VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы анализа тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000967
Тема: Теоретические основы анализа тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Содержание




























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5
1.1. Сущность тарифного регулирования и его цели
5
1.2. Таможенный тариф: цели, виды и принципы составления
8
1.3. Роль таможенного тарифа во внешнеэкономической политике государства

17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
21
2.1. Итоги работы таможенных органов РФ по взиманию таможенных платежей в 2014 году
21
2.2. Структура таможенных платежей по региональным таможенным управлениям
29
2.3. Таможенные тарифы в Таможенном Союзе как средство внешнеполитической деятельности

32
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
40





ВВЕДЕНИЕ

    Излишняя открытость внутреннего рынка для иностранных товаров с одной стороны, и, для неконтролируемого вывоза отечественного сырья и капиталов с другой, в первые годы реформ привела к тому, что к настоящему времени в отношении экспорта Россия может надолго получить статус сырьевого придатка мировой экономики, а в отношении импорта продолжать катастрофически зависеть от поставок товаров, и, прежде всего продовольствия. 
    Таможенно-тарифная политика, наряду с другими видами регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и импорта в частности, призвана способствовать стабилизации экономики и развитию ее потенциала. Анализ мероприятий, проводимых в области регулирования ВЭД в последнее десятилетие, показал, что в нашей стране отсутствует четко выработанная концепция развития внешнеторговой сферы, ориентированная на долгосрочную перспективу, о чем свидетельствует достаточно резкий перекос в сторону протекционизма. Таможенный тариф, как главный инструмент таможенно-тарифной политики, претерпевал постоянные изменения, в результате чего таможенная пошлина почти полностью потеряла свою экономическую сущность, превратившись лишь в инструмент добывания средств для государственного бюджета.
    О природе таможенной пошлины и ее роли в регулировании импортно-экспортных операций идут постоянные дискуссии. Свой вклад в развитие теоретических исследований в области международной торговли внесли такие ученые-экономисты как Д. Кейнс, П. Самуэльсон, Э. Хекшер, Д. Лейдлер, Б. Олин, Д. Калдор, Р. Нилд. Среди отечественных ученых можно отметить Д.И. Менделеева, С.Ю. Витте, а позже Б.Н. Габричидзе, А.П. Киреева, И.Н. Гречикову, А.Д. Ершова, А.С. Простова, Е.В. Балацкого и др.
    
    Целью исследования являетсярассмотрение теоретических подходов к сущности тарифного регулирования- одного из основных инструментов воздействия государства на внешнеторговые товаропотоки. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
    - исследование содержания, методов и инструментов государственного регулирования ВЭД, 
    - анализ основных направлений и целей реформирования таможенного тарифа,
    - определение экономической сущности таможенной пошлины, ее взаимосвязи с ценами и налогами, а также выделение ее роли в таможенной политике и системе таможенных платежей,
    - исследование механизма воздействия таможенной пошлины на благосостояние страны и разработка дополнений к факторам, оценивающим выгоды и потери от введения таможенной защиты.
    Предметом исследования являютсянаправления и принципы тарифного регулирования ВЭД.
    Объектами исследования выступает тарифное регулирование ВЭД
    Информационная база исследования представлена международными соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, аналитическими материалами и нормативными правовыми актами ФТС России, правовыми и нормативно-справочными материалами, монографиями, научными статьями и другими публикациями российских и зарубежных авторов. Значительный информационный и фактический материал получен на основе обработки публикаций в средствах массовой информации, а также материалов научно-практических конференций и информационных ресурсов сети Internet.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность тарифного регулирования и его цели
     
     Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – это совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
    Таможенно-тарифное регулирование -метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
    Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «О Едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» было установлено, что в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза.
     Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:
     - таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин;
     - таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
     - таможенные операции;
     - единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза.
     В условиях глобализации мировой экономики построение  элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:
     - Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ);
     - Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
     - Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
     - другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле) .
     С 1 января 2010  года, на единой таможенной территории Таможенного союза, вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, который утвержден решением Межгосударственного  Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 года № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 года № 130.
    Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
    С 28 августа 2013 года действует новая редакция единой ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2013 г. №54).
    Действующие ставкивывозныхтаможенных пошлинутвержденыПостановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2013 № 756.
     В соответствии с этими нормативными документами единый таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
     В Таможенном союзе создана и действует единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, осуществлен перенос всех видов контроля на внешний контур таможенного союза, во взаимной торговле отменены ранее действовавшие правила определения страны происхождения товаров, таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляется с использованием единых форм документов 
     С 1 сентября 2010 г.  начато распределение и зачисление сумм ввозных таможенных пошлин в соответствии с договорной правовой базой Таможенного союза.
     Таможенный союз предусматривает, в дополнение к беспошлинной торговле между государствами, применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в Таможенный союз. 
     Обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза  координирует единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза - Евразийская экономическая комиссия.
     Основными функциями  Евразийской экономической комиссии являются:
     -  принятие решений об изменении ставок единого таможенного тарифа;
     - утверждение перечня товаров, подлежащих нетарифному регулированию, например импортное лицензирование, запреты и ограничения на вывоз, квотирование импорта.
     К актам, определяющим единые меры таможенно-тарифного регулирования, относятся уже вступившие в силу:
     1) Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (вступило в силу с 1.01.2010 г.);
     2) Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года (вступило в силу с 1.07.2010 г.);
     3) Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года (вступило в силу с 1.07.2010 г.);
     4) Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года(вступило в силу с 1.01.2010 г.).
     В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании основными целями единого таможенного тарифа являются:
     1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза;
     2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза;
     3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;
     4) защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
     5) обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.
     
