- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические и методические аспекты управления деловой активностью предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001077 |
Тема: | Теоретические и методические аспекты управления деловой активностью предприятия |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. Теоретические и методические аспекты управления деловой активностью предприятия. 1.1 Понятие, значение и задачи управления деловой активностью предприятия. 1.2 Показатели эффективности управления деловой активностью предприятия. 1.3 Методы активизации управления деловой активности предприятия. РАЗДЕЛ 2. Анализ эффективности управления деловой активностью предприятия ООО «Агентство УрФо-информ» 2.1 Организационно–экономическая характеристика предприятия ООО «Агентство УрФо-информ» и оценка его имущественного положения. 2.2 Анализ финансового состояния ООО «Агентство УрФо-информ». 2.3 Анализ показателей управления деловой активностью предприятия ООО «Агентство УрФо-информ» РАЗДЕЛ 3. Мероприятия по повышению управления деловой активностью предприятия ООО «Агентство УрФо-информ» 3.1 Стратегии по повышению финансовой деятельности предприятия ООО «Агентство УрФо-информ» 3.2 Направления роста показателей, характеризующих управление деловой активностью предприятия ООО «Агентство УрФо-информ» 3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий для ООО «Агентство УрФо-информ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования заключается в том, что управление деловой активностью предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ управления деловой активностью заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов оборачиваемости, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Управление деловой активностью является комплексной, а так же динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни управления деловой активности конкретного предприятия отражают фазы его жизненного цикла (зарождение, развитие, подъем, спад, стресс, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстро меняющимся рыночным условиям, а также качество управления. Влияние на управление деловой активностью хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный предпринимательский климат, стимулирующий активное поведение предприятия, либо, наоборот, предпосылки к свертыванию деловой активности. Достаточно значимы также факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству предприятия: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга [1]. википедия Управление деловой активностью предприятия довольно чувствительна к изменениям и колебаниям различных факторов и условий. Это объясняется тем, что активность хозяйствующего субъекта является своеобразным первичным индикатором его хозяйственной деятельности. От ее уровня в определяющей степени зависят такие важнейшие финансовые характеристики организации, как финансовая устойчивость, платежеспособность, инвестиционная привлекательность. При низком уровне управления деловой активностью по сравнению с конкурентами, организация вряд ли будет способна выполнять свои основные функции, привлекать новых собственников, средства инвесторов, поддерживать высокие темпы роста результативных показателей. Управление деловой активностью играет важную роль в оценке хозяйственной деятельности предприятия, так как позволяет определить отклонения и выявить проблемы в хозяйственной деятельности предприятия. Объектом данного исследования - ООО «Агентство УрФо-информ». Цель данной выпускной квалификационной работы ? на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов и существующих методик в отечественной и зарубежной практике выявить внутрихозяйственные резервы, с помощью которых можно укрепить и повысить управление деловой активностью предприятия. Задачи исследования: - раскрыть теоретические аспекты управления деловой активности предприятия; - провести анализ показателей и оценку управления деловой активности предприятия; - по результатам исследования выявить возможные пути укрепления и повышения управления деловой активностью на примере конкретного предприятия. Предмет исследования выпускной квалификационной работы – организация управления деловой активности предприятия ООО «Агентство УрФо-информ». Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления деловой активности предприятия на основе изучения их теории и практики, проведение анализа управления деловой активности предприятия для получения информации и разработки рекомендаций по повышению управления деловой активности предприятия. Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи: 1. Определить понятие управления деловой активностью предприятия, содержание правил, рассмотрение методики анализа управления деловой активностью предприятия. 2. Провести горизонтальный и вертикальный анализ активов и пассивов баланса предприятия на примере ООО «Агентство УрФо-информ», дать оценку управления деловой активности предприятия с целью выявления негативных и позитивных сторон его финансовой деятельности. 