- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы организации управления на основе новых управленческих парадигм
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000867 |
Тема: | Теоретические основы организации управления на основе новых управленческих парадигм |
Содержание
Содержание: Введение…………………………………………………………………….………..5 Глава 1. Теоретические основы организации управления на основе новых управленческих парадигм………………………………………………....9 1.1. Управление местным гарнизоном пожарной охраны. Основные понятия, законы, принципы, методы и организационные структуры управления…………………………………………………….9 1.1.1. Основные категории и понятия в теории управления силами пожарной охраны……………………………………..…………………..9 1.1.2. Законы, принципы, методы управления, реализуемые в управлении местным гарнизоном пожарной охраны………………...13 1.1.3. Организационная структура управления силами местного гарнизона пожарной охраны…………………………………………...22 1.2. Новая парадигма в управлении – «сетецентрический подход»….…...25 1.2.1 Концепция сетецентрического подхода в управлении…………….….25 1.2.2. Совершенствование управления местным гарнизоном пожарной охраны на основе сетецентрического подхода…………..………….....27 1.2.3. Информационные средства, которые могут составить техническую основу предлагаемой системы управления……….…….33 Вывод по 1 главе…....………………………………………………………………42 Глава 2. Анализ состояния управления местным гарнизоном пожарной охраны городского округа Тольятти…………………………………..........……44 2.1. Краткая характеристика городского округа Тольятти………………........44 2.2. Местный гарнизон пожарной охраны городского округа Тольятти……………………………………………………………..…...…..50 2.3. Оперативная обстановка с пожарами на территории городского округа Тольятти...…………………………………..………………….…….59 2.4. Организационная структура управления Тольяттинским гарнизоном пожарной охраны…………………………………….......……66 2.5. План привлечения сил и средств местного гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно- -спасательных работ на территории городского округа Тольятти………67 2.5.1. Анализ состояния и возможностей управления силами, предназначенными для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на территории городского округа Тольятти...…..72 Вывод по 2 главе……………………………………………………………………76 Глава 3. Применение новой парадигмы к управлению местным гарнизоном пожарной охраны городского округа Тольятти…………………...77 3.1. Система управления местным гарнизоном пожарной охраны на основе «сетецентрического подхода»……………………………...….77 3.2. Применение новых информационных технологий в управлении местным гарнизоном пожарной охраны на территории городского округа Тольятти………………...…………………………………….....….94 3.3. Экономическое обоснование органа управления предлагаемой структуры Центр оперативного управления гарнизона……….…….…106 Вывод по 3 главе…………………………………………………………………..110 Заключение ………………………………………………………………………112 Список литературы……………… ……………………………………………...114 Приложения.... ……………………………………………………………….....…119 . Обозначения и сокращения АСФ – аварийно-спасательное формирование; АСУ – автоматизированная система управления: АСУСПО - автоматизированная система управления силами пожарной охраны; АРМ – автоматизированное рабочее место: Г.о. – городской округ; ГПП – главные понизительные подстанции; ГПС – государственная противопожарная служба; КЧСиПБ – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; ЛВС – локально-вычислительные сети; МГПО - местный гарнизон пожарной охраны; МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; НК – начальник караула; НСУ – нештатная служба управления; ОСУ – организационная структура управления; ОУ – орган управления; ПЧ – пожарная часть; СБД – сетецентрическое управление: СУ- система управления; СЖ – службы жизнеобеспечения; ЦОУГ – центр оперативного управления гарнизоном Введение Актуальность исследования. Совершенствование организационной структуры и поиск наиболее рациональной группировки сил, обеспечивающих пожарную безопасность нашей страны — одна из узловых проблем, стоящих перед пожарной наукой в ближайшей перспективе. Среди множества факторов, определяющих эффективность деятельности органов Государственной противопожарной службы по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности, одно из первых мест занимает организация управления. Не случайно, на торжественном мероприятии, посвященном 15-летнему юбилею Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что «… качественное управление – это реальный путь к снижению последствий природных и техногенных катастроф» [45]. В настоящее время такой подход к решению проблем обеспечения безопасности государства приобрел еще большую актуальность. Безусловно, это в полной мере относится и к проблеме обеспечения пожарной безопасности. Современный этап развития государства и общества, вступивших в «информационную эру», ставит перед пожарной охраной России задачу развития системы управления с целью существенного повышения ее эффективности и адаптации к реалиям сегодняшнего дня. А они таковы, что без согласованных и всесторонне подготовленных действий сил, обеспечивающих пожарную безопасность территорий в границах их ответственности, решение задачи борьбы с пожарами не может быть сколь-нибудь успешным. Обеспечение всесторонней интеграции, повышение уровня взаимодействия, а также достижение синергетического эффекта за счет реализации принципов новых сетецентрических концепций и интеграции систем управления, связи, владения оперативной пожарной обстановки в режиме реального времени, профилактики и тушения пожаров могут стать перспективными и приоритетными направлениями повышения эффективности системы обеспечения пожарной безопасности России, вступившей в «информационную эру». Совершенствование организационных систем органов управления в соответствии с концепцией «сетецентрического подхода» позволит повысить качество управления за счет решения следующих проблем: а) Повышение оперативности работы органов управления по руководству разнородными силами, обеспечивающими пожарную безопасность местного гарнизона пожарной охраны. б) Обеспечение оптимальности управления. в). Обеспечение непрерывности управления. Цель исследования. Разработка обоснованного применения «сетецентрического подхода» в управлении местным гарнизоном пожарной охраны городского округа Тольятти по совершенствованию систем и органов управления. Для достижения поставленной цели необходимо выявить объем управленческих задач по обеспечению пожарной безопасности гарнизона. Для этого необходимо: а) Раскрыть теоретические основы управления местным гарнизоном пожарной охраны: - раскрыть содержание управления, требования к управлению и принципы управления на основе местного гарнизона пожарной охраны; - исследовать целесообразность применения в интересах совершенствования управления местным гарнизоном пожарной охраны сетецентрического подхода; - исследовать общую структурную схему и главные характеристики системы управления; - раскрыть содержание органа управления как основы системы управления местным гарнизоном и выработать рекомендации по его совершенствованию с учетом реализации сетецентрического подхода. б) Проанализировать существующее состояние управления местным гарнизоном пожарной охраны и на этой основе определить основные направления его совершенствования: - проанализировать состояние оперативной обстановки, в которых осуществляется управление местным гарнизоном пожарной охраны, и выявить проблемные стороны, требующие совершенствования управления гарнизоном; - раскрыть содержание гарнизонной службы с учетом новых управленческих задач по обеспечению пожарной безопасности гарнизона в соответствии с приказом МЧС России от 05 мая 2008 года №240 (в редакции от 04.04.2013г.) «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и возможности органа управления гарнизона по их реализации; - оценить укомплектованность, обеспеченность, степень профессиональной подготовки и возможности органов управления Тольяттинского гарнизона пожарной охраны по управлению разнородными силами гарнизона, привлекаемыми к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами; - оценить качество взаимодействие Тольяттинского гарнизона пожарной охраны с органами местного самоуправления городского округа Тольятти (мэрия городского округа Тольятти); в) Предложить вариант совершенствования управления местным гарнизоном пожарной охраны на основе «сетецентрического подхода» в современных условиях. Объектом исследования является деятельность местного гарнизона пожарной охраны городского округа Тольятти по обеспечению пожарной безопасности. Предметом исследования - система управление местным гарнизоном пожарной охраны на основе «сетецентрического подхода». Новизна магистерской диссертации заключается в том, что научная задача исследования вопроса совершенствования управления местным гарнизоном пожарной охраны в современных условиях пожарной обстановки и разработки теоретического подхода к организационному проектированию управленческих структур местного гарнизона пожарной охраны на основе «сетецентрического подхода» ставится впервые. Научная и практическая значимость работы. Выработка рекомендаций по практическому применению «сетецентрического подхода» в управлении местным гарнизоном пожарной охраны городского округа Тольятти. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения; списка использованной литературы и приложений. Общий объем магистерской диссертации составляет 118 страниц, в том числе: 24 схемы, 10 таблиц, 3 приложений и список литературы из 47 наименований. Исследование проведено применительно к условиям местного гарнизона пожарной охраны городского округа Тольятти. Апробация работы. По тематике исследования опубликовано 2 статьи в сборниках III-й научно-практической конференции «Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации» - «Управление местным гарнизоном пожарной охраны на основе современной парадигмы управления» (стр.115…117) и 3-й международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Проблемы техносферной безопасности - 2014» (стр.254…256). Глава 1. Теоретические основы управления местным гарнизоном пожарной охраны на основе новой парадигмы управления 1.1. Управление местным гарнизоном пожарной охраны. Основные понятия, законы, принципы, методы и организационные структуры управления В настоящее время остро стоит вопрос о повышении эффективности управления в области обеспечения пожарной безопасности. Пути достижения этого многообразны: улучшение организационной структуры систем управления, развитие и внедрение высокоэффективных технических средств управления, развитие организационных форм и методов работы аппаратов управления и др. В успешном решении задач по всем этим направлениям первостепенное значение имеет разработка вопросов теории управления силами пожарной охраны и своевременная реализация достигнутых результатов на практике. «Для нас теория есть обоснование принимаемых действий для уверенности в них…» [20]. Основу любой теории, в том числе и в теории управления силами пожарной охраны составляет система категорий и понятий. 1.1.1 . Основные категории и понятия в теории управления силами пожарной охраны К узловым, опорным категориям теории управления силами пожарной охраны можно отнести сущность и содержание управления силами пожарной охраны, систему законов, принципов и методов управления, определяющих тип организационной структуры органа управления, систему управления силами пожарной охраны и ее основные элементы (органы и пункты управления, система связи, автоматизированные и специальные системы), автоматизация управления силами пожарной охраны, научную организацию управленческого труда. Исследование понятия «управление» свидетельствует о многогранности в его трактовках. Одно из определений, автором которого является В.И. Кнорринг гласит, что управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития. Таким образом управление предполагает наличие двух взаимодействующих элементов: управляющего – субъекта управления, и управляемого – объекта управления. Причем субъект управления направляет свои управляющие воздействия на получение конкретного запланированного результата. Субъект управления - лицо, принимающее решение и несущее персональную ответственность за его реализацию. Объект управления – все, находящееся под управленческим воздействием субъекта управления. Поэтому под управлением целесообразно понимать непрерывное и целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью упорядочения его деятельности в интересах получения значимого для субъекта управления результата. Взаимосвязь между субъектом и объектом управления осуществляется по каналам прямой (от субъекта к объекту управления) и обратной (от объекта к субъекту управления) связей. По каналу прямой связи от органа управления субъекта управления к подчиненным поступает распорядительная информация (сигналы, команды, приказы, распоряжения). По каналу обратной связи от подчиненных в орган управления идет информация (доклады и донесения и состоянии дел, о ходе выполнения поставленных задач, плановых и других мероприятий, о получении и выполнении команд и пр.) В гарнизоне пожарной охраны субъект управления – начальник гарнизона, объект управления – это совокупность расположенных на определенной территории (в границах гарнизона) органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ [3]. С учетом этого, развивая приведенное общее исходное понятие управления до частного, можно определить, что управление гарнизоном пожарной охраны заключается в целенаправленной деятельности руководства гарнизона по поддержанию сил, участвующих в обеспечении пожарной безопасности гарнизона в постоянной готовности, подготовке их к действиям по предназначению и руководству ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Как отмечал В.И. Кнорринг, управление – это непрерывный и целенаправленный процесс, сущностью которого является деятельность по реализации управленческих действий – функций. Причем эффективность управления обусловливается степенью упорядоченности процесса управления, которая в свою очередь зависит от применяемой методики. Содержание методики определяется избранным методом работы руководителя. Поэтому начальник местного гарнизона, реализуя свои решения по вопросам обеспечения пожарной безопасности гарнизона, должен применять наиболее рациональную, отвечающую существующей информационной эпохе и сложившейся тактической обстановке, последовательность действий и структуру управления. Исходя из того, что эффективность и качество управления зависят от избранной организационной структуры управления, оцениваем организационную структуру гарнизона пожарной охраны. Как и любая другая достаточно сложная организация, местный гарнизон пожарной охраны (далее – МГПО) выстроен по иерархическому принципу. Сам по себе этот тип организации не может считаться «хорошим» или «плохим», а только адекватным либо неадекватным по отношению к решаемым задачам. Особенность иерархических построений заключается в их адаптации в соответствии с жесткими требованиями к качеству и непрерывности связи в управленческом пространстве. В подобных структурах передача информации между командными инстанциями должна осуществляться по вертикали вверх и вниз. К особенностями организации применительно к структуре МГПО могут быть отнесены: - смешанность структуры: иерархичность государственной противопожарной службы (далее – ГПС), как системообразующей основы МГПО, сочетающейся с совокупностью не входящих в иерархию ГПС разнородных элементов, которые могут быть привлечены к профилактике пожаров, их тушению и проведению аварийно-спасательных работ, дислоцирующиеся в границах МГПО; - самостоятельность элементов системы, неинтегрированных в систему МГПО, что является главной причиной низкого качества управления деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), связанных с пожарами в границах гарнизона; - низкая скорость прохождения информации как по структуре самой иерархии ГПС, так и самостоятельным элементам гарнизона, то есть замедленная реакция на управляющие воздействия и на данные обратной связи; - потеря информации как внутри иерархической структуры, так и в остальных, слабо интегрированных в МГПО, элементах, что приводит к потере управляемости как некоторых элементов системы, так и всей системы в целом из-за частичной или полной потери обратной связи от более низких уровней организации. На этой основе могут быть сформулированы некоторые основные причины недостаточной эффективности управления силами МГПО: - существующая система управления силами МГПО ориентирована на «вертикальные» связи, где информационные потоки без надлежащей степени обработки циркулируют преимущественно в «подсистемах-стволах» разнородных сил, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с пожарами в границах гарнизона, замыкающихся на систему управления соответствующего гарнизона; - доведение информации до исполнителей осуществляется со значительным опозданием, что оказывает негативное влияние на выработку и принятие решений на применение сил МГПО в конкретной ситуации; - значительная часть поступающих в адрес руководства и органа управления устаревает, не вызвав адекватной реакции персонала аппарата управления и не производя должного влияния на управленческие решения, которые формируются; - силы и средства сбора и обработки пожарно-оперативной информации «подсистем-стволов», решающие задачи внутреннего информационного обеспечения информационно и технически не связаны между собой, ввиду чего отсутствует возможность комплексной обработки информации и ее доведения в автоматизированном режиме до руководства и органа управления, что приводит к задержкам, неполному ее использованию и снижению ее достоверности. Исследование практического опыта управления системами, где налажено устойчивое сетевое взаимодействие органов управления на основе информационно-коммуникационных систем, показывает, что существенное повышение качества управления силами МГПО возможно за счет внедрения подобных систем. 1.1.2. Законы, принципы, методы управления, реализуемые в управлении местным гарнизоном пожарной охраны Управление представляет упорядоченную реализацию управленческих действий: - сбор, хранение, обработку и передачу информации. - разработку и принятие управленческих решений. - выработку управляющих воздействий и выдачу их объекту управления. - контроль исполнения принятых решений. Реализация управленческих действий опирается на систему управления – организационно-техническую основу управления, представляющую собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов управления, специально оборудованных рабочих мест органов управления, технических средств обеспечения управления Управление предполагает наличие трех основных составляющих его компонентов: теоретического, организационного и технологического. Теоретическая составляющая управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, составляющих содержание управления и позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей организаций. Выбор типа организационной структуры, что целесообразно осуществлять с учетом законов и принципов теории управления и теории организации. Заявленной цели наиболее отвечает следующая их система (рисунок 1). Закон зависимости эффективности борьбы с пожарами от соответствия форм и способов действий целям (задачам) и условиям обстановки гласит о необходимости учета условий пожарной обстановки при определении организационных структур органов управления силами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, связанных с пожарами, а также учета специфики их функциональной деятельности. Закон зависимости организационных форм и методов управления от структуры организации требует при создании органа управления учета структуры сил гарнизона, привлекающихся к профилактике и ликвидации ЧС, связанных с пожарами и специфики их деятельности. Закон информированности - упорядоченности - функциональный закон. Этот закон утверждает, что, чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность ее успешного функционирования. Практическая значимость этого закона при формировании структур управления состоит в том, что он требует наличия в составе аппарата управления органа, способного своевременно обеспечивать начальника гарнизона достоверной оперативной информацией о пожарной обстановке в гарнизоне. Закон своеобразия гласит: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. В практике проектирования организационных структур пожарной охраны этот закон выражает необходимость создания органа управления пожарного отряда – основы управления местным гарнизоном пожарной охраны, отличного от органа управления типового пожарного отряда. Закон синергии - структурный закон. Он гласит, что потенциал и возможности органа управления как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой. На практике это выражается в необходимости четкого согласования усилий всех разнородных сил и средств, участвующих в профилактике и ликвидации ЧС, связанных с пожарами и сосредоточения управления ими в руках руководителя-единоначальника. Закон композиции и пропорциональности – структурный закон. Он гласит о том, что каждая система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре элементы, находящиеся в заданной пропорции. Например, при раздутых штатах сотрудники не полностью заняты делом и зачастую даже мешают друг другу. В то же время при нехватке персонала орган управления бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Отсутствие в аппарате органа управления гарнизоном сотрудников, обладающих специальной, нередко узкоспециальной, квалификацией снижает эффективность управления гарнизоном, что негативно отражается на качестве деятельности по обеспечению безопасности гарнизона. Этот закон требует ответственно относиться к подбору персонала управления, обусловливает нецелесообразность наличия в составе органа управления сотрудников, не имеющих целевой квалификации, а также нештатных сотрудников. Рисунок 1. Система законов, закономерностей и принципов теории управления Реализация законов осуществляется в форме принципов управления, представляющих собой наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться в практической деятельности руководителей и органов управления на всех уровнях руководства пожарной охраны. Вытекая из законов, принципы управления сознательно формулируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. То есть принципы, по существу, являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления и управленческой практикой. Принципы могут быть общие, частные, организационно-технологические. Принцип научности в управлении гарнизоном ориентирует на научные подходы к решению проблем управления, на комплексное применение принципов управления. Научность управления выражается в глубоком понимании руководством гарнизона складывающейся обстановки, в принятии оптимальных решений, научной организации управленческого труда и применении наиболее эффективных методов управления. Научность управления предполагает необходимость прогноза развития пожарной обстановки в границах гарнизона, который должен опираться на достоверную информацию, всесторонний и точный расчет с помощью современных методов моделирования и прогнозирования. Принцип прогнозирования находится в неразрывной связи с принципом научного руководства, он дополняет и обогащает его. Правильный прогноз немыслим без точных расчетов, хорошо налаженной системы сбора данных об обстановке, особенно в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Сочетанием этих принципов обусловливается необходимость наличия в аппарате управления органа, квалифицированно осуществляющего информационное обеспечение управленческой деятельности начальника гарнизона и выработку прогноза развития пожарной обстановки в гарнизоне. Принцип объективности является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей и исходить из реального состояния и положения сил, обеспечивающих пожарную безопасность гарнизона, что также обусловливается наличием своевременной и достоверной информации. Принцип конечно-целевой направленности требует выбора конкретных способов и форм действий для успешного достижения поставленных целей управления. Конечная цель должна всегда находиться в центре внимания субъекта управления, ее достижение служит мерилом качества и эффективности выполняемой управленческой работы. Выбор оптимальных способов и формы действий начальник гарнизона, как правило, выбирает на основе предложений, подготовленных сотрудниками аппарата управления. Принцип проблемной ориентации требует определения ключевой проблемы и сосредоточения внимания на ее решении. Для этого необходимо составить характеристику проблем, соизмерить их по масштабу, глубине, неотложности (последовательности) решения. Этот принцип управления дает возможность определить сильные и слабые звенья в управляемом объекте, выявить основные направления совершенствования управления, определить последовательность выполнения задач. Как правило, такие данные также готовит ориентированный на это орган аппарата управления. Ввиду того, что управление подразделением должно осуществляться в рамках правового поля государства, оно должно придерживаться принципа правовой упорядоченности. Этот принцип требует приведения в соответствие с законами государства и требованиями отрасли целей, функций и задач, решаемых силами, привлекаемыми к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Процессуальные принципы (принципы, отражающие специфику управленческой деятельности в области обеспечения пожарной безопасности) характеризуют правила самого процесса управления, отражающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и задач управленческой деятельности органов, обеспечивающих пожарную безопасность при формировании и реализации управленческих функций и обеспечении собственной живучести. Основу формирования органа управления составляет опора на структурно-функциональные принципы. Эти принципы непосредственно отражают практику формирования структуры органа управления. Принцип единства государственного и отраслевого руководства напрямую связан с принципом правовой упорядоченности. В своей совокупности они обусловливают необходимость соответствия содержания, форм и методов управления законодательным и нормативным государственным и отраслевым требованиям. Такой подход к управлению должен сопровождаться соответствующим юридическим обеспечением. Принцип единоначалия сочетается с принципом личной ответственности. Он является важнейшим организационным принципом управления силами пожарной охраны на всех уровнях. Принцип единоначалия находится в прямой связи с организационным принципом соответствия распорядительства и подчинения, который гласит, что у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Это сочетание должно быть обязательно отражено в организационной структуре органа управления. При этом следует учитывать, что единоначалие и коллегиальность выступают вместе в диалектическом единстве при ведущей роли руководителя – единоначальника. В управлении группировками сил пожарной охраны нередко возникает необходимость обеспечения вышестоящей инстанции возможности в короткие сроки принять решение и направить все усилия сил МГПО на достижение поставленной цели, подчинить их действия единому замыслу и плану. Это достигается путем централизации управления. Такое управление позволяет начальнику гарнизона пожарной охраны в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия сил МГПО, быстро перераспределять их с одного направления на другое, контролировать любую ситуацию и при необходимости замыкать на себя любую инстанцию управления. При этом наиболее полно используются высокая компетентность, осведомленность и практический опыт органа и аппарата управления, их возможности в принятии обоснованных решений и в решительном проведении их в жизнь. Вместе с тем, подчиненным должна быть предоставлена возможность проявления широкой инициативы и творчества при решении поставленных им задач. Они должны иметь возможность принимать решения и ставить задачи подчиненным не только по указаниям вышестоящего руководства, но и самостоятельно, с соблюдением установленных требований. Следовательно, при формировании органа управления гарнизона пожарной охраны в его структуре должны быть заложены механизмы централизации и децентрализации. Как показывает опыт, на практике это находит выражение распределении функций между сотрудниками или группами сотрудников органа и аппарата управления. Такое распределение дает возможность исключить дублирование в решении одних и тех же задач, значительно сократить потоки информации, циркулирующие в системе, и повысить оперативность управления. Принцип твердости и настойчивости в реализации принятых решений (планов) находится в тесной связи с принципом оперативного и гибкого реагирования на изменения обстановки. Оба этих принципа лежат в основе практической деятельности начальника и органов управления по управлению гарнизоном. Успешное сочетание твердости и гибкости в управления гарнизоном возможно лишь при условии постоянного знания обстановки, точного ее прогнозирования, объективного анализа, правильно сделанных и обоснованных выводов для решения, что предполагает наличие в составе аппарата управления информационно-аналитического органа. Таким образом, принципы управления силами, предназначенными для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами должны использоваться творчески, в зависимости от конкретно складывающейся обстановки. Комплексное применение принципов управления, в конечном итоге, и обеспечивает создание оптимальной управленческой структуры и успех управления. На практике реализация в управлении гарнизоном пожарной охраны перечисленных принципов обусловливает обязательное наличие в составе аппарата управления структурных компонентов, осуществляющих сбор и обработку управленческой информации, оценку текущей пожарной обстановки в границах гарнизона и прогнозирование (причем постоянное) ее развития с последующим представлением начальнику гарнизона обобщенной управленческой информации об обстановке, доводить до подчиненных сил и средств задачи начальника гарнизона и контролировать их выполнение. Организационная составляющая управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. В рамках организационной составляющей разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций. Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления. Таким образом, в рамках новой парадигмы управления понятие автоматизированной системы управления силами пожарной охраны (далее - АСУСПО) приобретает качественное новое содержание, основу которого составляет управление обеспечением пожарной безопасности на основе единого информационно-коммуникационного пространства. Как показывает практический опыт, техническую основу такого подхода должен составлять информационно-управленческий комплекс, в котором должны быть: - система информирования об оперативной пожарной обстановке и объектах, находящихся в критически пожароопасном состоянии в зоне ответственности (о возможности или факте возникновения пожара в режиме реального времени) на основе автоматизированных информационных систем (датчиков, сигнализаторов и пр.) и радиотелефонного диспетчерского комплекса "Луч"; - цифровые средства связи; - система обмена информацией на основе интернет- технологий; - информационно-навигационные системы на базе спутниковой системы ГЛОНАСС. В рамках новой парадигмы управления все перечисленные средства объединяются общим понятием сетецентрическая система. 1.1.3. Организационная структура управления силами местного гарнизона пожарной охраны При формировании структуры органа управления следует исходить из того, что ее тип определяется ситуационными факторами. Ситуационные факторы предопределяют тип структуры управления, на которую следует ориентироваться в конкретных условиях организации. Однако параметры структуры управления организацией зависят от форм разделения управленческих работ, уровня централизации и децентрализации, механизмов координации. По характеру структурных связей между органами управления субъекта и объекта выделяются следующие основные виды структур управления: линейная (элементарная), сложная линейная, функциональная и линейно-штабная структура управления, а также их разновидности. Опыт свидетельствует, что в рассматриваемых нами условиях руководитель (начальн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: