VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретических положений и организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012107
Тема: Теоретических положений и организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора
Содержание
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ……………………………..10

1.1. Понятие, виды и формы медицинской помощи…………………………..10

1.2.Характеристика законодательства, регулирующего права граждан на получение медицинской помощи…...…………………………………………. 14

1.3.Правовые основы контроля оказания медицинской помощи…………………………………………………………………………………… 27

1.4. Нарушения законодательства о правах граждан на медицинскую помощь и состояние законности в сфере здравоохранения…………………………..35



ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ………………………………………………52

2.1. Понятие, пределы, специфика предмета и объекта прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь …………….……………………………………………………………............... 52

2.2.Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь……………………………….....70

2.3. Приоритетный национальный проект «Здоровье». Цели, задачи и особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства при его реализации…….……………………………………………………………..81

Заключение…………………………………………………………………….94

Нормативные акты и литература…………………………………………....98











Введение

Valetudobonumoptimum.



Актуальность исследования.Права и свободы человека являются высшей ценностью и согласно Конституции Российской Федерации их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения. Конституцией также гарантированополучение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, за счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений (ст. 41).

«Здравоохранение - самая чувствительная и значимая отрасль для каждого человека, и, одновременно, основополагающая стратегическая отрасль для всей страны. Она всегда есть и будет «на острие» истории и судьбы народа».

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно является не только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Другими словами, не только каждый человек должен заботиться о  своем здоровье, но и государство обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и укреплению здоровья его граждан, препятствовать чьим-либо посягательствам на их здоровье. 

О том, что охрана здоровья в нашей стране является одним из главных и приоритетных направлений социальной политики, свидетельствует действующий с 1 января 2006 года Приоритетный национальный проект(ПНП) «Здоровье».Обеспечение реализации данного проекта - одна из важнейших задач всех государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. 

Основными целями ПНП «Здоровья» являются: укрепление здоровья населения России; снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности; повышение доступности и качества медицинской помощи; развитие профилактической направленности здравоохранения.

Одной из достаточно сложных и многогранных сфер общественных взаимоотношений является сфера охраны здоровья человека вообще и медицинской деятельности, в частности. Бурное развитие высокотехнологичных методов диагностики, лечения, реабилитации, проведение биомедицинских исследований, возникновение и развитие новых отраслей медицины поставило перед специалистами практической медицины, организаторами здравоохранения, юристами-практиками, учеными медиками и правоведами ряд серьезных вопросов по проблемам правого регулирования медицинской деятельности.

Повсеместно в регионах нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья, качество медицинской помощи во многих случаях не отвечает необходимым требованиям. При проверках прокурорами устанавливаются неединичные случаи смерти пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи. В регионах широко распространены поборы с пациентов, случаи вымогательства денежных средств за оказание бесплатной медицинской помощи, многочисленные факты безлицензионной медицинской деятельности и случаи нецелевого расходования средств, выделенных на здравоохранение. Растёт количество фальсифицированной медицинской продукции, создающей реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Динамика выявляемых правонарушений в сфере здравоохранения характеризуется устойчивым ростом. Если за 2008 год органами прокуратуры было выявлено 58413 нарушений законодательства, то в 2016 году выявлено более 80 тысяч нарушений закона, то есть почти в 1,5 раза больше, в том числе незаконных правовых актов - более чем в 2,5 раза (с 447 до 1365). В 2016году 23 тысячи должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, а по неутешительным статистическим данным Росстата, россияне со средней продолжительности жизни в 66.05 лет оказались на 129 месте в мире.

Как показывает практика, сложившееся крайне неудовлетворительное состояние  исполнения законодательства о правах граждан на медицинскую помощь во многом является следствием явно низкой эффективности деятельности специализированных органов государственного контроля в этой сфере, которыми нарушения законодательства своевременно не выявляется, и не пресекаются, глубинные процессы, и причины правонарушений не изучаются и полностью не устраняются.

Значительная работа, которую ежегодно проводяторганы прокуратуры, ещё не оказала значимого влияния на укрепление законности в сфере обеспечения прав граждан на медицинскую помощь и требует дальнейшего совершенствования и повышения её эффективности. Такое положение во многом объясняется тем, что организация прокурорского надзора в таком важнейшем направлении, как здравоохранение, далеко не совершенна, и не во всех случаях носит комплексный упреждающий характер по пресечению и предотвращению правонарушений, не побуждает органы специализированного государственного контроля к ускоренной реализации своих функциональныхобязанностей. На эффективность мероприятий прокурорского надзора негативно влияет отсутствие в органах прокуратуры необходимых методических материалов научного и научно-прикладного характера, раскрывающих содержание и специфику предмета, объекта и пределов прокурорского надзора, тактики и методики по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законодательства, регламентирующего права граждан на получение медицинской помощи.

Изложенные выше основные положения, относящиеся к оценке состояния законности в сфере здравоохранения и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в этой области в целях выработки предложений по повышению его эффективности, определяют основную сущность актуальности данной проблемы и явились критериями для выбора темы настоящей диссертационной работы.

Ещё одной актуальной проблемойследует отметить нехватка отечественных научных исследований, в которых подвергались бы комплексному анализу правоотношения, возникающие в процессе оказания медицинской помощи.

Степень научной разработанности темы.В Российской Федерации проблеме прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь посвящено лишь одно диссертационное исследование. Больше научных исследований диссертационного либо иного монографического характера, посвящённых данной проблеме,не проводилось и научные публикации такого уровня отсутствуют. Вместе с тем, некоторые вопросы, относящиеся к организации и методике прокурорского надзора за исполнением указанного законодательства рассматривались в статьях Жука М., Инджиева В., Понамарева Ю., Сергиенко А., Филипенко С., Филиппова Р., опубликованных в журнале «Законность».

Кроме того, различным аспектам развития и дальнейшего совершенствования медицинского законодательства, посвящены опубликованные в различных журналах информационно-аналитические статьи, таких авторов как: Бевеликова Н. М., Волкова Н. С., Григорьев Ю.И., Истомина Л. Б., Кавалерова Ю.Ю.  , Орлов A.B., Пищита А.Н., Путило Н.В., РабецA.M., Разуваев В. Э., Сальников В. П., Стеценко С.Г., Хаустов Д.В., Чашин А.Н., Шевчук С.С., Шишкова С.Н., Эммануилов С.Д., Яценко Е.Ю.  и др.

Указанные выше обстоятельства и вызвали потребность в проведении целостного, комплексного диссертационного исследования.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, объективно возникающих в ходе практической реализации полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства о правах граждан на получение медицинской помощи и связанных с ними проблемных ситуаций, требующих научного разрешения.

Предметом исследованияявляется деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь, актуальные теоретические и практические проблемы его совершенствования и повышения эффективности на всех стадиях надзорного процесса во взаимосвязи с изучением, оценкой и развитием нормативно-правовой базы с учётом положений приоритетного национального проекта «Здоровье».

Цель исследования - разработка теоретических положений и организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь с учетом современных задач, определенных приоритетным национальным проектом «Здоровье».

Исходя из целей, обозначенных выше, в диссертационной работе сформулированы следующие задачи научного исследования:

- определение понятия медицинской помощи, а также рассмотрение её видов и форм оказания;

- системная характеристика законодательства в исследуемой сфере здравоохранения;

- анализ, обобщение и оценка состояния законности, и классификация типичных нарушений прав граждан на медицинскую помощь;

- изучение и обобщение практики прокурорского надзора, выявление наиболее распространенных недостатков и упущений, негативно влияющих на эффективность надзорных мероприятий;

- исследование теоретических основ и определение специфики предмета, пределов, задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь;

- разработка научных и практических предложений по совершенствованию организации прокурорского надзора, включая вопросы тактики и методики выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства в исследуемой сфере здравоохранения;

- выработка предложений по внесению дополнений и изменений в действующее законодательство применительно к теме диссертационного исследования.

Теоретическую базу исследования составили научные труды ведущих ученных в области прокурорского надзора: Алексеева А.И., Альбицкого П.Д., Арабяна И.А., Баскова В.И., Березовской С.Г., Берензона А.Д., Бессарабова В.Г., Викторова И.С., Винокурова Ю.Е., Винокурова А.Ю., Власова A.A., Гаврилова В.В., Герасимова С.И., Гущина В.З., Даева В.Г., Давыденко JI. M., Долежана В.В., Емельянова С.А., Казариной А.Х., Клочкова В.В., КозловаА.Ф., Козусева А.Ф., Коробейникова Б.В., Крюкова В.Ф, Лебединского В.Г., Маршунова М.Н., Мелкумова В.Г., Михайленко А.Р., Назарова С.Н., Николаевой Л.А., Рагинского М.Ю., Розенфельда В.Г., Рябцева В.П., Савицкого В.М., Сафонова А.П., Скворцова К.Ф., Смирнова А.Ф., Спиридонова Б.М., Халиулина А.Г., Хатова Э.Б., Чувилёва A.A., Шинда В.И., Ястребова В. Б. и других авторов.

При подготовке диссертации также использовались научные труды ученых в области криминологии и общей теории права: Алексеева С.С., Дикановой Т.А., Звирбуля В.К., Кудрявцева В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Скуратова Ю. И., Сухарева А. Я. и других учёных.

Правовую базу научного исследования составили: Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития, принятые по вопросам здравоохранения, а также приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации.

Методология и методика исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе общенаучного диалектического метода познания с применением других взаимодополняющих приемов и методов: сравнительно-правового, системного, логического, формально-юридического и статистического анализов. Совокупность применённых общенаучных, частных и специальных методов познания позволило автору всесторонне исследовать весь круг вопросов, поставленных в диссертационной работе, и сформулировать ряд предложений научного и прикладного характера.



























ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Понятие, виды и формы медицинской помощи.

Действующий Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые на уровне закона, дает определение медицинской помощи, - под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

До принятия Государственной Думой РФ Закона об охране здоровья понятие медицинской помощи» содержалось в Отраслевом классификаторе «Простые медицинские услуги» ОК ПМУ 91500.09.0001-2001. утверждённом Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001г. № 113. В данном документе медицинская помощь рассматривалась как комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно - технические мероприятия, санитарно - противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.),  направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

Виды медицинской помощи населению перечислены в ст. 32 Закона об охране здоровья. К ним относят: первичную медико-санитарная помощь; социализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь; скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь; паллиативную медицинскую помощь. Следует подчеркнуть, что Закон об охране здоровья граждан не только перечисляет виды медицинской помощи в здравоохранении, дает их дефиниции, но также закрепляет формы и условия оказания медицинской помощи, что, безусловно, можно отнести к его достоинствам. Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.

1. Первичная медико-санитарная помощь. Данный вид помощи является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

2. Скорая медицинская помощь. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности медицинскими работниками. Данный вид медицинской помощи оказывается бесплатно всем лицам, находящимся на территории РФ.

Скорая медицинская помощь оказывается на догоспитальном и госпитальном этапах.

На догоспитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками станций скорой медицинской помощи, отделений экстренной медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений, отделений скорой медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений, а также медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, оказывающих скорую специализированную (санитарно-авиационную) медицинскую помощь.

На госпитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками отделения экстренной медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи.

Выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на фельдшерские и врачебные: фельдшерская включает в свой состав двух фельдшеров, санитара и водителя; врачебная - одного врача, двух фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру), санитара и водителя.

3. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь - это вид медицинской помощи, который оказывается гражданам при наличии у них заболеваний, требующих специальных методов диагностики и лечения, оказываемая в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими работниками, получившими специальную подготовку в соответствующей области медицины, с использованием сложных медицинских технологий.

4. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Данный вид помощи может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими специальное обучение.

В зависимости от необходимости наблюдения за пациентом медицинскую помощь можно разделитьпо двум направлениям: амбулаторную и стационарную.

Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).

Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям.

Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

- экстренная – при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

- неотложная – при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

- плановая – при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

- Вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

- Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

- В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

- Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).



Характеристика законодательства, регулирующего права граждан на получение медицинской помощи

Нормативно-правовое обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи играет очень важную роль сфере здравоохранения. От того, насколько качественной будет юридическая база прав граждан на получение медицинской помощи, насколько эффективно каждый гражданин сможет воспользоваться предоставленными ему правами, зависит активное, а главное успешное развитие, как самой медицинской деятельности, так и правового государства в целом. Такая важная сфера, как охрана здоровья граждан, равно как и вся медицинская деятельность, являясь общественно полезной деятельностью, подвержена правовому регулированию. Благодаря законодательной и нормативно-правовой базам, общественные отношения, подверженные регулированию, приобретают упорядоченную форму и, как следствие, становятся правовыми отношениями.

В теоретическом смысле правовые отношения представляют собой определенный вид отношений, регламентированных правом и базирующихся на наделении каждого из субъектов правоотношений определенными правами и обязанностями. Медицина - это отдельная, обширная и очень важная сфера деятельности, - которая представляет собой пример совокупности сложных взаимосвязанных общественных отношений, которые, естественно, предусматривают наличие взаимных прав и обязанностей у субъектов (участников медико-правовых) отношений. Отношения медработников и пациентов, складывающиеся  в процессе оказания медицинской помощи, представляют собой разновидность правовых отношений, при которых обе стороны процесса выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Общероссийский классификатор услуг населению RussianClassificationofServicesProvidedtoPeopleОК 002-93 (ОКУН)определяет правоотношения между пациентом и медицинской организацией, как медицинские услуги и классифицирует их на услуги: стационарных лечебных учреждений; оказываемые в поликлинических отделениях; оказываемые медицинским персоналом на дому; оказываемые стоматологическими, косметологическими, санитарно-профилактическими подразделениями, а также прочие медицинские услуги. 

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. определил медицинскую помощь, как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Медицинское вмешательство -  это выполнение  медицинским работником по отношению к пациенту различных видов медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций. Также существенным достоинством дефиниции, данной в Законе об охране здоровья, является указание на самостоятельное законченное значение медицинской помощи. Это значит, что не каждое медицинское вмешательство может считаться медицинской помощью, а только то, которое имеет определенный результат, - благо для пациента. 

Оказание медицинской помощи - это процесс, представляющий собой, с точки зрения права, комплекс общественных отношений, позволяющих осуществлять многочисленные права граждан, закрепленные в российском законодательстве и международных соглашениях и исполнять взаимосвязанные с ними профессиональные обязанности медицинских работников. 

Согласно ст. 2 Конституцией РФ провозглашено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «их признание, соблюдение и защита» - обязанность государства.

В силу ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации ключевым законом является Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».  В соответствии со ст. 4 и 9 данного закона, основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Федеральные законы в области здравоохранения в соответствии со ст. 76 Конституции РФ имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и, следовательно, подлежат неукоснительному исполнению на всей её территории. 

Рассмотрим следующие основные федеральные законы, регулирующие сферу охраны здоровья граждан и права граждан на бесплатную медицинскую помощь:

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999г. № 52-Ф3 предусматривает обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно - эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения.

В Российской Федерации большое внимание уделяется иммунопрофилактике инфекционных болезней, что подтверждается принятым 17 сентября 1998г.ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» №157-Ф3. Согласно ст. 4 данного закона, государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

Граждане, которые подверглись радиационному воздействию во время Чернобыльской катастрофы, пользуются особой защитой. На страже их здоровья стоит Закон РФ «О  социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991г. №1244-1. Данный закон закрепляет гарантии на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан и их имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний законодателем принят Федеральный закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998г.  №1 25-Ф3, который определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных случаях.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. № 178-Ф3 устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В ст. 6.2 Закона закреплён перечень определённых социальных услуг, положенных данным категориям граждан. 

Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ст. 13 определяет, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством.

В перечень нормативно-правовой базы охраны здоровья несовершеннолетних входят: ст. 38 Конституция РФ; Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г.  №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним на безвозмездной основе. Данные мероприятия предусматривают профилактику различных заболеваний, медицинскую диагностику, стационарное лечение, лечебно-оздоровительные работы.

Обязательность лицензирования медицинской деятельности утверждена пп.46 п.1 ст.12 Федерального Закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п.1 ст. 17 данного закона.

Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от  29 ноября 2010 года № 326-ФЗ предусмотрено следующее, -  страховые взносы устанавливаются, как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации (ч. 1 ст. 17). При этом обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить всем гражданам равные возможности при получении бесплатной медицинской помощи и лекарственном обеспечении, предоставляемых за счет средств ОМС.

Федеральный закон «О наркотических и психотропных веществах», принятый 8 января 1998г. № 3-ФЗ, устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также устанавливает основы противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.Эту же цель преследуют Федеральные законы "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", принятого 23 февраля 2013г.  № 15 -ФЗ и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 22 ноября 1995 г.          № 171-ФЗ.

Рассматривая права граждан на медицинскую помощь, следует еще раз обратить внимание на то, что Конституционная норма (ч.1 ст.41) была конкретизирована положениями ст. 20,  как гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, который должен быть обеспечен гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий. В свою очередь, данная Программа является подзаконным нормативно - правовым актом, ежегодно пересматриваемым и утверждаемым Правительством РФ. Эта Программа является главнейшим механизмом реализации конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 

Так, государственная Программа РФ "Развитие здравоохранения", утвержденная Правительством РФ 24 декабря 2012 г., стала важнейшим документом, определяющим конкретные цели, задачи и пути развития российского здравоохранения до 2020 г. Фундаментом, на котором строится данная программа, является  Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который также включает в себя одиннадцать  подпрограмм по основным отраслевым направлениям, нацеленным на создание необходимых условий для защиты и поддержания здоровья населения страны.

Органы государственной власти субъектов в соответствии с федеральной программой разрабатывают и утверждают локальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В программах определяются виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная стационарная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная по определённым видам заболеваний.

Для реализации прав граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи служат:

- Федеральный закон от 12 марта 2010г. "Об обращении лекарственных средств" № 61-ФЗ, регулирующий сферу лекарственного обеспечения. Этот закон создает правовую основу деятельности субъектов производства и обращения лекарственных средств, контроля их качества и безопасности, распределяет полномочия органов исполнительной власти в этой области. 

- Кроме того, деятельность, связанная с медицинским и лекарственным обеспечением граждан, регулируется некоторыми подзаконными актами, в том числе: Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг" от 12 декабря 2004г. № 769;

	- Правилами внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2015г. № 123;

	- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждён Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, которая оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи гражданам и иным лицам, находящимся на ее территории, бесплатно.

Следующий уровень законодательства в области охраны здоровья граждан образуют законы, принимаемые субъектами. В статье 76 Конституции РФ предусмотрено право субъектов осуществлять законодательную деятельность по предметам совместного ведения и вне предметов ведения.

На сегодняшний день, значительный объем законодательной деятельности в сфере охраны здоровья граждан принадлежит субъектам РФ, которыми принято более 250 актов по вопросам охраны здоровья.  Так в Ростовской области и городе Ростове-на-Дону территориальные программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи утвержде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.