VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001870
Тема: Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Содержание
Тема:Перспективыразвитиямалогоисреднегопредпринимательства(наматериалахмуниципальногоавтономногоучреждения«Центрсодействиямаломуисреднемупредпринимательству»г.Красноярска)


Содержание

Введение	3
1 Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации	6
1.1 Малый и средний бизнес: понятие, структура и особенности развития	6
1.2 Методика оценки эффективности деятельности организаций поддержки малого предпринимат	17
2 Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае	24
2.1 Поддержка малого предпринимательства в Красноярском крае	24
2.2Деятельность органа государственной власти по поддержки малого и среднего бизнеса в Красноярском крае МАУ «Центр содействия малому и среднему предпренимательству» г. Красноярска	30
3 Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Красноярском крае	47
3.1 Совершенствование методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Красноярском крае	47
Заключение	53
Библиографический список	56
Приложение А	60
Приложение Б	61
Приложение В	65
Приложение Г	66

Введение
     Внастоящеевремямалыйисреднийбизнессоставляетсолиднуючастьроссийскойэкономики,наиболеегибкую,мобильнуюиспособнуюкбыстромуреагированиюиперестроениюподзапросырынка.Именномалыйбизнесвыступаетважнойчастьюфункционированияисоциально-экономическогоразвитиятерритории.Онспособствуетсозданиюрабочихмест,разработкеивнедрениюновыхтехнологий,максимальноучитываетместныеусловия,проникаетвневыгодныедлякрупныхпредприятийсферы,формируетконкурентнуюсредуит.д.Однакоегоразвитиесопряженосрядомтрудностей,средикоторыхособоезначениеимеютадминистративныебарьеры,ограниченностьресурсов,большаязависимостьотрыночнойконъюнктуры,слабыекредитныевозможности,подчинениецелямкрупныхпредприятий.
     Всовременныхусловияхэффективноеразвитиемалогопредпринимательстваможетрассматриватьсякакодинизважнейшихинструментовпоформированиюблагоприятногоиустойчивогоположениямуниципальногообразования.
     Поэтомунеобходимоформированиеразвитойсистемыподдержкималогопредпринимательствавмуниципальномобразовании,большаярольвкоторойпринадлежитмуниципальнойпрограммеподдержкималогопредпринимательства.
     Динамикаразвитиямалогопредпринимательстваиегоэффективноеучастиеврешениисоциально-экономическихпроблемсовременногообществатребуетпостоянногоконтролязасостояниеммалогопредпринимательства,анализаэкономическихисоциальныхаспектовегоразвитиявсовременнойРоссии.Предпринимательскаядеятельность,осуществляемаясубъектамималогобизнесаявляетсяважнымфакторомповышениягибкости,мобильностирыночнойэкономики,посколькуобеспечиваетбыстроеперемещениетрудовых,финансовых,материальныхресурсоввсоответствиисоспросом.Вконечномсчете,этоспособствуетоптимизацииструктурыэкономики,увеличениюдоходнойчастибюджета,повышениюуровнязанятости,снижениюсоциальнойнапряженности,формированиюсреднегокласса.
     Внастоящеевремянаблюдаетсятенденциямассовогоразвитияпредпринимательствавразличныхсферахдеятельности.ПодобнаяситуациянаблюдаетсяиврегионахРоссии,вчастностиипоКрасноярскомукраю.Наиболеепривлекательнымвидомдеятельностидляпредпринимателейявляетсяторговля.
     Актуальностьвыбраннойтемыявляетсяочевидной,активнаядеятельностьмалыхисреднийпредприятийспособствуеттому,чтоувеличиваютсяналоговыепоступленияврегиональныйбюджет,создаютсядополнительныерабочиеместа,чтовцеломсоздаетустойчивоеположениемуниципальногообразования.
     Целью курсовой работызаключаетсявтом,чтобынаосновеизучениятеоретическихаспектовгосударственнойподдержкималогоисреднегобизнеса,проанализироватьтекущеесостояниеданнойпроблемы,атакжевыявитьнаиболееоптимальныеиэффективныепутиразвитияданнойпроблемывРоссийскойФедерации.
     Длядостиженияпоставленнойцелибылиопределеныследующиезадачи:
     –рассмотретьсущностьиопределениесубъектамалогоисреднегобизнеса,егорольврыночнойэкономике;
     -проанализироватьнормативно-правовуюбазупоразвитиюиподдержкесубъектовмалогоисреднегобизнесавРоссиинафедеральномирегиональномуровне;
     –выявитьпроблемыиперспективыразвитиямалогоисреднегобизнесавКрасноярскомкрае;
     -предложитьпутисовершенствованиесистемыгосударственнойподдержкималогоисреднегобизнесавКрасноярскомкрае.
     ОбъектомизученияданнойкурсовойработыявляютсяформыгосударственнойподдержкималогоисреднегобизнесавРоссиииКрасноярскомкрае.
     Предметомисследованияявляетсярольмалогоисреднегобизнесавразвитииобщества,егопроблемыиперспективы.
     Работабазируетсянасравнительноманализестатейисточников,атакженаанализерядаработученых,уделяющихвниманиевсвоихтрудахизучениюпроблеммалогоисреднегобизнесавсовременнойэкономике.
     Теоретическаяипрактическаязначимостькурсовой работы.Результатыпроведенногоисследованиямогутбытьиспользованывпрактическойдеятельностипоисследованиювобластипроблеммалогоисреднегопредпринимательстваиспособовоказанияподдержкималомуисреднемубизнесунафедеральномирегиональномуровне.
     Структураработы.Курсоваяработасостоитизвведения,трехглав,заключения,спискаиспользованныхисточников.