1.2. Таможенный тариф: цели, виды и принципы составления
     
     Распространенным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.
     Таможенный тариф выполняет две основные функции: протекционистская– защита национальных товаропроизводителей и фискальная – обеспечении поступления средств в доходную часть бюджета.
     Несмотря на то, что таможенно-тарифное регулирование относят к протекционистским, административным методам регулирования, его применение обусловлено рядом объективных причин:
    -  тарифы призваны защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией, а также молодые отрасли национальной экономики от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм.
    - тарифы позволяют стимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, а также это способствует улучшению состояния платёжного баланса страны по счёту текущих операций. В случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой оптимальный уровень ставки тарифа, который принесёт ей чистый выигрыш.
    - тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга и  решения отдельных проблем в области  внешней торговли.
     В результате введения тарифа возникает несколько экономических эффектов, среди них следует отметить следующие.
     1 Эффект доходов – объём увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор.
     2 Эффект передела – перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Исчисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержкам на производство дополнительного количества товара.
     3 Эффект защиты – экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами. По мере того как растёт защита внутреннего рынка с помощью тарифов, всё большее количество ресурсов, не предназначенных для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к наиболее высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. 
     4 Эффект потребления – возникает в результате сокращения потребления товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.
     Таможенный тариф строится таким образом, что уровень таможенных пошлин увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. В основе формирования таможенного тарифа лежат основные принципы:  эскалация ставок таможенных пошлин; эффективного тарифа.
     Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин предполагает повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической обработки продукции (таблица 3 ) [13].
     Таможенный тариф составляет основу формирования таможенной пошлины. 
     Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Ставки таможенных пошлин оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков
     Экономическая природа пошлины раскрывается в том, что с одной стороны она представляет форму косвенного налога и поступает в федеральный бюджет, с другой стороны - пошлина является формой цены и  имеет стоимостную основу.
     Основу таможенной  пошлины составляет разница между национальными или интернациональными издержками производства и реализации каждого конкретного товара, между национальными и мировыми ценами, выражающими эти издержки. Уровень ввозных пошлин бывает тем выше, чем больше разница между национальными или интернациональными издержками и ценами. Соответственно,  последствия введения импортных таможенных пошлин выражаются в  повышении цен на  импортируемый товар, реализуемый на внутреннем рынке; оказании  влияния  на доходы местных потребителей, производителей.
     Мировые цены формируются на базе низких издержек основных поставщиков соответствующих товаров. Для большинства производителей аналогичной продукции этот уровень издержек недостижим, и потому они нуждаются в защите государства. Соответственно, роль импортных таможенных пошлин можно представить  в таблице 1.
Таблица 1.1
Экономическая и торгово-политическая роль импортных таможенных пошлин
     
Экономическая роль таможенных пошлин
Торгово-политическая роль таможенных пошлин
Создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара

Защита определенных отраслей экономики от конкуренции иностранных товаров

Целенаправленное применение пошлин, государственное  стимулирование развития определенных отраслей
Использование в качестве рычага давления на конкурентов с целью  предоставления определенных уступок.
     
     Другое значение имеют экспортные пошлины. Экспортные пошлины взимаются с  энергоносителей и сырьевых товаров. Национальная стоимость таких товаров обычно ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен. 
     Пошлины как инструмент защиты национальной экономики или отдельных отраслей используются как развивающимися, так и развитыми странами. Таможенные пошлины направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Таможенные пошлины всегда являются объектом двусторонних и многосторонних переговоров.
     Таможенные пошлины выполняют три основные функции, которые аналогичны функциям таможенного тарифа и были рассмотрены выше. Таможенные пошлины классифицируются по ряду признаков (таблица 2) .
Таблица 1.2
Классификация таможенных пошлин
     
Признак классификации

Виды таможенных пошлин
1. Движения внешнеторговых товарных потоков 
(Объект обложения)

- ввозные;
- вывозные;
- транзитные
2. Способ взимания




-адвалорные;
-специфические;
- комбинированные;
- альтернативные
3 Страна происхождения товаров


-минимальные;
- максимальные;
- преференциальные
4. Характер условий внешней торговли

- обычные;
- особые (ввозные, вывозные)
4 Особые пошлины



- специальные;
- антидемпинговые;
- компенсационные
     
     В зависимости от характера условий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычные таможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используются при регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаются в таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальных условий внешней торговли. 
     В зависимости от характера движения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. 
     Ввозные таможенные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Они являются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. 
     Вывозные таможенные пошлины, применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары. В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров. В США, например, экспортные пошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются. 
     Транзитные таможенные пошлины применяются к товарам, перевозимым транзитом через таможенную территорию. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В России этот вид пошлин не используется. 
     Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов. 
     Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины. 
     Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию Таможенного союза товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.
     Антидемпинговая пошлина – рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом. 
     Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. 
     Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль  экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером. 
     Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. 
     Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. 
     Обычно особые виды пошлин применяются страной в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению Правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. 
     Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством о мерах по защите экономических интересов конкретного государства и стран входящих в Таможенный союз  при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством государства, в России - федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине. 
     Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли национальной экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия "существенный ущерб" содержится в Антидемпинговом кодексе ГАТТ-ВТО 1994 г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности. 
     Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпингового импорта и причиняющего ущерб национальной экономики, за исключением товара тех экспортеров, которые приняли обязательства. 
     Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи. Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортированного товара. 
     Различные виды таможенных пошлин являются инструментом реализации функций таможенной пошлины. Целесообразно выделить три основные функции таможенной пошлины: регулирующую, защитную и фискальную. 
     В регулирующей функции таможенная пошлина используется для поддержания на внутреннем рынке необходимого соотношения в рентабельности реализации импортных товаров и производства отечественных товаров и эффективности их потребления, а также в рентабельности поставки одних и тех же товаров на экспорт и внутренний рынок. Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров. 
     Фискальная функция таможенной пошлины при импорте товаров, аналоги которых производятся в данной стране, и при экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, является подчиненной ее регулирующей функции. Величина таможенной пошлины и, следовательно, платежи в бюджет будут зависеть от соотношения затрат и цен на импортную и отечественную продукцию.
     Таможенные пошлины  направлены на регулирование внешней торговли и реализацию торговой политики государства по отношению к ее торговому партнеру. Практика тарифных переговоров в рамках ВТО привела к появлению еще нескольких видов таможенных пошлин, так называемые «связанные ставки». Связывание (консолидации) ставок пошлин означает обязательство государства не повышать уровень таможенного обложения выше взятого на себя обязательства. Вместе с тем государство имеет право использовать более низкие ставки пошлин, получившие название «фактически применяемые ставки». В настоящее время большинство стран-членов ВТО связали ставки почти на все импортируемые товары.
     
1.3. Роль таможенного тарифа во внешнеэкономической политике государства
     Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии экономической  безопасности России заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении  зависимости России от зарубежных стран  в вопросах экономического сотрудничества.
     Внешняя политика России по обеспечению внешнеэкономической безопасности должна быть направлена на:
     1 Создание благоприятных условий для международной интеграции экономики и расширение рынка сбыта товаров и услуг.
     Учитывая тот факт, что Россия находится в разных социально-экономических условиях по сравнению с центрами мирового хозяйства, актуальной и стратегически важной задачей становится адаптация национально-хозяйственных комплексов к мировой экономике. Адаптация означает  необходимость повышения конкурентоспособности экономики. Быть конкурентным в мировом сообществе для каждой страны означает обеспечивать сравниваемые с мировым уровнем потребительские и ценовые характеристики товара и услуг независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего и внешнего. Следовательно, такая адаптация служит в целом укреплению экономической безопасности России, усилению ее позиции в мировом хозяйстве.
     По оценкам международных экономических организаций Россия имеет сильные конкурентные позиции в черной, цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой промышленности. Отрасли обрабатывающей промышленности располагают  научно-техническим потенциалом и способны производить конкурентную продукцию для мирового рынка: аэрокосмическая, атомная промышленность, тяжелое станкостроение, биотехнологии, оборонная промышленность [34].
     Конкурентоспособны на некоторых рынках продукция российской электротехнической промышленности, энергетического машиностроения, электронные компоненты, оборудование для тепловых станций.
     В основном, неконкурентоспособны, в настоящее время, российские автомобили, станки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия электронной промышленности.
     Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считается:
     1) индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию);
     2) диверсификация экспортных рынков;
     3)положительное сальдо платежного баланса;
     4) низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях;
     5) высокий образовательный уровень населения;
     6) значительная часть научных работников.
     К слабым сторонам относятся:
     1) невысокий уровень расходов на душу населения на научно-исследовательские работы;
     2) низкий темп прироста иностранных инвестиций;
     3) недостаточные стимулы для инвестирования в наукоемкое производство;
     4) нехватка финансовых средств для поддержания экспорта изделий с высокой добавленной стоимостью;
     5) низкий уровень защиты инвестиций, авторских прав и патентов [74].
     Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее  ВТО)  должно способствовать расширению рынков сбыта товаров и услуг. Помимо этого, число иностранных поставщиков на российском рынке услуг может увеличиться, поскольку Россия взяла  на себя обязательства, закрепленные в Генеральном соглашении по торговле услугами. Этот документ обеспечивает режим гарантированного доступа иностранных товаров, услуг и их поставщиков на рынок России, что  создает благоприятную атмосферу защищенности и правовой стабильности. 
     2 Развитие  Таможенного союза. Взаимодействие в рамках Таможенного союза обладает спецификой вследствие того, что  страны, входящие в Таможенный союз, ранее составляли единое государство, имели единое политическое, экономическое, научно-техническое, социальное и культурное пространство, которое снова вливаются в единый комплекс  на основе экономического сотрудничества в области таможенного дела.
     Государственное регулирование внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности является  составной частью экономической политики государства. Государства в условиях единого таможенного пространства имеют комплекс инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и безопасного перемещения товаров.
     Природе рыночных отношений наиболее полно соответствуют экономические методы регулирования, поэтому им отводится ведущая роль в этом процессе. Особую роль в системе данных методов играет система ввозных и вывозных пошлин. Методы административного регулирования выполняют роль вспомогательных рычагов, дополняющих и усиливающих механизм экономического воздействия на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов.
     Рыночной системе хозяйства  соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги, таможенные формальности, преференции и т. д. Основными  становятся импортные пошлины, с помощью которых государство стремится рационализировать структуру импорта. 
     Россия взяла  курс на формирование открытой экономики, которая в стратегическом плане призвана способствовать росту эффективности производства. Однако в условиях открытой экономики могут возникать угрозы экономической безопасности.
     Рассматривая ключевые вопросы обеспечения экономической безопасности России, необходимо отметить, что исключительная роль в обеспечении интересов государства, предотвращении угроз безопасности, особенно, во внешнеэкономической деятельности обеспечивается  посредством реализации таможенной политики. 
     Государства в едином экономическом пространстве активно регулируют внешнеэкономические связи с учетом национальных интересов. 
     
     
     
     
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
2.1. Итоги работы таможенных органов РФ по взиманию таможенных платежей в 2014 году
    
    Планировалось, что в 2014 году таможенные органы соберут в федеральный бюджет таможенных платежей на общую сумму 6460 млрд. рублей. Таможенные органы план немного перевыполнили - сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям составила 6504, 58 млрд. рублей (т.е. выше плана на 0,7%).Для сравнения в прошлом 2013 году таможенные платежи превысили план примерно на 20% (5469 млрд. - по плану - против 6579 млрд. фактически).
    Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели (это видно из рисунка)

Рис.2.1. Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет1

    Тем не менее, наметилась небольшая тенденция к снижению превышения фактического значения платежей по сравнению с планом (после 2010 года) - это видно из линии на графике. Это связано с постоянным уточнением и корректировкой планов по перечислению средств в бюджет в течение года. Так, например, в 2014 году он был скорректирован в большую сторону изменениями в закон о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2014-2015 годов от 2 декабря 2014 года. 
    Тем не менее, как видно из графика выше, если в предыдущие годы плановые значения (серая колонка) каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в этом году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие нашего членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в этом году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем.
    Далее приведем статистику по основным направлениям внешней торговли и платежам.

* объемы таможенных платежей указаны в пересчете в млн. долларов.  (ставка курса долл. указана в размере 30 руб./1 долл.) В 2014 году указаны данные по экспорту и импорту за 3 квартала.  
Рис. 2.2. Основные направления внешней торговли и платежи в бюджет2
    В целом, динамика таможенных платежей за последние годы схожа с тенденциями в экспорте и импорте – подъем после кризиса на протяжении 2010-2013 гг. и спад в 2014 г. Как говорится в официальных данных, «ФТС России в 2014 г. проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью». 
    Рассмотрим все эти факторы подробнее:
    1. Влияние динамики объема экспорта и импорта на собираемость таможенных платежей.
    Стоимостные объемы экспорта и импорта представлены на графике выше, как уже говорилось - в 2014 году они были относительно низкими по сравнению с прошлым годом из-за медленного развития экономик зарубежных стран, кризиса Еврозоны, повышения курса рубля, которое повлияло на рост цен на российские товары, а также ряда других факторов.
    Что касается физического объема ввоза, то здесь ситуация немного иная.
    По экспорту (по данным за три квартала 2014 г.) основу составляли топливно-энергетические тов.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%