3. Проанализировать управление деловой активности предприятия и разработать рекомендации по повышению эффективности управления деловой активностью предприятия в ООО «Агентство УрФо-информ». Метод исследования - сбор, обобщение, систематизация и анализ информации, формализованное представление. Выпускная квалификационная работа содержит введение (постановку целей и задач исследования, обоснование актуальности избранной темы), основную часть (анализ организации и контроля управления деловой активности предприятия), заключения (содержащего выводы), а также список использованных источников и приложения. Выпускная квалификационная работа имеет практическое значение, так как сделанные в процессе исследования теоретические и практические выводы доведены до конкретных рекомендаций, что делает их возможным для непосредственного применения в исследованной организации. РАЗДЕЛ 1. Теоретические и методические аспекты управления деловой активности предприятия. 1.1. Понятие, значение и задачи управления деловой активности предприятия. Деловая активность (или «оборачиваемость») – спектр действий, направленных на продвижение предприятия: на рынке сбыта услуг, в финансовой деятельности, рынке труда и т.д. Расширение рынка сбыта, ассортимента товаров и услуг, увеличение их продаж, эффективное использование всей базы ресурсов (финансы, персонал, сырье) – это те факторы, от которых зависит повышение управления деловой активности любого предприятия. Среди показателей управления деловой активности, основным фактором рентабельности предприятия является длительность оборотности основных средств. Чем короче оборот, тем эффективнее работает финансовая система данного предприятия: * от скорости оборота зависит объем продаж за конкретный период, а значит, повышается абсолютное значение показателя прибыли; * чем выше оборачиваемость, тем меньше приходится условно-постоянных расходов на каждом производственном этапе, что повышает рентабельность деятельности предприятия; * ускорение оборота активов на любой стадии их превращения влечет за собой ускорение оборота на последующих стадиях; * скорость оборота ресурсов – это скорость превращения их в денежную форму, что влияет на платежеспособность предприятия. Анализ управления деловой активностью предприятия, или показатели оборачиваемости, позволяют оценить, насколько эффективно предприятие использует свои (или привлеченные) средства в процессе хозяйственной деятельности. Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации [8, с. 60]. 2013 Критериями управления деловой активностью являются уровень эффективности использования капитала, устойчивость экономического роста, степень выполнения задания по основным показателям деятельности, обеспечение заданных темпов экономического роста. Значение анализа управления деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения, рисунок 1.1 В ходе анализа решаются следующие задачи: * изучение и оценка тенденции изменения показателей управления деловой активности; * исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей управления деловой активности и расчет величины их конкретного влияния; * обобщение результатов анализа, разработка конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов. Высокий уровень управления деловой активностью организации позволяет реализовывать ей свои стратегические интересы с целью достижения определенных результатов деятельности. Деловая активность имеет тесную связь с другими важнейшими характеристиками организации. Так, деловая активность оказывает влияние на инвестиционную привлекательность организации, а так же на ее финансовую устойчивость, платежеспособность, кредитоспособность. Результатом повышения деловой активности является, как правило, укрепление финансовой устойчивости организации [9, c. 65]. 2013 Управление деловой активности выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации. Значение анализа управления деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения. Анализ управления деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности [15, c. 29] 2013 Вопросы формирования управления деловой активности хозяйствующего субъекта всегда находились в центре внимания ведущих ученых в области управления. Основополагающий вклад в разработку теории и практики формирования управления деловой активности внесли следующие зарубежные ученые-экономисты: Л.А. Бернстайн, Ю. Бригхэм, Дж. К. Ван Хорн, Д. Стоун, Р. Холт и др. Разработке отдельных аспектов проблемы оценки управления деловой активности посвящены работы многих отечественных экономистов, таких как В.В. Бочаров, Л.T. Гиляровская, Д.А. Ендовицкий, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Н.П. Любушин, Е.В. Негашев, Г.В. Савицкая, Р.С. Сайфулин, А.Д. Шеремет и ряд других авторов. В целях позиционирования управления деловой активности в системе управления и выбора наиболее эффективных моделей и инструментов к ее формированию на предприятии, были систематизированы основные подходы к формированию управления деловой активности предприятия на основе специфики условий хозяйствования, региональных и отраслевых особенностей, приоритетов и нормативно-правового обеспечения, приведены в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к определению управления деловой активности предприятия Авторы Сущность подхода Основные показатели 1. 2. 3. Ю. Бригхэм Управление деловой активности оценивается коэффициентами качества управления активами; делает упор на сравнение полученных коэффициентов со среднеотраслевыми данными оборачиваемость товарно-материальных запасов, средний срок инкассации, оборачиваемость основных средств, оборачиваемость всех активов Дж. К. Ван Хорн видит методику оценки деловой активности в рассмотрении вопроса о внешнем финансировании показатели ликвидности; удельного веса заемного капитала; рентабельности; обеспеченности процентов по кредитам О.В. Ефимова акцентирует внимание на анализе операционного цикла период операционного цикла, оборота оборотных активов, средний период оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Д.А. Ендовицкий, В.А. Лубков предложили показатели управления анализа деловой активности, учитывающей внутренние и внешние взаимосвязи экономическая добавленная стоимость, коэффициент инвестиционной деловой активности В.В. Ковалев полагает, что управление деловой активностью коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития оценка степени выполнения планов, норм, нормативов; коэффициент устойчивости экономического роста; оценка динамичности развития фирмы Л.И. Ушвицкий рассматривает управление деловой активности через призму качественных показателей положение на рынке; деловая репутация; зависимость компании от крупных поставщиков Р. Холт опирается на показатели эффективности производственной деятельности, которые измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы прибыльность продаж, валовая прибыль, доходность активов, доходность капитала, прибыль на акцию, показатели выплаты дивидендов и покрытия процентов; рентабельность капитала А.Д. Шеремет, Г.В. Савицкая отождествляют управление деловой активности и оборачиваемость активов и обязательств коэффициенты оборачиваемости капитала, рентабельность и оборачиваемость капитала Как показал проведенный теоретический анализ, широкое распространение в литературе получило определение управления деловой активностью как комплексного показателя эффективности операционной деятельности предприятия (отражает скорость оборота капитала, мобильных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала, внеоборотных активов). Каждый автор, при определении сущности «Управление деловой активности», предлагает свои ключевые характеристики управления деловой активности, к которым относят: эффективность управления портфелем активов компании; эффективность производственной деятельности; эффективность трудовых ресурсов; качество управления активами; оборачиваемость активов и обязательств компании; финансовое равновесие сегментов бизнеса; динамичность развития предприятия; пропорциональность экономического роста и др. Основными проблемами развития управления деловой активности являются: отсутствие единообразного четкого понимания и трактовки экономической категории «деловая активность»; неявное обозначение предмета и объекта деловой активности; отсутствие единого мнения относительно позиционирования деловой активности в системе управления предприятием; неоднозначное определение моделей и подходов к формированию деловой активности. На основе анализа выявленных концептуальных аспектов, основных проблем в определении сущности понятия «управление деловой активности» сформулировано собственное определение «управление деловой активности», ее объекта и предмета. Таким образом, если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля и привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро? и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Рассмотрев сущность и содержание финансовой устойчивости и деловой активности предприятия целесообразно перейти к изучению определяющих их факторов. 1.2. Показатели эффективности управления деловой активностью предприятия. Для анализа целесообразно учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально их следующее соотношение: , где Тпб – темп роста чистой прибыли; Тр – темп роста выручки от продаж; Так – темп роста средней величины активов. Тпб, Тр, Так - соответственно темп изменения балансовой прибыли, реализации, авансированного капитала. Эта зависимость означает, что: a) экономический потенциал предприятия возрастает; b) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, то есть эти ресурсы предприятия используются более эффективно; c) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения [4, c. 84]. 2013 К системе аналитических показателей можно предъявить ряд требований, среди которых ключевыми являются: релевантность, полнота, достоверность, понятность счетных алгоритмов, интерпретируемость. Так, если перед аналитиком поставлена цель ? оценить деловую активность, то он должен достаточно полно описывать основные стороны деловой активности и ее важнейшие характеристики. Достоверность системы показателей означает их способность реально отражать состояние и основные тенденции деловой активности хозяйствующего субъекта. При этом методика расчета коэффициентов и других показателей, приведенные в таблице 1.3, не должна вызывать существенных затруднений у аналитика. Таблица 1.3 – Коэффициенты оборачиваемости активов и капитала. Коэффициенты оборачиваемости - это группа показателей, которые характеризуют скорость финансового обращения относительно различных базовых параметров. В их числе: 1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств - это отношение валового дохода к сумме оборотных средств предприятия. Этот показатель характеризует адекватность объема оборотного капитала хозяйственной деятельности предприятия. Если оборотные средства недостаточны, то это не позволяет получать больше прибыли за расширения оборота, если избыточны - часть капитала остается невостребованной, и, с учетом стоимости капитала, ведет к убыткам. 2. Коэффициент оборачиваемости активов - это отношение выручки от реализации к среднегодовой стоимости активов. Этот показатель характеризует эффективность и качество структуры активов. 3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - это отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой кредиторской задолженности. Следует отметить, что разумное управление кредиторской задолженностью позволяет значительно сократить потребность в собственном оборотном капитале. По своей сути этот показатель характеризует то, насколько кредиторы финансируют текущую деятельность предприятия. Коэффициенты управления деловой активностью позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди наиболее используемых показателей оборачиваемости можно выделить: Таблица 1.3 – Коэффициенты оборачиваемости активов и капитала. Наименование показателя Расчетная формула Условные обозначения Комментарии коэффициент оборачиваемости активов ВР – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг без косвенных налогов (форма № 2); ? – средняя стоимость активов за расчетный период (форма №1) Показывает скорость оборота всего авансированного капитала (активов), т.е. количество совершенных им оборотов за анализируемый период. продолжительность одного оборота активов в днях Д – количество дней в расчетном периоде (90, 180, 360–365 дней) Характеризует продолжительность одного оборота всего авансируемого капитала (активов) в днях коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов – средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период (I раздел, форма № 1) Показывает скорость оборота немобильных активов предприятия за анализируемый период продолжительность одного оборота внеоборотных активов аналогично Характеризует продолжительность оборота не одного оборота мобильных активов коэффициент оборачиваемости оборотных активов – средняя стоимость оборотных активов за анализируемый период (II раздел бухгалтерского баланса) Выражает продолжительность оборота мобильных активов за анализируемый период, т.е. длительность производственного цикла продолжительность одного оборота оборотных активов аналогично Выражает продолжительность оборота мобильных активов за анализируемый период, т.е. длительность (операционного) цикла предприятия коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – средняя стоимость дебиторской задолженности за расчетный период (отражается во II разделе бухгалтерского баланса) Показывает число оборотов, совершенных дебиторской задолженностью за анализируемый период. При ускорении оборачиваемости происходит увеличение значений показателя, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами. продолжительность одного оборота дебиторской задолженности аналогично Характеризует продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, снижение показателя благоприятная тенденция коэффициент оборачиваемости собственного капитала – средняя стоимость собственного капитала (II раздел бухгалтерского баланса) Отражает активность собственного капитала, рост динамики означает повышение эффективности использования собственного капитала продолжительность одного оборота собственного капитала аналогично Характеризует продолжительность одного оборота собственного капитала. Снижение показателя в динамике отражает благоприятную для предприятия тенденцию коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – средний остаток кредиторской задолженности за расчетный период (в V разделе бухгалтерского баланса) Показывает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия продолжительность одного оборота кредиторской задолженности аналогично Характеризует период времени, за который предприятие показывает срочную задолженность коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов Отражает скорость потребления (расходования, использования) этих запасов за анализируемый период. Переизбыток запасов на складе – это лишние траты на хранение продукции, «замораживание» денег, но нехватка запасов – это не до получение прибыли вследствие невозможности удовлетворить спрос покупателей. Поэтому следует избегать больших запасов с низкой оборачиваемостью. Показатель рассчитывается как: разделение себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. коэффициент оборачиваемости основных средств Рассчитывается путем деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств. Повышение показателя можно достичь за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, или за счет их более высокого технического уровня. Чем выше показатель, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий коэффициент свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов. коэффициент оборачиваемости основных фондов Или (фондоотдача) - это отношение выручки от реализации к среднегодовой стоимости основных фондов. Этот показатель позволяет определить эффективность инвестирования средств в основные фонды, а также эффективность использования этих фондов в производственном процессе. Анализ этих показателей позволяет оценивать, насколько эффективен бизнес-процесс предприятия, и, что немаловажно, позволяет экономически обосновать целесообразность привлечения заемного капитала или других источников финансирования. Они должны рассчитываться на базе типовых документов в соответствии с разработанными алгоритмами. Каждый рассчитанный показатель должен, в той или иной степени, иллюстрировать и характеризовать отдельное направление деловой активности. В результате использования такой системы показателей появляется возможность оценки общей картины деловой активности организации, в том числе на основе комплексных оценок, и принятия взвешенных управленческих решений, как внутренними, так и внешними пользователями [16, с.146]. Кроме перечисленных выше коэффициентов, в практике финансового анализа используется ряд других показателей, например: - период оборота авансов поставщикам характеризует, средний срок предоплаты получаемых сырья и материалов; - период оборота авансов покупателей отражает, средний срок предоплаты продукции покупателями и заказчиками; - фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов, характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств. Разумеется, все показатели оборачиваемости следует рассматривать, принимая во внимание качественные характеристики предприятия, такие, как: -сфера деятельности предприятия; -отраслевая принадлежность; -масштабы деятельности предприятия; -качество управления активами предприятия. Тем не менее, основной подход к оценке оборачиваемости - чем выше коэффициенты оборачиваемости (меньше период оборота), тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность. [11, с. 114]. 2013 Деловая активность позволяет организации реализовывать свои стратегические интересы с целью достижения определенных результатов деятельности. Имеет тесную связь с другими важнейшими характеристиками организации. Так, деловая активность оказывает влияние на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования, а также финансовую устойчивость, платежеспособность, кредитоспособность и т.д. Результатом повышения деловой активности является, как правило, укрепление финансовой устойчивости организации. Динамичное развитие, генерирование доходов, положительная динамика результативных показателей ? основные факторы, по которым можно судить о способности организации выполнять свои основные функции в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. Таким образом деловая активность предприятия характеризуются совокупностью абсолютных и относительных показателей. Различные сочетания динамики объема производства, потребляемых ресурсов и величины их отдачи определяют тип экономического развития производства и идентифицируют показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия, выражается системой показателей. Деловая активность включает в себя характеристику основных преимуществ организации, эффективность функционирования, способность к развитию как организации в целом, так и отдельных ее сегментов, а также уровень развития всех видов деятельности. Главная цель финансовой деятельности предприятия – наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. Рассмотренная система показателей может применяться для оценки деловой активности, как небольших предприятий, так и крупных компаний. 1.3 Методы активизации управления деловой активности предприятия. Главная функция любой системы аналитических показателей состоит в преобразовании посредством разнообразных счетных алгоритмов исходной учетно-отчетной и нормативно-плановой информации в систему формализованных индикаторов, понятных широкому кругу пользователей. При этом аналитический инструментарий этой системы (коэффициенты, уравнения, неравенства, модели зависимости, матрицы и др.) должен широко использоваться в обосновании управленческих решений. К системе аналитических показателей можно предъявить ряд требований, среди которых ключевыми являются: релевантность, полнота, достоверность, понятность счетных алгоритмов, интерпретируемость. Релевантность означает «относимость к делу», уместность использования данных показателей. Так, если перед аналитиком поставлена цель, рассчитать оценку деловой активности, то и набор используемых показателей должен быть адекватен поставленной цели. Он должен достаточно полно описывать основные стороны деловой активности и ее важнейшие характеристики. Достоверность системы показателей означает их способность реально отражать состояние и основные тенденции деловой активности хозяйствующего субъекта. При этом методика расчета коэффициентов и других показателей не должна вызывать существенных затруднений у аналитика. Они должны рассчитываться на базе типовых документов в соответствии с разработанными алгоритмами. Одно из главных требований с точки зрения экономического анализа - интерпретируемость показателей. Речь идет о том, что каждый рассчитанный показатель должен в той или иной степени иллюстрировать и характеризовать отдельное направление управления деловой активности. В результате использования такой системы показателей появляется возможность оценки общей картины управления деловой активности организации, в том числе на основе комплексных оценок, и принятия взвешенных управленческих решений как внутренними, так и внешними пользователями. Перед формированием системы показателей анализа управления деловой активности, необходимо обобщить существующие подходы к содержанию и логике проведения исследований в этой области прикладной аналитической работы (табл. 2). Таблица 2. Существуют подходы, которые содержат следующие показатели анализа управления деловой активности предприятия. Автор Показатель Комментарии В.В. Ковалев (1, с. 275) 1. Оценка степени выполнения планов, норм, нормативов и прочее. 2. Оценка динамичности развития фирмы (100% < Тс< Т < Тр, где Тс - темп изменения активов; Т - темп изменения выручки; Тр - темп изменения прибыли; приемлемый темп роста g = Р / Е0, где Р - реинвестированная прибыль; Е0 - собственный капитал на начало периода). 3. Оценка уровня эффективности использования ресурсов (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость активов и их отдельных элементов, продолжительность операционного цикла) На наш взгляд, наиболее емкая и удачная система показателей анализа деловой активности, учитывающая I как выполнение плановых заданий (в том числе по центрам ответственности), так и эффективность использования ресурсов. С позиции доступности информации расчетные процедуры осуществляются как внутренними, так и внешними аналитиками В.В.Бочаров (2, с. 172) Качественные критерии (широта рынков сбыта, деловая репутация, конкурентоспособность и проч.). Абсолютные критерии деловой активности (объем продаж, прибыль, величина авансированного капитала). Относительные показатели деловой активности (коэффициенты оборачиваемости и период оборота активов и обязательств (см. п. 3)) Достоинством методики является включение в систему показателей качественных и количественных индикаторов деловой активности. При этом последние разделяются на абсолютные и относительные. Недостаток - отсутствие систематизации и критериальной оценки качественных и абсолютных показателей А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев (3, с. 103) Коэффициенты деловой активности: К общей оборачиваемости капитала (), K оборачиваемости материальных оборотных активов (), К оборачиваемости дебиторской задолженности (), средний срок оборота дебиторской задолженности (365 / К оборачиваемости дебиторской задолженности, К оборачиваемости кредиторской задолженности (), где № - выручка от продаж за период; С - среднегодовой остаток активов; Zcp - среднегодовой остаток материальных оборотных активов; - средняя за период дебиторская задолженность; - средняя за период кредиторская задолженностьКонцепция приведенной системы показателей - постановка деловой активности организации в прямо пропорциональную зависимость от периода оборачиваемости активов и обязательств компании, а также операционного цикла. К недостаткам методики можно отнести несправедливое отождествление деловой активности и оборачиваемости. Считаем, что оборачиваемость - лишь часть характеристики деловой активности в контексте ее операционного компонента. Авторы допускают упрощение в методике расчета, что ведет к неточностям и зачастую откровенным ошибкам. Кроме того, имеющиеся методики не включают денежно-потоковых индикаторов, наиболее реально отражающих уровень деловой активности Л.В.Донцова, Н.А.Никифорова, С.В. Ефимова, М.Л. Мельник, Е.С. Стоянова (3, 4, 5) Коэффициенты оборачиваемости различных активов и обязательств. Расчет периода их оборачиваемости в днях. Расчет продолжительности операционного цикла (Период оборачиваемости запасов + Период оборачиваемости дебиторской задолженности) Таким образом, основой известных методов анализа управления деловой активности организации, является оценка оборачиваемости активов и обязательств компании. В результате этого удается проанализировать скорость их обращения в пределах кругооборота капитала. Чем выше эта скорость, тем большую деловую активность демонстрирует организация. Комбинируя период оборачиваемости отдельных видов оборотных активов и краткосрочных обязательств, можно рассчитать продолжительность операционного и финансового циклов, сокращение которых свидетельствует о повышении управления деловой активности. Указанные методики страдают рядом серьезных недостатков, которые мы можем разделить на частные и системные. Частным недостатком (предполагается, что эти методики могут быть использованы для оценки управления деловой активности) является неточностью в расчете оборачиваемости отдельных видов активов. Считаем, что использование в качестве оборота показателя «выручка от продаж» справедливо лишь при расчете оборачиваемости готовой продукции. В остальных случаях период оборачиваемости может быть рассчитан только по каждому счету с использованием следующей формулы: О = ( 5 ) где О - оборачиваемость какого-либо актива (обязательства), дней; Ост - средние за период остатки по счету: Период - рассматриваемый период, дней, Оборот - кредитовый (по активному счету) или дебетовый (по пассивному счету) оборот по счету. В этом случае будет обеспечена более объективная оценка оборачиваемости. Однако осуществить подобный расчет можно лишь при использовании внутренних бухгалтерских регистров (соответствующих журналов-ордеров и Главной книги), что выходит за рамки внешнего анализа деловой активности. Таким образом, мы приходим к выводу, что внешний анализ управления деловой активности, опирающийся на расчет и оценку оборачиваемости капитала, не в полной мере отвечает требованию достоверности информации. Это обстоятельство формирует необходимость поиска более совершенных подходов к анализу этой важнейшей экономической характеристики деятельности организации. Системные (существенные, затрагивающие базовые характеристики деловой активности) недостатки традиционных методик проявляются в следующем: * происходит отождествление деловой активности и оборачиваемости. Необходимо подчеркнуть, что анализ оборачиваемости - важнейшая, но далеко не единственная составляющая анализа деловой активности. С помощью этого индикатора можно оценить лишь текущ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: