VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическое обоснование методов разработки эффективной финансовой стратегии на предприятии и внедрение их на практике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006210
Тема: Теоретическое обоснование методов разработки эффективной финансовой стратегии на предприятии и внедрение их на практике
Содержание
Содержание

Введение  .. …………………………………………………………………….……9

Глава 1. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия. ……………………………………………………………………...12

	Сущность и понятие финансовой стратегии предприятия……….………12

Цели, задачи и функции финансового менеджмента…………………......14

Принципы, этапы и методы разработки финансовой стратегии предприятия…..……………………………………………………………….........25

	Глава 2. Практические аспекты формирования финансовой стратегии предприятия…………………………………………………………..……...........35

2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ЗАО «Куйбышева»……………………………………………………………………….35

	2.2. Анализ основных показателей деятельности ЗАО «Куйбышева»……………………………………………………………………….36

	2.3.          Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………46

Глава 3. Разработка и реализация финансовой стратегии предприятия……………………………………………………………………….52

Определение основных параметров инвестиционного проекта ЗАО «Куйбышева»……………………………………………………………......52

Проблемы финансовой устойчивости предприятия………….……..........56

Выводы и рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия………………….……………………………………………...67

Заключение…………………………………………………………………...…...71

Список использованной литературы ………………………………………………………………………………...…….74

Приложение 1……………………………………………………………………..78

Приложение 2……………………………………………………………………..80 

Приложение 3……………………………………………………………………..84

Приложение 4……………………………………………………………………..86

Введение



Развитие рыночных отношений в отечественной экономике характеризуется динамичностью происходящих изменений, их неустойчивостью и противоречивостью, что порождает многие проблемы в хозяйственной и финансовой деятельности современных предприятий. Хозяйствующие субъекты функционируют в рамках постоянно меняющейся внешней среды, что приводит к возрастанию значимости разработки стратегии деятельности в целях обеспечения конкурентоспособности с учетом многовариантности и нестандартности деловых решений. Для обеспечения коммерческого успеха становится недостаточным оценивать лишь текущее состояние экономики и финансов предприятия. Ключевая роль здесь принадлежит финансовой стратегии, которая определяет не только направления использования финансовых ресурсов предприятия и источники их финансирования, но и в целом возможности его развития, поскольку финансовые ресурсы обладают особенностью непрерывно трансформироваться с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов [7].

Финансовая стратегия это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться [27].

Главное   требование,  предъявляемое   к  финансовому менеджеру,–  выработка   базовой   финансовой   концепции.  Общий   концептуальный   подход   заключается   в   определении   стратегии   финансового   развития ,  обеспечивающей   достижение   поставленных   целей ,  эффективное   управление   денежным   оборотом   предприятия ,  формирование   фондов   денежных   средств   в   заданных   пропорциях ,  использование   финансовых   ресурсов  по целевому назначению. Это относится  к  методам реализации  базовой   финансовой   концепции   предприятия. Иначе говоря,  финансовый   менеджер  – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции [10].

Вопросы финансовой стратегии имеют исключительное значение для менеджеров среднего и высшего звена управления, которые сталкиваются со множеством проблем финансового характера в своих организациях, и данная тема является актуальной для достижения успеха предприятия.

Целью написания данной работы является теоретическое обоснование методов разработки эффективной финансовой стратегии на предприятии и внедрение их на практике.

Объектом исследования является ЗАО «Куйбышева» - основным видом деятельности которой является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). Предмет исследования - финансовое состояние предприятия. 

Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретических аспектов разработки финансовой стратегии предприятия;

исследовать финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Куйбышева»

разработать финансовую стратегию, позволяющей повысить эффективность финансовой деятельности предприятия.

При написании данной работы использовались следующие методы исследования: экономико-статистический; аналитико-прогностический; балансовый, факторный анализ.

Теоретической  и  методологической основой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных ученых  и  практиков  в  области теории конкуренции, стратегического и финансового менеджмента,  экономики  сферы услуг, организации предпринимательской деятельности, финансовых отношений предприятий.

Практическая  значимость  исследования состоит  в  том,  что  его базовые методические положения  и  практические рекомендации могут быть применены для разработки  и  совершенствования  финансовой   стратегии  взаимодействия  предприятий   с целью повышения эффективности  их   деятельности   и  конкурентоспособности.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.























Глава 1 Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия

Сущность и понятие финансовой стратегии предприятия



Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния. Предприятие нуждается в выработке собственной финансовой стратегии. Финансовая стратегия – это важнейшая составляющая общей стратегии предприятия. Она выражается в практике создания и реализации генерального плана действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает формы выживания и развития предприятия в новых условиях. Финансовая стратегия включает в себя анализ финансового состояния; оптимизацию имущества предприятия; распределение прибыли; организацию наличных и безналичных расчетов; налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг [17].

К определению сущности категории "стратегия" существует много подходов. Например, западный исследователь А. Лендлер считает, что стратегия - это определение долгосрочных целей и задач предприятия, принятия курса действий и распределение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей.

Американские экономисты Р. Кларк, В. Вильсон, Р. Кейнс дают определение финансовой стратегии в широком плане и связывают ее с финансовой политикой и планированием. Финансовая стратегия определяет картину развития предприятия в будущем. Стратегия - это мечта или предсказания. Она показывает, каким предприятие может стать в будущем и как этого можно достичь. Финансовая стратегия - это основа выбора, альтернативы, что приводит к природе и направления организации финансовых отношений. Предприятие проводит финансовую политику, которая отличается от стратегии тем, что основывается на деталях, конкретизированных данных.

Финансовая стратегия соглашается с общей стратегией экономического развития предприятия. Это фактор обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем. При разработке финансовой стратегии определяют цель, временные границы, характер действий [6]. 

Обычно различают генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Генеральной финансовой стратегией называют стратегию, определяющую финансовую деятельность предприятия на долгосрочный период.

Если предприятие использует в своей практике систему долгосрочного, среднесрочного и текущего финансового планирования, то соответственно дифференцируются и горизонты планирования. Оперативная финансовая стратегия, в отличие от генеральной, охватывает все валовые доходы и расходы средств за планируемый период. Только при такой детальной проработке состава поступлений и расходов возникает возможность организовать денежные потоки и обеспечить превышение доходов над расходами.

Главной стратегической функцией финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения его миссии.

Финансовая стратегия включает в себя способы и действия для главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; выявление решающих направлений и сосредоточение на них ресурсов; ранжирование и поэтапное достижение целей; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени; создание и подготовку стратегических резервов; учет экономических и финансовых возможностей предприятия и конкурентов; маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации [17].





1.2	Принципы, этапы и методы разработки финансовой стратегии предприятия



Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы следующие принципы планирования: единства, непрерывности, гибкости, точности. Р. Акофф позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

Принцип единства предопределяет системность планирования, что означает существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели.

Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления.

Принцип гибкости планирования связан, прежде всего, с возможностью внесения изменений. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Точность планирования связана как с определением общего и локальных периодов разработки плана предприятия, так и с требованиями к детализации планов и качеству исполнителей – разработчиков плана.

   Принцип участия означает, что каждый работник предприятия в определенной мере становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. 

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо указанных классических принципов планирования, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и другие [17]. 

Рассмотренные классические и общеэкономические принципы планирования применимы и к разработке финансовой стратегии. Вместе с тем, специфические черты финансового стратегического планирования такие как: приоритетность финансового стратегического плана над другими планами, понимание реальных возможностей предприятия, учет большого числа факторов внешней и внутренней среды, направленность на перспективу и другие являются предпосылкой для существования своих специфических принципов финансового стратегического планирования. 

Использование приемов стратегической конкуренции приведет к существенному росту эффективности и позволит управлять будущим компании. 

Вместе с тем, для каждого вида предпринимательской деятельности могут быть выявлены свои принципы финансового стратегического планирования. 

Таким образом, совокупность принципов, лежащих в основе процесса финансового стратегического планирования, приведены в табл. 1 [29]. 



Таблица 1

Принципы финансового стратегического планирования



Общие принципы планирования

Принципы финансового стратегического планирования

Необходимости планирования

Перспективности

Единства планов

Приоритетности

Непрерывности планирования

Реализуемости

Гибкости

Итеративности

Точности

Комплексности

Комплексности

Непрерывности мон
торинга

Эффективности

Селективности

Оптимальности

Стратегической конкуренции

Участия







Наряду с принципами различают и сформированные на их основе методы планирования, понимаемые как способы, приемы и подходы к решению определенных задач. Методы планирования являются методами подготовки плановых альтернатив и предваряют процесс выбора из них оптимального варианта. Вполне очевидно, что право выбора принадлежит органу или лицу, принимающему решение [4].

К основным методам финансового планирования можно отнести:

Балансовый метод. Сущность и содержание балансового метода в финансовом планировании состоит в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся ресурсов и фактической потребности (источников формирования).

Расчетно-аналитический метод. Содержание метода заключается в том, что прогнозирование плановых показателей на будущий период производится на основе анализа фактических данных предыдущего периода (периодов). Он применяется в случаях, когда взаимосвязь показателей не может быть установлена прямым способом, а определяется косвенно на основе изучения динамики за ряд предшествующих периодов, тенденций и т. п. 

Нормативный метод. Содержание нормативного метода заключается в использовании заранее разработанных и установленных норм и нормативов, например в потребности предприятия в отдельных видах ресурсов и источниках их образования. Этот метод является внешне самым простым, так как, зная норму или норматив и объемную величину показателя, умножением можно вычислить величину искомого финансового показателя.

Метод оптимизации плановых решений. Содержание метода сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов для избрания наиболее оптимальных. 

Экономико-математический метод. Содержание метода состоит в том, что он позволяет найти и обосновать количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Такая взаимосвязь исследуется на основе применения моделей экономико-математического анализа, которые представляют собой точное математическое описание деятельности с помощью математических символов и приемов (уравнений, графиков, неравенств и т. п.). 

Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях (предприятиях) и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники и пр. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение цели или конкретных задач.

Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. 

Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.

Финансовое прогнозирование расчет и обоснование финансовых показателей, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Финансовый прогноз это расчет финансового показателя при заранее известных и обусловленных параметрах и границах.

Финансовое программирование представляет собой совокупность методов финансового планирования, использующих программно-целевой подход.

Расчет финансовых показателей на основе имеющейся информационной базы может включать в себя такие приемы, как, например, дисконтирование, индексация [16].

Финансовое планирование на предприятии — это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов. Он начинается с анализа финансовой ситуации, разработки общей финансовой стратегии фирмы. Составление текущих финансовых планов, их корректировка, увязка и конкретизация показателей по подразделениям, изделиям и объектам продаж, объектам производства — это осуществление финансового планирования. После утверждения финансового плана проводится анализ и контроль выполнения плановых показателей.

Финансовое планирование в организациях в зависимости от периода действия включает три основные подсистемы: а) перспективное финансовое планирование; б) текущее финансовое планирование; в) оперативное финансовое планирование. Основным принципом, на основе которого строится система финансового планирования коммерческой организации, является превалирование стратегического планирования над текущим и оперативным планированием. Каждому этапу присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов, приведенные в табл. 2.

Исходным этапом планирования является стратегическое финансовое планирование и прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации.

Долгосрочные финансовые решения сопряжены с выбором структуры капитала и долгосрочными инвестициями. При планировании каждого проекта должны быть получены ответы на вопросы: как его финансировать, какой размер заемных средств требуется для реализации проекта; как построить денежные потоки по времени выполнения проекта. Эти вопросы относятся к структуре капитала компаний. Поэтому, в конечном счете, принятие финансовых решений сводится к определению:

объемов финансирования;

источников финансирования;

структуры капитала (комбинации источников), обеспечивающей максимизацию цены предприятия.

Таблица 2

Этапы финансового планирования и формы разрабатываемых планов

Подсистемы финансового планирования

Формы разрабатываемых планов

Период планирования

Перспективное [стратегическое] планирование

Программа по инвестиционной деятельности. Бюджет инвестиционных затрат Прогноз движения денежных потоков Прогноз бухгалтерского баланса

3-5 лет

Текущее планирование

План доходов и расходов по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности План движения денежных средств Баланс

1 год

Оперативное планирование

Платежный календарь, налоговый календарь, кассовый план, расчет потребности в краткосрочных кредитных ресурсах [кредитный план]

Декада, месяц, квартал



Сущность краткосрочного финансового планирования состоит в обеспечении оптимального размера запасов оборотных средств и поддержании их ликвидности. При принятии краткосрочных финансовых решений должна быть представлена структура краткосрочных активов и текущих обязательств предприятия.

При составлении финансовых планов используются следующие информационные источники:

данные бухгалтерской и финансовой отчетности, сведения о выполнении финансовых планов в предыдущих периодах;

договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

прогнозные расчеты объемов продаж или планы сбыта продукции, составленные исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других характеристик рыночной конъюнктуры;

экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка, минимальный размер месячной оплата труда и т.д.).

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В процессе перспективного планирования получают свое экономическое обоснование и уточнение установки, сделанные в стратегическом планировании.

Перспективному финансовому планированию предшествует разработка финансовой стратегии предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой детально проработанную концепцию привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия, включая конкретный механизм формирования требуемого объема финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в активы предприятия.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития организации (предприятия) и направлены на максимизацию ее рыночной стоимости.

Финансовое планирование базируется на данных финансового прогнозирования, которое является воплощением стратегии организации на рынке. Объектами финансового прогнозирования являются:

данные отчета о прибылях и убытках;

потоки денежных средств;

показатели бухгалтерского баланса.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов: планового отчета о прибылях и убытках; планового отчета о движении денежных средств; плана бухгалтерского баланса. Основная цель построения этих документов — оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта на перспективу.

Тем самым перспективный план может быть в значительной степени прогнозным, а расчеты — приобретать приближенный характер и отражать общую динамику процессов. При этом, чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный (необязательный) характер. Это обусловлено тем, что в долгосрочной перспективе неопределенность изменения макроэкономической конъюнктуры возрастает, т.е. в исполнении плана все большую роль начинают играть факторы, не зависящие от деятельности организации (предприятия). Поэтому излишняя детализация показателей перспективного плана нецелесообразна.

В этой связи при разработке перспективного финансового плана применяются укрупненные методы расчета доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить потребность в инвестиционных ресурсах, способы финансирования этих инвестиций. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами.

Прогноз объемов будущих продаж (объем реализованной продукции) дает представление о доле рынка предприятия, которую оно намерено завоевать в будущем. В свою очередь, прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цен реализуемой продукции, инфляции на потоки наличных денежных средств организации.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на несколько лет. Начинается прогнозирование объемов реализации с анализа сложившихся тенденций за ряд лет, причин тех или иных изменений. Следующим шагом в прогнозировании является оценка перспектив дальнейшего развития деловой активности предприятия с позиций сформированного портфеля заказов, структуры выпускаемой продукции, рынка сбыта, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия. На этой основе и строится прогноз объемов реализации, точность которого имеет решающее значение, поскольку нереалистичная оценка объемов продаж может привести к искажению остальных финансовых расчетов.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются другие затраты на производство. Прогнозный отчет о прибылях и убытках позволяет:

определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения безубыточности работы;

установить размер желаемой прибыли;

увеличить гибкость финансовых планов на основе анализа чувствительности критических соотношений (учета различных факторов — ценовых, динамики объемов продаж, соотношения долей постоянных и переменных затрат).

Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности организации.

При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе использования методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько последних нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Целью разработки балансового прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия. Существует несколько способов составления прогноза баланса. Наиболее часто применяемыми являются следующие: а) метод на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продаж; б) методы с использованием математического аппарата; в) специализированные методы.

Первый из них состоит в допущении, что статьи баланса, зависимые от объема реализации (запасы, затраты, основные средства, дебиторская задолженность и т.п.), изменяются пропорционально его изменению. Данный метод называют также методом процента от продаж.

Среди методов с использованием математического аппарата широко используют метод простой линейной регрессии, метод нелинейной регрессии, 

метод множественной регрессии,

К специализированным методам можно отнести методы, основанные на разработке отдельных прогнозных моделей для каждой переменной величины. К примеру, дебиторская задолженность оценивается по принципу оптимизации платежной дисциплины; прогноз величины основных средств строится на основе инвестиционного бюджета и т.п.

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план. Разрабатывается он, как правило, на 3—5 лет (с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды) и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предприятий, так и для инвесторов и кредиторов, так как они должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы, в свою очередь, должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок их окупаемости и возврата.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых: прогноз объемов реализации; прогноз доходов и расходов; прогноз денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; план по источникам и использованию средств; расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости) [24].



1.3  Методика оценки эффективности инвестиционного проекта



В настоящее время в практику обоснования инвестиционных проектов прочно вошли методы, основанные на дисконтировании денежных потоков. Следуя методикам Всемирного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, а также методике ООН по промышленному развитию (так называемая методика ЮНИДО), миллионы инвесторов во всем мире производят оценку эффективности инвестиционных проектов по показателям чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности, дисконтированного срока окупаемости. 

