VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы учета и анализа задолженности предприятия.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016140
Тема: Теоретические основы учета и анализа задолженности предприятия.
Содержание


















      ВВЕДЕНИЕ
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
      1.1 Понятия, сущность и структуразадолженности предприятия
      1.2 Нормативное урегулирование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности
      1.3 Учет расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия
      1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ ИП БЕЛОВ С.Н.
      2.1 Краткая характеристика ИП Белов С.Н.
      2.2 Торгово-технологический процесс и экономические показатели ИП Белов С.Н.
      2.3 Учет дебиторской и кредиторской задолженности в ИП Белов С.Н.
      2.4  Оценка дебиторской и кредиторской задолженности ИП Белов С.Н.
      ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЁТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ИП БЕЛОВ С.Н.
      3.1 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ИП Белов С.Н.
      3.2 Меры по оптимизации расчетов с дебиторами и кредиторами
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ	
      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	





  ВВЕДЕНИЕ
   Развитие предпринимательства в России внесло значительные коррективы в финансово-хозяйственную деятельность, что делает особо актуальным обеспечение стабильности развития предприятия в целом и его системы бухгалтерского учета и экономического анализа как элементов управления. Управление экономикой в организациях различных форм собственности невозможно без осуществления повышения роли учета и контроля.
   В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.
   Благополучие и коммерческий успех любого предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
    Организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам и реализации продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
   	Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками и покупателями товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с дебиторами и кредиторами.
  Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что на сегодняшний день в условиях начальной стадии успешного развития большинства предприятий нельзя допускать рост дебиторской и кредиторской задолженности. Возникновение такой задолженности отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия и всего народного хозяйства в целом.
Целью данной выпускной квалификационной работы является углубленное изучение существующей практики учета и анализа расчетов с дебиторами и кредиторами, разработка предложений по их совершенствованию.
  Исходя из вышесказанного, в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
  1. Обоснование значения и задач расчетов дебиторской и кредиторской задолженности, на современном этапе.
  2. Изучение нормативного регулирования учета расчетов.
  3. Изучение экономической деятельности анализируемого предприятия и его финансового состояния.
  4. Изучение действующей системы учета и анализа расчетов с дебиторами и кредиторами на анализируемом предприятии.
  5. Изучение возможных путей совершенствования бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами.
  Объектом исследования послужило предприятие ИП БЕЛОВ С.Н. основным видом деятельности, которого является розничная торговля промышленными товарами (электротоваров).
  
  
  Глава 1.Теоретические основы учета и анализа задолженности предприятия
1.1 Понятия ,сущность и структура задолженности предприятия
     Статья 1 Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от21.11.96 г. (в редакции изменений и дополнений от 30.06.03 г.), предусматривает в составе объектов бухгалтерского учета обязательства как неотъемлемая часть хозяйственной деятельности организации. Обязательства возникают по разным причинам и в первую очередь при приобретении товарно-материальных ценностей, основных средств и прочих активов перед поставщиками, при осуществлении процесса производства перед работниками, перед покупателями и заказчиками, перед бюджетом, перед банками по полученным кредитам и т.п. Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения.
     Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. На некоторых предприятиях для этих целей в бухгалтерии создают отдельный участок, специалисты которого хорошо знают кассовые операции и владеют всеми формами безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Они, как правило, имеют большие навыки и опыт предъявления претензий по выполнению договорных обязательств.
     Несвоевременное поступление денежной выручки или оплаченных заранее материальных ценностей нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникают дебиторские задолженности, которые нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
     Весь спектр задолженностей предприятий по совокупности договоров с контрагентами может быть разбит на два вида: дебиторские и кредиторские задолженности.
     Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
     Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя.
     Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального страхования и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.
     Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты. Суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав прочих доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. Бухгалтерия обязана контролировать как кредиторскую, так и дебиторскую задолженности для того, чтобы не было нарушения сроков оплаты и не образовались просроченные задолженности.
     По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
     Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
     Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, кроме ИП, применяющих специальный режим налогообложения. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
     Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные или коммерческие).
     В настоящее время организации могут использовать следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, посредством аккредитивов, в порядке плановых платежей, чеками из чековых книжек и др. Кроме того, организации часто используют не денежные формы расчетов: векселями, меной и др.
     Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договоре. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершения платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности. Рассмотрим формы безналичных расчетов.
     Платежное поручение – приказ банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию, организации или учреждению. Платежными поручениями оформляются:
-  платежи в доход бюджета, страховым компаниям, пенсионным фондам;
- перечисления за работы, услуги, авансовые платежи; платежи в оплату претензий по качеству и недостаче продукции, штрафов, пеней, неустоек и погашение прочей кредиторской задолженности.
     Поручения при  расчетах принимаются банком на любую сумму.
     Расчеты платежными требованиями возникли на базе акцептной формы расчетов. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
     Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
-  определенныхзаконодательством.
- предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
     Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору; срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней.
     Если сторона получившая товар, материальные ценности, услуги и т.д. не предъявила претензию поставщику, то денежные средства будут списаны с его расчетного счета. Плательщик имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме. Он имеет право полностью отказаться от оплаты в случаях, если товары или услуги не заказаны (не предусмотрены договором); товары поставлены досрочно без согласия покупателя; документально установлена недоброкачественность или некомплектность товаров; не согласована цена товаров; предъявленное требование оплачено раньше или поступило бестоварное требование, по которому фактически не произошла отгрузка или не оказаны услуги. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки наряду с заказанными не заказанных товаров или отгрузки их в большем количестве, чем указано в счете, или более низкой сортности, или отсутствия согласованных цен, арифметических ошибок в требовании, или недостачи товаров.
     При отказе от оплаты покупатель в случае, если право собственности на товар к нему не перешло, принимает поступающий товар на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает его в указанный адрес.
     Со счетов плательщика оплачивают без его согласия (без акцептных платежей) требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонементную плату за телефон.
     Аккредитив – поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю для открытия аккредитива выдается ссуда банка. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, так как он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком. В то же время для поставщика она служит гарантом своевременного платежа.
     Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок, установленный банком. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Особенно предпочтительна эта форма расчетов в условиях неплатежей, так как создает возможность скорейшего получения платежа поставщиком после исполнения своих обязательств и в дальнейшем должна найти более широкое применение.
     В своих расчетах предприятия также используют векселя. При вексельной оплате поступающих ресурсов или продаваемой продукции (работ, услуг) могут использоваться простые и переводные векселя.
     Простой вексель – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги. В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделением обязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
     Переводный вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит письменный приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, тем самым выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.
     Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при однородных расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
     Различают чеки из лимитированных и не лимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.
     Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки.
     Организации не всегда располагают достаточным количеством свободных денежных средств на покупку имущества, техники, товаров или материалов, поэтому можно использовать различные нетрадиционные формы расчетов с партнерами. Наиболее широкое распространение в практической деятельности предприятий имеют такие формы, как отступного или новации, уступка прав требования, скидка долга.
     Одним из самых распространенных способов продажи дебиторской задолженности является договор уступки права требования (цессия) – соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другой субъект, к которому переходят все права прежнего кредитора.
     Об уступке права требования организации вспоминают, как правило, тогда, когда становится очевидно, что придется долго ждать денег от покупателя и вообще не известно, расплатится ли он за отгруженный ему товар. А благодаря уступке продавец получит причитающиеся ему деньги, хотя и в несколько меньшем размере.
     Суть операции в том, что продавец (цедент) уступает право требовать долг с покупателя третьей стороне (цессионарию). С этой стороной продавец заключает договор, который называется договором цессии. По такому договору продавец, как правило, получает меньшую сумму, чем полагалось от покупателя. Поэтому в учете продавца будет числиться убыток, равный недополученной сумме.
     Накопительные скидки и предоставляются по дополнительным соглашениям с покупателем. Скидка предоставляется на основании расчета за оплаченный товар, отгруженный ранее.
     Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены договора после его заключения допускается лишь при условиях, которые отражены в самом договоре, если законом не установлено иное. Договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.
     Нередко в хозяйственной деятельности организаций возникают ситуации, когда одна из сторон сделки не может исполнить свои обязательства перед другой стороной способом, установленным в договоре. В этом случае стороны могут договориться о замене предмета или способа исполнения обязательства. Замена одного обязательства другим называется новацией и предусмотрена гражданским законодательством.
     При новации первоначальное обязательство прекращается, а взамен между теми же сторонами возникает другое, предусматривающее иной предмет или способ исполнения. Например, обязательство по возврату заемных денежных средств может быть новацированно в обязательство по поставке товаров или, наоборот, долговое обязательство по оплате полученных товаров – в заемное обязательство и т.д. 
     Таким образом, формами безналичных расчетов являются платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, аккредитивы, чеки и векселя. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждой организации необходимо иметь кассу. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).
     Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. На некоторых предприятиях для этих целей в бухгалтерии создают отдельный участок, специалисты которого хорошо знают кассовые операции и владеют всеми формами безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Они, как правило, имеют большие навыки и опыт предъявления претензий по выполнению договорных обязательств.
     Не поступление или несвоевременное поступление денежной выручки или оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникают дебиторские задолженности, которые нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
     Весь спектр задолженностей предприятий по совокупности договоров с контрагентами может быть разбит на два вида: дебиторские задолженности и кредиторские.
     Дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения можно подразделить на две группы:
     - задолженность, обусловленная процессами основной деятельности организации;
     - задолженность по другим операциям.
  К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность).
Структура дебиторской задолженности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура дебиторской задолженности
Структура кредиторской задолженности представлена на рисунке 2.

    Рисунок 2 - Структура кредиторской задолженности 
   К дебиторской задолженности второй группы относятся:
- авансы, выдаваемые физическим лицам;
- суммы по предъявленным претензиям и судебным искам;
   - задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба;
- задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал;
- задолженность по прочим операциям.
К кредиторской задолженности второй группы относятся:
- задолженность по различным платежам в бюджет;
   - задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования;
   - задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования;
   - обязательства по выплате дивидендов;
   - задолженность по операциям некоммерческого характера.
     В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:
   - краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты)
     долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).
     
     1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженностей.
     Дебиторские задолженности согласно бухгалтерскому законодательству являются активами предприятия, на которые, в случаях крайней необходимости (например, при банкротстве), может быть наложен арест. Поэтому нормативные документы обязывают предприятие для взыскания дебиторских задолженностей подавать исковые заявления в арбитражный суд. При положительном решении оно могло бы рассчитывать на принудительное исполнение, если у его должника есть средства. Иначе нужно включать инструмент банкротства и распродажи имущества должника, затем неопределенное время находиться в очереди на удовлетворение своих требований, так как обычно предприятия банкроты имеют многочисленные долги.
     Ст. 196 Гражданского кодекса РФ устанавливает по невыполненным договорным обязательствам срок исковой давности, равный три года. По истечении срока исковой давности предприятие обязано списать дебиторскую задолженность в разряд безнадежных долгов и отразить в своем бухгалтерском учете как вне реализационные расходы. При этом согласно налоговому законодательству данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, списанная на убытки по истечении срока исковой давности, продолжает числиться на забалансовом счете еще в течение пяти лет. Она должна периодически отслеживаться на предмет возможности получения долга. При возврате долга сумма задолженности включается во внереализационные доходы, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.
     Кроме того, организациям разрешено создавать специальные резервы на погашение безнадежных к получению дебиторских задолженностей. Для их учета используется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Размер резервов регламентируется Налоговым кодексом.
     Кредиторская задолженность предприятия является более благоприятной, так как это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Она тоже списывается по истечении срока исковой давности и считается прочим доходом предприятия.
     Основными задачами учета расчетов с дебиторами и кредиторами являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению товаров и расчетов;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
     Таким образом, учет расчетов с дебиторами и кредиторами составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. На предприятиях для целей учета создают отдельный участок высококвалифицированных специалистов по безналичным расчетам с поставщиками и покупателями.
     По истечении срока исковой давности кредиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации (в частности, величина кредиторской задолженности показывается отдельной статьей в Бухгалтерском балансе, а ее расшифровка отражается в форме №5), то не списание задолженности в срок приведет к недостоверности отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую прибыль). Поэтому нарушать сроки списания задолженности нельзя.
     По результатам проведенной инвентаризации задолженности выявляются обязательства с истекшим сроком исковой давности.
     Письменным обоснованием списания конкретного обязательства служит бухгалтерская справка, на основании которой издается приказ (распоряжение) о списании кредиторской задолженности.
     Списанная кредиторская задолженность учитывается организацией на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе прочих доходов. Такой же теории придерживаются многие ученые экономисты, потому что данные условия списания регламентированы законодательством РФ и несоблюдение их приведет к штрафным санкциям.
		Случается, что, получив от поставщика товары, предприятие не может сразу расплатиться за них. Тогда у него возникает кредиторская задолженность. Если кредиторская задолженность так и не будет погашена, спустя определенное время ее нужно списать, то есть увеличить на ее сумму прибыль предприятия.
     На следующий день после того, как истечет срок исковой давности по какому-либо долгу, его нужно списать. Для этого бухгалтер, проводит инвентаризацию кредиторской задолженности и составляет акт, а руководитель предприятия издает приказ о списании долга.
     Суммы списанной задолженности включаются в состав прочих доходов предприятия. Кредиторскую задолженность нужно списывать после того, как истечет срок ее исковой давности. Срок исковой давности равен трем годам. Согласно главе 12 Гражданского кодекса РФ, он отсчитывается с того момента, когда закончится срок исполнения обязательства.
     Регулирование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности включает в себя 4 уровня, среди которых присутствуют законодательный, нормативный, методический, уровень предприятия.
     К документам законодательного уровня относятся:
   - Гражданский кодекс РФ, устанавливающий срок исковой давности для учета кредиторской и дебиторской задолженности на балансе организации в пределах 3 - х лет;
   - Федеральный закон от 06.12.2011г № 402 «О бухгалтерском учете», содержащий общие правила ведения учета, в частности то, что необходимо проводить оценку и инвентаризацию имущества и обязательств;
   - Приказ Министерства Финансов РФ от 10.03.1999 N19н «Об утверждении формы «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации»», отражающий указания по заполнению формы, содержащей показатели дебиторской и кредиторской задолженности в целом по организации, включая показатели деятельности филиалов и иных обособленных подразделений, независимо от их местонахождения.
     К документам нормативного уровня относятся:
   - Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 № 43н , содержащее отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском балансе и сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности в приложении к бухгалтерскому балансу;
   - Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 06.05.1999 № 32н, содержащее информацию о том, что выручка признается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности;
   - Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 06.05.1999 № 33н , содержащее информацию о том, расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности;
   - Положение по бухгалтерскому учету 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 06.10.2008 № 107н , содержащее информацию о том, что сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность, а погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности.
     В документах методического уровня более подробно излагаются методические основы учета дебиторской и кредиторской задолженности. К документам этого уровня относятся:
   - План счетов бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 № 94н, устанавливающий счета дебиторской (62,71,73,75,76) и кредиторской (60,68, 69,76) задолженностей;
   - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.1995 № 49 , устанавливающие порядок проведения инвентаризации задолженности организации и оформления ее результатов.
     Нормативно-правовая база учета расчетов с дебиторами и кредиторами:
1."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями). Настоящий закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в РБ.

2.  «Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского » (с изменениями и дополнениями).Устанавливает страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии и договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения), заключенным организациями-страхователями с государственными страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях по трудовым договорам, включаются этими организациями-страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в размерах, установленных настоящим Указом.

3. Указ Президента РБ от 25.08.2006г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» (с изменениями и дополнениями).Устанавливает страховой тариф, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика  

      Таблица 1. Система регулирования методологии бухгалтерского учета
Уровень
Виды документов
Субъекты, участвующие в принятии документов
Первый уровень – законодательный
Федеральные законы. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ
Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ
Второй уровень – нормативный
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету
Министерство финансов Российской Федерации
Третий уровень – методический
Методические указания, рекомендации, письма и приказы, не нуждающиеся в государственной регистрации
Министерство финансов Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, ИПБ России и другие профессиональные организации
Четвертый уровень – организационный
Документы, формирующие учетную политику организации (организационно-распорядительная документация)
Юридические лица независимо от организационно-правовых форм

     Разработка документов уровня предприятия входит исключительно в компетенцию организации. При этом следует отметить, что содержание таких документов не должно противоречить документам более высокого уровня нормативного регулирования. К ним, например, относится рабочий план счетов и учетная политика организации, в случае если имеются какие-то отдельные аспекты учета дебиторской и кредиторской задолженности, характерные только для данной конкретной организации.

1.3 Учет расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия
     Коммерческие организации в ходе хозяйственной деятельности могут получать от поставщиков товарно-материальные ценности, принимать к учету выполненные работы и потребленные услуги, в том числе по перевозкам и всем видам услуг связи.
     К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.) 
     Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 является пассивным. По кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44