     
1ТеоретическиеаспектыразвитиямалогоисреднегобизнесавРоссийскойФедерации
      
     1.1Малыйисреднийбизнес:понятие,структураиособенностиразвития
     
     
     ВнастоящеевремявэкономикеРоссииодновременнофункционируюткрупные,средниеималыепредприятия,атакжеосуществляетсядеятельность,базирующаясяналичномисемейномтруде.
     Размерыпредприятийзависятотспецификиотраслейиихтехнологическихособенностей.Естьотрасли,связанныесвысокойкапиталоемкостьюизначительнымиобъемамипроизводства,иотрасли,длякоторыхнетребуютсякрупныепредприятия,анапротив,предпочтениеотдаетсямалымпредприятиям[9,с.54].
     Длясовременнойэкономикихарактернасложнаякомбинацияразличныхпомасштабампроизводств–крупных,стенденциейкмонопольнымструктурам,инебольших,созданиекоторыхопределяетсямногимифакторами.Соднойстороны,устойчивыйнаучно-техническийпрогрессимееттенденциюкконцентрациипроизводства.Именнокрупныефирмырасполагаютбольшимиматериальными,финансовыми,трудовымиресурсами,квалифицированнымикадрами.Ониспособнывестикрупномасштабныенаучно-техническиеразработки,которыеиопределяютважнейшиетехнологическиесдвиги.
     Сдругойстороны,впоследнеевремявыявилсянебывалыйростмалогоисреднегопредпринимательства,особенновсфере,гдепоканетребуетсязначительныхкапиталов,большихобъемоборудованияикооперациимножестваработников.Этоособеннохарактернодлянаукоемкихпроизводств,атакжеотраслей,связанныхспроизводствомпотребительскихтоваров.
     Возможностьэффективногофункционированиямалыхформпроизводстваопределяетсярядомихпреимуществпосравнениюскрупнымпроизводством:близостькместнымрынкамиприспособлениекзапросамклиентуры;производствомалымипартиями,чтоневыгоднокрупнымфирмам;исключениелишнихзвеньевуправленияит.д.Развитиюмалогопроизводстваспособствуютдифференциацияииндивидуализацияспросавсферепроизводственногоиличногопотребления[12,с.94].
     Развитиемелкогоисреднегопроизводствасоздаетблагоприятныеусловиядляоздоровленияэкономики:развиваетсяконкурентнаясреда;создаютсядополнительныерабочиеместа;активнееидетструктурнаяперестройка;расширяетсяпотребительскийсектор.Развитиемалыхпредприятийведеткнасыщениюрынкатоварамииуслугами,повышениюэкспортногопотенциала,лучшемуиспользованиюместныхсырьевыхресурсов.
     Историческималоепредпринимательствопредставлялособойсамостоятельнуюхозяйственнуюдеятельность,ориентированнуюналокальныйрыноктоваровиуслуг.Егокапиталбылограничен,собственникипредпринимательсовмещеныводномлице(лицах).Такиепредприятиябылинезависимыоткрупногокапитала,платилиналоги,ненуждалисьвподдержкегосударстваинекооперировалисьмеждусобой.Это–классическоемалоеисреднеепредпринимательство,изкоторогопомереуглубленияразделениятруда,накоплениякапиталаиростадоступноститранспортныхуслугвыросликрупныефирмы.
     ОмасштабахразвитиямалогобизнесавРоссииизарубежомможносудитьподаннымтаблицы1.
     Отметим,чтовзападныхстранахневездеразработанединыйкритерий,согласнокоторомутеилииныепредприятияотносятсяккатегориималыхпредприятий.
     
     
     
     Таблица1-Уровеньразвитиямалогоисреднегопредпринимательствавнекоторыхстранах
Страна,тыс.ед.
Числомалыхисреднихфирмврасчетена10тыс.жителей
Численностьзанятых,млн.чел.
Долямалыхисреднихпредприятий,%



вобщейчисленностизанятых
вВВП(оценка)
Великобритания
2630
460
13,6
49
Германия
2290
370
18,5
46
Италия
3920
680
16,8
73
Франция
1980
350
15,2
54
СтраныЕС
15770
450
68,0
72
США
19300
742
70,2
54
Япония
6450
496
39,5
78
Россия
875
57
7,5
9,6
     
     Однакосуществуютинтеллектуальныеопределения.Одноизних–этоопределение,данноевдокладекомитетабританскогопарламентапоисследованиюмалыхфирм(такназываемыйкомитетБолтона)ещев1971году.«…Малойявляетсяфирма,которая,во-первых,имеетотносительнонебольшуюдолюрынкасвоейпродукции,во-вторых,управляетсясобственниками,в-третьих,независимаявсмысле,чтонеявляетсячастьюболеекрупногопредприятияисобственники-менеджеры,свободныотконтроляизвне,припринятиипринципиальныхрешений»[7,с.206].
     Большоезначениеимеетспособностьмалыхпредприятийрасширятьсферуприложениятруда,создаватьновыевозможностинетолькодлятрудоустройства,но,преждевсегодляпредпринимательскойдеятельностинаселения,развертыванияеготворческихсилииспользованиясвободныхпроизводственныхмощностей.
     Водномизсовременныхэкономическихсловарейсущностьмалогопредприятиятрактуетсяследующимобразом:«Малоепредприятие–небольшоепредприятиелюбойформысобственности,характеризующееся,преждевсего,ограниченнымчисломработниковизанимающеекрайненебольшуюдолювобщемпостране,регионуобъемедеятельности,являющейсяпрофильнойдляпредприятия»[16,с.18].
     Вбольшинствеопределенийподчеркивается,чтобизнес–деятельностьчастныхлициорганизаций,т.е.бизнесоснованначастной,негосударственнойформесобственности.Приэтомвсеженеследуетотрицатьналичиегосударственногомалогобизнеса.Экономикалюбогогосударстванеможетнормальноразвиватьсябезоптимальногосочетаниякрупного,среднегоималогобизнеса.Этодоказываетвсяисторияэкономическогоразвитияведущихстранмира[18,с.87].
     Использованиеинституциональныхподходовкпроблемегосударственногорегулированиямалогопредпринимательстварасширяетвозможностипониманияэтойважнейшейсоставляющейэкономикигосударстваиоказываетсядлянееметодическиперспективным,таккакдаетновыесредствавбудущемболееэффективнойсистемыгосударственнойподдержкемалогоисреднегобизнесачерезразвитиеегоинститутов.
     Формированиеинституциональнойсреды–системыправа,морали,этикиисоответствующихимнепротиворечивыхформальныхинеформальныхинститутов,обеспечивающейразвитиемалогопредпринимательства,–задача,решениекоторойспособствуетустойчивомуразвитиюэкономикииобществавцелом.
     Дляизучениявопросовстановленияиэкономическойдеятельностисистемыпредпринимательстваважнознаниеинституциональныхфакторов(исследованиестановленияипредшествовавшегоразвитияинститутов)конкретныхусловийееформированиянамакро-имикроуровнях.
     Уровеньразвитияпредпринимательства,ивчастностималого,зависитот:
     1)развитостинормативно-правовойбазы;
     2)состоянияконкурентнойсреды;
     3)защищенностичастнойсобственности;
     4)методовиформгосударственногорегулированияпредпринимательскойдеятельности;
     5)неформальныхнормиобычаевделовогооборота.
     Важнейшимотличиеммалогопредпринимательстваоткрупногоисреднегоявляются:
     1)высокийуровеньтранзакционныхиздержек;
     2)высокаястепеньнеопределенностивнешнейсреды;
     3)«адаптивная»реакциянаизменениявнешнейсредыивысокаястепеньзависимостиотеевоздействий;
     4)низкийпотенциалотдельновзятыхсубъектовмалогопредпринимательства.
     Этикачественныехарактеристикиявляютсяопределяющимиприразработкеиосуществлениигосударственногорегулированиямалогоисреднегопредпринимательства[13,с.78].
     Комплексограничений,задаваемыхформальными(законами,подзаконнымииправовымиактами)инеформальныминормамиирегулирующиевзаимодействиялюдейнавсехуровнях,включаяиорганывласти,формируетинституциональнуюсреду,вкоторойфункционируюторганизации.
     Оценкаинституциональногоклиматаэкономическойорганизациипредполагаетвыделениевнутреннейивнешнейсоставляющихинституциональнойсреды.Внутренняяпредпринимательскаясредаопределяетсясовокупностьювнутреннихусловийифакторовфункционированияпредпринимательскойорганизации:выбороморганизационно-правовойформыипредметадеятельности,наличиемнеобходимогособственногокапитала;подборомкадров;знаниемрынкаипроведениеммаркетинговыхисследований;квалификациейуправленческогоперсоналаирядомдругих.
     Внешняяпредпринимательскаясредаопределяетсясовокупностьюфакторовиусловий,прямоиликосвенновлияющихнаразвитиепредпринимательства.Вчастности,наэффективностьразвитияпредпринимательстваположительно(илиотрицательно)влияютвзаимоотношениясорганамигосударственнойиместнойвласти,поставщикамиипотребителями,субъектамирыночнойинфраструктуры.
     Такимобразом,институциональнаясредаорганизациипредставляетсобойсистемуинститутов(экономических,политических,идеологических)черезкоторыеобеспечиваетсяразвитиемалогопредпринимательствавусловияхрынка.
     Взависимостиотпринадлежностикразнымотраслевым,профессиональнымиполовозрастнымгруппамнаселенияразличаютсяимотивы,определяющиевыбормеждунаемнымтрудомвгосударственноминегосударственномсекторе,междунаемнымтрудомисамостоятельнымиформамизанятости,междуработойиотказомотнеё.Болеевысокойактивностьюкразличнымформампредпринимательстваотличаетсямолодежь,чтосвязанодляоднихгруппмолодежисвозможностямиболеевысокихдоходов,адлядругих,особенноспециалистов,свозможностьюсамовыражения,развитиятворческойдеятельности.Значительнадоляисредиженщин,ищущихработу,что,восновном,связаносбольшимивозможностямираспоряжениясвоимвременем.
     Существуютразличныемотивыпереходаизгосударственногосекторавнегосударственный,основнымизкоторыхявляетсяматериальный.Такжеследуетотметитьмотив,связанныйсвозможностьюполучениябольшейсвободы,менеежесткойрегламентации,контроля,нервно–психологических,физическихнагрузок,скоторымисвязанаработавгосударственномсекторе,особенновпромышленности.
     Втабл.2отраженыпоказатели,свидетельствующиеоростесреднихималыхпредприятийвэкономикеРоссийскойФедерациизапоследниегоды.
     
     Таблица2-ОсновныепоказателиэкономическойдеятельностипредприятийсреднегоималогобизнесавэкономикеРоссии(наконецгода)[7,с.13–14]

Средниепредприятия
Малыепредприятия

2013
2014
2015
2013
2014
2015
Числопредприятий
15547
15170
15856
1578769
1644269
1836433
Средняячисленностьработников,тыс.чел.
2063,1
2582,9
2051,5
11281,7
11149,0
11480,5
Оборотпредприятий,млрдруб.
3030,5
7338,5
5102,9
16443,5
18301,3
22613,1
Сальдированныйфинансовыйрезультат(прибыльминусубыток),млрдруб.
93,0
139,4
162,1
424,6
536,0
474,2
     
     Данныетаблицысвидетельствуютотом,чтоза2013по2015гг.числопредприятийисреднего,ималогобизнесавстранеувеличилосьпримернона2%и16%,соответственно.Приэтом,есликоличествосреднихкомпанийс2013по2014гг.вырослопримернона62%,ток2015годуихколичествоснизилосьна63%.Оборотпредприятийсреднегобизнесазаанализируемыйпериодвремениувеличилсяпримернона68%,аростприбылисоставилпримерно74%,малыхкомпаний—примернона38%и12%,соответственно.
     Стоитотметить,чтов2014годувстранефункционировало953,1тыс.малыхпредприятийсчисломзанятых7815,1тыс.человек[22].
     Вследующейтаблицерассмотримданныепоотраслевойпринадлежностиструктурсреднегоималогобизнесавстране.
     
     Таблица3-Количествопредприятийсреднегоималогобизнесаповидамэкономическойдеятельностив2013году(наконецгода)

Средниепредприятия
Малыепредприятия
Всегоизних:
15945
1836433
сельскоехозяйство,охотаилесноехозяйство
3128
59903
рыболовство,рыбоводство
79
3612
добычаполезныхископаемых
260
6218
обрабатывающиепроизводства
3834
171269
производствоираспределениеэлектроэнергии,газаиводы
362
11427
строительство
1969
202579
оптоваяирозничнаяторговля;ремонтавтотранспортныхсредств,мотоциклов,бытовыхизделийипредметовличногопользования
3584
727341
гостиницыирестораны
197
53069
транспортисвязь
изнихсвязь
721
55
114870
11598
операцииснедвижимымимуществом,арендаипредоставлениеуслуг
1516
381438
образование
2
5701
здравоохранениеипредоставлениесоциальныхуслуг
145
24906
предоставлениепрочихкоммунальных,социальныхиперсональныхуслуг
144
46662
     
     Анализданныхвышеприведеннойтаблицысвидетельствуетотом,чтонаибольшеечислосреднихпредприятийв2013г.приходилосьнаобрабатывающиепроизводства—19,6%,тогдакакмалых—насферуторговлиибытовогообслуживания—25,2%.Приэтомнаименьшееколичествосреднихпредприятийприходилосьнаобразование(2ед.)исвязь(0,3%),амалыхкомпаний—нарыболовствоирыбоводство(0,2%).
     Кчислусоциальныхфункциймалогопредпринимательства,кромеранееперечисленных,следуетотнестисодействиевовлечениювпроизводственныйпроцессдополнительныхтрудовыхресурсов,которыедругимигруппамиработодателейпочтинеиспользуются(пенсионеры,несовершеннолетние,лицасограниченнойтрудоспособностью,многодетныематери).Этотемболееважно,учитывая,чтодоляданныхкатегорийлюдейвобщейчисленностинаселениястраныувеличивается.Малыепредприятияже,использующиенаемныйтруд,гибкоприспособленыдляиспользованиятрудапожилыхлиц,учащейсямолодежи,надомников.
     Ростзанятостинаселенияи,соответственно,снижениеуровнябезработицы,повышениеуровняжизнинаселенияисокращениебедныхзасчетвовлечениявсектормалогопредпринимательстваспособствуетреализацииидругихсоциальныхфункциймалогобизнеса:борьбаснегативнымисоциальнымиявлениямичерезсокращениепреступности,алкоголизма,наркомании;возможностьдлясамореализациилюдейсособойинициативойипредприимчивостью.
     Средиэкономическихпреимуществ,способствующихразвитиюмалогобизнеса,можновыделитьменьшуюстоимостьсозданиярабочихмест,высокуювнутреннююмобильностьприизмененииспросасиспользованиемместныхресурсов,неэффективныхдлякрупногобизнеса,высокуюрентабельностьработына«узких»сегментахрынка,ориентированныхнаограниченныйиспецифичныйкругпотребителей,простотуорганизации,небольшойкапиталприорганизациипроизводстваит.д.
     ОднойизосновныхпроблемвразвитиималогопредпринимательствавРоссии,особенновперерабатывающемсектореэкономикиявляетсянехваткаинвестиций.Огромнаячастьинвестицийнаправляетсяприэтомвдобывающиеотрасли,восновномэкспортногонаправления,что,вконечномитоге,подрываетконкурентоспособностьроссийскихпроизводителеймалогоисреднегобизнесапосравнениюсзарубежнымипредприятиямииприводиткростуимпортавданныхотраслях,представленного,взначительнойстепени,низкокачественнойифальсифицированнойпродукцией,несмотрянасвоикачестванаходящейспросвусловияхнизкихдоходовосновнойчастироссийскогообщества,слабойконкурентоспособностиотечественныхпроизводителей,недостаточнойзащитыиконтроляроссийскогорынка.
     Косновнымфакторам,препятствующимразвитиюмалогобизнесавРоссииможнотакжеотнестииотсутствиесоответствующейинтересаммалогобизнесанормативно–правовойбазы,тогдакаккрупныепредпринимателиимеютвозможностьлоббироватьпринятиетехилииныхзаконовирешенийнаправительственномуровне[18,c.85].Малыйбизнесвэтомотношенииотстаетоткрупногопредпринимательства.Отсутствиевдолжнойстепенизалоговогообеспеченияснижаетвозможностьполучениякредитоввбанках,авыделяемыеправительственныесредстванаразвитиемалогобизнесачастоиспользуютсявсвоихцеляхчиновникаминаместах,чтотакжеусугубляетположениевданнойсфередеятельности.Стоитотметитьоналичииразличныхадминистративныхбарьеров,слабойзащитыоткоррупцииикриминалапредпринимателей,существенномналоговомбремени.
     Припроведенииинвестиционногопроектирования,оценокинвестиционныхрисковмалыепредприятиясталкиваютсясбольшимитрудностями.ВРоссии,несмотрянадекларируемуюправительственнуюподдержку,предпринимательскийресурспрактическинеиспользуется[17,с.114].
     Малоепредпринимательствоиграетзначительнуюрольвразвитиисоциальнойнаправленностирыночнойэкономики,вобеспеченииравновесиямеждурыночнойэффективностьюирешениемсоциальныхзадач.Нарегиональномуровнерольмалогобизнесасостоитвсниженииуровнябезработицы,ростадоходовнаселения,увеличенииденежныхпоступленийвбюджет.Втожевремя,стоитсказать,чтовпроцессепереходаоткомандно–административнойкрыночнойструктурехозяйствавозникиширокораспространилсяспецифическийвидмалогоисреднегобизнеса,который,посуществу,можноназвать«воздушным»,т.е.непроизводящимникакойпродукции,аделающимприбыльнапродажепорыночнымценам,частоупаковываяиприклеиваясвоиэтикеткинапродукциигосударственныхпредприятий,покупаяихпозаводским(трансфертным)ценам.Лица,имевшиенепосредственноеотношениекуправлениюгосударственнымиобъектами,создавая,такимобразом,действующиемелкиефирмы,частоназываемыекооперативами,вусловияхтоварногодефицитаполучалиогромныекапиталы.Дажепроцессприватизациивстраненеположилконецданномуявлению,чтообъяснялосьспецификойроссийскойприватизации,являвшейсяпрактическибезвозмездной.Крупныекомпаниисучастияруководстваразорялисьчерезмалыепредприятия,ориентированныенаторговлюспервымичерезпереводыприбылей,аиногдаичастиоборотногокапитала,амортизационныхотчисленийскрупногогосударственногоилиприватизационногопредприятиянасчетаподставныхкомпанийилилиц.Почвойдлятакихмахинацийявилосьотсутствиекрепкойзаконодательнойисудебнойсистем,и,соответственно,усилениеинститутовданныхветвейвластистанетпричинойискорененияданноговидапсевдопредпринимательствавРоссии.
     Государственнаяподдержкамаломуисреднемубизнесу,представленнаявРоссиильготнымналогообложением,снижениемвзносоввовнебюджетныефонды,предоставлениемболеелегкогодоступакдешевымисточникам,ускореннымсрокомамортизацииможетстатьпричинойувеличениячисламалыхисреднихпредприятий,создаваемыхпутемразукрупнениякрупныхфирмивыделенияизнихнаиболееприбыльныхподразделенийподвидомсубъектовмалогоисреднегобизнеса.Вконечномитоге,этоприведеткснижениюналогооблагаемойбазыиналоговыхпоступлений,таккакмнимыйростсубъектовмалогоисреднегобизнесаоснованнаснижениичисларазукрупняемыхматеринскихкомпанийкрупногобизнеса.АналогичныепроцессыпроисходиливСШАвконце50–начале60–хгг.прошлоговекавусловияхзначительнойгосударственнойподдержкималогопредпринимательства[20,c.107].Поэтомусталиговоритьобусиленииадресностипредоставленияльготмаломуисреднемупредпринимательству,чтобыподдержкаоказываласьнеподразделениямкрупныхпредприятий,атем,комуонадействительнопредназначается.
     Стоитнапомнить,чтоКонституцияРФгарантируеткаждомугражданинуправонаиспользованиесвоихспособностейиимуществавпредпринимательскойдеятельности,незапрещеннойзаконом.Органыгосударственнойвластиприэтомобязанысоблюдатьправапредпринимателей,защитузаконныхинтересовсубъектовпредпринимательства.Всвязисэтиморганыгосударственнойвластиопределяютправовыеаспектыпредпринимательскойдеятельности,устанавливаютформыгосударственногорегулированияиконтролянаддеятельностьюпредпринимательскихструктур.
     Соответственногосударственнаяподдержкадолжнаоказыватьсяпоследующимосновнымнаправлениям:снятиеразличныхнормативно–правовых,организационных,административныхпрепятствий;созданиесоответствующегопредпринимательскогоклиматавстране;расширениедоступакфинансовымресурсам;созданиеразличныхструктурвцеляхпредоставлениямалымпредприятиямконсультационной,материальной,информационной,организационнойпомощи;развитиелизингатехнологийиоборудования.
     
     1.2Методикаоценкиэффективностидеятельностиорганизацийподдержкималогопредпринимательства
     
     
     ВопросывыработкиэффективнойполитикиподдержкималогопредпринимательстванафедеральномирегиональномуровняхприобретаютвРоссиивсебольшуюактуальность.
     Какпоказываетзарубежныйопыт,лишьпоследовательнаяполитикагосударстваспособнабытьэффективнойиприводиткпланируемомурезультату–созданиюблагоприятныхусловийдляразвитиямалогопредпринимательства.Кромепротекционистскогоподхода,включающегоразработкуиреализациюцелевыхпрограммподдержкималогопредпринимательства(применяетсяивРоссии),странысэффективноразвивающейсярыночнойэкономикойидутпопутицеленаправленногоипоследовательногоразвитиямакросредыбизнесакактаковой,созданиянормальныхусловийдляфункционированиялюбыхпредприятий.Причемопределениеразмерапредприятийсвязаноотнюдьнетолькосвыделениемнекойспецифическойгруппыихдляоказанияподдержки.
     ФедеральныеибольшинстворегиональныхпрограммразвитиямалогопредпринимательствавРоссийскойФедерациииграютлишьдекларативную(политическую)роль.Частичнаяреализациязапланированныхмероприятийпрактическинеизмениланеблагоприятныевцеломусловияфункционированиямалыхпредприятий.[12,с.23].
     Изменениеролиподдержкиразвитиямалогопредпринимательстваврешениисоциально-экономическихпроблемвозможноприусловиикритическогоосмысленияимеющегосяотечественногоибогатогозарубежногоопыта.Здесьважныкакмеры,связанныеснаведениемэлементарногопорядкаприреализациипланируемыхмероприятий,такиглубокийанализсамихсистемподдержкималогопредпринимательства.Рядисследованийзападныхспециалистовпоказываетважностьтакогоанализаинеобходимостьпереходаоттрадиционныхколичественно-затратныхметодовккачественно-результативным.Спецификаструктурыподдержкиразвитиямалогопредпринимательствасостоитвпереплетениисоциальнойиэкономическойихсоставляющих,чтовызываетопределенныетрудностивчастиэффективногопланированияиоценки.Наличиесоциальнозначимыхэлементовразвитиямалогопредпринимательства,затрудняющихрасчетпрямыхикосвенныхвыгодотихреализации,итрудностивыборакритериеврезультативностиограничиваютвозможностииспользованияпоказателейклассическогофинансовогоанализа.Проблемыоценкисистемподдержкималогопредпринимательствасвязаныс:
     ? определениемихместасредидругихсистемсоциально-экономическогоразвитиярегиона;
     ? многокомпонентностьюсистемы,
     ? необходимостьювычленения(отбора)оптимальнойпоколичествуикачествуинформации;
     ? выборомметодикиоценки;
     ? выборомпоказателейикритериевэффективности.
     Слабымзвеномвсехрегиональныхэлементовинфраструктурыподдержкималогопредпринимательстваявляетсярасчетихэффективности.Междутемочевидно,чтоподдержкамалогопредпринимательствадолжнаоказыватьпозитивноевлияниенаэкономическую,социальную,экологическуюситуациюврегионе.
     Эффективностьподразумеваетрезультативностьдеятельности,ихарактеризуетсяотношениемполученногоэкономическогоэффектакзатратам,обусловившимполучениеэтогорезультата.Показателиэффективностиявляютсяотносительнымипоказателями.[8,с.98].
     Какправило,критерииэффективностиформулируютсявобщейформе:
     ? увеличениечисленностизанятыхвмаломпредпринимательстве;
     ? увеличениеколичествамалыхпредприятий;
     ? расширениеналогооблагаемойбазы;
     ? повышениесобираемостиналогов;
     ? активизациядеятельностималыхпредприятий;
     ? насыщениерынкатоварами.
     Практикапоказывает,чтовнастоящеевремянесуществуетидеальнойметодикиоценкиэффективностиэлементовинфраструктурыподдержкималогопредпринимательства.
     Зарубежныеметодикиоценкисистемподдержкихарактеризуютсядвумяподходами.
     Традиционномуподходуприсущинекотораядискретностьвописаниикомпонентовсистемыподдержкималогопредпринимательстваиограниченностьвоценкеэффективностиэтойсистемы.Приреализацииданногоподходаакцентделаетсянадостижениеколичественно-затратныхпланируемыхпоказателей(такаясистемаоценкивнастоящеевремяреализуетсяивРоссии).
     Инновационныйподходхарактеризуетсяинтегральностьюврассмотрениисистемывцеломиучетоминтерактивноговзаимодействияееэлементов.Притакомподходеакцентделаетсянасоответствующихкачественно-результативныхипроцессныхиндикаторахэффективности.[21,с.58].
     Отметим,чтохарактерноедлятрадиционныхметодологийиспользованиеколичественныхистатичныхиндикаторовзатрат/достижений,такихкакколичествомалыхпредприятий,вновьсозданныхрабочихмест,количествообученныхпредпринимательствуит.д.,обусловленопростотойиудобствомихопределения,атакженевысокимииздержкамииспользованиясуществующейсистемыгосударственнойстатистики.Втожевремяприменениеэтихиндикаторовукладываетсяврамкилинейныхмоделейразвитияпредпринимательскойидеи,всоответствиискоторымиидея,возникаяупредпринимателя,развиваетсяприсодействиисоответствующихэлементовинфраструктурымалогопредпринимательства(обучающих,консультационных,различныхформфинансовойподдержкиит.д.).[7,с.158].
     Сопоставлениетрадиционногоиинновационногоподходовкоценкеэффективностисистемподдержкималогопредпринимательствадановтаблице4.

     Таблица4–Сравнительнаяхарактеристикатрадиционногоиинновационногоподходовприоценкесистемподдержкималогобизнеса(опорныемоменты)
Традиционныйподход
Инновационныйподход
Инвентаризацияиспецификациякомпонентовинфраструктурыподдержкималогопредпринимательства(организационных,законодательных,информационных,ресурсных)
Оценкаспособностисистемыподдержкималогопредпринимательствавыполнятьдекларируемыефункции(включаяоценкувозможностейвзаимодействияразличныхкомпонентовсистемы)
Описаниекомпонентовсистемы
Оценкавзаимодействиякомпонентовсистемыисинергетическогоэффектаэтоговзаимодействия
Созданиеновыхпредприятий
Решениесоциально-экономическихпроблем
Сходствопроблемразличныхрегионов
Региональныеособенности
Количественныепоказатели
Качественныепоказатели
Индикаторызатрат/достижений
Процессныеиндикаторы
     
     Дляинновационныхметодологийхарактерноиспользованиекачественныхидинамических(илитакназываемыхпроцессных)индикаторов,характеризующихкачествоидинамикуразвитияпланируемогопроцессаподдержкималогопредпринимательства,реализациимероприятий,предусмотренныхврегиональныхпрограммах,атакженаличие(илиотсутствие)взаимосвязеймеждуэлементамиинфраструктурыподдержкималогопредпринимательстваикачествоэтихвзаимосвязей.
     Процесснымииндикаторамимогутбытьтакиепоказатели:
     ? долясубъектовмалогопредпринимательства,выразившихудовлетворенностьподдержкоймалогопредпринимательства;
     ? выживаемостьмалыхпредприятий;
     ? долясубъектовмалогопредпринимательства,получившихподдержку;
     ? плотностьмалыхпредприятий(количествомалыхпредприятийна1000жителей);
     ? долямалыхпредприятийвваловомрегиональномпродукте;
     ? доляналоговыхпоступленийотмалыхпредприятий.
     Выборпроцессныхиндикаторовможетбытьрасширенвотдельныхрегионахвзависимостиотихинвестиционнойпривлекательностииконкурентоспособности.
     Нижеприведенасистемаобобщающихичастныхпоказателейоценкиэффективностисистемподдержкималогопредпринимательства,разработаннаяИ.В.Барановой.
     
     ,						(1)
     
     гдеЭ0–обобщающийпоказательбюджетнойэффективности;
     Rc–совокупныерезультаты(суммапроизведенноймалымипредприятиямипродукции(работ,услуг)илисумманалогов,уплаченнаявбюджет,иликоличествочеловек,занятыхвмаломпредпринимательстве);
     Zc–совокупныезатратынаподдержкумалогопредпринимательства(например,бюджетныесредства,выделенныенафинансированиепроектов).
     
     ,					(2)
     
     гдеР–плотностьмалыхпредприятий;
     Кмп–количествомалыхпредприятий;
     Ч–численностьнаселения.
     
     ,						(3)
     
     гдеДч–долязанятоговмаломбизнесенаселения;
     Чмп–численностьработающихвмаломпредпринимательстве;
     Ча–численностьэкономическиактивногонаселения.
     Расчетуказанныхвышепоказателейпозволитоценить,обеспечиваетлисистемаподдержкималогопредпринимательстваустойчивоеразвитиемалогопредпринимательства,способствуетлисозданиюновыхрабочихмест,рациональномуиспользованиюприродных,материальныхитрудовыхресурсовипополнениюбюджета.
     
     
2ПерспективыразвитиясистемыподдержкималогопредпринимательствавКрасноярскомкрае
     
     2.1ПоддержкамалогопредпринимательствавКрасноярскомкрае

      ПроведеманализтекущегосостоянияидинамикиразвитиясекторамалогопредпринимательствасиспользованиемданныхгосударственнойстатистикивцеляхвыявленияколичественныхтенденцийипропорцийвнутрисектораМП.
      РазвитиеМСПвКрасноярскомкраепризванорешитьрядважнейшихсоциально-экономическихзадачпереходногопериода.Этоформированиерациональнойструктурыэкономики,созданиесреднегокласса,снижениебезработицы,расширениедоходнойчастибюджетоввсехуровней,обеспечениеполитическойстабильностивобществеиряддругихпроблем.Проанализируемосновныепоказатели,характеризующихмалоепредпринимательствовКрасноярскомкрае(табл.5).
      
      Таблица5-Числомалыхпредприятийповидамдеятельности

2012
2013
2014
2015

Ед.
в%китогу
Ед.
в%китогу
Ед.
в%китогу
Ед.
в%китогу
Всего
22308
100
25169
100
6846
100
6986
100
втомчислеповидамэкономическойдеятельности:








сельскоехозяйство,охотаилесноехозяйство
356
1,6
458
1,8
437
6,4
405
5,8
обрабатывающиепроизводства
2772
12,4
2863
11,4
1267
18,5
1251
17,9
производствоираспределениеэлектроэнергии,газаиводы
87
0,4
96
0,4
41
0,6


строительство
2790
12,5
3186
12,6
1055
15,4
1027
14,7
Продолжениетаблицы5
оптоваяирозничнаяторговля;ремонтавтотранспортныхсредств,мотоциклов,бытовыхизделийипредметовличногопользования
10131
45,4
11319
45,0
1856
27,2
2068
29,6
транспортисвязь
909
4,1
996
3,9
280
4,1
279
4
операцииснедвижимымимуществом,арендаипредоставлениеуслуг
4077
18,3
4585
18,2
1425
20,8
1390
19,9
здравоохранениеипредоставлениесоциальныхуслуг
219
1,0
254
1,0
97
1,4
105
1,5
предоставлениепрочихкоммунальных,социальныхиперсональныхуслуг
429
1,9
428
1,7
138
2,0
125
1,8
     
     НесмотрянанекоторыйростчисламалыхпредприятийвцеломпоКрасноярскомукраю(на4,2%)ипоотдельнымвидамэкономическойдеятельностив2015годупосравнениюс2014годом,ихструктуравэкономикерегионаостаетсядостаточноустойчивой.
     ? оптовой,розничнойторговле,ремонтеавтотранспортныхсредствипредметовличногопользования;
     ? операцияхснедвижимымимуществом,арендеипредставительскихуслугах;
     ? строительстве;
     ? обрабатывающихпроизводствах.
     Напредприятия,осуществляющиедеятельностьвсоциальнойсфере,приходится3,2%отобщегочисламалыхпредприятий,всельскомхозяйстве-около6%,натранспортеисвязи-4%.
     Преобладаниемалыхпредприятий,осуществляющихсвоюдеятельностьвторговлекакоптовой,такирозничной,вопределеннойстепениобъясняетсятем,чтооткрытиеторговогопредприятияизначальнотребуетменьшефинансовых,трудовыхииныхнематериальныхзатрат,чем,например,открытиепроизводственногопредприятия.Поданнымсоциологическихисследований,стартоваясумма,необходимаядляоткрытиямалогопредприятиярозничнойторговли,в1,5разаменьше,чемдлясозданияпроизводственногомалогопредприятия.В2015году,какив2014году,средипредприятийобрабатывающихпроизводствнаибольшеечисломалыхпредприятийзанимаютсяпроизводствомпищевыхпродуктов(12%отобщегочислапредприятий,работающихвобрабатывающихпроизводствах),осуществляютсвоюдеятельностьвтекстильномишвейном,целлюлозно-бумажном,металлургическомпроизводствеипроизводствеготовыхметаллическихизделий(от8до11%предприятийпокаждомувидудеятельности),впроизводствемебелиипрочейпродукции-7,5%.
     
     Таблица6-ОсновныепоказателиразвитиямалогопредпринимательствавКрасноярскомкрае
Год
Кол-вомалых
предприятий,ед.
Среднесписочное
числоработающих,чел.
Объемпродукциивфактическидейств.ценах,млн.руб.
2014
6846
159609
36659,0
2015
6986
183000
40555,2
     
     ПооценкечисленностьзанятыхнамалыхпредприятияхКрасноярскогокраяв2015годусоставляет183тыс.человек,чтона22тыс.человек,или7,4%,большеаналогичногопоказателя2014года.Наибольшеечислозанятыхнаблюдаетсянапредприятияхобрабатывающихпроизводств,осуществляющихоперацииснедвижимымимуществом,арендойипредоставлениемуслуг,вторговле.
     ДлямалыхпредприятийКрасноярскогокраяхарактерноактивноепривлечениеработниковнаусловияхвторичнойзанятости(посовместительствуиподоговорамгражданско-правовогохарактера),чтоподчеркиваетсоциальнуюнаправленностьмалогобизнеса,предоставляющуюдополнительныеисточникидоходовдлянаселениянарядусосновнымместомработы.
     Наиболеевысокийуровеньвторичнойзанятостинаблюдаетсянамалыхпредприятиях,оказывающихуслугиздравоохранения(30,4%отобщегочислазанятых),осуществляющихфинансовуюдеятельность(13,5%),встроительстве(23%).
     ОборотмалыхпредприятийКрасноярскогокраяв2013годусоставилвдействующихценах146,3млрд.рублей,или21,8%оборотавсехорганизацийобласти.Вобщемобъемеоборотамалыхпредприятий70,4%приходитсянапроданныетоварынесобственногопроизводства.Наиболеевысокийудельныйвесвобщемобъемеоборотамалыхпредприятийзанимае.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44