев объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках разного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем – фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом. Конкурентоспособность предприятия – его способность противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность организации – это ее преимущество по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на определенном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынке и организация, поддерживающая на постоянной основе более высокий уровень конкурентоспособности, автоматически решает важную стратегическую задачу, связанную с обеспечением устойчивого высокого уровня прибыльности. Это создает необходимость решения актуальной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности торговых компаний. Теоретические вопросы, связанные с понятием конкурентоспособности нашли отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей Ламбена Ж.Ж., Котлера Ф., Половцева Ф.П., Памбухчиянца В.К.и других. При этом общий анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что большинство трудов посвящено изучению конкурентоспособности, методов её оценки и путей повышения применительно к промышленным предприятиям. В то же время недостаточно разработанными остаются теоретические вопросы, связанные с проблемами конкурентоспособности организаций розничной торговли. Объектом исследования является ООО «Посуда Центр». Предметом исследования – конкурентоспособность предприятия. Цель работы – рассмотреть пути повышения конкурентостособности предприятия на примере ООО «Посуда центр» и разработать рекомендации по ее повышению. При достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть понятие конкуренции и конкурентоспособности; * раскрыть факторы и стратегии повышения конкурентоспособности; * описать методы оценки конкурентоспособности предприятия; * провести анализ и оценку конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Посуда Центр»; * разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия. Для написании работы использовалась специальная литература по менеджменту, экономическому анализу, маркетингу, а также, отчетные материалы предприятия за 2012-2014гг ООО «Посуда Центр». 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ 1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности Конкуренция – один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками В соответствии с Законом РФ «О конкуренции на товарных рынках» [1, с. 68] конкуренция – сопернечество хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция – это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них: 1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [13, с.92] Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг это состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг. Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни одно не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии. 2. Конкуренция – это борьба фирм за ограниченное количество платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. [6, с.103] Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики. 3. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере. [19, с.216] В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция – это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке; мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке. Именно конкуренция: * оживляет рынок; * заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей; * заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства; * заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства; * обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу. [4, с.16-17] В известном смысле конкуренция – двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом. [10,с. 277-279] Конкурентная среда - рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента. Обстоятельства, влияющие на конкурентную борьбу: 1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты; 2) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок; 3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен; 4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков; 5) цена; 6) уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой; 7) мобильные технологические модули; 8) требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода; 9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм; 10)экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара; 11) быстрое обновление ассортимента продукции. Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента. [4, с.277-279] Существует три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия конкурентоспособность в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого). Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта – это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику. [5, с 36] Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков: 1. потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2. общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3. работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании. Для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо: * обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя. * поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.[20, с 36] Определения конкурентоспособности предприятия содержат крайне разнородные элементы исследуемого явления: от продукции предприятия до эффективности использования потенциала организации. В экономической литературе можно встретить десятки различных по содержанию определений конкурентоспособности. Как результат – каждый экономист, занимающийся проблемой конкурентоспособности предприятий, вынужден констатировать, что "общепринятого определения конкурентоспособности предприятия не выработано, поэтому данное понятие подлежит уточнению". Анализ предлагаемых определений позволяет выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия. Суть указанных подходов кратко можно охарактеризовать следующим образом: * Конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции. * Конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать. * Конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности. Конкурентоспособность фирмы, как и всякого предприятия – производителя, характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке [27]. В качестве показателей эффективности деятельности фирмы могут использоваться такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации (рентабельность продаж, рентабельность активов, оборачиваемость товаров и др.) Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Отсюда следует, что мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкретным предприятием и его основными конкурентами на рынке. В теории менеджмента к основным конкурентам относят предприятия, близкие по характеристикам и стратегическому поведению. Эти предприятия образуют так называемую «стратегическую группу» [27]. Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование. Конкурентоспособность является важной характеристикой деятельности предприятия и предприятию необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения, располагаемых ресурсов и менеджмента предприятия были достаточны для реализации выбранной конкурентной стратегии в целях получения желаемых результатов деятельности. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно результативности использования экономических ресурсов конкурентами. 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании Факторы конкурентоспособности – это явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации. Управление конкурентоспособностью организации это обеспечение оптимального соотношения составляющих факторов конкурентоспособности в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются[10, c.75]. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Есть фирмы, стратегия конкурентной борьбы которых основана не на специализации, а на более низких издержках производства. Они изготавливают большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и со стандартной ценой. Другой тип компаний строит конкурентную стратегию на менее рискованных и более дешевых принципах это специализация при узкой номенклатуре продукции. Это продукция высшего мирового уровня в своих классах специализации и стоит недешево. Следующий тип фирм занимается выпуском узкого круга качественной продукции по низким ценам. Такая продукция не отличается изысканными и разнообразными свойствами. Она проста, надежна и дешева. Естественно, не обязательно придерживаться только одной, некогда выбранной стратегии обеспечения конкурентоспособности. Освоив выпуск одного-двух изделий, доступных широкому кругу небогатых покупателей, можно начать подготовку к освоению другой стратегии. Путь расширения своего ассортимента, сохраняя все столь же низкие цены, оправдывающие не особенно высокий уровень качества, приведет к стратегии ориентации на издержки, которая позволит резко увеличить и объемы реализации, и суммы получаемой прибыли. Если не расширять ассортимент, а все доходы направить на повышение качества своих товаров, то этот путь приведет к стратегии выборочной специализации. Этот путь может обеспечить достаточно высокий уровень рентабельности вложенного капитала. Конкурентные преимущества предприятий кроются в постоянном совершенствовании бизнес-процесса при эффективном использовании и распределении ресурсов. Причем, рынок заставляет предпринимателей производить продукт или услугу с целью максимально удовлетворения своих потребителей, повышения уровня их лояльности и увеличения доли постоянных клиентов. В связи с этим стратегию достижения конкурентоспособности компании можно рассматривать в виде комплексной трехшаговой стратегии совершенствования бизнес-процесса, направленной на удержание и, по возможности, увеличение числа постоянных клиентов компании [3, с. 58]. Шаг 1: тотальное управление качеством - совершенствование каждого этапа бизнес-процесса. Охватывает всю деятельность организации. Шаг 2: бенчмаркинг - заимствование процессов у конкурентов и эталонных компаний. Применяется для улучшения стандартного процесса в случаях, когда внутренние и внешние ограничения позволяют внедрить сторонний процесс, изменив его в соответствии с требованиями вашего предприятия. Шаг 3: аутсорсинг - покупка процесса у сторонней организации. Применяется в случаях, когда затраты на совершенствование процесса собственными силами или применение бенчмаркинга превышают стоимость услуг внешней организации. Выбор стратегии зависит от факторов: a) структуры стратегического потенциала фирмы; б) особенности отрасли. Выделяют следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе рисунок 3 [8, с. 67]. Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержана без постоянного совершенствования всех составляющих «ромба». Учитывая это, каждая компания должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды, достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы [2, с.87]. Рисунок 1 – Факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе В условиях конкуренции одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности организации становиться человеческий ресурс. Развитие человеческих ресурсов происходит через обучение. Ведущие зарубежные компании затрачивают на профессиональное развитие от 2 до 10 % фонда заработной платы. Эти затраты рассматриваются как капиталовложения в потенциал своих сотрудников от которых организация ожидает отдачи в виде повышения производительности труда. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования, сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей. В настоящее время трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где не существовало бы непрерывной конкурентной экономической борьбы. Значит ни один тип конкурентного преимущества (или их комплекс) не будет достаточным или долговременным, если производитель не сумеет: 1) во-первых, защитить себя от проникновения на свой рынок соперников; 2) во-вторых, своевременно предусмотреть изменения рыночной конъюнктуры; 3) в-третьих, оценить свои возможности адекватно отреагировать на изменившееся состояние рынка; и, наконец, провести мероприятия подстройки внутрикорпоративных отношений под изменившиеся рыночные условия. Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровня конкурентоспособности предприятия. Смолейчук И.М. всё многообразие факторов конкурентоспособности сводится к двум основным видам: базовые (ресурсные) и технологические. Рассмотренные классификации факторов в большей степени имеют значение для формирования конкурентных преимуществ страны или национальной экономики [12, с. 57]. Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние. Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производства [13, с. 122]. Основные факторы конкурентоспособности - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. К развитым же факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств [14,с. 12]. Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы. По степени специализации все факторы можно подразделить на общие (инфраструктура, персонал с высшим образованием), которые могут использоваться в широком спектре отраслей, специализированные (узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний) и другие факторы, применяемые в одной или нескольких отраслях. Общие факторы дают конкурентное преимущество ограниченного характера, а основывающиеся зачастую на них специализированные факторы образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятий. К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным - техника, технология, экономическая среда и др. Французские экономисты А. Олпивье, А. Дайан, Р. Усрсе, анализируя факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, предлагают так называемый «гипотетический многоугольник конкурентоспособности. Оценка конкурентных возможностей фирм путем наложения «многоугольника конкурентоспособности» дает возможность выявить слабые и сильные стороны предприятий-конкурентов, что позволяет острой конкуренции на рынке с помощью данного многоугольника использовать свои преимущества и слабости конкурента (Рисунок 2) [10, с.81]. Рисунок 2 - Многоугольник конкурентоспособности. Многие авторы в зависимости от отношения факторов к предприятию группируют их на внешние и внутренние. Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др. Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране [13, с. 57]. И.Н. Герчикова предлагает классификацию фактора конкурентоспособности в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда [16, с. 175]: * коммерческие условия; * организация сбытовой деятельности; * воздействие тенденции развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке. Основываясь на теоретических исследованиях, изложенных Р.А. Фатхутдиновым, перечисленные им внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации не отражают такие значимые элементы в деятельности предприятия, как: психологическое состояние микроклимата в коллективе, уровень психологической поддержки и социальные факторы (профессиональная пригодность и адаптация, потенциал сотрудников) (таблица 1.1) [10, с. 94]. Таблица 1.1 – Факторы конкурентоспособности предприятий (по Р.А. Фатхутдинову) Внутренние факторы Внешние факторы 1. Структурные 1. Правовое регулирование сферы торговли 2. Ресурсные 2. Уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны 3. Технические 3. Государственная поддержка развития предпринимательства 4. правленческие 4. Правовое регулирование функционирования страны и региона 5. Рыночные 5. Открытость общества и рынков 6.Эффективность функционирования организации 6. Научный уровень управления экономикой страны, отрасли. 7. Национальная система стандартизации и сертификации 8. Государственная поддержка развития человека 9.Государственная поддержка науки и инновационной деятельности 10. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии 11. Налоговые, процентные ставки в стране и регионах Интересная группировка факторов конкурентоспособности представлена в научных исследованиях Е.С. Брулёва (Таблица 1.2) [17, с. 26] Таблица 1.2 – Факторы конкурентоспособности предприятий Группа факторов Подгруппы факторов Определяющие удовлетворенность потребителя Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций Определяющие интенсивность маркетинговых усилий Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг Определяющие качество менеджмента Эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия Е.П. Голубков адаптирует факторы к российской среде жизнедеятельности предприятий и выделяет следующие группы факторов, влияющих на результативность деятельности конкурентов на рынке: имидж организации, качество и концепции продуктов (уровень их соответствия мировому уровню), рыночная доля предприятия, мощность производственной, научно-исследовательской и конструктивной базы, стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке, маркетинговая деятельность (реклама, уровень стимулирования сбыта, глубина исследований), уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания, политика организации во внешней предпринимательской среде [18, с. 358]. Факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования. Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия. Рассмотрев факторы внешнего окружения и внутренней среды, можно предположить, что конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, а с другой, - характеристик внешних факторов, влияющих на него. Таким образом, способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, также является фактором конкурентного преимущества производителя, который называется конкурентоспособностью компании. 1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия Оценка конкурентоспособности позволяет определить положение предприятия на отраслевом рынке. Методики оценки конкурентоспособности организации [19, с. 18] 1. Методика, основанная на теории эффективной конкуренции. Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. В основе методики принцип эффективной конкуренции: эффективность деятельности предприятия зависит от эффективности использования ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групп показателей или критериев конкурентоспособности. Первую группу формируют показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу входят показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. Показатели третье группы говорят о эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. Четвертая группа - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена. Каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), поэтому экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев. Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической [23, с. 88] ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ, где ККП - коэффициент конкурентоспособности предприятия; ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия; ФП - значение критерия финансового положения предприятия; ЭС - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке; КТ - значение критерия конкурентоспособности товара; 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев. Алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа: Этап 1. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод показателей в относительные величины (баллы). Для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: