- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы состояния законности в административной деятельности овд
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002519 |
Тема: | Теоретические основы состояния законности в административной деятельности овд |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ЗАКОННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД 1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАКОННОСТИ 1.2 ЗАКОННОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 1.3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 2.1 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 2.2 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 2.3 ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы заключается в том, что одной из основных задач проводимого в Российской Федерации коренного преобразования общества является строительство правового государства, в котором права и свободы человека провозглашены как высшая ценность (ст.2 Конституции Российской Федерации). Важным фактором, обеспечивающим свободное, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, является основанная на строгом соблюдении законности деятельность органов внутренних дел. Эта деятельность носит ярко выраженный публичный характер и во многом отождествляются с действиями самой власти. Оценивая соответствие этих действий закону, граждане определяют насколько государство обеспечивает их законные права и свободы. Большинство личного состава органов внутренних дел добросовестно и умело исполняет свои служебные обязанности, обладает высокими духовными и моральными качествами, умело и разумно использует предоставленные законом права. Наряду с этим имеется немало случаев грубого, нетактичного отношения отдельных сотрудников полиции к гражданам, игнорирования, а порой и прямого нарушения закона. На этом фоне возрастает атмосфера страха и неуверенности граждан, усиливается их беспокойство, растет отчуждение и недоверие к власти, происходит культивирование вседозволенности, правового нигилизма и пренебрежения к законности. Практика последних лет свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, что является следствием целого комплекса причин, как объективного, так и субъективного характера. Существующие здесь проблемы в том числе оказывают значительное влияние и на функционирование в целом системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России. Ключевое место в полноценном обеспечении прав и свобод личности отводится государству как ядру, основному звену политической системы общества. Именно государство нормативно закрепляет и обеспечивает действие принципа разделения властей, современных основ федерализма, развития местного самоуправления в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, что в правовом обществе немаловажное значение имеет действие демократических институтов, включая общественные объединения, политические партии, трудовые коллективы и т.д. С развитием прогрессивных идей обеспечения прав и свобод личности в условиях современной России наиболее ярко прослеживается роль и значение деятельности не только всей системы правоохранительных органов, но, прежде всего, органов внутренних дел. Важно отметить, что полноценно проблема обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел будет решена в том случае, если надежную поддержку и защиту со стороны государства найдут права и свободы сотрудников этих органов. Особенно острой в настоящее время остается проблема укрепления законности в органах внутренних дел, что находит прямое отражение на степени обеспечения прав и свобод граждан. Степень научной разработанности проблемы. Данная проблема изучалась в работах Борисова А., Дмитриева С.К., Дубровина А.К., Овчинникова Н.А., Олейник В.И., Полещук А.С., Попугаева Ю.И., Решетник Ю.Ф., Румянцева Н.В., Солукова С.А., Стригуненко Ю.В. и др. Объектом исследования являются правовые явления и общественные отношения, складывающиеся в административной деятельности полиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и формировании правового государства в России. Предметом исследования являются понятие, принципы, гарантии и субъекты законности; нормативные и иные правоприменительные акты, регулирующие вопросы административной деятельности полиции в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Цель исследования работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места административной деятельности полиции в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, а так же ознакомление с имеющимися средствами и методами осуществления контроля над этой деятельностью. Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач: > Изучить понятие и основные черты законности; > Рассмотреть законность как базовый правовой режим деятельности полиции; > Ознакомиться с правовыми основами деятельности полиции Российской Федерации; > Проанализировать имеющиеся в Российской Федерации виды контроля над административной деятельностью полиции, направленные на обеспечение законности, прав и свобод граждан. Методологическую основу курсовой работы составил диалектический метод познания социальных явлений и процессов, что дало возможность рассматривать их в тесной взаимосвязи и постоянном развитии. При написании работы использованы также исторический, догматический, сравнительно-правовой, статистический, социологический и другие специальные методы научных исследований. законность прокурорский надзор полиция ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ЗАКОННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД 1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАКОННОСТИ Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Отметим, что тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком. Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал1. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности. Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. В случае если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. В случае если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная. Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь. Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на базе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией заключается в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов. Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с позиции законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса2. Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности будет принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), противоречащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на базе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона. Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона. В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости3. Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства. Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов. Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания. Можно выделить основные свойства законности: общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; причинно-следственная зависимость от социально-нравственных и государственных процессов; высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений; объективность как следствие перечисленных выше черт. 1.2 ЗАКОННОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Состояние законности в условиях современной России следует оценивать как весьма неблагоприятное. Оно характеризуется достаточно высоким уровнем преступности, ростом правового нигилизма, слабым уровнем правовой защищенности личности. В этой связи курс на формирование правового государства, нашедший отражение в Конституции Российской Федерации, неизбежно предполагает качественные перемены в понимании законности как одной из составляющих основ демократизации общества и защищенности человека от произвола органов государственной власти. Принцип законности, т.е. осуществления деятельности в точном соответствии с законом, - это общий принцип правоохранительной деятельности. Тем не менее, ценным представляется, в частности: запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий; оправдывать свои действия или бездействие при выполнении служебных обязанностей, ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Полиция в РФ в силу функциональной специфики должна строить свою деятельность в строгом соответствии с принципом законности (Принцип законности закреплен в ст.6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) 4), который отражает представления законодателя о месте и роли полиции в обществе и государстве, допустимых пределах, методах и средствах ее вмешательства в социальную жизнь. Законность в деятельности полиции является производным от общеправового, присущего всем отраслям права принципа законности, получившего свое закрепление в ст.15 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками полиции. С одной стороны, функционирование полиции выступает средством обеспечения законности в деятельности органов государства, местного самоуправления, их должностных лиц, юридических и физических лиц, с другой стороны, каждый отдельно взятый акт служебной активности полиции и их совокупность в целом, в свою очередь, сами должны быть законными. В противном случае полиция окажется не в состоянии выполнить свою социальную роль, так как отступления от закона, чем бы они ни мотивировались, особенно нетерпимы в практике именно тех государственных структур, которые по долгу службы заняты правоохраной. Уровень развития законности зависит от состояния действующего законодательства: "Законы - это основа законности, поэтому совершенствование законов, т.е. укрепление основы законности, является важнейшим средством укрепления самой законности, ее охраны и обеспечения"5. Это ведет к пониманию огромной важности задачи укрепления законности в деятельности полиции. Проблемы укрепления законности в деятельности полиции актуальны для современной России. Сегодня около 40 % сотрудников, проходящих службу, относится по возрастному цензу к категории молодежи. Более 47 % сотрудников имеет высшее образование. Свыше 56 % сотрудников служит в органах до 10 лет6. Процесс становления личности этих людей пришелся на 90-е годы: богатство, сила, власть, безудержное удовлетворение потребностей. В этой системе ценностей таким качествам, как честность, порядочность, бескорыстие, самопожертвование места не осталось. Принципиальность и бескомпромиссность преданных служебному долгу сотрудников милиции не всегда находила понимание и поддержку даже у близких людей. Образ честного сотрудника органов внутренних дел как-то незаметно исчез с экранов телевизоров. "Правильный полицейский" стал чем-то нереальным и неинтересным для масс-медиа. Поколение 90-х - это особая категория сотрудников и для психологов, и для наставников, и для руководителей, занимающихся воспитательной работой. Значительное омоложение кадрового состава сказывается на результативности оперативно-служебной деятельности, и на состоянии служебной дисциплины и законности. Относительные показатели преступлений и нарушений законности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, растут из года в год, несмотря на сокращение штатов. Так, по данным Главного управления собственной безопасности МВД РФ, за 2012 г. к уголовной ответственности были привлечены более 2,5 тыс. сотрудников полиции, к дисциплинарной - более 54 тыс. Причем 90 % выявления случаев нарушений законодательства - результат работы подразделений собственной безопасности7. 1.3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В первую очередь полиция Российской Федерации в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О полиции", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на полицию8. К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус, либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и некоторые другие законы9. Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", от 25 апреля 1995 г. № 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" и др. Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий. Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п.1 ч.1 ст.40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, признаются органами дознания. Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности полиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, ФСБ России, Федеральной службе налоговой полиции РФ и определяют всем этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка10. Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют как федеральные законы, иные нормативные правовые акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий. Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора11. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст.144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст.86 этого же нормативного документа, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов. Принятие Федерального закона "О полиции" обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с ним12. Предшествовавшая принятию Закона "О полиции" нормативная правовая база, регулировавшая общественные отношения, связанные с деятельностью российской милиции, носила характер сложной и многоплановой системы законодательных и иных нормативных правовых актов. В той или иной степени вопросы организации и деятельности милиции затрагивали на федеральном уровне более одной тысячи законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также около десяти тысяч ведомственных актов. Федеральный закон "О полиции" ситуацию с правовым регулированием деятельности полиции как основного органа правоохраны качественно изменил. Но, тем не менее, более чем шестьсот ведомственных нормативных правовых актов нуждаются в первоочередной переработке, а четыре с половиной тысячи - в корректировке. Это большая работа, которая должна быть осуществлена в сжатые сроки. Для организации этой работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28 февраля 2011 г. № 92 "О первоочередных мерах по реализации Федерального закона "О полиции" и от 21 марта 2011 г. № 129 "Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов Российской Федерации". Рассматривая вопрос о правовой основе деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее служб, подразделений и учреждений столь многогранна, что ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права: и профилирующим, и специальным, и комплексным, поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции - выпускники образовательных учреждений МВД России, должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции13. ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ 2.1 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Контроль представляет собой деятельность по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, обнаружении недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц. Контроль может быть общим и специальным, внешним и внутренним, предварительным, текущим и последующим. В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают: а) государственный контроль, который можно в свою очередь подразделить на контроль, проводимый: - органами законодательной и исполнительной власти; - судебными органами; - внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами. б) общественный контроль. Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел могут быть: согласование с вышестоящими начальниками (министрами, начальниками ГУВД, УВД) вопросов по кандидатурам начальников органов при назначении их на должность; обсуждение отчетов и предложений руководителей органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов; личные доклады и отчеты руководителей органов внутренних дел законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел; оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел; рассмотрение администрацией города (района) жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников полиции и принятие по ним необходимых мер и др. Конституция Российской Федерации в 1993 году в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина установила не только институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации14, но и определила полномочия Государственной Думы по назначению на эту должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст.103 п. "д" Конституции Российской Федерации). Результаты проверок Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о многочисленных нарушениях законности. Так, в докладе Уполномоченного в 2005 г. отражено, что "со стороны отдельных сотрудников этого ведомства имеют место проявления мздоимства, равнодушия, черствости и грубости, зачастую выливающиеся в прямой произвол в отношении граждан, права которых они призваны защищать. К сожалению, меры, предпринимаемые МВД России для укрепления дисциплины и повышения ответственности своих сотрудников, пока не приносят ожидаемого результата. Сокрытие преступлений от регистрации, необоснованные отказы в приеме заявлений о правонарушениях, рукоприкладство сотрудников органов внутренних дел и в истекшем году продолжали оставаться одной из серьезнейших системных проблем российского общества…"15 Значительными контрольными функциями деятельности органов исполнительной власти обладают Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах16. В частности, полномочный представитель имеет право: запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, находящихся в пределах соответствующего федерального органа, и от должностных лиц (органов внутренних дел); направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для участия в совещании МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по итогам работы за полугодие, год); организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе; направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и их должностных лиц жалобы и обращения граждан; вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов и применении к ним мер дисциплинарного взыскания; привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа. Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях: о мелком хулиганстве; злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции; о нарушении правил административного надзора за лицами, в отношении которых установлен такой надзор и другие дела. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также связанных с ними жалоб граждан суд вправе: оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения; изменить постановление должностного лица органа внутренних дел, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; отменить постановление и прекратить дело при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при малозначительности административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в орган внутренних дел в случае существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущим назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; отменить постановление и направить дело на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом органа внутренних дел17. Кроме того, суд (судья) при выявлении неоднократных нарушений в материалах об административных правонарушениях, поступающих из органов внутренних дел, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя органа внутренних дел (ст.226 ГПК РФ) 18. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников органов внутренних дел и принимают по ним решения (производство по жалобам и заявлениям граждан). Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд (федеральный, районный, мировой судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками органов внутренних дел решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции. Общественный контроль за деятельностью полиции реализуется, прежде всего, на основе ст.33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел. В ст.50 ФЗ "О полиции" сказано, что "граждане и общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции". Кроме того, Общественная палата РФ, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции. Разновидностью общественного контроля следует считать регулярные отчеты участковых уполномоченных полиции перед населением обслуживаемых участков. 2.2 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, призванных обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов Российской Федерации на территории всей страны путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновность к ответственности. В соответствии со ст.52 Закона РФ "О полиции", законодатель делегировал право осуществлять надзор за законностью деятельности полиции Генеральному прокурору России и подчиненным ему прокурорам. В современных условиях этот аспект детально регламентирует Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202 - ?19. Прежде всего, данный закон определяет систему и организацию прокуратуры Российской Федерации. В этом законодательном акте указаны должностные лица Генеральной прокуратуры, прокуратуры субъектов РФ, приравненных к ним прокуратур, прокуратуры городов и районов, а также их полномочия в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Детально предмет соответствующих видов прокурорского надзора, полномочия прокурора и конкретные формы реагирования на выявленные прокурором нарушения законности предусматривает раздел III Федерального закона "О прокуратуре РФ" и иные правовые акты Российской Федерации. Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему проку....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы законности и методы обеспечения законности и правопорядка
- Теоретические и методические основы сущности финансового состояния предприятия и методов анализа его состояния
- Теоретические основы административной ответственности юридических лиц за таможенные правонарушения по законодательству российской федерации