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанные группой российских учёных во главе с В.В. Косовым, В.Н. Лившицем, А.Г. Шахназаровым, также основаны на дисконтировании денежных потоков.

Однако в последние годы в научной литературе стали появляться отдельные публикации, где подвергается резкой критике методика дисконтирования денежных потоков и указывается необходимость её совершенствования. Свою точку зрения критики методологии дисконтирования денежных потоков смогли аргументировать. По их мнению, процедура дисконтирования потоков реальных денег задает необоснованно высокие темпы обесценивания будущих денежных поступлений по проекту. В результате ценность денежных поступлений, отдалённых во времени на 5 и более лет, становится ничтожно малой величиной. Таким образом проекты реального инвестирования, как правило, не выдерживают сопоставления отдалённых во времени результатов, учтённых в «дешёвых» деньгах, с затратами, которые производятся на начальных этапах реализации проекта, и поэтому учитываются в полновесных «дорогих» денежных единицах. 

На основании сказанного критики методологии дисконтирования денежных потоков приходят к выводу о том, что её применение в обосновании инвестиционных проектов имеет тяжёлые последствия для экономики, поскольку вызывает отток финансовых ресурсов из её реального сектора в сектор краткосрочных спекулятивных финансовых операций, нарушает нормальный процесс воспроизводства основных фондов в сфере материального воспроизводства. Однако, ввиду того, что методологии комплексной оценки инвестиционных проектов, способной заместить принятую во всем мире методологию, при этом сохранив её достоинства и исключив указанные недостатки, до настоящего времени не разработано, рассмотрим методологию, основанную на дисконтировании денежных потоков.

Логика построения основных алгоритмов основана на двух операциях – наращении и дисконтировании. В первом случае движутся от «настоящего» к будущему, во втором – наоборот. В обоих случаях с помощью схемы сложных процентов удается получить оценку денежного потока с позиции будущего или «настоящего». 

Расчет наращенной (FV) и дисконтированной (PV) величин осуществляется по формулам (1) и (2) соответственно:







где   FV – наращенная сумма, доход, планируемый к получению в n-м году; 

 PV - инвестируемая сумма; 

 r – ставка наращения; 

 n – срок деятельности проекта.





Приведенные формулы входят в число базовых в финансовых вычислениях, поэтому для удобства пользования значения множителей (1+r)n и 1/(1+r)n табулированы для различных значений r и n. Указанный множители называются соответственно мультиплицирующим и дисконтирующим множителями или коэффициентами наращения и дисконтирования. Экономический смысл коэффициента наращения состоит в следующем: он показывает, чему будет равна одна денежная единица через n периодов при заданной процентной ставке r. Коэффициент дисконтирования показывает «текущую» цену одной денежной единицы будущего, т. е., чему с позиции текущего момента равна одна денежная единица, циркулирующая в сфере бизнеса n периодов от момента расчета, при заданных процентной ставке (доходности) r и частоте начисления процентов. Термин «текущая стоимость» не следует понимать буквально, поскольку дисконтирование может быть выполнено на любой момент времени, не обязательно совпадающий с текущим моментом.

Учитывая значимость дисконтирования, влияние размера дисконта на величины критериев проекта, при расчете показателей его эффективности особое внимание следует уделять выбору величины дисконта.

При обосновании нормы дисконтирования обычно используются следующие подходы. Дисконт определяется как:

средний уровень ставки по депозитам крупных банков;

средневзвешенная величины стоимости инвестиций по различным источникам их финансирования;

величина безрисковой ставки, скорректированная на инфляцию. 

Любая компания нуждается в источниках средств для того, чтобы финансировать свою деятельность, как с позиции перспективы, так и в плане текущих операций. В зависимости от длительности существования в данной конкретной форме активы компании, равно как и источники средств можно подразделить на кратко- и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам – проценты за предоставленные ими ссуды, инвесторам – проценты за сделанные ими инвестиции и др. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется стоимостью капитала. В идеале предполагается, что, как правило, текущие активы финансируются за счет краткосрочных, а средства длительного пользования – за счет долгосрочных источников средств. Благодаря этому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.

Концепция стоимости .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44