VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы формирования универсальных учебных действий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000389
Тема: Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
Содержание
     Содержание

Введение…………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий…………………………………………………………………

7
    1.1 Универсальные учебные действия: определение, функции, классификация………………………………………………………….

7
    1.2 Роль и место моделирования в условиях Федерального государственного образовательного стандарта ………………………

17
    1.3   Универсальные учебные действия на уроках ОБЖ………..
26
2  Экспериментальная часть……………………………………………
37
    2.1 Констатирующий этап…………………………………………
37
    2.2 Формирующее исследование………………………………….
44
    2.3 Контрольный этап……………………………………………...
51
Заключение………………………………………………………………
58
Список использованных источников и литературы…………………..
60
Приложения …………………………………………………………….
67




     
Введение
     
     Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически усваивать их) и личностные возможности и интересы учащихся в процессе реализации системно-деятельностного подхода. Введение государственных стандартов общего образования предполагает и разработку педагогических технологий их достижения.
     Моделирование является сложной деятельностью, в которой выделяются следующие составляющие: 
     – предварительный анализ материала; 
     – перевод реальности или текста, её описывающего, на знаково-символический язык; 
     – работа с моделью или её преобразование; 
     – соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. 
     Каждая из этих составляющих имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны стать предметом усвоения учащихся к окончанию школы [25].
     Сегодня в педагогике и психологии всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД), имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. 
     Проблема формирования и развития общеучебных умений учащихся рассматривается в работах Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.
     По определению А.Г. Асмолова, в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [13].
     Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для реализации следующих целей:
     – построения модели ориентировочной основы умственного действия;
     – как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений; 
     – для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия; 
     – для лучшего запоминания учебного материала. 
     Обозначенная актуальность определяет противоречие, которое связано с решением задач развития универсальных учебных действий у школьников и недостаточностью использования современных методов, в частности моделирования, на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Возникает проблема: каковы приемы моделирования для формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках ОБЖ. В соответствие с этим была сформулирована тема работы «Моделирование как универсальное учебное действие в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности»
     Цель исследования: теоретически определить и практически проверить эффективность применения моделирования как универсального учебного действия у школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
     Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий школьников при обучении основам безопасности жизнедеятельности. 
     Предмет исследования: метод моделирования при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
     В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование универсальных учебных действий при обучении основам безопасности жизнедеятельности будет более успешным, если использовать метод моделирования.
     Цель и гипотеза определили постановку основных задач: 
     1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий.
     2. Определить роль и место моделирования в условиях ФГОС.
     3. Проанализировать универсальные учебные действия на уроках ОБЖ.
     4. Экспериментально проверить эффективность применения метода моделирования в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
     Методологическая база исследования: теории содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B.C. Леднев и др.); концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов и др.).
     Методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического материала. 
     Методы эмпирического уровня: анкетирование, количественная и качественная обработка результатов, статистические методы, обобщение эмпирического материала. 
     Работа над исследованием проводилась в несколько этапов.
     Первый этап (апрель-май 2014) – анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 
     Второй этап (октябрь-ноябрь 2015 г.) – проведение экспериментальной работы по выявлению эффективности использования моделирования в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
     Третий этап (декабрь 2015 г.) – оформление выводов исследования. 
     Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обосновании эффективности использования моделирования в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
     Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников (55 наименований), 3 приложений. Общий объем работы составляет 66 страниц машинописного текста.
     
     
     
     
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий
     
     
     1.1 Универсальные учебные действия: определение, функции, классификация
     
     За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. Сегодня появилось понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. 
     В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для этого учитель должен создать условия, в которых стало бы возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности [32].
     В основной школе главным результатом образования становится формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности не только учебного, но и социально-творческого характера, подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории, приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей. Приоритетная задача старшей школы как завершающего этапа общего образования является подготовка выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности.
     Неотъемлемой основой этой готовности выступает не только овладение основами наук, но и приобретение опыта программирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности [31].
     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
     Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [43].
     Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
     1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
     2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
     3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
     Спектр универсальных учебных действий достаточно обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в реализации деятельностного подхода в образовании – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования [44].
     Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения учитывает цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.
     Функции универсальных учебных действий включают:
     – обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
     – создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
     – обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [16].
     Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса.
     Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
     Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов [46]. 
     Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
     Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью.
     Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 
     – познавательные и учебные мотивы;
     – учебную цель;
     – учебную задачу;
     – учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [24].
     Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности; с этапами процесса усвоения; с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно [24].
     Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов.
     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 
     1) личностный; 
     2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
     3) познавательный; 
     4) коммуникативный.
     Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.
     Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
     – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
     – планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
     – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
     – контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
     – коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия;
     – оценка – осознание уровня и качества усвоения;
     – саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
     Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
     Общеучебные универсальные действия:
     – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
     – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
     – структурирование знаний;
     – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
     – выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
     – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [45].
     Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
     Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
     Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
     Преобразование модели с целью выявления общих законов.
     Логические универсальные действия:
     – анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
     – синтез – составление целого из частей;
     – сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;
     – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
     – подведение под понятие, выведение следствий;
     – установление причинно-следственных связей;
     – построение логической цепи рассуждений;
     – доказательство;
     – выдвижение гипотез и их обоснование [53].
     Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.
     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
     К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи [16].
     С точки зрения информационной деятельности знаково-символические УУД являются системообразующими для всех остальных видов УУД, поскольку все они, в той или иной мере, обращаются к информационным, знаково-символическим моделям.
     



Регулятивные
УД
Познавательные
УД
Коммуникативные
УД
Личностные
УД
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
В блоке  познавательных учебных действий выделяют

Коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информа-цию от партнеров по общению. Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуника-тивных действий, осно-ванных на высокой тео-ретической и практичес-кой подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности. 
целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование - определение пос-ледовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий;
прогнозирование – 
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
общеучебные действия, включая знаково-символические,  логические, действия постановки и решения проблем.
В их число   входят:
* самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
* поиск и выделение информации;
* применение методов инф.поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
* знаково-символичес-кие действия, включая моделирование;
* умение структуриро-вать знания;
* умение  строить речевое высказывание;
* выбор наиболее эффективных способов решения задач;
* рефлексия способов и условий действий; 
контроль и оценка процесса и результатов действия;
Классификация коммуникативных умений:
- Приемы информации: слушать, читать, получать числовую информацию, получать графическую информацию, читать жесты и позы, читать мимику лица и моторику тела, различать интонацию.
- Передача информации:
-говорить, писать, переда-вать числовую информа-цию, передавать графичес-кую информацию, передавать информацию посредством жестов, передавать информацию посредством мимики и пантомимики, передавать информацию интонацией.
- Обработка информации: искать в традиционных источниках, в алфавитном каталоге, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях, искать в компьютерных источниках, 
Четыре основных компонента граж-данской идентичности:
* когнитивный - знание о принадлеж-ности к данной социальной общности;
требования:
знание основных и сторических событий, географии края, знание государственной символики, положений Конституции РФ, этнической принадлежности, ориентация в системе моральных норм, экологическое сознание.
* ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых;

Рисунок 1 – Схема видов универсальных учебных действий (Что это такое?) 
Регулятивные
УД
Познавательные
УД
Коммуникативные
УД
Личностные
УД
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.  
* смысловое чтение;
* выбор вида чтения в зависимости от цели; восприятие  текстов разных стилей;
* умение адекватно передавать содержание текста;
* составлять тексты различных жанров.
В число логических универсальных действий входят:
* анализ объектов с целью выделения признаков;
* синтез;
* выбор оснований и критериев для сравнения;
* классификация объектов;
* подведение под понятие;
* выделение следствий;
* установление  причинно-следственных связей; 
* построение логической цепи рассуждений, доказательств;
* выдвижение гипотез; их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 
в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных.Искать в других источниках: в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках.
-Переработка: на основе анализа, на основе синтеза. 
Коммуникативные 
 обеспечивают
* социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: 
* умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
* планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
* инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
* разрешение конфликтов;
* управление поведением партнера; 
 умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. 
требования:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории страны, к ее памятникам, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов страны и мира, уважение личности, ценностей семьи, потребность в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
– поведенческий - участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
требования:
участие в школьном самоуправлении, выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика, выполнение моральных норм в отношении взрослых людей  и своих сверстников, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы
Продолжение рисунка 1
     
     А.Г. Асмолов [45] предлагает следующую схему использования приемов формирования универсальных учебных действий (рисунок 2).
     
     
Приёмы формирования регулятивных УД 
Приёмы формирования познавательных УД
Приёмы формирования коммуникативных УД


 – Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
– Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
– Не вносить своих исправлений и своего мнения.
– Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
– Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
– Задавать  уточняющие вопросы автору, если оно было выражено непонятно для учеников.
– Создавать атмосферу добро-желательности и уважения в общении.
Листы самоконтро-ля и самооценки"
"Тетрадь открытий". Приемы и методы технологии ТРИИК 
"Дискуссия"
1. Система контрольных работ (направленная на формирование навыков самоконтроля и самооценки)
2. Метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова)
Приемы ТРКМЧП: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, прием Фиш-боун, карусель, мозговой штурм, перекрестная дискуссия, шесть шляп мышления, чтение с остановками, оценочное окно, прием "Верные-неверные утверждения", древо предсказа-ний, эссе, свободное письмо, исследовательская работа
Приемы технологии Французс-ких мастерских: символичес-кого видения, сравнения вер-сий, «Если бы...», самостоя-тельного конструирования определений понятий/вопросов, «ключевых слов», эвристическо-го исследования, смысловых ассоциаций, вживания, образ-ного видения, «Закончи пред-ложение», «Панель» 
приемы учебной деятельности: моделирование


Рисунок 2 – Схема конструктора приёмов, формирующих УУД (методический конструктор) (Как будем формировать?)
     Данный методический конструктор позволяет определить, с помощью каких приемов можно сформировать определенные универсальные учебные действия.
     Таким образом, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
     
     
     
     1.2 Роль и место моделирования в условиях Федерального государственного образовательного стандарта
     
     В современном мире постоянно идет поток информации, которые быстро устаревают. Поэтому нужно уметь разбираться и уметь использовать эту информацию правильно. Мы живем в условиях модернизации. Эти условия требуют перемен не только в экономике, но и сфере образования. Появление современного образовательного стандарта – это ответ на вызов времени. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов необходимо, чтобы учителя смогли овладеть всеми нововведениями в учебно-образовательном процессе и овладеть всеми компетенциями [35].
     ФГОС общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД) [46].
     Построение учебного процесса в современной школе меняет роли и характер взаимодействия его участников: ученик – активный субъект деятельности, учитель-организатор, помощник учебной деятельности. Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах сотрудничества (демократичность, открытость, альтернативность и т.д.) [12].
     В ходе введения ФГОС ООО каждому учителю необходимо осознать достижения обучающимися трех групп планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных), сформулированных не виде перечня знаний, умений и навыков, а виде формируемых способов деятельности. Педагогу необходимо уметь планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществить формирование результатов обучения. Это необходимость и определило изменения в структуре урока [47]. 
     В основе стандарта – каждый урок является деятельностным подходом к обучению. Поэтому, главная задача учителя – организовать деятельность ученика на уроке «научить учиться». Умения предметные нельзя сформулировать с помощь рассказа, их можно сформулировать, используя практические работы. По ФГОС практические работы непосредственно вписаны в содержание каждого урока [40]. 
     Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.
     Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей [14].
     Несмотря на то, что моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних времен, проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов, А.И. Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Ш. Фридман, Н.Г. Салмина и др.). 
     Е.А. Лодатко определяет моделирование как опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте [21]. 
     Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
     Все модели можно разбить на два больших класса: 
     1) модели предметные (материальные),
     2) модели знаковые (информационные). 
     Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. В процессе обучения широко используются такие модели: глобус (география), муляжи (биология, ОБЖ), модели кристаллических решеток (химия) и др.
      Информационная модель объекта – это его описание.
     Учащиеся часто не соотносят между собой теоретические знания об объекте исследования и его строением, свойствами, не могут по описанию составить «портрет» объекта, и наоборот. Путают понятия.
     Развивая навыки составления информационных моделей у обучающихся развиваются логическое мышление, умения выделять главное, сопоставлять данные, анализировать, делать выводы [10]. 
     Подлинное функциональное назначение модели – быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале. Воспроизводя внутренние отношения и свойства изучаемых объектов, модель тем самым выполняет еще и эвристическую функцию выделения всеобщих характеристик этих объектов.
     Моделирование применяется:
     – для мотивации учебной деятельности, 
     – при изучении нового материала, 
     – при проверке знаний, умений и их обобщения [1]. 
     Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. 
     Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний. 
     Эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.
     Но вот, к сожалению, электронные средства обучения с возможностями 3D-моделирования (трехмерного моделирования), применимые для курса ОБЖ, практически отсутствуют. Виртуальные модели (3D-модели) должны составлять основу комплексов дидактических материалов современных электронных средств обучения. 
     3D-моделирование (трехмерное моделирование) – это современная технология, позволяющая в точности воспроизвести реальный объект или некий прототип в виртуальном пространстве компьютера. При этом 3D-модель обладает всеми визуальными свойствами реального прототипа:
     – форма, 
     – цвет, 
     – фактура, 
     – освещение.
     Технологии 3D-моделирования, анимация и мультимедиа тесно связаны с термином «виртуальная реальность». 
     В научной и учебно-методической литературе авторы трактуют виртуальную реальность в различных вариантах. 
     Например, К. Юсупова считает, что «виртуальная реальность – это отличный от реального мир, созданный человеком, в который можно проникнуть и существовать в нём, испытывая весь спектр ощущений, знакомых или малознакомых нам в мире настоящем» [54].
     Л. и Э. Фон Швебер определяют виртуальную реальность «как то, что позволяет нам перемещаться в трёхмерном пространстве с шестью степенями свободы и обозревать его в реальном времени... Виртуальная реальность – по существу как бы имитация физической реальности» [52]. 
     С. Водолеев под виртуальной реальностью «понимает замену «стандартных» человеческих ощущений теми, что синтезируются специальным компьютером» [7]. 
     Виртуальная реальность (по П.Г. Катыс, Г.П. Катыс) – «это технология трехмерного информационного взаимодействия человека и компьютера, которая реализуется с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств» [15]. 
     Наиболее полную трактовку термина, на наш взгляд, дает В.С. Бабенко. Виртуальная реальность – «это некоторый искусственный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир технической системой, способной формировать соответственные совокупности стимулов в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле» [4].
     В.А. Челухин считает, что «с появлением компьютеров со значительным быстродействием процессоров и программного обеспечения, позволяющего создавать графические объекты высокого качества, все больше для целей исследования применяют информационно-виртуальное компьютерное моделирование. 
     Информационно-виртуальное компьютерное моделирование (по В.А. Челухину) – это создание виртуальной копии объекта, процесса или явления с помощью программного обеспечения. Эта виртуальная (абстрактная, созданная на экране монитора) модель может в масштабе отражать реальный объект и его составляющие. Посылая необходимую для исследования информацию на модель, можно проследить визуально, как это отражается на объекте [50]. 
     Одним из преимуществ использования в учебном процессе 3D-моделей является их интерактивность. Интерактивность понимается нами как возможность активного взаимодействия учеников и педагогов с виртуальной моделью, с передачей первым ощущений и восприятий реальной действительности. К примеру, в отличие от различных статических изображений 3D-модель мы можем рассмотреть в любой точке обзора, выполнить любые преобразования, приложив при этом минимум усилий. 
В школьном курсе ОБЖ содержится достаточное колич.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44