- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические подходы к организации местного самоуправления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R170038 |
Тема: | Теоретические подходы к организации местного самоуправления |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ й организационная структура Уровень муниципального управления наиболее приближен к населению и является ключевым в системе публичной власти. Ключевую роль в системе органов местного самоуправления играет местная администрация, деятельность которой в значительной мере определяет эффективность функционирования социально-экономической системы муниципального образования. В свою очередь, одним из факторов, влияющих на эффективность работы местной администрации, является ее организационная структура. В Федеральном законе от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наличие местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является обязательным. Администрация является юридическим лицом. Уставом муниципального образования на местную администрацию возлагаются полномочия, как по решению вопросов местного значения, так и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке данному муниципальному образованию. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы администрации. Отдельные структурные подразделения местной администрации могут являться юридическими лицами. Практика построения и совершенствования организационных структур администраций основывается, чаще всего, на эмпирических подходах. В настоящее время организационным структурам большинства администраций муниципальных образований присущи крупные недостатки. Одним из наиболее распространенных недостатков является перегрузка главы администрации необходимостью решения множества текущих вопросов. Во многих городах и муниципальных образованиях отсутствуют программно-функциональные структурные подразделения, нацеленные на решение стратегических задач социально-экономического развития города. Наиболее существенным недостатком является доминирующая роль отраслевых структурных подразделений администраций, которые совмещают в своей деятельности функции органа публичной власти и хозяйствующего субъекта. Они являются, своего рода, ведомственными монополистами, преследуют свои локальные интересы и зачастую препятствуют привлечению частного бизнеса и формированию конкурентной среды при оказании муниципальных услуг. В литературных источниках вопросы построения организационных структур муниципальных администраций освещены недостаточно полно. В многочисленных работах по проблемам местного самоуправления вопросы его организационных основ сводятся, как правило, к взаимоотношениям между представительным органом и администрацией, иногда перечисляются, в самом общем виде, возможные типы построения организационных структур администраций: линейно-функциональные, программно-функциональные, проектно-матричные, штабные и другие. Классификация функций местных администраций носит, как правило, отраслевой характер, в соответствии с которым перечисляются задачи администрации по управлению отдельными сферами муниципальной деятельности, а конкретные функции в этих сферах сводятся к упоминанию того, что администрация – это исполнительно-распорядительный орган. Распространенной является точка зрения, согласно которой разработка практически значимых рекомендаций по данному вопросу невозможна, поскольку ситуация в каждом муниципальном образовании уникальна и неповторима в силу их различий по размеру территории, численности населения, развитости инфраструктуры, наличию разнообразных ресурсов и т.д. С другой же точки зрения, некоторые общие закономерности при построении организационных структур администраций все же существуют, и их исследование может быть полезным для практического использования. Данные положения обусловили актуальность исследуемой темы. Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке теоретических и методических положений по вопросам построения и совершенствования организационных структур администраций муниципальных образований. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи: - рассмотреть сущность и содержание понятия «муниципальное образование»; - рассмотреть сущность и содержание понятия «организационная структура»; - провести сравнительную характеристику различных типов и видов организационных структур; - рассмотреть принципы и методы построения организационных структур; - дать характеристику Усть-Джегутинского района; - проанализировать организационную структуру администрации Усть-Джегутинского района и нормативно правовые акты, регулирующие ее деятельность; - рассмотреть новые направления в экономической деятельности Усть-Джегутинского района; - разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры администрации исследуемого муниципального образования. Объектом исследования является организационная структура администрации Джегутинского района. Предметом исследования является совершенствование организационной структуры администрации Джегутинского района. В ходе исследования использовались труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, статистические сборники, методическая, научная, учебная и справочная литература, материалы сети Интернет, российское законодательство, муниципальные правовые акты Джегутинского района и другие официальные материалы. Теоретико-методологическая база работы. В процессе работы над дипломной работой изучены: Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы КЧР, а также монографии: Б. Л. Еремина, В. В. Травина, В. А. Дятлова, А. П. Егоршина и др. авторов, а также публикации периодической печати. В работе были использованы следующие методы: метод анализа и синтеза, статистический метод, метод анализа документов, социологический опрос. Практическая значимость исследования заключается в том, что: - обобщены имеющиеся научные разработки по рассматриваемой проблеме; - теоретическое исследование было дополнено анализом практической деятельности администрации Джегутинского района; - анализ документов кадровой службы позволил выявить проблемы функционирования администрации Джегутинского района, ее отраслевых и территориальных органов и предложить направления и методы совершенствования работы с персоналом органов муниципального управления. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 1.1. Муниципальное образование как объект управления Впервые термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику ГК РФ. Согласно учебному пособию Ройя О.М. «Система государственного и муниципального управления» под муниципальным образованием следует понимать некую территорию, на которой проживает население, или часть городской территории, приобретшую особый статус, позволяющий им участвовать в гражданских правоотношениях, осуществлять самостоятельную социальную и экономическую политику. В качестве определения муниципальное образование впервые встречается в Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем муниципальное образование представлено как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Таким образом, муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Это основные юридические признаки муниципальных образований. Помимо них можно выделить социально-экономические признаки муниципальных образований: а) Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов. б) Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов. в) Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы. г) Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта РФ экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой проживающего в них населения. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований: * сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; * городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; * муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; * городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; * внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования. Местное самоуправление в Российской Федерации является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга. Органы местного самоуправления, согласно ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что местное самоуправление отделяется от государственной власти со структурно-организационной точки зрения. Формирование органов местного самоуправления – дело самого населения соответствующего города, села, поселка, района или иного муниципального образования. Одни из этих органов могут быть непосредственно избраны населением, другие - сформированы этими выборными органами. Но при всех условиях они не могут назначаться или лишаться своих полномочий "сверху", их состав не должен согласовываться с государственными властными структурами. Будучи сформированы "снизу", органы местного самоуправления не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти и не обязаны выполнять их директивные предписания, если те выходят за пределы полномочий, предоставленных данным органам государственной власти [27, с. 124]. При этом важно иметь в виду, что формула "не входят в систему органов государственной власти" отнюдь не означает функционального обособления обеих групп органов. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений. Само их создание и важнейшие полномочия определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, экологической, политики в области культуры, образования, здравоохранения и др. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ. Муниципальные образования обладают свободой выбора организационных структур местного самоуправления, определяя возможные альтернативные решения и предоставляя населению право самому выбрать наиболее подходящее для себя при данных условиях либо найти другое [25, с. 85]. Документом, закрепляющим организационную структуру муниципального образования, является его устав. Устав должен получить одобрение населения. Это может быть сделано путем референдума, обсуждения и одобрения проекта устава на собраниях и сходах граждан и другими способами. Должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. Само муниципальное образование решает, избирать ли главу путем всеобщего, равного и прямого голосования или представительным органом. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования, причем глава муниципального образования, избранный населением, нередко наделяется правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Большое внимание законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований уделяют еще одному выборному лицу, возглавляющему исполнительно-распорядительную деятельность, а именно, главе администрации. Глава администрации, будучи выборным должностным лицом, наделяется собственной компетенцией, чем подчеркивается самостоятельность его деятельности. 1.2.Организационная структура и ее характеристика Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность. Абстрактная категория "структура" и понятие "организационная структура управления" отличаются тем, что объектом структуризации может выступать сама организация или предприятие (структура организации, структура предприятия), управление (структура управления) и каждый элемент системы управления [26, с. 139]. Существует множество подходов к содержанию понятия «организационной структуры». Это обуславливает существование множества определений данного понятия. Ниже представлены наиболее распространенные. Авторы Журавлев П.В., Седогов Р.С. в своем учебнике «Теория системного менеджмента» дают наиболее простое, но в то же время достаточно содержательное определение организационной структуры: структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной структурой. В этом же источнике дается и более развернутое определение данного понятия: структура организации (организационная структура) – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. В учебнике Елизарова Ю.Ф. «Экономика организации» организационная структура рассматривается как система: организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. С другой стороны, в учебнике Глухова В.В. «Основы менеджмента» понятие организационной структуры трактуется более узко: организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы. Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления. Организационная структура управления с заданными функциями есть ее устройство (строение), соответствующее по составу своих элементов назначению системы. Основными элементами, присущими любой организационной структуре, являются [17, с. 124]: * звено (отдел) * уровень менеджмента * связи Также в учебнике Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф «Основы менеджмента» в качестве общих элементов организационных структур рассматривают следующие: * специализированное разделение труда; * вертикальное разделение труда; * сфера контроля. Звено, или отдел – организационно обособленное, самостоятельное подразделение органа управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определенную ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии – связи по вертикали – носят явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним, а связи по горизонтали – связи между подчиненными одного уровня. Специализированное разделение труда представляет закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы [32, с. 139]. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников, т.е. когда сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре. Поэтому большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой. Очевидно, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности. Особое внимание здесь необходимо уделить стратегии, поскольку именно она во многом определяет организационную структуру. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать ее взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование. Структура основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. Таким образом, организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих подразделений, между которыми существует система взаимосвязей, обуславливающих выполнение необходимых функций для достижения целей фирмы [33, с. 179]. Можно выделить несколько положений, определяющих значимость организационной структуры. * Организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента. * Структура организации определяет точно права и обязанности исполнителей на управленческих уровнях. * От качества организационной структуры зависит эффективность деятельности фирмы, ее выживание и процветание. * Структура, принятая в конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, т.е. стиль менеджмента и качество труда коллектива. Следующим этапом работы станет рассмотрение основных типов организационных структур. Любая организация на стадии своего создания или реорганизации должна построить организационную структуру на основе разработанных функций управления. Здесь не нужно, как говорится, «заново придумывать велосипед», так как существует множество типовых организационных структур, на основе которых каждая организация может построить свою структуру. Но при этом нужно учитывать, что нельзя просто так на свою организацию наложить структуру другого предприятия, даже очень похожего по размерам и специализации. Не существует двух абсолютно одинаковых организаций, поэтому при выборе организационной структуры необходимо учитывать специфику своего предприятия, свою функциональную структуру. В широком смысле задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая больше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. "Наилучшая" структура это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью [35, с. 227]. Рассмотрим основные типы организационных структур. В учебнике Герчиковой И.Н. «Менеджмент» выделены формальные и неформальные организационные структуры. Формальная структура фирмы – это структура, выбранная и установленная высшим менеджментом путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и т.п. Неформальная же структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и т.д. При этом нужно отметить, что неформальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры. По другой классификации, представленной в учебнике Виханского О.С., Наумова А.И. «Менеджмент», выделяют механистический и органический типы организационных структур. В основе этой классификации лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, позволяющее выявить сущность ее построения. В этом аспекте организационная структура определяется как сочетание следующих трех компонентов: сложности, централизации и формализации. Сложность означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности, в том числе ее функций. Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура. Формализация определяется степенью однотипности управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует. Централизация управления зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются решения. Так, сильно централизованной считается структура, где все решения принимает один человек, как правило, глава организации. В зависимости от степени выраженности содержащихся в организационной структуре этих трех компонентов выделяют вышеназванные их типы, т.е. механистические и органические. Органическая организационная структура, которая представлена на рисунке 1.1, более простая; имеет широкую информационную сеть; менее формализована; управление в ней децентрализовано [44, с. 158]. Рис. 1.1. Органическая организационная структура Главным свойством структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные, а также венчурные и инновационные формы структур. Механистическая организационная структура, представленная на рисунке 1.2, характеризуется большой сложностью; большим числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений [46, с. 124]. Рис. 1.2. Механистическая организационная структура Большую часть организационных структур механистического типа можно разделить на четыре категории: функциональные, дивизиональные, линейные и линейно-штабные. Также следует отметить, что механистические структуры иногда называют бюрократическими. Так в учебнике Журавлева П.В., Седогова Р.С. «Теория системного менеджмента» отмечается, что бюрократическая структура, предложенная М. Вебером, включала в себя следующие характеристики: специализацию труда; иерархию подчиненности; четко определенные обязанности и ответственность; систему установленных правил и процедур; централизацию власти и т.д. Как можно видеть, все черты бюрократической структуры организации совпадают с данной выше характеристикой механистической структуры. Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Совершенно очевидно, что наиболее эффективными на сегодняшний день представляются органические организационные структуры. В постоянно изменяющихся условиях внешней среды они позволяют предприятию рационально распределять свои ресурсы и быстро принимать правильные решения. Любая из этих структур, будь то матричная, проектная или бригадная, способны легко меняться, перестраиваться в зависимости от стратегии и целей организации. Особенно эти структуры эффективны для крупных и средних предприятий, где осуществляется производство множества различных товаров. С другой стороны, механистические структуры наиболее эффективны в мелких, средних и развивающихся предприятиях. Дело в том, что они способны сосредотачивать все усилия и ресурсы на достижении конкретной цели за короткий период времени. Однако механистические структуры слишком «жесткие», что не позволяет предприятиям быстро перестраиваться, особенно это касается крупных организаций. Сравнительная характеристика этих двух типов структур представлена в таблице 1.1. Таблица 1.1 Сравнительная характеристика типов организационных структур Механистический тип Органический тип Высокая степень горизонтальной дифференциации Низкая степень дифференциации Жесткие иерархические связи Сотрудничество по вертикали и горизонтали Регламентированные обязанности Адаптивные обязанности Высокая степень формализации Низкая степень формализации Формализованные каналы коммуникаций Неформальная коммуникация Централизованное принятие решений Децентрализация принятия решений Таким образом, механистическая структура выступает как жесткая иерархия или пирамида управления. В отличие от нее органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Формы и стиль общения в органической структуре партнерские, совещательные, в то время как в механистической – это приказы и инструкции. Для менеджеров и других служащих в органической структуре управления характерен более высокий общеобразовательный уровень, чем в механистической. За счет этого в органических структурах присутствует, как правило, более творческий, инициативный персонал. Теперь необходимо провести сравнительную характеристику отдельных видов организационных структур, представленных в рамках этих двух типов. Для этого сравним основные организационные структуры по следующим показателям: размеры предприятия; реакция на внешние изменения; централизация; число уровней управления; специфика производства; дифференциация [41]. Результаты представлены в таблице 1.2. Таблица 1.2 Сравнительная характеристика видов организационных структур Вид структуры Размеры предприятия Реакция на внешние изменения Централизация Число уровней управления Специфика производства Дифференциация Линейная (штабная) Мелкое, среднее Низкая Высокая Много Рутинное Высокая Функциональная Среднее Низкая Средняя Много Рутинное Высокая Бригадная Мелкое, среднее Быстрая Низкая Мало Мелкосерийное Низкая Проектная Крупное среднее Быстрая Низкая Мало Новые товары Низкая Матричная Крупное Быстрая Низкая Много Новые товары Средняя Дивизиональная Крупное Средняя Средняя Много Крупное Высокая Из анализируемой таблицы можно видеть, что наиболее оптимальной структурой является проектная, так как она подходит для крупных и средних предприятий, имеет мало уровней управления и низкую степень дифференциации, быстро реагирует на изменения внешней среды и предприятия, использующие такую структуру, заняты производством новых, инновационных товаров. Проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач. В случае менее крупных проектов затраты на дублирование уже существующих в компании служб в проектной структуре становятся нерациональными. Близка к проектной по своим характеристикам матричная структура, которая по существу является развитием первой. Единственное что отличает матричную структуру от проектной, так это ее более сильная степень дифференциации и то, что такие структуры чаще применяют на крупных предприятиях. Матричная структура позволяет распределить средства организации на разработку и создание нескольких групп товаров в рамках заранее определенных проектов. Существенным ее отличием от других структур органического типа является наличие большого числа уровней управления, что более всего свойственно структурам механистического типа. На фоне всех остальных структур особо выделяется линейная организационная структура. В отличие от других структур в ней наблюдается очень сильная степень централизации и дифференциации. Также ей присущи рутинное производство, очень слабая реакция на изменения внешней среды, большое число уровней управления. В целом эта структура по своим характеристикам схожа с функциональной структурой. Их иногда даже объединяют вместе в одну линейно-функциональную структуру. Отличительной особенностью этих структур является их применимость на мелких, только еще развивающихся и некоторых средних предприятиях. Жесткая концентрация власти в одних руках на таких предприятиях позволяет осуществлять полное управление всеми протекающими процессами, что помогает достигать целей в короткие сроки. Дивизиональные структуры, пожалуй, можно назвать самыми эффективными в рыночных условиях среди других видов механистических структур. Такие структуры отличает то, что они применяются: в компаниях крупных размеров, при расширении производственно-хозяйственных операций; в компаниях с широкой номенклатурой выпускаемой продукции; в компаниях с сильно диверсифицированным производством; в компаниях, в которых производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений; в компаниях, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством. Дивизиональные структуры также отличаются невысокой степенью централизации и, особенно, тем, что предприятия с такими структурами способны довольно успешно реагировать на рыночные изменения за счет ориентации своего производства на разные группы потребителей, товары и разные территории. Определив основное содержание такого понятия как «организационная структура», необходимо перейти к рассмотрению процесса формирования организационной структуры как одного из наиболее важных элементов управления организацией. 1.3. Принципы, методы построения организационной структуры При формировании структуры необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организационной структуры управления на основе системного подхода [39]. Системность подхода к формированию структуры проявляется в следующем: не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной; выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления; исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления; обеспечить ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом: * организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям; * следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию; * формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: