VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретический анализ исследований особенностей восприятия изобразительного искусства и фотографий.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000640
Тема: Теоретический анализ исследований особенностей восприятия изобразительного искусства и фотографий.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
      ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ                 ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ФОТОГРАФИЙ……………………………………….....................................


7
      1.1. Понятие эмоций и психоэмоциональных состояний людей……………..
7
      1.2. Коммуникативная природа фотографий как вида изобразительного искусства................................................................................................................

19
      1.3. Использование фотографий в целях диагностики и коррекции эмоциональных состояний людей.......................................................................

27
      Выводы...................................................................................................................
40
      ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ    ВОСПРИЯТИЯ ФОТОГРАФИЙ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И              ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА…………………………….


42
      2.1. Организация эмпирического исследования.................................................
42
      2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………
46
      Выводы...................................................................................................................
62
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
64
      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
66
      ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….
71
      








ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день трудно представить свою жизнь без фотографий, которые для большинства людей являются не только ценными документами, свидетельствами их личной истории, но и способны помочь «овладеть» самими собой, своими чувствами и телом, организуя контекст съемки, осознанно или интуитивно «выбирая» тот образ, который нужен. Посредством фотографии можно «реконструировать» забытую или утраченную целостность своего «я» и даже изменять самого себя. Фотографируя друг друга и окружающий мир, люди способны ощутить радость игры и творческого отношения к жизни. Благодаря фотографии можно управлять эмоциональными состояниями человека и создавать для них новую реальность.
     Несмотря на то, что искусство фотографии существует сравнительно давно, до последнего времени оно редко применялось для диагностики и коррекции эмоциональных состояний людей. Известны лишь редкие публикации, в которых описывается практика использования фотографии как средства оздоровления, психотерапии и реабилитации. Отчасти это связано с тем, что в психотерапии зримые свидетельства жизненного опыта клиента, как правило, обходились стороной, и фотоснимки лишь иногда привлекались в качестве материала для обсуждения. В то же время психотерапевтический и развивающий потенциал фотографии привлекает специалистов в области психического здоровья, заставляя их искать возможности для ее включения в свою работу.
     Представители различных направлений психотерапии и консультирования, использующие фотографию, по-разному обосновывают ее лечебно-коррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие: одни руководствуются клинико-психиатрическими представлениями и рассматривают занятия фотографией как одну из форм терапии творческим самовыражением, другие пытаются найти ей применение в рамках феминистского, глубинно-психологического, визуально-нарративного, системного, игрового и иных подходов.
     Степень разработанности темы исследования. В отечественной психологии область восприятия фотографий как вида изобразительного искусства сравнительно недавно стала предметом исследования (В.М. Аллахвердов, В.Г. Грязева-Добшинская, В.П. Зинченко, А.И. Копытин, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко и другие). Как правило, исследования в области психологии искусства идут в русле изучения процессов создания и восприятия произведений, особенностей, объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента. 
     Основополагающие постулаты в области психологии состояний разработаны Н.Д. Левитовым. Анализ литературных источников, посвященных проблеме психоэмоциональных состояний человека, показывает, что на сегодняшний день, большая часть задач, определённых Н.Д. Левитовым перед наукой, выполнена. В исследовательских трудах В.С. Дерябина, А.О. Прохорова, Е.А. Пырьева, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, П.В. Симонова, И.И. Чесноковой и других отражены теоретические и методологические аспекты проблемы психоэмоциональных состояний: приводятся классификации и методы изучения состояний, определение понятия, функциональная структура феномена. Вместе с тем, анализ библиографии показывает фрагментарность и разноплановость исследований в данной области. Среди авторов отмечаются разные мнения относительно природы и регуляционных механизмов состояний. Психология состояний как отрасль психологической науки находится на стадии формирования, накопления эмпирических знаний и оформления теоретической базы.
     Проблемы фототерапии в целях диагностики и коррекции эмоциональных состояний людей в отечественной психологии раскрыты недостаточно. Известны редкие публикации А.И. Копытина и О.И. Перевезенцевой, в которых описывается практика использования фотографии как средства оздоровления, психотерапии и реабилитации. 
     Цель исследования: выявление взаимосвязи восприятия фотографий, отражающих различные природные явления, и личностных особенностей человека. 
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить понятие эмоций и психоэмоциональных состояний людей;
     - определить коммуникативную природу фотографий как вида изобразительного искусства;
     - рассмотреть фотографии в целях диагностики и коррекции эмоциональных состояний людей;
     - провести эмпирическое исследование взаимосвязи восприятия фотографий состояния природы и личностных особенностей человека и обобщить его результаты.
     Объект исследования. Объектом исследования являются особенности восприятия фотографий, отражающих различные природные явления.  Предметом исследования – взаимосвязь предпочитаемых фотографий, отражающих различные природные явления, и личностных особенностей субъектов.
     Гипотеза исследования: предпочтение субъектом определенных фотографий, отражающих природные явления, может свидетельствовать о доминировании у него специфических психических состояний и свойств личности.
     Теоретико-методологические основы и методы исследования. Теоретико-методологической основной исследования послужили работы В.М. Аллахвердова, М.Е. Бурно, Дж. Вайзера, В.Г. Грязева-Добшинской, В.П. Зинченко, А.И. Копытина, Д.А. Леонтьева, Р. Мартин, В.Ф. Петренко и других. В качестве теоретических методов выступили: методы анализа и синтеза, исторический. В качестве эмпирических методов и методик выступили: сравнительный метод, метод тестов (тест-опросник Г. Шмишека (акцентуации личности), тест-опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»). В ходе исследования применялись также методы математико-статистической обработки данных.
     Эмпирическая база исследования. Материалом для эмпирического исследования выбрано 10 фотографий, относящихся к жанру фотопейзажа. В исследовании приняли участие 30 респондентов (15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 19 до 40 лет), в основном студенты старших курсов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.   
     Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении взглядов современных авторов по вопросам восприятия изобразительного искусства и фотографий. 
     Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты исследования могут быть интересны психотерапевтам и психологам для диагностики и коррекции психоэмоциональных состояний людей, имеющих психологические проблемы.
     Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 62 источника, и приложения. Общий объем работы составляет 70 страниц.
     
     







ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ФОТОГРАФИЙ

     1.1. Понятие эмоций и психоэмоциональных состояний людей
     
     Психоэмоциональные состояния представляют собой целый класс психоэмоциональных явлений и являются специальным предметом молодой отрасли психологической науки – психологии состояний, а также большой области психологического знания – психологии эмоций. Изучение психоэмоционального состояния как самостоятельного психологического феномена возможно на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Психоэмоциональное состояние рассматривается также в инженерной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, специальной психологии.
     В Большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) трактуются как особый класс психических состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами человека и отражают в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и других) значимость действующих на него явлений и ситуаций для осуществления жизнедеятельности [40]. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что основной формой возникновения эмоций у человека является какое-либо переживаемое состояние. В психологической науке эмоции делятся на чувства, аффекты, собственно эмоции и настроение. 
     Изучение психоэмоционального состояния человека как самостоятельного психологического психологического явления начинается, по мнению И.А. Петина, с выделения психологии состояний в самостоятельную отрасль психологической науки. Эта отрасль психологической науки рассматривает различные группы психических состояний, а именно деятельностные, мотивационные, волевые и в том числе эмоциональные [45].
     Изучение психоэмоциональных состояний как самостоятельного психологического феномена началось еще в 50–60 гг. XX века. Основополагающие постулаты в сфере психологии состояний одним из первых выдвинул отечественный учёный Н.Д. Левитов. В своей монографии он достаточно полно сформулировал общие задачи изучения психических состояний, общая часть которых, как показывает анализ литературных источников, в настоящее время выполнена. Вместе с тем, анализ современной литературы по проблемам психоэмоциональных состояний, позволяет сделать вывод о фрагментарности и разноплановости многих исследований в данной области. Среди современных авторов отмечаются различные мнения в вопросах природы и места психоэмоционального состояния в структуре целостного состояния человека и среди других видов состояний. Так, Н.Д. Левитов определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определённый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [33]. Такое определение выделяет психические состояния из системы психических явлений, подчёркивая, что они есть нечто целостное, на некоторое время характеризуют своеобразие психической деятельности, с одной стороны связаны с психическими процессами, с другой – с психическими свойствами личности.
     Иной подход к пониманию психофизиологического состояния у психологов, изучающих функциональные состояния, возникающие в деятельности: Е.П. Ильина, А.Б. Леоновой и других. Они понимают функциональное состояние как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности [19, 34].
     Наиболее полное и точное определение психоэмоционального состояния даёт И.И. Чеснокова. Дополняя определение Н.Д. Левитова, она учитывает положение о связи переживания и внешней деятельности, поведения, а также понимание ситуации как основной причины возникновения психоэмоциональных состояний. «Психоэмоциональное состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [60, с. 40].
     Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин представляют психоэмоциональное состояние в виде сложной психической реакции, выделяя в них три основные детерминанты:
     1) осознанные и неосознанные желания, потребности и стремления человека;
     2) возможности человека (проявившиеся способности и скрытые потенциалы личности, физический тонус и ресурсы организма);
     3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации) [52]. 
     Необходимо отметить, что воззрения современных учёных, являющихся представителями психологии состояний и психологии эмоций, на сущностную природу психоэмоциональных состояний во многом пересекаются. Существование потребности предстает обязательным условием возникновения эмоции у человека. По мнению П.В. Симонова, который является создателем информационной теории эмоций, эмоция является функцией двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту [54]. В некоторых случаях знания, информированность личности убирают эмоции, изменяют эмоциональное состояние и поведение личности.
     П.В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного психоэмоционального состояния. Среди этих факторов он отмечает:
     - индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств;
     - фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
     - качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию.
     Все перечисленные факторы обусловливают, как утверждает П.В. Симонов, лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения [53].
     Такие представители личностно-деятельностного подхода к психоэмоциональным состояниям как А.О. Прохоров, Н.Д. Левитов, Е.А. Пырьев и другие, выделяют несколько оснований для классификации психоэмоциональных состояний. Отмеченные ими критерии классификации позволяют, как выделить психоэмоциональные состояния в отдельный класс состояний, так и охарактеризовать психоэмоциональное состояние по классификационным основаниям.
     Классификация, сформированная Е.А. Пырьевым, основывается на общих значимых философских принципах рассмотрения явлений: категориях времени, пространства, структуры и функций. В соответствии с данными категориями она выделяет следующие принципы классификации психоэмоциональных состояний личности: по степени продолжительности (кратковременные, малопродолжительные, продолжительные состояния); степени распространённости (замкнутые внутри системы, выраженные внешне, определяемые местоположением человека в пространстве, местом и степенью удалённости от центра); степени напряжённости (всего тонуса, различных компонентов); степени адекватности (ситуативные, соответствующие нормам морали); степени осознанности (ситуативные, осознанность самого состояния). Указанная классификация позволяет охарактеризовать психоэмоциональное состояние по различным критериям. Е.А. Пырьев отмечает психоэмоциональный компонент состояния, подчеркивая, что «одно и то же психическое состояние может выражать собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слёзы, радость – сопровождаться печалью, а гневу может сопутствовать радость» [46, с. 291].
     Для анализа психических состояний Н.Д. Левитов предлагает использовать следующие основания:
     1) состояния личностные и ситуативные: в первых выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции;
     2) состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека; страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения;
     3) состояния, положительно или отрицательно действующие на человека (апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение – состояние, положительно влияющее на деятельность человека); такое подразделение особенно важно с практической, и в первую очередь с психологической точки зрения;
     4) состояния продолжительные и краткие (настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней);
     5) состояния более или менее осознанные (рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна; утомление может иметь разный уровень осознанности) [33].
     А.О. Прохоров в своём исследовании систематизирует психические состояния человека. Автор считает целесообразным делить психоэмоциональные состояния на установившиеся и переходные, поскольку человек в определенный момент времени находится только в одном состоянии, а их смена происходит, обычно, в промежуточную, переходную стадию. По мнению А.О. Прохорова, чувства проявляются в форме различных психоэмоциональных состояний [47]. Проведённое А.О. Прохоровым исследование показало, что многообразие психоэмоциональных состояний человека можно разделить на две большие группы. Первую составляют состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека, а вторую – так называемые состояния сознания, внимания.
     Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин выделяют психоэмоциональные состояния в весьма особый класс состояний, который отличается большим объёмом, наибольшим пересечением с другими классификационными группами. В связи с этим, по утверждению авторов, целесообразно рассматривать не психоэмоциональные состояния в чистом виде, а психоэмоциональные характеристики, присущие любым психическим состояниям человека: волевым, когнитивным, состояниям внимания, сознания [52]. А.О. Прохоров, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, Н.Д. Левитов, Е.А. Пырьев выделяют психоэмоциональные состояния в отдельный класс психических состояний, отличающихся специфической структурой и внешним выражением.
     Рассматривая классификацию психоэмоциональных сотояний, можно сделать вывод о том, что как правило, психоэмоциональные состояния человека делят на две большие группы. Первая группа – это  положительные психоэмоциональные состояния, то есть благоприятные, улучшающие выполнение деятельности. Вторая группа – это отрицательные психоэмоциональные состояния человека, то есть неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности [47]. С.Л. Рубинштейн особо подчёркивает, что характер психоэмоционального состояния (то есть положительное оно или отрицательное) зависит от нахождения действия, которое человек совершает, и воздействия, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [51]. По мнению В.С. Дерябина, положительные эмоции возникают, когда реальный результат какого-либо совершенного поведенческого акта равен или выше некоего ожидаемого полезного результата, и наоборот, отрицательные эмоции возникают когда наблюдается недостаток реального результата, и его несовпадение с ожидаемым полезным результатом [17].
     А.О. Прохоров делит группу аффективных состояний на две подгруппы: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая подгруппа объединяет состояния, которые характеризуют эмоциональную реакцию человека на какой-либо важный раздражитель (симпатия – антипатия, синтония – асинтония, дружба – вражда, любовь – ненависть, восхищение – возмущение). Вторая подгруппа включает состояния, которые проявляются проявления чувств людей, чаще всего в процессе общения (атараксия – волнение, радость – грусть, счастье – страдание, экстаз – ярость) [47]. 
     Помимо рассмотренных выше характеристик и критериев классификации психоэмоциональных состояний, они могут быть также разделены по уровню активации. Т.С. Леви и И.А. Дрозд считают, что различия между психическими состояниями обусловлены различной интенсивностью функционирования ретикулярной формации. Этот нейрофизиологический критерий совпадает с психологическим – уровнем сознания и продуктивностью поведения [35]. Т.С. Леви и И.А. Дрозд выстраивают следующий континуум психических состояний: аффект; стресс, включая фрустрацию; эмоции в узком понимании; чувственный тон; произвольное внимание, непроизвольное внимание; гипноз; быстрый сон; медленный сон; коматозное состояние. Эмоции в узком понимании рассматриваются ими «как реакции на исключительные ситуации в жизни индивида: эмоции возникают при блокировке процесса удовлетворения потребности в неожиданных ситуациях, при отсутствии возможности разрешить ситуацию» [35, с. 49]. Чувственный тон, по мнению авторов, – «это эмоциональный фон протекания психического процесса» [35, с. 50].
     Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева и А.О. Прохоров структурно подразделяют эмоциональные состояния на стенические, астенические и амбивалентные. В эмоциональных состояниях ярко выражена субъективная сторона переживаний от радости до страданий. Стенические состояния многофакторны и являются побудителями и вдохновителями к деятельности, то есть они в большей степени личностно обусловлены и имеют мобилизующее влияние на человека. Астенические состояния дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, даже парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния мало изучены, но они придают устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определённый период времени [12].
     Отечественные и зарубежные психологи выделяют дифференцированные виды эмоций, отличающиеся по закономерностям протекания и психологическим особенностям. Наиболее распространённой является классификация эмоций, выделяющая аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.
     Аффект – это относительно кратковременное и бурное эмоциональное состояние, которое сопровождается четко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых могут, при этом, меняться, например,  в результате воздействия воспитания и самовоспитания [20]. С.Л. Рубинштейн называет аффект «эмоциональным состоянием взрывного характера, который может дать не подчинённую сознательному волевому контролю разрядку воздействии» [51, с. 196]. У человека аффекты вызывают не только факторы, связанные с какими-либо его биологическими потребностями и инстинктами, затрагивающими поддержание его физического существования, но и определённые компоненты системы социальных отношений, которые возникают как ответ на фактически наступившую ситуацию.
     Дезорганизующая функция аффектов отражается на моторном аспекте деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции. Аффективное состояние человека выражается в заторможенности его сознательной деятельности: в той или иной мере нарушается сознательный контроль в выборе действия. Регулирующая функция аффектов состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект [38].
     Собственно эмоции – это непосредственное ситуативное переживание какого-либо события, они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. В качестве примеров эмоций можно привести такие внутренние состояния человека, как гнев, восторг, любопытство, страх, печаль, радость.
     Н.Д. Левитов описывает эмоции как психические состояния, которые не переходят в настроение и возникают тогда, когда у человека не удовлетворены определенные органические потребности. В качестве примера можно привести состояние голодания. Нельзя это состояние свести к органическому ощущению голода, оно ярко, эмоционально выражено и может в случае продолжительности захватить всю психику человека. «Часто эмоции переходят в настроение. Ученик, получив на экзамене отличную отметку, переживает ярко выраженную эмоцию радости, и под влиянием этой радости он может целый день и даже больше времени находиться в хорошем настроении» [33, с. 67]. Каждая эмоция как психическое состояние своеобразна по своему источнику, по переживаниям и проявлениям в деятельности человека.
     Настроение – это более продолжительное и устойчивое психическое состояние, которое может иметь умеренную или слабую интенсивность и проявляется в виде положительного или отрицательного эмоционального фона. А.Г. Маклаков характеризует настроение как психоэмоциональное состояние, которое окрашивает всё поведение человека, которое проявляет себя как эмоциональная черта личности в виде оптимизма или пессимизма [38].
     Для настроения, как для психоэмоционального состояния, характерны следующие признаки: значительная длительность; слабая интенсивность; неопределенность происхождения, причин настроения; человек не осознаёт зависимости настроения от конкретных ситуаций; влияние на активность человека.
     С.Л. Рубинштейн характеризует настроение как бессознательную, эмоциональную оценку личностью того, как на данный момент складываются для неё обстоятельства. Чувственную основу настроения, по мнению С.Л. Рубинштейна, составляют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и органические ощущения, исходящие от внутренних органов [51].
     Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин выделяют в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и компонент физического самочувствия. Они рассматривают настроение как интегральный показатель переживаемых в данный момент чувств и эмоций. Он считает, что настроение является лишь частью психического состояния, а не особым видом эмоциональных переживаний, наряду с эмоциями и аффектами [52].
     Чувства – переживание человеком своего отношения к действительности, отличающееся относительной устойчивостью, продолжительностью, предметным характером. Чувства человека отражают строение его личности, выявляя её направленность и установки. Они как результат обобщения эмоционального опыта личности и общества, имеют культурно-исторический характер и формируются под влиянием воспитания в обществе, семье, других социальных институтах.
     Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффектам, а по длительности приближающуюся к настроению, представляют стрессовые состояния или эмоциональный стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) [45]. Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин определяют стресс как «состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма» [52, с. 118]. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения (в зависимости от индивидуальных особенностей человека). Среди наиболее частых проявлений стресса Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин отмечают ощущение потери контроля над собой, недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость), вялость, апатия, повышенная утомляемость, расстройства сна [52]. Разновидностями, или компонентами, эмоционального стресса являются тревожность, страх, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром [47].
     В психологии состояний помимо эмоций, чувств, аффектов, стресса и настроения выделяют состояние фрустрации. «Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние острого переживания неудовлетворённой потребности» [47, с. 243]. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью её реализации, срывом мотивированного поведения. Для фрустрации характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Адаптивное поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием толерантности, то есть терпимости по отношению к фрустраторам. Если толерантность низка, то человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением – агрессией, которая может быть направлена на предполагаемого виновника фрустрационной ситуации, на самого себя, на любого другого человека, на окружающих.
     Исследователи эмоций – выделяют следующие функции эмоциональных состояний: сигнальную; оценочную; побудительную; функцию предвосхищения; мобилизующую; функцию предкогнитивной оценки реальности; коммуникативную или экспрессивную функцию.
     Таким образом, психоэмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельностными, волевыми, внимания, сознания. Среди множества психоэмоциональных явлений: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты – эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса психоэмоциональных явлений.
     Психоэмоциональное состояние всегда детерминировано внутренними и внешними причинами, определяется условиями ситуации и особенностями восприятия личностью данных условий. В зависимости от степени удовлетворения потребностей индивида и качества влияния на характер деятельности человека психоэмоциональные состояния делятся на благоприятные и неблагоприятные.
     Выделяют такие виды психоэмоциональных состояний, как аффект, собственно эмоции, чувства, стресс, фрустрация, настроение. Данные виды психоэмоциональных состояний качественно отличаются друг от друга, влияют на поведение и деятельность человека, выполняют различные функции.
     Психоэмоциональные состояния различаются по продолжительности (продолжительные и краткие), силе влияния на переживания и поведение человека (глубокие и поверхностные), модальности (положительные и отрицательные), воздействию на организм (стенические, астенические и амбивалентные), степени осознанности (осознанные и неосознанные), выполняемым функциям.
     Психоэмоциональные состояния являются важным компонентом в общей картине состояния человека, его эмоциональной характеристикой, влияющей на когнитивную, волевую, мотивационную сферу. Для анализа психоэмоционального состояния важно учитывать его взаимосвязь с другими состояниями личности как структурной целостности. 
     Психоэмоциональные состояния имеют физиологическую основу, связаны с деятельностью нервной, пищеварительной, кровеносной систем. Эмоции имеют внешнее выражение – эмоциональную экспрессию, которая проявляется в мимике, жестах, позе, действиях индивида. Психоэмоциональное состояние является результатом оценки ситуации, достижения цели, величины расхождения между желаемым и достигнутым.
     
     1.2. Коммуникативная природа фотографий как вида изобразительного искусства
      
     Слово «фотография» пришло из французского языка «photographie», которое имеет древне-греческие корни –  ??? / ????? – свет и ????? – пишу. По смыслу означает светопись – техника рисования светом, получение и сохранение неподвижного изображения [21].
     Фотография родилась из слияния искусства и технологии и является одним из видов изобразительного искусства. С.Г. Берестова определяет фотографию как «искусство времени» [7]. 
     А.И. Копытин отмечает, что «искусство фотографии является многогранным, но в любом случае создание художественных образов служит его основой. Данное утверждение позволяет представить фотографию как одну из форм изобразительного искусства, хотя, в отличие, например, от живописи и других видов визуального искусства (графики, скульптуры и других), фотографию невозможно создать не имея определенных технических средств. Поэтому фотография является своеобразным «технизированным» видом изобразительного искусства. Это делает ее, с одной стороны, более сложной для освоения и даже ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это открывает дополнительные возможности для творческого самовыражения фотохудожника, которые связаны, например, с возможностью тиражировать снимки, изменять их формат и цветность, создавать особые визуальные эффекты играя со светом, а с развитием цифровой фотографии, фотохудожник получил возможность трансформировать и корректировать запечатленные на фотографии образы» [22, с. 10-11]. 
     «Технизированность» фотографии как вида изобразительного искусства в данном случае означает относительно высокую осознанность действий художника. Вместе с тем, это не исключает проявления в процессе фотографирования неосознаваемых чувств и потребностей.
     А.И. Копытин рассматривает фотографию также как игру. Действительно фотография позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми образами – выбирать то, что для фотохудожника более интересно и важно, комбинировать различные элементы реальности друг с другом и даже изображать иную, несуществующую, фантастическую реальность [26].
     В современной фотографии может переплетаться, соединяться реальность и фантазия, в результате чего снимок предстает своеобразным «транзитным объектом», инструментом наглядно-действенного освоения фотохудожником мира и собственной внутренней реальности. Благодаря своим игровым возможностям фотография может приносить непередаваемое ощущение свободы, которое возможно, сходно с тем, что переживает во время игры ребенок.
     С.А. Афанасьева отмечает, что фотография имеет социальную природу, так как она, прежде всего, связана с различными контактами между людьми и передает значимые для них чувства и настроения. Фотографию можно представить своего рода ритуалом, обеспечивающим социализацию и формирование идентичности человека, включение в разные группы людей с характерной для них системой ценностей, а также ролевое развитие и трансформацию. Все это обусловливает тесную связь фотографии, как вида изобразительного искусства, со сценическим искусством, а также возможность применения представлений и техник современной драматерапии применительно к терапевтической фотографии [5].
     Как правило, фотография отображает запечатленный на ней внешний облик человека, те или иные, значимые для него действия или события, окружающ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44