- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы библиотечного обслуживания людей с ограниченнными возможностями.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000783 |
Тема: | Теоретические основы библиотечного обслуживания людей с ограниченнными возможностями. |
Содержание
Библиотечно- информационное обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями ( На базе МБУК « ЦБС» Черноморская районная библиотека им. О. И. Корсовецкого и библиотек Крыма) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы библиотечного обслуживания людей с ограниченнными возможностями 1.1. Подходы к определению понятия «люди с ограниченными возможностями с исторической точки зрения . 13 30 1.2. Правовое обеспечение социальной защиты людей ограниченных возможностей физического здоровья. 52 1.3. Основные направления работы библиотек по социокультурной реабилитации людей с ограниченнми возможностями . Выводы к первой главе 67 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МБУК ЦБС ЧЕРНОМОРСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. О. И. КОРСОВЕЦКОГО И БИБЛИОТЕК КРЫМА 2.1. Общая характеристика МБУК ЦБС Черноморской районной библиотеки им. О. И. Корсовецкого ,библиотеки Гаспринского, библиотеки Франко. 70 2.2. Работа библиотеки МБУК ЦБС Черноморской районной библиотеки им. О. И. Корсовецкого с различными социальными группами людей ограниченных возможностей физического здоровья. 77 2.2.1. Индивидуальное обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями 133 2.2.2. Организация и технология информирования людей ограниченных возможностей физического здоровья в библиотеке 2.2.3. Проведение культурно-досуговой деятельности... ( Взять опыт другой крымской библиотеки!!!например франко) Выводы ко второй главе ГЛАВА 3. Технология работы с людьми ограниченных возможностей физического здоровья в публичных и специализированных библиотеках России 3.1. Профессиональная компетентность библиотекаря в работе с людьми ограниченных возможностей физического здоровья 3.2. Проблемы и перспективы развития библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями Выводы к третьей главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Подходы к определению понятия «люди с ограниченными возможностями с исторической точки зрения . Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами. На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни, травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с такими людьми. В современной России также происходят существенные изменения в отношении к людям с проблемами в развитии, что проявляется в активном поиске наиболее адекватной терминологии. Несмотря на то, что термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях», что предполагает достижение задач культурного развития, которые в условиях нормы решаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования [1, с. 63]. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В проекте «Закона о специальном образовании» этот термин определяет человека, имеющего «…физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [6, с. 7]. Сегодня данная категория людей может быть представлена следующим образом: 1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушением речи (логопаты); 4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5) дети с умственной отсталостью; 6) дети с задержкой психического развития; 7) дети с нарушением поведения и общения; 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) [4]. Н. М. Назарова, определяет данный термин следующим образом: «… это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [7, с. 13-14]. Н. Н. Малофеевым разработана периодизация, которая охватывает временной отрезок от IX в. до н.э. и до наших дней. Он выделяет следующие периоды отношения общества и государства к людям с проблемами в развитии: 1. «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи» (IX-VIII вв. до н.э. – XII в.). 2. «От призрения к осознанию возможности обучения» (XII в. – 70-80 гг. XVIII в.). 3. «От осознания возможности к осознанию необходимости обучения» (70-80 гг. XVIII в. – начало XX в.). 4. «От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования» (начало XX в. – 70-е гг.). 5. «От изоляции к интеграции» (70-е гг. ХX в. – по настоящее время). Условными рубежами данных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения к лицам с отклонениями в развитии. Эти изменения прослеживались в том, что если в античном мире такие дети обрекались на смерть, то с возникновением христианства начинает проявляться милосердное отношение к ним. Несмотря на негативное отношение к этим людям в XII-XVIII вв. происходит осмысление необходимости их обучения (первоначально это касается только лиц с сенсорными нарушениями). Только в XVIII веке осознается необходимость и целесообразность обучения глухих, слепых и умственно отсталых людей; в этот период происходит изменение статуса инвалидов, впервые принимаются нормативно-правовые акты и законы о введении специального образования. В 70-е гг. XX века человечеством осознана необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Это начало нового эволюционного этапа, когда в европейских государствах к «лицам с отклонениями в развитии» стали относится как к людям с проблемами, усиливая о них заботу государства. Современный период эволюции отношения западноевропейского общества и государства к лицам с особыми нуждами характеризуется несколькими противоречивыми тенденциями, проявляющимися в системе специального образования. С одной стороны, в обществе широко распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равенства и равноправия. С другой стороны, результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, начинает дискутироваться возможность, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей с особыми проблемами. С третьей – получают распространение поселения для инвалидов, рассматривающиеся как оптимальная модель организации их самостоятельной «взрослой» жизни в искусственно созданном микросоциуме. Например, Camphill movement объединяет более 70-ти таких поселений в 22 странах мира. Проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии находит отражение и в науке. Так, на протяжении многих лет первоначально в дефектологии, а на современном этапе развитии науки – в специальной педагогике, возникают серьезные противоречия в терминологическом аппарате. Например, в специально посвященном проблемам терминологии разделе доклада «Права человека и инвалидность» отмечено, что «… набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер» [5, с. 9]. Так, например, в испанском языке имеется множество слов, характеризующих людей с недостатками: minusvalidos, invalidos, impedidos, lisiados, incapacitados, paraliticos, mutilados, retrasados и т.д., и хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку, они иногда используются без всякого различия и нередко влекут за собой унижение достоинства человека. Таков, например, термин «инвалид», что по-испански означает «не имеющий ценности». Однако в настоящее время отмечается тенденция избегать указания на функциональные недостатки людей. Например, «слепые» называются «лицами, лишенными зрения». Во французском языке также отмечается подобная тенденция. Например, слово «aveugle» все чаще заменяется термином «non voyant» [5, с. 18]. Термин «Handicapped children» («аномальные дети»), указывающий на ненормальность, неполноценность, начал вытесняться термином «Children with Special Needs» («дети с особыми потребностями», или «дети с проблемами», или «дети с особенностями в развитии»), свидетельствующим о наличии каких-то проблем или потребностей у полноправного члена общества. В конце 70-х гг. английскими специалистами был предложен термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Сегодня этот термин употребляется практически во всех странах мира, где общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. В научном контексте данный термин ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами [2]. В настоящее время вышеуказанный термин вытесняет из широкого употребления словосочетания «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии». Таким образом, используемая на протяжении столетий терминология (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в отношении «нормальных» людей. Изменение отношения общества и государства к рассматриваемой категории людей, в последние десятилетия XX века оказалось столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики, что проявилось во введении и пропаганде новой лексики . Таким образом, в современном мире отсутствует единый подход к определению обобщающего понятия, раскрывающего сущность категории людей с теми или иными проблемами в развитии. В настоящее время мировая теория и практика все больше внимания уделяет определению понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в связи с распространением идей интегрированного образования. Именно этот термин наиболее употребим в современном Российском обществе, когда изменяется общественное сознание, обеспечивающее гуманное отношение к этим людям. 1.2. Правовое обеспечение социальной защиты людей ограниченных возможностей физического здоровья. Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие в рамках ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В неё не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав «всех людей без исключения». Затем последовало принятие в 1975 году Декларации прав инвалидов ООН. «Инвалиды, – говорится в ней, – каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение для защиты прав. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого члена данного общества. Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом, и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план под общим названием: «Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов», в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей: 1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества; 2) инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества; 3) необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на том, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций. В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: «Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)». В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX раздела Кодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилитации и обеспечения прав инвалидов. Дополнение в Кодекс вступило в силу с 1 июля 2001 г. Согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания. В Германии выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно: социальное страхование, компенсации и помощь. Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами: Об инвалидах 1974 года; Об единообразии мер по реабилитации 1974 года; О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года; О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года; Кодексом социального законодательства. В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения. Законодательной основой системы защиты прав инвалидов в Великобритании являются законы: О национальной помощи 1948 года; Об инвалидах 1986 года; О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года; О социальном обеспечении 1994 года; О недискриминации инвалидов 1995 года и др. Данные законы, наряду с конституционными правами, принципом равных прав инвалидов и неинвалидов, провозглашают права инвалидов на обучение и образование, более легкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, образованию и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностью обустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок. С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования. Одни страны настаивают на подписании всеобъемлющей конвенции, которая не только вновь подтвердила бы права, зафиксированные в уже существующих международно-правовых документах в области прав человека, но и явила бы собой шаг вперед и реально содействовала бы обеспечению инвалидам равных возможностей. Существует и другая точка зрения, согласно которой обеспечение прав инвалидов неразрывно связано с экономическими ресурсами страны их проживания. Ее сторонников беспокоит, что финансовое бремя, связанное с выполнением положений конвенции, оттолкнет от подписания этого документа правительства многих развивающихся стран, поддерживающие принцип равных возможностей, но не способные претворить его в жизнь. Уникальная отличительная черта разработки этой конвенции состоит в том, что процесс переговоров по ней является открытым, совещательным и доступным для всех инвалидов и их организаций, которые могут принять участие в работе над этим документом наравне с правительственными экспертами в ООН. Ключевая роль здесь принадлежит партнерству, причем как на этапе разработки правительствами своих предложений в отношении конвенции, так и на этапе их совместной работы над ее проектом. Изучению зарубежного опыта защиты прав инвалидов уделяется большое внимание в России. Так, бывший Уполномоченный по правам человека в РФ О.О. Миронов в своем специальном докладе отметил, что «изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых странах Европы, Азии, а также Канады и США, в которых положение инвалидов позволяет им максимально реализовывать возможность вести полноценную жизнь, обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития. Идея прав человека стала универсальной к концу второй мировой войны, когда практически весь мир объединился в борьбе против фашизма. Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав ООН был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. В 1948 году принята Всеобщая декларация прав человека, в 1966 году приняты два Пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,- эти три документа составили базу прав человека, вместе их еще называют Международный билль о правах. В 1950 году Совет Европы принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. При изучении данной темы, а также отдельных институтов необходимо учитывать изменения, внесенные в законодательство о правах инвалидов Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (далее – федеральный закон № 122), а также Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». При изучении нового законодательства необходимо обратить внимание на разграничение полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в том числе в области принятия нормативных актов по данным вопросам. В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и, прежде всего, через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно. Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов в настоящее время представляют собой нормативно закрепленные права инвалидов и соответствующие им обязанности государственных органов, общественных и благотворительных организаций, формы и методы их деятельности в этой сфере. Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности - типично для законодательства большинства зарубежных стран. В соответствии с Распоряжением Совета министров от 29 мая 2012 года №327-р «Об утверждении Плана мероприятий по поэтапному созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями в Автономной Республике Крым на 2012-2015 годы» и письма Министерства культуры Крыма от 21.11. 2012 г. №1848/15-03 в публичных библиотеках Автономной Республики Крым проводится определенная работа по развитию информационно-библиотечных услуг, формированию специализированных фондов литературы на различных носителях для людей с нарушением зрения. В теории государства и права под источником права понимается внешняя форма его выражения. Нормы права социальной защиты инвалидов содержатся как в правовых актах, регулирующих только вопросы правового статуса инвалидов (например, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» 1995 г.), так и в актах, относящихся к другим отраслям права. Источники права социальной защиты инвалидов классифицируются по следующим признакам: * юридическая сила; * сфера действия; * форма акта; * принявший орган; * правовой институт. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ, будучи актом высшей юридической силы, является основой всей совокупности нормативно-правовых актов о правах инвалидов. В Конституции РФ права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Центральным законодательным актом в системе нормативных актов о правах инвалидов является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон предусматривает регулирование государственной политики в области социальной защиты инвалидов - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Данный закон регулирует практически все аспекты правового статуса лиц с ограниченными возможностями. Особенностью нормативного регулирования прав инвалидов является наличие большого количества правовых актов, регулирующих отдельные институты (пенсии, реабилитация, трудоустройство инвалидов и т.д.), многие из которых (особенно ведомственные акты) приняты еще в СССР и не соответствуют положениям Конституции и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Существуют нормативно- правовые документы , определяющие условия, в которых производиться библиотечное обслуживание инвалидов (Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках ,принятый в 1994г.) В Конституции Российской Федерации права человека включены : Права первого поколения – личные (гражданские) и политические – это права, в реализацию которых государство не должно вмешиваться, более того, должно защищать от вмешательства в них других. Это так называемые свободы. Права второго поколения – экономические, социальные и культурные – им корреспондируют обязанности государства предпринять какие-либо действия для осуществления этих прав (праву на образование корреспондирует обязанность государства создать систему начального бесплатного образования, построить школы, училища и институты и т.п.). Совсем недавно в 20 веке стали говорить о правах третьего поколения –например, праве на благоприятную окружающую среду, праве на развитие, а также о более новых – праве на сон, на тишину, как четвертом поколении прав. С такой градацией прав человека по поколениям согласны не все, поскольку такое деление позволяет рассматривать отдельные права как более важные по отношению к другим. Противники такого деления считают, что все права по своей значимости эквивалентны друг другу, нет более главных или менее важных прав, важны все, и они равны. Права человека по своей природе индивидуальны. Если мы говорим о правах меньшинств (национальных, расовых, сексуальных и т.д.), имеем в виду, что это право конкретного человека, принадлежащего к тому или иному меньшинству. Правда в документах ООН есть одно не индивидуальное право, право на самоопределение народов. Отношения по защите прав человека развиваются в плоскости человек – государство, т.е. обязательства по соблюдению прав человека должно выполнять государство в лице своих органов и людей, его представляющих и, соответственно, нести за это ответственность. Такой точки зрения придерживается большинство специалистов в области прав человека, однако, есть и другое мнение. Права человека могут быть нарушены и другим человеком (например, сосед по подъезду шумит ночью, мешает спать другим жильцам). Данная точка зрения в настоящее время привлекает все больше внимания. 1.3. Основные направления работы библиотек по социокультурной реабилитации людей с ограниченнми возможностями . В последние годы в сфере библиотечного обслуживания инвалидов по зрению появилось понятие « свободный доступ к информации». Для людей с недостатками или отсутствием зрения ,обеспечения равных со зрячими читателями возможностями такого доступа- один из важнейших факторов информационного равноправия и одновременно один из наиболее сложно реализуемых, так как инвалидам по зрению недоступны печатные документы и они знакомятся с окружающим миром преимущественно посредством слухового и осязательного анализаторов. В тоже время во всем библиотечном мире России наметилась тенденция перехода на качественно новые принципы и методы работы, что связано с бурным развитием электронных коммуникаций, которые призваны существенно повысить эффективность всех сфер человеческой деятельности и обеспечить нам полноценное вхождение в информационное общество. Библиотеки традиционно взаимодействуют как друг с другом, так и с аналогичными зарубежными зарубежными учреждениями, при необходимости обмениваясь документами и информацией. В последние годы благодаря развитию новых информационных технологий это взаимодействие заметно активизировалось. Фонды снабжены разветвленным и хорошо и структурированным справочно- поисковым аппаратом- совокупностью различных ключей для доступа пользователей к отечественным и моровым ресурсам. Под библиотечным обслуживанием инвалидов понимается деятельность системы библиотек, направленная на полное удовлетворение потребностей людей с ограниченными возможностями в книгах и других источниках информации.(99. с. 132-136). Существует специальная терминология обозначения литературы для слепых- « документы, напечатанные по системе Брайля», «документы, напечатанные рельефно- точечным шрифтом», «издания, напечатанные крупным шрифтом», «плоскопечатная литература» ( т.е. обычные издания), «говорящие книги», «озвученная литература (т. е. фонограммы для слепых в записи на кассетах, грампластинках и т.д.)». В составе фондов библиотек для слепых есть рельефно- графические наглядные пособия. В последние годы в тифлобиблиотековедческой литературе все чаще применяется термин « литература специальных форматов», когда речь идет об изданиях для слепых. Для того, чтобы облегчить незрячим пользование литературой, приблизить обслуживание к месту проживания, учебы, отдыха и лечения, открываются пункты при предприятиях, где работают слепые и слабовидящие, при районных территориальных отделениях Всероссийского общества слепых ( ВОС), учреждениях социальной защиты, домах отдыха, санаториях, офтальмологических клиниках, а также школах- интернатах и дошкольных учреждениях для детей с нарушенным зрением. Социальная работа библиотек в российском обществе всегда была очевидна, но в настоящее время она еще более возрастает в связи со стремительным развитием информационных технологий. Библиотеки становятся главными центрами информации и коммуникации для людей с ограниченными возможностями. Возрастает роль публичных библиотек в адаптации жителей мегаполиса к сложным жизненным ситуациям. Возросла в последние годы и роль трех библиотек нашего учреждения в реабилитации этой категории населения посредством библиотечно-информационного обслуживания. Главная функция библиотечных учреждений – обеспечение доступности информации для всех категорий населения, в том числе для людей из социально-незащищенных групп и инвалидов. Доступность к информации в библиотеках этой категории читателей осуществляется на бесплатной основе. Основными задачами библиотек являются: 1. Изучение потребности в информации. 2. Формирование совокупного книжного фонда на различных носителях информации для людей с ограниченными возможностями. 3. Организация социального партнерства с социальными службами, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, занимающимися проблемами милосердия. 4. Создание центров духовного общения и культурного досуга в библиотеках для людей с ограниченными возможностями. 5. Разработка программ и проектов, методических пособий. 6. Развитие современных форм работы с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, – организация библиотечного обслуживания на дому. 7. Развитие материально-технической базы библиотек, адаптированной для обслуживания социально-незащищенных групп и инвалидов. При содействии муниципальной политики культурное лидерство, как правило, отдано библиотеке, которую иногда называют интеллектуальным сердцем города. Библиотечное сообщество в ряде городов России обретает свой гражданский голос и реальную силу в обслуживании людей с ограниченными возможностями. В этом процессе участвуют все социальные институты: семья, школа, детские сады, учреждения культуры, местные средства массовой информации, общественные организации. Выполнение реабилитационных и благотворительных функций – тоже приоритетные задачи библиотек. В библиотеках работают программы по обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Мировая тенденция в развитии библиотечного обслуживания этой категории идет по пути преодоления изоляции, к интеграции с другими слоями населения. Именно поэтому современная библиотека, будь то специальная или публичная, должна функционировать как мультимедийный информационный и социокультурный центр, в котором помощь и внимание со стороны библиотечных специалистов в учебной и досуговой деятельности должны получать на равных все категории населения, независимо от их физических возможностей и состояния здоровья. Любая форма инвалидности сужает возможности пользования библиотекой. Поэтому социально-реабилитационная функция должна присутствовать в структуре деятельности любой библиотеки, независимо от типа и ведомственной принадлежности. Задача библиотек, не относящихся к специальным, предусмотреть и реализовать набор услуг для людей с ограниченными возможностями, осуществлять свою деятельность в постоянной координации с библиотеками, по статусу предназначенных для особых категорий читателей (незрячие, слабослышащие и другие). Инвалидность – это в основном, социальная проблема. Социальная поддержка детей и их семей данной категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в международных правовых документах: 1. Всеобщая декларация прав человека. 2. Декларация о правах инвалидов 3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. 4. Конвенция о правах ребенка. Социокультурной функцией библиотек по праву считается сотрудничество с учреждениями образования, медицины, культуры, центрами реабилитации в пропаганде чтения и книги, использование библиотерапевтических возможностей в обслуживании населения. Социокультурная адаптация людей с ограниченными возможностями происходит путем их вовлечения в активную творческую деятельность библиотеки. Используемые культурно-досуговые формы оказывают значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации, на структуру общения, формы и способы организации жизни инвалидов и их семей. Основные направления социокультурной реабилитации: 1. Просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к людям с ограниченными возможностями, изменение межличностных и социальных отношений; 2. Досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей путем содержания наполнения свободного времени семей и детей с ограниченными возможностями; 3. Познавательное воздействие, ориентированное на приобретение знаний и информации; 4. Эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение мира по законам красоты. Наибольшее значение в разработке социокультурных технологий имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит восстановление и выравнивание возможностей этих групп населения в их социальном самоутверждении. Проведение мероприятий требует от сотрудников творческого подхода. Наряду с традиционными для библиотек мероприятиями – тематическими вечерами, выставками, обзорами, беседами стали проводиться интеллектуальные игры, шоу-викторины, литературные конкурсы. Изменилась методика проведения таких мероприятий. Стали использоваться элементы библиотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии. В библиотеках проводятся фольклорные праздники, рождественские встречи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: