- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы правового института коммерческой тайны в россии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001730 |
Тема: | Теоретические основы правового института коммерческой тайны в россии |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике, совершенствованием нормативной базы все больший интерес вызывают проблемы правового статуса информации, а также защиты информации конфиденциального характера. Особое внимание в юридической литературе уделяется вопросам института коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования; ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование. Причем «несанкционированный доступ» не всегда порождает «неправомерное использование», и наоборот, «неправомерное использование» не есть обязательное следствие «несанкционированного доступа». Реализация программ приватизации, узаконение частной и корпоративной собственности, последующие многочисленные реорганизации предприятий - слияния, разделения, присоединения и прочее - без надлежащего оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности, научно-техническую и производственную информацию повлекли множество споров за право владения технической документацией. Для их практического разрешения может потребоваться еще не один год кропотливого труда законодательных и правоприменительных органов различного уровня. Существенным шагом в этом направлении можно считать, принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральный закон «О коммерческой тайне» (далее - ФЗ «О коммерческой тайне»)1 Этот закон с нетерпением ждали и возлагали на него большие надежды как предприниматели, так и служащие государственных ведомств, представители силовых структур. Однако многие положения закона оказались недостаточно проработаны или противоречивы. Цель диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного научного исследования юридических норм, регулирующих правоотношения в коммерческой тайны. Задачи диссертационного исследования. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и признаки коммерческой тайны; 2. Изучить виды и режимы коммерческой тайны 3. Проанализировать современное законодательство РФ о коммерческой тайне 4. Определить роль субъектов коммерческой тайны в гражданском обороте 5. Рассмотреть способы возникновения, прекращения и распоряжения прав на коммерческую тайну 6. Изучить понятие защиты (охраны) коммерческой тайны. 7. Классифицировать способы защиты коммерческой тайны 8. Рассмотреть гражданско-правовую ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну. Методы исследования. Методология исследования основывается на системном подходе к изучаемой проблеме, а так же комплексном рассмотрении вопросов правового регулирования и охраны коммерческой тайны. В ходе исследования использовались методы статистического, факторного, логического и системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии. Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды ученых, таких как М.В. Беляев, В.А. Дозорцев, В.И. Еременко, Т.И. Журиленко, JI.A. Крикун, В.П. Мозолин, E.H. Пименова, O.A. Потрашкова, В.В. Рачковский, А.П. Сергеев, Д.А. Ситишко, A.A. Топорков, JI.A. Трахтенгерц, П.А. Трофимов, Е.В. Шишмарева, A.M. Эрделевский. Объект исследования. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся при установлении в отношении информации режима коммерческой тайны, включении информации, составляющей коммерческую тайну, в гражданский оборот путем заключения соответствующих договоров, а также правовые нормы, регулирующие указанные отношения и практика их применения. Предмет исследования. Предметом исследования выступает право на коммерческую тайну как объект защиты, нарушения прав на коммерческую тайну и классификация способов их защиты, возмещение убытков от нарушения прав на коммерческую тайну в гражданском обороте. Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических и методологических подходов к правовому регулированию и охране коммерческой тайны. Научно-практическим разрешением данных проблем вносится определенный вклад в развитие теории и практики предпринимательского права. Положения, выносимые на защиту. В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы следующие выводы и положения, выносимые на защиту: 1. Определение коммерческой тайны содержится в ФЗ «О коммерческой тайне», однако на основе анализа нами было сформулировано понятие, которое необходимо закрепить в законодательстве. Коммерческая тайна - это охраняемое законом право субъекта предпринимательской деятельности на засекречивание сведений, не являющихся государственной тайной, связанные с производством товаров, выполнению работ и оказанию услуг, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам. 2. Для решения вопроса о соотношении между различными видами тайн и ликвидации ряда пробелов в законодательстве, необходимо принять Федеральный закон «О конфиденциальной информации». В законе следует четко определить понятие конфиденциальной информации и перечень информации конфиденциального характера, отразить основные принципы правового регулирования конфиденциальной информации, требования, процедуру, организацию работы с документами, систему защиты по всем видам конфиденциальной информации, затронуть вопросы распоряжения конфиденциальной информацией, финансирования мероприятий по ее защите, контроля и надзора за обеспечением ее защиты. 3. Следует констатировать отсутствие правовых рычагов и логических оснований для воздействия на уволенных сотрудников, и возможности обязать их сохранять режим коммерческой тайны в отношении информации, имеющей ценность для осуществления предпринимательской деятельности. Исходя из этого, целесообразным следует считать необходимость закрепить ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, в том числе и при увольнении сотрудника имевшего законный доступ к коммерческой тайне, как в гражданском, так и в трудовом законодательстве. Так в частности, положение статьи 57 Трудового кодекса РФ о возможности включения в трудовой договор условия, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) следует дополнить положением о возможности заключения соглашения или распространения этого условия на «посттрудовые» отношения. 4. В целях ликвидации пробела в законодательстве необходимо в ГК РФ закрепить норму, касающуюся договорного порядка передачи сведений, составляющих коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления. Причем в указанной норме следует уточнить и виды ответственности за разглашение, и незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну. Это положение будет иметь большую не только научную, но и практическую значимость, поскольку позволит предотвратить злоупотребления со стороны властных структур. 5. В связи с тем, что на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях в деятельности субъектов предпринимательства. Для исключения подобных ситуаций необходимо создать специальную систему регулирования взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности и контролирующих его органов. Практическая значимость исследования. Разработанные автором диссертации научно-практические положения могут быть использованы для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в законодательство РФ, касающееся правового регулирования и охраны коммерческой тайны, в организации научных исследований и в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере юриспруденции. Структура диссертационного исследования. Структура диссертации определяется целями и задачи исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию. Апробация. Диссертация была обсуждена в рамках научно – практического семинара (круглый стол) «Актуальные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности» ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия», Тольятти, 2016. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ 1.1. Сущность и признаки коммерческой тайны Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для субъекта предпринимательской деятельности чаще всего более ценной выступает информация, которую он использует для достижения целей деятельности и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать и обеспечить эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» 2 разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года. До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли «случайно» передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона. Одни эксперты исчисляют финансовые потери российских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах, другие – в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все. В Федеральном законе РФ «О коммерческой тайне» закреплено определение коммерческой тайны. Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Таким образом, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи, с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.3 В тексте Федерального закона «О коммерческой тайне» оговаривается, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты. Рассмотрим, укрупненную классификацию сведений, составляющих коммерческую тайну предпринимательской деятельности: Коммерческая тайна представляет собой: 1. Научно-техническую информацию; 2. Производственную информации.; 3. Финансовую информацию. К научно-технической информации относится: * Характер исследовательских работ; * Содержание патентов и лицензий; * Содержание рационализаторских предложений; * Планы внедрения новых технологий и видов продукции; * Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции. К производственной информации можно отнести: * Способы и технологию производства; * Объем выпуска и планы реализации продукции; * Уровень складских запасов; * Планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства; * Методы и организацию управления; * Систему организации труда; * Планы рекламной деятельности; * Характер и условия заключения контрактов; * Сведения о поставщиках, потребителях, посредниках. Финансовая информация составляет: * Структуру капитала; * Состояние расчетов с торговыми клиентами; * Размер прибыли и уровень себестоимости продукции; * Уровень платежеспособности предприятия; * Механизм формирования цен на продукцию; * Фактическое состояние рынков сбыта; * Сведения об эффективности экспорта и импорта; * Организацию и размер оборота средств; * Сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов. При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности и контролирующих его органов. Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах. По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям: 1. их открытое использование связано с ущербом для субъектов предпринимательской деятельности; 2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях; 3. субъект предпринимательской деятельности сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды; 4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом; 5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.4 Анализ положений действующего законодательства и правоприменительной практики позволил выделить и отразить специфику института коммерческой тайны в предпринимательской деятельности в понятии, которое необходимо закрепить в Федеральном законе «О коммерческой тайне»: Коммерческая тайна - это охраняемое законом право субъекта предпринимательской деятельности на засекречивание сведений, не являющихся государственной тайной, связанные с производством товаров, выполнению работ и оказанию услуг, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам. 1.2. Виды и режимы коммерческой тайны Информация, составляющая коммерческую тайну - сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность. Эта ценность определяется тем, что сведения: не известны третьим лицам; третьи лица не имеют к ним доступа на законном основании; защищены их обладателем режимом коммерческой тайны. Это могут быть сведения производственные, технические, экономические, организационные и другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Обладатель секретной информации должен ее охранять, иначе говоря, установить в отношении нее режим коммерческой тайны. Он будет установлен, когда: * определен перечень информации, составляющей коммерческую тайну; * доступ к ней ограничен; * ведется учет лиц, получивших доступ; * в трудовых договорах с сотрудниками и гражданско-правовых договорах с контрагентами прописан порядок использования конфиденциальных сведений; * на материалы нанесен гриф «Коммерческая тайна» с реквизитами ее правообладателя. 5 Это следует из пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне». На практике при нарушении установленного режима коммерческой тайны часто возникают спорные ситуации. Например, похищение из электронного почтового ящика писем, на которых отсутствовал гриф «коммерческая тайна», но имеющих важное значение, не снижает их конфиденциальной ценности. Они могут предназначаться только для внутреннего пользования и не подлежать огласке (апелляционное постановление Московского городского суда от 15.08.2013 по делу № 10-7264/20136). Срок охраны коммерческой тайны не ограничен. Он может длиться до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности. Тщательно предпринятые меры по обеспечению безопасности конфиденциальной информации значительно снизят риски использования ее сторонними лицами. Рассмотрим более подробно каждый из видов коммерческой тайны. К сведениям, составляющим научно-техническую информацию, можно отнести следующие: 1. Сведения о новых технических решениях, созданных в организации или по ее заданию сторонними организациями, которые могут быть признаны изобретениями, полезными моделями или промышленными образцами, на которые могут быть получены патенты на имя организации и (или) других лиц. 2. Сведения о новых технических решениях, созданных в организации или по ее заданию сторонними организациями, которые могут быть отнесены к категории «ноу-хау». 3. Сведения о заимствованных у третьих лиц (по взаимной договоренности) оригинальных технических решениях, при использовании которых могут быть нарушены исключительные права этих лиц (их права собственности и т.п.). 4. Сведения об организациях, как исполнителях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заданию организации, и о выполняемых ими работах. 5. Сведения по научно-техническим вопросам, касающиеся деятельности любых фирм, которыми конфиденциально располагает организация. 6. Информация о потенциальных заказчиках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 7. Сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований. 8. Основные идеи научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. 9. Характеристики разрабатываемых изделий. 10. Сведения об используемых и разрабатываемых технологических процессах. Приведенный перечень, естественно, не является исчерпывающим. В зависимости от интересов и сферы деятельности компании он может быть изменен в ту или иную сторону.7 Данные производственной информации тесно связаны с научно-техническим, но все же выделяется законодателем отдельной строкой. Компания по своему усмотрению может выделить такие данные в отдельный список и зарегистрировать их в массиве научно-технической информации, имеющей ценность для осуществляемой предпринимательской деятельности. Вот некоторые примеры информации: 1. Информация о сути модернизации ранее известных технологий, процессов и оборудования, в целях повышения их конкурентоспособности. 2. Сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения организаций (в т. ч. названия программ, их описание и предназначение, тексты программ, их поставщиками, внедряя новые и оригинальные научно-технические решения). 3. Информация о новых материалах, применяемых в организации, и технологии, которые они используют. 4. Информация о составе специальных компонентов, которые придают изготовленной продукции новые потребительские качества. Роль финансово-экономической информации трудно переоценить степень ее важности для компании. Каждое предприятие должно включить в этот список информацию, которая наиболее важна для нее. Но основными среди них являются следующие: 1. Запланированные экономические показатели, включая планируемую прибыль; 2. Информацию о лучших перспективных поставщиках материалов и комплектующих изделий и состоянии деловых отношений с ними; 3. Сведения о предприятиях и торговых партнерах организации. 4. Планируемые объемы финансирования капитальных вложений, научно-технической информации и затрат на внедрение новой технологии в организации. 5. Сведения, раскрывающие директивы на переговоры, сами переговоры, в т. ч. границы полномочий должностных лиц по ценам, скидкам и другим условиям. 6. Данные, раскрывающие генеральную линию и тактику в валютных и кредитных вопросах. 7. Информация по технико-экономическим показателям объектов, построенных при техническом содействии иностранных фирм. 8. Данные, раскрывающие уровни и лимиты цен на товары, проданные продукты. 9. Расчеты экспортной и импортной стоимости оборудования и услуг. 10. Информация о планируемых показателей финансово-экономической деятельности частных и смешанных обществ с участием капитала предприятия, а также сведения о капитал и дохода для этих общин. 11. Информацию о механизме формирования цены на товар (цены, накладные расходы в цене договора, составляющие накладных расходов). 12. Информацию об уровне предполагаемых договорных цен для производства или поставки товаров или научно-технической продукции.8 Этот список должен содержать информацию, в его содержание не входит ни в один из списков, рассмотренных выше. Так, они могут включать следующую информацию: 1. Позиция представителей организации в ходе торговых переговоров, разглашение которой может нанести вред субъекту хозяйствования. 2. Информация о сроках, установленных для проработки и заключения сделки. 3. Информацию о получении заказов и предложений. 4. Данные об объемах взаимных поставок по долгосрочным соглашениям с одной или несколькими фирмами. 5. Информация на иностранцев, иностранные фирмы или организации, технологию производства и дизайнерские решения, используемые ими, на основании полученных конфиденциальных данных. 6. Данные свидетельствуют о том, что конфиденциальной договоренности сторон или ее содержание. 7. Информация о конфиденциальности по требованию партнера. 8. Сведения, раскрывающие существо позиции организации в ведении судебных и арбитражных дел, разглашение которых может нанести ущерб организации. 9. Информацию о предполагаемой покупке определенных патентов, лицензий и оборудования. 10. Информация о предполагаемых закупках (продажах), раскрывающие степень заинтересованности хозяйствующего субъекта в приобретение и реализацию определенных видов товаров. 11. Содержание торговых соглашений, договоров или контрактов, которые по договоренности сторон следует считать конфиденциальными. 12. Информацию о порядке и состоянии организации защиты коммерческой тайны. 13. Информацию о порядке и состоянии организации охраны, контроля доступа, системы сигнализации, связи и т. д. В организационном плане определения сведений, составляющих коммерческую тайну, можно разделить на три этапа. Первый этап: издание приказа о порядок определения информации, составляющей коммерческую тайну. Он обеспечивает: • создание постоянной комиссии по вопросам коммерческой тайны; • определение категорий персонала, которые имеют право предварительной классификации информации как коммерческой тайны; • порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну; • срок подготовки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, и представление его для утверждения руководством. 9 Зачастую, предложения о включении сведений в разряд коммерческой тайны вносится руководителями структурного подразделения в виде докладных, служебных записок и т.п. С целью обеспечением единого подхода к отбору сведений, которые составляют коммерческую тайну. На втором этапе постоянно действующая комиссия должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений. Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну субъекта предпринимательской деятельности и вводу его в действие. Правовой режим коммерческой тайны с развитием общества и «усложнением» защищенности документооборота в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности и контролирующими органами требует пристального внимания, как со стороны законодателя, так и со стороны бизнеса. 1.3. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне Понятие коммерческой тайны заложено в основе любой деятельности, связанной с предпринимательством. А предпринимательская деятельность, в свою очередь, как и другие сферы жизни человека, переживает информационно-технологические преобразования. Виды информации и способы её хранения находятся в непрерывном процессе изменений. Если раньше процесс коммуникации — от передачи до получения реципиентом — мог занимать месяцы, то сегодня на это уходят секунды. В таких условиях, важные и нужные сведения, использованные в нужное время и в нужном месте, способны приносить высокий доход одним участникам процесса, и разорять других. На данный момент актуальность значения коммерческой тайны приобретает наивысшее значение, а с ней увеличивается количество новых правовых норм в этой сфере, игнорировать которые было бы неправильно. Формирование определения коммерческой тайны имело длинный и интересный путь, который начался еще во времена существования Российской Империи. Но они носили протоинституциональный характер. Окончательно институт коммерческой тайны завершил свое формирование уже в современной России. В целом в истории развития правового института коммерческой тайны можно выделить три основных этапа: 1. 1994–2004 гг. В этот период законодательно были закреплены такие понятия, как «коммерческая тайна» и «служебная тайна». Статья 139 ч. 1 Гражданского кодекса РФ10 не только формулирует их, но и устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашения таких сведений. И все же, четко не описаны разграничения между этими терминами, кроме того, не введено такое понятие как «ноу-хау». В практической юриспруденции по факту в этот период отношения, касающиеся коммерческой тайны, регулируются деловыми обычаями и обыкновениями. 2. 2004–2007 гг. Статья 139 ГК РФ все еще действует, вместе с тем, вступает в силу Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ3 (далее – ФЗ «О коммерческой тайне»), который был принят 9 июля 2004 г. Этот документ решает вопрос отнесения информации к коммерческой тайне, а также законодательно регулирует способы передачи таких сведений, охрану её конфиденциальности. Понятие «ноу-хау» все еще не закреплено в законодательстве; весьма противоречивый и отрывочный характер носит законное регулирование договорных отношений, обуславливающих передачу от одного субъекта другому права на коммерческую информацию, составляющую тайну. 3. Начало 2008 г. ознаменовало новый этап в становлении правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной. Статья 139 ГК РФ утратила свою законную силу. Вместе с тем, 1 января 2008 года была принята ч. 4 ГК РФ, а также был изменен и дополнен ФЗ «О коммерческой тайне».11 За последний год в этой сфере также произошли существенные изменения. До недавних пор глава 75 ГК РФ, а также Закон «О коммерческой тайне», фактически, регулировали охрану одного и того же объекта, при этом понятийную путаницу. Объект правовой охраны, обозначенный в Гражданском кодексе как «секрет производства (ноу-хау)» (ст. 1465 ГК РФ12), в Законе «О коммерческой тайне» (ст. 3) именовался «информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства)». Отметим также, что определения понятий в документах полностью совпадали. 12 марта 2014 года был принят Федеральный закон N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 13(далее – Закон N 35 - ФЗ), который урегулировал эту неточность. Законодателями были внесены существенные изменения, затрагивающие вышеописанные главу и нормативно-правовой акт, они вступили в силу 1 октября 2014 года. Закон N 35-ФЗ разделяет понятия «ноу-хау» и «информации, составляющей коммерческую тайну», таким образом, устраняя логические противоречия. В соответствии с Законом N 35-ФЗ, «секрет производства (ноу-хау)» – это сведения: 1) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и (или) 2) о способах осуществления профессиональной деятельности, если обладатель этих сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (новая редакция п.1 ст. 1465 ГК РФ). Понятие «информация, составляющая коммерческую тайну», которая ранее именовалось «секретом производства», истолковывает как «сведения любого характера, если обладателем в отношении таких сведений введен режим коммерческой тайны» (п. 2 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне»). Понятие «информация, составляющая коммерческую тайну» приобретает более широкий контекст, а « ноу-хау», соответственно, более узкий. Помимо контекстуальных различий в пользу такого разделения понятий также говорит разница в критериях отнесения объектов к той или иной категории. Новая редакция закона очень четко и взвешенно устанавливала такие критерии.14 В соответствии с Законом N 35-ФЗ, секреты производства требуют, чтобы в отношении них были приняты «разумные меры соблюдения конфиденциальности», при этом, соблюдение режима тайны не является обязательным для них условием. Для сведений же, которые составляют коммерческую тайну, следует применить соответствующий режим. Законодательные изменения затронули также сферу договорных обязательств. На основании ст. 727 ГК РФ, при выполнении работ по договору подряда или возмездного оказания услуг исполнитель не имеет права разглашать полученную от заказчика информацию о новых технологических решениях, в том числе о сведениях, составляющих его коммерческую тайну. Отметим, что сама по себе формулировка не включала в себя расшифровку, какие именно сведения могут быть расценены как коммерческая тайна. А это, в свою очередь, могло привести к различным злоупотреблениям со стороны, как исполнителей, так и заказчиков. Закон № 35-ФЗ решает эту проблему, вводя изменения в соответствующие положения ст. 727 ГК РФ15: сведения, в отношении которых был установлен режим коммерческой тайны, могут считаться конфиденциальными и не должны разглашаться исполнителем. Отметим, что изменения касаются и договора возмездного оказания услуг. В соответствии со ст. 783 ГК РФ, общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если иное не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, касающимся непосредственно таких соглашений, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Считаем необходимым обозначить также законодательные изменения, которые напрямую не затрагивают гражданское законодательство, речь об увеличении наказания за разглашение коммерческой тайны. В качестве примера рассмотрим случай из судебной практики. В Калининградской области был вынесен приговор гражданину, который из-за конфликта с бывшим начальством решил заработать 300 000 руб. на секретах производства компании и предложил их купить конкурирующему производству. Московский районный суд г. Калининграда признал 28-летнего бывшего менеджера по продажам ООО «Настоящие корабли» виновным в совершении преступления по ч.1 ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну)16. Суд назначил молодому человеку наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб17. Объективно, само по себе наказание не настолько устрашающее, чтобы предупредить в дальнейшем подобные правонарушения. Сведения, стоимость которых оценивается сотни тысяч рублей, заслуживают более надежной защиты, а их разглашение должно караться более существенно. Это понимали и законодатели, поэтому не так давно это упущение в законодательстве было устранено. 1 июля 2015 года Президент РФ подписал закон о внесении изменений в ст. 183 УК РФ, который повышает ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну: «Максимальный размер штрафа, предусмотренного частью первой статьи 183 Уголовного кодекса России, увеличивается с 80 тыс. руб. до 500 тыс. руб., частью второй статьи – со 120 тыс. руб. до 1 млн. руб., частью третьей — с 200 тыс. руб. до 1,5 млн. руб.»18. Также важно отметить, что утратила свою юридическую силу ст. 2 Закона «О коммерческой тайне»: «Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов». Таким образом, коммерческая тайна была изъята из исключительной компетенции гражданского законодательства. Изменения, произошедшие в законодательстве РФ в отношении коммерческой тайны в последние годы, безусловно, были вызваны острой необходимостью. Но, осталось еще много пробелов и белых пятен, которые требуют проработки и изменений действующих законов. Прежде всего, они связаны с неустановленным статусом и ответственностью для работников, которые уволились, до введения режима коммерческой тайны. Например, в соответствии со ст. 1467 ч. 4 ГК РФ: «Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей». Буквально это означает, что на такую информацию не представляется возможным ввести режим коммерческой тайны. Следует констатировать отсутствие правовых рычагов и логических оснований для воздействия на уволенных сотрудников, и возможности обязать их сохранять режим коммерческой тайны. Исходя из этого, целесообразным следует считать закрепление ответственность за разглашение конфиденциальных сведений, в том числе и при увольнении сотрудника имевшего законный доступ к коммерческой тайне, как в гражданском, так и в трудовом законодательстве. Так в частности, положение статьи 57 Трудового кодекса РФ о возможности включения в трудовой договор усл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: